Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 06-24-002-04 является важным инструментом для сметчиков, определяющим состав и объем ресурсов, необходимых для демонтажа опалубки монолитных железобетонных конструкций, а именно ленточных фундаментов с подколонниками. Эта норма включена в Сборник 06 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные", Раздел 24 "Возведение монолитных конструкций подземной и цокольной частей зданий с применением индустриальной опалубки". Она утверждена Приказом Минстроя РФ от 30.12.2021 № 1046/пр (ГЭСН-2022) и предназначена для определения потребности в материально-технических и трудовых ресурсах.
Единицей измерения для данной нормы является 100 м2 поверхности опалубки, соприкасающейся с бетоном. Правильное применение ГЭСН 06-24-002-04 позволяет точно рассчитать затраты на демонтажные работы, что критически важно для формирования достоверной сметной стоимости строительства.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 06-24-002-04 охватывает полный комплекс операций, связанных с демонтажем опалубки ленточных фундаментов с подколонниками. Состав работ включает следующие этапы:
- Снятие элементов крепления опалубки.
- Отделение укрупненных щитов опалубки от поверхности бетона.
- Разборка доборов (дополнительных элементов опалубки).
- Очистка щитов опалубки от остатков бетона.
- Укладка опалубки в пакеты для дальнейшего хранения или транспортировки.
- Подача деталей опалубки краном на место складирования.
- Погрузка опалубки в транспортное средство и перемещение на приобъектный склад.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, предусмотренных нормой 06-24-002-04, учтены следующие материальные и технические ресурсы:
Материалы:
Гвозди строительные: 0.001 т
Брус обрезной хвойных пород (ель, сосна), естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100 и более мм, толщина 100 и более мм, сорт I: 0.007 м3
Доска обрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250 мм, толщина 30-40 мм, сорт II: 0.096 м3
Фанера березовая облицованная пленкой с двух сторон, имеющая гладкую поверхность с обеих сторон, сорт III/III, толщина 21 мм: 0.127 м3
Опалубка инвентарная (амортизация): учтена как ресурс, без конкретного количественного показателя, поскольку ее стоимость учитывается через амортизационные отчисления.
Машины и механизмы:
Краны башенные, грузоподъемность 8 т: 5.05 маш.-ч
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.68 маш.-ч
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.73 маш.-ч
Трудозатраты и время выполнения
Норма 06-24-002-04 предусматривает следующие трудозатраты на 100 м2 демонтируемой опалубки:
- Затраты труда рабочих (строителей): 42.29 чел.-ч. Средний разряд работы составляет 3.3.
- Затраты труда машинистов: 6.46 чел.-ч.
Общие трудозатраты по норме составляют 48.75 чел.-ч на 100 м2 демонтируемой опалубки.
Требования к квалификации
Для выполнения работ по демонтажу опалубки, согласно норме, требуется средний разряд рабочих 3.3. Это подразумевает наличие у персонала необходимых навыков и опыта для аккуратного и безопасного выполнения всех операций, включая работу с подъемными механизмами и очистку элементов опалубки.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Расчет стоимости демонтажа опалубки по ГЭСН 06-24-002-04 осуществляется на основе площади поверхности опалубки, соприкасающейся с бетоном, измеряемой в 100 м2. Алгоритм следующий:
- Определение объема работ: Измерьте общую площадь опалубки ленточных фундаментов с подколонниками, подлежащей демонтажу. Результат выразите в сотнях квадратных метров (100 м2).
- Проверка готовности бетона: Демонтаж опалубки должен производиться только после того, как бетон наберет достаточную прочность. Согласно СНиП, это обычно 50-80% от проектной прочности. Преждевременное снятие опалубки может привести к повреждению конструкции.
- Применение нормы: Умножьте количество 100 м2 на нормативные показатели трудозатрат, машино-часов и расхода материалов, указанные в ГЭСН 06-24-002-04.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (определенным на предыдущем шаге) применяются нормативы накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП). Для монолитных бетонных и железобетонных конструкций используются нормативы, обоснованные приказами Минстроя РФ, например, Пр/812-006.1 для НР (108%) и Пр/774-006.1 для СП (55%).
Примеры использования
Норма 06-24-002-04 применяется при строительстве различных объектов, где используются монолитные железобетонные ленточные фундаменты с подколонниками. Это могут быть:
- Жилые здания (многоквартирные и частные дома).
- Промышленные сооружения.
- Общественные здания.
- Любые другие объекты, где требуется возведение фундаментов данного типа с последующим демонтажем опалубки.
Особенности и ограничения
- Сроки демонтажа: Важно соблюдать технологические сроки демонтажа опалубки. Они зависят от множества факторов, включая температуру воздуха, влажность, тип и марку бетона, а также объем загрузки конструкции. Затягивание с демонтажем может затруднить процесс из-за усиления адгезии бетона к опалубке, а слишком раннее снятие — повредить неокрепший бетон.
- Подготовка опалубки: Для облегчения демонтажа рекомендуется использовать специальные смазки, наносимые на внутреннюю поверхность щитов опалубки перед заливкой бетона.
- Аккуратность выполнения: Процесс демонтажа требует аккуратности, особенно при отделении щитов от поверхности бетона и работе с углами, которые являются наиболее хрупкими частями конструкции.
- Контроль качества: После демонтажа необходимо тщательно проверить поверхность фундамента на наличие дефектов (выбоин, трещин, сколов) и при необходимости устранить их.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Преждевременный демонтаж: Одна из наиболее распространенных ошибок — снятие опалубки до того, как бетон наберет достаточную прочность. Это может привести к деформации или разрушению конструкции. Как избежать: Строго контролировать сроки твердения бетона и проверять его прочность перед началом демонтажных работ.
- Отсутствие смазки: Неиспользование разделительных смазок перед заливкой бетона значительно усложняет демонтаж и может привести к повреждению как опалубки, так и поверхности бетона. Как избежать: Всегда наносить специальную смазку на внутренние поверхности опалубки.
- Неаккуратное обращение: Применение чрезмерных усилий или неправильных инструментов (например, электрических инструментов, которые могут повредить опалубку или бетон) может привести к повреждению элементов опалубки и поверхности фундамента. Как избежать: Выполнять работы аккуратно, соблюдая технологию, начиная со снятия креплений и отделения щитов.
Практические советы
- Планирование: Заранее планируйте сроки демонтажа, учитывая погодные условия и марку бетона.
- Инструменты: Используйте подходящие ручные инструменты для снятия креплений и отделения щитов. Избегайте ударных нагрузок на бетон.
- Повторное использование: Аккуратная очистка и укладка опалубки в пакеты после демонтажа продлевает срок ее службы и позволяет использовать ее повторно, что снижает общие затраты на строительство.
- Безопасность: Соблюдайте правила техники безопасности при работе с подъемными механизмами и при перемещении элементов опалубки.
Связанные нормы
Норма ГЭСН 06-24-002-04 тесно связана с другими нормами Сборника 06, Раздела 24, которые описывают полный цикл работ по возведению монолитных конструкций подземной и цокольной частей зданий с применением индустриальной опалубки:
- Монтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций подземной и цокольной частей зданий (например, для фундаментных плит или для столбчатых фундаментов с подколонниками).
- Установка арматурных изделий монолитных железобетонных конструкций подземной и цокольной частей зданий (например, для фундаментов).
- Бетонирование монолитных железобетонных конструкций подземной и цокольной частей зданий.
Также существуют другие нормы для демонтажа опалубки различных конструкций, например: Демонтаж опалубки фундаментных плит , Демонтаж опалубки стен , Демонтаж опалубки перекрытий надземной части зданий .
Контрольные моменты
- Визуальный осмотр: После демонтажа опалубки обязательно проведите визуальный осмотр поверхности бетона на предмет дефектов.
- Соответствие проекту: Убедитесь, что геометрия фундамента соответствует проектным размерам и допускам.
- Утилизация/Складирование: Организуйте правильное складирование или утилизацию элементов опалубки в соответствии с требованиями проекта производства работ и экологическими нормами.
Соблюдение всех рекомендаций и требований, изложенных в ГЭСН 06-24-002-04 и сопутствующих нормативных документах, позволит сметчикам точно и эффективно учитывать затраты на демонтаж опалубки, а строителям — выполнять работы качественно и безопасно.
Ключевые моменты
-
Норма 06-24-002-04 применяется для демонтажа опалубки ленточных фундаментов с подколонниками.
-
Единица измерения — 100 м2 поверхности опалубки, соприкасающейся с бетоном.
-
Состав работ включает снятие креплений, отделение щитов, очистку, укладку в пакеты, подачу краном и погрузку.
-
Трудозатраты составляют 42.29 чел.-ч для рабочих (средний разряд 3.3) и 6.46 чел.-ч для машинистов.
-
Демонтаж опалубки производится только после набора бетоном достаточной прочности (50-80% от проектной).
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 06-24-002-04?
Когда применяется ГЭСН 06-24-002-04?
ГЭСН 06-24-002-04 применяется для определения затрат на демонтаж опалубки монолитных железобетонных ленточных фундаментов с подколонниками. Это происходит после того, как бетон наберет необходимую прочность, обычно 50-80% от проектной.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены такие материалы, как строительные гвозди (0.001 т), брус обрезной хвойных пород (0.007 м3), доска обрезная хвойных пород (0.096 м3) и фанера березовая облицованная (0.127 м3). Также учтена амортизация инвентарной опалубки.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 42.29 чел.-ч затрат труда рабочих со средним разрядом 3.3 и 6.46 чел.-ч затрат труда машинистов на каждые 100 м2 демонтируемой опалубки.
4 Какие машины и механизмы используются по данной норме?
Какие машины и механизмы используются по данной норме?
Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование башенных кранов грузоподъемностью 8 т (5.05 маш.-ч), кранов на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (0.68 маш.-ч) и бортовых автомобилей грузоподъемностью до 5 т (0.73 маш.-ч).
Практические советы
Всегда проверяйте прочность бетона перед началом демонтажных работ, чтобы избежать повреждений.
Используйте специальные смазки для опалубки перед заливкой бетона для облегчения последующего демонтажа.
Выполняйте демонтаж аккуратно, начиная со снятия креплений и отделения щитов, уделяя особое внимание углам.
Тщательно очищайте элементы опалубки после демонтажа для их повторного использования и продления срока службы.
Частые ошибки
Преждевременный демонтаж опалубки до набора бетоном достаточной прочности, что может привести к деформации конструкции.
Неиспользование разделительных смазок на опалубке, что усложняет демонтаж и может повредить бетонную поверхность.
Применение чрезмерных усилий или неподходящих инструментов, ведущее к повреждению опалубки или фундамента.