{
 "title": "ГЭСН 06-03-013-02: Устройство деформационных швов под автотранспорт",
 "metaTitle": "ГЭСН 06-03-013-02: Применение и расчет закладных деформационных швов",
 "metaDescription": "Подробное руководство по ГЭСН 06-03-013-02 для сметчиков. Узнайте о составе работ, материалах, трудозатратах и особенностях применения нормы для деформационных швов под автотранспорт до 3 МПа.",
 "slug": "gesn-06-03-013-02",
 "excerpt": "ГЭСН 06-03-013-02 регламентирует устройство закладной системы деформационных швов из профильных конструкций, предназначенных для эксплуатации под нагрузкой от автотранспорта до 3 МПа. Эта норма является ключевой для сметчиков, работающих с проектами дорог, мостов, паркингов и промышленных полов, где необходимо обеспечить компенсацию температурных и осадочных деформаций. В статье подробно рассмотрен состав работ, необходимые материалы и ресурсы, а также трудозатраты, учтенные данной нормой. Мы дадим практические рекомендации по применению, расскажем о типичных ошибках и способах их предотвращения, а также укажем на связанные нормативные документы. Цель статьи – предоставить сметчикам исчерпывающую информацию для точного и корректного расчета сметной стоимости работ по устройству деформационных швов.",
 "content": "## Введение\n\nГосударственная элементная сметная норма (ГЭСН) 06-03-013-02 является одним из ключевых нормативов в строительстве, регулирующим процесс устройства закладной системы деформационных швов из профильных конструкций. Эта норма специально разработана для объектов, подвергающихся значительным эксплуатационным нагрузкам, в частности, от автотранспорта, с давлением до 3 МПа. \n\nДеформационные швы – это неотъемлемые элементы любых крупногабаритных строительных конструкций, таких как мосты, дорожные покрытия, промышленные полы, многоуровневые паркинги и другие сооружения, где необходимо компенсировать температурные расширения и сжатия, усадку бетона, осадки грунта и сейсмические воздействия. Правильное устройство таких швов критически важно для долговечности, безопасности и эксплуатационной надежности объекта, предотвращая образование трещин и разрушение конструкций. \n\nНорма 06-03-013-02 учитывает комплекс работ, необходимых для монтажа закладных деформационных швов, которые устанавливаются до финишного покрытия, интегрируясь непосредственно в конструкцию. Это отличает их от накладных швов, монтируемых поверх отделки. Понимание данной нормы позволяет сметчикам точно определить потребность в ресурсах и корректно рассчитать прямые затраты на выполнение этих специализированных работ.\n\n## Техническая информация\n\n### Состав работ по норме\n\nГЭСН 06-03-013-02 включает в себя полный перечень технологических операций, необходимых для устройства закладной системы деформационных швов. Согласно официальному описанию, состав работ следующий: \n\n1. **Сборка конструкции деформационного шва.** Этот этап включает подготовку и соединение отдельных элементов профильной конструкции шва, которые могут поставляться как в полностью собранном, так и в частично собранном виде, требующем укрупнительной сборки на месте.
2. **Устройство выравнивающей подготовки из пескобетона.** Перед установкой основной конструкции шва создается ровное и прочное основание из пескобетона, что обеспечивает правильное положение и надежное сцепление закладной системы с основной конструкцией.
3. **Установка конструкции деформационного шва с выверкой по горизонтали.** На этом этапе собранная конструкция шва монтируется в проектное положение с точной горизонтальной выверкой, что критически важно для равномерного распределения нагрузок и корректной работы шва.
4. **Сверление отверстий в бетоне.** Для крепления закладной системы к несущей конструкции производится сверление отверстий в бетоне.
5. **Стыковка резиновых профилей.** Резиновые компенсаторы, являющиеся ключевым элементом деформационного шва, обеспечивающим его подвижность и герметичность, стыкуются и устанавливаются в предусмотренные пазы профильной конструкции.
6. **Крепление конструкций деформационного шва дюбель-гвоздями.** Финальный этап монтажа, обеспечивающий надежное и прочное крепление всей системы к основанию с использованием дюбель-гвоздей. \n\n### Материалы и ресурсы\n\nДля выполнения работ, учтенных нормой ГЭСН 06-03-013-02, предусмотрены следующие основные материалы и ресурсы:\n\n* **Рабочий 2 разряда:** 39.87 чел.-ч\n* **Рабочий 3 разряда:** 19.57 чел.-ч\n* **Рабочий 4 разряда:** 147.18 чел.-ч\n* **Автопогрузчики вилочные, грузоподъемность 1 т:** 0.11 маш.-ч\n* **Растворосмесители передвижные, объем барабана 250 л:** 0.55 маш.-ч\n* **Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т:** 0.68 маш.-ч\n* **Вода:** 0.18 м³\n* **Электроэнергия:** 49.28 кВт-ч\n* **Дюбель-гвозди стальные оцинкованные с насаженной шайбой, диаметр 4,5 мм, длина 30-60 мм:** 0.013 т\n* **Смеси сухие цементные (пескобетон), класс В15 (М200):** 2.04 т\n* **Клей цианакрилатный:** 0.006 кг\n\n### Трудозатраты и время выполнения\n\nОбщие трудозатраты рабочих, учтенные данной нормой, составляют 206.62 чел.-ч на 100 м деформационного шва. Распределение по разрядам следующее: 2 разряд – 39.87 чел.-ч, 3 разряд – 19.57 чел.-ч, 4 разряд – 147.18 чел.-ч. Средний разряд рабочих, исходя из данных трудозатрат, составляет приблизительно 3.5. \n\nОтдельно в норме указаны трудозатраты на «Металлоконструкции деформационного шва: 102 ч». Это, вероятно, относится к трудозатратам на предварительную сборку или подготовку самих профильных конструкций шва, которые могут быть выполнены как на производстве, так и на строительной площадке до их непосредственной установки. Это важный аспект, который необходимо учитывать при планировании работ и составлении сметы, поскольку он отражает трудоемкость подготовки ключевых элементов системы.\n\n### Требования к квалификации\n\nВысокая доля рабочих 4-го разряда (147.18 чел.-ч) в составе трудозатрат указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала для выполнения работ по устройству деформационных швов. Это обусловлено сложностью монтажа профильных конструкций, требующих точности выверки, правильной стыковки резиновых профилей и надежного крепления, что напрямую влияет на функциональность и долговечность шва. Рабочие должны обладать навыками работы с бетоном, металлоконструкциями, а также умением использовать специализированный инструмент и оборудование.\n\n## Практическое применение\n\n### Пошаговый алгоритм расчета\n\nПрименение ГЭСН 06-03-013-02 в сметной документации осуществляется на основе проектных данных о длине деформационных швов. Единица измерения нормы – 100 метров. Это означает, что для расчета необходимой потребности в ресурсах и трудозатратах на конкретный объем работ, общая длина швов в метрах делится на 100, а затем умножается на нормативные показатели.\n\n**Пример расчета:**\n\nПредположим, проект предусматривает устройство 350 метров деформационных швов, соответствующих характеристикам нормы 06-03-013-02.\n\n1. **Определение объема работ в единицах измерения нормы:**\n 350 м / 100 м = 3.5 единиц нормы.\n\n2. **Расчет трудозатрат:**\n * Рабочий 2 разряда: 39.87 чел.-ч/100 м * 3.5 = 139.545 чел.-ч\n * Рабочий 3 разряда: 19.57 чел.-ч/100 м * 3.5 = 68.495 чел.-ч\n * Рабочий 4 разряда: 147.18 чел.-ч/100 м * 3.5 = 515.13 чел.-ч\n * Трудозатраты на металлоконструкции: 102 ч/100 м * 3.5 = 357 ч\n\n3. **Расчет потребности в машинах и механизмах:**\n * Автопогрузчики вилочные: 0.11 маш.-ч/100 м * 3.5 = 0.385 маш.-ч\n * Растворосмесители передвижные: 0.55 маш.-ч/100 м * 3.5 = 1.925 маш.-ч\n * Автомобили бортовые: 0.68 маш.-ч/100 м * 3.5 = 2.38 маш.-ч\n\n4. **Расчет потребности в материалах:**\n * Вода: 0.18 м³/100 м * 3.5 = 0.63 м³\n * Электроэнергия: 49.28 кВт-ч/100 м * 3.5 = 172.48 кВт-ч\n * Дюбель-гвозди: 0.013 т/100 м * 3.5 = 0.0455 т\n * Смеси сухие цементные (пескобетон): 2.04 т/100 м * 3.5 = 7.14 т\n * Клей цианакрилатный: 0.006 кг/100 м * 3.5 = 0.021 кг\n\n### Особенности и ограничения\n\nГлавная особенность применения ГЭСН 06-03-013-02 заключается в ее целевом назначении – устройстве деформационных швов, способных выдерживать нагрузку от автотранспорта до 3 МПа. Это означает, что норма применима для объектов с интенсивным движением транспортных средств, таких как:\n\n* Автомобильные дороги и мосты. \n* Паркинги и гаражи.\n* Промышленные полы складов и производственных цехов.\n* Грузовые платформы и логистические центры. \n\nВажно учитывать, что данная норма не предназначена для деформационных швов, рассчитанных исключительно на пешеходные нагрузки или более высокие транспортные нагрузки. Для пешеходных нагрузок существует отдельная норма ГЭСН 06-03-013-01. Также необходимо принимать во внимание, что в норме учтены затраты на установку *закладной* системы, что подразумевает интеграцию шва в конструкцию до укладки финишного покрытия. \n\n## Полезная информация\n\n### Типичные ошибки и как их избежать\n\nПрименение нормы ГЭСН 06-03-013-02 и устройство деформационных швов в целом сопряжено с рядом потенциальных ошибок, которые могут привести к серьезным проблемам в эксплуатации сооружения. \n\n1. **Неправильный выбор нормы или типа шва.** Одна из наиболее распространенных ошибок – применение нормы для нагрузок, превышающих 3 МПа, или использование ее для пешеходных зон. Это может привести к быстрому разрушению шва и прилегающих конструкций. **Как избежать:** Всегда тщательно сверяйтесь с проектной документацией и техническими характеристиками деформационного шва. Если проект предусматривает более высокие нагрузки, необходимо использовать другие, более прочные системы и соответствующие им нормативы. \n2. **Недостаточная подготовка основания.** Выравнивающая подготовка из пескобетона является критически важным этапом. Некачественная подготовка, наличие пыли, грязи, влаги или неровностей приводит к плохому сцеплению и преждевременному выходу шва из строя. **Как избежать:** Строго соблюдайте технологию подготовки поверхности: очистка, сушка, при необходимости – грунтование. \n3. **Несоблюдение температурного режима при монтаже.** Температура окружающей среды и конструкции во время монтажа влияет на установочный зазор деформационного шва. Неправильный зазор может привести к избыточному сжатию или растяжению шва в процессе эксплуатации. **Как избежать:** Определяйте установочный зазор в соответствии с рекомендациями производителя конструкции шва или проектной документацией, учитывая температуру монтажа. \n4. **Неправильное крепление.** Недостаточное количество дюбель-гвоздей, их неправильный тип или некачественное сверление отверстий могут привести к расшатыванию и отрыву конструкции шва от основания. **Как избежать:** Используйте крепеж, рекомендованный производителем, и строго соблюдайте шаг крепления. \n5. **Игнорирование стыковки резиновых профилей.** Резиновые профили обеспечивают герметичность и подвижность шва. Неправильная стыковка или повреждение этих элементов нарушает функциональность шва. **Как избежать:** Уделяйте особое внимание качеству стыковки и целостности резиновых профилей. \n\n### Практические советы\n\n* **Детальное изучение проекта:** Перед началом работ и составлением сметы, тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся деформационных швов. Уточните тип, ширину, допустимые перемещения и требуемую нагрузочную способность швов. \n* **Выбор качественных материалов:** Используйте только сертифицированные профильные конструкции, пескобетон и крепежные элементы. Качество материалов напрямую влияет на долговечность и надежность деформационного шва. \n* **Контроль качества на каждом этапе:** Обеспечьте строгий контроль за выполнением всех операций, от подготовки основания до финального крепления. Особое внимание уделите выверке по горизонтали и качеству стыковки резиновых профилей. \n* **Учет условий эксплуатации:** Помните, что деформационные швы подвергаются не только механическим, но и температурно-влажностным воздействиям, а также воздействию агрессивных сред (например, реагентов на дорогах). Выбирайте материалы, устойчивые к этим факторам. \n* **Ремонтопригодность:** При выборе системы деформационного шва, особенно для объектов с высокой нагрузкой, рассмотрите варианты с возможностью замены компенсатора без демонтажа всего напольного покрытия. Это может значительно сократить затраты на будущий ремонт. \n\n### Связанные нормы\n\nПри работе с ГЭСН 06-03-013-02 сметчикам полезно знать о следующих связанных нормативных документах:\n\n* **ГЭСН 06-03-013-01:** Устройство закладной системы деформационных швов из профильных конструкций: под пешеходные нагрузки до 0,2 МПа. Это прямая альтернатива для объектов с меньшими нагрузками. \n* **Сборник ГЭСН-06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные»:** Данный сборник содержит общие указания по применению норм на монолитные бетонные и железобетонные конструкции, которые часто являются основанием для устройства деформационных швов. \n* **СП 20.13330 «Нагрузки и воздействия»:** Определяет расчетные нагрузки, включая нагрузки от автотранспорта, что является основой для выбора типа деформационного шва. \n* **Рекомендации по устройству конструкций деформационных швов мостовых сооружений на автомобильных дорогах:** Хотя это не ГЭСН, подобные документы содержат важные технологические требования и рекомендации по выбору и монтажу деформационных швов, которые могут быть полезны для понимания контекста применения нормы. \n\n### Контрольные моменты\n\nДля обеспечения высокого качества работ и соответствия проектным требованиям, необходимо контролировать следующие аспекты:\n\n* **Качество материалов:** Проверка сертификатов на профильные конструкции, пескобетон, дюбель-гвозди и клей. \n* **Геометрические параметры:** Точность соблюдения проектных размеров шва, горизонтальность установки, правильность установочного зазора. \n* **Надежность крепления:** Визуальный контроль и выборочная проверка качества крепления дюбель-гвоздями. \n* **Целостность резиновых профилей:** Отсутствие повреждений, правильность стыковки и герметичность. \n* **Соответствие технологии:** Соблюдение последовательности и требований к выполнению каждого этапа работ, указанных в составе нормы. \n\nТщательный контроль на всех этапах выполнения работ по устройству деформационных швов является залогом их долговечности и надежной эксплуатации сооружения в целом.",
 "quickInfo": {
 "unit": "100 м",
 "category": "06-03-013",
 "type": "GESN",
 "laborHours": "206.62 чел.-ч (средний разряд 3.5), дополнительно 102 ч на металлоконструкции",
 "mainPurpose": "Устройство закладной системы деформационных швов из профильных конструкций: → под нагрузку от автотранспорта до 3 МПа"
 },
 "keyPoints": [
 "Норма 06-03-013-02 применяется для деформационных швов под автотранспортные нагрузки до 3 МПа.",
 "Включает сборку, выравнивание пескобетоном, установку, сверление, стыковку резиновых профилей и крепление дюбель-гвоздями.",
 "Общие трудозатраты составляют 206.62 чел.-ч на 100 м, с преобладанием рабочих 4-го разряда.",
 "Дополнительно учтены 102 ч трудозатрат на металлоконструкции деформационного шва.",
 "Ключевое отличие от ГЭСН 06-03-013-01 – допустимая нагрузка."
 ],
 "faqs": [
 {
 "question": "Когда применяется ГЭСН 06-03-013-02?",
 "answer": "ГЭСН 06-03-013-02 применяется для устройства закладных деформационных швов из профильных конструкций на объектах, где предполагается нагрузка от автотранспорта до 3 МПа. Это могут быть автомобильные дороги, мосты, паркинги, промышленные полы и другие сооружения с аналогичными эксплуатационными условиями. "
 },
 {
 "question": "Какие материалы учтены в норме?",
 "answer": "В норме учтены следующие основные материалы: дюбель-гвозди стальные оцинкованные с насаженной шайбой (диаметр 4,5 мм, длина 30-60 мм), сухие цементные смеси (пескобетон) класса В15 (М200) для выравнивающей подготовки, а также цианакрилатный клей. Кроме того, подразумевается наличие самих профильных конструкций деформационного шва и резиновых профилей, которые являются ключевыми компонентами системы. "
 },
 {
 "question": "Какие трудозатраты предусмотрены?",
 "answer": "Норма предусматривает общие трудозатраты рабочих в размере 206.62 чел.-ч на 100 метров деформационного шва. Это включает 39.87 чел.-ч для рабочих 2 разряда, 19.57 чел.-ч для рабочих 3 разряда и 147.18 чел.-ч для рабочих 4 разряда. Дополнительно учтены 102 ч трудозатрат на металлоконструкции деформационного шва, что, вероятно, относится к их предварительной сборке или подготовке. "
 },
 {
 "question": "В чем отличие ГЭСН 06-03-013-02 от 06-03-013-01?",
 "answer": "Основное отличие между ГЭСН 06-03-013-02 и ГЭСН 06-03-013-01 заключается в допустимой эксплуатационной нагрузке. Норма 06-03-013-02 предназначена для швов под нагрузку от автотранспорта до 3 МПа, тогда как 06-03-013-01 применяется для швов под пешеходные нагрузки до 0,2 МПа. Состав работ и используемые материалы также могут незначительно отличаться в зависимости от требуемой прочности и конструкции шва."
 }
 ],
 "commonMistakes": [
 "Неправильный выбор нормы: применение 06-03-013-02 для нагрузок, превышающих 3 МПа, или для пешеходных зон, что приводит к преждевременному разрушению шва. ",
 "Недостаточная или некачественная подготовка выравнивающего слоя из пескобетона, что ведет к плохому сцеплению и деформациям. ",
 "Игнорирование температурных условий при монтаже, что может вызвать избыточные напряжения в шве при эксплуатации. ",
 "Неправильный подбор или недостаточное количество крепежных элементов (дюбель-гвоздей), приводящее к расшатыванию конструкции. ",
 "Повреждение или некорректная стыковка резиновых профилей, нарушающая герметичность и компенсационные свойства шва. "
 ],
 "practicalTips": [
 "Всегда сверяйтесь с проектной документацией для точного определения типа, ширины и требуемой нагрузочной способности деформационного шва.",
 "Обеспечьте тщательную подготовку основания: очистку, сушку и выравнивание пескобетоном для максимального сцепления.",
 "Учитывайте температуру окружающей среды при монтаже и корректируйте установочный зазор в соответствии с рекомендациями производителя. ",
 "Используйте только сертифицированные материалы и профильные конструкции, соответствующие заявленным нагрузкам и условиям эксплуатации. ",
 "Проводите строгий контроль качества на каждом этапе работ, включая выверку по горизонтали и надежность крепления. "
 ],
 "relatedNorms": [
 {
 "code": "06-03-013-01",
 "name": "Устройство закладной системы деформационных швов из профильных конструкций: → под пешеходные нагрузки до 0,2 МПа",
 "relationship": "Применяется вместо 06-03-013-02 для объектов с пешеходными нагрузками."
 },
 {
 "code": "ГЭСН-06",
 "name": "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные",
 "relationship": "Общий сборник, содержащий нормы на бетонные работы, которые могут предшествовать или сопутствовать устройству деформационных швов."
 }
 ],
 "internalLinks": [
 {
 "type": "norm",
 "code": "06-03-013-01",
 "anchorText": "ГЭСН 06-03-013-01",
 "context": "В разделе «Особенности и ограничения» и «Связанные нормы»"
 }
 ],
 "keywords": {
 "primary": ["ГЭСН 06-03-013-02", "норма 06-03-013-02", "смета 06-03-013-02", "деформационные швы под автотранспорт"],
 "secondary": ["расчет 06-03-013-02", "применение 06-03-013-02", "Устройство закладной системы деформационных швов из профильных конструкций: → под нагрузку от автотранспорта до 3 МПа", "закладные деформационные швы"],
 "longTail": ["как рассчитать 06-03-013-02", "состав работ 06-03-013-02", "ошибки применения 06-03-013-02", "нормы устройства деформационных швов", "деформационные швы для дорог"]
 },
 "technicalSpecs": {
 "unit": "100 м",
 "category": "06-03-013",
 "type": "GESN",
 "materials": [
 "Рабочий 2 разряда: 39.87 чел.-ч",
 "Рабочий 3 разряда: 19.57 чел.-ч",
 "Рабочий 4 разряда: 147.18 чел.-ч",
 "Автопогрузчики вилочные, грузоподъемность 1 т: 0.11 маш.-ч",
 "Растворосмесители передвижные, объем барабана 250 л: 0.55 маш.-ч",
 "Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.68 маш.-ч",
 "Вода: 0.18 м³",
 "Электроэнергия: 49.28 кВт-ч",
 "Дюбель-гвозди стальные оцинкованные с насаженной шайбой, диаметр 4,5 мм, длина 30-60 мм: 0.013 т",
 "Смеси сухие цементные (пескобетон), класс В15 (М200): 2.04 т",
 "Клей цианакрилатный: 0.006 кг",
 "Трудозатраты на металлоконструкции деформационного шва: 102 ч"
 ]
 },
 "tags": ["ГЭСН", "06-03-013", "GESN", "сметы", "строительство", "деформационные швы", "автотранспорт"],
 "readingTime": "12-15 минут",
 "difficulty": "Средний",
 "lastUpdated": "2025-07-27"
}