Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 03-04-023-01

03-04-023

Буксировочные канатные дороги → Привод буксировочной канатной дороги

Подробное описание
Группа: Буксировочные канатные дороги Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0

Быстрая информация

Единица измерения
т
Категория
03-04-023
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
38.81 чел.-ч при разряде 4,2
Основное назначение
Монтаж привода буксировочной канатной дороги

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,2 38.81
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 1.78
Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т) 4.76
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т 0.7
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) 0.7
Электроэнергия кВт-ч 77.1
Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг кг 0.7
Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 0.69

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-023-01 "Привод буксировочной канатной дороги" является важным инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости монтажных работ. Эта норма включена в сборник ГЭСНм-2001 (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования), который устанавливает единый порядок определения потребности в ресурсах (трудовых, технических, материальных) при выполнении работ по монтажу оборудования.

Основное назначение нормы 03-04-023-01 — определение ресурсных затрат, необходимых для монтажа привода буксировочной канатной дороги. Единицей измерения данной нормы является 1 тонна массы привода. Это означает, что все ресурсные показатели, приведенные в норме, рассчитаны на монтаж одной тонны оборудования. Буксировочные канатные дороги (БКД) представляют собой подъемно-транспортные сооружения, предназначенные для перемещения пассажиров (чаще всего лыжников и сноубордистов) по склону с помощью буксировочных устройств, закрепленных на тяговом канате.

Привод буксировочной канатной дороги – это ключевой элемент, обеспечивающий движение тягового каната. Он может располагаться как в верхней, так и в нижней части склона, в зависимости от проектных решений и удобства подведения электроэнергии.

Техническая информация

Состав работ по норме

Хотя в некоторых источниках для ГЭСНм 03-04-023-01 прямо не указан детализированный состав работ , общие положения сборников ГЭСНм и аналогичные нормативы (например, ЕНиР § Е28-3-13) позволяют определить типовой комплекс операций, учтенных данной нормой. В сметных нормах на монтаж оборудования учтен расход ресурсов на выполнение комплекса работ, установленного нормативными и техническими документами на поставку и монтаж оборудования.

Типовой состав работ по монтажу привода буксировочной канатной дороги включает:

  • Приемка оборудования в монтаж: Включает проверку комплектности и состояния оборудования, его соответствие проектной документации.
  • Перемещение оборудования: Выгрузка, погрузка на приобъектном складе, горизонтальное и вертикальное перемещение оборудования и материальных ресурсов от приобъектного склада до места производства работ.
  • Распаковка оборудования и вынос упаковки: Удаление защитных покрытий и упаковочных материалов.
  • Очистка оборудования: Очистка от консервирующей смазки и покрытий, технический осмотр.
  • Ревизия (при необходимости): Разборка, очистка от смазки, промывка, осмотр частей, смазка и сборка, если это предусмотрено документацией.
  • Установка рельсового пути: Укладка рельсов на ездовые балки, крепление рельсов при помощи накладок.
  • Установка рамы привода на рельсовый путь: Выкладка шпальных клеток, установка рамы привода на шпальные клетки, установка на раму катков, кронштейнов и опорных роликов, надвижка рамы привода на рельсовый путь.
  • Установка привода на раму: Установка главного привода с центровкой и соединением полумуфт, установка и регулировка вспомогательного привода, установка гидротолкателя, установка защитных ограждений.
  • Установка приводного шкива: Сборка приводного вала со шкивами, установка зубчатого венца, установка приводного шкива на раму, регулировка и сцепление шкива с зубчатым венцом, установка направляющих приводного шкива.
  • Установка ручного и аварийного тормозов.

Материалы и ресурсы

Норма 03-04-023-01 учитывает следующие основные ресурсы на 1 тонну массы привода:

  • Трудозатраты рабочих-монтажников: 38.81 чел.-ч при среднем разряде работы 4,2. Это включает затраты труда на выполнение всех вышеперечисленных операций.
  • Машины и механизмы:
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.78 маш.-ч
  • Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т): 4.76 маш.-ч
  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.7 маш.-ч
  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.7 маш.-ч
  • Электроэнергия: 77.1 кВт-ч
  • Материальные ресурсы:
  • Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 0.7 кг
  • Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.69 шт

Трудозатраты и время выполнения

Трудозатраты рабочих-монтажников по норме составляют 38.81 чел.-ч на 1 тонну массы привода. Средний разряд работы, учтенный нормой, составляет 4,2. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов для выполнения монтажных работ. Затраты труда машинистов учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 4,2 предполагает, что в состав бригады должны входить рабочие различных разрядов, способные выполнять как простые, так и более сложные монтажные операции. Работы по монтажу привода канатной дороги требуют высокой точности, знаний механики, электротехники и правил безопасности. Специалисты должны быть обучены работе с подъемно-транспортным оборудованием и иметь допуски к соответствующим видам работ.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения ГЭСН 03-04-023-01 необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определить массу привода: Получите точную массу привода буксировочной канатной дороги из проектной документации или паспорта оборудования. Норма применяется на 1 тонну массы.
  2. Рассчитать количество единиц измерения: Разделите общую массу привода (в тоннах) на 1 тонну. Например, если масса привода составляет 15 тонн, то количество единиц измерения будет 15.
  3. Умножить ресурсные показатели на количество единиц: Умножьте нормативные показатели расхода трудозатрат, машино-часов и материальных ресурсов (указанные в разделе "Материалы и ресурсы") на полученное количество единиц измерения.
  • Пример: Для привода массой 15 т:
  • Трудозатраты: 38.81 чел.-ч/т * 15 т = 582.15 чел.-ч
  • Краны на автомобильном ходу: 1.78 маш.-ч/т * 15 т = 26.7 маш.-ч
  • Поковки: 0.7 кг/т * 15 т = 10.5 кг
  1. Учесть дополнительные затраты: Добавьте затраты, не учтенные нормой (см. раздел "Особенности и ограничения"), такие как вспомогательные ненормируемые материалы (2% от оплаты труда рабочих) и затраты на подготовительные работы.
  2. Применить поправочные коэффициенты (при необходимости): Если работы выполняются в усложненных условиях (например, на высоте, в стесненных условиях, в горной местности), примените соответствующие поправочные коэффициенты к сметным нормам в соответствии с методическими указаниями по применению ГЭСНм.

Примеры использования

Пример 1: Монтаж привода массой 8 тонн.

  • Исходные данные: Масса привода = 8 т.
  • Расчет:
  • Трудозатраты рабочих: 38.81 чел.-ч/т * 8 т = 310.48 чел.-ч
  • Краны на автомобильном ходу: 1.78 маш.-ч/т * 8 т = 14.24 маш.-ч
  • Лебедки электрические: 4.76 маш.-ч/т * 8 т = 38.08 маш.-ч
  • Электроэнергия: 77.1 кВт-ч/т * 8 т = 616.8 кВт-ч
  • Поковки: 0.7 кг/т * 8 т = 5.6 кг
  • Шпалы: 0.69 шт/т * 8 т = 5.52 шт

Пример 2: Монтаж привода массой 4.5 тонны (как в ЕНиР).

  • Исходные данные: Масса привода = 4.5 т.
  • Расчет:
  • Трудозатраты рабочих: 38.81 чел.-ч/т * 4.5 т = 174.645 чел.-ч
  • Краны на автомобильном ходу: 1.78 маш.-ч/т * 4.5 т = 8.01 маш.-ч
  • Лебедки электрические: 4.76 маш.-ч/т * 4.5 т = 21.42 маш.-ч
  • Электроэнергия: 77.1 кВт-ч/т * 4.5 т = 346.95 кВт-ч
  • Поковки: 0.7 кг/т * 4.5 т = 3.15 кг
  • Шпалы: 0.69 шт/т * 4.5 т = 3.105 шт

Особенности и ограничения

  • Комплектность оборудования: ГЭСНм разработаны исходя из условия, что оборудование поступает в монтаж в исправном состоянии, комплектно, окрашенным, прошедшим заводскую поузловую или общую сборку и обкатку, стендовые и другие испытания.
  • Подготовительные работы: Затраты на подготовку площадок, мест установки или фундаментов под оборудование не учтены в данной норме и должны определяться по соответствующим сметным нормам на строительные работы.
  • Вспомогательные материалы: Затраты на вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы (ветошь, керосин, смазочные материалы и т.п.) не учтены в ГЭСНм и принимаются в размере 2% от сметной оплаты труда рабочих-строителей.
  • Перемещение оборудования: Нормами учтено горизонтальное и вертикальное перемещение оборудования и материалов от приобъектного склада до места производства работ на расстояния, указанные в общих положениях сборников ГЭСНм.
  • Фундаменты: Для "бесфундаментных" буксировочных канатных дорог, где опоры и станции монтируются на специальных закладных элементах, а не на бетонных фундаментах, стоимость и сроки проектирования могут быть значительно ниже, и может не требоваться разрешение на строительство. Это важно учитывать при выборе типа канатной дороги и составлении сметы.
  • Сварочные работы: Если в процессе монтажа выполняются сварочные работы, затраты на контроль монтажных сварных соединений учтены в норме. Однако, если требуются дополнительные виды контроля, они определяются по сборнику ГЭСНм 81-03-39-XXXX "Контроль монтажных сварных соединений".

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение массы привода: Ошибка в исходных данных по массе оборудования приведет к некорректному расчету всех ресурсных показателей. Всегда используйте данные из проектной документации или паспорта оборудования.
  2. Неучет подготовительных работ: Забывают включить в смету затраты на земляные работы, устройство фундаментов, подготовку площадки. Эти работы нормируются по другим сборникам ГЭСН (например, ГЭСН 01 "Земляные работы", ГЭСН 30 "Мосты и трубы" для фундаментов).
  3. Игнорирование вспомогательных материалов: Забывают добавить 2% на вспомогательные ненормируемые материалы. Это небольшая, но обязательная статья затрат.
  4. Неправильное применение коэффициентов: Ошибки при применении поправочных коэффициентов на усложняющие факторы (высота, стесненность, горная местность) могут существенно исказить сметную стоимость. Всегда сверяйтесь с общими положениями сборников ГЭСНм и актуальными методическими указаниями.
  5. Некорректная интерпретация состава работ: Предполагают, что норма включает работы, которые на самом деле не учтены (например, пусконаладочные работы, которые нормируются отдельно).

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся монтажа оборудования, его характеристик и условий выполнения работ.
  • Использование актуальных нормативов: Всегда используйте самые актуальные редакции ГЭСН и методических указаний по их применению. Нормативы регулярно обновляются.
  • Взаимодействие с техническими специалистами: При возникновении вопросов по технологии монтажа или составу работ консультируйтесь с инженерами и специалистами, непосредственно выполняющими работы.
  • Проверка массы оборудования: Убедитесь, что масса оборудования, принятая для расчета, соответствует фактической или проектной массе. Это ключевой параметр для данной нормы.
  • Учет специфики объекта: Обращайте внимание на особенности объекта (например, наличие сложных геологических условий, необходимость устройства бесфундаментных опор), которые могут повлиять на выбор норм и применение коэффициентов.

Связанные нормы

При составлении сметы на монтаж привода буксировочной канатной дороги, помимо ГЭСН 03-04-023-01, могут потребоваться следующие нормы:

Контрольные моменты

  • Соответствие объемов: Убедитесь, что объемы работ в смете соответствуют проектным объемам и ведомостям объемов работ.
  • Актуальность цен: При пересчете в текущие цены используйте актуальные индексы пересчета.
  • Проверка расчетов: Всегда перепроверяйте математические расчеты, особенно при использовании формул и коэффициентов.
  • Детализация: Обеспечьте достаточную детализацию наименований работ и материалов, чтобы избежать разночтений.
  • Координация с ПОС/ППР: Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСНм, могут быть использованы при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР) для определения продолжительности выполнения работ и составления технологической документации.

Ключевые моменты

  • Норма 03-04-023-01 применяется для монтажа привода буксировочной канатной дороги.

  • Единица измерения нормы — 1 тонна массы привода.

  • В норме учтены трудозатраты рабочих (38.81 чел.-ч при разряде 4,2) и машино-часы основных механизмов.

  • Не учтены затраты на подготовительные работы (фундаменты, земляные работы) и вспомогательные ненормируемые материалы (2% от оплаты труда рабочих).

  • Применение нормы требует точного определения массы привода и учета специфики объекта, включая возможность использования бесфундаментных систем.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 03-04-023-01 применяется для определения нормативной потребности в ресурсах (трудовых, технических, материальных) при выполнении работ по монтажу привода буксировочной канатной дороги. Норма используется для составления сметных расчетов ресурсным методом.

В норме учтены следующие основные материалы на 1 тонну массы привода: поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты) массой до 1,6 кг в количестве 0.7 кг, а также шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I в количестве 0.69 шт.

Нормой предусмотрены трудозатраты рабочих-монтажников в размере 38.81 чел.-ч на 1 тонну массы привода. Средний разряд работы, учтенный в норме, составляет 4,2.

ГЭСН 03-04-023-01 не учитывает затраты на подготовительные работы (например, устройство фундаментов, земляные работы), а также на вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы (ветошь, смазочные материалы), которые принимаются в размере 2% от сметной оплаты труда рабочих-строителей.

Практические советы

1

Всегда используйте точную массу привода из проектной документации или паспорта оборудования для расчета.

2

Тщательно изучайте общие положения сборников ГЭСНм и методические указания по их применению для корректного учета всех факторов.

3

Планируйте и включайте в смету все сопутствующие работы (земляные, бетонные, электромонтажные) по соответствующим ГЭСН.

4

Учитывайте специфику объекта, например, возможность применения бесфундаментных канатных дорог, что может повлиять на состав работ и затраты.

5

Применяйте поправочные коэффициенты только в строгом соответствии с нормативными документами и при наличии обосновывающих условий.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неверное определение массы привода, что приводит к искажению всех ресурсных показателей.

!
Ошибка 2

Неучет или некорректный расчет затрат на подготовительные работы (фундаменты, земляные работы), которые должны нормироваться отдельно.

!
Ошибка 3

Забывание о включении в смету 2% на вспомогательные ненормируемые материалы.

!
Ошибка 4

Ошибочное применение поправочных коэффициентов на усложняющие условия производства работ (высота, стесненность, горная местность).

!
Ошибка 5

Неправильная интерпретация состава работ, учтенных нормой, и включение в нее операций, которые должны нормироваться по другим сборникам (например, пусконаладочные работы).

1
01-XX-XXX-XX

Земляные работы

Применяется для устройства котлованов под фундаменты или подготовки площадки под монтаж привода.

2
06-XX-XXX-XX

Бетонные и железобетонные конструкции монолитные

Применяется для устройства фундаментов под привод буксировочной канатной дороги.

3
08-XX-XXX-XX

Электромонтажные работы

Применяется для подключения привода к электросети и сопутствующих электромонтажных работ.

4
39-XX-XXX-XX

Контроль монтажных сварных соединений

Применяется для дополнительного контроля сварных швов, если это не учтено основной нормой или требуется по проекту.

Технические характеристики

Единица измерения
т
Категория
03-04-023
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 4,2: 38.81 чел.-чКраны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.78 маш.-чЛебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т): 4.76 маш.-чПолуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.7 маш.-чТракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.7 маш.-чЭлектроэнергия: 77.1 кВт-чПоковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 0.7 кгШпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.69 шт

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: