Введение: ГЭСН 03-04-021-04 – Ключ к точной смете
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-021-04 является важным инструментом для сметчиков, занимающихся проектированием и строительством пассажирских маятниковых канатных дорог. Данная норма регламентирует затраты на монтаж каркаса контргрузового ящика, предназначенного для несущего каната. Понимание ее структуры и правил применения позволяет точно определить потребность в ресурсах и избежать ошибок при составлении сметной документации.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 03-04-021-04 относится к сборнику ГЭСНм 03 "Подъемно-транспортное оборудование" и предназначена для определения затрат на монтажные работы. Конкретно, она охватывает установку каркаса контргрузового ящика, который является неотъемлемой частью системы натяжения несущего каната пассажирских маятниковых канатных дорог. Единицей измерения для данной нормы является 1 тонна (т) смонтированного каркаса.
Применение этой нормы обязательно для всех предприятий и организаций, независимо от их формы собственности, если финансирование капитального строительства осуществляется с привлечением средств государственного бюджета. Для проектов, финансируемых за счет собственных средств, ГЭСН носят рекомендательный характер.
Основные характеристики
- Код нормы: 03-04-021-04
- Наименование: Каркас контргрузового ящика для пассажирских маятниковых канатных дорог: несущего каната
- Единица измерения: 1 тонна (т)
- Тип работ: Монтаж оборудования (ГЭСНм)
- Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0 (методики определения накладных расходов и сметной прибыли).
Техническая информация: Состав работ и ресурсное обеспечение
ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, а также технологию и организацию по видам строительных работ. Хотя для ФЕРм 03-04-021-04 прямого "Состава работ" не предусмотрено в явном виде, норма учитывает выполнение полного комплекса монтажных работ, необходимых для установки каркаса контргрузового ящика. Это подразумевает все операции, связанные с подготовкой, сборкой, установкой и закреплением металлического каркаса на месте его эксплуатации.
Состав работ по норме (подразумеваемый комплекс)
Несмотря на отсутствие детального перечня операций в описании нормы, ее применение подразумевает выполнение следующих этапов:
- Подготовительные работы: Включают приемку и проверку конструкций каркаса, подготовку рабочей зоны, при необходимости – устройство временных опор или приспособлений.
- Транспортировка и подача: Перемещение элементов каркаса к месту монтажа с использованием подъемно-транспортных средств.
- Сборка и укрупнительная сборка: Соединение отдельных элементов каркаса в укрупненные блоки или полную конструкцию на земле.
- Подъем и установка: Подъем собранного каркаса или его частей и установка в проектное положение с использованием кранов и лебедок.
- Выверка и закрепление: Точная выверка положения каркаса и его окончательное закрепление (сварка, болтовые соединения).
- Вспомогательные операции: Включают сварочные работы, контроль качества соединений, зачистку и другие сопутствующие операции.
Материалы и ресурсы
Норма 03-04-021-04 учитывает расход следующих основных материалов и ресурсов на 1 тонну каркаса контргрузового ящика:
- Трудозатраты рабочих: Средний разряд работы 3,7 – 50.2 чел.-ч.
- Машины и оборудование:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 4.45 маш.-ч.
- Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т): 0.46 маш.-ч.
- Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.77 маш.-ч.
- Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.77 маш.-ч.
- Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 2.94 маш.-ч.
- Материалы:
- Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм: 0.001 т.
- Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 2 кг.
- Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.055 м3.
- Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.055 м3.
- Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.7 шт.
Трудозатраты и время выполнения
Основной показатель трудозатрат по норме 03-04-021-04 составляет 50.2 чел.-ч на 1 тонну каркаса при среднем разряде рабочих 3.7. Это значение включает в себя время, необходимое для выполнения всех вышеуказанных операций по монтажу. Затраты труда машинистов учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов.
Требования к квалификации
Средний разряд рабочих 3.7 указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала, способного выполнять монтажные и сварочные работы с соблюдением технологических требований и норм безопасности. Это включает умение работать с подъемно-транспортным оборудованием, выполнять точные монтажные операции и качественную сварку металлоконструкций.
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Применение ГЭСН 03-04-021-04 в сметной документации требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических условий проекта.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определение объема работ: Первым шагом является определение массы (в тоннах) каркаса контргрузового ящика для несущего каната, подлежащего монтажу, согласно проектной документации. Это и будет физический объем работ для данной нормы.
- Расчет прямых затрат: Умножьте нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, количество материалов) на определенный объем работ. Например, если масса каркаса составляет 5 тонн, то трудозатраты составят 50.2 чел.-ч/т * 5 т = 251 чел.-ч.
- Определение стоимости ресурсов: Для перевода ресурсных показателей в стоимостные необходимо использовать текущие цены на трудовые ресурсы, эксплуатацию машин и материалы. ГЭСН не содержат стоимостных показателей, а лишь нормы расхода. Стоимость определяется по Федеральным единичным расценкам (ФЕР) или Территориальным единичным расценкам (ТЕР) с применением индексов пересчета в текущие цены.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам добавляются накладные расходы и сметная прибыль, которые рассчитываются в соответствии с действующими методическими указаниями (например, НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0).
Примеры использования
Норма применяется при строительстве или реконструкции пассажирских маятниковых канатных дорог, где требуется монтаж нового или замена существующего каркаса контргрузового ящика несущего каната. Например, при строительстве горнолыжного курорта, где предусматривается установка нескольких канатных дорог, для каждого каркаса контргрузового ящика несущего каната будет применяться данная норма, исходя из его проектной массы.
Особенности и ограничения
- Специфика применения: Норма 03-04-021-04 строго привязана к монтажу каркаса контргрузового ящика именно для несущего каната пассажирских маятниковых канатных дорог. Не следует применять ее для других типов канатов (например, тяговых или вспомогательных) или для других элементов канатных дорог, для которых предусмотрены отдельные нормы.
- Учет сопутствующих работ: В норме не учтены затраты на строительные работы, такие как устройство фундаментов под контргрузовой ящик, земляные работы, а также работы по монтажу других элементов канатной дороги (например, вагонов, опор, станционного оборудования). Эти работы должны нормироваться по соответствующим сборникам ГЭСН и ГЭСНм.
- Редакции нормативов: Важно использовать актуальную редакцию ГЭСН (например, ГЭСН-2001 в редакции 2014 или 2020 года), так как ресурсная часть и обоснования могут меняться.
Полезная информация: Советы и типичные ошибки
Правильное применение ГЭСН 03-04-021-04 требует внимательности и знания нюансов. Ниже приведены типичные ошибки и практические советы для сметчиков.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное применение единицы измерения: Норма привязана к 1 тонне каркаса. Ошибка может возникнуть при попытке применить норму к штучным изделиям или другим единицам измерения. Всегда проверяйте проектную массу каркаса.
- Смешение с другими элементами канатных дорог: Часто сметчики ошибочно применяют эту норму для монтажа каркасов контргрузовых ящиков для тяговых или вспомогательных канатов, или даже для монтажа самих вагонов. Для этих работ существуют отдельные нормы в той же группе 03-04-021.
- Неучет сопутствующих работ: Забывают включить в смету земляные работы, устройство фундаментов, прокладку коммуникаций, которые не учтены в данной монтажной норме. Всегда анализируйте полный комплекс работ, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию.
- Использование устаревших редакций: Сметно-нормативная база регулярно обновляется. Использование устаревших ГЭСН может привести к некорректным расчетам ресурсов. Всегда проверяйте актуальность применяемых норм.
- Неправильный расчет накладных расходов и сметной прибыли: Методики расчета НР и СП могут изменяться. Необходимо применять актуальные коэффициенты и методические указания.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся подъемно-транспортного оборудования и металлических конструкций. Уточните массу каркаса и его конструктивные особенности.
- Использование специализированного ПО: Применение сметных программ значительно упрощает расчеты и минимизирует риск ошибок, связанных с применением норм и индексов.
- Консультации с экспертами: В случае сомнений по применению нормы или при наличии нестандартных решений в проекте, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или специалистам по канатным дорогам.
- Ведение реестра изменений: Отслеживайте изменения в сметно-нормативной базе и методических указаниях, чтобы всегда использовать актуальные данные.
Связанные нормы
При составлении сметы на строительство или реконструкцию канатных дорог, помимо ГЭСН 03-04-021-04, могут потребоваться следующие нормы:
- Каркас контргрузового ящика для пассажирских маятниковых канатных дорог: тягового каната: Для монтажа аналогичного каркаса, но для тягового каната.
- Каркас контргрузового ящика для пассажирских маятниковых канатных дорог: вспомогательного каната: Для монтажа каркаса для вспомогательного каната.
- Вагон вместимостью до 40 пассажиров для пассажирских маятниковых канатных дорог: Для монтажа вагонов канатных дорог.
- Башмак станционный для пассажирских маятниковых канатных дорог с буферным устройством с углом 9 градусов и другие нормы группы 03-04-021, касающиеся станционного оборудования.
- ГЭСН 03. Подъемно-транспортное оборудование (общие положения): Для общих правил применения сборника 03.
- ГЭСН 01. Земляные работы: Для земляных работ, связанных с устройством фундаментов под контргрузовой ящик.
- ГЭСН 09. Строительные металлические конструкции: Если требуется изготовление или монтаж других металлических конструкций, не входящих в состав каркаса.
Контрольные моменты
При проверке смет, составленных с применением ГЭСН 03-04-021-04, следует обратить внимание на:
- Соответствие объемам: Убедитесь, что масса каркаса, принятая в смете, соответствует проектным данным.
- Корректность ресурсной части: Проверьте, все ли ресурсы (трудозатраты, машины, материалы) учтены в соответствии с нормой и не завышены ли их объемы.
- Правильность применения индексов: Убедитесь, что для перевода в текущие цены использованы актуальные индексы Минстроя РФ.
- Обоснованность дополнительных затрат: Если в смету включены работы, не учтенные данной нормой, проверьте их обоснование и применение соответствующих ГЭСН.
Тщательное соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам эффективно применять ГЭСН 03-04-021-04, обеспечивая точность и достоверность сметных расчетов для проектов канатных дорог.