Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-136-03 является важным инструментом для точного определения ресурсных затрат при выполнении специфических строительных работ в морских условиях. Эта норма входит в состав Сборника ГЭСН-2001 "Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов" (Часть 5) и относится к группе работ по погружению стальных свай-оболочек и трубошпунта. ,
Основное назначение нормы ГЭСН 05-01-136-03 — учет затрат на монтаж и демонтаж крана на гусеничном ходу грузоподъемностью 300 т на подкрановых конструкциях в морских условиях. , Единицей измерения для данной нормы является "шт" (один кран), что позволяет сметчикам легко привязывать ее к проектным объемам работ. ,
Правильное применение этой нормы критически важно для формирования достоверной сметной документации, особенно для крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство портов, мостов, морских платформ и других гидротехнических сооружений, где требуется использование тяжелой подъемной техники. Она позволяет учесть все необходимые ресурсы, от трудозатрат до машино-часов специализированного оборудования, обеспечивая прозрачность и точность расчетов.
Техническая информация
Норма ГЭСН 05-01-136-03 детально описывает комплекс работ, необходимых для установки и последующего демонтажа тяжелого гусеничного крана в условиях морского строительства. Понимание состава работ и требуемых ресурсов является основой для корректного сметного расчета.
Состав работ по норме
В состав работ, учтенных нормой 05-01-136-03, входят следующие основные операции: ,
- Транспортировка оборудования на место монтажа. Этот этап включает в себя все логистические операции по доставке крупногабаритного и тяжелого кранового оборудования, а также вспомогательных механизмов и материалов, к месту проведения работ в морской акватории. Это может подразумевать использование специализированных судов, барж и буксиров, а также организацию перегрузочных операций на причале.
- Монтаж и демонтаж крана. Данная операция охватывает полный цикл сборки гусеничного крана на подкрановых конструкциях, включая установку стрелы, противовесов, гусеничного хода и всех необходимых узлов. Демонтаж производится в обратном порядке по завершении работ или при необходимости перебазировки крана. Учитывается сложность работ в морских условиях, включая потенциальное влияние волнения и ветра.
- Испытание крана. После монтажа кран должен пройти обязательные испытания на работоспособность и соответствие заявленным характеристикам, включая статические и динамические испытания. Это гарантирует безопасность дальнейшей эксплуатации оборудования и его готовность к выполнению подъемных операций.
Материалы и ресурсы
ГЭСН 05-01-136-03, как и все элементные сметные нормы, не содержит прямых стоимостных показателей, но определяет потребность в ресурсах. Для выполнения работ по данной норме предусмотрены следующие основные ресурсы: ,
Трудозатраты рабочих-строителей:
Средний разряд работы: 3,9
Затраты труда: 185,35 чел.-ч Это указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала, способного выполнять сложные монтажные и демонтажные работы с тяжелым оборудованием в специфических морских условиях.
Машины и оборудование:
Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 220 т: 41,94 маш.-ч. Эти краны, вероятно, используются для вспомогательных операций, таких как подача элементов 300-тонного крана, монтаж подкрановых конструкций или другие вспомогательные подъемные работы.
Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 300 т: 2,25 маш.-ч. Это основной кран, монтаж и демонтаж которого учтен данной нормой. Время эксплуатации отражает период, необходимый для его сборки, разборки и испытаний.
Краны плавучие при работе на открытом рейде, самоходные, 100 т: 64,32 маш.-ч. Наличие плавучего крана в составе ресурсов подчеркивает специфику морских условий выполнения работ. Он используется для перемещения крупногабаритных элементов, поддержки монтажных операций на воде и других задач, требующих плавучей платформы.
Требования к квалификации
Выполнение работ, предусмотренных ГЭСН 05-01-136-03, требует высокой квалификации персонала. Рабочие должны обладать опытом работы с тяжелым подъемным оборудованием, знанием технологий монтажа и демонтажа кранов, а также специфики проведения работ в морских условиях. Особое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности при работе на высоте, вблизи воды и с крупногабаритными грузами.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 05-01-136-03 является залогом точности сметных расчетов для морских строительных проектов. Сметчикам необходимо четко понимать алгоритм использования нормы, ее особенности и ограничения.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определение объема работ: Первым шагом является определение количества гусеничных кранов грузоподъемностью 300 т, которые подлежат монтажу и демонтажу на подкрановых конструкциях в морских условиях в рамках проекта. Единица измерения нормы — "шт.", поэтому объем работ будет выражаться в количестве таких кранов.
- Применение нормы: Для каждой единицы (шт.) крана применяются ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 05-01-136-03. Это включает в себя трудозатраты рабочих и машино-часы всех задействованных механизмов.
- Учет ресурсных показателей: Полученные данные по трудозатратам и машино-часам переносятся в локальную ресурсную ведомость или сметный расчет. Важно помнить, что ГЭСНы содержат только нормы расхода ресурсов, а не их стоимость. ,
- Индексация: Для перевода ресурсных показателей в текущие цены необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или региональными органами ценообразования. ,
Примеры использования
- Начало крупного морского строительного проекта: При строительстве морского порта, эстакады или платформы, где требуется погружение большого количества свай-оболочек, сначала необходимо смонтировать тяжелый гусеничный кран. Норма 05-01-136-03 будет применена для учета затрат на его установку.
- Завершение проекта или перебазировка оборудования: По окончании работ или при необходимости перемещения крана на другую строительную площадку, данная норма используется для расчета затрат на его демонтаж.
- Проекты с поэтапным выполнением работ: Если проект предусматривает несколько этапов, на каждом из которых требуется монтаж и демонтаж крана, норма применяется соответствующее количество раз.
Особенности и ограничения
- Морские условия: Норма четко указывает на применение в морских условиях. Это означает, что она учитывает специфику работ на воде, включая использование плавучих средств и повышенные требования к безопасности и организации работ. Применение данной нормы для наземных работ будет некорректным.
- Грузоподъемность крана: Норма строго привязана к гусеничным кранам грузоподъемностью 300 т. Использование ее для кранов иной грузоподъемности (например, 250 т или 400 т) без соответствующих корректировок или обоснований недопустимо. В таких случаях следует искать более подходящие нормы или разрабатывать индивидуальные.
- Подкрановые конструкции: Работы по монтажу и демонтажу крана выполняются "на подкрановых конструкциях". Это означает, что сама установка или демонтаж этих конструкций не входит в данную норму и должна быть учтена отдельно. Для этих целей может быть использована ГЭСН 05-01-136-04 "Монтаж и демонтаж подкрановых конструкций для крана на гусеничном ходу грузоподъемностью 300 т в морских условиях". ,
- Пионерный способ: Хотя в названии таблицы 05-01-136 упоминается "пионерный способ" погружения свай, сама норма 05-01-136-03 описывает лишь монтаж/демонтаж крана, который может использоваться для различных методов погружения свай. Важно не путать назначение нормы для крана с технологией погружения свай.
Полезная информация
Для эффективного применения ГЭСН 05-01-136-03 сметчикам следует учитывать ряд практических аспектов, избегать распространенных ошибок и знать о связанных нормах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное применение грузоподъемности: Одна из частых ошибок — использование данной нормы для кранов с грузоподъемностью, отличной от 300 т. Всегда проверяйте проектную документацию на соответствие характеристик крана. Если кран другой грузоподъемности, необходимо искать аналогичную норму или разрабатывать индивидуальную расценку.
- Игнорирование морских условий: Норма четко указывает на "морские условия". Применение ее для работ на суше или в речных условиях является некорректным, так как не учитывает специфику и дополнительные затраты, связанные с морской логистикой и безопасностью. Для речных условий существуют отдельные нормы, например, в таблицах, посвященных погружению свай в речных условиях. ,
- Путаница с монтажом подкрановых конструкций: Норма 05-01-136-03 учитывает монтаж/демонтаж самого крана на подкрановых конструкциях, но не их установку или демонтаж. Это частая ошибка, приводящая к недоучету затрат. Работы с подкрановыми конструкциями должны быть учтены по ГЭСН 05-01-136-04 или ГЭСН 05-01-136-05.
- Неверное определение единицы измерения: Единица измерения "шт" относится к одному комплексу монтажа/демонтажа крана. Не следует путать ее с тоннами конструкций или другими единицами, которые могут быть применимы к другим нормам в этой же таблице.
- Использование устаревших данных: ГЭСНы периодически обновляются. Важно использовать актуальную редакцию сборника (например, ГЭСН-2001 в редакции 2014 года с дополнениями или ФСНБ-2020), а также применять актуальные индексы пересчета в текущие цены. ,
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед применением нормы тщательно изучите проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) для понимания всех нюансов монтажа и демонтажа крана, включая используемое оборудование, последовательность операций и условия выполнения работ.
- Комплексный подход: Рассматривайте ГЭСН 05-01-136-03 не изолированно, а в комплексе с другими нормами, особенно из той же таблицы 05-01-136, которые охватывают основные работы по погружению свай и работе с подкрановыми конструкциями. Это позволит избежать пропусков и дублирования затрат.
- Учет логистики: В морских условиях логистика играет ключевую роль. Убедитесь, что все затраты на транспортировку, перегрузку и обеспечение безопасности в акватории учтены, даже если они не входят напрямую в данную норму, но являются сопутствующими.
- Консультации со специалистами: При возникновении сомнений или при работе с нестандартными условиями не стесняйтесь обращаться за консультациями к инженерам-технологам, специалистам по морскому строительству или опытным сметчикам.
Связанные нормы
Норма ГЭСН 05-01-136-03 является частью более широкой группы норм, связанных с морским свайным строительством. Для полного и корректного сметного расчета могут потребоваться следующие смежные нормы: ,
- ГЭСН 05-01-136-01: "Погружение стальных свай-оболочек диаметром 1020 мм длиной до 70 м вибропогружателем с допогружением гидромолотом в морских условиях". Эта норма описывает непосредственно процесс погружения свай, для которого и монтируется кран.
- ГЭСН 05-01-136-02: "Погружение стального трубошпунта диаметром 1220 мм длиной до 70 м вибропогружателем с допогружением гидромолотом в морских условиях". Аналогично предыдущей, эта норма касается погружения трубошпунта.
- ГЭСН 05-01-136-04: "Монтаж и демонтаж подкрановых конструкций для крана на гусеничном ходу грузоподъемностью 300 т в морских условиях". Эта норма напрямую связана с 05-01-136-03, так как кран монтируется на этих конструкциях. ,
- ГЭСН 05-01-136-05: "Перестановка подкрановых конструкций для крана на гусеничном ходу грузоподъемностью 300 т в морских условиях". При необходимости перемещения крана в пределах объекта, эта норма учитывает затраты на перестановку его опорных конструкций. ,
Контрольные моменты
- Документальное подтверждение: Все работы, учтенные по данной норме, должны быть подтверждены соответствующей исполнительной документацией: актами о монтаже/демонтаже, журналами работ, протоколами испытаний крана.
- Соответствие проекту: Убедитесь, что тип и грузоподъемность крана, а также условия его монтажа/демонтажа полностью соответствуют проектным решениям.
- Безопасность: Особое внимание уделяйте соблюдению требований охраны труда и промышленной безопасности при выполнении работ с тяжелым оборудованием в морских условиях. Это не только требование, но и фактор, влияющий на эффективность и сроки выполнения работ.
Применение ГЭСН 05-01-136-03 требует внимательности и глубокого понимания специфики морского строительства. Использование данной статьи в качестве руководства поможет сметчикам избежать ошибок и обеспечить точность сметных расчетов.
Ключевые моменты
-
Норма 05-01-136-03 применяется для монтажа и демонтажа гусеничных кранов грузоподъемностью 300 т.
-
Работы выполняются исключительно в морских условиях на подкрановых конструкциях.
-
Состав работ включает транспортировку оборудования, непосредственно монтаж/демонтаж крана и его испытания.
-
В норме учтены трудозатраты рабочих (185.35 чел.-ч при разряде 3.9) и машино-часы специализированной техники (гусеничные краны 220 т и 300 т, плавучие краны 100 т).
-
Является вспомогательной нормой в таблице, посвященной погружению стальных свай-оболочек и трубошпунта в морских условиях.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-136-03?
Когда применяется ГЭСН 05-01-136-03?
ГЭСН 05-01-136-03 применяется для определения ресурсных затрат на монтаж и демонтаж гусеничных кранов грузоподъемностью 300 т, устанавливаемых на подкрановых конструкциях в морских условиях. Это актуально для начала и завершения крупных морских строительных проектов, требующих использования тяжелой подъемной техники.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
ГЭСН 05-01-136-03, как элементная сметная норма, не учитывает прямые материальные ресурсы в виде строительных материалов. Она определяет потребность в трудовых ресурсах (рабочих) и машино-часах эксплуатации строительных машин и механизмов. Материалы, необходимые для монтажа/демонтажа (например, крепеж, сварочные материалы), обычно учитываются в составе других норм или по проектным данным.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Нормой ГЭСН 05-01-136-03 предусмотрены трудозатраты рабочих-строителей в размере 185,35 чел.-ч при среднем разряде работы 3,9. ,
4 Какие типы кранов учтены в норме 05-01-136-03?
Какие типы кранов учтены в норме 05-01-136-03?
В норме учтены машино-часы эксплуатации следующих кранов: краны на гусеничном ходу грузоподъемностью 220 т (41,94 маш.-ч), краны на гусеничном ходу грузоподъемностью 300 т (2,25 маш.-ч) и плавучие самоходные краны при работе на открытом рейде грузоподъемностью 100 т (64,32 маш.-ч). ,
5 В чем отличие ГЭСН 05-01-136-03 от 05-01-136-04?
В чем отличие ГЭСН 05-01-136-03 от 05-01-136-04?
ГЭСН 05-01-136-03 учитывает монтаж и демонтаж самого гусеничного крана грузоподъемностью 300 т. В то время как ГЭСН 05-01-136-04 "Монтаж и демонтаж подкрановых конструкций для крана на гусеничном ходу грузоподъемностью 300 т в морских условиях" учитывает работы по установке и демонтажу опорных конструкций, на которые устанавливается кран. Эти нормы часто применяются совместно. ,
Практические советы
Всегда сверяйтесь с проектной документацией для подтверждения типа и грузоподъемности крана, а также условий выполнения работ (морские или иные).
Применяйте ГЭСН 05-01-136-03 в комплексе с другими нормами таблицы 05-01-136, особенно с ГЭСН 05-01-136-04 и ГЭСН 05-01-136-05, для полного охвата всех необходимых работ.
Учитывайте специфику морских работ, включая логистику транспортировки крупногабаритного оборудования и требования к безопасности.
Используйте только актуальные редакции ГЭСН и индексы пересчета для формирования достоверной сметной стоимости.
Частые ошибки
Применение нормы для кранов другой грузоподъемности (не 300 т) без соответствующего обоснования или корректировки.
Использование нормы для работ, выполняемых не в морских условиях (например, на суше или в речных условиях).
Неучет или неправильный учет работ по монтажу/демонтажу подкрановых конструкций, которые не входят в данную норму.
Ошибочное определение единицы измерения (путаница "шт" крана с тоннами конструкций или другими показателями).
Игнорирование необходимости применения актуальных индексов пересчета для перевода ресурсных показателей в текущие цены.