Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-125-05

05-01-125

Устройство направляющих рам для погружения: → свай-оболочек диаметром до 2 м в больверк в закрытой акватории

Подробное описание
Группа: Устройство направляющих рам для погружения: Состав работ: Заготовка, сборка, установка и снятие элементов направляющей рамы и опорных балок.; Срезка косынок. Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
10 м
Категория
05-01-125
Тип работ
GESN
Трудозатраты
4.9 чел.-ч при разряде 3,5
Основное назначение
Устройство направляющих рам для погружения свай-оболочек диаметром до 2 м в больверк в закрытой акватории

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.01
Средний разряд работы 3,5 4.9
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.15
Тягачи седельные, нагрузка на седельно-сцепное устройство до 15 т 0.03
Полуприцепы общего назначения, грузоподъемность до 15 т 0.03
Агрегаты сварочные с двигателем внутреннего сгорания для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 400 А, количество постов 1 0.77
Аппараты для газовой сварки и резки 0.35
Краны плавучие при работе в закрытой акватории, самоходные, 16 т 2.62
Ацетилен газообразный технический м3 0.07
Кислород газообразный технический м3 0.35
Электроэнергия кВт-ч 6.926
Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм кг 0.77
Болты с гайками и шайбами строительные кг 40
Прокат листовой горячекатаный, марки стали Ст3сп, Ст3пс, ширина 1200-3000 мм, толщина 9-12 мм т 0.01
Швеллеры стальные горячекатаные, марки стали Ст3пс, Ст3сп, № 40У, № 40П т 0.47

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 05-01-125-05

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-125-05 является одним из ключевых инструментов для точного определения ресурсных затрат при выполнении специфических гидротехнических работ. Эта норма регламентирует устройство направляющих рам, которые играют критически важную роль в процессе погружения свай-оболочек. Точность позиционирования и вертикальность погружения крупногабаритных свай напрямую зависят от качества и правильности установки таких рам.

Код нормы: 05-01-125-05 Название: Устройство направляющих рам для погружения: → свай-оболочек диаметром до 2 м в больверк в закрытой акватории Единица измерения: 10 м Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы) Категория: 05-01-125 (Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов)

Данная норма применяется исключительно для работ, выполняемых в закрытой акватории, такой как порты, гавани, каналы или защищенные участки водоемов, где условия относительно спокойные по сравнению с открытым морем. Она охватывает погружение свай-оболочек, диаметр которых не превышает 2 метров, в конструкции больверка. Больверк — это гидротехническое сооружение, представляющее собой берегоукрепительную стенку или причальную набережную, часто возводимую из свай или шпунта.

Основное назначение нормы — предоставить сметчикам стандартизированный набор ресурсов, необходимых для выполнения полного цикла работ по созданию и демонтажу направляющих рам, обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность сметной стоимости. ГЭСН-2001, к которым относится данная норма, являются основой для разработки единичных расценок и определения прямых затрат в сметной стоимости строительных работ.

Техническая информация: Состав работ и ресурсное обеспечение

Для корректного применения ГЭСН 05-01-125-05 необходимо детально понимать состав работ, а также перечень и объемы необходимых ресурсов, учтенных в норме.

Состав работ по норме

Норма 05-01-125-05 охватывает полный комплекс операций, связанных с устройством направляющих рам для погружения свай-оболочек. Эти работы включают в себя:

  1. Заготовка элементов направляющей рамы и опорных балок: Этот этап подразумевает подготовку всех необходимых металлических элементов рамы. Это может включать резку металлопроката (листового, швеллеров) по заданным размерам, сверление отверстий, гибку и другие подготовительные операции. Качество заготовки напрямую влияет на точность сборки и последующей установки.
  2. Сборка элементов направляющей рамы и опорных балок: На этом этапе происходит соединение заготовленных элементов в единую конструкцию рамы. Основными методами соединения являются сварка и болтовые соединения. Сборка может производиться как на берегу, так и на плавучих средствах, в зависимости от габаритов рамы и условий строительной площадки. Важна точность геометрии собранной рамы для обеспечения правильного направления погружаемых свай.
  3. Установка элементов направляющей рамы и опорных балок: Установка рамы в проектное положение является одним из наиболее ответственных этапов. Она включает подъем собранной конструкции с помощью кранов (в данном случае, плавучих кранов, так как работы ведутся в акватории) и точное позиционирование относительно оси больверка и мест погружения свай. Рама должна быть надежно закреплена, чтобы выдерживать нагрузки от погружения свай и обеспечивать их вертикальность.
  4. Снятие элементов направляющей рамы и опорных балок: После завершения погружения свай-оболочек и стабилизации конструкции больверка, направляющая рама демонтируется. Этот процесс включает отсоединение креплений, разборку рамы на транспортабельные элементы и их подъем с последующей транспортировкой или складированием.
  5. Срезка косынок: Косынки — это дополнительные усиливающие элементы (например, треугольные пластины), которые используются для повышения жесткости соединений или временного крепления. После выполнения основной функции они срезаются, чтобы не мешать дальнейшим работам или не выступать за габариты конструкции.

Материалы и ресурсы

Норма ГЭСН 05-01-125-05 учитывает следующие основные ресурсы, необходимые для выполнения указанных работ:

Машины и оборудование:

  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т (0.01 маш.-ч): Используются для транспортировки небольших элементов рамы, инструментов и расходных материалов по суше.
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т (0.15 маш.-ч): Применяются для погрузочно-разгрузочных работ на берегу, а также для перемещения элементов рамы на суше или к месту сборки.
  • Тягачи седельные, нагрузка на седельно-сцепное устройство до 15 т (0.03 маш.-ч) и Полуприцепы общего назначения, грузоподъемность до 15 т (0.03 маш.-ч): Предназначены для перевозки более крупных и тяжелых элементов металлоконструкций, таких как швеллеры и листовой прокат, от склада до строительной площадки.
  • Агрегаты сварочные с двигателем внутреннего сгорания для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 400 А, количество постов 1 (0.77 маш.-ч): Необходимы для выполнения сварочных работ при заготовке и сборке элементов рамы. Использование агрегатов с ДВС позволяет работать автономно, что важно на удаленных или необорудованных площадках.
  • Аппараты для газовой сварки и резки (0.35 маш.-ч): Применяются для резки металлопроката, подгонки элементов и срезки косынок. Газовая резка обеспечивает высокую производительность и точность при работе с толстым металлом.
  • Краны плавучие при работе в закрытой акватории, самоходные, 16 т (2.62 маш.-ч): Это ключевое оборудование для данного вида работ. Плавучий кран используется для подъема, перемещения и точной установки крупногабаритных элементов рамы в акватории, а также для их последующего демонтажа. Самоходность обеспечивает мобильность на водной поверхности.

Материалы:

  • Ацетилен газообразный технический (0.07 м3) и Кислород газообразный технический (0.35 м3): Расходуются аппаратами для газовой сварки и резки.
  • Электроэнергия (6.926 кВт-ч): Потребляется сварочными агрегатами (если они не полностью автономны), а также для освещения, подключения электроинструмента и других нужд.
  • Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм (0.77 кг): Основной расходный материал для ручной дуговой сварки, используемый при сборке металлоконструкций рамы.
  • Болты с гайками и шайбами строительные (40 кг): Применяются для болтовых соединений элементов рамы, обеспечивая их надежность и возможность последующего демонтажа.
  • Прокат листовой горячекатаный, марки стали Ст3сп, Ст3пс, ширина 1200-3000 мм, толщина 9-12 мм (0.01 т): Используется для изготовления различных элементов рамы, таких как пластины, накладки, усиливающие элементы.
  • Швеллеры стальные горячекатаные, марки стали Ст3пс, Ст3сп, № 40У, № 40П (0.47 т): Являются основными несущими элементами направляющей рамы, обеспечивая ее жесткость и прочность.

Трудозатраты и требования к квалификации

Норма 05-01-125-05 предусматривает следующие трудозатраты:

  • Средний разряд работы 3,5: 4.9 чел.-ч на 10 м

Это означает, что для выполнения работ по устройству направляющей рамы на каждые 10 метров ее длины (или длины участка погружения свай, для которого она предназначена) требуется 4.9 человеко-часов рабочего времени. Средний разряд 3,5 указывает на то, что для выполнения данных работ необходимы рабочие со средней квалификацией, способные выполнять как простые, так и более сложные операции, требующие определенных навыков (например, сварщики, монтажники металлоконструкций). Работы по сборке и установке металлоконструкций, а также сварочные работы, требуют соблюдения строгих требований безопасности и точности.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Правильное применение ГЭСН 05-01-125-05 в сметной документации требует понимания алгоритма расчета и учета специфических условий выполнения работ.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение объема работ: Первым шагом является определение общего объема работ в единицах измерения нормы (10 м). Для этого необходимо из проектной документации получить длину участка больверка, на котором требуется устройство направляющей рамы, или общую длину направляющей рамы. Например, если общая длина рамы составляет 75 метров, то объем работ будет 75 м / 10 м = 7.5 единиц измерения нормы.
  2. Расчет ресурсных показателей: Умножьте объем работ (полученный на шаге 1) на нормативные показатели расхода каждого ресурса, указанные в ГЭСН 05-01-125-05. Например, для трудозатрат: 7.5 * 4.9 чел.-ч = 36.75 чел.-ч. Аналогично для каждого вида машин, оборудования и материалов.
  3. Определение стоимости ресурсов: Полученные ресурсные показатели (в натуральном выражении) затем умножаются на текущие цены соответствующих ресурсов. Для этого используются текущие сметные цены на материалы, стоимость машино-часа эксплуатации машин и механизмов, а также расценки на оплату труда рабочих соответствующего разряда. Эти цены берутся из территориальных сборников единичных расценок (ТЕР) или федеральных единичных расценок (ФЕР) с учетом индексов пересчета в текущий уровень цен.
  4. Суммирование прямых затрат: Суммируйте стоимости всех материалов, эксплуатации машин и трудозатрат для получения общей суммы прямых затрат по данной норме.
  5. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам добавляются накладные расходы и сметная прибыль, которые рассчитываются в соответствии с действующими методическими указаниями (например, МДС 81-35.2004) и нормативами.

Примеры использования

Пример 1: Устройство рамы для 50 метров больверка

Предположим, проектом предусмотрено устройство направляющей рамы для погружения свай-оболочек на участке больверка длиной 50 метров в закрытой акватории. Диаметр свай не превышает 2 м.

  • Объем работ: 50 м / 10 м = 5 единиц измерения нормы.
  • Трудозатраты: 5 * 4.9 чел.-ч = 24.5 чел.-ч.
  • Расход плавучего крана: 5 * 2.62 маш.-ч = 13.1 маш.-ч.
  • Расход швеллеров: 5 * 0.47 т = 2.35 т.

Далее эти ресурсные показатели умножаются на их текущую стоимость для получения сметной стоимости.

Пример 2: Участок больверка 125 метров

Если длина участка составляет 125 метров:

  • Объем работ: 125 м / 10 м = 12.5 единиц измерения нормы.
  • Трудозатраты: 12.5 * 4.9 чел.-ч = 61.25 чел.-ч.
  • Расход плавучего крана: 12.5 * 2.62 маш.-ч = 32.75 маш.-ч.
  • Расход швеллеров: 12.5 * 0.47 т = 5.875 т.

Особенности и ограничения

  • Закрытая акватория: Норма строго применима только для работ в закрытых акваториях. Это означает, что условия работы относительно стабильны, отсутствуют сильные течения, волнения, что упрощает работу плавучих средств и повышает точность установки. Для открытых акваторий (море, открытые рейды) применяются другие нормы, учитывающие более сложные условия.
  • Диаметр свай-оболочек до 2 м: Норма учитывает особенности работы с крупными сваями-оболочками, но устанавливает верхний предел диаметра. Если диаметр свай превышает 2 метра, потребуется применение индивидуальных расценок или корректировка данной нормы с соответствующим обоснованием, так как это может потребовать более мощного оборудования и иных технологических решений.
  • Больверк: Применение нормы ограничено конструкциями больверка. Это подразумевает, что направляющие рамы устанавливаются для погружения свай, формирующих или укрепляющих береговые линии, причалы, дамбы. Технология и требования к точности могут отличаться для других типов свайных фундаментов.
  • Состав работ: Важно помнить, что норма включает заготовку, сборку, установку и снятие рамы, а также срезку косынок. Дополнительные работы, не входящие в этот перечень (например, подготовка дна, водолазные работы, если они не учтены в составе работ других норм), должны быть учтены отдельно.

Полезная информация для сметчиков

Для эффективной работы с ГЭСН 05-01-125-05 и избежания ошибок, сметчикам следует учитывать ряд практических аспектов и контрольных моментов.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное применение к условиям акватории: Одна из наиболее частых ошибок — применение данной нормы для работ в открытой акватории. Это приводит к занижению затрат, так как работа в условиях волнения, течений и ветровых нагрузок требует других технологий, более мощного оборудования и повышенных трудозатрат. Всегда проверяйте проектную документацию на предмет указания типа акватории. Для открытых акваторий следует использовать норму ГЭСН 05-01-125-09.
  2. Игнорирование диаметра свай-оболочек: Норма четко указывает ограничение по диаметру свай (до 2 м). Если в проекте предусмотрены сваи большего диаметра, применение данной нормы без корректировки будет некорректным. В таких случаях необходимо либо искать более подходящие нормы, либо разрабатывать индивидуальные расценки с обоснованием дополнительных затрат.
  3. Неучет полного состава работ: Сметчики иногда забывают, что норма включает не только установку, но и заготовку, сборку, а также последующий демонтаж рамы и срезку косынок. Попытка выделить эти работы в отдельные позиции или, наоборот, не учесть их полностью, приведет к искажению сметной стоимости.
  4. Ошибки в определении единицы измерения: Единица измерения "10 м" может быть неправильно интерпретирована. Важно понимать, что это 10 линейных метров направляющей рамы или участка погружения, а не 10 штук свай или 10 метров глубины погружения.
  5. Использование устаревших или неактуальных данных: Нормативные базы регулярно обновляются. Использование устаревших версий ГЭСН или МДС может привести к некорректным расчетам. Всегда проверяйте актуальность применяемых нормативов и индексов пересчета.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся гидротехнических работ, свайных фундаментов и организации строительства. Обратите внимание на тип акватории, диаметр свай, конструкцию больверка и технологию производства работ.
  • Консультации с инженерами: При возникновении сомнений в применении нормы или интерпретации проектных решений, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками или специалистами по производству работ. Это поможет избежать ошибок и уточнить технологические нюансы.
  • Использование программного обеспечения: Современные сметные программы значительно упрощают расчеты и помогают избежать арифметических ошибок. Они также содержат актуальные нормативные базы и индексы.
  • Проверка состава ресурсов: Внимательно сверяйте перечень материалов и механизмов, учтенных в норме, с фактическими потребностями проекта. Если проектом предусмотрены специфические материалы или оборудование, не учтенные в ГЭСН, их следует добавить отдельными позициями с обоснованием.
  • Учет специфики больверка: Устройство направляющих рам для больверка может иметь свои особенности в зависимости от его конструкции (например, из шпунтовых свай, трубчатых свай-оболочек, или комбинированных). Убедитесь, что выбранная норма соответствует типу больверка.

Связанные нормы

При работе с ГЭСН 05-01-125-05 часто возникают ситуации, когда необходимо применять смежные или альтернативные нормы:

  • ГЭСН 05-01-125-09: Устройство направляющих рам для погружения: свай-оболочек диаметром до 2 м в больверк у открытого побережья (открытого рейда). Эта норма является прямым аналогом рассматриваемой, но предназначена для работ в условиях открытой акватории, где требуется учет более сложных гидрометеорологических условий и, соответственно, могут быть выше ресурсные затраты.
  • Другие нормы Сборника ГЭСН-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов": В зависимости от конкретной технологии погружения свай-оболочек (например, вибропогружение, забивка, бурение с последующим погружением), могут применяться другие нормы из этого же сборника, регламентирующие непосредственно процесс погружения свай. Например, нормы на погружение свай-оболочек с извлечением грунта из полости.
  • Нормы на земляные работы (ГЭСН-01): Если для устройства больверка требуется предварительная разработка грунта, то могут быть применены соответствующие нормы из сборника ГЭСН-01 "Земляные работы".
  • Нормы на монтаж металлоконструкций (ГЭСН-09): Хотя данная норма включает заготовку и сборку, для очень сложных или крупногабаритных рам, требующих специализированных монтажных работ, могут быть применимы отдельные нормы из сборника ГЭСН-09 "Металлические конструкции".

Контрольные моменты

При проверке сметы, содержащей ГЭСН 05-01-125-05, обратите внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие условиям: Убедитесь, что работы действительно выполняются в закрытой акватории и диаметр свай-оболочек не превышает 2 м.
  • Обоснование объемов: Проверьте, как рассчитана длина направляющей рамы (или участка больверка), на которую применяется норма. Она должна соответствовать проектным данным.
  • Полнота состава работ: Убедитесь, что все операции, предусмотренные нормой (заготовка, сборка, установка, снятие, срезка косынок), учтены и не дублируются другими позициями сметы.
  • Актуальность цен и коэффициентов: Проверьте, что применяются актуальные сметные цены на ресурсы и корректные коэффициенты пересчета в текущий уровень цен, а также накладных расходов и сметной прибыли.
  • Отсутствие неучтенных затрат: Проверьте, не упущены ли какие-либо необходимые затраты, которые не входят в состав данной нормы, но требуются для выполнения всего комплекса работ (например, водолазные работы, если они не учтены в других позициях).

Тщательное следование этим рекомендациям позволит сметчикам корректно применять ГЭСН 05-01-125-05, обеспечивая точность и обоснованность сметной стоимости гидротехнических проектов.

Ключевые моменты

  • Норма 05-01-125-05 применяется для устройства направляющих рам при погружении свай-оболочек диаметром до 2 м.

  • Работы должны выполняться исключительно в закрытой акватории (порты, гавани, каналы).

  • Состав работ включает заготовку, сборку, установку и снятие элементов рамы, а также срезку косынок.

  • Ключевым оборудованием являются плавучие краны и сварочное оборудование.

  • Единица измерения нормы — 10 метров длины направляющей рамы или участка погружения.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-125-05 применяется для определения ресурсных затрат на устройство направляющих рам, используемых при погружении свай-оболочек диаметром до 2 метров в конструкции больверка, расположенного в закрытой акватории (например, в портах, гаванях, каналах).

В норме учтены основные материалы, необходимые для изготовления и монтажа направляющих рам: листовой горячекатаный прокат, стальные горячекатаные швеллеры, строительные болты с гайками и шайбами, сварочные электроды, ацетилен и кислород для газовой сварки и резки, а также электроэнергия.

Норма предусматривает трудозатраты в размере 4.9 человеко-часов на каждые 10 метров устройства направляющей рамы. Работы выполняются рабочими со средним разрядом 3,5.

Основное отличие заключается в условиях применения: ГЭСН 05-01-125-05 предназначена для работ в закрытой акватории, тогда как ГЭСН 05-01-125-09 применяется для аналогичных работ в открытой акватории (у открытого побережья или на открытом рейде), что подразумевает более сложные гидрометеорологические условия и, как правило, более высокие ресурсные затраты.

Нет, данная норма строго ограничена сваями-оболочками диаметром до 2 метров. Для свай большего диаметра потребуется либо применение других, более подходящих норм, либо разработка индивидуальных расценок с соответствующим обоснованием, учитывающим увеличенные требования к оборудованию и технологии.

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию, особенно раздел 'Проект организации строительства', для определения точных условий акватории и характеристик свай.

2

Применяйте актуальные версии ГЭСН и методических указаний (например, МДС 81-35.2004) для обеспечения достоверности расчетов.

3

Учитывайте, что плавучие краны являются ключевым ресурсом для данной нормы, и их доступность и стоимость в регионе могут существенно влиять на смету.

4

При расчете объемов работ убедитесь, что длина направляющей рамы соответствует проектным данным и правильно переведена в единицы измерения нормы (10 м).

5

Включайте в смету только те работы, которые явно предусмотрены составом данной нормы, и не дублируйте их другими позициями.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы для работ в открытой акватории вместо закрытой, что приводит к занижению сметной стоимости из-за неучета усложняющих факторов.

!
Ошибка 2

Игнорирование ограничения по диаметру свай-оболочек (до 2 м), что делает норму некорректной для более крупных диаметров.

!
Ошибка 3

Неучет полного состава работ, предусмотренных нормой (заготовка, сборка, установка, снятие, срезка косынок), или их дублирование.

!
Ошибка 4

Неправильная интерпретация единицы измерения "10 м" (например, принятие за 10 штук свай вместо 10 линейных метров рамы).

!
Ошибка 5

Использование устаревших версий нормативных документов и индексов пересчета, что ведет к неактуальным расчетам.

1
05-01-125-09

Устройство направляющих рам для погружения: свай-оболочек диаметром до 2 м в больверк у открытого побережья (открытого рейда)

Прямой аналог для работ в открытой акватории.

2
05-01-001

Погружение дизель-молотом копровой установки на базе трактора железобетонных свай

Может применяться совместно для учета непосредственно работ по погружению свай, если технология соответствует.

Технические характеристики

Единица измерения
10 м
Категория
05-01-125
Тип работ
GESN
Материалы
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.01 маш.-чСредний разряд работы 3,5: 4.9 чел.-чКраны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.15 маш.-чТягачи седельные, нагрузка на седельно-сцепное устройство до 15 т: 0.03 маш.-чПолуприцепы общего назначения, грузоподъемность до 15 т: 0.03 маш.-чАгрегаты сварочные с двигателем внутреннего сгорания для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 400 А, количество постов 1: 0.77 маш.-чАппараты для газовой сварки и резки: 0.35 маш.-чКраны плавучие при работе в закрытой акватории, самоходные, 16 т: 2.62 маш.-чАцетилен газообразный технический: 0.07 м3Кислород газообразный технический: 0.35 м3Электроэнергия: 6.926 кВт-чЭлектроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 0.77 кгБолты с гайками и шайбами строительные: 40 кгПрокат листовой горячекатаный, марки стали Ст3сп, Ст3пс, ширина 1200-3000 мм, толщина 9-12 мм: 0.01 тШвеллеры стальные горячекатаные, марки стали Ст3пс, Ст3сп, № 40У, № 40П: 0.47 т

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: