Введение: Назначение и область применения ГЭСН 03-04-021-05
ГЭСН 03-04-021-05 является одной из Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм) и регулирует затраты, связанные с установкой каркаса контргрузового ящика для пассажирских маятниковых канатных дорог, предназначенного для тягового каната. Эта норма играет важную роль в сметном деле при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, включающих в себя канатные дороги.
Контргрузовой ящик – это важнейший элемент системы натяжения тягового каната пассажирской канатной дороги. Его основная функция заключается в поддержании постоянного натяжения каната, что обеспечивает безопасное и стабильное движение подвижного состава. Каркас такого ящика представляет собой сложную металлоконструкцию, требующую точного монтажа и надежного крепления.
Пассажирские маятниковые канатные дороги – это тип канатных дорог, где кабины или вагоны перемещаются между станциями по принципу "маятника", то есть туда и обратно по одному или нескольким канатам. В отличие от кольцевых дорог, где подвижной состав движется непрерывно по замкнутому контуру, маятниковые дороги требуют особого подхода к системам натяжения, что и обуславливает применение контргрузовых ящиков.
Данная норма относится к категории 03-04-021 и входит в сборник ГЭСНм 03 "Подъемно-транспортное оборудование". Единицей измерения для данной нормы является тонна (т) массы монтируемого каркаса. Обоснование нормы приводится как НР: Пр/812-044.0 и СП: Пр/774-044.0, что указывает на ее официальное утверждение и включение в систему сметного нормирования.
Техническая информация: Состав работ, материалы и ресурсы
Несмотря на то, что для ГЭСНм 03-04-021-05 в некоторых источниках указывается "Состав работ: Не предусмотрен" , это означает, что детальный перечень операций не прописан непосредственно в описании нормы, но подразумевается полный комплекс работ, необходимых для монтажа каркаса контргрузового ящика, исходя из учтенных ресурсов. Общие положения ГЭСН указывают, что нормы включают затраты на выполнение комплекса основных, вспомогательных и сопутствующих работ .
Состав работ по норме
Исходя из перечня ресурсов, в состав работ по монтажу каркаса контргрузового ящика для тягового каната входят следующие основные операции:
- Подготовительные работы: Включают приемку, сортировку и транспортировку всех необходимых материалов и оборудования от приобъектного склада до места монтажа. Это может также включать разметку и подготовку площадки для установки.
- Сварочные работы: Сборка отдельных элементов каркаса в единую конструкцию с использованием ручной дуговой сварки. Это требует применения сварочных аппаратов и электродов.
- Сборка и монтаж металлоконструкций: Последовательное соединение и установка всех частей каркаса, включая использование простых строительных поковок (скоб, закрепов, хомутов) для фиксации элементов.
- Устройство временных опор и подмостей: Для обеспечения устойчивости и безопасности монтажных работ используются лесоматериалы (круглые, необрезные доски) и шпалы. Эти временные конструкции необходимы для выверки, фиксации и поддержки элементов каркаса до их окончательного закрепления.
- Подъем и установка: Подъем собранных или укрупненных элементов каркаса на проектную высоту и их точная установка в проектное положение с использованием грузоподъемных механизмов.
- Выверка и закрепление: Точная выверка положения каркаса и его окончательное закрепление в соответствии с проектной документацией.
- Транспортировка оборудования и материалов: Перемещение крупногабаритного оборудования (краны, лебедки, полуприцепы-тяжеловозы) и тяжелых материалов по строительной площадке.
- Антикоррозийная защита: Хотя прямо не указано, для металлических конструкций, особенно в условиях эксплуатации канатных дорог, часто требуется антикоррозийная обработка сварных швов и других поверхностей, что может быть учтено дополнительно или в составе общих работ по защите металлоконструкций (по аналогии с монтажом опор канатных дорог) .
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСН 03-04-021-05 учитывает расход следующих основных материалов и ресурсов на 1 тонну массы каркаса:
- Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм: 0.001 т. Используются для выполнения сварочных соединений элементов металлического каркаса. Выбор марки и диаметра электродов обусловлен типом свариваемых сталей и требованиями к прочности швов.
- Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 1 кг. Эти элементы применяются для различных креплений, фиксации, усиления соединений в процессе монтажа каркаса.
- Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.03 м³. Используются для устройства временных поддерживающих конструкций, подкладок, лесов, обеспечивающих устойчивость и безопасность при монтаже.
- Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.03 м³. Применяется для настилов, опалубки временных элементов, выравнивающих подкладок и других вспомогательных целей.
- Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.04 шт. Шпалы могут использоваться в качестве надежных подкладок, опор или элементов временных путей для перемещения оборудования на монтажной площадке.
Трудозатраты и время выполнения
Норма предусматривает следующие трудозатраты на 1 тонну монтируемого каркаса:
- Затраты труда рабочих-монтажников: 29.7 чел.-ч. Средний разряд работы составляет 3.9 , что указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов, обладающих навыками работы с металлоконструкциями, сварочными работами и монтажом сложного оборудования.
- Затраты труда машинистов: 3.09 чел.-ч. Эти затраты справочные и уже учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов .
Машины и оборудование
Для выполнения работ по данной норме предусмотрена эксплуатация следующих машин и механизмов:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 2.32 маш.-ч. Используются для подъема, перемещения и установки тяжелых элементов каркаса на проектную высоту.
- Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т): 0.29 маш.-ч. Применяются для точного позиционирования, подтягивания или опускания элементов каркаса, а также для перемещения грузов по горизонтали.
- Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.77 маш.-ч. Необходимы для транспортировки крупногабаритных и тяжелых элементов каркаса или другого оборудования по территории строительной площадки.
- Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.77 маш.-ч. Могут использоваться для перемещения тяжелых грузов, буксировки оборудования, а также для вспомогательных земляных работ или планировки на площадке.
- Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 1.74 маш.-ч. Основное оборудование для выполнения сварочных работ при сборке металлического каркаса.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 3.9 для рабочих-монтажников подразумевает наличие у персонала соответствующих знаний и навыков. Рабочие должны быть аттестованы для выполнения сварочных работ, иметь опыт монтажа металлоконструкций, уметь работать с грузоподъемными механизмами и соблюдать строгие требования промышленной безопасности, особенно при работе на высоте и с крупногабаритным оборудованием.
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Правильное применение ГЭСН 03-04-021-05 в сметной документации требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических особенностей данной нормы.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определение объема работ: Первым шагом является точное определение массы каркаса контргрузового ящика в тоннах согласно проектной документации. Это ключевой параметр, так как норма привязана к единице измерения "тонна".
- Применение нормативных показателей: Полученное значение массы каркаса умножается на нормативные показатели, указанные в ГЭСН 03-04-021-05 для каждого ресурса (трудозатраты рабочих и машинистов, машино-часы эксплуатации оборудования, расход материалов).
- Пример: Если масса каркаса составляет 5 тонн, то трудозатраты рабочих составят 5 т * 29.7 чел.-ч/т = 148.5 чел.-ч.
- Пересчет в текущие цены: Полученные ресурсные показатели (чел.-ч, маш.-ч, количество материалов) затем переводятся в стоимостное выражение с использованием текущих цен на ресурсы или путем применения актуальных индексов пересчета к базисным ценам . Это позволяет получить сметную стоимость работ в текущем уровне цен.
Примеры использования
ГЭСН 03-04-021-05 применяется в следующих случаях:
- Строительство новых пассажирских маятниковых канатных дорог: В сметах на строительство горнолыжных курортов, туристических комплексов, транспортных систем в труднодоступных районах, где предусматривается установка маятниковых канатных дорог.
- Реконструкция и модернизация существующих канатных дорог: Если проект предусматривает замену или усиление контргрузового ящика тягового каната на уже действующей канатной дороге.
- Капитальный ремонт: В случае, когда каркас контргрузового ящика требует полной замены из-за износа, повреждений или изменения технических требований.
Особенности и ограничения
Применение данной нормы имеет ряд важных особенностей и ограничений, которые необходимо учитывать сметчикам:
- Специфика объекта: Норма строго привязана к монтажу каркаса контргрузового ящика и только для пассажирских маятниковых канатных дорог, предназначенных для тягового каната. Не следует применять ее для других типов канатных дорог (например, кольцевых) или для монтажа других элементов системы.
- Масса каркаса: Точное определение массы монтируемого каркаса является критически важным. Любые отклонения в расчете массы приведут к некорректной смете.
- Неучтенные работы: Норма не включает затраты на:
- Изготовление самого контргруза (балласта), если он не является частью металлоконструкции каркаса. Часто контргруз состоит из бетона, чугунных блоков или других материалов, которые учитываются отдельно.
- Земляные работы, связанные с устройством фундаментов под контргрузовой ящик. Эти работы нормируются по ГЭСН сборника 01 "Земляные работы" .
- Устройство фундаментов и других бетонных/железобетонных конструкций, которые могут потребоваться для установки каркаса. Эти работы учитываются по ГЭСН сборника 07 "Бетонные и железобетонные конструкции сборные" .
- Подведение инженерных коммуникаций (электричество, вода) к месту монтажа, если это требуется.
- Пусконаладочные работы и испытания всей системы канатной дороги.
- Комплексность проекта: Монтаж каркаса контргрузового ящика является лишь частью большого проекта по строительству канатной дороги. Сметчику необходимо учитывать взаимосвязь данной нормы с другими работами и нормами, чтобы составить полную и достоверную смету.
Полезная информация: Типичные ошибки, советы и связанные нормы
Для эффективной работы с ГЭСН 03-04-021-05 сметчикам важно знать о типичных ошибках, использовать практические советы и ориентироваться в связанных нормативных документах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение единицы измерения: Самая распространенная ошибка – это неверное определение массы каркаса. Норма привязана к тонне, а не к штуке или объему. Всегда используйте проектные данные для точного веса металлоконструкции.
- Неверная интерпретация "Состава работ": Отсутствие явного перечня операций в норме не означает, что работы не учтены. Ресурсы, перечисленные в норме, четко указывают на характер выполняемых работ (сварка, подъем, временные крепления). Не пытайтесь добавлять работы, уже учтенные в составе нормы, если они не являются дополнительными по проекту.
- Игнорирование индексов пересчета: ГЭСН отражают базисные цены. Для получения актуальной стоимости необходимо применять текущие индексы пересчета, выпускаемые Минстроем России или региональными центрами ценообразования. Неприменение индексов приведет к занижению или завышению сметной стоимости .
- Применение нормы для других типов КД: Данная норма предназначена исключительно для пассажирских маятниковых канатных дорог и тягового каната. Использование ее для кольцевых дорог, грузовых канатных дорог или для несущих канатов будет ошибкой.
- Неучет сопутствующих и дополнительных работ: Забывчивость о необходимости включения в смету земляных работ, устройства фундаментов, изготовления балласта контргруза, пусконаладочных работ или антикоррозийной защиты, если они предусмотрены проектом, но не учтены данной нормой.
Практические советы
- Детальное изучение проектной документации: Всегда начинайте работу с тщательного анализа чертежей, спецификаций и пояснительных записок проекта. Именно там содержатся точные данные о массе каркаса, его конструкции и условиях монтажа.
- Соблюдение нормативных требований: Канатные дороги являются опасными производственными объектами. При составлении сметы необходимо учитывать требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров" , а также ГОСТ Р 71234-2024 и ПБ 10-559-03 . Эти документы определяют требования к конструкции, монтажу и эксплуатации, что может влиять на технологию работ и, соответственно, на смету.
- Применение коэффициентов: В зависимости от условий производства работ (стесненные условия, работа на высоте, в зимнее время, в горной местности с большим уклоном) могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты к нормам затрат труда и эксплуатации машин. Эти коэффициенты обычно приводятся в общих положениях к сборникам ГЭСН .
- Консультации со специалистами: В случае сомнений по составу работ или применению нормы, не стесняйтесь обращаться за консультацией к инженерам-проектировщикам, технологам или опытным сметчикам.
Связанные нормы
При составлении сметы на строительство или реконструкцию канатной дороги, помимо ГЭСН 03-04-021-05, могут потребоваться следующие нормы:
- Монтаж тягового каната пассажирской подвесной канатной дороги: Эта норма применяется для учета затрат на монтаж самого тягового каната, для которого предназначен контргрузовой ящик .
- Монтаж опор канатных дорог: Используется для расчета стоимости монтажа несущих и опорных конструкций канатной дороги .
- Устройство натяжное кресельной канатной дороги: Применяется для монтажа натяжных устройств, которые работают в комплексе с контргрузовым ящиком для обеспечения необходимого натяжения каната .
- ГЭСН сборника 01 "Земляные работы": Для расчета затрат на разработку котлованов и траншей под фундаменты опор и контргрузового ящика .
- ГЭСН сборника 07 "Бетонные и железобетонные конструкции сборные": Для учета затрат на устройство монолитных или сборных фундаментов, а также других бетонных и железобетонных конструкций .
- ГЭСН сборника 09 "Строительные металлические конструкции": Может быть использован для монтажа других металлических конструкций, не входящих непосредственно в каркас контргрузового ящика, но являющихся частью объекта .
Контрольные моменты
При проверке и согласовании сметной документации, составленной с применением ГЭСН 03-04-021-05, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие проекту: Все объемы работ и применяемые ресурсы должны строго соответствовать проектной документации.
- Соблюдение требований безопасности: Учитывая специфику канатных дорог как опасных объектов, важно убедиться, что смета отражает все необходимые мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предусмотренные законодательством .
- Актуальность цен: Проверить, что для пересчета базисных норм в текущие цены использованы актуальные индексы или рыночные цены на ресурсы.
- Комплексность сметы: Убедиться, что смета охватывает все необходимые работы по объекту, включая сопутствующие и дополнительные, которые не учтены непосредственно в ГЭСН 03-04-021-05.
Тщательное следование этим рекомендациям позволит сметчикам корректно применять ГЭСН 03-04-021-05, избегать ошибок и составлять достоверные сметы на монтаж каркасов контргрузовых ящиков для пассажирских маятниковых канатных дорог.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 03-04-021-05 применяется для монтажа каркаса контргрузового ящика пассажирских маятниковых канатных дорог, предназначенного для тягового каната.
-
Единицей измерения является тонна (т) массы монтируемого каркаса, что требует точного определения веса по проекту.
-
В состав работ входят сварочные, сборочные, монтажные операции, а также устройство временных опор и использование грузоподъемной техники.
-
Учтены трудозатраты рабочих-монтажников (29.7 чел.-ч при разряде 3.9) и машинистов, а также расход электродов, поковок, лесоматериалов и шпал.
-
Применение нормы требует учета актуальных индексов пересчета, соблюдения правил безопасности для канатных дорог и включения в смету сопутствующих работ, не учтенных данной нормой.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-04-021-05?
Когда применяется ГЭСН 03-04-021-05?
ГЭСН 03-04-021-05 применяется при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте пассажирских маятниковых канатных дорог для определения затрат на монтаж каркаса контргрузового ящика, который предназначен для поддержания натяжения тягового каната.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие материалы: сварочные электроды Э55 диаметром 4 мм (0.001 т), простые строительные поковки массой до 1,6 кг (1 кг), круглые хвойные лесоматериалы (0.03 м³), необрезная хвойная доска (0.03 м³), а также непропитанные шпалы типа I (1.04 шт.).
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 29.7 чел.-ч трудозатрат рабочих-монтажников со средним разрядом 3.9 на 1 тонну монтируемого каркаса. Дополнительно учтены 3.09 чел.-ч трудозатрат машинистов, которые входят в стоимость эксплуатации машин.
4 Какие машины и механизмы используются по данной норме?
Какие машины и механизмы используются по данной норме?
Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование кранов на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (2.32 маш.-ч), электрических лебедок тяговым усилием до 49,05 кН (5 т) (0.29 маш.-ч), полуприцепов-тяжеловозов грузоподъемностью до 40 т (0.77 маш.-ч), гусеничных тракторов мощностью 79 кВт (108 л.с.) (0.77 маш.-ч) и сварочных аппаратов для ручной дуговой сварки (1.74 маш.-ч).
Практические советы
Всегда основывайте расчеты на точных проектных данных о массе и конструкции каркаса контргрузового ящика.
Внимательно изучайте технические части сборников ГЭСН и общие положения, чтобы определить полный состав работ и необходимость применения коэффициентов.
Обязательно применяйте актуальные индексы пересчета для получения достоверной сметной стоимости в текущих ценах.
Учитывайте требования безопасности, изложенные в Федеральных нормах и правилах, а также ГОСТах, касающихся канатных дорог.
При необходимости включайте в смету дополнительные нормы на земляные работы, устройство фундаментов и другие сопутствующие работы, не учтенные в ГЭСН 03-04-021-05.
Частые ошибки
Неправильное определение массы каркаса по проектной документации, что приводит к некорректным объемам ресурсов.
Использование нормы для монтажа других элементов канатных дорог или для других типов КД (например, кольцевых), для которых существуют отдельные нормы.
Неприменение актуальных индексов пересчета ГЭСН в текущие цены, что искажает сметную стоимость.
Игнорирование необходимости включения в смету сопутствующих работ (земляные работы, фундаменты, изготовление балласта), которые не учтены данной нормой.
Неучет требований промышленной безопасности и соответствующих коэффициентов, если работы выполняются в усложненных условиях.