Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 04-03-022-01

04-03-022

Опоры → Опора линейная маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги

Подробное описание
Группа: Опоры Обоснование: НР: Пр/812-083.0, СП: Пр/774-083.0

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
04-03-022
Тип работ
GESNP
Трудозатраты
648.00 чел.-ч
Основное назначение
Определение затрат на пусконаладочные работы линейной маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Рабочий 5 разряда чел.-ч 110.16
Рабочий 6 разряда чел.-ч 213.84
Инженер I категории чел.-ч 213.84
Ведущий инженер чел.-ч 110.16

Введение

Государственная элементная сметная норма ГЭСНп 04-03-022-01 является одним из важнейших инструментов для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости пусконаладочных работ в сфере подъемно-транспортного оборудования. Эта норма относится к группе "Опоры" и конкретизирует затраты на пусконаладочные работы для "Опоры линейной маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги".

Назначение и область применения нормы

ГЭСНп 04-03-022-01 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатраты рабочих, инженерно-технического персонала, время эксплуатации машин и механизмов, материальные ресурсы) при выполнении пусконаладочных работ, связанных с вводом в эксплуатацию линейных маятниковых опор двухканатных подвесных пассажирских дорог.

Применение данной нормы обязательно для объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансируемых за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, ГЭСН носят рекомендательный характер.

Основные характеристики

  • Код нормы: 04-03-022-01
  • Наименование: Опоры → Опора линейная маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги
  • Единица измерения: шт (штука)
  • Тип работ: ГЭСНп (Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы)
  • Категория: 04-03-022 (Опоры подъемно-транспортного оборудования)
  • Обоснование: НР: Пр/812-083.0, СП: Пр/774-083.0

Эта норма отражает среднеотраслевые затраты, необходимые для обеспечения корректного функционирования и безопасной эксплуатации одной такой опоры в составе подвесной дороги. Пусконаладочные работы являются завершающим этапом перед сдачей объекта в эксплуатацию и включают в себя комплекс мероприятий по проверке, настройке и испытанию оборудования.

Техническая информация

Пусконаладочные работы по ГЭСНп 04-03-022-01 представляют собой сложный процесс, требующий высокой квалификации персонала и точного соблюдения технологических регламентов. Хотя конкретный "Состав работ" для данной нормы не детализирован в общедоступных источниках, исходя из общей методологии ГЭСНп и специфики объекта (опора подвесной дороги), можно выделить типовые операции.

Состав работ по норме

Пусконаладочные работы для линейной маятниковой опоры двухканатной подвесной пассажирской дороги, как правило, включают следующие этапы:

  1. Подготовительные работы: Ознакомление с проектной и эксплуатационной документацией, проверка готовности опоры и прилегающих систем к пусконаладочным работам, подготовка необходимого инструмента и измерительного оборудования.
  2. Визуальный осмотр и проверка монтажа: Контроль качества сборки, крепления всех элементов опоры, проверка отсутствия видимых дефектов, соответствия проектной документации.
  3. Проверка механических систем: Осмотр и тестирование подвижных частей, балансиров, роликов, узлов крепления канатов, проверка люфтов, зазоров, правильности установки и смазки.
  4. Проверка электрических и управляющих систем (при наличии): Тестирование датчиков, концевых выключателей, систем сигнализации и связи, проверка кабельных трасс и подключений, если они интегрированы в опору.
  5. Настройка и регулировка: Выполнение необходимых регулировок для обеспечения проектных параметров работы опоры, таких как выравнивание, натяжение элементов, проверка геометрии.
  6. Функциональные испытания: Проведение испытаний опоры в различных режимах работы (например, при движении канатов, имитации нагрузок) для подтверждения ее работоспособности и соответствия техническим требованиям.
  7. Проверка систем безопасности: Тестирование всех предусмотренных систем безопасности, блокировок и аварийных остановов, связанных с функционированием опоры.
  8. Оформление документации: Составление актов выполненных работ, протоколов испытаний, внесение корректировок в исполнительную документацию, если это требуется по результатам пусконаладочных работ.

Важно отметить, что точный состав работ всегда должен определяться проектной документацией на конкретный объект и техническими условиями на пусконаладочные работы.

Материалы и ресурсы

ГЭСНп 04-03-022-01, как и большинство норм ГЭСНп, в основном учитывает трудозатраты персонала. Прямые материальные затраты, как правило, минимальны и могут включать:

  • Смазочные материалы: Для обслуживания подвижных узлов опоры.
  • Чистящие средства: Для подготовки поверхностей и оборудования.
  • Мелкие расходные материалы: Ветошь, крепеж, изолента и т.п., которые обычно учитываются в составе накладных расходов или не нормируются отдельно из-за незначительности объема.

Машины и оборудование, необходимые для пусконаладочных работ, также не детализированы в норме, поскольку часто это специализированное измерительное, диагностическое и регулировочное оборудование, которое либо входит в состав оснащения пусконаладочной организации, либо его стоимость учитывается в составе накладных расходов или в стоимости эксплуатации машин, если это крупногабаритное оборудование. Для данного типа работ могут потребоваться: подъемные механизмы (для доступа к высоким частям опоры), измерительные приборы (нивелиры, теодолиты, динамометры, мультиметры), специализированные инструменты для настройки и регулировки.

Трудозатраты и время выполнения

Норма ГЭСНп 04-03-022-01 предусматривает значительные трудозатраты высококвалифицированного персонала, что обусловлено сложностью и ответственностью работ по вводу в эксплуатацию объектов повышенной опасности, таких как подвесные пассажирские дороги. Общие трудозатраты на одну опору составляют:

  • Рабочий 5 разряда: 110.16 чел.-ч
  • Рабочий 6 разряда: 213.84 чел.-ч
  • Инженер I категории: 213.84 чел.-ч
  • Ведущий инженер: 110.16 чел.-ч

Итого общие трудозатраты на 1 шт. опоры: 648.00 чел.-ч.

Такой состав персонала указывает на необходимость привлечения как рабочих-специалистов для непосредственного выполнения операций, так и высококвалифицированных инженеров для проведения расчетов, анализа данных, принятия решений и общего руководства процессом.

Требования к квалификации

Высокий разряд рабочих (5-й и 6-й) и наличие в составе бригады инженеров (I категории и ведущего инженера) подчеркивает специфику пусконаладочных работ. Это не просто монтаж, а тонкая настройка и проверка работоспособности сложного механизма. Требуются глубокие знания механики, электрики, автоматики, а также опыт работы с подъемно-транспортным оборудованием и системами безопасности. Инженерный состав отвечает за разработку программ испытаний, анализ результатов, выявление и устранение неисправностей, а также за соответствие всех параметров проектным значениям и нормативным требованиям.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСНп 04-03-022-01 в сметной документации требует внимательности и понимания ее специфики.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение количества опор: Первым шагом является определение точного количества линейных маятниковых опор, подлежащих пусконаладочным работам, согласно проектной документации.
  2. Применение нормы: Для каждой опоры применяется норма 04-03-022-01. Единица измерения — "шт", поэтому расчет производится путем умножения нормативов ресурсов на количество опор.
  3. Расчет прямых затрат:
  • Определяются трудозатраты рабочих и инженерно-технического персонала путем умножения нормативных часов на количество опор.
  • Стоимость трудозатрат рассчитывается на основе текущих тарифных ставок для соответствующих разрядов рабочих и категорий инженеров.
  • Затраты на эксплуатацию машин и механизмов (если они нормируются отдельно и не учтены в составе накладных расходов) также рассчитываются по соответствующим нормативам.
  • Материальные затраты (если есть) определяются по проектным данным или соответствующим ФССЦ (Федеральным сметным ценам на материалы, изделия и конструкции).
  1. Применение индексов пересчета: Поскольку ГЭСН отражают базисные цены (например, 2000 или 2001 года), для получения стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.
  2. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.

Примеры использования

Предположим, проект предусматривает строительство двухканатной подвесной пассажирской дороги с 10 линейными маятниковыми опорами. Для расчета стоимости пусконаладочных работ по этим опорам необходимо:

  • Трудозатраты рабочих 5 разряда: 110.16 чел.-ч/шт * 10 шт = 1101.6 чел.-ч
  • Трудозатраты рабочих 6 разряда: 213.84 чел.-ч/шт * 10 шт = 2138.4 чел.-ч
  • Трудозатраты инженера I категории: 213.84 чел.-ч/шт * 10 шт = 2138.4 чел.-ч
  • Трудозатраты ведущего инженера: 110.16 чел.-ч/шт * 10 шт = 1101.6 чел.-ч

Далее эти трудозатраты умножаются на текущие тарифные ставки, добавляются затраты на машины и механизмы (если применимо), материалы, накладные расходы и сметная прибыль с учетом индексов пересчета.

Особенности и ограничения

  • Объект нормирования: Норма 04-03-022-01 применяется к одной линейной маятниковой опоре. Если опоры имеют существенные конструктивные отличия (например, количество роликов в балансире, как в ГЭСНп 04-03-022-03), необходимо использовать соответствующие нормы.
  • Вид работ: Норма строго регламентирует пусконаладочные работы. Она не включает затраты на монтаж, демонтаж, ремонт, изготовление или поставку самой опоры. Эти работы должны быть учтены по другим соответствующим ГЭСН или ФЕР.
  • Комплексность: Пусконаладочные работы по опорам являются частью более крупного комплекса пусконаладочных работ всей подвесной дороги. Необходимо учитывать также нормы на пусконаладку механического, электрического, управляющего и других систем дороги.
  • Проектная документация: Всегда следует опираться на проектную документацию, которая определяет точное количество и тип опор, а также специфические требования к их пусконаладке.

Полезная информация

Для эффективного применения ГЭСНп 04-03-022-01 сметчикам следует быть осведомленными о типичных ошибках и полезных практических советах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Применение нормы для монтажных работ: Одна из самых распространенных ошибок — использование ГЭСНп (пусконаладочные работы) вместо ГЭСН (строительные работы) или ГЭСНм (монтаж оборудования) для учета затрат на установку опоры. Пусконаладка начинается после завершения монтажа. Как избежать: Четко разграничивать виды работ в смете и использовать нормы соответствующего сборника (ГЭСН, ГЭСНм, ГЭСНр, ГЭСНп).
  2. Неправильное определение количества: Ошибка в подсчете количества опор, подлежащих пусконаладке, приведет к некорректному объему затрат. Как избежать: Тщательно сверять количество опор по проектной документации, чертежам и спецификациям.
  3. Игнорирование специфики объекта: Если опора имеет существенные отличия от типовой (например, нестандартные размеры, дополнительные системы), но применяется базовая норма без корректировок. Как избежать: Внимательно изучать технические характеристики конкретной опоры и, при необходимости, применять поправочные коэффициенты или обосновывать индивидуальные расценки, если типовая норма не отражает реальных затрат.
  4. Использование устаревших индексов пересчета: Применение неактуальных индексов приводит к значительным искажениям сметной стоимости. Как избежать: Всегда использовать текущие индексы пересчета, утвержденные Минстроем России для соответствующего периода и региона.
  5. Неучет сопутствующих работ: Забывчивость включить в смету затраты на подготовительные работы, перемещение оборудования в рабочей зоне (если оно превышает 10 м и не учтено нормой), или оформление документации, если эти работы не входят в состав нормы или требуют дополнительного нормирования. Как избежать: Детально изучать техническую часть сборника ГЭСНп 04 и общие положения ГЭСН, чтобы понять полный состав учтенных и неучтенных работ.

Практические советы

  • Всегда сверяйтесь с проектом: Проектная документация является основным источником информации для сметчика. Она определяет тип, количество и особенности опор, а также требования к их пусконаладке.
  • Изучайте техническую часть сборника: В технической части сборника ГЭСНп 04 "Подъемно-транспортное оборудование" содержатся общие указания, правила применения норм, коэффициенты и примечания, которые могут существенно влиять на расчет.
  • Учитывайте условия производства работ: Если пусконаладочные работы выполняются в стесненных условиях, на высоте, в зимнее время или при других усложняющих факторах, необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты к нормам трудозатрат и эксплуатации машин.
  • Разделяйте сметы: Для крупных проектов целесообразно разделять сметы на монтажные и пусконаладочные работы, а также на отдельные системы (механика, электрика, автоматика) для большей прозрачности и удобства контроля.
  • Используйте специализированное ПО: Сметные программы значительно упрощают расчеты, автоматизируют применение индексов и помогают избежать ошибок.

Связанные нормы

При составлении сметы на пусконаладочные работы подвесной пассажирской дороги, помимо ГЭСНп 04-03-022-01, могут потребоваться следующие нормы:

  • ГЭСНп 04-03-022-03: "Опора линейная с количеством роликов в балансире: более 4 шт. кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги". Эта норма применяется для опор другого типа или с иными характеристиками.
  • Другие нормы сборника ГЭСНп 04 "Подъемно-транспортное оборудование": Для пусконаладки других элементов подвесной дороги, таких как приводные станции, натяжные станции, канатные системы, системы управления и безопасности.
  • Нормы ГЭСНм (монтаж оборудования): Для учета затрат на монтаж самой опоры и ее компонентов до начала пусконаладочных работ.
  • Нормы ГЭСН (строительные работы): Для устройства фундаментов под опоры, подъездных путей и других общестроительных работ.
  • Нормы ГЭСНп других сборников: Например, для пусконаладки электротехнических устройств (ГЭСНп 01), систем автоматизации (ГЭСНп 02) или систем связи (ГЭСНп 03), если они являются частью комплекса работ по подвесной дороге.

Контрольные моменты

  • Соответствие проекту: Убедитесь, что все учтенные в смете работы и ресурсы строго соответствуют проектной документации и техническому заданию.
  • Актуальность нормативной базы: Используйте только актуальные редакции ГЭСН и индексов пересчета. Нормативные документы регулярно обновляются, и важно следить за изменениями.
  • Проверка квалификации персонала: Для выполнения пусконаладочных работ такого уровня сложности необходимо привлекать персонал с соответствующей квалификацией и допусками, что подтверждается составом трудозатрат в норме.
  • Документирование: Все этапы пусконаладочных работ должны быть надлежащим образом задокументированы (акты, протоколы, журналы), что является основанием для подтверждения объемов и качества выполненных работ в смете.

Применение ГЭСНп 04-03-022-01 требует комплексного подхода и глубокого понимания как самой нормы, так и специфики объекта строительства. Точное следование рекомендациям и внимательность к деталям позволят сметчикам формировать достоверные и обоснованные сметы, способствующие успешной реализации проектов по созданию подвесных пассажирских дорог.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСНп 04-03-022-01 применяется для пусконаладочных работ одной линейной маятниковой опоры двухканатной подвесной пассажирской дороги.

  • Учитывает значительные трудозатраты высококвалифицированного персонала: рабочих 5-го и 6-го разрядов, инженеров I категории и ведущих инженеров.

  • Общие трудозатраты на одну опору составляют 648.00 чел.-ч.

  • Не включает затраты на монтаж, демонтаж или изготовление опоры, а только на ее ввод в эксплуатацию.

  • Требует применения актуальных индексов пересчета для определения стоимости в текущих ценах.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСНп 04-03-022-01 применяется для определения затрат на пусконаладочные работы, связанные с вводом в эксплуатацию линейных маятниковых опор двухканатных подвесных пассажирских дорог. Это означает, что норма используется после завершения монтажных работ для проверки, настройки и испытания опоры перед ее эксплуатацией.

В норме ГЭСНп 04-03-022-01 прямые материальные затраты, как правило, минимальны и не детализированы. Обычно они включают мелкие расходные материалы, такие как смазочные и чистящие средства, которые могут быть учтены в составе накладных расходов или не нормируются отдельно из-за незначительности объема.

Норма предусматривает следующие трудозатраты на одну опору: Рабочий 5 разряда – 110.16 чел.-ч; Рабочий 6 разряда – 213.84 чел.-ч; Инженер I категории – 213.84 чел.-ч; Ведущий инженер – 110.16 чел.-ч. Общие трудозатраты составляют 648.00 чел.-ч.

ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы) предназначены для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных и специальных строительных работ. ГЭСНп (Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы) используются для определения затрат на комплекс работ по вводу в эксплуатацию смонтированного оборудования и систем, включая их проверку, настройку и испытания. Таким образом, ГЭСНп 04-03-022-01 применяется именно для пусконаладки, а не для монтажа опоры.

Практические советы

1

Всегда основывайте расчеты на актуальной проектной документации, которая определяет точное количество и тип опор.

2

Тщательно изучайте техническую часть сборника ГЭСНп 04, чтобы учесть все общие указания, правила применения и возможные коэффициенты.

3

Используйте только актуальные индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России, для получения достоверной сметной стоимости в текущих ценах.

4

Применяйте поправочные коэффициенты к нормам трудозатрат и эксплуатации машин, если работы выполняются в усложняющих условиях.

5

Разделяйте сметы на монтажные и пусконаладочные работы для обеспечения прозрачности и точности расчетов.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное применение нормы для монтажных или ремонтных работ вместо пусконаладочных.

!
Ошибка 2

Ошибочное определение количества опор, подлежащих пусконаладке, что приводит к некорректным объемам затрат.

!
Ошибка 3

Игнорирование необходимости применения актуальных индексов пересчета для перевода базисных цен в текущие.

!
Ошибка 4

Неучет специфических условий выполнения работ (например, стесненность, высота), требующих применения поправочных коэффициентов.

!
Ошибка 5

Отсутствие детального изучения проектной документации, что может привести к неправильному составу работ или выбору нормы.

1
04-03-022-03

Опора линейная с количеством роликов в балансире: более 4 шт. кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги

Применяется вместо 04-03-022-01, если опора соответствует описанию (кольцевая одноканатная дорога, более 4 роликов в балансире).

2
ГЭСНм 04-03-ХХХ

Монтаж подъемно-транспортного оборудования

Применяется совместно с ГЭСНп 04-03-022-01 для учета монтажных работ, предшествующих пусконаладке.

3
ГЭСН 04-01-ХХХ

Бурение скважин

Может применяться для устройства фундаментов опор, если это предусматривает бурение скважин.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
04-03-022
Тип работ
GESNP
Материалы
Не нормируются явно, мелкие расходные материалы учитываются в накладных расходах.

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: