Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 03-04-020-03

03-04-020

Канат тяговый пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: → от 17 до 24 мм

Подробное описание
Группа: Канат тяговый пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0

Быстрая информация

Единица измерения
т
Категория
03-04-020
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
198 чел.-ч при разряде 4.2
Основное назначение
Монтаж тягового каната пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: от 17 до 24 мм

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,2 198
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 2.51
Лебедки электрические тяговым усилием 78,48 кН (8 т) 22.2
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т 1.1
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) 27.1
Смазка антикоррозийная для защиты тросов АМС кг 42.6
Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61 кг 0.12
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.039
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III м3 0.016

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-020-03 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости работ по монтажу тяговых канатов пассажирских подвесных канатных дорог. Эта норма, входящая в сборник ГЭСНм "Подъемно-транспортное оборудование", детализирует необходимые ресурсы для выполнения данных работ.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 03-04-020-03 предназначена для определения потребности в ресурсах (затратах труда рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, материальных ресурсах) при монтаже тягового каната пассажирской подвесной канатной дороги. Она применяется для канатов с диаметром от 17 до 24 мм. Единицей измерения для данной нормы является 1 тонна смонтированного каната.

Эта норма является исходной для разработки единичных расценок федерального, территориального и отраслевого уровней, а также индивидуальных и укрупненных норм, используемых для определения прямых затрат в сметной стоимости строительных работ.

Основные характеристики

  • Код нормы: 03-04-020-03
  • Полное наименование: Канат тяговый пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: от 17 до 24 мм
  • Группа: Канат тяговый пассажирской подвесной канатной дороги
  • Единица измерения: т (тонна)
  • Тип работ: ГЭСНм (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования)
  • Категория: 03-04-020 (общая категория для канатов подвесных дорог)
  • Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0. Эти ссылки указывают на методики по разработке и применению нормативов накладных расходов (Приказ Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр) и нормативов сметной прибыли (Приказ Минстроя России от 11.12.2020 № 774/пр) соответственно.

Техническая информация

Состав работ по норме

Важной особенностью ГЭСН 03-04-020-03 является то, что в ее описании на некоторых ресурсах указано "Состав работ. Не предусмотрен". Это означает, что норма не содержит детального перечня пошаговых операций, как это бывает в других ГЭСН. Однако, наличие конкретных материальных и машинных ресурсов в составе нормы позволяет определить типовой комплекс работ, который учтен в данной расценке. К таким работам, как правило, относятся:

  1. Подготовительные работы: Включают подготовку площадки для размещения оборудования, складирования материалов и обеспечения безопасного доступа к месту монтажа.
  2. Транспортировка и раскладка каната: Использование полуприцепов-тяжеловозов указывает на доставку тяжелых и крупногабаритных канатов к месту работ. Раскладка каната по трассе также является частью этого этапа.
  3. Натяжка и монтаж каната: Применение кранов на автомобильном ходу, электрических лебедок и гусеничных тракторов свидетельствует о выполнении операций по подъему, протяжке и натяжке тягового каната на опорах подвесной дороги. Это включает установку каната в проектное положение и его первичное закрепление.
  4. Смазка и антикоррозийная обработка: Учет антикоррозийной смазки АМС указывает на работы по защите каната от коррозии, что является обязательным этапом для обеспечения долговечности и безопасности эксплуатации.
  5. Работы по соединению и оконцовке: Наличие оловянно-свинцовых припоев предполагает выполнение работ по соединению секций каната (счалка) или его оконцовке, если это требуется по технологии монтажа.
  6. Устройство временных приспособлений: Учет лесоматериалов (круглых и необрезных досок) говорит о необходимости устройства временных опор, подмостей, направляющих или других вспомогательных конструкций, необходимых для безопасного и технологичного монтажа каната.

Таким образом, несмотря на отсутствие явного перечня операций, норма 03-04-020-03 учитывает полный комплекс работ, связанных с установкой тягового каната, от его доставки до закрепления и первичной обработки.

Материалы и ресурсы

В норме ГЭСН 03-04-020-03 учтены следующие основные материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ:

  • Смазка антикоррозийная для защиты тросов АМС: 42.6 кг. Используется для предотвращения коррозии и обеспечения надлежащего функционирования каната в процессе эксплуатации.
  • Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61: 0.12 кг. Применяются для выполнения соединений или оконцовки каната, обеспечивая надежность крепления.
  • Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.039 м³. Используются для создания временных опор, подкладок, направляющих или других вспомогательных конструкций.
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.016 м³. Применяется для аналогичных временных конструкций, настилов или креплений.

Трудозатраты и время выполнения

Трудозатраты по норме ГЭСН 03-04-020-03 составляют 198 чел.-ч на 1 тонну каната при среднем разряде работы 4.2. [Входные данные]

В состав машинных ресурсов, учтенных в норме, входят:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 2.51 маш.-ч. Используются для подъема и перемещения тяжелых элементов, таких как сам канат или оборудование для его монтажа.
  • Лебедки электрические тяговым усилием 78,48 кН (8 т): 22.2 маш.-ч. Применяются для протяжки и натяжки каната.
  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 1.1 маш.-ч. Необходимы для транспортировки каната и крупногабаритного оборудования к месту монтажа.
  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 27.1 маш.-ч. Могут использоваться для перемещения оборудования, подготовки трассы или вспомогательных работ.

Требования к квалификации

Средний разряд работы, учтенный в норме, составляет 4.2. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированных рабочих, обладающих опытом и знаниями в области монтажа подъемно-транспортного оборудования и работы с канатными системами. Работы по счалке канатов и их креплению в муфтах должны выполняться лицами, прошедшими специальное обучение.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения ГЭСН 03-04-020-03 в сметных расчетах рекомендуется следующий алгоритм:

  1. Определение объема работ: Исходя из проектной документации, определите общую массу (в тоннах) тягового каната, подлежащего монтажу. Это будет основной измеритель объема работ для данной нормы.
  2. Расчет прямых затрат:
  • Затраты труда рабочих: Умножьте объем работ (в тоннах) на норматив трудозатрат (198 чел.-ч/т).
  • Затраты на эксплуатацию машин: Для каждой машины умножьте объем работ на соответствующий норматив машино-часов (например, для кранов: объем × 2.51 маш.-ч/т).
  • Стоимость материалов: Для каждого материала умножьте объем работ на норматив расхода материала (например, для смазки: объем × 42.6 кг/т).
  1. Применение текущих индексов: ГЭСН отражают затраты в базисном уровне цен (например, 2000 или 2001 года). Для получения сметной стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.
  2. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам добавьте накладные расходы и сметную прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями, такими как Методика № 812/пр и Методика № 774/пр.
  3. Составление сметы: Сформируйте локальную смету, отражающую все рассчитанные затраты.

Примеры использования

Пример 1: Монтаж 5 тонн тягового каната

Предположим, необходимо смонтировать 5 тонн тягового каната диаметром 20 мм для пассажирской подвесной канатной дороги.

  • Трудозатраты рабочих: 5 т × 198 чел.-ч/т = 990 чел.-ч.
  • Эксплуатация кранов: 5 т × 2.51 маш.-ч/т = 12.55 маш.-ч.
  • Эксплуатация лебедок: 5 т × 22.2 маш.-ч/т = 111 маш.-ч.
  • Эксплуатация полуприцепов-тяжеловозов: 5 т × 1.1 маш.-ч/т = 5.5 маш.-ч.
  • Эксплуатация тракторов: 5 т × 27.1 маш.-ч/т = 135.5 маш.-ч.
  • Расход смазки АМС: 5 т × 42.6 кг/т = 213 кг.
  • Расход припоев ПОС61: 5 т × 0.12 кг/т = 0.6 кг.
  • Расход круглых лесоматериалов: 5 т × 0.039 м³/т = 0.195 м³.
  • Расход необрезной доски: 5 т × 0.016 м³/т = 0.08 м³.

Далее эти ресурсные показатели переводятся в стоимостные с использованием текущих цен и индексов, а также добавляются накладные расходы и сметная прибыль.

Особенности и ограничения

  • Базисный уровень цен: Норма 03-04-020-03, как и другие ГЭСН, отражает затраты в базисном уровне цен. Для актуализации стоимости необходимо применять текущие индексы пересчета.
  • Комплексность работ: Несмотря на отсутствие детального состава работ, норма учитывает комплекс операций, необходимых для монтажа каната, включая подготовительные, основные и вспомогательные работы, что подтверждается составом ресурсов.
  • Диапазон диаметров: Норма строго применима для тяговых канатов диаметром от 17 до 24 мм. Использование для канатов других диаметров требует применения соответствующих норм или обоснования корректировок.
  • Прямые затраты: ГЭСН учитывают только прямые затраты (оплата труда рабочих, эксплуатация машин, стоимость материалов). Накладные расходы и сметная прибыль начисляются дополнительно.
  • Высотные работы: При монтаже на высоте более 10 м к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин могут применяться повышающие коэффициенты, согласно общим положениям сборников ГЭСНм.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное применение индексов пересчета: Одна из наиболее частых ошибок – использование устаревших или некорректных индексов пересчета из базисных цен в текущие. Как избежать: Всегда используйте актуальные индексы, публикуемые Минстроем России или региональными центрами ценообразования.
  2. Использование нормы для канатов другого типа или диаметра: ГЭСН 03-04-020-03 предназначена строго для "тяговых" канатов пассажирских подвесных канатных дорог диаметром 17-24 мм. Применение ее для несущих, тягово-несущих или канатов других диаметров является ошибкой. Как избежать: Внимательно проверяйте тип и диаметр каната по проектной документации и сопоставляйте с наименованием и диапазоном нормы. Для других типов и диаметров существуют связанные нормы, например, 03-04-020-04 (свыше 24 до 28 мм), 03-04-020-05 (тягово-несущий кольцевой, 15 мм) и другие.
  3. Неучет вспомогательных работ и материалов: Несмотря на то, что "Состав работ" не детализирован, все необходимые для монтажа ресурсы учтены. Ошибка может возникнуть при попытке добавить в смету ресурсы, которые уже учтены нормой. Как избежать: Изучите состав ресурсов нормы и общие положения сборника ГЭСНм, чтобы понять, какие затраты уже покрыты. Дополнительные затраты должны быть обоснованы проектными решениями и не дублировать учтенные в норме.
  4. Игнорирование повышающих коэффициентов: При выполнении работ в особых условиях (например, на большой высоте, в стесненных условиях) могут применяться повышающие коэффициенты. Как избежать: Всегда анализируйте условия производства работ и применяйте соответствующие коэффициенты из технических частей сборников ГЭСН.

Практические советы

  • Детальное изучение проектной документации: Точное определение типа, диаметра и массы каната, а также условий его монтажа, является основой для правильного применения нормы.
  • Использование актуальных сметно-нормативных баз: Регулярно обновляйте программное обеспечение и нормативные базы, чтобы иметь доступ к последним редакциям ГЭСН и актуальным индексам пересчета.
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или при наличии нестандартных условий работ, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или техническим специалистам.
  • Ведение учета фактических затрат: Сравнение сметных расчетов с фактическими затратами на аналогичных объектах поможет выявить потенциальные расхождения и улучшить точность будущих смет.

Связанные нормы

Норма 03-04-020-03 является частью группы норм, регулирующих монтаж канатов для подвесных канатных дорог. К связанным нормам относятся:

Эти нормы различаются по типу каната (тяговый или тягово-несущий кольцевой) и его диаметру, что критически важно для правильного выбора расценки.

Контрольные моменты

При проверке смет, составленных с применением ГЭСН 03-04-020-03, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие диаметра каната: Убедитесь, что диаметр каната, указанный в проектной документации, соответствует диапазону 17-24 мм для данной нормы.
  • Масса каната: Проверьте корректность определения массы каната, так как это основной измеритель объема работ.
  • Применение коэффициентов: Обоснованность применения любых повышающих или понижающих коэффициентов (например, за условия производства работ).
  • Актуальность цен: Проверьте, что для пересчета в текущие цены использованы актуальные индексы.
  • Исключение дублирования: Убедитесь, что в смету не включены работы или ресурсы, которые уже учтены в составе данной нормы.

Ключевые моменты

  • ГЭСН 03-04-020-03 применяется для монтажа тяговых канатов пассажирских подвесных канатных дорог диаметром от 17 до 24 мм.

  • Единица измерения нормы — 1 тонна смонтированного каната.

  • Трудозатраты составляют 198 чел.-ч на тонну при среднем разряде рабочих 4.2.

  • Норма учитывает комплекс работ, включая транспортировку, натяжку, смазку и устройство временных приспособлений, что подтверждается составом ресурсов.

  • Для корректного расчета необходимо применять актуальные индексы пересчета в текущие цены и учитывать накладные расходы со сметной прибылью по методикам Минстроя России.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 03-04-020-03 применяется для определения ресурсных затрат при монтаже тягового каната пассажирской подвесной канатной дороги, если диаметр каната находится в диапазоне от 17 до 24 мм. Она используется для составления смет ресурсным методом.

В норме учтены следующие материалы: смазка антикоррозийная для защиты тросов АМС (42.6 кг/т), припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые марки ПОС61 (0.12 кг/т), лесоматериалы круглые хвойных пород (0.039 м³/т) и доска необрезная хвойных пород (0.016 м³/т).

Норма предусматривает трудозатраты рабочих в размере 198 чел.-ч на 1 тонну каната. Средний разряд рабочих, учтенный в норме, составляет 4.2.

В норме учтены: краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (2.51 маш.-ч/т), лебедки электрические тяговым усилием 78,48 кН (8 т) (22.2 маш.-ч/т), полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью до 40 т (1.1 маш.-ч/т) и тракторы на гусеничном ходу мощностью 79 кВт (108 л.с.) (27.1 маш.-ч/т).

Нет, ГЭСН 03-04-020-03, как и другие элементные сметные нормы, учитывает только прямые затраты (оплата труда рабочих, эксплуатация машин, стоимость материалов). Накладные расходы и сметная прибыль начисляются дополнительно в соответствии с действующими методическими указаниями Минстроя России (Приказы № 812/пр и № 774/пр).

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию для точного определения характеристик каната (тип, диаметр, масса) и условий монтажа.

2

Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и используйте только актуальные индексы пересчета, публикуемые официальными органами.

3

При возникновении сомнений или при работе с нестандартными условиями, обращайтесь за консультацией к опытным сметчикам или техническим специалистам.

4

Ведение базы данных фактических затрат по завершенным проектам поможет уточнять и корректировать будущие сметные расчеты, повышая их точность.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное применение актуальных индексов пересчета из базисных цен в текущие, что приводит к некорректной итоговой стоимости.

!
Ошибка 2

Использование нормы для канатов, не соответствующих указанному типу (тяговый) или диапазону диаметра (от 17 до 24 мм), например, для тягово-несущих канатов или канатов другого диаметра.

!
Ошибка 3

Попытка дополнительно учесть в смете ресурсы или работы, которые уже предусмотрены составом данной нормы, что приводит к завышению стоимости.

!
Ошибка 4

Игнорирование необходимости применения повышающих коэффициентов при выполнении работ в особых условиях, таких как большая высота или стесненность.

1
03-04-020-04

Канат тяговый пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: свыше 24 до 28 мм

Применяется вместо 03-04-020-03, если диаметр тягового каната превышает 24 мм, но не более 28 мм.

2
03-04-020-05

Канат тягово-несущий кольцевой пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: 15 мм

Применяется для тягово-несущих кольцевых канатов диаметром 15 мм, отличающихся по типу от тяговых канатов.

3
03-04-020-06

Канат тягово-несущий кольцевой пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: от 17,5 до 22 мм

Применяется для тягово-несущих кольцевых канатов диаметром от 17,5 до 22 мм.

4
03-04-020-07

Канат тягово-несущий кольцевой пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: свыше 22 до 25,5 мм

Применяется для тягово-несущих кольцевых канатов диаметром свыше 22 до 25,5 мм.

5
03-04-020-08

Канат тягово-несущий кольцевой пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: свыше 25,5 до 28 мм

Применяется для тягово-несущих кольцевых канатов диаметром свыше 25,5 до 28 мм.

Технические характеристики

Единица измерения
т
Категория
03-04-020
Тип работ
GESNM
Материалы
Смазка антикоррозийная для защиты тросов АМС: 42.6 кгПрипои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61: 0.12 кгЛесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.039 м3Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.016 м3

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: