Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 03-04-021-11

03-04-021

Маятниковые канатные дороги → Головка опор для пассажирских маятниковых канатных дорог

Подробное описание
Группа: Маятниковые канатные дороги Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0

Быстрая информация

Единица измерения
т
Категория
03-04-021
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
41.9 чел.-ч при разряде 3.3
Основное назначение
Монтаж головки опор для пассажирских маятниковых канатных дорог

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,3 41.9
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.46
Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т) 2
Трубоукладчики, номинальная грузоподъемность 12,5 т 2.06
Тягачи седельные, нагрузка на седельно-сцепное устройство до 12 т 1.2
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т 0.76
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) 0.76
Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг кг 0.4
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.02
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III м3 0.02
Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог узкой колеи, тип I, длина 1200 мм шт 4.08
Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 0.41

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-021-11 играет ключевую роль в корректном определении сметной стоимости монтажных работ, связанных с возведением пассажирских маятниковых канатных дорог. Эта норма, входящая в состав сборника ГЭСНм-2001 "Подъемно-транспортное оборудование", регламентирует затраты на установку такого специфического элемента, как головка опор. Понимание ее назначения, области применения и ресурсного состава является фундаментальным для любого сметчика, работающего с объектами транспортной инфраструктуры.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 03-04-021-11 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатраты рабочих, время эксплуатации строительных машин и механизмов, материальные ресурсы) при выполнении работ по монтажу головки опор для пассажирских маятниковых канатных дорог. Маятниковые канатные дороги – это тип канатных дорог, где кабины или вагонетки движутся между двумя станциями по принципу маятника, обычно по двум канатам (несущему и тяговому), обеспечивая высокую пропускную способность и надежность. Головка опоры является критически важным элементом конструкции, на котором крепятся канатные блоки и другие устройства, поддерживающие и направляющие канаты. Норма применяется при составлении сметных расчетов (смет) ресурсным и ресурсно-индексным методами, являясь исходным нормативом для разработки единичных расценок.

Основные характеристики

  • Код нормы: 03-04-021-11
  • Полное наименование: Маятниковые канатные дороги → Головка опор для пассажирских маятниковых канатных дорог
  • Единица измерения: 1 тонна (т) смонтированной головки опор. Это означает, что все ресурсные показатели нормы приведены на 1 тонну веса монтируемой конструкции.
  • Тип работ: ГЭСНм (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования), что указывает на ее принадлежность к монтажным работам.
  • Категория: 03-04-021 – группа норм, относящихся к маятниковым канатным дорогам, что подтверждает ее специфическую направленность.

Техническая информация

Для корректного применения ГЭСН 03-04-021-11 необходимо четко понимать ее ресурсный состав и особенности учета работ.

Состав работ по норме

Важной особенностью ГЭСН 03-04-021-11 является то, что в ее описании указано: "Состав работ. Не предусмотрен". Это не означает отсутствие работ, а указывает на то, что данная норма является комплексной. Она учитывает полный комплекс основных, вспомогательных и сопутствующих операций, необходимых для монтажа головки опор для пассажирских маятниковых канатных дорог, в расчете на 1 тонну веса конструкции. Это включает в себя:

  • Подача конструкций к месту монтажа (в пределах зоны действия механизмов, учтенных нормой).
  • Подъем и установка головки опоры в проектное положение.
  • Выверка и окончательное закрепление элемента.
  • Выполнение всех необходимых монтажных соединений (сварка, болтовые соединения, если применимо).
  • Мелкие вспомогательные работы, связанные с установкой и закреплением.

Что не учтено: Норма не включает в себя общестроительные работы, такие как устройство фундаментов опор, земляные работы, прокладка коммуникаций к опорам, а также антикоррозийная защита, если она не является частью стандартного монтажа элемента. Эти виды работ должны быть учтены по соответствующим нормам других сборников ГЭСН (например, "Земляные работы", "Строительные металлические конструкции" для изготовления или укрупнительной сборки, если она не входит в поставку, "Бетонные и железобетонные конструкции" для фундаментов).

Материалы и ресурсы

В норме 03-04-021-11 учтен следующий расход материалов на 1 тонну монтируемой головки опор:

  • Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 0.4 кг. Эти элементы используются для временного или постоянного крепления, фиксации и усиления конструкций в процессе монтажа.
  • Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.02 м3. Могут использоваться для устройства временных подкладок, распорок, лесов или других вспомогательных конструкций.
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.02 м3. Применяется для аналогичных вспомогательных целей, таких как настилы, подкладки, элементы опалубки для замоноличивания стыков.
  • Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог узкой колеи, тип I, длина 1200 мм: 4.08 шт. Используются как подкладки под оборудование, временные пути или для распределения нагрузки.
  • Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.41 шт. Аналогично, для подкладок и временных опор.

Машины и оборудование

Для выполнения работ по монтажу головки опор нормой предусмотрено использование следующей строительной техники на 1 тонну монтируемой конструкции:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.46 маш.-ч. Основное подъемное средство для установки тяжелых элементов.
  • Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т): 2 маш.-ч. Используются для точного позиционирования, подтягивания или опускания элементов.
  • Трубоукладчики, номинальная грузоподъемность 12,5 т: 2.06 маш.-ч. Могут применяться для перемещения и установки элементов, особенно на сложной местности, несмотря на название, их функционал позволяет работать с различными грузами.
  • Тягачи седельные, нагрузка на седельно-сцепное устройство до 12 т: 1.2 маш.-ч. Для транспортировки крупногабаритных или тяжелых элементов на строительную площадку.
  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.76 маш.-ч. Используются в комплекте с тягачами для перевозки тяжелых и объемных грузов.
  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.76 маш.-ч. Применяются для перемещения оборудования, вспомогательных работ на площадке, возможно, для подготовки подъездных путей.

Трудозатраты и требования к квалификации

Нормой 03-04-021-11 учтены трудозатраты рабочих-монтажников в размере 41.9 чел.-ч на 1 тонну монтируемой головки опор. Средний разряд работы составляет 3.3. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала, способного выполнять монтажные работы с подъемно-транспортным оборудованием. Затраты труда машинистов (4.48 чел.-ч) учтены справочно и входят в стоимость эксплуатации машин.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 03-04-021-11 требует внимательности к деталям и понимания специфики монтажных работ.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение объема работ: Прежде всего, необходимо определить фактический вес головки опор, подлежащей монтажу, согласно проектной документации. Единица измерения нормы – тонна, поэтому вес должен быть выражен в тоннах.
  2. Применение нормы: Умножьте количество ресурсов, указанных в норме (трудозатраты, машино-часы, расход материалов), на фактический вес головки опор в тоннах. Например, если монтируется головка опоры весом 2.5 тонны, то трудозатраты составят 41.9 чел.-ч/т * 2.5 т = 104.75 чел.-ч.
  3. Учет текущих цен: ГЭСН-2001, включая норму 03-04-021-11, разработаны в ценах 2000 года. Для получения сметной стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или региональными органами ценообразования.
  4. Дополнительные затраты: Учтите затраты, не предусмотренные данной нормой, но необходимые для выполнения всего комплекса работ. Это могут быть земляные работы, устройство фундаментов, прокладка временных дорог, антикоррозийная обработка, не входящая в стандартный монтаж, и т.д. Эти затраты рассчитываются по другим соответствующим ГЭСН или ФЕР.

Примеры использования

Пример 1: Монтаж одной головки опоры.

Предположим, проект предусматривает монтаж одной головки опоры для пассажирской маятниковой канатной дороги весом 5 тонн.

  • Трудозатраты рабочих: 41.9 чел.-ч/т * 5 т = 209.5 чел.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу, 16 т: 0.46 маш.-ч/т * 5 т = 2.3 маш.-ч.
  • Поковки простые строительные: 0.4 кг/т * 5 т = 2 кг.

Далее эти ресурсные показатели умножаются на текущие расценки на труд, эксплуатацию машин и стоимость материалов с учетом индексов пересчета.

Пример 2: Учет вспомогательных материалов.

При монтаже головки опоры весом 3 тонны, расход лесоматериалов круглых хвойных пород составит 0.02 м3/т * 3 т = 0.06 м3. Этот объем необходимо будет закупить и учесть в смете.

Особенности и ограничения

  • Комплексный характер: Как уже упоминалось, отсутствие детализированного состава работ означает, что норма является комплексной. Это упрощает расчет, но требует от сметчика уверенности, что все необходимые операции, связанные именно с монтажом головки опоры, учтены в рамках этой нормы.
  • Вес как измеритель: Единица измерения "тонна" подразумевает, что стоимость работ напрямую зависит от веса монтируемой конструкции. Важно использовать точные данные о весе из проектной документации.
  • Условия производства работ: Норма отражает среднеотраслевые условия производства работ. При наличии усложняющих факторов (например, работы на большой высоте, в стесненных условиях, в условиях действующего производства, на значительном удалении от баз снабжения) могут применяться повышающие коэффициенты, предусмотренные Общими указаниями по применению ГЭСН или соответствующими техническими частями сборников.
  • Транспортировка: Норма учитывает транспортировку вспомогательных материалов и приспособлений в зоне производства работ. Однако, доставка самой головки опоры на строительную площадку с завода-изготовителя или склада, если она не учтена в составе оборудования, может требовать отдельного расчета.

Полезная информация

Для эффективного использования ГЭСН 03-04-021-11 сметчикам следует учитывать ряд практических аспектов и избегать распространенных ошибок.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильная интерпретация "Состава работ. Не предусмотрен": Самая частая ошибка – попытка детализировать работы, которые уже учтены комплексной нормой. Это может привести к задвоению затрат. Как избежать: Помните, что норма 03-04-021-11 покрывает весь процесс монтажа головки опоры как единого элемента. Дополнительно учитываются только те работы, которые явно выходят за рамки монтажа самого элемента (например, устройство фундаментов).
  2. Неверное определение веса: Ошибки в определении фактического веса монтируемой головки опоры приводят к некорректному расчету всех ресурсных показателей. Как избежать: Всегда используйте данные о весе, указанные в проектной документации или паспорте оборудования.
  3. Игнорирование индексов пересчета: Применение нормы без перевода в текущие цены приведет к значительным искажениям сметной стоимости. Как избежать: Регулярно обновляйте информацию об индексах пересчета, выпускаемых Минстроем России и региональными центрами ценообразования.
  4. Неучет сопутствующих общестроительных работ: Забывчивость или намеренное исключение из сметы работ по подготовке основания, устройству фундаментов, прокладке временных коммуникаций. Как избежать: Внимательно изучайте проект производства работ (ППР) и проект организации строительства (ПОС) для выявления всех необходимых сопутствующих работ, которые должны быть учтены по другим соответствующим ГЭСН.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию на канатную дорогу, особенно разделы, касающиеся опор и их головок. Это поможет точно определить вес конструкций и выявить специфические условия монтажа.
  • Взаимодействие с проектировщиками: При возникновении вопросов по составу или весу элементов, а также по технологии монтажа, не стесняйтесь обращаться к проектировщикам для получения разъяснений.
  • Учет специфики объекта: Если монтаж осуществляется в сложных условиях (высокогорье, труднодоступная местность, особые климатические условия), рассмотрите возможность применения повышающих коэффициентов, предусмотренных нормативными документами. Например, для монтажа конструкций опор канатных дорог на местности с уклоном более 4% могут применяться коэффициенты.
  • Проверка комплектности: Убедитесь, что все необходимые материалы и оборудование, учтенные нормой, соответствуют фактическим потребностям проекта. В случае значительных отклонений, возможно, потребуется разработка индивидуальной сметной нормы.

Связанные нормы

При составлении сметы на строительство маятниковых канатных дорог, помимо ГЭСН 03-04-021-11, могут быть применены следующие нормы и сборники:

Контрольные моменты

  • Проверка проектной документации: Убедитесь, что все элементы, учтенные в смете, соответствуют проектным решениям и спецификациям.
  • Актуальность нормативов: Используйте только актуальные редакции ГЭСН и индексов пересчета. ГЭСН-2001 регулярно обновляются и дополняются.
  • Фотофиксация и акты скрытых работ: Для подтверждения объемов и качества выполненных работ рекомендуется вести фотофиксацию и составлять акты освидетельствования скрытых работ, особенно для фундаментов и монтажных соединений.
  • Соблюдение правил безопасности: Монтаж канатных дорог – это сложный и ответственный процесс, требующий строгого соблюдения правил техники безопасности и производственных норм.

Применение ГЭСН 03-04-021-11 требует комплексного подхода и внимательности к деталям. Следуя рекомендациям и учитывая особенности нормы, сметчики смогут обеспечить точность и достоверность сметных расчетов, что является залогом успешной реализации проекта строительства канатной дороги.

Ключевые моменты

  • Норма 03-04-021-11 применяется для монтажа головки опор пассажирских маятниковых канатных дорог.

  • Единица измерения нормы – 1 тонна смонтированной головки опор.

  • Состав работ в норме не детализирован, что означает ее комплексный характер, включающий все необходимые монтажные операции.

  • В норме учтены трудозатраты рабочих (41.9 чел.-ч при разряде 3.3) и широкий спектр машин и вспомогательных материалов.

  • Для перевода в текущие цены необходимо применять актуальные индексы пересчета.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 03-04-021-11 применяется при определении сметной стоимости работ по монтажу головки опор для пассажирских маятниковых канатных дорог. Она используется для расчета потребности в ресурсах на 1 тонну монтируемой конструкции.

В норме учтены следующие материалы: поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты) – 0.4 кг; лесоматериалы круглые хвойных пород – 0.02 м3; доска необрезная хвойных пород – 0.02 м3; шпалы из древесины хвойных пород для узкой колеи – 4.08 шт; шпалы из древесины хвойных пород для широкой колеи – 0.41 шт.

Нормой предусмотрены трудозатраты рабочих-монтажников в размере 41.9 чел.-ч на 1 тонну монтируемой головки опор при среднем разряде работы 3.3. Трудозатраты машинистов учтены в стоимости эксплуатации машин.

Это означает, что ГЭСН 03-04-021-11 является комплексной нормой. Она включает в себя полный объем основных, вспомогательных и сопутствующих операций, необходимых для установки головки опоры как готового элемента, без детальной разбивки по отдельным видам работ.

Практические советы

1

Всегда используйте точные данные о весе головки опор из проектной документации для корректного расчета объема работ.

2

Регулярно проверяйте и применяйте актуальные индексы пересчета для перевода сметной стоимости в текущие цены.

3

Внимательно изучайте проект производства работ (ППР) и проект организации строительства (ПОС) для выявления всех сопутствующих работ, не учтенных данной нормой.

4

При работе в сложных или нестандартных условиях (высота, стесненность, труднодоступность) рассмотрите возможность применения повышающих коэффициентов, предусмотренных общими указаниями к ГЭСН.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильная интерпретация комплексного характера нормы, попытка детализировать уже учтенные работы, что приводит к задвоению затрат.

!
Ошибка 2

Ошибки в определении фактического веса головки опор, что искажает все ресурсные показатели.

!
Ошибка 3

Игнорирование необходимости применения индексов пересчета для приведения стоимости из базисных цен (2000 года) в текущие.

!
Ошибка 4

Неучет или неправильный расчет сопутствующих общестроительных работ (например, фундаментов, земляных работ), которые не входят в данную норму.

1
03-04-021-08

Башмак станционный для пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством

Применяется совместно с 03-04-021-11 для учета других элементов маятниковых канатных дорог.

2
ГЭСН 01

Земляные работы

Используется для расчета земляных работ под фундаменты опор канатных дорог.

3
ГЭСН 09

Строительные металлические конструкции

Применяется для монтажа других металлических конструкций опор или станций, не входящих в состав головки опоры.

Технические характеристики

Единица измерения
т
Категория
03-04-021
Тип работ
GESNM
Материалы
Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 0.4 кгЛесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.02 м3Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.02 м3Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог узкой колеи, тип I, длина 1200 мм: 4.08 штШпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.41 шт

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: