Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 04-03-018-04

04-03-018

Канаты дорог подвесных маятниковых двухканатных → На последующие 500 м тягового каната добавлять к норме 04-03-018-03

Подробное описание
Группа: Канаты дорог подвесных маятниковых двухканатных Обоснование: НР: Пр/812-083.0, СП: Пр/774-083.0

Быстрая информация

Единица измерения
500 м
Категория
04-03-018
Тип работ
GESNP
Трудозатраты
207 чел.-ч при разряде 6 (включая инженеров)
Основное назначение
На последующие 500 м тягового каната добавлять к норме 04-03-018-03

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Рабочий 6 разряда чел.-ч 103.5
Инженер I категории чел.-ч 51.75
Ведущий инженер чел.-ч 51.75

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 04-03-018-04 играет важную роль в ценообразовании строительных работ, связанных с монтажом канатов подвесных дорог. Она относится к группе норм, регламентирующих работы с канатами дорог подвесных маятниковых двухканатных, и является дополнительной к базовой норме ГЭСН 04-03-018-03. Основное назначение нормы 04-03-018-04 — учет затрат на последующие 500 метров тягового каната, добавляемых к объему работ, уже учтенному нормой 04-03-018-03.

Подвесные канатные дороги (ПКД) представляют собой сложный инженерный комплекс, где тяговым и грузонесущим элементом выступает канат, подвешенный на опорах над поверхностью земли . Они классифицируются по различным признакам, включая назначение (грузовые, пассажирские), характер движения (кольцевые, маятниковые) и конструкцию (одноканатные, двухканатные) . Норма 04-03-018-04 применяется именно для двухканатных маятниковых дорог.

Двухканатные маятниковые дороги – это системы, в которых вагоны перемещаются по неподвижным несущим канатам с помощью подвижного тягового каната . Как правило, две кабины (или одна) совершают возвратно-поступательное (маятниковое) движение между станциями, останавливаясь для посадки и высадки пассажиров . Такие дороги отличаются высокой надежностью, способностью преодолевать значительные пролеты (до 3000 м) и сложный рельеф, что делает их незаменимыми в горной местности, на горнолыжных курортах и даже в городской инфраструктуре .

Для сметчиков крайне важно понимать, что ГЭСН 04-03-018-04 не является самостоятельной нормой для всей длины каната, а применяется как добавочная единица измерения. Это позволяет точно рассчитать затраты на монтаж тягового каната для протяженных канатных дорог, где длина каната значительно превышает базовый объем, учтенный в ГЭСН 04-03-018-03.

Техническая информация

ГЭСН 04-03-018-04 детализирует ресурсы, необходимые для выполнения работ по монтажу тягового каната подвесных маятниковых двухканатных дорог на каждые последующие 500 метров. Важно отметить, что данная норма, как и другие ГЭСН, предназначена для определения потребности в ресурсах (затраты труда рабочих, строительные машины, материалы) и является исходным нормативом для разработки единичных расценок .

Состав работ по норме

Поскольку ГЭСН 04-03-018-04 является дополнительной нормой, она не содержит подробного перечня операций, как это бывает в базовых нормах. Предполагается, что основные технологические операции по монтажу тягового каната учтены в ГЭСН 04-03-018-03. Норма 04-03-018-04 учитывает дополнительные трудозатраты, связанные с увеличением общей протяженности тягового каната. Эти затраты могут быть обусловлены необходимостью выполнения следующих операций на дополнительном участке:

  • Дополнительная прокладка и размотка каната.
  • Операции по натяжению и регулировке каната на увеличенной длине.
  • Контроль качества и проверка параметров каната на протяжении всего участка.
  • Вспомогательные работы, связанные с перемещением персонала и оборудования вдоль трассы для обслуживания дополнительного участка каната.

Техническая часть сборников ГЭСН, к которым относится данная норма, содержит разделы "Общие положения" и "Исчисление объемов работ" . Эти разделы предоставляют общие указания по применению норм, включая особенности и условия выполнения работ, а также правила расчета объемов. Для корректного применения 04-03-018-04 необходимо руководствоваться положениями технической части соответствующего сборника ГЭСН.

Материалы и ресурсы

Согласно входным данным, норма ГЭСН 04-03-018-04 учитывает только трудозатраты персонала. Это означает, что стоимость самого тягового каната, а также затраты на эксплуатацию машин и механизмов, необходимых для его монтажа, не включены в данную норму. Эти ресурсы должны быть учтены в базовой норме ГЭСН 04-03-018-03 или определены по проектным данным и дополнительным расчетам. Такой подход характерен для дополнительных (инкрементальных) норм, которые фокусируются на изменении трудоемкости при увеличении объема работ.

Трудозатраты и время выполнения

Норма 04-03-018-04 предусматривает следующие трудозатраты на каждые последующие 500 метров тягового каната:

  • Рабочий 6 разряда: 103.5 чел.-ч
  • Инженер I категории: 51.75 чел.-ч
  • Ведущий инженер: 51.75 чел.-ч

Общие трудозатраты на 500 метров дополнительного тягового каната составляют 207 чел.-ч. Важно отметить, что в сметных расчетах эти трудозатраты часто агрегируются, и, как правило, для пусконаладочного персонала, к которому относится данная норма, может быть указан средний разряд, например, 6-й разряд для всех 207 чел.-ч . Это упрощает расчеты, но сметчик должен понимать, что за этим стоит работа квалифицированных специалистов различных уровней.

Требования к квалификации

Выполнение работ, учтенных нормой 04-03-018-04, требует привлечения высококвалифицированного персонала. В составе звена, предусмотренного нормой, указаны:

  • Рабочий 6 разряда: Это высококвалифицированный рабочий, обладающий глубокими знаниями и опытом в монтаже и обслуживании сложных подъемно-транспортных систем, включая канатные дороги. Его задачи могут включать непосредственное выполнение операций по прокладке, креплению, регулировке каната, а также контроль за работой механизмов.
  • Инженер I категории: Специалист с высшим техническим образованием и значительным опытом работы. Отвечает за техническое сопровождение работ, контроль соответствия проектной документации, решение возникающих технических вопросов, ведение исполнительной документации.
  • Ведущий инженер: Высококвалифицированный инженер, осуществляющий общее руководство и координацию инженерных работ на объекте. Отвечает за разработку технологических карт, обеспечение безопасности, взаимодействие с проектными и надзорными органами. Его роль критична для обеспечения правильности и безопасности монтажных работ.

Такой состав звена подчеркивает сложность и ответственность работ, связанных с монтажом тяговых канатов подвесных дорог, требующих не только физического труда, но и глубоких инженерных знаний и опыта.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 04-03-018-04 является залогом точного определения сметной стоимости работ по монтажу тяговых канатов подвесных маятниковых двухканатных дорог. Эта норма не является базовой, а служит для учета дополнительных объемов работ, что требует внимательного подхода к расчету.

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения нормы 04-03-018-04 сметчику необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение общей длины тягового каната: На основе проектной документации (рабочих чертежей, спецификаций) точно установить общую протяженность тягового каната, подлежащего монтажу. Это критически важный этап, так как все дальнейшие расчеты зависят от этого показателя.
  2. Применение базовой нормы: Для первых 500 метров тягового каната следует применить ГЭСН 04-03-018-03. Эта норма учитывает базовый комплекс работ и ресурсов для начального участка.
  3. Расчет дополнительных участков: Из общей длины каната вычесть первые 500 метров. Оставшуюся длину разделить на 500 метров, чтобы определить количество дополнительных участков. Если остаток составляет менее 500 метров, он все равно округляется до полной единицы измерения (500 м), так как норма применяется "на последующие 500 м". Например, если общая длина 1200 м, то 1200 - 500 = 700 м. Эти 700 м делятся на 500 м, что дает 1.4. Округляем до 2-х дополнительных участков. Таким образом, будет применена ГЭСН 04-03-018-03 один раз и ГЭСН 04-03-018-04 два раза.
  4. Применение дополнительной нормы: Для каждого последующего полного или неполного 500-метрового участка тягового каната применить ГЭСН 04-03-018-04. Количество применений этой нормы будет равно количеству дополнительных участков, рассчитанных на предыдущем шаге.
  5. Суммирование затрат: Суммировать затраты, полученные по ГЭСН 04-03-018-03 и ГЭСН 04-03-018-04, для получения общей сметной стоимости монтажа тягового каната. Не забывайте, что ГЭСНы определяют только ресурсные показатели, а для получения стоимостных показателей необходимо применять текущие цены и индексы пересчета.

Примеры использования

Пример 1: Длина тягового каната 800 м

  • Первые 500 м: применяется ГЭСН 04-03-018-03 – 1 раз.
  • Остаток: 800 м - 500 м = 300 м. Поскольку норма 04-03-018-04 применяется "на последующие 500 м", даже неполные 500 м учитываются как один дополнительный участок.
  • Дополнительные 500 м: применяется ГЭСН 04-03-018-04 – 1 раз.

Пример 2: Длина тягового каната 1750 м

  • Первые 500 м: применяется ГЭСН 04-03-018-03 – 1 раз.
  • Остаток: 1750 м - 500 м = 1250 м.
  • Количество дополнительных участков: 1250 м / 500 м = 2.5. Округляем до 3-х участков.
  • Дополнительные 500 м: применяется ГЭСН 04-03-018-04 – 3 раза.

Особенности и ограничения

Применение ГЭСН 04-03-018-04 имеет ряд важных особенностей и ограничений, которые сметчик должен учитывать:

  • Специфичность применения: Норма предназначена исключительно для тягового каната подвесных маятниковых двухканатных дорог. Ее нельзя применять для несущих канатов (для них существуют ГЭСН 04-03-018-01 и ГЭСН 04-03-018-02) или для канатов других типов подвесных дорог (например, одноканатных или кольцевых) .
  • Инкрементальный характер: Норма учитывает только дополнительные затраты на последующие 500 метров. Это означает, что она всегда должна применяться в связке с ГЭСН 04-03-018-03.
  • Ресурсный состав: В норме учтены только трудозатраты персонала. Стоимость самого тягового каната (который является основным материалом) и затраты на эксплуатацию машин и механизмов (таких как лебедки, краны, специализированное оборудование для монтажа канатов) не включены в эту норму. Эти позиции должны быть добавлены в смету отдельно, исходя из проектных данных и соответствующих сборников ГЭСН или текущих цен на ресурсы .
  • Проектная документация: Точное определение длины каната и условий его монтажа возможно только на основании детальной проектной документации. Любые отклонения от проекта могут потребовать корректировки сметы.
  • Условия производства работ: ГЭСНы разрабатываются исходя из усредненных условий производства работ . В случае особо сложных условий (например, высокогорные районы, труднодоступная местность, экстремальные погодные условия) могут потребоваться повышающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН или методическими рекомендациями по их применению .

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 04-03-018-04 сметчикам необходимо учитывать не только формальные правила применения, но и практические аспекты, которые помогут избежать распространенных ошибок и повысить точность сметных расчетов.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное применение инкрементальной нормы:
  • Ошибка: Применение ГЭСН 04-03-018-04 для первых 500 метров каната или использование ее как самостоятельной нормы для всей длины. Это приводит к занижению или завышению сметной стоимости, так как базовая трудоемкость и состав работ для начального участка не будут учтены.
  • Как избежать: Всегда начинайте расчет с применения ГЭСН 04-03-018-03 для первых 500 метров, а затем используйте 04-03-018-04 для каждого последующего 500-метрового отрезка.
  1. Путаница с типами канатов и дорог:
  • Ошибка: Применение данной нормы для несущего каната или для канатов одноканатных/кольцевых подвесных дорог. Это приведет к некорректному расчету, так как технология и трудозатраты для разных типов канатов и систем существенно отличаются.
  • Как избежать: Четко различайте несущие и тяговые канаты, а также типы подвесных дорог. Для несущих канатов маятниковых двухканатных дорог используйте ГЭСН 04-03-018-01 (базовая) и ГЭСН 04-03-018-02 (дополнительная) .
  1. Неучет стоимости материалов и машин:
  • Ошибка: Предположение, что ГЭСН 04-03-018-04 включает в себя стоимость самого каната и эксплуатацию машин. Это приведет к значительному занижению сметы.
  • Как избежать: Помните, что данная норма учитывает только трудозатраты. Стоимость тягового каната (например, стальных канатов по ГОСТ 3069-80, ГОСТ 3079-88, ГОСТ 2688-80 и др. ) и машин должна быть добавлена в смету отдельно, исходя из проектных данных и текущих цен.
  1. Неправильное округление объемов:
  • Ошибка: Неверное округление длины дополнительных участков. Например, для 1001 метра тягового каната применение нормы 04-03-018-04 только один раз, вместо двух.
  • Как избежать: Всегда округляйте неполные 500-метровые отрезки до полной единицы измерения нормы (500 м) в большую сторону, если это остаток после вычета первых 500 м.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Всегда начинайте работу с тщательного изучения проектной документации. Именно в проекте указываются точные длины канатов, их типы, а также особенности трассы и условия монтажа. Это позволит избежать ошибок в определении объемов работ.
  • Использование официальных источников: При возникновении вопросов по применению норм, обращайтесь к официальным "Методическим рекомендациям по применению сметных норм" и техническим частям сборников ГЭСН . Эти документы содержат разъяснения и правила, которые могут быть неочевидны на первый взгляд.
  • Учет специфики объекта: Подвесные канатные дороги часто строятся в сложных условиях. Учитывайте это при составлении сметы. Если проект предусматривает работы в условиях, отличающихся от нормативных (например, высокогорье, стесненные условия), возможно применение повышающих коэффициентов, предусмотренных общими положениями к сборникам ГЭСН.
  • Комплексный подход: Помните, что смета на монтаж канатной дороги – это комплексный документ. Норма 04-03-018-04 – лишь часть этого комплекса. Не забывайте включать в смету все сопутствующие работы: подготовку трассы, устройство опор, монтаж станционного оборудования, пусконаладочные работы, а также стоимость самих канатов и других материалов.

Связанные нормы

Для полного понимания и корректного применения ГЭСН 04-03-018-04 необходимо знать и использовать связанные с ней нормы:

  • ГЭСН 04-03-018-03: "Канаты дорог подвесных маятниковых двухканатных → Тяговый канат". Это базовая норма для монтажа тягового каната, к которой добавляется 04-03-018-04 для последующих участков. Применяется для первых 500 метров тягового каната.
  • ГЭСН 04-03-018-01: "Канаты дорог подвесных маятниковых двухканатных → Несущий канат". Базовая норма для монтажа несущего каната подвесных маятниковых двухканатных дорог. Несущие канаты отличаются от тяговых по конструкции и функции .
  • ГЭСН 04-03-018-02: "Канаты дорог подвесных маятниковых двухканатных → На последующие 500 м несущего каната добавлять к норме 04-03-018-01". Дополнительная норма для монтажа несущего каната, аналогичная 04-03-018-04, но для несущих канатов .

Контрольные моменты

При проверке и составлении сметы с использованием ГЭСН 04-03-018-04, обращайте внимание на следующие контрольные точки:

  • Соответствие типу дороги: Убедитесь, что объект действительно является подвесной маятниковой двухканатной дорогой. Применение нормы для других типов дорог недопустимо.
  • Длина каната: Проверьте, что общая длина тягового каната в смете соответствует проектным данным. Ошибки в длине – одна из самых частых причин неточностей.
  • Последовательность применения норм: Удостоверьтесь, что ГЭСН 04-03-018-03 применена для первого 500-метрового участка, а ГЭСН 04-03-018-04 – для всех последующих участков, включая неполные.
  • Учет неучтенных ресурсов: Проверьте, что стоимость самого тягового каната и затраты на эксплуатацию основных машин и механизмов, не входящие в данную норму, учтены в смете отдельными позициями.
  • Квалификация персонала: Убедитесь, что состав и квалификация персонала, заложенные в норме, соответствуют требованиям проекта и реальным условиям выполнения работ.

Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам грамотно применять ГЭСН 04-03-018-04, обеспечивая точность и достоверность сметной документации.

Ключевые моменты

  • Норма 04-03-018-04 применяется для каждых последующих 500 м тягового каната подвесных маятниковых двухканатных дорог.

  • Является дополнительной к базовой норме ГЭСН 04-03-018-03.

  • Учитывает только трудозатраты персонала (Рабочий 6 разряда, Инженер I категории, Ведущий инженер).

  • Не включает стоимость самого тягового каната и затраты на эксплуатацию основных машин.

  • Применяется для двухканатных маятниковых дорог, где есть раздельные несущие и тяговые канаты.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 04-03-018-04 применяется для учета дополнительных затрат на монтаж тягового каната подвесных маятниковых двухканатных дорог, начиная с последующих 500 метров после применения базовой нормы ГЭСН 04-03-018-03. То есть, если общая длина тягового каната превышает 500 метров, то на каждый следующий полный или неполный 500-метровый участок применяется данная норма.

В норме ГЭСН 04-03-018-04 учтены только трудозатраты персонала. Стоимость самого тягового каната и затраты на эксплуатацию машин и механизмов, необходимых для его монтажа, не включены в данную норму и должны быть учтены в смете отдельно, исходя из проектных данных.

Норма 04-03-018-04 предусматривает следующие трудозатраты на каждые 500 метров дополнительного тягового каната: Рабочий 6 разряда – 103.5 чел.-ч, Инженер I категории – 51.75 чел.-ч, Ведущий инженер – 51.75 чел.-ч. Общие трудозатраты составляют 207 чел.-ч.

В двухканатных подвесных дорогах несущие канаты являются неподвижными и служат для поддержания веса вагонов и груза, а тяговые канаты являются подвижными и обеспечивают движение вагонов по несущим канатам. Для каждого типа каната предусмотрены свои сметные нормы: для тягового – ГЭСН 04-03-018-03 и ГЭСН 04-03-018-04, для несущего – ГЭСН 04-03-018-01 и ГЭСН 04-03-018-02.

Практические советы

1

Всегда начинайте расчет с применения ГЭСН 04-03-018-03 для первых 500 метров, а затем используйте 04-03-018-04 для каждого последующего 500-метрового отрезка.

2

Тщательно изучайте проектную документацию для точного определения общей длины тягового каната и условий его монтажа.

3

Помните, что ГЭСН 04-03-018-04 учитывает только трудозатраты; стоимость каната и машин должна быть добавлена отдельно.

4

При необходимости применения повышающих коэффициентов (например, для сложных условий), руководствуйтесь общими положениями к сборникам ГЭСН и методическими рекомендациями.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение ГЭСН 04-03-018-04 для первых 500 метров тягового каната вместо ГЭСН 04-03-018-03.

!
Ошибка 2

Использование нормы для несущего каната или для канатов других типов подвесных дорог (например, одноканатных).

!
Ошибка 3

Неучет стоимости самого тягового каната и затрат на эксплуатацию основных машин, так как они не включены в данную норму.

!
Ошибка 4

Неправильное округление длины дополнительных участков (например, для 1200 м тягового каната применение нормы 04-03-018-04 только один раз вместо двух).

1
04-03-018-03

Канаты дорог подвесных маятниковых двухканатных → Тяговый канат

Базовая норма, применяется для первых 500 м тягового каната; 04-03-018-04 добавляется к ней.

2
04-03-018-01

Канаты дорог подвесных маятниковых двухканатных → Несущий канат

Базовая норма для монтажа несущего каната.

3
04-03-018-02

Канаты дорог подвесных маятниковых двухканатных → На последующие 500 м несущего каната добавлять к норме 04-03-018-01

Дополнительная норма для монтажа несущего каната, аналогичная 04-03-018-04, но для несущих канатов.

Технические характеристики

Единица измерения
500 м
Категория
04-03-018
Тип работ
GESNP
Материалы
Рабочий 6 разряда: 103.5 чел.-ч, Инженер I категории: 51.75 чел.-ч, Ведущий инженер: 51.75 чел.-ч (материалы и оборудование не учтены в данной норме)

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: