Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 03-04-023-03

03-04-023

Балансир буксировочной канатной дороги: → трехроликовый

Подробное описание
Группа: Балансир буксировочной канатной дороги: Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0

Быстрая информация

Единица измерения
10 компл
Категория
03-04-023
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
115 чел.-ч при разряде 3.1
Основное назначение
Монтаж трехроликового балансира буксировочной канатной дороги

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,1 115
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.24
Трубоукладчики, номинальная грузоподъемность 12,5 т 4.48
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т 0.41
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) 0.41
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.3
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III м3 0.6

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-023-03 является ключевым инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости монтажных работ в сфере подъемно-транспортного оборудования. Эта норма регламентирует затраты на установку трехроликового балансира буксировочной канатной дороги. Понимание ее назначения, состава работ и правил применения критически важно для формирования точных и обоснованных смет.

Буксировочные канатные дороги, широко используемые на горнолыжных курортах и в других сферах, где требуется перемещение людей или грузов по склонам, включают в себя множество сложных элементов. Балансиры – это неотъемлемая часть линейных опор, обеспечивающая правильное положение и натяжение каната, а также плавное прохождение подвижного состава. Трехроликовые балансиры, как следует из названия, оснащены тремя роликами, которые направляют канат, минимизируя его износ и обеспечивая стабильность движения. ,

Норма 03-04-023-03 включена в сборник ГЭСНм-03 "Подъемно-транспортное оборудование", Отдел 4 "Подвесные канатные дороги", Раздел 2 "Пассажирские подвесные канатные дороги", Таблица 03-04-023 "Буксировочные канатные дороги". , Единицей измерения данной нормы является 10 комплектов, что означает, что все ресурсные показатели (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) приведены на установку десяти таких балансиров. Это важный аспект, который необходимо учитывать при масштабировании расчетов.

Применение данной нормы позволяет сметчикам определить потребность в трудовых ресурсах, машинах и механизмах, а также основных и вспомогательных материалах, необходимых для качественного монтажа трехроликовых балансиров. Корректное использование ГЭСН 03-04-023-03 обеспечивает прозрачность и точность сметной документации, что является залогом успешной реализации проектов по строительству и модернизации канатных дорог.

Техническая информация

Для правильного применения ГЭСН 03-04-023-03 необходимо глубоко понимать состав работ, а также перечень и количество учтенных ресурсов. Эта норма охватывает полный комплекс операций, необходимых для монтажа трехроликового балансира на опоре буксировочной канатной дороги.

Состав работ по норме

Согласно технологическим требованиям и общим положениям для монтажа подъемно-транспортного оборудования, норма 03-04-023-03 включает следующие основные операции:

  1. Сборка балансира: Этот этап предусматривает сборку всех элементов балансира в единую конструкцию. Балансиры поставляются на объект в разобранном виде или крупными узлами, требующими окончательной сборки на месте монтажа. Это включает соединение роликов, осей, кронштейнов и других компонентов в соответствии с проектной документацией и инструкциями производителя.
  2. Проверка соосности роликов: После сборки критически важно убедиться в правильной соосности всех трех роликов. Это обеспечивает равномерное распределение нагрузки на канат, предотвращает его преждевременный износ и гарантирует плавное движение. Данная операция требует использования точных измерительных инструментов и высокой квалификации монтажников.
  3. Подъем и установка балансира на опоре: С помощью специализированной подъемно-транспортной техники (кранов, трубоукладчиков) собранный балансир поднимается на проектную высоту и устанавливается на соответствующую опору канатной дороги. Этот этап требует строгого соблюдения техники безопасности и координации действий всего монтажного звена.
  4. Выверка балансира по осям опоры: После установки балансира на опоре производится его точная выверка по проектным осям. Это необходимо для обеспечения правильного положения каната, исключения перекосов и гарантирования безопасной и эффективной работы всей канатной дороги. Выверка включает горизонтальное и вертикальное позиционирование, а также фиксацию балансира в проектном положении.

Материалы и ресурсы

В норме ГЭСН 03-04-023-03 учтены основные вспомогательные материалы, необходимые для выполнения вышеуказанных работ. Важно отметить, что сама конструкция балансира (металлические элементы, ролики и т.д.) не входит в состав нормы, так как является оборудованием, поставляемым отдельно. Учтенные материалы предназначены для обеспечения монтажного процесса, например, для устройства временных подмостей, креплений или защитных конструкций. На 10 комплектов балансиров предусмотрен следующий расход материалов:

  • Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.3 м3
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.6 м3

Трудозатраты и время выполнения

Трудозатраты являются одним из ключевых показателей в ГЭСН. Для нормы 03-04-023-03 общие трудозатраты рабочих-монтажников составляют 115 чел.-ч на 10 комплектов балансиров. Средний разряд работы, необходимый для выполнения данного комплекса операций, определен как 3,1. Это означает, что для эффективного и безопасного выполнения работ требуется бригада рабочих с соответствующей квалификацией и опытом в монтаже подъемно-транспортного оборудования.

Машины и оборудование

Для механизации работ по монтажу балансиров норма 03-04-023-03 предусматривает использование следующей строительной техники. Расход машино-часов указан на 10 комплектов:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.24 маш.-ч. Используются для подъема и точной установки тяжелых элементов балансира на опору.
  • Трубоукладчики, номинальная грузоподъемность 12,5 т: 4.48 маш.-ч. Применяются для перемещения и позиционирования элементов конструкции, особенно на сложных участках трассы канатной дороги.
  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.41 маш.-ч. Используются для транспортировки крупногабаритных и тяжелых элементов балансиров и других компонентов канатной дороги к месту монтажа.
  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.41 маш.-ч. Применяются для выполнения вспомогательных работ, таких как перемещение материалов, расчистка площадки или буксировка оборудования в условиях сложного рельефа.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 3,1 указывает на необходимость привлечения квалифицированных монтажников подъемно-транспортного оборудования. Рабочие должны обладать знаниями и навыками в области сборки, установки и выверки сложных механических узлов, а также строго соблюдать правила техники безопасности при работе на высоте и с грузоподъемными механизмами. Наличие соответствующих допусков и аттестаций для работы на канатных дорогах является обязательным.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 03-04-023-03 в сметной практике требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических особенностей монтажа канатных дорог. Эта норма является основой для определения прямых затрат на монтаж трехроликовых балансиров.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение количества трехроликовых балансиров, подлежащих монтажу согласно проектной документации. Полученное количество необходимо разделить на 10, так как единица измерения нормы – "10 комплектов". Например, если требуется установить 25 балансиров, объем работ для расчета по норме составит 2.5 единиц измерения (25 / 10).
  2. Расчет ресурсных показателей: Умножьте нормативные показатели (трудозатраты рабочих, машино-часы, расход материалов) на определенный объем работ. Например, для 2.5 единиц измерения нормы трудозатраты составят 115 чел.-ч * 2.5 = 287.5 чел.-ч. Аналогично рассчитываются машино-часы и расход материалов.
  3. Применение индексов пересчета: ГЭСН содержат ресурсные показатели в базисных ценах (как правило, на 2000 год или более поздние базисные уровни). Для перевода этих показателей в текущие цены необходимо использовать актуальные индексы пересчета, утверждаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Эти индексы применяются к каждой статье прямых затрат (оплата труда, эксплуатация машин, материалы). ,
  4. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам (с учетом текущих цен) добавляются накладные расходы и сметная прибыль. Их размер определяется в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и утверждается соответствующими коэффициентами или нормативами.
  5. Применение повышающих/понижающих коэффициентов: В зависимости от конкретных условий производства работ могут применяться различные коэффициенты, предусмотренные техническими частями сборников ГЭСН или общими положениями по применению сметных норм. Это могут быть коэффициенты за: ,
  • Работу в стесненных условиях действующего предприятия.
  • Работу на высоте (если высота превышает учтенную в норме – обычно 15 м).
  • Производство работ в зимнее время.
  • Особые условия грунта или рельефа.

Примеры использования

  • Строительство нового горнолыжного курорта: При проектировании новой буксировочной канатной дороги, норма 03-04-023-03 будет применяться для расчета затрат на монтаж всех трехроликовых балансиров, предусмотренных проектом. Это позволит сформировать раздел сметы, касающийся монтажа линейного оборудования.
  • Модернизация существующей канатной дороги: Если в рамках модернизации производится замена старых балансиров на новые, более современные трехроликовые модели, данная норма будет использоваться для определения стоимости демонтажа (с применением понижающих коэффициентов) и последующего монтажа новых элементов.
  • Ремонт и замена изношенных компонентов: В случае выхода из строя отдельных балансиров, норма 03-04-023-03 поможет рассчитать затраты на их точечную замену, включая необходимые ресурсы и трудозатраты.

Особенности и ограничения

  • Комплексность нормы: Норма 03-04-023-03 охватывает полный цикл монтажа балансира, от сборки до выверки. Это означает, что дополнительные расценки на отдельные операции, входящие в этот комплекс, не применяются.
  • Неучтенные работы: Важно помнить, что данная норма не включает затраты на: ,
  • Устройство фундаментов под опоры канатных дорог. Для этого используются нормы из сборника ГЭСН-06 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные", например, ГЭСН 06-02-001-05 "Устройство железобетонных фундаментов общего назначения".
  • Монтаж самих опор канатных дорог. Эти работы регламентируются нормами из сборника ГЭСН-09 "Строительные металлические конструкции", например, ГЭСН 09-06-010-01 "Монтаж опор канатных дорог".
  • Пусконаладочные работы всей системы канатной дороги. Эти затраты определяются по отдельным сборникам ГЭСНп.
  • Транспортировку оборудования и материалов от приобъектного склада до места монтажа, если это расстояние превышает учтенное в норме (обычно до 1 км).
  • Базисные цены: ГЭСН отражают ресурсные показатели в базисном уровне цен. Для получения текущей стоимости необходимо применять соответствующие индексы пересчета.
  • Проектная документация: Все расчеты должны строго соответствовать проектной документации, которая определяет тип, количество и расположение балансиров, а также особенности их монтажа. Любые отклонения от проекта должны быть обоснованы и согласованы.

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 03-04-023-03 и избежания ошибок в сметной документации, сметчикам следует учитывать ряд практических аспектов и контрольных моментов.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение объема работ: Одна из наиболее распространенных ошибок – это применение нормы на 1 комплект балансира вместо 10. Это приводит к десятикратному искажению сметной стоимости. Как избежать: Всегда внимательно проверяйте единицу измерения нормы, указанную в сборнике ГЭСН. В данном случае это "10 компл".
  2. Игнорирование сопутствующих работ: Сметчики часто забывают, что ГЭСН 03-04-023-03 охватывает только монтаж самого балансира. Затраты на устройство фундаментов (ГЭСН 06-02-001-05), монтаж опор (ГЭСН 09-06-010-01), прокладку кабелей, пусконаладочные работы и другие вспомогательные операции должны быть учтены дополнительно по соответствующим нормам. Как избежать: Детально изучайте состав работ, предусмотренный нормой, и сопоставляйте его с полным объемом работ по проекту. ,
  3. Неверное применение коэффициентов: Неучет или неправильное применение повышающих/понижающих коэффициентов (например, за стесненные условия, работу на высоте, в зимнее время) может привести к существенным отклонениям от реальной стоимости. Как избежать: Всегда обращайтесь к техническим частям сборников ГЭСН и общим положениям по применению сметных норм, где подробно описаны условия применения коэффициентов. ,
  4. Использование устаревших редакций норм: Сметно-нормативная база регулярно обновляется. Применение устаревших норм может привести к некорректным расчетам. Как избежать: Всегда используйте актуальную редакцию ГЭСН, утвержденную Минстроем России.
  5. Недостаточная детализация наименований: Сокращение наименований работ или материалов без должных пояснений может вызвать разногласия между заказчиком и подрядчиком. Как избежать: Максимально подробно описывайте все запланированные работы и используемые материалы в соответствии с нормативной базой, добавляя пояснения в скобках или примечаниях. ,

Практические советы

  • Комплексный подход: При составлении сметы на канатную дорогу рассматривайте проект в целом. Монтаж балансиров – это лишь часть большого комплекса работ, который включает земляные работы, устройство фундаментов, монтаж опор, прокладку канатов, установку станций и пусконаладку. Убедитесь, что все эти этапы учтены в смете с использованием соответствующих ГЭСН.
  • Взаимодействие с проектировщиками: Тесное взаимодействие со специалистами, разработавшими проектную документацию, поможет уточнить все нюансы монтажа, особенности конструкции балансиров и опор, а также условия производства работ. Это позволит избежать ошибок и неточностей в смете.
  • Документирование условий: Если на объекте присутствуют особые условия (например, стесненность, сложный рельеф, необходимость работы в ночное время), обязательно зафиксируйте их в актах или других документах. Это послужит обоснованием для применения повышающих коэффициентов.
  • Использование сметных программ: Применение специализированных сметных программ значительно упрощает процесс расчета, автоматизирует применение индексов и коэффициентов, а также минимизирует вероятность арифметических ошибок.

Связанные нормы

При составлении сметы на монтаж трехроликового балансира буксировочной канатной дороги часто требуется использовать и другие ГЭСН для учета полного комплекса работ:

Контрольные моменты

  1. Соответствие проекту: Убедитесь, что тип и количество балансиров, а также технология их монтажа, полностью соответствуют проектной документации. Любые изменения должны быть официально оформлены.
  2. Качество монтажа: Проверяйте качество сборки и выверки балансиров на всех этапах. Отклонения от проектных допусков могут привести к некорректной работе канатной дороги и повышенному износу оборудования.
  3. Безопасность работ: Строгое соблюдение правил устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог (например, ПБ 10-559-03) является обязательным. Все работы должны выполняться квалифицированным персоналом с соблюдением требований охраны труда.
  4. Акты скрытых работ: При монтаже балансиров могут быть скрытые работы (например, проверка креплений, сварных швов). Обязательно составляйте акты освидетельствования скрытых работ, подтверждающие их качество и соответствие нормативным требованиям.
  5. Исполнительная документация: По завершении монтажа должна быть подготовлена полная исполнительная документация, отражающая фактическое выполнение работ, использованные материалы и оборудование, а также результаты всех контрольных измерений и испытаний.

Следуя этим рекомендациям, сметчики смогут эффективно применять ГЭСН 03-04-023-03, обеспечивая точность и обоснованность сметной документации для проектов, связанных с буксировочными канатными дорогами.

Ключевые моменты

  • Норма 03-04-023-03 регламентирует монтаж трехроликового балансира буксировочной канатной дороги.

  • Единица измерения нормы – 10 комплектов, что требует пересчета при других объемах работ.

  • В состав работ включены сборка, подъем, установка и выверка балансира на опоре.

  • Норма учитывает расход кранов, трубоукладчиков, полуприцепов-тяжеловозов, тракторов и вспомогательных лесоматериалов.

  • Общие трудозатраты составляют 115 чел.-ч при среднем разряде рабочих 3,1.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 03-04-023-03 применяется при определении ресурсных затрат на монтаж трехроликовых балансиров для буксировочных канатных дорог. Это актуально при строительстве новых канатных дорог, их реконструкции, модернизации или замене изношенных элементов. Норма входит в состав сборника ГЭСНм-03 "Подъемно-транспортное оборудование", раздел "Подвесные канатные дороги". ,

В норме ГЭСН 03-04-023-03 учтены следующие основные материалы: лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные (длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III) в объеме 0.3 м3 на 10 комплектов, а также доска необрезная хвойных пород естественной влажности (длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III) в объеме 0.6 м3 на 10 комплектов. Эти материалы используются для вспомогательных работ, таких как устройство временных подмостей или креплений.

Норма ГЭСН 03-04-023-03 предусматривает общие трудозатраты рабочих-монтажников в размере 115 чел.-ч на 10 комплектов балансиров. Средний разряд работы для выполнения данного комплекса работ составляет 3,1. Это включает все необходимые операции по сборке, подъему, установке и выверке балансира.

Для выполнения работ по норме 03-04-023-03 предусмотрено использование следующих машин и механизмов: краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (0.24 маш.-ч на 10 компл), трубоукладчики номинальной грузоподъемностью 12,5 т (4.48 маш.-ч на 10 компл), полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью до 40 т (0.41 маш.-ч на 10 компл) и тракторы на гусеничном ходу мощностью 79 кВт (108 л.с.) (0.41 маш.-ч на 10 компл).

Практические советы

1

Внимательно изучайте техническую часть сборника: Перед применением нормы всегда ознакомьтесь с общими положениями и технической частью сборника ГЭСНм-03, так как они содержат важные указания по применению норм, учету дополнительных затрат и коэффициентов.

2

Детализируйте состав работ: Убедитесь, что все операции, необходимые для монтажа балансира, учтены в норме или определены дополнительно. Это поможет избежать разногласий с заказчиком и обеспечит полноту сметы. ,

3

Используйте актуальные индексы пересчета: ГЭСН содержат ресурсные показатели в базисных ценах. Для перевода в текущие цены необходимо применять актуальные индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение объема работ: Часто сметчики ошибочно применяют норму на один балансир, тогда как единица измерения нормы – 10 комплектов. Это приводит к десятикратному завышению или занижению ресурсных показателей.

!
Ошибка 2

Игнорирование сопутствующих работ: Норма 03-04-023-03 не учитывает затраты на устройство фундаментов под опоры канатных дорог (ГЭСН 06-02-001-05) или монтаж самих опор (ГЭСН 09-06-010-01). Их необходимо учитывать дополнительно. ,

!
Ошибка 3

Неучет условий производства работ: Применение повышающих коэффициентов за стесненные условия, работу на высоте более 15 м или в зимнее время часто игнорируется, что приводит к занижению сметной стоимости. ,

1
03-04-023-02

Балансир буксировочной канатной дороги: двухроликовый

Альтернативная норма для монтажа двухроликового балансира

2
03-04-023-04

Балансир буксировочной канатной дороги: четырехроликовый

Альтернативная норма для монтажа четырехроликового балансира

3
09-06-010-01

Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 25 м

Сопутствующая норма для монтажа опор, на которые устанавливается балансир

4
06-02-001-05

Устройство железобетонных фундаментов общего назначения объемом: до 25 м3

Сопутствующая норма для устройства фундаментов под опоры канатных дорог

Технические характеристики

Единица измерения
10 компл
Категория
03-04-023
Тип работ
GESNM
Материалы
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.3 м3Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.6 м3

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: