Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 04-03-023-02

04-03-023

Подвижной состав и буксировочные устройства → Кресло (кабина) кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги

Подробное описание
Группа: Подвижной состав и буксировочные устройства Обоснование: НР: Пр/812-083.0, СП: Пр/774-083.0

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
04-03-023
Тип работ
GESNP
Трудозатраты
80 чел.-ч при среднем разряде 6.99
Основное назначение
Пусконаладочные работы для кресла (кабины) кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Рабочий 6 разряда чел.-ч 27.2
Инженер I категории чел.-ч 26.4
Ведущий инженер чел.-ч 26.4

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 04-03-023-02 "Подвижной состав и буксировочные устройства → Кресло (кабина) кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги" является важным инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости пусконаладочных работ (ПНР) на объектах строительства и реконструкции канатных дорог. Эта норма относится к сборнику ГЭСНп (Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы), что принципиально отличает ее от норм на монтаж оборудования (ГЭСНм).

Назначение и область применения нормы

Основное назначение ГЭСН 04-03-023-02 — определение потребности в трудовых ресурсах для выполнения комплекса пусконаладочных работ по вводу в эксплуатацию одного кресла или кабины кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги. Норма применяется при составлении сметных расчетов (смет) ресурсным методом для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, где предусмотрено использование пассажирских канатных дорог. Она охватывает работы, связанные с проверкой работоспособности, регулировкой и испытаниями подвижного состава после его монтажа, но до начала регулярной эксплуатации.

Основные характеристики

Единицей измерения данной нормы является "шт" (штука), что означает расчет затрат на одно кресло или кабину. Работы, предусмотренные нормой, требуют высокой квалификации персонала, включая рабочих высших разрядов и инженерно-технических специалистов. Это обусловлено сложностью и ответственностью пусконаладочных работ на объектах повышенной опасности, таких как канатные дороги, где безопасность пассажиров является приоритетом.

Техническая информация

Состав работ по норме

ГЭСН 04-03-023-02 включает в себя полный комплекс пусконаладочных работ, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного функционирования кресла (кабины) кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги. Согласно общим положениям и составу работ, предусмотренных для пусконаладочных работ подъемно-транспортного оборудования, в норме учтены следующие операции:

  1. Проверка соответствия: Осуществляется проверка соответствия смонтированного оборудования (кресел/кабин) и выполненных монтажных работ проектной и технической документации. Это включает визуальный осмотр, проверку комплектности и правильности установки.
  2. Выявление и устранение дефектов: Составление перечня обнаруженных дефектов проекта, оборудования и монтажных работ, а также контроль за их устранением. Важно отметить, что устранение дефектов монтажа не учтено в данной норме и должно быть оплачено дополнительно или устранено подрядчиком, выполнявшим монтаж.
  3. Планирование ПНР: Составление детального календарного графика и программы пусконаладочных работ, увязанных с графиком выполнения монтажных работ и индивидуальных испытаний оборудования.
  4. Подготовка к испытаниям: Выдача требований и документации по комплектованию необходимыми грузами и материалами для проведения испытаний подвижного состава.
  5. Обеспечение безопасности: Разработка и контроль за соблюдением мероприятий по технике безопасности, охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности в процессе выполнения ПНР.
  6. Проверка механических узлов:
  • Проверка верхних и нижних концевых муфт, якорных устройств.
  • Контроль нижнего положения и массы контргруза, а также положения натяжной каретки и провеса каната в соответствии с проектной величиной.
  • Регулировка провеса каната с использованием домкратного устройства.
  • Проверка и регулировка взаимного расположения в вертикальной и горизонтальной плоскостях основных и вспомогательных приводов, тахогенераторов и приводных шкивов.
  • Проверка работы аварийного и рабочего тормозов на основных и вспомогательных приводах.
  • Проверка концевых анкерных устройств, положения роликов и шкивов по тяговому канату, отклоняющих шкивов.
  1. Испытание спасательного оборудования: Проверка работы спасательной лебедки с контрольным грузом.
  2. Обкатка приводов: Обкатка приводов вхолостую с проверкой и регулировкой муфты включения, работы редуктора, а также проверкой нагрева подшипников и цапф.
  3. Проверка систем безопасности: Контроль работы всех систем безопасности, включая систему определения положения каната (RPD – Rope Position Detection System), которая контролирует положение каната датчиками и замедляет или останавливает дорогу при отклонениях.
  4. Проверка систем связи и сигнализации: Контроль работоспособности внутренних и внешних систем связи и сигнализации.
  5. Проверка вспомогательных систем: Проверка систем освещения и отопления (если предусмотрены для кабин).
  6. Проверка систем посадки/высадки: Контроль корректной работы систем посадки и высадки пассажиров, особенно для кресел с отцепляемым зажимом, где скорость замедляется на станциях.
  7. Пробные пуски: Проведение пробных пусков с нагрузкой и без нагрузки для подтверждения работоспособности и соответствия проектным параметрам.
  8. Документирование: Оформление всей необходимой исполнительной документации, актов испытаний и протоколов пусконаладочных работ.

Материалы и ресурсы

Данная норма, как и другие ГЭСНп, не предусматривает прямых материальных ресурсов, таких как само кресло или кабина, поскольку они являются оборудованием, стоимость которого учитывается отдельно в смете на монтаж. Норма 04-03-023-02 учитывает только трудозатраты высококвалифицированного персонала:

  • Рабочий 6 разряда: 27.2 чел.-ч
  • Инженер I категории: 26.4 чел.-ч
  • Ведущий инженер: 26.4 чел.-ч

Вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы, такие как обтирочные материалы (ветошь, бумага), промывочные жидкости (керосин, бензин) и смазочные материалы (солидол, тавот), не учтены в норме. Затраты на них определяются дополнительно в размере 2% от сметной оплаты труда рабочих-строителей, рассчитанной на основании трудозатрат, указанных в сборниках ГЭСНм/ГЭСНп.

Трудозатраты и время выполнения

Общие трудозатраты по норме 04-03-023-02 составляют 80 чел.-ч на одно кресло (кабину). Распределение трудозатрат по квалификационным категориям отражает сложность и многогранность пусконаладочных работ:

  • Рабочий 6 разряда (27.2 чел.-ч): Выполняет основные технические операции по проверке, регулировке и испытаниям, требующие высокой квалификации и опыта работы с подъемно-транспортным оборудованием.
  • Инженер I категории (26.4 чел.-ч): Осуществляет инженерное сопровождение, контроль за выполнением работ, анализ данных испытаний, выявление и документирование отклонений, взаимодействие с проектными организациями.
  • Ведущий инженер (26.4 чел.-ч): Выполняет функции общего руководства пусконаладочными работами, принимает ключевые технические решения, отвечает за координацию действий различных специалистов и подписание итоговой документации.

Такой состав бригады подчеркивает, что пусконаладка кресел канатных дорог — это не просто механическая сборка, а сложный инженерный процесс, требующий глубоких знаний в области механики, электрики, автоматизации и безопасности.

Требования к квалификации

Высокие трудозатраты инженерного персонала и рабочих высших разрядов в норме 04-03-023-02 обусловлены спецификой пусконаладочных работ на канатных дорогах. Специалисты должны обладать:

  • Глубокими знаниями конструкции и принципов работы канатных дорог, их систем безопасности и управления.
  • Опытом проведения испытаний и регулировок сложного механического и электрического оборудования.
  • Навыками работы с измерительными приборами и диагностическим оборудованием.
  • Знанием нормативно-технической документации, включая правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров.
  • Способностью принимать оперативные решения в нестандартных ситуациях, обеспечивая при этом высочайший уровень безопасности.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения ГЭСН 04-03-023-02 в сметной документации рекомендуется следующий алгоритм:

  1. Определение объема работ: Установить точное количество кресел (кабин) кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги, подлежащих пусконаладке согласно проектной документации. Это количество будет являться основным измерителем для применения нормы.
  2. Применение нормативных трудозатрат: Умножить количество кресел/кабин на нормативные трудозатраты для каждой категории персонала, указанные в ГЭСН 04-03-023-02 (Рабочий 6 разряда, Инженер I категории, Ведущий инженер). Полученные значения будут отражать общую потребность в человеко-часах.
  3. Расчет затрат на вспомогательные материалы: Определить стоимость вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов. Согласно общим положениям ГЭСНм/ГЭСНп, эти затраты принимаются в размере 2% от сметной оплаты труда рабочих-строителей. Для этого необходимо перевести человеко-часы рабочих в рубли по текущим расценкам, а затем рассчитать 2% от полученной суммы.
  4. Учет усложняющих факторов (коэффициенты): Проанализировать условия производства работ. При наличии факторов, снижающих производительность труда (например, работа в горной местности на высотных отметках, стесненные условия, работа в условиях действующего предприятия), к нормам могут применяться повышающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСНм/ГЭСНп. Например, при работе в горной местности на высотах 1000-1500 м может применяться коэффициент 1.08, а до 2000 м – 1.14.
  5. Применение индексов пересчета: Для перевода нормативных показателей (ГЭСН) в текущие цены необходимо использовать актуальные индексы пересчета, утверждаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или региональными органами ценообразования.

Примеры использования

Пример 1: Пусконаладка 50 кресел

Предположим, необходимо рассчитать затраты на пусконаладку 50 кресел кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги в нормальных условиях.

  • Трудозатраты рабочих 6 разряда: 50 шт. * 27.2 чел.-ч/шт. = 1360 чел.-ч
  • Трудозатраты инженера I категории: 50 шт. * 26.4 чел.-ч/шт. = 1320 чел.-ч
  • Трудозатраты ведущего инженера: 50 шт. * 26.4 чел.-ч/шт. = 1320 чел.-ч

Далее эти человеко-часы умножаются на текущие тарифные ставки для соответствующих категорий персонала, добавляются затраты на вспомогательные материалы (2% от оплаты труда рабочих) и применяются актуальные индексы пересчета.

Пример 2: Пусконаладка в сложных условиях

Если те же 50 кресел пусконалаживаются на высоте 1200 м над уровнем моря, к полученным трудозатратам будет применен повышающий коэффициент 1.08 (согласно ), что увеличит общие затраты труда и, соответственно, сметную стоимость.

Особенности и ограничения

Применение ГЭСН 04-03-023-02 имеет ряд важных особенностей и ограничений, которые сметчик должен учитывать:

  • Разделение работ: Норма 04-03-023-02 предназначена исключительно для пусконаладочных работ. Она не включает затраты на монтаж самого оборудования (кресел/кабин). Работы по монтажу должны быть учтены по соответствующим нормам сборников ГЭСНм.
  • Состояние оборудования: ГЭСНп разработаны исходя из условия, что оборудование поступает на объект в исправном состоянии, комплектно, прошедшим заводскую поузловую или общую сборку и обкатку, а также стендовые и другие испытания в соответствии с техническими условиями на его изготовление и поставку.
  • Исключенные затраты: В норме не учтены и должны быть определены дополнительно затраты на:
  • Ревизию и ремонт оборудования.
  • Устранение дефектов монтажа оборудования (эти работы должны выполняться за счет монтажной организации).
  • Устройство подмостей, лестниц, оборудование точек отбора проб и другие вспомогательные работы, не связанные напрямую с пусконаладкой.
  • Участие пусконаладочного персонала в эксплуатации оборудования после завершения ПНР.
  • Повторные работы: При повторном выполнении пусконаладочных работ, вызванных изменением технологического процесса, режима работы оборудования или вынужденной заменой оборудования, затраты определяются по соответствующим расценкам с понижающим коэффициентом (например, 0.5).
  • Вспомогательные материалы: Как упоминалось, вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы учитываются дополнительно в размере 2% от сметной оплаты труда рабочих-строителей.
  • Требования к площадке: Предполагается, что перед началом пусконаладочных работ на объекте выполнены все необходимые подготовительные работы, включая подготовку площадок, мест установки или фундаментов.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Применение ГЭСН 04-03-023-02, как и любых других сметных норм, сопряжено с риском совершения ошибок, которые могут привести к искажению сметной стоимости. Наиболее распространенные ошибки включают:

  1. Смешивание монтажных и пусконаладочных работ: Одна из самых частых ошибок – попытка применить норму 04-03-023-02 (ПНР) для учета затрат на монтаж кресел/кабин. Это принципиально разные виды работ с разным составом и требованиями к ресурсам. Как избежать: Всегда четко разделяйте сметы на монтаж (ГЭСНм) и пусконаладку (ГЭСНп/ФЕРп) и используйте соответствующие сборники норм.
  2. Неучет вспомогательных материалов: Забывают добавить 2% на вспомогательные ненормируемые материалы. Как избежать: Включите этот пункт в свой чек-лист при составлении сметы на ПНР.
  3. Игнорирование условий производства работ: Не применяются или применяются некорректно повышающие коэффициенты при работе в сложных условиях (например, на высоте, в стесненных условиях, в условиях действующего производства). Как избежать: Тщательно изучайте общие положения к сборникам ГЭСН и ГЭСНп, а также проект организации строительства (ПОС) для выявления всех усложняющих факторов.
  4. Неправильное определение единицы измерения: Ошибка в количестве кресел/кабин, подлежащих пусконаладке. Как избежать: Сверяйте объемы работ с проектной документацией, спецификациями оборудования и актами приемки оборудования в монтаж.
  5. Использование устаревших нормативов: Применение норм из неактуальных редакций ГЭСН или ФЕР. Как избежать: Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и используйте только действующие редакции документов.
  6. Недостаточная детализация проекта: Если проектная документация не содержит достаточных данных о составе оборудования или условиях его пусконаладки, это может привести к неточным расчетам. Как избежать: Требуйте полный комплект проектной документации, включая чертежи, спецификации и технологические карты, до начала составления сметы.

Практические советы

  • Взаимодействие с техническими специалистами: Тесное сотрудничество с инженерами-проектировщиками и специалистами по монтажу/пусконаладке канатных дорог поможет сметчику получить полное представление о составе и сложности работ, а также выявить все нюансы, влияющие на сметную стоимость.
  • Детальное изучение документации: Внимательно изучайте не только саму норму, но и общие положения к сборнику ГЭСНп 04, а также технические паспорта и руководства по эксплуатации на конкретные кресла/кабины.
  • Резерв на непредвиденные расходы: Всегда предусматривайте в смете резервный фонд (обычно 5-15% от общей стоимости) на непредвиденные расходы, которые могут возникнуть в процессе пусконаладки сложного оборудования.
  • Фото- и видеофиксация: Для подтверждения объемов и условий выполненных работ рекомендуется вести фото- и видеофиксацию процесса пусконаладки, особенно при наличии усложняющих факторов.

Связанные нормы

При составлении смет на строительство и ввод в эксплуатацию канатных дорог, помимо ГЭСН 04-03-023-02, сметчикам могут потребоваться следующие нормы:

Контрольные моменты

Для обеспечения достоверности и обоснованности сметной документации, а также для успешного прохождения экспертизы, сметчику необходимо уделять внимание следующим контрольным моментам:

  • Полнота исходных данных: Убедитесь, что у вас есть вся необходимая проектная и техническая документация, включая спецификации на кресла/кабины, схемы канатной дороги, а также акты приемки оборудования в монтаж.
  • Соответствие выполненных работ: Проверяйте, что фактически выполненные пусконаладочные работы соответствуют составу, предусмотренному нормой. Любые отклонения или дополнительные работы должны быть обоснованы и оформлены соответствующими актами.
  • Наличие исполнительной документации: Требуйте от исполнителей ведения и предоставления полной исполнительной документации, включая протоколы испытаний, акты регулировок и наладки, а также акты о завершении пусконаладочных работ.
  • Квалификация персонала: Убедитесь, что работы выполнялись персоналом соответствующей квалификации, что подтверждается записями в журналах работ и приказами о назначении ответственных лиц.
  • Соблюдение требований безопасности: Всегда проверяйте, что пусконаладочные работы проводились с соблюдением требований безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности для канатных дорог.

Правильное и внимательное применение ГЭСН 04-03-023-02 позволит сметчикам формировать точные и обоснованные сметы, способствуя эффективному планированию и контролю затрат на строительство и эксплуатацию современных канатных дорог.

Ключевые моменты

  • Норма 04-03-023-02 предназначена для пусконаладочных работ (ПНР), а не для монтажа кресел/кабин канатных дорог.

  • Единица измерения нормы – 1 штука кресла (кабины) кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги.

  • В норме учтены трудозатраты высококвалифицированного персонала: Рабочий 6 разряда (27.2 чел.-ч), Инженер I категории (26.4 чел.-ч), Ведущий инженер (26.4 чел.-ч).

  • Состав работ включает проверку соответствия, регулировку механических и электрических систем, испытания и документирование.

  • Вспомогательные ненормируемые материалы (обтирочные, смазочные) учитываются дополнительно в размере 2% от сметной оплаты труда рабочих.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 04-03-023-02 применяется для определения затрат на пусконаладочные работы (ПНР) кресел (кабин) кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог после их монтажа, но до ввода в эксплуатацию. Норма используется при новом строительстве, реконструкции и техническом перевооружении канатных дорог.

В норме 04-03-023-02 учтены только трудозатраты персонала. Прямые материальные ресурсы, такие как само кресло или кабина, не учтены, поскольку они являются оборудованием, стоимость которого определяется отдельно в смете на монтаж. Вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы (например, ветошь, смазочные материалы) учитываются дополнительно в размере 2% от сметной оплаты труда рабочих-строителей.

Норма 04-03-023-02 предусматривает следующие трудозатраты на одно кресло (кабину): Рабочий 6 разряда – 27.2 чел.-ч, Инженер I категории – 26.4 чел.-ч, Ведущий инженер – 26.4 чел.-ч. Общие трудозатраты составляют 80 чел.-ч. [Входные данные]

ГЭСН 04-03-023-02 относится к пусконаладочным работам (ГЭСНп), которые выполняются после завершения монтажа оборудования. Она включает проверку, регулировку и испытания для обеспечения работоспособности. Нормы на монтаж (ГЭСНм) учитывают затраты на установку и сборку оборудования.

Практические советы

1

Всегда четко разделяйте сметы на монтажные и пусконаладочные работы, используя соответствующие сборники ГЭСНм и ГЭСНп.

2

Тщательно изучайте проектную документацию, технические условия на оборудование и общие положения к сборникам ГЭСНп для выявления всех особенностей и ограничений.

3

Включайте в смету резерв на непредвиденные расходы (5-15% от общей стоимости) для покрытия возможных дополнительных затрат.

4

Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и используйте только актуальные индексы пересчета для обеспечения достоверности расчетов.

5

Взаимодействуйте с техническими специалистами и производителями оборудования для получения полной информации о процессе пусконаладки.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы 04-03-023-02 для учета затрат на монтажные работы вместо пусконаладочных.

!
Ошибка 2

Неучет или некорректный расчет вспомогательных ненормируемых материальных ресурсов (2% от оплаты труда рабочих).

!
Ошибка 3

Игнорирование или неправильное применение повышающих/понижающих коэффициентов, связанных с условиями производства работ (высота, стесненность, действующее производство).

!
Ошибка 4

Неправильное определение количества единиц измерения (кресел/кабин) для расчета.

!
Ошибка 5

Использование устаревших редакций сметно-нормативных баз при составлении сметы.

1
04-03-024-01

Комплексное опробование подвесной канатной дороги

Применяется для пусконаладки всей канатной дороги в целом после индивидуальной пусконаладки отдельных элементов.

2
04-03-023-01

Кресло (кабина) маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги

Аналогичная норма для пусконаладки кресел/кабин, но для маятниковых двухканатных дорог.

3
04-03-023-03

Буксировочное устройство кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги

Норма для пусконаладки другого элемента подвижного состава кольцевых одноканатных дорог.

4
04-03-018-01

Несущий канат подвесной пассажирской канатной дороги

Норма, относящаяся к монтажу несущего каната, который является частью инфраструктуры канатной дороги.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
04-03-023
Тип работ
GESNP
Материалы
В норме учтены только трудозатраты. Прямые материальные ресурсы (само кресло/кабина) не учтены, так как норма относится к пусконаладочным работам. Вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы (обтирочные, промывочные, смазочные) учитываются дополнительно в размере 2% от сметной оплаты труда рабочих-строителей.

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: