Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 06-24-002-07 регламентирует затраты на демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций, а именно колонн, расположенных в подземной и цокольной частях зданий, с периметром до 1200 мм. Эта норма является частью Сборника ГЭСН-2022 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2021 N 1046/пр, ред. от 09.08.2024) . Она предназначена для определения состава и потребности в ресурсах (трудозатраты, машины, материалы), необходимых для выполнения данного вида работ, и используется при составлении сметной документации ресурсным методом. ,
Основное назначение нормы 06-24-002-07 — обеспечить единообразный подход к расчету прямых затрат на демонтажные работы, учитывая специфику подземных и цокольных конструкций, а также ограничения по периметру колонн. Правильное применение данной нормы позволяет избежать завышения или занижения сметной стоимости, что критически важно для эффективного планирования и контроля строительных проектов.
Единицей измерения для данной нормы является 100 м2 демонтируемой поверхности опалубки. Это означает, что все ресурсные показатели в норме приведены на каждые 100 квадратных метров площади контакта опалубки с бетоном, подлежащей демонтажу.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 06-24-002-07 включает в себя полный комплекс операций, необходимых для качественного и безопасного демонтажа опалубки колонн. Детальный состав работ, предусмотренный данной нормой, выглядит следующим образом:
- Снятие крепления опалубки. Этот этап включает ослабление и удаление всех элементов, фиксирующих опалубочные щиты в проектном положении. К таким элементам относятся стяжные винты, гайки, клинья, замки, скобы и другие крепежные детали. Работы выполняются с использованием ручного или механизированного инструмента.
- Снятие подкосов. Подкосы – это наклонные опорные элементы, обеспечивающие устойчивость опалубки. Их демонтаж требует аккуратности, чтобы не повредить свежеуложенный бетон и не нарушить устойчивость соседних конструкций. ,
- Снятие креплений низа щитов. Нижние крепления опалубки, которые обеспечивают ее фиксацию к основанию или ранее забетонированным конструкциям, также подлежат удалению. Это может включать анкерные болты, упоры или другие элементы, предотвращающие смещение опалубки в процессе бетонирования.
- Отделение укрупнительных элементов опалубки от бетонной поверхности. После снятия всех крепежных элементов производится аккуратное отделение опалубочных щитов от поверхности бетона. Этот процесс требует осторожности, чтобы не повредить бетонную поверхность колонны и сами щиты опалубки, особенно если они предназначены для многократного использования. ,
- Перестановка и разборка укрупненных элементов опалубки на промежуточной площадке. Крупногабаритные элементы опалубки, такие как щиты или панели, после отделения от бетона перемещаются на специально отведенную промежуточную площадку. Здесь производится их частичная разборка на более мелкие, удобные для транспортировки и очистки элементы. ,
- Очистка щитов. Очистка опалубочных щитов от остатков бетона, цементного молочка и других загрязнений является обязательной операцией. Это необходимо для поддержания качества поверхности опалубки и обеспечения ее многократной оборачиваемости. Очистка может производиться вручную скребками, щетками или с помощью механизированных средств. ,
- Относка элементов опалубки к месту складирования и укладка их. Завершающий этап включает транспортировку очищенных и разобранных элементов опалубки к месту их временного или постоянного складирования на строительной площадке. Элементы аккуратно укладываются в штабели или пакеты, обеспечивая их сохранность и готовность к дальнейшему использованию. ,
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по демонтажу опалубки, согласно ГЭСН 06-24-002-07, предусмотрены следующие основные материальные и технические ресурсы на 100 м2 демонтируемой поверхности:
Трудозатраты рабочих: 39.05 чел.-ч при среднем разряде работы 2,9. Это означает, что для выполнения работ требуется квалифицированный персонал, способный выполнять операции по демонтажу, очистке и складированию опалубки. Средний разряд 2,9 указывает на необходимость привлечения рабочих средней квалификации, что типично для подобных строительных операций.
Машины и оборудование:
Краны башенные, грузоподъемность 8 т: 11 маш.-ч. Башенные краны используются для подъема и перемещения крупногабаритных элементов опалубки, а также для их погрузки/разгрузки на промежуточных площадках и местах складирования.
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 2.46 маш.-ч. Автомобильные краны могут использоваться для более мобильных операций, перемещения опалубки в пределах строительной площадки или для работ, где требуется высокая маневренность.
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 2.68 маш.-ч. Бортовые автомобили применяются для транспортировки демонтированных элементов опалубки, крепежных деталей, а также для вывоза отходов с места работ.
Материалы:
Гвозди строительные: 0.01 т. Гвозди могут использоваться для временного крепления, маркировки или мелкого ремонта опалубочных элементов в процессе демонтажа и складирования.
Доска обрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250 мм, толщина 30-40 мм, сорт II: 0.11 м3. Доска может использоваться для изготовления доборов, временных подкладок, ремонта поврежденных элементов опалубки или для формирования пакетов при складировании.
Фанера березовая облицованная пленкой с двух сторон, имеющая гладкую поверхность с обеих сторон, сорт III/III, толщина 21 мм: 0.08 м3. Фанера, как и доска, может быть использована для доборов, ремонта или защиты элементов опалубки при транспортировке и хранении.
Опалубка инвентарная (амортизация): 0 ч. Важно отметить, что данная запись "0 ч" под трудозатратами или машинами не означает отсутствие затрат на опалубку. В ГЭСН амортизационные отчисления по индустриальным многократно оборачиваемым опалубкам определяются отдельно, на основании данных приложений к сборникам ГЭСН (например, ГЭСН 81-02-06-2022) и учитывают нормативное число оборотов и допустимые потери. Это означает, что стоимость использования самой опалубки (ее износ) не входит в прямые машино-часы или трудозатраты данной нормы, а рассчитывается как отдельная статья затрат, обычно в составе материальных ресурсов или как амортизационные отчисления.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 2,9 указывает на то, что для выполнения демонтажных работ по данной норме требуются рабочие со средним уровнем квалификации. Это означает, что бригада должна состоять из рабочих, имеющих опыт работы с опалубочными системами, знающих правила безопасного демонтажа, умеющих пользоваться необходимым инструментом и оборудованием. Наличие в бригаде более квалифицированных рабочих (например, 3-го или 4-го разряда) может повысить эффективность и безопасность работ, а также обеспечить контроль за менее опытными сотрудниками.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для правильного применения нормы ГЭСН 06-24-002-07 при составлении сметы необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Первым шагом является точное определение площади поверхности опалубки колонн, подлежащей демонтажу. Эта площадь измеряется в квадратных метрах (м2) по площади контакта опалубки с бетоном. Важно учитывать только те колонны, которые соответствуют условиям нормы: расположены в подземной или цокольной части здания и имеют периметр до 1200 мм.
- Проверка соответствия условиям: Убедитесь, что демонтируемые колонны строго соответствуют описанию нормы (подземная/цокольная часть, периметр до 1200 мм). Если условия отличаются (например, колонны надземной части, или периметр более 1200 мм), необходимо использовать другие, более подходящие нормы (см. раздел "Связанные нормы"). ,
- Приведение объема к единице измерения нормы: Поскольку норма приведена на 100 м2, полученный объем работ в м2 необходимо разделить на 100. Например, если объем работ составляет 550 м2, то для расчета по норме он будет равен 5.5 (550 м2 / 100 м2).
- Расчет ресурсных показателей: Умножьте полученное значение (коэффициент объема) на нормативные показатели ресурсов, указанные в ГЭСН 06-24-002-07. Например, для 5.5 единиц нормы:
- Трудозатраты рабочих: 5.5 * 39.05 чел.-ч = 214.775 чел.-ч
- Краны башенные: 5.5 * 11 маш.-ч = 60.5 маш.-ч
- И так далее для всех остальных ресурсов.
- Учет амортизации опалубки: Как было отмечено, амортизация инвентарной опалубки не включена в прямые часы данной нормы. Ее стоимость должна быть учтена отдельно, исходя из оборачиваемости опалубки, ее стоимости и нормативных сроков службы, согласно методическим указаниям по ценообразованию в строительстве.
- Применение поправочных коэффициентов: В зависимости от конкретных условий производства работ (например, стесненность, работа в зимнее время, особые требования к безопасности), могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН или методическими указаниями Минстроя. ,
Примеры использования
Пример 1: Расчет для небольшого объекта
Предположим, необходимо демонтировать опалубку 10 колонн в цокольном этаже. Каждая колонна имеет размеры 0.4x0.4 м в сечении и высоту 3 м. Периметр каждой колонны составляет (0.4 + 0.4) * 2 = 1.6 м = 1600 мм. Внимание! Данный пример не подходит под норму 06-24-002-07, так как периметр колонны превышает 1200 мм. Для такой колонны следует применять норму ГЭСН 06-24-002-08 (колонны, периметром свыше 1200 мм). ,
Корректный Пример 1: Расчет для небольшого объекта (периметр до 1200 мм)
Предположим, необходимо демонтировать опалубку 10 колонн в подземном этаже. Каждая колонна имеет размеры 0.3x0.3 м в сечении и высоту 3 м. Периметр каждой колонны составляет (0.3 + 0.3) * 2 = 1.2 м = 1200 мм. Данный периметр соответствует условиям нормы 06-24-002-07.
- Площадь опалубки одной колонны: 1.2 м (периметр) * 3 м (высота) = 3.6 м2.
- Общая площадь опалубки для 10 колонн: 3.6 м2/колонна * 10 колонн = 36 м2.
- Объем работ в единицах нормы: 36 м2 / 100 м2 = 0.36 единиц нормы.
Расчет ресурсов:
- Трудозатраты рабочих: 0.36 * 39.05 чел.-ч = 14.058 чел.-ч
- Краны башенные: 0.36 * 11 маш.-ч = 3.96 маш.-ч
- Краны на автомобильном ходу: 0.36 * 2.46 маш.-ч = 0.8856 маш.-ч
- Автомобили бортовые: 0.36 * 2.68 маш.-ч = 0.9648 маш.-ч
- Гвозди строительные: 0.36 * 0.01 т = 0.0036 т
- Доска обрезная: 0.36 * 0.11 м3 = 0.0396 м3
- Фанера березовая: 0.36 * 0.08 м3 = 0.0288 м3
Пример 2: Расчет для крупного объекта
На объекте необходимо демонтировать опалубку 150 колонн в подземной части, каждая размером 0.25x0.25 м и высотой 4 м. Периметр каждой колонны: (0.25 + 0.25) * 2 = 1.0 м = 1000 мм. Данный периметр соответствует условиям нормы 06-24-002-07.
- Площадь опалубки одной колонны: 1.0 м (периметр) * 4 м (высота) = 4.0 м2.
- Общая площадь опалубки для 150 колонн: 4.0 м2/колонна * 150 колонн = 600 м2.
- Объем работ в единицах нормы: 600 м2 / 100 м2 = 6.0 единиц нормы.
Расчет ресурсов:
- Трудозатраты рабочих: 6.0 * 39.05 чел.-ч = 234.3 чел.-ч
- Краны башенные: 6.0 * 11 маш.-ч = 66.0 маш.-ч
- Краны на автомобильном ходу: 6.0 * 2.46 маш.-ч = 14.76 маш.-ч
- Автомобили бортовые: 6.0 * 2.68 маш.-ч = 16.08 маш.-ч
- Гвозди строительные: 6.0 * 0.01 т = 0.06 т
- Доска обрезная: 6.0 * 0.11 м3 = 0.66 м3
- Фанера березовая: 6.0 * 0.08 м3 = 0.48 м3
Особенности и ограничения
- Местоположение: Норма строго применима только для демонтажа опалубки колонн, расположенных в подземной и цокольной частях зданий. Это означает, что для колонн, находящихся выше уровня земли, следует использовать другие нормы (например, из раздела 06-23-007 для надземной части).
- Периметр колонн: Важнейшее ограничение – периметр колонны до 1200 мм. Если периметр колонны превышает это значение, необходимо применять норму ГЭСН 06-24-002-08. ,
- Тип опалубки: Норма подразумевает использование инвентарной опалубки, пригодной для многократного использования. Затраты на ее амортизацию учитываются отдельно.
- Комплексность работ: Норма включает полный комплекс работ от снятия креплений до складирования элементов. Дополнительные работы, не входящие в состав (например, ремонт опалубки, не связанный с демонтажем, или транспортировка опалубки за пределы строительной площадки), должны нормироваться отдельно.
- Условия производства: ГЭСНы разработаны с учетом нормальных (стандартных) условий производства работ, при положительной температуре воздуха. При работе в усложненных условиях (например, в зимнее время, при повышенной влажности, в стесненных условиях) могут применяться соответствующие поправочные коэффициенты, установленные методическими документами Минстроя России. ,
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Применение ГЭСН 06-24-002-07 может сопровождаться рядом типичных ошибок, которые приводят к искажению сметной стоимости. Знание этих ошибок и способов их предотвращения поможет сметчикам повысить точность расчетов:
- Неправильное определение периметра колонны: Часто сметчики ошибочно применяют данную норму для колонн с периметром свыше 1200 мм. Как избежать: Всегда проверяйте проектные данные на периметр колонн. Если периметр превышает 1200 мм, используйте ГЭСН 06-24-002-08. ,
- Применение нормы для надземных конструкций: Норма 06-24-002-07 строго предназначена для подземной и цокольной частей зданий. Использование ее для демонтажа опалубки колонн на верхних этажах является ошибкой. Как избежать: Внимательно читайте наименование и область применения нормы. Для надземных конструкций ищите нормы в соответствующем разделе сборника ГЭСН (например, 06-23-007 для надземной части).
- Неверный измеритель объема работ: Измеритель нормы – 100 м2 площади контакта опалубки с бетоном. Ошибка может заключаться в расчете объема бетона или длины колонны вместо площади опалубки. Как избежать: Всегда рассчитывайте именно площадь поверхности опалубки, которая соприкасалась с бетоном и подлежит демонтажу.
- Игнорирование амортизации опалубки: Запись "Опалубка инвентарная (амортизация): 0 ч" может ввести в заблуждение, создавая впечатление отсутствия затрат. Как избежать: Помните, что амортизация опалубки – это отдельная статья затрат, которая должна быть учтена в смете в соответствии с методическими указаниями и данными о ее оборачиваемости.
- Неучет стесненных условий или особых требований: ГЭСНы рассчитаны на нормальные условия. Работа в стесненных условиях, на большой глубине или при наличии особых требований к демонтажу может потребовать применения повышающих коэффициентов. Как избежать: Анализируйте условия производства работ на объекте и применяйте соответствующие коэффициенты, если это предусмотрено технической частью сборника или общими методическими указаниями. ,
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся монолитных конструкций, их расположения (подземная/цокольная часть) и геометрических размеров колонн (сечение, высота, периметр). Это позволит точно определить объем работ и выбрать правильную норму.
- Использование актуальных сборников ГЭСН: Всегда используйте самые актуальные версии сборников ГЭСН, утвержденные Минстроем России. Нормативы могут обновляться, и применение устаревших данных приведет к ошибкам в смете. ,
- Взаимодействие с производственным отделом: Обсуждайте с инженерами ПТО или производителями работ особенности демонтажа на конкретном объекте. Это поможет выявить потенциальные сложности, которые могут потребовать применения поправочных коэффициентов или использования других норм.
- Документирование расчетов: Ведите подробную документацию по всем расчетам, включая исходные данные, примененные коэффициенты и обоснования. Это упростит проверку сметы и поможет в случае возникновения вопросов.
- Учет безопасности: Хотя ГЭСН не напрямую учитывают затраты на безопасность, важно помнить, что демонтаж опалубки – это потенциально опасный вид работ. Правильная организация работ и соблюдение техники безопасности, предусмотренные проектом производства работ (ППР), косвенно влияют на эффективность и, соответственно, на фактические затраты.
Связанные нормы
Для полного понимания контекста и правильного выбора норм при демонтаже опалубки полезно знать связанные ГЭСН:
Нормы на демонтаж опалубки других конструкций в подземной/цокольной части (Таблица 06-24-002):
ГЭСН 06-24-002-01: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций: фундаментных плит. ,
ГЭСН 06-24-002-02: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций: фундаментов ленточных и низкорасположенных ростверков.
ГЭСН 06-24-002-03: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций: фундаментных плит с подколонниками.
ГЭСН 06-24-002-04: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций: фундаментов ленточных с подколонниками.
ГЭСН 06-24-002-05: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций: фундаментов столбчатых с подколонниками.
ГЭСН 06-24-002-06: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций: стен.
ГЭСН 06-24-002-08: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций подземной и цокольной частей зданий: колонн, периметром свыше 1200 мм. , (Прямой аналог для колонн большего периметра).
Нормы на демонтаж опалубки надземной части зданий (Таблица 06-23-007):
ГЭСН 06-23-007-02: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания свыше 30 м до 40 м: колонн периметром до 1200 мм. (Пример нормы для аналогичных колонн, но в надземной части).
Нормы на устройство (монтаж) опалубки:
ГЭСН 06-05-001 (и далее): Устройство колонн в деревянной опалубке. ,
ГЭСН 06-05-002 (и далее): Устройство колонн гражданских зданий в металлической опалубке. ,
ГЭСН 06-01-001 (и далее): Устройство бетонной подготовки и фундаментов общего назначения. ,
Контрольные моменты
Для обеспечения точности и корректности применения нормы 06-24-002-07, сметчикам следует уделять внимание следующим контрольным моментам:
- Соответствие проектным данным: Всегда сверяйте объемы работ и характеристики конструкций с проектной документацией. Любые отклонения должны быть обоснованы и согласованы.
- Актуальность нормативной базы: Убедитесь, что используемые сборники ГЭСН и методические указания являются актуальными и утверждены соответствующими органами (Минстрой России). ,
- Полнота состава работ: Проверьте, что все необходимые операции по демонтажу опалубки учтены в норме. Если требуются дополнительные работы, не предусмотренные составом (например, вывоз опалубки за пределы стройплощадки на дальние расстояния, специализированный ремонт), они должны быть учтены отдельными позициями.
- Обоснование коэффициентов: Если применяются поправочные коэффициенты, их использование должно быть четко обосновано условиями производства работ и ссылками на соответствующие нормативные документы.
- Раздельный учет: Помните, что демонтаж опалубки – это отдельный вид работ, который нормируется отдельно от монтажа опалубки и бетонирования. Не допускайте смешивания или дублирования затрат.
Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам эффективно использовать ГЭСН 06-24-002-07, обеспечивая точность и прозрачность сметной документации.
Ключевые моменты
-
Норма применяется для демонтажа опалубки колонн в подземной и цокольной частях зданий.
-
Ограничение по периметру колонн: до 1200 мм.
-
Единица измерения – 100 м2 площади контакта опалубки с бетоном.
-
Состав работ включает полный цикл от снятия креплений до складирования элементов.
-
Затраты на амортизацию инвентарной опалубки учитываются отдельно, не входят в прямые часы нормы.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 06-24-002-07?
Когда применяется ГЭСН 06-24-002-07?
ГЭСН 06-24-002-07 применяется для определения затрат на демонтаж опалубки монолитных железобетонных колонн, расположенных исключительно в подземной или цокольной частях зданий, при условии, что периметр этих колонн не превышает 1200 мм. ,
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие материалы на 100 м2 демонтируемой опалубки: гвозди строительные (0.01 т), доска обрезная хвойных пород (0.11 м3) и фанера березовая облицованная пленкой (0.08 м3). Эти материалы используются для мелкого ремонта, доборов или формирования пакетов при складировании.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих в размере 39.05 чел.-ч на каждые 100 м2 демонтируемой опалубки. Средний разряд работы для выполнения данных операций составляет 2,9, что указывает на необходимость привлечения рабочих средней квалификации.
4 Как учитывается опалубка инвентарная (амортизация) в данной норме?
Как учитывается опалубка инвентарная (амортизация) в данной норме?
В самой норме ГЭСН 06-24-002-07 для "Опалубки инвентарной (амортизация)" указано "0 ч". Это означает, что прямые машино-часы или трудозатраты на амортизацию опалубки не включены в данную позицию. Затраты на амортизацию инвентарной опалубки (ее износ и потери) рассчитываются отдельно, исходя из ее стоимости, нормативного числа оборотов и допустимых потерь, согласно соответствующим методическим указаниям Минстроя России.
5 Можно ли применять эту норму для демонтажа опалубки колонн на верхних этажах здания?
Можно ли применять эту норму для демонтажа опалубки колонн на верхних этажах здания?
Нет, данная норма строго ограничена демонтажом опалубки колонн в подземной и цокольной частях зданий. Для демонтажа опалубки колонн на верхних этажах (надземной части) следует использовать другие нормы, например, из таблицы 06-23-007, которые учитывают специфику работ на высоте.
Практические советы
Всегда тщательно проверяйте проектную документацию на соответствие периметра колонн и их расположения (подземная/цокольная часть) условиям нормы.
Используйте только актуальные версии сборников ГЭСН и методических указаний Минстроя России.
Помните, что амортизация опалубки рассчитывается отдельно и является значительной статьей затрат.
При необходимости применения поправочных коэффициентов, четко обосновывайте их ссылками на нормативные документы.
Разделяйте сметные позиции для монтажа опалубки, бетонирования и демонтажа, чтобы избежать дублирования затрат.
Частые ошибки
Применение нормы для колонн с периметром свыше 1200 мм, вместо использования ГЭСН 06-24-002-08.
Использование нормы для демонтажа опалубки колонн в надземной части зданий.
Неправильный расчет объема работ (например, по объему бетона вместо площади опалубки).
Игнорирование или неверный учет амортизации инвентарной опалубки.
Неучет специфических условий производства работ (стесненность, зимнее время) без применения соответствующих поправочных коэффициентов.