Введение: ГЭСН 03-04-006-01 – Основа для смет на погрузочные станции
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-006-01 является важным инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости монтажных работ, связанных с двухканатными подвесными грузовыми дорогами. Эта норма относится к группе "Станция двухканатной подвесной грузовой дороги механизированная" и конкретно описывает затраты на монтаж погрузочной станции. Единицей измерения для данной нормы является 1 тонна (т) массы монтируемого оборудования.
ГЭСН 03-04-006-01 входит в состав сборника ГЭСНм (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования), что подчеркивает ее специфическое назначение – определение затрат на установку и сборку технологического оборудования. Нормы ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства с учетом принятой техники и технологии выполнения работ. Они служат основой для определения прямых затрат при составлении смет ресурсным методом и для разработки единичных расценок (ФЕРм, ТЕРм).
Погрузочная станция является ключевым элементом любой грузовой подвесной канатной дороги (ГПКД), обеспечивая прием груза, его дозирование и загрузку в вагонетки, а также их присоединение к тяговому канату. Правильное применение данной нормы позволяет точно учесть необходимые ресурсы для выполнения этих сложных монтажных работ.
Техническая информация: Состав работ, ресурсы и трудозатраты
Состав работ по норме
Особенностью ГЭСН 03-04-006-01 является то, что в ее описании указано: "Состав работ: Не предусмотрен". Это не означает отсутствие работ, а указывает на то, что норма является укрупненной и охватывает весь комплекс монтажных операций, необходимых для установки погрузочной станции как единого технологического объекта. В отличие от некоторых других норм, где детально расписаны отдельные операции (например, монтаж металлоконструкций ), данная норма агрегирует все затраты на монтаж станции "под ключ" в рамках ее веса.
В общем случае, монтаж оборудования, согласно Методическим указаниям по разработке расценок на монтаж оборудования (СНиП IV-6-84), включает весь комплекс работ от получения оборудования на приобъектном складе до его индивидуального испытания. Для погрузочной станции двухканатной подвесной грузовой дороги это может подразумевать:
- Приемку, разгрузку и перемещение оборудования станции на монтажную площадку.
- Сборку и установку основных узлов и агрегатов станции (приводные и натяжные устройства, загрузочные бункеры, рельсовые пути, обводные шкивы, механизмы включения/выключения вагонеток и т.д.).
- Выверку и закрепление оборудования.
- Монтаж технологических металлоконструкций, обслуживающих площадок, лестниц, конструктивно связанных с оборудованием станции.
- Подключение к инженерным сетям (электроснабжение, управление), если это предусмотрено как часть монтажа оборудования.
- Индивидуальное опробование и испытание смонтированного оборудования станции.
Важно отметить, что нормы ГЭСНм не включают затраты на строительные работы, такие как устройство фундаментов под оборудование или монтаж опорных конструкций, если они не входят в комплект поставки оборудования. Эти работы нормируются по соответствующим сборникам ГЭСН на строительные работы.
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСН 03-04-006-01 учитывает расход следующих основных материалов и ресурсов, необходимых для монтажа погрузочной станции:
- Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 0.5 кг. Эти элементы используются для крепления различных частей конструкции, вспомогательных элементов и обеспечения стабильности монтажа.
- Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.052 м³. Применяются для устройства временных подмостей, опор, распорок, лесов, а также для защиты оборудования в процессе монтажа.
- Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.081 м³. Используется для настилов, опалубки, временных ограждений и других вспомогательных конструкций.
- Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.5 шт. Могут использоваться для устройства временных путей, подкладок или оснований для перемещения оборудования на монтажной площадке.
Эти материалы являются вспомогательными и необходимы для обеспечения технологического процесса монтажа. Нормы расхода материалов учитывают чистую норму, а также отходы и потери, возникающие при хранении, переработке и транспортировании.
Трудозатраты и время выполнения
Для выполнения работ по норме ГЭСН 03-04-006-01 предусмотрены следующие трудозатраты:
- Затраты труда рабочих-монтажников: 95.5 чел.-ч при среднем разряде 4.0. Это основной показатель трудоемкости работ, отражающий время, необходимое квалифицированным рабочим для выполнения всего комплекса монтажных операций.
- Затраты труда машинистов: 18.66 чел.-ч (справочно, входит в стоимость эксплуатации машин). Эти затраты учитываются в стоимости эксплуатации машин и не добавляются отдельно к оплате труда рабочих.
Средний разряд работы 4.0 указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов, способных выполнять сложные монтажные операции с использованием специализированного оборудования. Это соответствует характеру работ по монтажу механизированных станций канатных дорог.
Машины и оборудование
Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование следующей строительной техники:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.42 маш.-ч. Используются для подъема, перемещения и установки тяжелых элементов станции.
- Лебедки электрические тяговым усилием 78,48 кН (8 т): 16.47 маш.-ч. Применяются для перемещения и натяжения канатов, а также для других тяговых операций.
- Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.77 маш.-ч. Необходимы для транспортировки крупногабаритных и тяжелых компонентов станции до места монтажа.
- Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.77 маш.-ч. Используются для перемещения оборудования, подготовки площадки и других вспомогательных работ.
Наличие такого набора машин и механизмов подтверждает сложность и механизированный характер работ, учтенных в данной норме.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 4.0 для рабочих-монтажников подразумевает, что исполнители должны обладать высоким уровнем профессиональной подготовки и опытом работы с аналогичным оборудованием. Рабочие должны быть знакомы с технологиями монтажа подъемно-транспортного оборудования, правилами строповки, выверки и закрепления конструкций, а также соблюдать требования безопасности, установленные для таких видов работ.
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Пошаговый алгоритм расчета
Применение ГЭСН 03-04-006-01 в сметной документации осуществляется ресурсным методом. Алгоритм расчета следующий:
- Определение объема работ: Основным измерителем является 1 тонна массы погрузочной станции. Необходимо получить точные данные о проектной массе станции из проектной документации (спецификаций оборудования). Если станция поставляется в разобранном виде, учитывается общая масса всех ее компонентов, подлежащих монтажу.
- Применение нормы: Умножить объем работ (массу станции в тоннах) на ресурсные показатели, указанные в норме для 1 тонны. Это позволит определить общее количество необходимых трудозатрат, машино-часов и расхода материалов.
- Пересчет в текущие цены: Поскольку ГЭСН содержат ресурсные показатели в базисных ценах (например, 2000 или 2020 года), для получения сметной стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета. Индексы утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и публикуются регулярно.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (оплата труда рабочих, стоимость эксплуатации машин, стоимость материалов), полученным на основе ГЭСН, добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями (например, МДС 81-35.2004 или новой Методикой № 421/пр).
- Дополнительные затраты: При необходимости учитываются другие затраты, не учтенные в прямых затратах нормы, такие как транспортные расходы (если оборудование доставляется не на приобъектный склад), пусконаладочные работы, затраты на временные здания и сооружения, зимнее удорожание и т.д.
Примеры использования
Пример 1: Монтаж новой погрузочной станции.
Предположим, проект предусматривает монтаж новой механизированной погрузочной станции двухканатной подвесной грузовой дороги массой 150 тонн.
- Объем работ: 150 т.
- Трудозатраты рабочих: 150 т * 95.5 чел.-ч/т = 14325 чел.-ч.
- Машино-часы кранов на автомобильном ходу: 150 т * 1.42 маш.-ч/т = 213 маш.-ч.
- Аналогично рассчитываются остальные ресурсы.
Полученные ресурсные показатели затем переводятся в текущие цены с помощью индексов.
Пример 2: Реконструкция с заменой станции.
При реконструкции объектов, когда выполняются работы, аналогичные новому строительству, к нормам затрат труда и нормам времени эксплуатации строительных машин могут применяться повышающие коэффициенты. Например, согласно п. 4.7 МДС 81-35.2004, при ремонте и реконструкции могут применяться коэффициенты 1.15 к нормам затрат труда и 1.25 к нормам времени эксплуатации строительных машин. Это компенсирует косвенные затраты и потери, связанные с особенностями работ в условиях действующего производства или стесненности.
Особенности и ограничения
- Масса оборудования: Крайне важно точно определить массу монтируемой станции по проектной документации. Любые отклонения могут привести к существенным ошибкам в смете.
- Комплектность поставки: Норма предполагает, что оборудование поступает в монтаж комплектно и в соответствии с требованиями. Если оборудование поставляется некомплектно или требует доработки на месте, это может потребовать дополнительных затрат, не учтенных нормой.
- Условия производства работ: ГЭСН отражают среднеотраслевые условия. При наличии усложняющих факторов (например, стесненные условия, работа на высоте более 3500 м над уровнем моря, особые климатические условия) могут применяться повышающие коэффициенты, предусмотренные техническими частями сборников ГЭСН или соответствующими методическими документами.
- Тип дороги: Норма относится к двухканатной подвесной грузовой дороге. Для одноканатных или других типов дорог могут применяться иные нормы или требоваться разработка индивидуальных расценок.
Полезная информация: Ошибки, советы и связанные нормы
Типичные ошибки и как их избежать
- Неверное определение массы станции: Самая распространенная ошибка – использование приблизительных данных вместо точной массы, указанной в проектной документации. Это приводит к завышению или занижению сметной стоимости.
- Как избежать: Всегда запрашивайте и используйте спецификации оборудования из проекта. При отсутствии точных данных, требуйте их уточнения у проектировщика или поставщика.
- Игнорирование актуальных индексов пересчета: ГЭСН представлены в базисных ценах. Неприменение или использование устаревших индексов приведет к некорректной текущей стоимости.
- Как избежать: Регулярно отслеживайте и применяйте актуальные индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России.
- Неучет сопутствующих работ: Норма 03-04-006-01 покрывает монтаж самой станции. Часто сметчики забывают включить в смету затраты на фундаменты, внешние инженерные сети, антикоррозионную защиту, если она не входит в комплект поставки оборудования, или другие строительные работы, необходимые для функционирования станции.
- Как избежать: Внимательно изучайте проект и технологические карты. Составляйте комплексные сметы, включающие все необходимые строительные и монтажные работы, используя соответствующие ГЭСН.
- Неправильное применение коэффициентов: Ошибки в применении повышающих или понижающих коэффициентов (например, для стесненных условий, реконструкции) могут значительно исказить смету.
- Как избежать: Всегда обосновывайте применение коэффициентов ссылками на технические части сборников ГЭСН, МДС или другие официальные разъяснения.
- Путаница с типом канатной дороги: Норма 03-04-006-01 предназначена для двухканатных дорог. Попытка применить ее к одноканатным или другим типам систем будет некорректной.
- Как избежать: Внимательно читайте наименование нормы и убедитесь, что она соответствует типу монтируемой дороги.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметного расчета тщательно изучите проектную документацию, включая разделы по оборудованию, строительным конструкциям и организации строительства. Это поможет выявить все необходимые работы и ресурсы.
- Консультации с инженерами: При возникновении вопросов по составу или технологии работ, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками или специалистами по монтажу канатных дорог.
- Использование сметных программ: Современные сметные программы значительно упрощают расчеты, автоматизируют применение индексов и коэффициентов, а также помогают избежать арифметических ошибок.
- Проверка комплектности: Уточните у поставщика оборудования его комплектность и объем монтажных работ, которые он включает. Это поможет избежать двойного учета или пропуска важных позиций.
- Документирование обоснований: Всегда сохраняйте обоснования для примененных коэффициентов, нестандартных решений или дополнительных затрат. Это пригодится при прохождении экспертизы сметной документации.
Связанные нормы
При составлении сметы на объект, включающий погрузочную станцию двухканатной подвесной грузовой дороги, могут потребоваться другие нормы ГЭСН:
- ГЭСН 03-04-006-02: Станция двухканатной подвесной грузовой дороги механизированная: разгрузочная. Применяется для учета затрат на монтаж разгрузочных станций.
- ГЭСН 03-04-006-03: Станция двухканатной подвесной грузовой дороги механизированная: угловая проходная. Для станций, обеспечивающих изменение направления трассы.
- ГЭСН 03-04-006-04: Станция двухканатной подвесной грузовой дороги механизированная: конечная обводная.
- ГЭСН 09-06-010-01: Монтаж опор канатных дорог. Эта норма из сборника ГЭСН 09 "Строительные металлические конструкции" применяется для монтажа опор, на которых крепятся несущие канаты.
- ГЭСН 09 (Сборник "Строительные металлические конструкции"): Для монтажа любых других металлоконструкций, не входящих в комплект поставки станции, но необходимых для ее функционирования (например, вспомогательные площадки, лестницы, эстакады).
- ГЭСН 04 (Сборник "Скважины" или другие сборники по земляным работам и фундаментам): Для устройства фундаментов под станцию и ее опоры.
- ГЭСН 13 (Сборник "Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии"): Если антикоррозионная защита отдельных элементов станции или ее металлоконструкций не учтена в основной норме или требуется дополнительно.
Контрольные моменты
При проверке сметной документации, включающей ГЭСН 03-04-006-01, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие объема работ проектной документации: Проверить, соответствует ли принятая масса станции ее фактической или проектной массе.
- Актуальность цен: Убедиться, что применены актуальные индексы пересчета в текущие цены.
- Обоснованность коэффициентов: Проверить наличие и обоснованность всех примененных повышающих или понижающих коэффициентов.
- Полнота учета работ: Убедиться, что учтены все необходимые сопутствующие работы (фундаменты, внешние коммуникации, антикоррозионная защита и т.д.), которые не входят в данную норму, но требуются по проекту.
- Правильность арифметических расчетов: Проверить все расчеты на предмет арифметических ошибок.
Тщательная проверка этих пунктов позволит обеспечить достоверность и обоснованность сметной стоимости монтажа погрузочной станции двухканатной подвесной грузовой дороги.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 03-04-006-01 применяется для монтажа погрузочных станций двухканатных подвесных грузовых дорог.
-
Единица измерения нормы – 1 тонна массы монтируемой станции.
-
Норма включает затраты на квалифицированный труд рабочих (95.5 чел.-ч при разряде 4.0) и использование специализированной техники (краны, лебедки, тяжеловозы, тракторы).
-
В состав работ по норме не детализированы отдельные операции, что указывает на ее укрупненный характер, охватывающий весь комплекс монтажа станции.
-
Для корректного расчета необходимо точно определять массу станции по проекту и применять актуальные индексы пересчета в текущие цены.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-04-006-01?
Когда применяется ГЭСН 03-04-006-01?
ГЭСН 03-04-006-01 применяется для определения сметных затрат на монтаж механизированных погрузочных станций двухканатных подвесных грузовых дорог. Она используется при новом строительстве, реконструкции и техническом перевооружении объектов, где предусмотрена установка такого оборудования.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены вспомогательные материалы, необходимые для монтажных работ: поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты) массой до 1,6 кг (0.5 кг), лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные (0.052 м³), доска необрезная хвойных пород (0.081 м³), а также шпалы из древесины хвойных пород (0.5 шт.).
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 95.5 чел.-ч затрат труда рабочих-монтажников со средним разрядом 4.0 на 1 тонну монтируемой станции. Затраты труда машинистов (18.66 чел.-ч) учтены в стоимости эксплуатации машин.
4 Включает ли норма ГЭСН 03-04-006-01 устройство фундаментов или опор?
Включает ли норма ГЭСН 03-04-006-01 устройство фундаментов или опор?
Нет, норма ГЭСН 03-04-006-01 охватывает только монтаж самой погрузочной станции. Затраты на устройство фундаментов, монтаж опорных металлоконструкций или внешних инженерных сетей, не входящих в комплект поставки оборудования, определяются отдельно по соответствующим сборникам ГЭСН на строительные работы (например, ГЭСН 09 для металлоконструкций или ГЭСН 04 для земляных работ и фундаментов).
Практические советы
Всегда используйте точную массу погрузочной станции, указанную в проектной документации или спецификациях оборудования.
Регулярно обновляйте базы сметных нормативов и применяйте актуальные индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России.
Внимательно изучайте технические части сборников ГЭСН и методические указания (например, МДС 81-35.2004) для правильного применения коэффициентов и учета всех видов затрат.
При составлении сметы на объект в целом, не забывайте включать работы по устройству фундаментов, монтажу опорных конструкций и прокладке внешних инженерных сетей, используя соответствующие нормы.
Используйте специализированное сметное программное обеспечение для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.
Частые ошибки
Неверное определение массы монтируемой станции, что приводит к некорректному объему работ.
Использование устаревших или неактуальных индексов пересчета ГЭСН в текущие цены.
Неучет сопутствующих строительных работ (фундаменты, опорные конструкции, внешние коммуникации), которые не входят в данную норму.
Неправильное применение повышающих или понижающих коэффициентов (например, для стесненных условий или реконструкции).
Попытка применить норму к одноканатным или другим типам подвесных дорог, для которых существуют иные нормативы.