Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-021-08 регулирует затраты на монтаж станционного башмака для пассажирских маятниковых канатных дорог, оснащенного буферным устройством, при угле 12 градусов. Эта норма является частью Сборника №3 "Подъемно-транспортное оборудование" ГЭСНм-2001 и предназначена для определения потребности в ресурсах при выполнении монтажных работ.
Станционный башмак — это критически важный элемент инфраструктуры канатной дороги, который обеспечивает поддержку, направление и отклонение несущего каната на станциях. , В случае маятниковых канатных дорог, где кабины перемещаются между станциями в маятниковом режиме, такой башмак с буферным устройством играет ключевую роль в обеспечении плавности движения, безопасности и надежности всей системы. , Буферное устройство, интегрированное в башмак, предназначено для амортизации и снижения динамических нагрузок, возникающих при движении или остановке подвижного состава, что повышает эксплуатационную надежность и комфорт для пассажиров.
Правильное применение ГЭСН 03-04-021-08 позволяет сметчикам точно рассчитать прямые затраты на установку данного оборудования, что является основой для формирования достоверной сметной стоимости строительства или реконструкции канатных дорог. Норма учитывает среднеотраслевые затраты на эксплуатацию машин и механизмов, а также технологию и организацию работ. ,
Техническая информация
Состав работ по норме
Несмотря на то, что в некоторых источниках состав работ по данной норме может быть указан как "не предусмотрен" в детальном перечне операций , анализ ресурсной части ГЭСН 03-04-021-08 позволяет определить основные технологические процессы, учтенные в норме. Норма охватывает комплекс работ, необходимых для установки одного комплекта станционного башмака с буферным устройством. Эти работы включают:
- Подготовительные работы на месте установки: Включают разметку, очистку рабочей зоны, проверку готовности фундаментов или несущих конструкций для монтажа башмака. Возможно, также временное усиление или подготовка основания, использование деревянных шпал для выравнивания или временных опор.
- Транспортировка оборудования в пределах строительной площадки: Перемещение станционного башмака, буферного устройства и других сопутствующих элементов от места складирования до точки монтажа. Для этих целей предусмотрено использование полуприцепов-тяжеловозов грузоподъемностью до 40 т.
- Подъем и установка станционного башмака: Основная операция, требующая применения тяжелой подъемной техники. Краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т используются для точного позиционирования массивного башмака на проектное место.
- Монтаж и закрепление буферного устройства: Установка и фиксация буферного механизма, который является неотъемлемой частью станционного башмака, обеспечивая амортизацию.
- Выверка и регулировка положения: Точная настройка пространственного положения башмака и буферного устройства для обеспечения соответствия проектным углам (в данном случае 12 градусов) и параметрам работы канатной дороги. Это критически важно для безопасной и эффективной эксплуатации.
- Окончательное крепление: Фиксация станционного башмака к несущим конструкциям с использованием простых строительных поковок (скоб, закрепов, хомутов).
- Вспомогательные работы: Включают использование тракторов на гусеничном ходу для перемещения материалов, расчистки или других вспомогательных операций на площадке.
- Демонтаж временных приспособлений и уборка рабочей зоны: После завершения монтажа производится удаление всех временных конструкций и приведение территории в порядок.
Материалы и ресурсы
ГЭСН 03-04-021-08 учитывает следующие основные материалы и ресурсы, необходимые для выполнения работ:
- Средний разряд работы 3,4: Указывает на квалификацию рабочих-монтажников, необходимых для выполнения данного вида работ. Общие трудозатраты составляют 70,7 чел.-ч на комплект.
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1,5 маш.-ч. Используются для подъема и точной установки тяжелых элементов башмака.
- Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 2,53 маш.-ч. Применяются для транспортировки крупногабаритных и тяжелых компонентов к месту монтажа.
- Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 2,53 маш.-ч. Используются для вспомогательных работ на площадке, таких как перемещение грузов или подготовка территории.
- Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 2 кг. Необходимы для надежного крепления станционного башмака к несущим конструкциям.
- Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2 шт. Могут использоваться в качестве временных опор, подкладок или для выравнивания при монтаже.
Важно отметить, что данная норма не включает стоимость самого станционного башмака и буферного устройства, а лишь затраты на их монтаж. Стоимость оборудования определяется отдельно по проектной документации и прайс-листам поставщиков.
Трудозатраты и время выполнения
Основными трудозатратами по норме 03-04-021-08 являются затраты труда рабочих-монтажников со средним разрядом 3,4, которые составляют 70,7 чел.-ч на один комплект.
Время использования машин и механизмов:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1,5 маш.-ч.
- Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 2,53 маш.-ч.
- Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 2,53 маш.-ч.
Эти показатели отражают нормативное время, необходимое для выполнения полного комплекса работ по монтажу станционного башмака.
Требования к квалификации
Средний разряд рабочих-монтажников, указанный в норме (3,4), подразумевает наличие у исполнителей достаточных знаний и навыков для работы со сложным подъемно-транспортным оборудованием. Рабочие должны обладать опытом в монтаже металлических конструкций, уметь работать с грузоподъемными механизмами, выполнять точную выверку и регулировку, а также соблюдать все требования безопасности, установленные для канатных дорог. ,
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для правильного применения ГЭСН 03-04-021-08 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Убедитесь, что проектная документация предусматривает установку станционного башмака для пассажирской маятниковой канатной дороги с буферным устройством и углом 12 градусов. Определите количество таких комплектов, подлежащих монтажу.
- Применение нормы: Для каждого комплекта башмака примените ГЭСН 03-04-021-08. Единица измерения нормы — "компл".
- Расчет трудозатрат: Умножьте нормативные трудозатраты рабочих-монтажников (70,7 чел.-ч) на количество комплектов.
- Расчет машино-часов: Умножьте нормативное время работы каждой машины (краны, полуприцепы-тяжеловозы, тракторы) на количество комплектов.
- Расчет расхода материалов: Умножьте нормативный расход материалов (поковки, шпалы) на количество комплектов.
- Перевод в текущие цены: Полученные ресурсные показатели (чел.-ч, маш.-ч, количество материалов) необходимо перевести в текущие стоимостные показатели с использованием актуальных индексов пересчета или текущих цен на ресурсы.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (оплата труда, эксплуатация машин, стоимость материалов) добавьте накладные расходы и сметную прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями и нормативами.
Примеры использования
Пример 1: Установка одного станционного башмака.
Предположим, необходимо рассчитать сметную стоимость монтажа одного комплекта станционного башмака по ГЭСН 03-04-021-08. В этом случае, ресурсные показатели будут соответствовать нормативным:
- Трудозатраты рабочих-монтажников: 70,7 чел.-ч.
- Краны на автомобильном ходу, 16 т: 1,5 маш.-ч.
- Полуприцепы-тяжеловозы, до 40 т: 2,53 маш.-ч.
- Тракторы на гусеничном ходу, 79 кВт: 2,53 маш.-ч.
- Поковки простые строительные: 2 кг.
- Шпала из древесины хвойных пород: 2 шт.
Далее эти ресурсные показатели умножаются на текущие стоимости единицы ресурса и суммируются для получения прямых затрат.
Пример 2: Установка двух станционных башмаков на разных станциях.
Если проект предусматривает установку двух таких башмаков (например, на верхней и нижней станциях), то все ресурсные показатели из нормы умножаются на 2. Например, трудозатраты составят 70,7 * 2 = 141,4 чел.-ч.
Особенности и ограничения
- Угол 12 градусов: Норма 03-04-021-08 строго привязана к углу 12 градусов. Для станционных башмаков с буферным устройством, предназначенных для других углов (например, 9 градусов, как в ГЭСНм 03-04-021-07), необходимо применять соответствующие нормы. ,
- Тип канатной дороги: Норма применима только для пассажирских маятниковых канатных дорог. Для грузовых или кольцевых канатных дорог, а также для кресельных подъемников, следует использовать другие, специфические нормы. ,
- Буферное устройство: Наличие буферного устройства является обязательным условием для применения данной нормы. Если башмак не оснащен буферным устройством, возможно, потребуется корректировка или применение другой нормы.
- Комплектность: Норма учитывает монтаж "комплекта", что подразумевает все необходимые элементы станционного башмака и буферного устройства. Важно убедиться, что поставляемое оборудование соответствует определению "комплекта" для данной нормы.
- Вне нормы: Норма не учитывает затраты на изготовление самого башмака, его транспортировку до строительной площадки (только внутриплощадочную), а также работы по устройству фундаментов под станцию или подключению инженерных коммуникаций. Эти работы должны быть учтены по другим соответствующим ГЭСН (например, ГЭСН Сборник 01 "Земляные работы" для фундаментов , ГЭСНм Сборник 08 "Электротехнические установки" для электромонтажа ).
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Сметчики часто сталкиваются с ошибками при применении сметных норм. Для ГЭСН 03-04-021-08 наиболее распространенные ошибки включают:
- Неправильный выбор нормы: Применение 03-04-021-08 для станционных башмаков с другим углом (например, 9 градусов) или для канатных дорог другого типа (грузовых, кольцевых, кресельных). Как избежать: Всегда тщательно проверяйте проектную документацию на соответствие типу канатной дороги, наличию буферного устройства и углу наклона. Используйте технические части сборников ГЭСН для уточнения области применения норм. ,
- Неучет комплектности: Предположение, что норма включает стоимость самого оборудования. Как избежать: Помните, что ГЭСН отражают только затраты на монтаж, а не на стоимость материалов и оборудования. Стоимость башмака и буферного устройства должна быть учтена отдельно по прайс-листам или конъюнктурному анализу.
- Игнорирование вспомогательных работ: Неучет или неправильный расчет затрат на земляные работы, устройство фундаментов, подвод коммуникаций, которые не входят в данную норму. Как избежать: Внимательно изучайте состав работ, учтенных в норме, и планируйте дополнительные сметы на сопутствующие работы по другим сборникам ГЭСН. ,
- Использование устаревших индексов: Применение неактуальных индексов пересчета или цен на ресурсы. Как избежать: Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и используйте только текущие индексы, утвержденные соответствующими органами.
- Несоответствие объемов: Расхождение между объемами работ в смете и фактическими объемами, указанными в проектной или исполнительной документации. Как избежать: Тщательно сверяйте объемы работ с проектными данными и актами выполненных работ.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов досконально изучите проектную документацию, включая чертежи, пояснительные записки и спецификации оборудования. Обратите особое внимание на тип канатной дороги, характеристики станционных узлов и наличие буферных устройств.
- Консультации со специалистами: При возникновении сомнений по применению нормы, особенно для уникальных или нестандартных решений, проконсультируйтесь с инженерами-проектировщиками или специалистами по канатным дорогам.
- Фотофиксация и акты: Для подтверждения объемов и видов выполненных работ, особенно при спорных моментах, проводите фотофиксацию и составляйте подробные акты.
- Соблюдение нормативных документов: Всегда руководствуйтесь актуальными редакциями "Правил устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог" (ПБ 10-559-03) и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог" , так как они определяют требования к монтажу и эксплуатации.
Связанные нормы
При составлении смет на строительство или реконструкцию канатных дорог, помимо ГЭСН 03-04-021-08, могут потребоваться следующие нормы:
- ГЭСНм 03-04-021-07: Башмак станционный для пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством с углом: 9 градусов. Применяется для аналогичных башмаков, но с другим углом.
- ГЭСНм 03-04-021-11: Другие варианты станционных башмаков с буферным устройством и иными углами.
- ГЭСНм 03-04-020: Канаты и муфты для канатов пассажирских подвесных канатных дорог. Используется для учета затрат на монтаж канатов.
- ГЭСНм 03-04-022: Опоры и другие элементы канатных дорог. Применяется для монтажа опорных конструкций.
- ГЭСН Сборник 01 "Земляные работы": Для устройства котлованов и траншей под фундаменты станций и опор. ,
- ГЭСН Сборник 06 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные": Для устройства монолитных фундаментов.
- ГЭСН Сборник 09 "Строительные металлические конструкции": Для монтажа металлических конструкций станций и опор.
- ГЭСНм Сборник 08 "Электротехнические установки": Для монтажа электрооборудования и кабельных линий, необходимых для функционирования канатной дороги.
Контрольные моменты
При работе с ГЭСН 03-04-021-08 и в целом при составлении смет на канатные дороги, следует уделять внимание следующим контрольным моментам:
- Соответствие нормативным документам: Убедитесь, что все работы и используемые материалы соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), ГОСТов и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, таких как ПБ 10-559-03 и ФНП "Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог" .
- Качество монтажа: Особое внимание уделяйте качеству монтажа станционного башмака, так как от его правильной установки зависит безопасность и надежность всей канатной дороги.
- Документация: Ведите полную и точную исполнительную документацию, включая акты скрытых работ, журналы производства работ, сертификаты на материалы и оборудование. Это поможет при проверках и в случае возникновения спорных ситуаций.
- Экспертиза сметной документации: При значительных объемах работ или использовании бюджетных средств, сметная документация может подлежать государственной или негосударственной экспертизе. Убедитесь, что смета составлена в соответствии со всеми требованиями и методиками.
Соблюдение этих принципов позволит сметчикам эффективно и безошибочно применять ГЭСН 03-04-021-08, способствуя успешной реализации проектов по строительству и модернизации канатных дорог.
Ключевые моменты
-
Норма 03-04-021-08 применяется для монтажа станционного башмака пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством.
-
Угол наклона, учтенный в норме, составляет 12 градусов; для других углов используются иные нормы.
-
Норма включает трудозатраты рабочих-монтажников (70,7 чел.-ч) и время работы специализированной техники (краны, полуприцепы, тракторы).
-
В норме учтены вспомогательные материалы, такие как строительные поковки и деревянные шпалы.
-
ГЭСН 03-04-021-08 не включает стоимость самого оборудования, только затраты на его монтаж.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-04-021-08?
Когда применяется ГЭСН 03-04-021-08?
ГЭСН 03-04-021-08 применяется для определения затрат на монтаж станционного башмака пассажирских маятниковых канатных дорог, оснащенного буферным устройством, при условии, что угол его установки составляет 12 градусов.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие материалы: поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты) массой до 1,6 кг (2 кг на комплект) и шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I (2 шт на комплект).
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Нормой предусмотрены трудозатраты рабочих-монтажников со средним разрядом 3,4 в объеме 70,7 чел.-ч на один комплект станционного башмака.
4 Включает ли норма стоимость самого станционного башмака?
Включает ли норма стоимость самого станционного башмака?
Нет, ГЭСН 03-04-021-08, как и другие ГЭСН, определяет только ресурсные затраты на выполнение монтажных работ. Стоимость самого станционного башмака и буферного устройства не учтена в норме и должна быть добавлена в смету отдельно по данным проектной документации и текущим ценам поставщиков.
Практические советы
Всегда тщательно проверяйте проектную документацию на соответствие угла установки (12 градусов) и типу канатной дороги (пассажирская маятниковая) перед применением нормы.
Разделяйте в смете затраты на монтаж (по ГЭСН) и стоимость оборудования (по прайс-листам или конъюнктурному анализу).
Планируйте и учитывайте в отдельных сметах все сопутствующие работы, не входящие в данную норму (фундаменты, электрика, земляные работы).
Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и используйте только актуальные индексы пересчета для точного определения текущей стоимости.
При возникновении сомнений консультируйтесь с инженерами-проектировщиками и специалистами по канатным дорогам, а также обращайтесь к официальным разъяснениям и методическим указаниям.
Частые ошибки
Неправильный выбор нормы для станционных башмаков с другим углом наклона или для канатных дорог иного типа (например, грузовых или кресельных).
Включение стоимости самого оборудования в смету по данной норме, тогда как ГЭСН учитывает только монтажные работы.
Игнорирование необходимости учета дополнительных работ, таких как земляные работы, устройство фундаментов или подключение инженерных коммуникаций, которые не входят в состав данной нормы.
Использование устаревших индексов пересчета или неактуальных цен на ресурсы при формировании сметной стоимости.
Несоответствие объемов работ, указанных в смете, фактическим объемам по проектной документации.