Введение
Государственная элементная сметная норма ГЭСНп 04-03-022-01 является одним из важнейших инструментов для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости пусконаладочных работ в сфере подъемно-транспортного оборудования. Эта норма относится к группе "Опоры" и конкретизирует затраты на пусконаладочные работы для "Опоры линейной маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги".
Назначение и область применения нормы
ГЭСНп 04-03-022-01 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатраты рабочих, инженерно-технического персонала, время эксплуатации машин и механизмов, материальные ресурсы) при выполнении пусконаладочных работ, связанных с вводом в эксплуатацию линейных маятниковых опор двухканатных подвесных пассажирских дорог.
Применение данной нормы обязательно для объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансируемых за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, ГЭСН носят рекомендательный характер.
Основные характеристики
- Код нормы: 04-03-022-01
- Наименование: Опоры → Опора линейная маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги
- Единица измерения: шт (штука)
- Тип работ: ГЭСНп (Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы)
- Категория: 04-03-022 (Опоры подъемно-транспортного оборудования)
- Обоснование: НР: Пр/812-083.0, СП: Пр/774-083.0
Эта норма отражает среднеотраслевые затраты, необходимые для обеспечения корректного функционирования и безопасной эксплуатации одной такой опоры в составе подвесной дороги. Пусконаладочные работы являются завершающим этапом перед сдачей объекта в эксплуатацию и включают в себя комплекс мероприятий по проверке, настройке и испытанию оборудования.
Техническая информация
Пусконаладочные работы по ГЭСНп 04-03-022-01 представляют собой сложный процесс, требующий высокой квалификации персонала и точного соблюдения технологических регламентов. Хотя конкретный "Состав работ" для данной нормы не детализирован в общедоступных источниках, исходя из общей методологии ГЭСНп и специфики объекта (опора подвесной дороги), можно выделить типовые операции.
Состав работ по норме
Пусконаладочные работы для линейной маятниковой опоры двухканатной подвесной пассажирской дороги, как правило, включают следующие этапы:
- Подготовительные работы: Ознакомление с проектной и эксплуатационной документацией, проверка готовности опоры и прилегающих систем к пусконаладочным работам, подготовка необходимого инструмента и измерительного оборудования.
- Визуальный осмотр и проверка монтажа: Контроль качества сборки, крепления всех элементов опоры, проверка отсутствия видимых дефектов, соответствия проектной документации.
- Проверка механических систем: Осмотр и тестирование подвижных частей, балансиров, роликов, узлов крепления канатов, проверка люфтов, зазоров, правильности установки и смазки.
- Проверка электрических и управляющих систем (при наличии): Тестирование датчиков, концевых выключателей, систем сигнализации и связи, проверка кабельных трасс и подключений, если они интегрированы в опору.
- Настройка и регулировка: Выполнение необходимых регулировок для обеспечения проектных параметров работы опоры, таких как выравнивание, натяжение элементов, проверка геометрии.
- Функциональные испытания: Проведение испытаний опоры в различных режимах работы (например, при движении канатов, имитации нагрузок) для подтверждения ее работоспособности и соответствия техническим требованиям.
- Проверка систем безопасности: Тестирование всех предусмотренных систем безопасности, блокировок и аварийных остановов, связанных с функционированием опоры.
- Оформление документации: Составление актов выполненных работ, протоколов испытаний, внесение корректировок в исполнительную документацию, если это требуется по результатам пусконаладочных работ.
Важно отметить, что точный состав работ всегда должен определяться проектной документацией на конкретный объект и техническими условиями на пусконаладочные работы.
Материалы и ресурсы
ГЭСНп 04-03-022-01, как и большинство норм ГЭСНп, в основном учитывает трудозатраты персонала. Прямые материальные затраты, как правило, минимальны и могут включать:
- Смазочные материалы: Для обслуживания подвижных узлов опоры.
- Чистящие средства: Для подготовки поверхностей и оборудования.
- Мелкие расходные материалы: Ветошь, крепеж, изолента и т.п., которые обычно учитываются в составе накладных расходов или не нормируются отдельно из-за незначительности объема.
Машины и оборудование, необходимые для пусконаладочных работ, также не детализированы в норме, поскольку часто это специализированное измерительное, диагностическое и регулировочное оборудование, которое либо входит в состав оснащения пусконаладочной организации, либо его стоимость учитывается в составе накладных расходов или в стоимости эксплуатации машин, если это крупногабаритное оборудование. Для данного типа работ могут потребоваться: подъемные механизмы (для доступа к высоким частям опоры), измерительные приборы (нивелиры, теодолиты, динамометры, мультиметры), специализированные инструменты для настройки и регулировки.
Трудозатраты и время выполнения
Норма ГЭСНп 04-03-022-01 предусматривает значительные трудозатраты высококвалифицированного персонала, что обусловлено сложностью и ответственностью работ по вводу в эксплуатацию объектов повышенной опасности, таких как подвесные пассажирские дороги. Общие трудозатраты на одну опору составляют:
- Рабочий 5 разряда: 110.16 чел.-ч
- Рабочий 6 разряда: 213.84 чел.-ч
- Инженер I категории: 213.84 чел.-ч
- Ведущий инженер: 110.16 чел.-ч
Итого общие трудозатраты на 1 шт. опоры: 648.00 чел.-ч.
Такой состав персонала указывает на необходимость привлечения как рабочих-специалистов для непосредственного выполнения операций, так и высококвалифицированных инженеров для проведения расчетов, анализа данных, принятия решений и общего руководства процессом.
Требования к квалификации
Высокий разряд рабочих (5-й и 6-й) и наличие в составе бригады инженеров (I категории и ведущего инженера) подчеркивает специфику пусконаладочных работ. Это не просто монтаж, а тонкая настройка и проверка работоспособности сложного механизма. Требуются глубокие знания механики, электрики, автоматики, а также опыт работы с подъемно-транспортным оборудованием и системами безопасности. Инженерный состав отвечает за разработку программ испытаний, анализ результатов, выявление и устранение неисправностей, а также за соответствие всех параметров проектным значениям и нормативным требованиям.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСНп 04-03-022-01 в сметной документации требует внимательности и понимания ее специфики.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определение количества опор: Первым шагом является определение точного количества линейных маятниковых опор, подлежащих пусконаладочным работам, согласно проектной документации.
- Применение нормы: Для каждой опоры применяется норма 04-03-022-01. Единица измерения — "шт", поэтому расчет производится путем умножения нормативов ресурсов на количество опор.
- Расчет прямых затрат:
- Определяются трудозатраты рабочих и инженерно-технического персонала путем умножения нормативных часов на количество опор.
- Стоимость трудозатрат рассчитывается на основе текущих тарифных ставок для соответствующих разрядов рабочих и категорий инженеров.
- Затраты на эксплуатацию машин и механизмов (если они нормируются отдельно и не учтены в составе накладных расходов) также рассчитываются по соответствующим нормативам.
- Материальные затраты (если есть) определяются по проектным данным или соответствующим ФССЦ (Федеральным сметным ценам на материалы, изделия и конструкции).
- Применение индексов пересчета: Поскольку ГЭСН отражают базисные цены (например, 2000 или 2001 года), для получения стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.
Примеры использования
Предположим, проект предусматривает строительство двухканатной подвесной пассажирской дороги с 10 линейными маятниковыми опорами. Для расчета стоимости пусконаладочных работ по этим опорам необходимо:
- Трудозатраты рабочих 5 разряда: 110.16 чел.-ч/шт * 10 шт = 1101.6 чел.-ч
- Трудозатраты рабочих 6 разряда: 213.84 чел.-ч/шт * 10 шт = 2138.4 чел.-ч
- Трудозатраты инженера I категории: 213.84 чел.-ч/шт * 10 шт = 2138.4 чел.-ч
- Трудозатраты ведущего инженера: 110.16 чел.-ч/шт * 10 шт = 1101.6 чел.-ч
Далее эти трудозатраты умножаются на текущие тарифные ставки, добавляются затраты на машины и механизмы (если применимо), материалы, накладные расходы и сметная прибыль с учетом индексов пересчета.
Особенности и ограничения
- Объект нормирования: Норма 04-03-022-01 применяется к одной линейной маятниковой опоре. Если опоры имеют существенные конструктивные отличия (например, количество роликов в балансире, как в ГЭСНп 04-03-022-03), необходимо использовать соответствующие нормы.
- Вид работ: Норма строго регламентирует пусконаладочные работы. Она не включает затраты на монтаж, демонтаж, ремонт, изготовление или поставку самой опоры. Эти работы должны быть учтены по другим соответствующим ГЭСН или ФЕР.
- Комплексность: Пусконаладочные работы по опорам являются частью более крупного комплекса пусконаладочных работ всей подвесной дороги. Необходимо учитывать также нормы на пусконаладку механического, электрического, управляющего и других систем дороги.
- Проектная документация: Всегда следует опираться на проектную документацию, которая определяет точное количество и тип опор, а также специфические требования к их пусконаладке.
Полезная информация
Для эффективного применения ГЭСНп 04-03-022-01 сметчикам следует быть осведомленными о типичных ошибках и полезных практических советах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Применение нормы для монтажных работ: Одна из самых распространенных ошибок — использование ГЭСНп (пусконаладочные работы) вместо ГЭСН (строительные работы) или ГЭСНм (монтаж оборудования) для учета затрат на установку опоры. Пусконаладка начинается после завершения монтажа. Как избежать: Четко разграничивать виды работ в смете и использовать нормы соответствующего сборника (ГЭСН, ГЭСНм, ГЭСНр, ГЭСНп).
- Неправильное определение количества: Ошибка в подсчете количества опор, подлежащих пусконаладке, приведет к некорректному объему затрат. Как избежать: Тщательно сверять количество опор по проектной документации, чертежам и спецификациям.
- Игнорирование специфики объекта: Если опора имеет существенные отличия от типовой (например, нестандартные размеры, дополнительные системы), но применяется базовая норма без корректировок. Как избежать: Внимательно изучать технические характеристики конкретной опоры и, при необходимости, применять поправочные коэффициенты или обосновывать индивидуальные расценки, если типовая норма не отражает реальных затрат.
- Использование устаревших индексов пересчета: Применение неактуальных индексов приводит к значительным искажениям сметной стоимости. Как избежать: Всегда использовать текущие индексы пересчета, утвержденные Минстроем России для соответствующего периода и региона.
- Неучет сопутствующих работ: Забывчивость включить в смету затраты на подготовительные работы, перемещение оборудования в рабочей зоне (если оно превышает 10 м и не учтено нормой), или оформление документации, если эти работы не входят в состав нормы или требуют дополнительного нормирования. Как избежать: Детально изучать техническую часть сборника ГЭСНп 04 и общие положения ГЭСН, чтобы понять полный состав учтенных и неучтенных работ.
Практические советы
- Всегда сверяйтесь с проектом: Проектная документация является основным источником информации для сметчика. Она определяет тип, количество и особенности опор, а также требования к их пусконаладке.
- Изучайте техническую часть сборника: В технической части сборника ГЭСНп 04 "Подъемно-транспортное оборудование" содержатся общие указания, правила применения норм, коэффициенты и примечания, которые могут существенно влиять на расчет.
- Учитывайте условия производства работ: Если пусконаладочные работы выполняются в стесненных условиях, на высоте, в зимнее время или при других усложняющих факторах, необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты к нормам трудозатрат и эксплуатации машин.
- Разделяйте сметы: Для крупных проектов целесообразно разделять сметы на монтажные и пусконаладочные работы, а также на отдельные системы (механика, электрика, автоматика) для большей прозрачности и удобства контроля.
- Используйте специализированное ПО: Сметные программы значительно упрощают расчеты, автоматизируют применение индексов и помогают избежать ошибок.
Связанные нормы
При составлении сметы на пусконаладочные работы подвесной пассажирской дороги, помимо ГЭСНп 04-03-022-01, могут потребоваться следующие нормы:
- ГЭСНп 04-03-022-03: "Опора линейная с количеством роликов в балансире: более 4 шт. кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги". Эта норма применяется для опор другого типа или с иными характеристиками.
- Другие нормы сборника ГЭСНп 04 "Подъемно-транспортное оборудование": Для пусконаладки других элементов подвесной дороги, таких как приводные станции, натяжные станции, канатные системы, системы управления и безопасности.
- Нормы ГЭСНм (монтаж оборудования): Для учета затрат на монтаж самой опоры и ее компонентов до начала пусконаладочных работ.
- Нормы ГЭСН (строительные работы): Для устройства фундаментов под опоры, подъездных путей и других общестроительных работ.
- Нормы ГЭСНп других сборников: Например, для пусконаладки электротехнических устройств (ГЭСНп 01), систем автоматизации (ГЭСНп 02) или систем связи (ГЭСНп 03), если они являются частью комплекса работ по подвесной дороге.
Контрольные моменты
- Соответствие проекту: Убедитесь, что все учтенные в смете работы и ресурсы строго соответствуют проектной документации и техническому заданию.
- Актуальность нормативной базы: Используйте только актуальные редакции ГЭСН и индексов пересчета. Нормативные документы регулярно обновляются, и важно следить за изменениями.
- Проверка квалификации персонала: Для выполнения пусконаладочных работ такого уровня сложности необходимо привлекать персонал с соответствующей квалификацией и допусками, что подтверждается составом трудозатрат в норме.
- Документирование: Все этапы пусконаладочных работ должны быть надлежащим образом задокументированы (акты, протоколы, журналы), что является основанием для подтверждения объемов и качества выполненных работ в смете.
Применение ГЭСНп 04-03-022-01 требует комплексного подхода и глубокого понимания как самой нормы, так и специфики объекта строительства. Точное следование рекомендациям и внимательность к деталям позволят сметчикам формировать достоверные и обоснованные сметы, способствующие успешной реализации проектов по созданию подвесных пассажирских дорог.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСНп 04-03-022-01 применяется для пусконаладочных работ одной линейной маятниковой опоры двухканатной подвесной пассажирской дороги.
-
Учитывает значительные трудозатраты высококвалифицированного персонала: рабочих 5-го и 6-го разрядов, инженеров I категории и ведущих инженеров.
-
Общие трудозатраты на одну опору составляют 648.00 чел.-ч.
-
Не включает затраты на монтаж, демонтаж или изготовление опоры, а только на ее ввод в эксплуатацию.
-
Требует применения актуальных индексов пересчета для определения стоимости в текущих ценах.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСНп 04-03-022-01?
Когда применяется ГЭСНп 04-03-022-01?
ГЭСНп 04-03-022-01 применяется для определения затрат на пусконаладочные работы, связанные с вводом в эксплуатацию линейных маятниковых опор двухканатных подвесных пассажирских дорог. Это означает, что норма используется после завершения монтажных работ для проверки, настройки и испытания опоры перед ее эксплуатацией.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСНп 04-03-022-01 прямые материальные затраты, как правило, минимальны и не детализированы. Обычно они включают мелкие расходные материалы, такие как смазочные и чистящие средства, которые могут быть учтены в составе накладных расходов или не нормируются отдельно из-за незначительности объема.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает следующие трудозатраты на одну опору: Рабочий 5 разряда – 110.16 чел.-ч; Рабочий 6 разряда – 213.84 чел.-ч; Инженер I категории – 213.84 чел.-ч; Ведущий инженер – 110.16 чел.-ч. Общие трудозатраты составляют 648.00 чел.-ч.
4 В чем отличие ГЭСНп от ГЭСН?
В чем отличие ГЭСНп от ГЭСН?
ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы) предназначены для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных и специальных строительных работ. ГЭСНп (Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы) используются для определения затрат на комплекс работ по вводу в эксплуатацию смонтированного оборудования и систем, включая их проверку, настройку и испытания. Таким образом, ГЭСНп 04-03-022-01 применяется именно для пусконаладки, а не для монтажа опоры.
Практические советы
Всегда основывайте расчеты на актуальной проектной документации, которая определяет точное количество и тип опор.
Тщательно изучайте техническую часть сборника ГЭСНп 04, чтобы учесть все общие указания, правила применения и возможные коэффициенты.
Используйте только актуальные индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России, для получения достоверной сметной стоимости в текущих ценах.
Применяйте поправочные коэффициенты к нормам трудозатрат и эксплуатации машин, если работы выполняются в усложняющих условиях.
Разделяйте сметы на монтажные и пусконаладочные работы для обеспечения прозрачности и точности расчетов.
Частые ошибки
Неправильное применение нормы для монтажных или ремонтных работ вместо пусконаладочных.
Ошибочное определение количества опор, подлежащих пусконаладке, что приводит к некорректным объемам затрат.
Игнорирование необходимости применения актуальных индексов пересчета для перевода базисных цен в текущие.
Неучет специфических условий выполнения работ (например, стесненность, высота), требующих применения поправочных коэффициентов.
Отсутствие детального изучения проектной документации, что может привести к неправильному составу работ или выбору нормы.