Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 06-17-005-01 "Демонтаж скользящей опалубки" является ключевым инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости работ по разборке специализированных опалубочных систем. Скользящая опалубка — это сложная инвентарная система, применяемая для возведения высотных монолитных конструкций с постоянным или переменным сечением, таких как башни, дымовые трубы, силосы, лифтовые шахты и другие вертикальные сооружения. ,
Назначение и область применения нормы: Данная норма предназначена для определения потребности в трудовых, материальных и машинных ресурсах, необходимых для выполнения работ по демонтажу скользящей опалубки после завершения бетонирования и набора бетоном достаточной прочности. , Она применяется в промышленном и гражданском строительстве при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
Основные характеристики:
- Код нормы: 06-17-005-01
- Наименование: Демонтаж скользящей опалубки
- Единица измерения: метр (м) — подразумевается 1 метр вертикального скольжения или длина демонтируемой конструкции. ,
- Категория: 06-17-005 (Таблица 06-17-005 "Демонтаж скользящей опалубки" в Сборнике ГЭСН-2022, Раздел 17 "Возведение монолитных стен в скользящей опалубке"). ,
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 06-17-005-01 включает в себя полный комплекс операций, связанных с демонтажем скользящей опалубки. Согласно официальному описанию, состав работ обозначен как "Демонтаж скользящей опалубки". , Однако, в контексте технологии возведения и демонтажа скользящей опалубки, это включает в себя следующие основные этапы и операции:
- Подготовительные работы: Оценка состояния бетона на предмет набора достаточной прочности для распалубливания.
- Демонтаж домкратных рам и домкратов: Аккуратное снятие гидравлических или механических домкратов, которые обеспечивали подъем опалубки в процессе бетонирования.
- Разборка рабочих площадок и подмостей: Демонтаж всех вспомогательных конструкций, используемых для доступа рабочих к опалубке и бетонируемой поверхности.
- Снятие элементов опалубки: Поэтапная разборка щитов опалубки, включая боковые щиты, а также элементов, формирующих внутренние и внешние поверхности конструкции.
- Демонтаж вспомогательного оборудования: Снятие приборов, электропроводок, шахтных лестниц или подъемников, которые были частью системы скользящей опалубки.
- Очистка и складирование: Очистка демонтированных элементов опалубки от остатков бетона, их сортировка и аккуратное складирование для дальнейшего использования или утилизации. ,
- Опускание элементов: Использование грузоподъемных механизмов (башенных кранов) для безопасного опускания демонтированных частей опалубки на землю. ,
Важно отметить, что норма не учитывает работы по утилизации отходов, образовавшихся в процессе демонтажа, а также восстановление поврежденных элементов опалубки. Эти затраты должны быть учтены дополнительно при необходимости.
Материалы и ресурсы
ГЭСН 06-17-005-01 учитывает следующие основные ресурсы, необходимые для выполнения работ по демонтажу скользящей опалубки:
- Трудозатраты рабочих-строителей: 20,94 чел.-ч на 1 метр демонтируемой опалубки. , Это основной показатель, отражающий объем ручного труда, необходимого для выполнения всех операций. Средний разряд работы, учтенный в норме, составляет 3,4. ,
- Трудозатраты машинистов: 0,24 чел.-ч на 1 метр демонтируемой опалубки. , Эти затраты справочно входят в стоимость эксплуатации машин и механизмов.
- Машины и механизмы: Краны башенные, грузоподъемность 8 т, в количестве 0,24 маш.-ч на 1 метр демонтируемой опалубки. , Башенный кран является ключевым механизмом для подъема и опускания крупногабаритных элементов скользящей опалубки, обеспечивая безопасность и эффективность работ. ,
Норма не предусматривает расход каких-либо материалов, поскольку демонтаж является процессом разборки, а не создания. Однако, в процессе работ могут потребоваться вспомогательные материалы (например, для очистки или мелкого ремонта), которые учитываются в составе накладных расходов или отдельными позициями, если их расход значителен.
Трудозатраты и время выполнения
Трудозатраты по норме 06-17-005-01 составляют 20,94 чел.-ч на 1 метр демонтируемой скользящей опалубки для рабочих-строителей со средним разрядом 3,4. , Это означает, что для демонтажа, например, 100 метров скользящей опалубки потребуется 2094 человеко-часа работы строителей. Трудозатраты машинистов составляют 0,24 чел.-ч на 1 метр. ,
Время выполнения работ напрямую зависит от объема демонтажа и организации труда. При планировании работ необходимо учитывать, что фактическая производительность может варьироваться в зависимости от сложности конструкции, погодных условий, высоты сооружения и квалификации бригады.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 3,4 указывает на то, что для выполнения демонтажа скользящей опалубки требуется бригада рабочих со средней квалификацией. Это подразумевает наличие как рабочих низших разрядов (для подсобных и простых операций), так и более квалифицированных специалистов (для выполнения сложных операций по разборке и управлению механизмами). Машинисты кранов должны иметь соответствующую квалификацию и допуски для работы с грузоподъемными механизмами.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для правильного применения нормы ГЭСН 06-17-005-01 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Из проектной документации или по результатам обмера определить общую длину (высоту) конструкции, с которой демонтируется скользящая опалубка. Единица измерения — метры (м).
- Применение нормы: Для каждого метра демонтируемой опалубки норма предусматривает определенный расход ресурсов. Например, для 1 метра:
- Трудозатраты рабочих: 20,94 чел.-ч.
- Время работы башенного крана: 0,24 маш.-ч.
- Расчет общих ресурсных показателей: Умножить объем работ (в метрах) на нормативные показатели расхода ресурсов.
- Пример: Если необходимо демонтировать 50 метров скользящей опалубки:
- Общие трудозатраты рабочих = 50 м * 20,94 чел.-ч/м = 1047 чел.-ч.
- Общее время работы башенного крана = 50 м * 0,24 маш.-ч/м = 12 маш.-ч.
- Перевод в стоимостные показатели: Полученные ресурсные показатели затем умножаются на текущие цены соответствующих ресурсов (стоимость человеко-часа рабочего, стоимость машино-часа крана) с учетом индексов пересчета в текущий уровень цен. ,
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (оплата труда рабочих, эксплуатация машин) добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями и нормативами.
Примеры использования
Пример 1: Демонтаж опалубки дымовой трубы высотой 80 м.
- Объем работ: 80 м.
- Трудозатраты рабочих: 80 м * 20,94 чел.-ч/м = 1675,2 чел.-ч.
- Время работы башенного крана: 80 м * 0,24 маш.-ч/м = 19,2 маш.-ч.
Эти данные затем используются для расчета стоимости в текущих ценах.
Пример 2: Демонтаж опалубки лифтовой шахты высотой 30 м.
- Объем работ: 30 м.
- Трудозатраты рабочих: 30 м * 20,94 чел.-ч/м = 628,2 чел.-ч.
- Время работы башенного крана: 30 м * 0,24 маш.-ч/м = 7,2 маш.-ч.
Особенности и ограничения
- Высота и сложность: Норма учитывает усредненные условия демонтажа. Для особо высоких сооружений или конструкций с повышенной сложностью (например, с изменяющимся сечением, большим количеством проемов) могут применяться повышающие коэффициенты, если это предусмотрено методическими указаниями.
- Условия производства работ: Наличие стесненных условий, работы в зимнее время, вблизи действующих коммуникаций или на опасных участках могут потребовать применения соответствующих коэффициентов, увеличивающих трудозатраты и время работы машин.
- Прочность бетона: Демонтаж опалубки допускается только после набора бетоном достаточной распалубочной прочности, которая обычно составляет 70-80% от проектной. Преждевременный демонтаж может привести к повреждению конструкции и дополнительным затратам.
- Сохранность опалубки: Норма предполагает аккуратный демонтаж, позволяющий сохранить элементы опалубки для многократного использования. , Затраты на ремонт или замену поврежденных элементов не входят в данную норму.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение объема работ: Ошибка в определении длины (высоты) демонтируемой опалубки приведет к некорректному расчету всех ресурсных показателей. Всегда сверяйте объемы с проектной документацией.
- Игнорирование текущих редакций норм: Сметно-нормативная база регулярно обновляется. Использование устаревших данных может привести к значительным отклонениям в смете. Всегда используйте актуальную редакцию ГЭСН (например, ГЭСН-2022). ,
- Неверное применение коэффициентов: Для демонтажных работ могут применяться различные коэффициенты (например, на стесненность, зимнее удорожание). Неправильное их применение или игнорирование может исказить сметную стоимость.
- Преждевременный демонтаж: Снятие опалубки до набора бетоном необходимой прочности чревато дефектами конструкции, что повлечет за собой дополнительные работы по исправлению и удорожание проекта.
- Неправильная утилизация отходов: Хотя норма не включает утилизацию, в смете необходимо предусмотреть затраты на вывоз и размещение строительного мусора, образующегося при демонтаже.
- Отсутствие учета амортизации опалубки: Хотя сама норма 06-17-005-01 не включает амортизацию, в общей смете проекта на опалубочные работы следует учитывать износ и амортизацию опалубочных систем, так как они являются многооборотными.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед составлением сметы тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся монолитных конструкций и опалубочных систем. Это поможет точно определить объем и условия демонтажа.
- Консультации с технологами: При возникновении вопросов по технологии демонтажа скользящей опалубки, особенно для нестандартных или сложных объектов, проконсультируйтесь с инженерами-технологами. Это поможет учесть все нюансы и избежать ошибок.
- Фото- и видеофиксация: Для подтверждения объемов и условий выполнения демонтажных работ рекомендуется вести фото- и видеофиксацию на всех этапах. Это может быть полезно при возникновении спорных вопросов.
- Планирование логистики: Учитывайте логистику вывоза демонтированных элементов опалубки и строительного мусора. Это влияет на общие затраты и сроки проекта.
- Использование специализированного ПО: Применение сметных программ значительно упрощает расчеты, минимизирует ошибки и позволяет оперативно вносить изменения в смету. ,
Связанные нормы
При работе со скользящей опалубкой, помимо демонтажа, сметчикам часто приходится сталкиваться с другими нормами, связанными с ее монтажом и бетонированием. К ним относятся:
- Монтаж скользящей опалубки: Норма, описывающая затраты на установку скользящей опалубки, которая является обратной операцией к демонтажу.
- Установка арматуры: Нормы на арматурные работы в конструкциях, возводимых в скользящей опалубке.
- Бетонирование конструкций стен: Нормы на укладку и уплотнение бетонной смеси в скользящей опалубке.
- Монтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий: Общие нормы на монтаж опалубки для стен, перекрытий и колонн, которые могут быть применимы для других типов опалубки. ,
- Монтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций подземной и цокольной частей зданий: Нормы для опалубочных работ в подземной части.
- Устройство бетонной подготовки: Нормы на устройство фундаментов и бетонной подготовки, которые часто предшествуют возведению высотных конструкций. ,
Контрольные моменты
- Соответствие проекту: Убедитесь, что объем демонтажных работ в смете точно соответствует проектным данным.
- Актуальность нормативов: Проверяйте, что используемые ГЭСН и индексы пересчета соответствуют действующим на момент составления сметы нормативным документам.
- Учет специфики объекта: Отразите в смете все особенности объекта (высота, стесненность, наличие коммуникаций), которые могут повлиять на трудозатраты и использование механизмов.
- Документальное подтверждение: Всегда имейте документальное подтверждение объемов работ и обоснование примененных коэффициентов.
- Безопасность работ: Помните, что демонтаж скользящей опалубки — это высокорисковый процесс. Хотя норма не включает затраты на безопасность, их необходимо учитывать в составе накладных расходов или отдельными позициями.
Правильное и точное применение ГЭСН 06-17-005-01 позволит сметчикам формировать достоверные сметы, избегать разногласий с заказчиками и подрядчиками, а также способствовать эффективному управлению строительными проектами.
Ключевые моменты
-
Норма 06-17-005-01 применяется для демонтажа скользящей опалубки высотных монолитных конструкций.
-
Единица измерения нормы – 1 метр демонтируемой опалубки.
-
В состав работ входит полный комплекс операций от снятия домкратов до складирования элементов.
-
Основные ресурсы: трудозатраты рабочих (20,94 чел.-ч/м) и время работы башенного крана (0,24 маш.-ч/м).
-
Правильное применение нормы требует учета объема работ, актуальных индексов и специфики объекта.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 06-17-005-01?
Когда применяется ГЭСН 06-17-005-01?
ГЭСН 06-17-005-01 применяется для расчета затрат на демонтаж скользящей опалубки после завершения бетонирования высотных монолитных конструкций (труб, башен, силосов) и набора бетоном достаточной распалубочной прочности, обычно 70-80% от проектной.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 06-17-005-01 не учтены материалы, так как демонтаж является процессом разборки. Учтены только трудовые ресурсы (рабочие и машинисты) и эксплуатация машин и механизмов (башенный кран). ,
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 20,94 чел.-ч трудозатрат рабочих-строителей со средним разрядом 3,4 на каждый метр демонтируемой скользящей опалубки. Также учтены 0,24 чел.-ч трудозатрат машинистов, входящие в стоимость эксплуатации машин. ,
4 Какие механизмы используются при демонтаже по этой норме?
Какие механизмы используются при демонтаже по этой норме?
Основным механизмом, учтенным в норме ГЭСН 06-17-005-01, является башенный кран грузоподъемностью 8 тонн, с расходом 0,24 маш.-ч на 1 метр демонтируемой опалубки. ,
5 Можно ли применять эту норму для демонтажа других видов опалубки?
Можно ли применять эту норму для демонтажа других видов опалубки?
Нет, ГЭСН 06-17-005-01 предназначена исключительно для демонтажа скользящей опалубки. Для демонтажа других видов опалубки (например, мелкощитовой, крупнощитовой, инвентарной) следует использовать соответствующие нормы из других разделов ГЭСН, например, из сборника 06, разделов, посвященных другим типам опалубки.
Практические советы
Всегда сверяйте объемы работ по демонтажу скользящей опалубки с проектной документацией для обеспечения точности расчетов.
Регулярно отслеживайте изменения в сметно-нормативной базе и методических указаниях Минстроя России для применения актуальных норм и коэффициентов.
При составлении сметы учитывайте все специфические условия объекта (высота, сложность, стесненность), которые могут повлиять на трудозатраты и использование механизмов, применяя соответствующие коэффициенты.
Включайте в смету затраты на вывоз и утилизацию строительного мусора, если они не учтены в других разделах проекта.
Используйте специализированное сметное программное обеспечение для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.
Частые ошибки
Неправильное определение или округление объема демонтируемой опалубки, что приводит к искажению сметной стоимости.
Использование устаревших редакций ГЭСН или индексов пересчета, не соответствующих текущим нормативным документам.
Игнорирование или некорректное применение повышающих/понижающих коэффициентов, предусмотренных для особых условий производства работ (например, стесненность, зимнее время).
Неучет затрат на утилизацию строительных отходов, образующихся в процессе демонтажа, так как эти затраты не входят в саму норму.
Преждевременный демонтаж опалубки до набора бетоном достаточной прочности, что может привести к повреждению конструкции и дополнительным расходам.
Неправильное хранение и очистка демонтированных элементов опалубки, сокращающие срок их службы и увеличивающие будущие затраты на замену.