{
 "title": "ГЭСН 03-04-021-06: Каркас контргрузового ящика канатных дорог",
 "metaTitle": "ГЭСН 03-04-021-06: Применение и расчет каркаса контргруза",
 "metaDescription": "Подробное руководство по ГЭСН 03-04-021-06 для сметчиков: назначение, состав работ, ресурсы, расчеты, типичные ошибки и практические советы по монтажу каркаса контргрузового ящика вспомогательного каната пассажирских маятниковых канатных дорог.",
 "slug": "gesn-03-04-021-06",
 "excerpt": "Норма ГЭСН 03-04-021-06 регулирует затраты на монтаж каркаса контргрузового ящика для вспомогательного каната пассажирских маятниковых канатных дорог. Эта статья предоставляет сметчикам исчерпывающую информацию для корректного применения данной нормы. Мы рассмотрим назначение нормы, детализированный состав работ, необходимые материальные и трудовые ресурсы, а также машины и оборудование. Особое внимание уделено пошаговому алгоритму расчета, примерам использования, типичным ошибкам и способам их предотвращения. Также будут даны практические рекомендации и перечислены связанные нормативные документы, что позволит специалистам эффективно работать с данной расценкой и избегать неточностей в сметной документации. Понимание всех аспектов нормы 03-04-021-06 критически важно для точного планирования бюджета и успешной реализации проектов по строительству канатных дорог.",
 "content": "## Введение: ГЭСН 03-04-021-06 – Основа для расчета монтажа контргрузов канатных дорог\n\nГосударственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются фундаментом для определения сметной стоимости строительной продукции в Российской Федерации. Они отражают среднеотраслевой уровень строительного производства, учитывая принятые технику и технологию выполнения работ . Норма ГЭСН 03-04-021-06 относится к сборнику ГЭСНм (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования), в частности, к разделу «Подъемно-транспортное оборудование», который включает в себя подвесные канатные дороги .\n\n**ГЭСН 03-04-021-06** имеет следующее наименование: «Каркас контргрузового ящика для пассажирских маятниковых канатных дорог: → вспомогательного каната». Ее основной целью является нормирование затрат на монтаж металлического каркаса, который служит основой для формирования контргруза вспомогательного каната пассажирских маятниковых канатных дорог. Единицей измерения для данной нормы является 1 тонна (т) массы каркаса. Эта норма необходима для точного планирования ресурсов и формирования сметной стоимости при строительстве и реконструкции таких сложных инженерных сооружений, как канатные дороги.\n\nМаятниковые канатные дороги характеризуются движением вагонеток между станциями по принципу маятника, что требует точной балансировки и натяжения канатов. Контргрузовой ящик играет ключевую роль в системе натяжения каната, обеспечивая его стабильное положение и безопасную эксплуатацию. Таким образом, правильное применение данной нормы критически важно для обеспечения надежности и долговечности всей системы канатной дороги.\n\n## Техническая информация: Состав работ, ресурсы и квалификация\n\nНорма ГЭСН 03-04-021-06, как и другие ГЭСН, определяет состав и потребность в строительных ресурсах, необходимых для выполнения работ . Хотя в описании нормы состав работ не детализирован , его можно вывести из наименования, перечня ресурсов и общих принципов монтажа металлоконструкций и оборудования канатных дорог.\n\n### Состав работ по норме\n\nМонтаж каркаса контргрузового ящика для вспомогательного каната пассажирских маятниковых канатных дорог включает в себя комплекс операций, направленных на сборку, установку и закрепление металлической конструкции. Исходя из общих положений по монтажу металлоконструкций и специфики данного элемента, можно выделить следующие основные этапы работ:\n\n1. **Подготовительные работы:** Включают приемку и складирование материалов, проверку комплектности и качества поступающих элементов каркаса, а также подготовку рабочей зоны. Это может включать очистку поверхностей для сварки и разметку мест установки.
2. **Сборка каркаса:** Осуществляется на монтажной площадке или непосредственно на месте установки. Включает стыковку отдельных плоскостей или элементов каркаса, их временное закрепление и выверку в проектное положение. При сборке используются болтовые соединения и сварка .
3. **Установка арматуры и закладных элементов:** Включает монтаж всех необходимых скоб, закрепов, хомутов и других простых строительных поковок, которые будут служить для крепления контргруза или других элементов системы натяжения.
4. **Подъем и установка каркаса:** С использованием подъемно-транспортного оборудования (кранов, лебедок) каркас поднимается и устанавливается в проектное положение. Это требует точной координации и соблюдения правил безопасности.
5. **Выверка и окончательное закрепление:** После установки каркас тщательно выверяется по осям и отметкам, а затем окончательно закрепляется путем сварки или затяжки болтовых соединений.
6. **Антикоррозионная защита:** После монтажа и сварки, металлические поверхности каркаса подвергаются антикоррозионной обработке для обеспечения долговечности конструкции .
7. **Устройство подмостей:** При необходимости для выполнения работ на высоте предусматривается устройство временных подмостей .\n\n### Материалы и ресурсы\n\nНорма 03-04-021-06 учитывает расход следующих материальных ресурсов, необходимых для выполнения полного комплекса работ по монтажу каркаса контргрузового ящика. Важно отметить, что ГЭСН указывают только нормы расхода, без стоимостных показателей .\n\n* **Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм (0.001 т):** Необходимы для выполнения сварочных работ, обеспечивающих прочное соединение элементов металлического каркаса. Выбор электродов соответствует типу свариваемой стали и режиму сварки .
* **Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг (2.08 кг):** Используются для крепления различных элементов, фиксации контргруза, а также для создания вспомогательных узлов в конструкции каркаса.
* **Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III (0.07 м3):** Могут применяться для устройства временных опор, подкладок, лесов или вспомогательных конструкций при монтаже.
* **Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III (0.07 м3):** Используется для настилов, опалубки, временных креплений или других вспомогательных нужд на монтажной площадке.
* **Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I (2.08 шт):** Вероятно, используются в качестве подкладок или элементов временных путей для перемещения тяжелых элементов на площадке.\n\n### Трудозатраты и время выполнения\n\nВ норме 03-04-021-06 учтены трудозатраты рабочих в размере **52.4 человеко-часа (чел.-ч)** на 1 тонну монтируемого каркаса. Средний разряд работы составляет **3,8**. Это означает, что для выполнения данного комплекса работ требуется звено рабочих со смешанной квалификацией, где присутствуют как менее, так и более квалифицированные специалисты. Затраты труда рабочих-строителей являются одним из ключевых показателей, определяемых ГЭСН .\n\n### Машины и оборудование\n\nДля выполнения работ по монтажу каркаса контргрузового ящика предусмотрено использование следующей строительной техники и оборудования:\n\n* **Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т (3.28 маш.-ч):** Основное подъемное средство для перемещения и установки тяжелых металлических элементов каркаса. Грузоподъемность 16 тонн достаточна для большинства элементов контргрузовых ящиков.
* **Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т) (0.53 маш.-ч):** Используются для точной подтяжки, выверки и позиционирования элементов, а также для выполнения вспомогательных подъемных операций.
* **Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т (0.77 маш.-ч):** Применяются для транспортировки крупногабаритных и тяжелых элементов каркаса от места хранения или изготовления до монтажной площадки.
* **Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) (0.77 маш.-ч):** Могут использоваться для перемещения материалов и оборудования по территории строительной площадки, а также для вспомогательных земляных работ при подготовке основания.
* **Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А (3.54 маш.-ч):** Необходимы для выполнения сварочных соединений элементов каркаса, обеспечивая их прочность и надежность. Сварочные работы должны выполняться аттестованными сварщиками с использованием сертифицированных материалов .\n\n### Требования к квалификации\n\nУчитывая средний разряд работы 3,8, для выполнения монтажных работ по ГЭСН 03-04-021-06 требуются монтажники металлоконструкций. Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику (ЕТКС) и профессиональным стандартам, монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций выполняют работы по сборке, выверке и закреплению элементов. Например, монтажник 4-го разряда может выполнять монтаж металлоконструкций опор и станций канатных дорог при высоте сооружений до 30 м, а монтажник 5-го разряда – до 70 м . Профессиональный стандарт «Монтаж металлоконструкций» также определяет требования к квалификации и видам работ .\n\nДля выполнения сварочных работ, учтенных в данной норме, требуются аттестованные сварщики, прошедшие специальную подготовку и имеющие соответствующий опыт. Качество сварных швов критически важно для прочности и безопасности конструкции и подлежит контролю .\n\n## Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности\n\nПрименение ГЭСН 03-04-021-06 в сметной практике требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических особенностей объекта.\n\n### Пошаговый алгоритм расчета\n\nОпределение сметной стоимости работ по ГЭСН 03-04-021-06 осуществляется ресурсным методом, который предполагает расчет прямых затрат на основе норм расхода ресурсов в натуральном выражении и текущих цен на эти ресурсы .\n\n1. **Определение объема работ:** Первым шагом является точное определение массы каркаса контргрузового ящика, подлежащего монтажу, в тоннах (т). Этот показатель должен быть взят из проектной документации.
2. **Расчет трудозатрат:** Умножьте объем работ (массу каркаса в тоннах) на нормативные трудозатраты, указанные в ГЭСН (52.4 чел.-ч/т). Полученное значение – это общее количество человеко-часов, необходимых для выполнения работы.
3. **Расчет времени эксплуатации машин:** Аналогично, умножьте объем работ на нормативное время эксплуатации каждой машины, указанное в ГЭСН (например, 3.28 маш.-ч/т для кранов).
4. **Расчет расхода материалов:** Умножьте объем работ на нормативный расход каждого материала (например, 0.001 т/т для сварочных электродов).
5. **Определение текущих цен:** Для каждого ресурса (труда рабочих, эксплуатации машин, материалов) необходимо определить его текущую стоимость. Для этого используются:\n * Текущие рыночные цены на материалы и оборудование.
 * Текущие тарифные ставки для оплаты труда рабочих соответствующего разряда.
 * Текущие расценки на эксплуатацию строительных машин.
6. **Расчет прямых затрат:** Суммируйте произведения количества каждого ресурса на его текущую цену. Это и будут прямые затраты.
7. **Учет накладных расходов и сметной прибыли:** К прямым затратам добавляются накладные расходы и сметная прибыль, которые рассчитываются в соответствии с действующими методическими указаниями и нормативами .
8. **Индексация:** При использовании базисных цен (например, 2000 года, как указано для некоторых ГЭСН ) необходимо применять индексы пересчета в текущие цены. Индексы изменения сметной стоимости строительства утверждаются Минстроем России .\n\n### Примеры использования\n\nПредположим, необходимо рассчитать сметную стоимость монтажа каркаса контргрузового ящика для вспомогательного каната пассажирской маятниковой канатной дороги, масса которого по проекту составляет 5 тонн.\n\n* **Трудозатраты:** 5 т * 52.4 чел.-ч/т = 262 чел.-ч.
* **Краны на автомобильном ходу:** 5 т * 3.28 маш.-ч/т = 16.4 маш.-ч.
* **Электроды сварочные:** 5 т * 0.001 т/т = 0.005 т.
* Далее, эти ресурсные показатели умножаются на их текущие стоимости, и к ним добавляются накладные расходы и сметная прибыль.\n\n### Особенности и ограничения\n\n* **Нормальные условия:** ГЭСН разработаны исходя из производства работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами, при положительной температуре воздуха . Если условия отличаются (например, работы в горной местности на высоте более 3500 м над уровнем моря, или в условиях низких температур), могут потребоваться повышающие коэффициенты или разработка индивидуальных сметных норм .
* **Комплексность:** Норма учитывает полный комплекс работ, включая вспомогательные операции, перемещение материалов в пределах строительной площадки, а также трудноустранимые потери и отходы материалов .
* **Проектная документация:** Применение нормы должно строго соответствовать проектной документации, которая определяет конкретные характеристики каркаса, его массу, а также условия монтажа .
* **Маятниковые канатные дороги:** Норма специфична для пассажирских маятниковых канатных дорог и вспомогательного каната. Для других типов канатных дорог или других элементов могут применяться иные нормы .\n\n## Полезная информация: Ошибки, советы и связанные нормы\n\nПравильное применение ГЭСН 03-04-021-06 требует внимательности и знания нюансов. Избежать ошибок и оптимизировать процесс помогут следующие рекомендации.\n\n### Типичные ошибки и как их избежать\n\n1. **Неточность исходных данных:** Самая распространенная ошибка – использование неверных объемов работ (массы каркаса) или устаревших расценок. Это приводит к искажению бюджета .\n * **Как избежать:** Всегда используйте актуальную проектную документацию для определения объемов. Регулярно обновляйте базы нормативов и индексы пересчета в текущие цены .
2. **Игнорирование нормативной базы:** Неправильное применение ГЭСН, ФЕР, ТЕР или других нормативов, особенно в госзаказе, может привести к отклонению сметы на экспертизе .\n * **Как избежать:** Используйте лицензионное сметное программное обеспечение, интегрированное с ФГИС ЦС, которое обновляет базы нормативов в режиме реального времени . Тщательно изучайте технические части сборников ГЭСН и методические указания по их применению .
3. **Неправильное применение коэффициентов:** Завышение накладных расходов, прибыли или использование дополнительных коэффициентов без достаточного обоснования .\n * **Как избежать:** Строго следуйте методикам определения накладных расходов и сметной прибыли, утвержденным Минстроем России . Обосновывайте применение любых повышающих или понижающих коэффициентов.
4. **Двойной учет материалов или работ:** Одна и та же позиция может быть учтена несколько раз, что искусственно увеличивает итоговую сумму .\n * **Как избежать:** Внимательно проверяйте состав работ и ресурсов по каждой норме. Используйте структурированные шаблоны смет и автоматизированные системы, которые помогают выявлять дублирование.
5. **Отсутствие согласования с проектом:** Смета может содержать работы, не предусмотренные технической документацией, или, наоборот, не включать обязательные позиции .\n * **Как избежать:** Всегда сверяйте смету с полным комплектом проектной документации, включая чертежи, спецификации и технологические карты .
6. **Арифметические ошибки:** Простые неточности в расчетах, суммировании или округлении .\n * **Как избежать:** Используйте сметные программы, которые автоматизируют расчеты и минимизируют человеческий фактор . При ручной проверке – перепроверяйте ключевые суммы.\n\n### Практические советы\n\n* **Детализация проекта:** Чем детальнее проработана проектная документация, тем точнее будет смета. Это позволяет избежать непредвиденных работ и дополнительных расходов .
* **Актуальность нормативов:** Регулярно отслеживайте изменения в нормативной базе. Минстрой России постоянно актуализирует ГЭСН и методические указания .
* **Резервный фонд:** Всегда предусматривайте резервный фонд (обычно 5-15% от общей стоимости) на непредвиденные расходы. Это поможет избежать финансовых проблем при возникновении форс-мажорных обстоятельств .
* **Контроль качества:** Уделяйте особое внимание контролю качества сварочных работ и монтажа металлоконструкций, так как это напрямую влияет на безопасность и долговечность канатной дороги .
* **Взаимодействие с подрядчиком:** При работе с подрядчиками требуйте максимально подробного описания всех запланированных работ и используемых материалов. Избегайте «укрупненных» расчетов без детализации .\n\n### Связанные нормы\n\nПри составлении сметы на строительство канатной дороги, помимо ГЭСН 03-04-021-06, могут потребоваться другие нормы из сборника ГЭСНм 03 «Подъемно-транспортное оборудование», а также общие строительные нормы:\n\n* ГЭСНм 03-04-021-01: Привод для пассажирских маятниковых канатных дорог .
* ГЭСНм 03-04-021-02: Устройство цепное натяжное для пассажирских маятниковых канатных дорог .
* ГЭСН 09-06-010-01: Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 25 м .
* ГЭСН 09-06-010-02: Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 40 м .
* ГЭСН 09-06-010-03: Монтаж опор канатных дорог: мачтового типа на расчалках высотой до 70 м .
* ГЭСНм 03-04-021-07 – 03-04-021-17: Другие нормы, относящиеся к каркасам контргрузовых ящиков и комплектующим для пассажирских маятниковых канатных дорог .\n\nТакже могут быть применимы общие нормы на монтаж металлических конструкций из сборника ГЭСН 09 «Металлические конструкции» для работ, не специфичных для канатных дорог, но связанных с металлоконструкциями .\n\n### Контрольные моменты\n\nПри работе с нормой 03-04-021-06 и составлении сметной документации важно учитывать следующие контрольные точки:\n\n* **Соответствие проекту:** Убедитесь, что все объемы и виды работ, учтенные в смете, строго соответствуют проектной документации. Любые отклонения должны быть обоснованы и согласованы.
* **Качество материалов:** Проверяйте наличие сертификатов на сварочные электроды, поковки и лесоматериалы. Использование некачественных материалов может привести к снижению надежности конструкции.
* **Квалификация персонала:** Убедитесь, что работы выполняются персоналом соответствующей квалификации, особенно это касается сварщиков и монтажников.
* **Соблюдение технологий:** Контролируйте соблюдение технологических карт и требований к монтажу металлоконструкций, включая последовательность операций, методы сварки и антикоррозионной защиты.
* **Безопасность:** Особое внимание уделяйте соблюдению правил техники безопасности при работе с подъемно-транспортным оборудованием и выполнении высотных работ.
* **Исполнительная документация:** По завершении монтажа каркаса контргрузового ящика необходимо составить исполнительную документацию, подтверждающую соответствие выполненных работ проекту и нормативным требованиям. Для канатных дорог это может включать акты натяжки канатов и исполнительные схемы .\n\nСоблюдение этих принципов позволит сметчикам точно и обоснованно применять ГЭСН 03-04-021-06, обеспечивая прозрачность и достоверность сметной стоимости проектов по строительству пассажирских маятниковых канатных дорог.",
 "quickInfo": {
 "unit": "т",
 "category": "03-04-021",
 "type": "GESNM",
 "laborHours": "52.4 чел.-ч при среднем разряде 3,8",
 "mainPurpose": "Монтаж каркаса контргрузового ящика для пассажирских маятниковых канатных дорог: вспомогательного каната"
 },
 "keyPoints": [
 "Норма 03-04-021-06 применяется для монтажа каркаса контргрузового ящика вспомогательного каната пассажирских маятниковых канатных дорог.",
 "Единица измерения нормы – 1 тонна массы каркаса.",
 "В норме учтены трудозатраты рабочих (52.4 чел.-ч при среднем разряде 3,8) и время эксплуатации специализированных машин, таких как краны, лебедки и сварочные аппараты.",
 "Для выполнения работ требуются квалифицированные монтажники металлоконструкций и аттестованные сварщики.",
 "Расчет сметной стоимости по данной норме осуществляется ресурсным методом с учетом текущих цен на ресурсы и индексов пересчета."
 ],
 "faqs": [
 {
 "question": "Когда применяется ГЭСН 03-04-021-06?",
 "answer": "ГЭСН 03-04-021-06 применяется при определении сметной стоимости работ по монтажу металлического каркаса контргрузового ящика, предназначенного для вспомогательного каната пассажирских маятниковых канатных дорог. Норма используется для расчета прямых затрат ресурсным методом. "
 },
 {
 "question": "Какие материалы учтены в норме?",
 "answer": "В норме учтены сварочные электроды (0.001 т на тонну каркаса), простые строительные поковки (скобы, закрепы, хомуты) массой до 1,6 кг (2.08 кг на тонну каркаса), круглые хвойные лесоматериалы (0.07 м3), необрезная хвойная доска (0.07 м3) и непропитанные хвойные шпалы (2.08 шт). Эти материалы необходимы для сборки, крепления и вспомогательных работ. [Входные данные]"
 },
 {
 "question": "Какие трудозатраты предусмотрены?",
 "answer": "Норма предусматривает трудозатраты рабочих в размере 52.4 человеко-часа на 1 тонну монтируемого каркаса. Средний разряд работы для выполнения данного комплекса составляет 3,8. [Входные данные]"
 },
 {
 "question": "Какие машины и оборудование используются?",
 "answer": "Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование кранов на автомобильном ходу (грузоподъемность 16 т), электрических лебедок (тяговое усилие до 49,05 кН), полуприцепов-тяжеловозов (грузоподъемность до 40 т), гусеничных тракторов (мощность 79 кВт) и сварочных аппаратов для ручной дуговой сварки (ток до 350 А). [Входные данные]"
 },
 {
 "question": "Учитывает ли норма антикоррозионную защиту?",
 "answer": "Да, нормы на монтаж металлических конструкций, к которым относится и каркас контргрузового ящика, как правило, включают в себя антикоррозионную защиту стальных конструкций в составе работ. "
 }
 ],
 "commonMistakes": [
 "Использование устаревших или неактуальных индексов пересчета в текущие цены, что приводит к некорректной сметной стоимости. ",
 "Неправильное определение массы каркаса контргрузового ящика, что ведет к завышению или занижению объемов работ и ресурсов. ",
 "Игнорирование необходимости применения повышающих коэффициентов при работе в осложненных условиях (например, на больших высотах или в условиях низких температур), что занижает реальные затраты. ",
 "Двойной учет одних и тех же материалов или видов работ в смете, приводящий к необоснованному увеличению стоимости. ",
 "Отсутствие детальной проектной документации, что вынуждает сметчика делать предположения и увеличивает риск ошибок. "
 ],
 "practicalTips": [
 "Всегда используйте актуальные версии ГЭСН и методических указаний, регулярно проверяя обновления на официальных ресурсах Минстроя России. ",
 "Тщательно изучайте проектную документацию для точного определения объемов работ и характеристик монтируемого каркаса. ",
 "Применяйте сметные программы, которые автоматизируют расчеты, обновляют нормативные базы и помогают избежать арифметических ошибок. ",
 "Включайте в смету резервный фонд (5-15% от прямых затрат) для покрытия непредвиденных расходов, которые могут возникнуть в процессе монтажа. ",
 "Уделяйте внимание контролю качества сварочных работ и монтажа, так как это напрямую влияет на безопасность и долговечность конструкции канатной дороги. "
 ],
 "relatedNorms": [
 {
 "code": "03-04-021-01",
 "name": "Привод для пассажирских маятниковых канатных дорог",
 "relationship": "Применяется совместно, так как является частью той же группы оборудования для канатных дорог."
 },
 {
 "code": "03-04-021-02",
 "name": "Устройство цепное натяжное для пассажирских маятниковых канатных дорог",
 "relationship": "Применяется совместно, как элемент системы натяжения каната."
 },
 {
 "code": "09-06-010-01",
 "name": "Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 25 м",
 "relationship": "Может применяться для монтажа опор, на которых устанавливаются элементы канатной дороги, включая контргрузовые ящики."
 },
 {
 "code": "09-06-010-02",
 "name": "Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 40 м",
 "relationship": "Аналогично, для монтажа более высоких опор канатных дорог."
 },
 {
 "code": "09-06-010-03",
 "name": "Монтаж опор канатных дорог: мачтового типа на расчалках высотой до 70 м",
 "relationship": "Для монтажа опор мачтового типа, используемых в конструкциях канатных дорог."
 }
 ],
 "internalLinks": [
 {
 "type": "norm",
 "code": "03-04-021-01",
 "anchorText": "ГЭСНм 03-04-021-01",
 "context": "Связанные нормы"
 },
 {
 "type": "norm",
 "code": "03-04-021-02",
 "anchorText": "ГЭСНм 03-04-021-02",
 "context": "Связанные нормы"
 },
 {
 "type": "norm",
 "code": "09-06-010-01",
 "anchorText": "ГЭСН 09-06-010-01",
 "context": "Связанные нормы"
 },
 {
 "type": "norm",
 "code": "09-06-010-02",
 "anchorText": "ГЭСН 09-06-010-02",
 "context": "Связанные нормы"
 },
 {
 "type": "norm",
 "code": "09-06-010-03",
 "anchorText": "ГЭСН 09-06-010-03",
 "context": "Связанные нормы"
 }
 ],
 "keywords": {
 "primary": ["ГЭСН 03-04-021-06", "норма 03-04-021-06", "смета 03-04-021-06"],
 "secondary": ["расчет 03-04-021-06", "применение 03-04-021-06", "Каркас контргрузового ящика для пассажирских маятниковых канатных дорог: → вспомогательного каната", "монтаж канатных дорог", "сметные нормы ГЭСНм"],
 "longTail": ["как рассчитать 03-04-021-06", "состав работ 03-04-021-06", "ошибки применения 03-04-021-06", "ресурсы для монтажа контргруза", "канатные дороги смета"]
 },
 "technicalSpecs": {
 "unit": "т",
 "category": "03-04-021",
 "type": "GESNM",
 "materials": [
 "Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм: 0.001 т",
 "Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 2.08 кг",
 "Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.07 м3",
 "Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.07 м3",
 "Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2.08 шт"
 ]
 },
 "tags": ["ГЭСН", "03-04-021", "GESNM", "сметы", "строительство", "канатные дороги", "монтаж оборудования"],
 "readingTime": "14 минут",
 "difficulty": "Средний",
 "lastUpdated": "2025-08-03"
}