Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 03-04-021-05

03-04-021

Каркас контргрузового ящика для пассажирских маятниковых канатных дорог: → тягового каната

Подробное описание
Группа: Каркас контргрузового ящика для пассажирских маятниковых канатных дорог: Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0

Быстрая информация

Единица измерения
т
Категория
03-04-021
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
29.7 чел.-ч рабочих-монтажников при разряде 3.9, а также 3.09 чел.-ч машинистов
Основное назначение
Монтаж каркаса контргрузового ящика для пассажирских маятниковых канатных дорог, предназначенного для тягового каната.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,9 29.7
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 2.32
Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т) 0.29
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т 0.77
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) 0.77
Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А 1.74
Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм т 0.001
Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг кг 1
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.03
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III м3 0.03
Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 1.04

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 03-04-021-05

ГЭСН 03-04-021-05 является одной из Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм) и регулирует затраты, связанные с установкой каркаса контргрузового ящика для пассажирских маятниковых канатных дорог, предназначенного для тягового каната. Эта норма играет важную роль в сметном деле при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, включающих в себя канатные дороги.

Контргрузовой ящик – это важнейший элемент системы натяжения тягового каната пассажирской канатной дороги. Его основная функция заключается в поддержании постоянного натяжения каната, что обеспечивает безопасное и стабильное движение подвижного состава. Каркас такого ящика представляет собой сложную металлоконструкцию, требующую точного монтажа и надежного крепления.

Пассажирские маятниковые канатные дороги – это тип канатных дорог, где кабины или вагоны перемещаются между станциями по принципу "маятника", то есть туда и обратно по одному или нескольким канатам. В отличие от кольцевых дорог, где подвижной состав движется непрерывно по замкнутому контуру, маятниковые дороги требуют особого подхода к системам натяжения, что и обуславливает применение контргрузовых ящиков.

Данная норма относится к категории 03-04-021 и входит в сборник ГЭСНм 03 "Подъемно-транспортное оборудование". Единицей измерения для данной нормы является тонна (т) массы монтируемого каркаса. Обоснование нормы приводится как НР: Пр/812-044.0 и СП: Пр/774-044.0, что указывает на ее официальное утверждение и включение в систему сметного нормирования.

Техническая информация: Состав работ, материалы и ресурсы

Несмотря на то, что для ГЭСНм 03-04-021-05 в некоторых источниках указывается "Состав работ: Не предусмотрен" , это означает, что детальный перечень операций не прописан непосредственно в описании нормы, но подразумевается полный комплекс работ, необходимых для монтажа каркаса контргрузового ящика, исходя из учтенных ресурсов. Общие положения ГЭСН указывают, что нормы включают затраты на выполнение комплекса основных, вспомогательных и сопутствующих работ .

Состав работ по норме

Исходя из перечня ресурсов, в состав работ по монтажу каркаса контргрузового ящика для тягового каната входят следующие основные операции:

  • Подготовительные работы: Включают приемку, сортировку и транспортировку всех необходимых материалов и оборудования от приобъектного склада до места монтажа. Это может также включать разметку и подготовку площадки для установки.
  • Сварочные работы: Сборка отдельных элементов каркаса в единую конструкцию с использованием ручной дуговой сварки. Это требует применения сварочных аппаратов и электродов.
  • Сборка и монтаж металлоконструкций: Последовательное соединение и установка всех частей каркаса, включая использование простых строительных поковок (скоб, закрепов, хомутов) для фиксации элементов.
  • Устройство временных опор и подмостей: Для обеспечения устойчивости и безопасности монтажных работ используются лесоматериалы (круглые, необрезные доски) и шпалы. Эти временные конструкции необходимы для выверки, фиксации и поддержки элементов каркаса до их окончательного закрепления.
  • Подъем и установка: Подъем собранных или укрупненных элементов каркаса на проектную высоту и их точная установка в проектное положение с использованием грузоподъемных механизмов.
  • Выверка и закрепление: Точная выверка положения каркаса и его окончательное закрепление в соответствии с проектной документацией.
  • Транспортировка оборудования и материалов: Перемещение крупногабаритного оборудования (краны, лебедки, полуприцепы-тяжеловозы) и тяжелых материалов по строительной площадке.
  • Антикоррозийная защита: Хотя прямо не указано, для металлических конструкций, особенно в условиях эксплуатации канатных дорог, часто требуется антикоррозийная обработка сварных швов и других поверхностей, что может быть учтено дополнительно или в составе общих работ по защите металлоконструкций (по аналогии с монтажом опор канатных дорог) .

Материалы и ресурсы

Норма ГЭСН 03-04-021-05 учитывает расход следующих основных материалов и ресурсов на 1 тонну массы каркаса:

  • Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм: 0.001 т. Используются для выполнения сварочных соединений элементов металлического каркаса. Выбор марки и диаметра электродов обусловлен типом свариваемых сталей и требованиями к прочности швов.
  • Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 1 кг. Эти элементы применяются для различных креплений, фиксации, усиления соединений в процессе монтажа каркаса.
  • Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.03 м³. Используются для устройства временных поддерживающих конструкций, подкладок, лесов, обеспечивающих устойчивость и безопасность при монтаже.
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.03 м³. Применяется для настилов, опалубки временных элементов, выравнивающих подкладок и других вспомогательных целей.
  • Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.04 шт. Шпалы могут использоваться в качестве надежных подкладок, опор или элементов временных путей для перемещения оборудования на монтажной площадке.

Трудозатраты и время выполнения

Норма предусматривает следующие трудозатраты на 1 тонну монтируемого каркаса:

  • Затраты труда рабочих-монтажников: 29.7 чел.-ч. Средний разряд работы составляет 3.9 , что указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов, обладающих навыками работы с металлоконструкциями, сварочными работами и монтажом сложного оборудования.
  • Затраты труда машинистов: 3.09 чел.-ч. Эти затраты справочные и уже учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов .

Машины и оборудование

Для выполнения работ по данной норме предусмотрена эксплуатация следующих машин и механизмов:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 2.32 маш.-ч. Используются для подъема, перемещения и установки тяжелых элементов каркаса на проектную высоту.
  • Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т): 0.29 маш.-ч. Применяются для точного позиционирования, подтягивания или опускания элементов каркаса, а также для перемещения грузов по горизонтали.
  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.77 маш.-ч. Необходимы для транспортировки крупногабаритных и тяжелых элементов каркаса или другого оборудования по территории строительной площадки.
  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.77 маш.-ч. Могут использоваться для перемещения тяжелых грузов, буксировки оборудования, а также для вспомогательных земляных работ или планировки на площадке.
  • Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 1.74 маш.-ч. Основное оборудование для выполнения сварочных работ при сборке металлического каркаса.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 3.9 для рабочих-монтажников подразумевает наличие у персонала соответствующих знаний и навыков. Рабочие должны быть аттестованы для выполнения сварочных работ, иметь опыт монтажа металлоконструкций, уметь работать с грузоподъемными механизмами и соблюдать строгие требования промышленной безопасности, особенно при работе на высоте и с крупногабаритным оборудованием.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Правильное применение ГЭСН 03-04-021-05 в сметной документации требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических особенностей данной нормы.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение массы каркаса контргрузового ящика в тоннах согласно проектной документации. Это ключевой параметр, так как норма привязана к единице измерения "тонна".
  2. Применение нормативных показателей: Полученное значение массы каркаса умножается на нормативные показатели, указанные в ГЭСН 03-04-021-05 для каждого ресурса (трудозатраты рабочих и машинистов, машино-часы эксплуатации оборудования, расход материалов).
  • Пример: Если масса каркаса составляет 5 тонн, то трудозатраты рабочих составят 5 т * 29.7 чел.-ч/т = 148.5 чел.-ч.
  1. Пересчет в текущие цены: Полученные ресурсные показатели (чел.-ч, маш.-ч, количество материалов) затем переводятся в стоимостное выражение с использованием текущих цен на ресурсы или путем применения актуальных индексов пересчета к базисным ценам . Это позволяет получить сметную стоимость работ в текущем уровне цен.

Примеры использования

ГЭСН 03-04-021-05 применяется в следующих случаях:

  • Строительство новых пассажирских маятниковых канатных дорог: В сметах на строительство горнолыжных курортов, туристических комплексов, транспортных систем в труднодоступных районах, где предусматривается установка маятниковых канатных дорог.
  • Реконструкция и модернизация существующих канатных дорог: Если проект предусматривает замену или усиление контргрузового ящика тягового каната на уже действующей канатной дороге.
  • Капитальный ремонт: В случае, когда каркас контргрузового ящика требует полной замены из-за износа, повреждений или изменения технических требований.

Особенности и ограничения

Применение данной нормы имеет ряд важных особенностей и ограничений, которые необходимо учитывать сметчикам:

  • Специфика объекта: Норма строго привязана к монтажу каркаса контргрузового ящика и только для пассажирских маятниковых канатных дорог, предназначенных для тягового каната. Не следует применять ее для других типов канатных дорог (например, кольцевых) или для монтажа других элементов системы.
  • Масса каркаса: Точное определение массы монтируемого каркаса является критически важным. Любые отклонения в расчете массы приведут к некорректной смете.
  • Неучтенные работы: Норма не включает затраты на:
  • Изготовление самого контргруза (балласта), если он не является частью металлоконструкции каркаса. Часто контргруз состоит из бетона, чугунных блоков или других материалов, которые учитываются отдельно.
  • Земляные работы, связанные с устройством фундаментов под контргрузовой ящик. Эти работы нормируются по ГЭСН сборника 01 "Земляные работы" .
  • Устройство фундаментов и других бетонных/железобетонных конструкций, которые могут потребоваться для установки каркаса. Эти работы учитываются по ГЭСН сборника 07 "Бетонные и железобетонные конструкции сборные" .
  • Подведение инженерных коммуникаций (электричество, вода) к месту монтажа, если это требуется.
  • Пусконаладочные работы и испытания всей системы канатной дороги.
  • Комплексность проекта: Монтаж каркаса контргрузового ящика является лишь частью большого проекта по строительству канатной дороги. Сметчику необходимо учитывать взаимосвязь данной нормы с другими работами и нормами, чтобы составить полную и достоверную смету.

Полезная информация: Типичные ошибки, советы и связанные нормы

Для эффективной работы с ГЭСН 03-04-021-05 сметчикам важно знать о типичных ошибках, использовать практические советы и ориентироваться в связанных нормативных документах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение единицы измерения: Самая распространенная ошибка – это неверное определение массы каркаса. Норма привязана к тонне, а не к штуке или объему. Всегда используйте проектные данные для точного веса металлоконструкции.
  2. Неверная интерпретация "Состава работ": Отсутствие явного перечня операций в норме не означает, что работы не учтены. Ресурсы, перечисленные в норме, четко указывают на характер выполняемых работ (сварка, подъем, временные крепления). Не пытайтесь добавлять работы, уже учтенные в составе нормы, если они не являются дополнительными по проекту.
  3. Игнорирование индексов пересчета: ГЭСН отражают базисные цены. Для получения актуальной стоимости необходимо применять текущие индексы пересчета, выпускаемые Минстроем России или региональными центрами ценообразования. Неприменение индексов приведет к занижению или завышению сметной стоимости .
  4. Применение нормы для других типов КД: Данная норма предназначена исключительно для пассажирских маятниковых канатных дорог и тягового каната. Использование ее для кольцевых дорог, грузовых канатных дорог или для несущих канатов будет ошибкой.
  5. Неучет сопутствующих и дополнительных работ: Забывчивость о необходимости включения в смету земляных работ, устройства фундаментов, изготовления балласта контргруза, пусконаладочных работ или антикоррозийной защиты, если они предусмотрены проектом, но не учтены данной нормой.

Практические советы

  • Детальное изучение проектной документации: Всегда начинайте работу с тщательного анализа чертежей, спецификаций и пояснительных записок проекта. Именно там содержатся точные данные о массе каркаса, его конструкции и условиях монтажа.
  • Соблюдение нормативных требований: Канатные дороги являются опасными производственными объектами. При составлении сметы необходимо учитывать требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров" , а также ГОСТ Р 71234-2024 и ПБ 10-559-03 . Эти документы определяют требования к конструкции, монтажу и эксплуатации, что может влиять на технологию работ и, соответственно, на смету.
  • Применение коэффициентов: В зависимости от условий производства работ (стесненные условия, работа на высоте, в зимнее время, в горной местности с большим уклоном) могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты к нормам затрат труда и эксплуатации машин. Эти коэффициенты обычно приводятся в общих положениях к сборникам ГЭСН .
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений по составу работ или применению нормы, не стесняйтесь обращаться за консультацией к инженерам-проектировщикам, технологам или опытным сметчикам.

Связанные нормы

При составлении сметы на строительство или реконструкцию канатной дороги, помимо ГЭСН 03-04-021-05, могут потребоваться следующие нормы:

Контрольные моменты

При проверке и согласовании сметной документации, составленной с применением ГЭСН 03-04-021-05, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие проекту: Все объемы работ и применяемые ресурсы должны строго соответствовать проектной документации.
  • Соблюдение требований безопасности: Учитывая специфику канатных дорог как опасных объектов, важно убедиться, что смета отражает все необходимые мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предусмотренные законодательством .
  • Актуальность цен: Проверить, что для пересчета базисных норм в текущие цены использованы актуальные индексы или рыночные цены на ресурсы.
  • Комплексность сметы: Убедиться, что смета охватывает все необходимые работы по объекту, включая сопутствующие и дополнительные, которые не учтены непосредственно в ГЭСН 03-04-021-05.

Тщательное следование этим рекомендациям позволит сметчикам корректно применять ГЭСН 03-04-021-05, избегать ошибок и составлять достоверные сметы на монтаж каркасов контргрузовых ящиков для пассажирских маятниковых канатных дорог.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 03-04-021-05 применяется для монтажа каркаса контргрузового ящика пассажирских маятниковых канатных дорог, предназначенного для тягового каната.

  • Единицей измерения является тонна (т) массы монтируемого каркаса, что требует точного определения веса по проекту.

  • В состав работ входят сварочные, сборочные, монтажные операции, а также устройство временных опор и использование грузоподъемной техники.

  • Учтены трудозатраты рабочих-монтажников (29.7 чел.-ч при разряде 3.9) и машинистов, а также расход электродов, поковок, лесоматериалов и шпал.

  • Применение нормы требует учета актуальных индексов пересчета, соблюдения правил безопасности для канатных дорог и включения в смету сопутствующих работ, не учтенных данной нормой.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 03-04-021-05 применяется при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте пассажирских маятниковых канатных дорог для определения затрат на монтаж каркаса контргрузового ящика, который предназначен для поддержания натяжения тягового каната.

В норме учтены следующие материалы: сварочные электроды Э55 диаметром 4 мм (0.001 т), простые строительные поковки массой до 1,6 кг (1 кг), круглые хвойные лесоматериалы (0.03 м³), необрезная хвойная доска (0.03 м³), а также непропитанные шпалы типа I (1.04 шт.).

Норма предусматривает 29.7 чел.-ч трудозатрат рабочих-монтажников со средним разрядом 3.9 на 1 тонну монтируемого каркаса. Дополнительно учтены 3.09 чел.-ч трудозатрат машинистов, которые входят в стоимость эксплуатации машин.

Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование кранов на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (2.32 маш.-ч), электрических лебедок тяговым усилием до 49,05 кН (5 т) (0.29 маш.-ч), полуприцепов-тяжеловозов грузоподъемностью до 40 т (0.77 маш.-ч), гусеничных тракторов мощностью 79 кВт (108 л.с.) (0.77 маш.-ч) и сварочных аппаратов для ручной дуговой сварки (1.74 маш.-ч).

Практические советы

1

Всегда основывайте расчеты на точных проектных данных о массе и конструкции каркаса контргрузового ящика.

2

Внимательно изучайте технические части сборников ГЭСН и общие положения, чтобы определить полный состав работ и необходимость применения коэффициентов.

3

Обязательно применяйте актуальные индексы пересчета для получения достоверной сметной стоимости в текущих ценах.

4

Учитывайте требования безопасности, изложенные в Федеральных нормах и правилах, а также ГОСТах, касающихся канатных дорог.

5

При необходимости включайте в смету дополнительные нормы на земляные работы, устройство фундаментов и другие сопутствующие работы, не учтенные в ГЭСН 03-04-021-05.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение массы каркаса по проектной документации, что приводит к некорректным объемам ресурсов.

!
Ошибка 2

Использование нормы для монтажа других элементов канатных дорог или для других типов КД (например, кольцевых), для которых существуют отдельные нормы.

!
Ошибка 3

Неприменение актуальных индексов пересчета ГЭСН в текущие цены, что искажает сметную стоимость.

!
Ошибка 4

Игнорирование необходимости включения в смету сопутствующих работ (земляные работы, фундаменты, изготовление балласта), которые не учтены данной нормой.

!
Ошибка 5

Неучет требований промышленной безопасности и соответствующих коэффициентов, если работы выполняются в усложненных условиях.

1
03-04-020-03

Канат тяговый пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: от 17 до 24 мм

Применяется совместно для монтажа самого тягового каната, для которого предназначен контргрузовой ящик.

2
09-06-010-01

Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 25 м

Используется для учета затрат на монтаж опорных конструкций канатной дороги.

3
03-04-022-09

Устройство натяжное кресельной канатной дороги

Применяется для монтажа натяжных устройств, работающих в комплексе с контргрузовым ящиком.

4
01-01-021-01

Разработка грунта в котлованах объемом от 3000 до 7000 куб.м с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью 1; 0,65

Используется для расчета земляных работ под фундаменты контргрузового ящика.

5
07-01-001-01

Установка сборных железобетонных фундаментных блоков: массой до 0,5 т

Применяется для устройства фундаментов под каркас контргрузового ящика, если они сборные.

Технические характеристики

Единица измерения
т
Категория
03-04-021
Тип работ
GESNM
Материалы
Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм: 0.001 тПоковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 1 кгЛесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.03 м3Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.03 м3Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.04 шт

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: