Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 06-23-002-02

06-23-002

Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания до 30 м: → колонн периметром до 1200 мм

Подробное описание
Группа: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания до 30 м: Состав работ: Снятие крепления опалубки.; Снятие подкосов.; Снятие крепления торцов и торцевых отсечек.; Отделение укрупнительных элементов опалубки от бетонной поверхности.; Перестановка и разборка укрупненных элементов опалубки на промежуточной площадке.; Очистка щитов.; Относка крепежных элементов опалубки к месту складирования и укладка их. Обоснование: НР: Пр/812-006.1, СП: Пр/774-006.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м2
Категория
06-23-002
Тип работ
GESN
Трудозатраты
38.17 чел.-ч при разряде 2,9
Основное назначение
Демонтаж опалубки монолитных железобетонных колонн периметром до 1200 мм в надземной части зданий, при высоте здания до 30 м.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 2,9 38.17
Краны башенные, грузоподъемность 8 т 11.46
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 1.36
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 1.59

Трудозатраты

Категория работников Трудочасы
Опалубка инвентарная (амортизация) 0

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 06-23-002-02 является ключевым документом для точного определения затрат на демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций. Эта норма применяется к работам по демонтажу опалубки колонн периметром до 1200 мм, расположенных в надземной части зданий, высота которых не превышает 30 метров.

Данная норма включена в сборник ГЭСН-2020 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные", утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. № 871/пр. Она разработана для обеспечения единообразия и прозрачности в сметном ценообразовании, позволяя сметчикам корректно учитывать трудозатраты, машинное время и расход материалов, необходимых для выполнения указанных работ. Правильное применение ГЭСН 06-23-002-02 гарантирует точность сметных расчетов и предотвращает разногласия между заказчиком и подрядчиком.

Основной измеритель данной нормы — 100 м² поверхности опалубки, соприкасающейся с бетоном. Это означает, что расчет объема работ производится исходя из площади поверхности колонн, которая была в контакте с опалубкой. Норма учитывает полный комплекс работ, начиная от снятия креплений и заканчивая очисткой и складированием элементов опалубки.

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 06-23-002-02 охватывает полный цикл операций, необходимых для безопасного и эффективного демонтажа опалубки колонн. В состав работ входят следующие технологические операции:

  • Снятие крепления опалубки. Этот этап включает ослабление и удаление всех элементов, фиксирующих опалубочные щиты: замков, стяжных винтов, гаек, клиньев и других крепежных деталей. Важно выполнять эту операцию последовательно и аккуратно, чтобы избежать повреждения бетонной поверхности и самих элементов опалубки.
  • Снятие подкосов. После ослабления основных креплений производится демонтаж подкосов, которые обеспечивали вертикальную устойчивость опалубки. Снятие подкосов требует осторожности, так как колонна должна быть уже достаточно прочной, чтобы выдерживать собственный вес.
  • Снятие крепления торцов и торцевых отсечек. Демонтируются элементы, формирующие торцы колонн и предотвращающие вытекание бетонной смеси.
  • Отделение укрупнительных элементов опалубки от бетонной поверхности. На этом этапе происходит непосредственное отделение опалубочных щитов от затвердевшего бетона. Это может потребовать использования специальных инструментов для аккуратного отрыва, чтобы не повредить поверхность колонны.
  • Перестановка и разборка укрупненных элементов опалубки на промежуточной площадке. Крупные элементы опалубки, такие как Г-образные панели, перемещаются на специально отведенную промежуточную площадку, где производится их частичная или полная разборка для дальнейшей очистки и подготовки к следующему циклу использования.
  • Очистка щитов. Очистка опалубочных щитов от остатков бетона, грязи и других загрязнений является критически важным этапом. Качественная очистка обеспечивает долговечность опалубки и гладкость поверхности последующих бетонных конструкций.
  • Относка крепежных элементов опалубки к месту складирования и укладка их. Все демонтированные крепежные элементы (болты, гайки, шайбы, замки и т.д.) собираются, относятся к месту складирования и аккуратно укладываются для последующего использования. Это предотвращает их потерю и повреждение.
  • Снятие проемообразователей, конусов (при наличии). Хотя не всегда явно указано во всех источниках для данной нормы, в общем составе работ по демонтажу опалубки монолитных конструкций может быть предусмотрено снятие элементов, формирующих отверстия или технологические проемы, а также конусов, используемых для стяжных винтов.

Материалы и ресурсы

Норма ГЭСН 06-23-002-02 учитывает расход следующих ресурсов, необходимых для выполнения работ по демонтажу опалубки:

  • Трудозатраты рабочих: Средний разряд работы, предусмотренный нормой, составляет 2,9. Общие трудозатраты рабочих на 100 м² демонтируемой опалубки составляют 38,17 чел.-ч. Это включает труд рабочих, выполняющих все перечисленные выше операции, от снятия креплений до очистки и складирования.
  • Машины и механизмы: Для механизации процесса демонтажа опалубки, особенно крупнощитовой, норма предусматривает использование следующей техники:
  • Краны башенные, грузоподъемность 8 т: 11,46 маш.-ч. Башенные краны используются для подъема и перемещения укрупненных элементов опалубки, а также для их спуска на промежуточные площадки или к месту складирования.
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1,36 маш.-ч. Автомобильные краны могут использоваться для вспомогательных операций, перемещения элементов на небольшие расстояния или в условиях ограниченного пространства.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 1,59 маш.-ч. Бортовые автомобили применяются для транспортировки демонтированных элементов опалубки, крепежных деталей и других материалов к месту складирования или для вывоза отходов.
  • Материалы: В данной норме, как и в других нормах на демонтаж опалубки, амортизация инвентарной опалубки учитывается отдельно по проектным данным (обозначается как "П" или "компл, П"). Это связано с тем, что опалубка является многократно оборачиваемым инвентарем, и ее стоимость распределяется на весь срок службы. Нормы расхода деревянной опалубки и деталей крепления определены с учетом нормального числа их оборотов и норм допустимых потерь после каждого оборота.

Трудозатраты и время выполнения

Общие трудозатраты рабочих по норме ГЭСН 06-23-002-02 составляют 38,17 человеко-часов на каждые 100 м² демонтируемой опалубки. Средний разряд рабочих, выполняющих данные работы, составляет 2,9. Это означает, что в бригаде должны присутствовать рабочие с различным уровнем квалификации, способные выполнять как простые, так и более сложные операции, требующие определенных навыков и опыта.

Время выполнения работ напрямую зависит от объема демонтируемой опалубки и эффективности организации труда. При расчете сметы необходимо учитывать, что указанные трудозатраты являются нормативными и могут быть скорректированы с учетом конкретных условий производства работ, таких как стесненность, погодные условия, сложность конфигурации колонн и т.д., с применением соответствующих коэффициентов, если это предусмотрено методическими указаниями.

Требования к квалификации

Средний разряд рабочих 2,9 указывает на то, что для выполнения работ по демонтажу опалубки колонн требуются рабочие со знанием основ технологии монолитного строительства, правил работы с опалубочными системами, а также требований техники безопасности. Рабочие должны уметь обращаться с ручным и механизированным инструментом, строповать элементы опалубки для перемещения краном, а также выполнять очистку и складирование материалов.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения нормы ГЭСН 06-23-002-02 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Определение площади демонтажа: Измерьте площадь поверхности колонн, которая была в контакте с опалубкой. Единица измерения нормы — 100 м². Например, если периметр колонны 1000 мм (1 м) и высота 3 м, то площадь одной грани составляет 3 м². Для четырех граней это 12 м². Если таких колонн 10, общая площадь составит 120 м².
  2. Перевод в измеритель нормы: Разделите полученную общую площадь на 100 м². В нашем примере: 120 м² / 100 м² = 1,2. Это и будет объем работ для применения нормы.
  3. Применение нормативов: Умножьте полученный объем на нормативные показатели трудозатрат, машинного времени и расхода материалов, указанные в ГЭСН 06-23-002-02. Например, трудозатраты составят 1,2 * 38,17 чел.-ч = 45,804 чел.-ч.
  4. Учет амортизации опалубки: Амортизация инвентарной опалубки учитывается отдельно по проектным данным или согласно методическим указаниям по определению стоимости эксплуатации многократно оборачиваемых опалубочных систем.
  5. Применение индексов пересчета: Для перевода сметных норм в текущие цены необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые уполномоченными органами.

Примеры использования

Предположим, необходимо рассчитать затраты на демонтаж опалубки 50 монолитных железобетонных колонн в надземной части здания высотой 25 м. Каждая колонна имеет квадратное сечение со стороной 600 мм (периметр 2400 мм). Однако, данная норма применяется для колонн периметром до 1200 мм. Если периметр колонны превышает 1200 мм, следует использовать норму ГЭСН 06-23-002-03.

Рассмотрим пример для колонн периметром 1000 мм (1 м) и высотой 4 м. Площадь одной колонны (периметр * высота) = 1 м * 4 м = 4 м². Для 50 колонн общая площадь составит 50 * 4 м² = 200 м².

Объем работ по норме: 200 м² / 100 м² = 2.

Тогда трудозатраты составят: 2 * 38,17 чел.-ч = 76,34 чел.-ч. Аналогично рассчитываются затраты на эксплуатацию машин и механизмов.

Особенности и ограничения

  • Высота здания: Норма применяется для зданий высотой до 30 метров. Для зданий большей высоты могут применяться другие нормы, например, ГЭСН 06-23-007-04 для демонтажа опалубки перекрытий при высоте свыше 30 м.
  • Периметр колонн: Данная норма строго ограничена колоннами с периметром до 1200 мм. Для колонн с периметром свыше 1200 мм следует применять ГЭСН 06-23-002-03.
  • Тип конструкций: Норма предназначена исключительно для демонтажа опалубки колонн. Для демонтажа опалубки других монолитных конструкций (стен, перекрытий, фундаментов, лестничных маршей) используются другие нормы сборника 06 ГЭСН.
  • Прочность бетона: Демонтаж опалубки разрешается производить только после достижения бетоном требуемой прочности, установленной проектной документацией и соответствующими строительными нормами (например, СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции").
  • Индустриальная опалубка: Норма относится к возведению монолитных конструкций с применением индустриальной опалубки, что подразумевает использование многократно оборачиваемых щитовых систем.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Преждевременный демонтаж опалубки. Одна из наиболее серьезных ошибок — снятие опалубки до того, как бетон наберет достаточную прочность. Это может привести к деформации или разрушению конструкции, что повлечет за собой значительные дополнительные затраты и задержки в строительстве. Как избежать: Строго следовать проектной документации и требованиям СНиП по срокам распалубливания, основанным на марке бетона, температуре и влажности окружающей среды. Обязательно контролировать прочность бетона лабораторными методами.
  2. Неправильная последовательность демонтажа. Нарушение технологической последовательности демонтажа (например, снятие подкосов до ослабления основных креплений) может привести к потере устойчивости элементов опалубки и их падению, создавая угрозу безопасности рабочих и повреждению конструкции. Как избежать: Обучать персонал строгой последовательности операций, изложенной в технологических картах и проекте производства работ (ППР).
  3. Неаккуратное обращение с элементами опалубки. Повреждение щитов опалубки или крепежных элементов во время демонтажа снижает их оборачиваемость, увеличивает расход материалов и, как следствие, сметную стоимость работ. Как избежать: Проводить инструктаж рабочих по правилам обращения с опалубкой, использовать предусмотренные средства механизации (краны) для перемещения крупногабаритных элементов, а также обеспечивать своевременную очистку и правильное складирование.

Практические советы

  • Тщательная подготовка: Перед началом демонтажных работ убедитесь, что площадка очищена от строительного мусора, а элементы опалубки, подлежащие снятию, доступны и не имеют посторонних препятствий.
  • Использование технологических карт: Все работы по демонтажу опалубки должны выполняться в строгом соответствии с технологическими картами и проектом производства работ (ППР). Эти документы содержат детальные указания по последовательности операций, применяемым механизмам и требованиям безопасности.
  • Контроль качества: Регулярно проверяйте качество очистки опалубочных щитов. Чистая опалубка не только продлевает срок ее службы, но и обеспечивает высокое качество бетонной поверхности при последующих заливках.
  • Организация складирования: Организуйте удобные и безопасные площадки для складирования демонтированных элементов опалубки и крепежных деталей. Элементы должны быть разложены по маркам и типоразмерам с учетом очередности монтажа.
  • Безопасность труда: Строго соблюдайте требования безопасности и охраны труда. Демонтаж опалубки — это работы на высоте, требующие использования средств индивидуальной защиты, ограждений и контроля за работой кранов.

Связанные нормы

Для комплексного учета работ, связанных с опалубкой монолитных железобетонных конструкций, сметчикам полезно знать следующие связанные нормы:

  • ГЭСН 06-23-002-03: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания до 30 м: колонн периметром свыше 1200 мм. Применяется, когда периметр колонны превышает 1200 мм.
  • ГЭСН 06-23-002-04: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания до 30 м: перекрытия. Используется для демонтажа опалубки горизонтальных конструкций.
  • ГЭСН 06-23-002-05: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания до 30 м: лестничных маршей. Применяется для демонтажа опалубки лестничных маршей.
  • ГЭСН 06-01-001-02: Устройство бетонных фундаментов общего назначения под колонны объемом: до 3 м³. Эта норма описывает работы по устройству фундаментов, включая установку опалубки, что является обратным процессом по отношению к демонтажу.
  • ГЭСН 06-24-002-01: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций фундаментных плит. Применяется для демонтажа опалубки фундаментных плит.

Контрольные моменты

При выполнении и приемке работ по демонтажу опалубки, а также при составлении сметной документации, важно уделять внимание следующим контрольным моментам:

  • Соответствие проекту: Все работы должны строго соответствовать проекту производства работ (ППР) и проектной документации.
  • Прочность бетона: Обязательный контроль прочности бетона перед началом демонтажа. Это ключевой фактор безопасности и качества.
  • Геометрия конструкции: После демонтажа опалубки необходимо убедиться в соответствии геометрических размеров и вертикальности колонн проектным значениям.
  • Состояние опалубки: Оценка состояния демонтированных элементов опалубки на предмет повреждений и качества очистки для определения возможности их дальнейшего использования.
  • Учет объемов: Точное измерение площади демонтируемой опалубки (поверхности контакта с бетоном) для корректного применения нормы.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 06-23-002-02 применяется для демонтажа опалубки монолитных железобетонных колонн периметром до 1200 мм.

  • Работы выполняются в надземной части зданий высотой до 30 метров.

  • Единица измерения нормы — 100 м² поверхности опалубки, соприкасающейся с бетоном.

  • Состав работ включает снятие креплений, подкосов, отделение элементов, их перестановку, разборку, очистку и складирование.

  • Общие трудозатраты составляют 38,17 чел.-ч при среднем разряде рабочих 2,9.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 06-23-002-02 применяется для определения затрат на демонтаж опалубки монолитных железобетонных колонн, периметр которых не превышает 1200 мм, в надземной части зданий высотой до 30 метров.

В данной норме учтены трудозатраты рабочих, машинное время для кранов (башенных и на автомобильном ходу) и бортовых автомобилей. Амортизация инвентарной опалубки учитывается отдельно по проектным данным, так как она является многократно оборачиваемым инвентарем.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих в размере 38,17 человеко-часов на каждые 100 м² демонтируемой опалубки. Средний разряд рабочих, выполняющих эти работы, составляет 2,9.

Преждевременный демонтаж опалубки, до того как бетон наберет достаточную прочность, может привести к деформации, повреждению или даже обрушению монолитной конструкции, что повлечет за собой серьезные последствия и дополнительные затраты.

Практические советы

1

Всегда проверяйте прочность бетона перед началом демонтажных работ в соответствии с проектной документацией и СНиП.

2

Строго следуйте технологическим картам и проекту производства работ (ППР) для обеспечения правильной последовательности и безопасности операций.

3

Обеспечивайте своевременную и качественную очистку опалубочных щитов после демонтажа для продления срока их службы и поддержания качества бетонных поверхностей.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Преждевременный демонтаж опалубки до достижения бетоном необходимой прочности, что может привести к деформации или разрушению конструкции.

!
Ошибка 2

Несоблюдение технологической последовательности демонтажа, что создает риски для безопасности и может повредить опалубку или конструкцию.

!
Ошибка 3

Неаккуратное обращение с элементами опалубки, приводящее к их повреждению, снижению оборачиваемости и увеличению затрат на восстановление или замену.

1
06-23-002-03

Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания до 30 м: колонн периметром свыше 1200 мм

Применять вместо 06-23-002-02, если периметр колонн превышает 1200 мм.

2
06-23-002-04

Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания до 30 м: перекрытия

Применять для демонтажа опалубки перекрытий в аналогичных условиях.

3
06-01-001-02

Устройство бетонных фундаментов общего назначения под колонны объемом: до 3 м3

Связана как норма на монтаж опалубки и бетонирование фундаментов под колонны, что является обратным процессом.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м2
Категория
06-23-002
Тип работ
GESN
Материалы
[object Object]

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: