Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 06-25-002-02 "Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций: → колонн" является ключевым документом для сметчиков, определяющим ресурсные затраты на выполнение работ по разборке опалубочных систем после бетонирования монолитных железобетонных колонн. Эта норма входит в Сборник №6 ГЭСН "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные" и предназначена для определения потребности в трудовых, материальных и машинных ресурсах при составлении сметной документации ресурсным методом.
Основное назначение данной нормы – стандартизация процесса демонтажа опалубки колонн, обеспечивая единообразие в расчетах и прозрачность ценообразования. Единицей измерения для данной нормы является 100 м² демонтируемой поверхности опалубки. Это означает, что все ресурсные показатели в норме приведены на каждые 100 квадратных метров площади контакта опалубки с бетоном колонны.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 06-25-002-02 включает в себя полный комплекс операций, необходимых для безопасного и эффективного демонтажа опалубки колонн. Точное следование составу работ, предусмотренному нормой, гарантирует корректное применение ресурсных показателей. В состав работ входят следующие операции:
- Снятие крепления опалубки. Это начальный этап, включающий ослабление и удаление всех элементов, фиксирующих опалубочные щиты: стяжных винтов, гаек, замков, клиньев и других крепежных деталей. Важно выполнять эту операцию аккуратно, чтобы не повредить бетонную поверхность и элементы опалубки. ,
- Снятие подкосов. После ослабления основных креплений производится демонтаж подкосов, которые обеспечивали устойчивость опалубки в вертикальном положении. Это требует координации действий рабочих и соблюдения техники безопасности.
- Снятие креплений низа щитов. Удаление крепежных элементов, расположенных в нижней части опалубочных щитов, которые могли быть использованы для фиксации опалубки к основанию или ранее забетонированным конструкциям.
- Отделение укрупнительных элементов опалубки от бетонной поверхности. На этом этапе происходит аккуратное отделение крупных щитов и панелей опалубки от затвердевшего бетона. Применяются специальные приспособления, исключающие повреждение поверхности колонны. Не допускается использование электрических инструментов, чтобы избежать повреждений.
- Перестановка и разборка укрупненных элементов опалубки на промежуточной площадке. Крупные элементы опалубки, снятые с колонны, перемещаются на специально отведенную промежуточную площадку, где производится их частичная разборка на более мелкие, удобные для транспортировки и очистки части.
- Очистка щитов. После разборки элементы опалубки тщательно очищаются от остатков бетона, грязи и других загрязнений. Это критически важный этап для обеспечения долговечности опалубки и возможности ее многократного использования.
- Относка элементов опалубки к месту складирования и укладка их. Очищенные и разобранные элементы опалубки перемещаются к месту временного или постоянного складирования. Укладка производится таким образом, чтобы обеспечить сохранность элементов и удобство их последующего использования.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по демонтажу опалубки колонн по норме 06-25-002-02 предусмотрен следующий расход материалов и ресурсов на 100 м² демонтируемой поверхности:
- Рабочий 2 разряда: 19.73 чел.-ч
- Рабочий 3 разряда: 11.68 чел.-ч
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 11.92 маш.-ч
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.41 маш.-ч
- Гвозди строительные: 0.001 т
- Брус обрезной хвойных пород (ель, сосна), естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100 и более мм, толщина 100 и более мм, сорт I: 0.122 м³
- Фанера березовая облицованная пленкой с двух сторон, имеющая гладкую поверхность с обеих сторон, сорт I/I, толщина 21 мм: 0.007 м³
Материалы, такие как гвозди, брус и фанера, учитываются в норме, поскольку они могут потребоваться для мелкого ремонта опалубки, изготовления временных подкладок или других вспомогательных нужд в процессе демонтажа и подготовки к складированию.
Трудозатраты и время выполнения
Общие трудозатраты рабочих-строителей по норме 06-25-002-02 составляют 19.73 чел.-ч (2 разряд) + 11.68 чел.-ч (3 разряд) = 31.41 чел.-ч на 100 м² демонтируемой опалубки. Средний разряд рабочих, задействованных в процессе, можно рассчитать как взвешенное среднее: (19.73 * 2 + 11.68 * 3) / 31.41 ≈ 2.37. Это указывает на необходимость привлечения рабочих средней квалификации, способных выполнять как простые, так и более ответственные операции.
Важный аспект, который часто вызывает вопросы у сметчиков, – это строка "Опалубка инвентарная (амортизация): 0 ч" в разделе трудозатрат. Это означает, что данная норма не учитывает амортизационные отчисления по самой инвентарной опалубке в составе трудозатрат. Амортизация опалубки, как многооборотного средства труда, рассчитывается отдельно и включается в смету как прочие затраты или в составе стоимости материалов, исходя из ее нормативной оборачиваемости и стоимости. , Это позволяет корректно отразить износ опалубки, не смешивая его с прямыми затратами на демонтаж.
Машины и оборудование
Для выполнения работ по демонтажу опалубки колонн нормой предусмотрено использование следующей техники:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 11.92 маш.-ч. Эти краны используются для подъема и перемещения крупногабаритных элементов опалубки, особенно при демонтаже опалубки высоких колонн или в условиях ограниченного пространства.
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.41 маш.-ч. Бортовые автомобили применяются для транспортировки демонтированных и очищенных элементов опалубки к месту складирования или для вывоза мелких отходов.
Требования к квалификации
Привлечение рабочих 2-го и 3-го разрядов указывает на то, что для выполнения работ по демонтажу опалубки требуются специалисты, обладающие базовыми навыками в строительстве, умеющие работать с ручным инструментом, выполнять такелажные работы и соблюдать правила техники безопасности. Рабочие 3-го разряда могут выполнять более сложные операции, требующие точности и опыта, например, отделение щитов от бетона или разборку укрупненных элементов.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения нормы ГЭСН 06-25-002-02 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Измерьте общую площадь поверхности колонн, с которых будет демонтироваться опалубка. Площадь измеряется в квадратных метрах (м²). Например, если у вас 10 колонн размером 0.5x0.5 м и высотой 4 м, то площадь одной колонны будет (0.5+0.5+0.5+0.5) * 4 = 2 * 4 = 8 м². Общая площадь для 10 колонн составит 8 м² * 10 = 80 м².
- Приведение объема к единице измерения нормы: Поскольку норма приведена на 100 м², необходимо разделить полученный объем на 100. В нашем примере: 80 м² / 100 м²/ед. = 0.8 ед.
- Расчет ресурсных затрат: Умножьте полученное количество единиц на ресурсные показатели, указанные в норме для каждого вида ресурса (трудозатраты рабочих, машино-часы кранов и автомобилей, расход гвоздей, бруса, фанеры).
- Рабочий 2 разряда: 0.8 ед. * 19.73 чел.-ч/ед. = 15.784 чел.-ч
- Рабочий 3 разряда: 0.8 ед. * 11.68 чел.-ч/ед. = 9.344 чел.-ч
- Краны на автомобильном ходу: 0.8 ед. * 11.92 маш.-ч/ед. = 9.536 маш.-ч
- И так далее для всех ресурсов.
- Учет текущих цен: Полученные ресурсные показатели умножаются на текущие цены соответствующих ресурсов (стоимость человеко-часа, машино-часа, тонны гвоздей, кубометра бруса и фанеры) для получения прямых затрат. Эти цены должны быть актуальными для региона и периода строительства.
- Добавление накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам применяются нормативы накладных расходов и сметной прибыли в соответствии с действующими методическими указаниями.
Примеры использования
Пример 1: Демонтаж опалубки 25 монолитных колонн.
Допустим, необходимо демонтировать опалубку с 25 монолитных колонн, каждая из которых имеет сечение 0.4x0.4 м и высоту 3.5 м.
- Площадь поверхности одной колонны: (0.4 + 0.4 + 0.4 + 0.4) * 3.5 = 1.6 * 3.5 = 5.6 м².
- Общая площадь демонтажа: 5.6 м² * 25 колонн = 140 м².
- Количество единиц нормы: 140 м² / 100 м²/ед. = 1.4 ед.
- Расчет ресурсов:
- Рабочий 2 разряда: 1.4 * 19.73 = 27.622 чел.-ч
- Рабочий 3 разряда: 1.4 * 11.68 = 16.352 чел.-ч
- Краны на автомобильном ходу: 1.4 * 11.92 = 16.688 маш.-ч
- Автомобили бортовые: 1.4 * 0.41 = 0.574 маш.-ч
- Гвозди строительные: 1.4 * 0.001 = 0.0014 т
- Брус обрезной: 1.4 * 0.122 = 0.1708 м³
- Фанера березовая: 1.4 * 0.007 = 0.0098 м³
Особенности и ограничения
- Прочность бетона: Демонтаж опалубки должен производиться только после того, как бетон наберет достаточную распалубочную прочность, которая определяется проектом и нормативными документами (обычно не менее 70-80% от проектной прочности). Преждевременный демонтаж может привести к деформации или разрушению конструкции.
- Тип опалубки: Норма 06-25-002-02 применяется для демонтажа инвентарной (многооборотной) опалубки. Для несъемной опалубки или специальных видов опалубки могут применяться другие нормы или индивидуальные расчеты. ,
- Высота колонн: Хотя норма не содержит прямых коэффициентов на высоту, при демонтаже опалубки высоких колонн (свыше 4-5 м) могут потребоваться дополнительные меры безопасности, использование подмостей или вышек, что может повлиять на общую трудоемкость и потребовать применения повышающих коэффициентов из общих положений ГЭСН или технической части сборника.
- Сложность конфигурации: Демонтаж опалубки колонн сложной геометрической формы или с большим количеством выступающих элементов может быть более трудоемким и также требовать применения соответствующих коэффициентов.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение площади: Ошибки в расчете площади поверхности колонн, с которой снимается опалубка, приводят к некорректному объему работ. Всегда используйте проектные данные и тщательно проверяйте геометрические размеры.
- Игнорирование прочности бетона: Демонтаж опалубки до набора бетоном достаточной прочности может привести к повреждению конструкции, что повлечет за собой дополнительные затраты на ремонт. Всегда сверяйтесь с проектом производства работ (ППР) и результатами лабораторных испытаний бетона.
- Неучет амортизации опалубки: Как было отмечено, амортизация опалубки не входит в данную норму. Ошибка заключается в попытке включить ее в состав прямых затрат по этой норме. Амортизация должна быть учтена отдельно, исходя из стоимости опалубки и ее оборачиваемости. ,
- Неправильное применение коэффициентов: Использование повышающих или понижающих коэффициентов без достаточного обоснования (например, для стесненных условий, работы на высоте) может исказить сметную стоимость. Всегда ссылайтесь на официальные методические указания и техническую часть сборника ГЭСН.
- Повреждение опалубки при демонтаже: Неаккуратный демонтаж приводит к повреждению щитов и элементов опалубки, что сокращает срок их службы и увеличивает затраты на ремонт или замену. Обучайте персонал правильным методам демонтажа и контролируйте процесс.
Практические советы
- Детальное планирование: Перед началом демонтажных работ всегда разрабатывайте детальный план, учитывающий последовательность операций, расположение кранов, пути перемещения элементов опалубки и места складирования.
- Обеспечение безопасности: Демонтаж опалубки – это потенциально опасный вид работ. Строго соблюдайте правила техники безопасности, используйте средства индивидуальной защиты, ограждайте опасные зоны и проводите инструктажи.
- Контроль качества: После демонтажа опалубки тщательно осматривайте поверхность колонн на предмет дефектов (сколов, раковин). Также проверяйте состояние демонтированных элементов опалубки для оценки их пригодности к дальнейшему использованию.
- Использование актуальных индексов: При пересчете ресурсных показателей в текущие цены всегда используйте актуальные индексы пересчета, утверждаемые Министерством строительства РФ или региональными органами ценообразования.
- Документирование: Ведите журнал работ, фиксируя даты демонтажа, состояние бетона, количество демонтированных квадратных метров и любые отклонения от проекта.
Связанные нормы
Для полного понимания цикла работ с опалубкой и бетоном, сметчику полезно знать следующие связанные нормы:
- Монтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций инженерных сооружений: Эта норма является прямым аналогом и описывает процесс установки опалубки для аналогичных конструкций.
- Устройство железобетонных колонн: Данная норма регламентирует работы по бетонированию железобетонных колонн, включая укладку и уплотнение бетонной смеси.
- Монтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий: Используется для монтажа опалубки стен и других конструкций надземной части зданий.
- Монтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций подземной и цокольной частей зданий: Применяется для установки опалубки в подземных и цокольных частях зданий.
- Устройство бетонной подготовки и фундаментов общего назначения: Общие нормы для бетонных и железобетонных фундаментов, которые могут включать работы с опалубкой. ,
Контрольные моменты
- Соответствие проекту: Убедитесь, что демонтаж опалубки производится в соответствии с проектной документацией и ППР, особенно в части сроков и последовательности.
- Сохранность опалубки: Контролируйте процесс демонтажа, чтобы минимизировать повреждения элементов опалубки, что напрямую влияет на ее оборачиваемость и экономическую эффективность.
- Чистота и порядок: Поддерживайте чистоту на рабочей площадке, своевременно убирайте и складируйте демонтированные элементы и строительный мусор.
- Экологические аспекты: Утилизация отходов (например, поврежденных деревянных элементов) должна производиться в соответствии с экологическими нормами.
Правильное применение ГЭСН 06-25-002-02 позволяет сметчикам точно определить затраты на демонтаж опалубки колонн, способствуя эффективному управлению строительными проектами.
Ключевые моменты
-
Норма 06-25-002-02 применяется для демонтажа опалубки монолитных железобетонных колонн.
-
Единица измерения нормы – 100 м² поверхности опалубки.
-
Состав работ включает снятие креплений, подкосов, отделение щитов, очистку и складирование элементов.
-
Амортизация инвентарной опалубки не учтена в трудозатратах данной нормы, а рассчитывается отдельно.
-
Для выполнения работ требуются рабочие 2-го и 3-го разрядов, а также автомобильные краны и бортовые автомобили.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 06-25-002-02?
Когда применяется ГЭСН 06-25-002-02?
ГЭСН 06-25-002-02 применяется для определения ресурсных затрат на демонтаж (разборку) опалубки монолитных железобетонных колонн после того, как бетон наберет необходимую распалубочную прочность. ,
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены гвозди строительные (0.001 т), брус обрезной хвойных пород (0.122 м³) и фанера березовая облицованная пленкой (0.007 м³). Эти материалы используются для вспомогательных нужд в процессе демонтажа и подготовки опалубки к складированию.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 19.73 чел.-ч для рабочего 2 разряда и 11.68 чел.-ч для рабочего 3 разряда на каждые 100 м² демонтируемой опалубки, что в сумме составляет 31.41 чел.-ч. Средний разряд рабочих составляет примерно 2.37.
4 Учитывает ли норма амортизацию самой опалубки?
Учитывает ли норма амортизацию самой опалубки?
Нет, норма ГЭСН 06-25-002-02 не учитывает амортизацию инвентарной опалубки в составе трудозатрат. Амортизация опалубки является отдельной статьей затрат и рассчитывается исходя из ее стоимости и нормативной оборачиваемости. ,
Практические советы
Всегда проверяйте достижение бетоном распалубочной прочности перед началом демонтажа.
Обеспечьте строгое соблюдение техники безопасности на всех этапах работ.
Тщательно очищайте элементы опалубки после демонтажа для продления срока их службы.
Используйте актуальные индексы пересчета для точного определения текущей сметной стоимости.
Планируйте логистику перемещения и складирования демонтированных элементов для оптимизации процесса.
Частые ошибки
Неправильный расчет площади демонтажа опалубки, приводящий к искажению объема работ.
Преждевременный демонтаж опалубки до набора бетоном достаточной прочности, что может повредить конструкцию.
Попытка включить амортизацию опалубки в прямые затраты по данной норме вместо отдельного учета.
Использование неактуальных индексов пересчета или необоснованных коэффициентов.
Неаккуратное обращение с элементами опалубки, приводящее к их повреждению и сокращению срока службы.