Введение: Назначение и область применения ГЭСН 03-04-004-01
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-004-01 играет важную роль в ценообразовании строительной отрасли, особенно в сфере монтажа специализированного оборудования. Данная норма относится к сборнику ГЭСНм (государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования) и предназначена для определения ресурсных затрат, связанных с монтажом головки двухканатной подвесной грузовой дороги на линейной простой опоре.
Двухканатные подвесные грузовые дороги (ГПКД) — это сложные инженерные сооружения, предназначенные для транспортировки грузов по воздуху, часто используемые в горнодобывающей промышленности, на строительных площадках со сложным рельефом или для связи удаленных объектов. Головка опоры является ключевым элементом конструкции, обеспечивающим поддержку и направление канатов, а также передачу нагрузок на несущую конструкцию опоры. Ее правильный и безопасный монтаж критически важен для функционирования всей системы.
Единицей измерения данной нормы является 1 тонна (т) массы монтируемой головки. Это означает, что все ресурсные показатели, заложенные в норме, рассчитаны на установку одной тонны оборудования. Применение данной нормы позволяет сметчикам точно определить потребность в трудовых ресурсах, машинах, механизмах и материалах для выполнения данного вида работ, что является основой для формирования достоверной сметной стоимости.
Техническая информация
Состав работ по норме
Важной особенностью ГЭСНм 03-04-004-01 является то, что в ее описании прямо не указан детализированный состав работ ("Состав работ: Не предусмотрен"). Однако, согласно общим положениям и методическим указаниям по применению ГЭСНм, отсутствие явного перечня операций означает, что норма учитывает полный комплекс работ, необходимых для выполнения монтажа оборудования в соответствии с проектной документацией и техническими условиями.
Таким образом, в состав работ по данной норме по умолчанию включены следующие основные операции, характерные для монтажа оборудования:
- Приемка оборудования в монтаж: Включает проверку комплектности, качества и соответствия оборудования проектным данным и сопроводительной документации.
- Перемещение оборудования: Охватывает все этапы транспортировки от приобъектного склада до места установки, включая погрузку, горизонтальное перемещение, разгрузку, а также подъем или опускание головки опоры на проектную отметку.
- Распаковка оборудования и относка упаковки: Работы по удалению защитной упаковки и ее перемещению в специально отведенные места.
- Очистка оборудования: Удаление консервирующей смазки, защитных покрытий и загрязнений с монтируемых элементов.
- Технический осмотр и ревизия: Проверка состояния оборудования перед монтажом, а также разборка, осмотр, сборка и испытания отдельных узлов, если это предусмотрено техническими условиями или инструкциями завода-изизготовителя.
- Установка в проектное положение: Непосредственно монтаж головки опоры на линейной простой опоре, включая ее позиционирование и предварительное крепление.
- Выверка и окончательное крепление: Точное выравнивание головки опоры по осям и отметкам, а также надежное закрепление всех элементов в соответствии с проектными решениями.
- Вспомогательные и сопутствующие работы: Включают мелкие подгоночные операции, зачистку, сверление отверстий, установку временных приспособлений, а также уборку рабочего места после завершения монтажа.
Важно отметить, что ГЭСНм предполагают, что оборудование поступает на объект в полной заводской готовности, а габаритное оборудование – в собранном виде. Негабаритное оборудование поставляется максимально укрупненными узлами или блоками, не требующими при монтаже подгоночных операций. Также предполагается, что работы по подготовке площадок, мест установки или фундаментов уже выполнены до начала монтажа оборудования.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по монтажу головки двухканатной подвесной грузовой дороги нормой 03-04-004-01 предусмотрен следующий состав материалов и ресурсов на 1 тонну монтируемой головки:
Трудовые ресурсы:
- Средний разряд работы: 3,4
- Трудозатраты рабочих-строителей: 130 чел.-ч
Машины и оборудование:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.65 маш.-ч
- Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т): 9.98 маш.-ч
- Трубоукладчики, номинальная грузоподъемность 12,5 т: 3.02 маш.-ч
- Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.99 маш.-ч
- Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.99 маш.-ч
Материалы:
- Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.118 м³
- Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.118 м³
Использование кранов, лебедок и трубоукладчиков указывает на необходимость выполнения подъемно-транспортных и монтажных операций с тяжелыми и крупногабаритными элементами. Полуприцепы-тяжеловозы и тракторы, вероятно, используются для внутрипостроечной транспортировки оборудования и материалов, а также для вспомогательных работ на площадке. Лесоматериалы могут быть использованы для устройства временных опор, подкладок, клиньев, лесов или для изготовления специальной оснастки, необходимой при монтаже.
Требования к квалификации
Средний разряд работы, указанный в норме (3,4), свидетельствует о том, что для выполнения данного вида работ требуется квалифицированный персонал. Рабочие должны обладать знаниями и навыками в области монтажа металлоконструкций, подъемно-транспортного оборудования, уметь работать с грузоподъемными механизмами, выполнять выверку и крепление элементов с высокой точностью. Также необходимы знания правил техники безопасности при работе на высоте и с тяжелыми грузами, особенно при монтаже ответственных конструкций канатных дорог.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения ГЭСН 03-04-004-01 при составлении сметы необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Первым шагом является точное определение массы головки двухканатной подвесной грузовой дороги, подлежащей монтажу на линейной простой опоре. Эта масса должна быть указана в проектной документации или спецификациях оборудования. Единица измерения – тонны (т).
- Расчет ресурсных показателей: Умножьте полученную массу головки (в тоннах) на норматив расхода каждого ресурса, указанный в ГЭСН 03-04-004-01. Например, если масса головки составляет 5 тонн, то трудозатраты составят 5 т * 130 чел.-ч/т = 650 чел.-ч.
- Определение прямых затрат в базисном уровне цен: Используя полученные ресурсные показатели, а также базисные сметные цены на трудозатраты, эксплуатацию машин и стоимость материалов, рассчитайте прямые затраты. Важно помнить, что ГЭСН содержат только нормы расхода ресурсов, а не их стоимость в рублях.
- Пересчет в текущий уровень цен: Для получения сметной стоимости в текущем уровне цен необходимо применить соответствующие индексы пересчета. Эти индексы утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и регулярно обновляются.
- Начисление накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам в текущем уровне цен следует применить нормативы накладных расходов и сметной прибыли, руководствуясь действующими методическими указаниями Минстроя России (например, Методикой № 812/пр для накладных расходов и Методикой № 774/пр для сметной прибыли).
Примеры использования
Пример 1: Монтаж одной головки опоры. Предположим, необходимо смонтировать одну головку двухканатной подвесной грузовой дороги массой 3 тонны на линейной простой опоре. Для расчета сметы по ГЭСН 03-04-004-01 потребуется:
- Трудозатраты рабочих: 3 т × 130 чел.-ч/т = 390 чел.-ч.
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 3 т × 0.65 маш.-ч/т = 1.95 маш.-ч.
- Лесоматериалы круглые хвойных пород: 3 т × 0.118 м³/т = 0.354 м³.
Далее эти ресурсные показатели умножаются на их текущие стоимости, и добавляются накладные расходы и сметная прибыль.
Пример 2: Комплексный проект. При строительстве новой грузовой канатной дороги, включающей несколько линейных простых опор, данная норма будет применяться для каждой такой опоры, исходя из массы устанавливаемой на нее головки. При этом в общую смету будут также включены другие нормы, например, на устройство фундаментов, монтаж самих опор, прокладку канатов и пусконаладочные работы.
Особенности и ограничения
- Специфика объекта: Норма 03-04-004-01 строго привязана к монтажу головки именно двухканатной подвесной грузовой дороги и только на линейной простой опоре. Ее применение для других типов канатных дорог (например, пассажирских, кресельных , маятниковых ) или для станционных узлов (приводных, натяжных, обводных станций) будет некорректным. Для таких работ следует использовать соответствующие специализированные нормы.
- Комплектность работ: Как уже упоминалось, норма охватывает полный комплекс монтажных работ, но не включает стоимость самого оборудования. Также она не учитывает работы, предшествующие монтажу оборудования, такие как земляные работы, устройство фундаментов, прокладка инженерных коммуникаций, которые должны быть учтены по отдельным сборникам ГЭСН (например, Земляные работы или Бетонные и железобетонные конструкции монолитные).
- Условия производства работ: Норма рассчитана на типовые условия производства работ. При наличии усложняющих факторов (например, стесненные условия, работа на высоте более 15 м, в зимнее время, в зонах действующих коммуникаций) могут применяться повышающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСНм или соответствующими методическими указаниями.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Сметчики часто сталкиваются с рядом типичных ошибок при применении норм, и ГЭСН 03-04-004-01 не является исключением. Осознание этих ошибок поможет их избежать:
- Неправильное определение массы оборудования: Одна из наиболее частых ошибок – неверное определение массы монтируемой головки. Это может произойти из-за использования устаревших данных, округления или игнорирования спецификаций. Как избежать: Всегда используйте точные данные из проектной документации, спецификаций оборудования или паспортов завода-изготовителя.
- Некорректное применение нормы к другим элементам или типам дорог: Попытка применить данную норму для монтажа опор, канатов, станционных узлов или для пассажирских канатных дорог. Как избежать: Внимательно читайте наименование и описание нормы. Для монтажа опор канатных дорог, например, существует Монтаж опор канатных дорог. Для пассажирских дорог есть другие нормы, например, Кресельные канатные дороги.
- Неучет подготовительных и сопутствующих работ: Забывают включить в смету работы, которые не учтены данной нормой, но необходимы для ее выполнения (например, устройство фундаментов, подъездных путей, временных сооружений). Как избежать: Проводите детальный анализ проекта и технологии работ, чтобы учесть все необходимые этапы, нормируемые по другим сборникам ГЭСН.
- Использование устаревших индексов пересчета: Применение неактуальных индексов к базисным ценам приводит к значительным искажениям сметной стоимости. Как избежать: Регулярно отслеживайте изменения в сметно-нормативной базе и используйте только актуальные индексы, публикуемые Минстроем России.
- Ошибки в расчете накладных расходов и сметной прибыли: Неправильное применение коэффициентов или методик для начисления накладных расходов и сметной прибыли. Как избежать: Строго следуйте действующим методическим указаниям Минстроя России (Приказы № 812/пр и № 774/пр).
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, рабочие чертежи, спецификации и ведомости объемов работ. Это позволит точно определить объемы и характер работ, а также убедиться в правильности выбора нормы.
- Комплексный подход: Помните, что монтаж головки опоры – это лишь часть большого проекта по строительству канатной дороги. Учитывайте взаимосвязь данной нормы с другими работами и нормами, такими как земляные работы, устройство фундаментов, монтаж металлоконструкций опор и прокладка канатов.
- Проверка исходных данных: Всегда перепроверяйте исходные данные, особенно массу монтируемого оборудования, чтобы избежать ошибок на начальном этапе расчета.
- Использование специализированного ПО: Применение современного сметного программного обеспечения значительно упрощает расчеты, минимизирует риск ошибок и позволяет оперативно вносить изменения.
- Консультации со специалистами: В случае сомнений или при возникновении нестандартных ситуаций не стесняйтесь обращаться за консультациями к опытным сметчикам, инженерам-проектировщикам или представителям заказчика.
Связанные нормы
При составлении сметы на монтаж головки двухканатной подвесной грузовой дороги часто требуется применение других ГЭСН для учета полного комплекса работ:
- Монтаж опор канатных дорог: Эта норма применяется для монтажа самих опор, на которые впоследствии устанавливается головка.
- Кресельные канатные дороги: Хотя это другая категория канатных дорог (пассажирские), она находится в том же сборнике ГЭСНм 03-04, что может быть полезно для общего понимания структуры сборника.
- Земляные работы: Для устройства котлованов под фундаменты опор и других земляных работ.
- Бетонные и железобетонные конструкции монолитные: Для устройства монолитных фундаментов под опоры канатной дороги.
- Строительные металлические конструкции: Если монтаж головки включает в себя значительные объемы работ по сборке и установке металлических конструкций, не учтенных в данной норме, или для монтажа других металлических элементов опор.
- Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии: Для антикоррозийной обработки металлических элементов головки или опоры, если это не учтено в основной норме.
Контрольные моменты
Для обеспечения точности и достоверности сметной документации, а также для контроля за ходом выполнения работ, сметчику и другим участникам проекта следует уделять внимание следующим контрольным моментам:
- Соответствие проектной документации: Убедитесь, что все объемы и виды работ, учтенные в смете по ГЭСН 03-04-004-01, строго соответствуют проектным решениям и спецификациям. Любые отклонения должны быть обоснованы и согласованы.
- Качество подготовительных работ: Проверьте, что площадка для монтажа, фундаменты и основания под опоры подготовлены в соответствии с требованиями проекта и нормативных документов. Некачественная подготовка может привести к дополнительным затратам и задержкам.
- Наличие и комплектность оборудования: Перед началом монтажа убедитесь в наличии всей необходимой головки опоры и ее комплектующих, а также в их соответствии заводской готовности, как это предусмотрено ГЭСНм.
- Соблюдение правил безопасности: Монтаж грузовых канатных дорог является сложным и потенциально опасным видом работ. Важно, чтобы все работы выполнялись с соблюдением действующих правил устройства и безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог, а также других норм по охране труда.
- Актуальность нормативной базы: Регулярно проверяйте актуальность применяемых ГЭСН, индексов пересчета и методических указаний, так как сметно-нормативная база постоянно обновляется.
Соблюдение этих принципов позволит сметчикам эффективно применять ГЭСН 03-04-004-01, обеспечивая точность расчетов и способствуя успешной реализации проектов по строительству грузовых канатных дорог.
Ключевые моменты
-
Норма 03-04-004-01 относится к сборнику ГЭСНм и регулирует монтаж оборудования.
-
Единицей измерения является 1 тонна массы монтируемой головки.
-
Норма учитывает полный комплекс работ по монтажу головки, включая приемку, перемещение, распаковку, очистку и установку на проектное место.
-
Применение нормы требует учета текущих индексов пересчета и действующих методик по накладным расходам и сметной прибыли.
-
Важно строго следовать проектной документации и учитывать специфику линейных простых опор двухканатных грузовых дорог.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-04-004-01?
Когда применяется ГЭСН 03-04-004-01?
ГЭСН 03-04-004-01 применяется для определения затрат на монтаж головки двухканатной подвесной грузовой дороги, устанавливаемой на линейной простой опоре. Норма используется при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов, включающих такие канатные дороги.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие основные материалы: лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные (длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III) в объеме 0.118 м³ на тонну монтируемой головки, а также доска необрезная хвойных пород естественной влажности (длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III) в объеме 0.118 м³ на тонну. Эти материалы могут использоваться для временных креплений, подкладок, опалубки или упаковки.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 130 человеко-часов трудозатрат рабочих на 1 тонну монтируемой головки, при среднем разряде работы 3,4. Это включает все необходимые операции по монтажу, от подготовительных до завершающих работ на месте установки.
4 Что входит в состав работ по данной норме, если он не указан?
Что входит в состав работ по данной норме, если он не указан?
Несмотря на то, что состав работ не детализирован в описании нормы , ГЭСНм (государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования) по умолчанию включают полный комплекс операций, необходимых для установки оборудования. Это охватывает приемку оборудования в монтаж, его перемещение (погрузка, горизонтальное перемещение, разгрузка, подъем или опускание на место установки), распаковку и относку упаковки, очистку от консервирующей смазки, технический осмотр, ревизию (если предусмотрено техническими условиями), установку оборудования в проектное положение, выверку, крепление, а также необходимые вспомогательные работы.
Практические советы
Всегда тщательно изучайте проектную документацию и технические условия на монтаж, чтобы точно определить массу монтируемой головки и убедиться в применимости данной нормы.
Разделяйте смету на монтаж оборудования (по ГЭСНм) и общестроительные работы (по ГЭСН), такие как устройство фундаментов или земляные работы, так как они нормируются отдельно.
Используйте только актуальные индексы пересчета и методические указания Минстроя России для корректного определения сметной стоимости в текущем уровне цен, накладных расходов и сметной прибыли.
При наличии усложняющих факторов (например, стесненные условия, работа на высоте) рассмотрите возможность применения обоснованных поправочных коэффициентов, предусмотренных соответствующими методическими документами.
Ведите подробную исполнительную документацию, подтверждающую объемы и характер выполненных работ, что поможет избежать разногласий при проверках.
Частые ошибки
Неправильное определение массы монтируемой головки, что приводит к некорректному расчету объемов ресурсов.
Применение данной нормы для монтажа других элементов канатной дороги (например, опор, станционных узлов) или для других типов канатных дорог (пассажирских, маятниковых), для которых существуют отдельные нормы.
Неучет или неправильный учет подготовительных работ (устройство фундаментов, земляные работы, прокладка коммуникаций), которые не входят в данную норму и должны быть учтены отдельно.
Игнорирование необходимости применения текущих индексов пересчета к базисным ценам, что искажает сметную стоимость в текущем уровне цен.
Ошибки в применении повышающих или понижающих коэффициентов, а также неправильный расчет накладных расходов и сметной прибыли.