{
"title": "ГЭСН 03-04-021-09: Монтаж станционного башмака канатной дороги",
"metaTitle": "ГЭСН 03-04-021-09: Применение и расчет сметы",
"metaDescription": "Подробное руководство по ГЭСН 03-04-021-09 для сметчиков. Узнайте о составе работ, ресурсах, типичных ошибках и практических советах по монтажу станционного башмака пассажирских маятниковых канатных дорог.",
"slug": "gesn-03-04-021-09",
"excerpt": "Норма ГЭСНм 03-04-021-09 регламентирует затраты на монтаж станционного башмака для пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством и углом 16 градусов. Эта статья предоставляет сметчикам исчерпывающую информацию для корректного применения данной нормы. Вы узнаете о ее назначении, составе учтенных ресурсов (трудозатраты, машины, материалы), а также о том, какие работы включены в комплексную норму согласно общим положениям ГЭСНм-03. Особое внимание уделено практическим аспектам: пошаговому алгоритму расчета, примерам использования, особенностям и ограничениям применения. Мы также рассмотрим типичные ошибки, которые могут возникнуть при работе с этой нормой, и предложим практические советы по их предотвращению. Статья содержит информацию о связанных сметных нормах, что поможет составить полную и достоверную смету на строительство или реконструкцию канатных дорог. Понимание этих нюансов критически важно для точного планирования бюджета и успешной реализации проектов.",
"content": "## Введение\n\nНорма ГЭСНм 03-04-021-09 является ключевым элементом для сметного расчета затрат на монтаж специфического компонента пассажирских маятниковых канатных дорог — «Башмака станционного для пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством с углом: 16 градусов». Эта норма включена в Сборник №3 «Подъемно-транспортное оборудование» Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм). Понимание ее точного назначения и области применения критически важно для формирования достоверных бюджетов в проектах по строительству или модернизации сложной инфраструктуры, такой как горнолыжные комплексы или транспортные системы в труднодоступных районах.\n\nСтанционный башмак представляет собой жизненно важный элемент в конструкции станции маятниковой канатной дороги. Его основная функция заключается в обеспечении правильного направления и поддержки каната при его движении через станцию. Включение буферного устройства в конструкцию башмака указывает на его роль в поглощении динамических нагрузок, возникающих при движении вагонов, что способствует плавной и безопасной эксплуатации всей системы. Маятниковые канатные дороги отличаются тем, что их кабины движутся навстречу друг другу по несущим канатам, а привод осуществляется тяговым канатом. Они идеально подходят для преодоления больших пролетов (до 3000 м) и сложного рельефа, такого как долины, ущелья и горные массивы. Указанный в норме угол в 16 градусов характеризует конкретную геометрию или эксплуатационные параметры башмака, влияющие на его конструкцию и требования к монтажу. Единицей измерения для данной нормы является «компл» (комплект), что подразумевает монтаж одной полной сборочной единицы станционного башмака. Значительная масса оборудования, составляющая 3.2 тонны, подчеркивает необходимость использования тяжелой грузоподъемной техники и специализированных методов монтажа. \n\n## Техническая информация о ГЭСН 03-04-021-09\n\nНорма ГЭСНм 03-04-021-09 является ключевым элементом для точного сметного расчета затрат на монтаж станционного башмака для пассажирских маятниковых канатных дорог. Этот элемент оборудования оснащен буферным устройством и предназначен для работы под углом 16 градусов, что указывает на его специфическое положение и функцию в системе канатной дороги. Норма включена в Сборник №3 «Подъемно-транспортное оборудование» Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм), что подчеркивает ее принадлежность к категории монтажных работ, связанных с установкой специализированного оборудования. \n\n### Состав работ по норме\nОдной из особенностей нормы ГЭСНм 03-04-021-09 является отсутствие детального перечня операций в разделе «Состав работ», где указано: «Не предусмотрен». Это не означает, что работы не учтены, а указывает на то, что норма является комплексной и охватывает полный цикл монтажных операций, необходимых для установки данного элемента оборудования. Согласно «Общим положениям» Сборника ГЭСНм-03, в такие комплексные нормы включены следующие виды работ:\n\n* **Приемка и подготовка оборудования:** Включает распаковку, внешний осмотр оборудования на предмет повреждений, проверку комплектности поставки, а также очистку от консервационной смазки и загрязнений.
* **Горизонтальное перемещение:** Учтены затраты на перемещение станционного башмака и сопутствующих материалов от приобъектного склада до непосредственного места установки на строительной площадке. Максимальное расстояние такого перемещения, учтенное в норме, составляет до 1000 метров. Это подразумевает использование внутриплощадочного транспорта и механизмов для доставки тяжелых и крупногабаритных компонентов.
* **Вертикальное перемещение:** Норма учитывает подъем оборудования на проектные отметки. Учитывая, что станции канатных дорог часто располагаются на значительной высоте (например, на горных склонах), это важный аспект, требующий применения соответствующей грузоподъемной техники.
* **Монтаж и установка:** Основной объем работ, включающий:\n * Установку станционного башмака на подготовленные опорные конструкции.
* Выверку оборудования по осям и отметкам с использованием геодезических приборов.
* Предварительное и окончательное закрепление башмака, включая затяжку болтовых соединений.
* Установку и регулировку буферного устройства, обеспечивающего амортизацию и безопасность движения каната.
* Подключение к смежным элементам системы канатной дороги, если это предусмотрено технологией монтажа самого башмака.
* **Индивидуальное испытание:** В нормы Сборника ГЭСНм-03 включены затраты на индивидуальное испытание оборудования вхолостую, что является обязательным этапом после монтажа для проверки работоспособности и безопасности установленного элемента. \n\n**Важно подчеркнуть, что данная норма не учитывает:**\n\n* **Строительные работы нулевого цикла:** Подготовка территории, земляные работы, устройство фундаментов под опоры или станции канатных дорог.
* **Монтаж несущих конструкций:** Возведение металлоконструкций или железобетонных опор, на которые устанавливается станционный башмак. Эти работы должны быть учтены по соответствующим строительным нормам, например, по ГЭСН 09-06-010-01 «Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 25 м» или ГЭСН 09-06-010-02 «Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 40 м» из Сборника №9 «Строительные металлические конструкции».
* **Устройство временных сооружений:** Строительство временных дорог, крановых путей, энергетических сетей и других объектов инфраструктуры, необходимых для обеспечения монтажных работ. Предполагается, что строительная готовность площадки обеспечена до начала монтажа оборудования. \n\n### Материалы и ресурсы\nДля выполнения работ по монтажу станционного башмака нормой 03-04-021-09 предусмотрены следующие материальные ресурсы:\n\n* **Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг:** Расход 2 кг на один комплект. Эти элементы являются вспомогательными и используются для временного или постоянного крепления, фиксации, усиления или соединения различных частей конструкции в процессе монтажа. Их применение обеспечивает надежность и точность установки крупногабаритных элементов.
* **Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I:** Расход 2 шт на один комплект. Шпалы, несмотря на свое основное назначение, часто используются в монтажных работах в качестве подкладок, временных опор, клиньев для выверки или элементов для создания устойчивых монтажных площадок. Их прочность и доступность делают их универсальным вспомогательным материалом. \n\n### Трудозатраты и время выполнения\nОбщие трудозатраты рабочих-монтажников, необходимые для установки одного комплекта станционного башмака, составляют 77.3 человеко-часа. Эти затраты отражают объем ручного труда, требуемого для выполнения всех операций, учтенных в норме, включая подготовительные работы, непосредственно монтаж, выверку и испытания.\n\n### Требования к квалификации\nСредний разряд работы, заложенный в норме, составляет 3.4. Это свидетельствует о том, что для выполнения данных монтажных работ необходимы рабочие с достаточно высокой квалификацией. Они должны обладать:\n\n* Знаниями и опытом в монтаже сложного подъемно-транспортного оборудования.
* Навыками работы с крупногабаритными и тяжелыми конструкциями.
* Умением читать техническую документацию и чертежи.
* Знанием правил строповки и перемещения грузов.
* Строгим соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности, особенно при работе на высоте и с тяжелым оборудованием.\n\n### Машины и оборудование\nДля обеспечения монтажных работ нормой 03-04-021-09 предусмотрено использование следующей специализированной строительной техники:\n\n* **Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т:** Расход 3.02 машино-часа. Эти краны являются основным грузоподъемным средством для установки станционного башмака, масса которого составляет 3.2 тонны. Их мобильность позволяет эффективно использовать их на различных участках монтажной площадки.
* **Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т:** Расход 3.05 машино-часа. Применяются для транспортировки самого станционного башмака и других крупногабаритных компонентов оборудования. Учитывая массу башмака, использование тяжеловозов обеспечивает безопасную и эффективную доставку.
* **Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.):** Расход 1.83 машино-часа. Тракторы могут использоваться для перемещения оборудования по сложным участкам строительной площадки, буксировки, а также для выполнения вспомогательных земляных или планировочных работ, если это необходимо для обеспечения монтажа. \n\n## Практическое применение ГЭСН 03-04-021-09\n\nКорректное применение нормы ГЭСНм 03-04-021-09 является залогом точности сметных расчетов при строительстве или модернизации пассажирских маятниковых канатных дорог. Сметчику необходимо учитывать не только прямые ресурсные показатели нормы, но и общие положения Сборника ГЭСНм-03, а также специфические условия монтажа данного типа оборудования.\n\n### Пошаговый алгоритм расчета\nРасчет сметной стоимости монтажа станционного башмака по норме 03-04-021-09 выполняется по следующей последовательности:\n\n1. **Идентификация и подтверждение объема работ:** Первым шагом является точное определение количества станционных башмаков, подлежащих монтажу согласно проектной документации. Единицей измерения для данной нормы является «компл» (комплект). Это означает, что норма применяется на каждый отдельный станционный башмак с буферным устройством, предназначенный для угла 16 градусов. Например, если в проекте предусмотрена установка двух таких башмаков (на верхней и нижней станциях), то объем работ составит 2 компл.
2. **Включение нормы в локальную смету:** В соответствующий раздел локальной сметы вносится позиция ГЭСНм 03-04-021-09 с указанием определенного на предыдущем шаге объема работ.
3. **Расчет прямых затрат:** Этот этап включает определение стоимости всех ресурсов, необходимых для выполнения работ по норме.\n * **Затраты труда рабочих-монтажников:** Нормативные трудозатраты составляют 77.3 человеко-часа на один комплект. Для расчета общей суммы затрат труда это значение умножается на количество комплектов, а затем на текущую стоимость одного человеко-часа рабочего соответствующего среднего разряда (3.4). Например, если стоимость человеко-часа составляет 500 руб., то на 1 компл. затраты составят 77.3 чел.-ч × 500 руб./чел.-ч = 38 650 руб.
* **Стоимость эксплуатации машин и механизмов:** Для каждой единицы техники, предусмотренной нормой, рассчитывается ее вклад в прямые затраты.\n * Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 3.02 машино-часа. Умножается на количество комплектов и на текущую стоимость машино-часа крана.
* Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 3.05 машино-часа. Умножается на количество комплектов и на текущую стоимость машино-часа полуприцепа.
* Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 1.83 машино-часа. Умножается на количество комплектов и на текущую стоимость машино-часа трактора.\n Полученные значения суммируются для определения общей стоимости эксплуатации машин.
* **Стоимость материальных ресурсов:** Аналогично рассчитывается стоимость материалов.\n * Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 2 кг. Умножается на количество комплектов и на текущую стоимость 1 кг поковок.
* Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2 шт. Умножается на количество комплектов и на текущую стоимость 1 шт. шпалы.\n Сумма этих значений дает общую стоимость материальных ресурсов.
4. **Начисление накладных расходов и сметной прибыли:** К рассчитанным прямым затратам применяются установленные нормативы накладных расходов и сметной прибыли. Эти нормативы могут быть выражены в процентах от фонда оплаты труда рабочих-монтажников или от прямых затрат, в зависимости от применяемой методики ценообразования.
5. **Применение индексов пересчета в текущие цены:** Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) разработаны в базисном уровне цен (например, 2000 или 2001 года). Для получения стоимости в текущих ценах необходимо использовать индексы пересчета, которые регулярно утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или региональными органами по ценообразованию. Индексы могут применяться как к прямым затратам в целом, так и к отдельным их составляющим (оплата труда, эксплуатация машин, материалы).\n\n### Примеры использования\n**Пример 1: Первичное строительство новой станции канатной дороги**\nВ рамках проекта строительства новой пассажирской маятниковой канатной дороги на горнолыжном курорте, требуется установка одного станционного башмака с буферным устройством с углом 16 градусов на верхней станции. В этом случае в смету включается 1 компл. ГЭСНм 03-04-021-09. Расчет прямых затрат будет производиться исходя из нормативных расходов ресурсов, умноженных на их текущую стоимость. Дополнительно в смету будут включены работы по устройству фундамента станции, монтажу металлоконструкций станции (по ГЭСН 09), прокладке инженерных коммуникаций и пусконаладочным работам.\n\n**Пример 2: Замена оборудования при модернизации существующей канатной дороги**\nВ рамках проекта модернизации старой канатной дороги, предусматривается замена двух станционных башмаков (на нижней и верхней станциях) на новые, соответствующие параметрам нормы 03-04-021-09. В смету включается 2 компл. данной нормы. Все ресурсные показатели (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) будут умножены на 2. При этом важно учесть затраты на демонтаж старого оборудования, которые не учтены в данной норме и должны быть добавлены отдельными позициями.\n\n### Особенности и ограничения\n* **Комплексный характер:** Норма 03-04-021-09 является комплексной и охватывает весь спектр монтажных операций для данного элемента. Это упрощает сметный расчет, но требует от сметчика понимания, что именно входит в этот «комплекс».
* **Лимит по горизонтальному перемещению:** Норма учитывает горизонтальное перемещение оборудования на расстояние до 1000 м от приобъектного склада до места установки. Если фактическое расстояние транспортировки превышает этот лимит, или требуется доставка по труднодоступной местности (например, вертолетом), дополнительные затраты на перевозку должны быть учтены отдельно по соответствующим нормам на транспортировку грузов или по индивидуальному расчету.
* **Исключение подготовительных и несущих конструкций:** Важнейшее ограничение нормы — она не включает затраты на подготовительные работы (земляные работы, устройство временных дорог) и монтаж несущих конструкций (фундаментов, опор, каркасов станций), на которые устанавливается башмак. Эти работы должны быть учтены по другим сборникам ГЭСН, что требует внимательного анализа проектной документации и координации с другими разделами сметы.
* **Строгая привязка к параметрам:** Норма строго привязана к станционному башмаку с буферным устройством и углом 16 градусов, а также к его массе 3.2 т. Применение этой нормы для оборудования с иными характеристиками (например, другой угол, значительно отличающаяся масса) некорректно. Для таких случаев следует искать другие нормы в таблице 03-04-021 (например, 03-04-021-07 для 9 градусов или 03-04-021-08 для 12 градусов) или, при их отсутствии, разрабатывать индивидуальные сметные нормы.
* **Учет специфики канатных дорог:** Монтаж оборудования канатных дорог часто сопряжен с работой на высоте, в сложных климатических условиях и на труднодоступных участках. Хотя ГЭСН отражают среднеотраслевые условия, проектные решения могут предусматривать особые методы монтажа (например, с использованием вертолетов), что потребует применения повышающих коэффициентов или разработки индивидуальных расценок.\n\n## Полезная информация для сметчика\n\nЭффективное и безошибочное применение ГЭСНм 03-04-021-09 требует от сметчика не только знания ее ресурсного состава, но и глубокого понимания общих принципов сметного нормирования, а также умения предвидеть и избегать типичные ошибки, возникающие при работе с подобными нормами.\n\n### Типичные ошибки и как их избежать\n1. **Неправильная интерпретация «Состава работ»:**\n * **Ошибка:** Сметчик видит в описании нормы «Состав работ. Не предусмотрен» и ошибочно полагает, что это означает отсутствие учета каких-либо операций, что может привести к занижению сметной стоимости или необходимости последующих корректировок.
* **Последствия:** Недоучет затрат на распаковку, выверку, закрепление, индивидуальное испытание и другие операции, которые фактически входят в комплекс монтажных работ, учтенных нормой.
* **Как избежать:** Всегда обращайтесь к «Общим положениям» соответствующего сборника ГЭСН или ГЭСНм. В данном случае, «Общие положения» Сборника ГЭСНм-03 «Подъемно-транспортное оборудование» четко разъясняют, что комплексные нормы включают в себя полный объем монтажных работ, определенный на основе технических условий и инструкций на монтаж оборудования. Это означает, что все стандартные операции по установке элемента учтены, даже если они не перечислены явно.
2. **Неучет подготовительных и сопутствующих строительных работ:**\n * **Ошибка:** Сметчик включает только норму на монтаж башмака, забывая о необходимости учета работ по подготовке площадки, устройству фундаментов, монтажу несущих металлоконструкций или железобетонных опор, на которые устанавливается станционный башмак.
* **Последствия:** Существенное занижение общей стоимости проекта, так как фундаменты и несущие конструкции являются капитальными сооружениями, требующими значительных затрат.
* **Как избежать:** Тщательно изучайте всю проектную документацию, включая архитектурно-строительные разделы. Всегда предусматривайте в смете отдельные нормы на земляные работы, устройство фундаментов, монтаж металлоконструкций (например, по ГЭСН 09 «Строительные металлические конструкции» для опор канатных дорог), прокладку кабельных линий и другие необходимые работы, которые обеспечивают возможность монтажа оборудования. Помните, что ГЭСНм предполагают строительную готовность объекта.
3. **Неправильное применение нормы к оборудованию с иными характеристиками:**\n * **Ошибка:** Попытка применить ГЭСНм 03-04-021-09, предназначенную для станционного башмака с углом 16 градусов и массой 3.2 т, к аналогичному оборудованию с другим углом (например, 9 или 12 градусов) или существенно иной массой.
* **Последствия:** Некорректный расчет потребности в ресурсах (трудозатратах, машинах, материалах), что приведет к искажению сметной стоимости.
* **Как избежать:** Всегда сверяйте технические характеристики оборудования, указанные в проектной документации (спецификациях, паспортах), с параметрами, заложенными в наименовании и примечаниях к сметной норме. Для башмаков с другими углами используйте соответствующие нормы из той же таблицы 03-04-021 (например, 03-04-021-07 или 03-04-021-08). При отсутствии подходящей нормы для конкретного оборудования, необходимо разрабатывать индивидуальную сметную норму в установленном порядке.
4. **Неучет дополнительных транспортных расходов:**\n * **Ошибка:** Забыть о том, что норма учитывает горизонтальное перемещение оборудования только на расстояние до 1000 м от приобъектного склада. Если объект находится в труднодоступной местности или требует доставки на большие расстояния, эти дополнительные затраты могут быть значительными и не учтены.
* **Последствия:** Недостоверность сметы, необходимость дополнительных согласований и финансирования в процессе реализации проекта.
* **Как избежать:** Анализируйте логистическую схему доставки оборудования на объект. При необходимости включайте в смету дополнительные затраты на транспортировку по соответствующим нормам на перевозку грузов или по расчету на основе фактических условий доставки (например, с использованием специализированного транспорта или вертолетов, если это обосновано проектом).\n\n### Практические советы\n* **Комплексный подход к изучению документации:** Не ограничивайтесь только сметной документацией. Изучайте все разделы проекта: архитектурные, конструктивные, технологические, а также пояснительные записки и спецификации оборудования. Это позволит получить полное представление о составе работ и требованиях к монтажу.
* **Взаимодействие с техническими специалистами:** Регулярно консультируйтесь с инженерами-проектировщиками, технологами и специалистами по монтажу. Их практический опыт и знание нюансов оборудования канатных дорог помогут правильно интерпретировать сметные нормы и учесть все особенности проекта.
* **Мониторинг изменений в нормативной базе:** Сметные нормативы, включая ГЭСН и ГЭСНм, регулярно обновляются и дополняются. Подпишитесь на рассылки официальных источников (Минстрой России, ФАУ «ФЦЦС») или используйте актуальные программные комплексы для сметных расчетов, чтобы всегда работать с действующими редакциями норм.
* **Учет специфики объекта и применение коэффициентов:** Монтаж канатных дорог часто происходит в сложных условиях (высокогорье, пересеченная местность, стесненные условия). Хотя ГЭСН отражают среднеотраслевые условия, при наличии усложняющих факторов (например, работа на высоте более 25 м, что может требовать применения коэффициентов из Сборника 9) , необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты из технических частей сборников. Обоснование применения таких коэффициентов должно быть четко зафиксировано.
* **Фото- и видеофиксация:** Для сложных или нестандартных работ, а также для подтверждения объемов и условий выполнения работ, полезно вести фото- и видеофиксацию на всех этапах монтажа. Это может стать дополнительным аргументом при защите сметы или в случае возникновения спорных вопросов.\n\n### Связанные нормы\nПри составлении смет на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов, включающих пассажирские маятниковые канатные дороги, сметчику необходимо учитывать взаимосвязь ГЭСНм 03-04-021-09 с другими сметными нормами:\n\n* **ГЭСН 09-06-010-01 Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 25 м** и **ГЭСН 09-06-010-02 Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 40 м**: Эти нормы относятся к Сборнику №9 «Строительные металлические конструкции» и предназначены для определения затрат на монтаж несущих металлических опор канатных дорог. Важно четко разграничивать: ГЭСНм 03-04-021-09 — это монтаж «оборудования» (станционного башмака), а ГЭСН 09-06-010-хх — это монтаж «строительных металлоконструкций» (опор). Станционный башмак устанавливается на эти опоры или другие несущие конструкции станции, которые должны быть возведены до начала монтажа оборудования.
* **Другие нормы таблицы 03-04-021 Сборника ГЭСНм-03:** В той же таблице 03-04-021 содержатся нормы на монтаж других ключевых элементов маятниковых канатных дорог, таких как:\n * 03-04-021-01: Привод для пассажирских маятниковых канатных дорог.
* 03-04-021-02: Устройство цепное натяжное.
* 03-04-021-03: Устройство натяжное гидравлическое демпферное.
* 03-04-021-04/05/06: Каркасы контргрузовых ящиков.
* 03-04-021-07/08: Башмаки станционные с другими углами (9 и 12 градусов).
* 03-04-021-10: Шкив отклоняющий.
* 03-04-021-11: Головка опор.
* 03-04-021-12: Вагон вместимостью до 40 пассажиров.
* 03-04-021-13: Указатель положения вагонов.\n Сметчик должен внимательно выбирать норму, соответствующую конкретному элементу оборудования, указанному в проектной документации.
* **ГЭСН на общестроительные работы:** Для учета затрат на земляные работы, устройство фундаментов, возведение зданий станций, прокладку инженерных сетей (электроснабжение, связь) и другие общестроительные работы, необходимые для функционирования канатной дороги, применяются соответствующие нормы из других сборников ГЭСН (например, ГЭСН 01 «Земляные работы», ГЭСН 06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные», ГЭСН 07 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные», ГЭСН 08 «Конструкции из кирпича и блоков»).
* **ГЭСН на пусконаладочные работы:** После монтажа оборудования канатных дорог требуются пусконаладочные работы, которые учитываются по соответствующим сборникам ГЭСНп.\n\n### Контрольные моменты\nДля обеспечения максимальной точности и обоснованности сметы, сметчику рекомендуется уделять внимание следующим контрольным моментам:\n\n* **Соответствие проектной документации:** Всегда проверяйте, что применяемая норма и ее объем строго соответствуют проектным решениям и спецификациям оборудования. Любые отклонения должны быть обоснованы и согласованы.
* **Полнота учета работ:** Убедитесь, что в смету включены все необходимые работы: как непосредственно монтаж оборудования, так и сопутствующие подготовительные, строительные, транспортные и пусконаладочные работы. Недоучет может привести к финансовым потерям.
* **Актуальность нормативной базы:** Используйте только действующие редакции ГЭСН, ГЭСНм, а также актуальные индексы пересчета в текущие цены. Своевременное обновление программного обеспечения и нормативной базы критически важно.
* **Проверка квалификации персонала:** Убедитесь, что предусмотренные трудозатраты и средний разряд рабочих соответствуют сложности и ответственности выполняемых работ. Это влияет не только на стоимость, но и на качество и безопасность монтажа.
* **Документальное подтверждение:** Для всех нестандартных решений, применения коэффициентов или учета дополнительных затрат, имейте соответствующее документальное подтверждение (письма, акты, обоснования, расчеты). Это поможет при прохождении экспертизы и защите сметы перед заказчиком.
* **Взаимосвязь с другими разделами сметы:** Помните, что смета на канатную дорогу — это комплексный документ. Убедитесь, что работы по монтажу станционного башмака корректно увязаны с работами по устройству фундаментов, монтажу опор, прокладке коммуникаций и другими разделами сметы, чтобы избежать дублирования или пропуска работ.\n\n## Заключение\n\nНорма ГЭСНм 03-04-021-09 является важным инструментом для сметного расчета монтажа станционного башмака пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством и углом 16 градусов. Ее корректное применение требует от сметчика не только знания ресурсного состава, но и глубокого понимания общих положений Сборника ГЭСНм-03, а также специфики монтажа сложного подъемно-транспортного оборудования. Учет всех нюансов, таких как комплексный характер нормы, необходимость отдельного учета подготовительных и несущих конструкций, а также строгая привязка к техническим характеристикам оборудования, позволит избежать ошибок и обеспечить высокую точность сметных расчетов. Внимательное отношение к деталям и постоянное повышение квалификации являются залогом успешной работы сметчика в такой высокотехнологичной области, как строительство канатных дорог.",
"quickInfo": {
"unit": "компл",
"category": "03-04-021",
"type": "GESNM",
"laborHours": "77.3 чел.-ч при разряде 3.4",
"mainPurpose": "Монтаж станционного башмака для пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством с углом 16 градусов."
},
"keyPoints": [
"Норма ГЭСНм 03-04-021-09 применяется для монтажа станционного башмака пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством и углом 16 градусов.",
"Норма является комплексной и включает полный цикл монтажных работ, определенных общими положениями Сборника ГЭСНм-03, но не детализирует их.",
"Учтены трудозатраты рабочих-монтажников (77.3 чел.-ч, разряд 3.4) и использование специализированной техники (краны 16 т, полуприцепы-тяжеловозы 40 т, тракторы 79 кВт).",
"Норма не включает затраты на подготовительные работы, устройство фундаментов и монтаж несущих конструкций, которые должны учитываться отдельно.",
"Применение нормы строго привязано к указанным параметрам оборудования (угол 16 градусов, масса 3.2 т); для других характеристик следует использовать иные нормы или разрабатывать индивидуальные."
],
"faqs": [
{
"question": "Когда применяется ГЭСН 03-04-021-09?",
"answer": "ГЭСНм 03-04-021-09 применяется для определения сметных затрат на монтаж одного комплекта станционного башмака для пассажирских маятниковых канатных дорог, оснащенного буферным устройством и предназначенного для угла 16 градусов. "
},
{
"question": "Какие материалы учтены в норме?",
"answer": "В норме учтены следующие основные материалы: поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты) массой до 1,6 кг в количестве 2 кг, а также шпалы из древесины хвойных пород, непропитанные, для железных дорог широкой колеи, тип I, в количестве 2 шт. "
},
{
"question": "Какие трудозатраты предусмотрены?",
"answer": "Норма предусматривает 77.3 человеко-часа затрат труда рабочих-монтажников со средним разрядом работы 3.4 на один комплект станционного башмака. "
},
{
"question": "Что не учтено в составе работ по ГЭСНм 03-04-021-09?",
"answer": "Несмотря на то, что состав работ в норме не детализирован, она является комплексной и включает полный цикл монтажа самого башмака. Однако норма не учитывает затраты на подготовительные работы (земляные работы, устройство временных дорог), монтаж несущих конструкций (фундаментов, опор, каркасов станций) и прокладку инженерных сетей до места установки. Эти работы должны быть учтены по другим соответствующим сборникам ГЭСН. "
}
],
"commonMistakes": [
"Неправильная интерпретация «Состава работ» как отсутствия учета операций, в то время как норма является комплексной и включает полный цикл монтажа оборудования.",
"Неучет подготовительных и сопутствующих строительных работ, таких как устройство фундаментов и монтаж несущих конструкций, на которые устанавливается башмак.",
"Неправильное применение нормы к оборудованию с иными техническими характеристиками (другой угол, существенно отличающаяся масса) без корректировки или выбора соответствующей нормы.",
"Неучет дополнительных транспортных расходов, если фактическое расстояние доставки оборудования превышает 1000 м, учтенные в норме."
],
"practicalTips": [
"Всегда тщательно изучайте всю проектную документацию, включая архитектурно-строительные и технологические разделы, для полного понимания объема и специфики работ.",
"Консультируйтесь с инженерами-проектировщиками и специалистами по монтажу канатных дорог для уточнения нюансов и правильной интерпретации сметных норм.",
"Используйте только актуальные редакции ГЭСН и ГЭСНм, а также последние индексы пересчета в текущие цены, регулярно обновляя нормативную базу.",
"Применяйте соответствующие поправочные коэффициенты из технических частей сборников при работе в сложных условиях (например, на высоте, в стесненных условиях), обосновывая их применение."
],
"relatedNorms": [
{
"code": "09-06-010-01",
"name": "Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 25 м",
"relationship": "Применяется для учета затрат на монтаж несущих строительных металлоконструкций опор, на которые устанавливается станционный башмак. Это строительные работы, а не монтаж оборудования."
},
{
"code": "09-06-010-02",
"name": "Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 40 м",
"relationship": "Аналогично 09-06-010-01, применяется для монтажа несущих строительных металлоконструкций опор большей высоты."
},
{
"code": "03-04-021-07",
"name": "Башмак станционный для пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством с углом: 9 градусов",
"relationship": "Альтернативная норма из той же таблицы для станционных башмаков с другим углом."
},
{
"code": "03-04-021-08",
"name": "Башмак станционный для пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством с углом: 12 градусов",
"relationship": "Альтернативная норма из той же таблицы для станционных башмаков с другим углом."
}
],
"internalLinks": [
{
"type": "norm",
"code": "09-06-010-01",
"anchorText": "ГЭСН 09 «Строительные металлические конструкции»",
"context": "Техническая информация, Состав работ"
},
{
"type": "norm",
"code": "09-06-010-02",
"anchorText": "ГЭСН 09 «Строительные металлические конструкции»",
"context": "Техническая информация, Состав работ"
},
{
"type": "norm",
"code": "09-06-010-01",
"anchorText": "ГЭСН 09-06-010-01 «Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 25 м»",
"context": "Практическое применение, Особенности и ограничения"
},
{
"type": "norm",
"code": "09-06-010-01",
"anchorText": "ГЭСН 09 «Строительные металлические конструкции»",
"context": "Практическое применение, Примеры использования"
},
{
"type": "norm",
"code": "09-06-010-01",
"anchorText": "ГЭСН 09 «Строительные металлические конструкции»",
"context": "Полезная информация, Типичные ошибки"
},
{
"type": "norm",
"code": "09-06-010-01",
"anchorText": "ГЭСН 09-06-010-01 Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 25 м",
"context": "Полезная информация, Связанные нормы"
},
{
"type": "norm",
"code": "09-06-010-02",
"anchorText": "ГЭСН 09-06-010-02 Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 40 м",
"context": "Полезная информация, Связанные нормы"
}
],
"keywords": {
"primary": ["ГЭСН 03-04-021-09", "норма 03-04-021-09", "смета 03-04-021-09"],
"secondary": ["расчет 03-04-021-09", "применение 03-04-021-09", "Башмак станционный для пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством с углом: 16 градусов", "монтаж канатных дорог", "сметные нормы ГЭСНм"],
"longTail": ["как рассчитать 03-04-021-09", "состав работ 03-04-021-09", "ошибки применения 03-04-021-09", "ГЭСНм 03-04-021-09 трудозатраты", "материалы ГЭСНм 03-04-021-09"]
},
"technicalSpecs": {
"unit": "компл",
"category": "03-04-021",
"type": "GESNM",
"materials": [
"Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 2 кг",
"Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2 шт"
]
},
"tags": ["ГЭСН", "03-04-021", "GESNM", "сметы", "строительство", "канатные дороги", "монтаж оборудования"],
"readingTime": "15-20 минут",
"difficulty": "Средний",
"lastUpdated": "2025-07-27"
}
03-04-021-09 Черновик
5 минут
Средний
ГЭСН 03-04-021-09: Башмак станционный для пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством с углом: → 16 градусов
Подробная информация о строительной норме 03-04-021-09
Теги: ГЭСН 03-04-021 GESNM
Создано:
Обновлено:
Норма 03-04-021-09
03-04-021Башмак станционный для пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством с углом: → 16 градусов
Подробное описание
Группа: Башмак станционный для пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством с углом:
Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0
Быстрая информация
Материалы
| Наименование | Ед. изм. | Количество |
|---|---|---|
| Средний разряд работы 3,4 | 77.3 | |
| Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т | 3.02 | |
| Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т | 3.05 | |
| Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) | 1.83 | |
| Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг | кг | 2 |
| Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I | шт | 2 |
Технические характеристики
- Единица измерения
- компл
- Категория
- 03-04-021
- Тип работ
- GESNM
- Материалы
- Не указано