Введение: Назначение и область применения ГЭСН 06-23-002-04
Норма ГЭСН 06-23-002-04 является ключевым элементом в системе сметного нормирования для строительных работ, связанных с монолитным железобетонным строительством. Она предназначена для определения затрат на демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций, а именно перекрытий, расположенных в надземной части зданий, высота которых не превышает 30 метров.
Эта норма учитывает полный комплекс операций, необходимых для безопасного и эффективного снятия опалубочных систем после набора бетоном достаточной прочности. Правильное применение ГЭСН 06-23-002-04 позволяет сметчикам точно рассчитать прямые затраты на выполнение данных работ, что является основой для формирования достоверной сметной стоимости объекта.
Единицей измерения для данной нормы является 100 м2 демонтируемой поверхности опалубки. Это означает, что все ресурсные показатели (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) приведены именно на эту площадь.
Техническая информация: Состав работ, ресурсы и трудозатраты
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 06-23-002-04 включает в себя следующие основные операции, которые должны быть выполнены при демонтаже опалубки перекрытий:
- Демонтаж элементов опалубки. Этот этап включает аккуратное разъединение и снятие всех составных частей опалубочной системы (щитов, балок, стоек, треног, унивилок) с поверхности затвердевшего бетона. Важно обеспечить сохранность как самой конструкции, так и элементов опалубки для их дальнейшего использования.
- Очистка щитов опалубки от налипшего бетона. После снятия опалубочные элементы часто имеют остатки бетона, которые необходимо удалить для поддержания их работоспособности и продления срока службы. Очистка может производиться механическим способом или с использованием специальных средств.
- Снятие проемообразователей, конусов. В процессе бетонирования для формирования проемов и отверстий используются специальные элементы (проемообразователи, конусы), которые также подлежат демонтажу на данном этапе.
- Спуск элементов опалубки. Снятые и очищенные элементы опалубки необходимо безопасно спустить с высоты к месту складирования или дальнейшей транспортировки. Для этого могут использоваться башенные или автомобильные краны, а также другие подъемные механизмы, учтенные в норме.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по демонтажу опалубки перекрытий нормой ГЭСН 06-23-002-04 предусмотрен следующий состав ресурсов:
Трудовые ресурсы:
Средний разряд работы 3,2: 50.32 чел.-ч на 100 м2. Это основной показатель трудозатрат рабочих-строителей, необходимых для выполнения всех операций, входящих в состав работ. Важно отметить, что в некоторых источниках могут встречаться другие значения трудозатрат (например, 27.16 чел.-ч ), что может быть связано с различными редакциями нормативов. Однако, согласно предоставленным входным данным, следует ориентироваться на 50.32 чел.-ч.
Машины и механизмы:
Краны башенные, грузоподъемность 8 т: 9.36 маш.-ч на 100 м2. Используются для подъема и спуска крупногабаритных элементов опалубки, а также для перемещения материалов.
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.22 маш.-ч на 100 м2. Могут применяться для аналогичных целей, особенно на объектах с ограниченным пространством или при необходимости частой передислокации.
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 1.42 маш.-ч на 100 м2. Предназначены для транспортировки демонтированных элементов опалубки, инструментов и других необходимых материалов по территории строительной площадки или за ее пределы.
Материалы:
Доска обрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250 мм, толщина 25 мм, сорт II: 0.02 м3 на 100 м2.
Доска обрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250 мм, толщина 44-50 мм, сорт III: 0.11 м3 на 100 м2. Эти пиломатериалы могут использоваться для вспомогательных работ, таких как изготовление временных подмостей, подкладок, или для ремонта поврежденных элементов опалубки.
Трудозатраты и амортизация опалубки
Важный аспект, который часто вызывает вопросы у сметчиков, это учет амортизации инвентарной опалубки. В данной норме указано "Опалубка инвентарная (амортизация): 0 ч". Это означает, что прямые трудозатраты на обслуживание амортизации опалубки не включены в эту норму. Стоимость самой опалубки, ее аренда или амортизационные отчисления, как правило, учитываются отдельно в сметной документации как затраты на эксплуатацию оборудования или как прочие затраты (обозначается как "П" – прочие) . Это связано с тем, что опалубка является многооборотным инвентарем, и ее стоимость распределяется на весь срок службы или на количество оборотов.
Требования к квалификации
Работы по демонтажу опалубки требуют от исполнителей определенной квалификации и строгого соблюдения правил техники безопасности. Средний разряд рабочих 3,2 указывает на необходимость наличия у персонала соответствующих навыков и опыта. Рабочие должны быть обучены правилам строповки, работе с подъемными механизмами, а также иметь навыки по очистке и сортировке элементов опалубки. Операторы кранов и водители автомобилей должны иметь соответствующие допуски и квалификацию.
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения нормы ГЭСН 06-23-002-04 в сметной документации, сметчику необходимо выполнить следующие шаги:
- Определение объема работ: Из проектной документации или по результатам обмера определяется фактическая площадь поверхности перекрытий, с которой будет производиться демонтаж опалубки. Площадь измеряется в квадратных метрах (м2).
- Приведение объема к единице измерения нормы: Полученная площадь делится на 100, так как единица измерения нормы – 100 м2. Например, если площадь демонтажа составляет 1500 м2, то объем для расчета по норме будет 1500 / 100 = 15.
- Расчет ресурсных показателей: Полученный объем умножается на нормативные показатели расхода ресурсов, указанные в ГЭСН 06-23-002-04. Например, для 1500 м2 (15 единиц нормы):
- Трудозатраты рабочих: 15 * 50.32 чел.-ч = 754.8 чел.-ч.
- Машино-часы башенного крана: 15 * 9.36 маш.-ч = 140.4 маш.-ч.
- Машино-часы автомобильного крана: 15 * 1.22 маш.-ч = 18.3 маш.-ч.
- Машино-часы бортового автомобиля: 15 * 1.42 маш.-ч = 21.3 маш.-ч.
- Расход доски 25 мм: 15 * 0.02 м3 = 0.3 м3.
- Расход доски 44-50 мм: 15 * 0.11 м3 = 1.65 м3.
- Учет поправочных коэффициентов: В зависимости от условий производства работ (например, стесненность, работа в зимнее время, особые условия на объекте) могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты, предусмотренные соответствующими методическими указаниями к ГЭСН. Эти коэффициенты корректируют трудозатраты и время эксплуатации машин.
- Формирование сметной стоимости: Полученные ресурсные показатели умножаются на текущие цены ресурсов (стоимость человеко-часа, машино-часа, стоимость материалов) с учетом накладных расходов (согласно Приказу Минстроя России от 21.12.2020 N 812/ПР ) и сметной прибыли (согласно Приказу Минстроя России от 11.12.2020 N 774/пр ).
Примеры использования
Пример 1: Расчет для типового этажа
Предположим, необходимо рассчитать демонтаж опалубки перекрытия типового этажа площадью 800 м2 в здании высотой 25 м.
- Объем для расчета: 800 м2 / 100 м2 = 8 единиц нормы.
- Трудозатраты рабочих: 8 * 50.32 = 402.56 чел.-ч.
- Машино-часы башенного крана: 8 * 9.36 = 74.88 маш.-ч.
- И так далее для всех ресурсов.
Пример 2: Учет ограничений
Если демонтаж опалубки перекрытия производится в здании высотой 35 м, то норма ГЭСН 06-23-002-04 не применяется. В этом случае следует использовать другую норму, например, ГЭСН 06-23-007-04, которая предназначена для демонтажа опалубки перекрытий при высоте здания свыше 30 м до 40 м.
Особенности и ограничения
- Высота здания: Норма строго ограничена высотой здания до 30 метров. Это критически важный параметр, который необходимо проверять по проектной документации.
- Тип конструкции: Норма применяется исключительно для демонтажа опалубки перекрытий. Для других монолитных железобетонных конструкций (стен, колонн, фундаментов) предусмотрены отдельные нормы.
- Состояние бетона: Демонтаж опалубки должен производиться только после набора бетоном достаточной прочности, как правило, не менее 50-80% от проектной. Это обеспечивает безопасность конструкции и предотвращает ее повреждение. Слишком ранний демонтаж может привести к деформациям, а слишком поздний – к затруднению снятия опалубки из-за сильной адгезии.
- Многоразовая опалубка: Норма подразумевает демонтаж многоразовой (инвентарной) опалубки, которая после очистки может быть использована повторно.
Полезная информация для сметчика
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение типа конструкции: Одна из самых частых ошибок – применение нормы 06-23-002-04 для демонтажа опалубки стен, колонн или фундаментов. Решение: Всегда тщательно проверяйте, для какого именно элемента конструкции применяется норма. Для стен используйте нормы, например, ГЭСН 06-23-002-01 (для стен), для колонн – ГЭСН 06-23-002-02 (для колонн) или ГЭСН 06-23-002-03 (для колонн), для фундаментов – нормы из таблицы 06-24-002, например, ГЭСН 06-24-002-01 (для фундаментных плит).
- Игнорирование высоты здания: Применение данной нормы для зданий выше 30 метров является грубой ошибкой. Решение: Для зданий свыше 30 метров используйте соответствующие нормы, например, ГЭСН 06-23-007-04 (для перекрытий свыше 30 м).
- Неверный учет амортизации опалубки: Некоторые сметчики пытаются включить стоимость или амортизацию опалубки в трудозатраты данной нормы. Решение: Помните, что "Опалубка инвентарная (амортизация): 0 ч" означает, что прямые трудозатраты на амортизацию не учтены. Сама стоимость опалубки или ее аренды учитывается отдельно как материальные или эксплуатационные затраты, часто как "прочие" (П) ресурсы.
- Неучет технологических особенностей: Демонтаж опалубки – это не просто "снятие". Он включает очистку, спуск, а также требует соблюдения сроков набора прочности бетоном. Решение: Всегда учитывайте полный состав работ, предусмотренный нормой, и технологические требования к процессу демонтажа.
Практические советы
- Внимательно изучайте проект: Перед началом составления сметы убедитесь, что вы точно знаете тип демонтируемых конструкций (перекрытия), их площадь и высоту здания. Это поможет избежать ошибок в выборе нормы.
- Контролируйте прочность бетона: На строительной площадке необходимо строго следить за набором бетоном проектной прочности перед демонтажем опалубки. Это не только вопрос безопасности, но и качества конечной конструкции.
- Используйте смазки для опалубки: При монтаже опалубки рекомендуется применять специальные смазки. Это значительно упрощает последующий демонтаж, предотвращает прилипание бетона к щитам и продлевает срок службы опалубочных элементов.
- Организация рабочего места: Эффективный демонтаж требует хорошей организации. Обеспечьте свободный доступ к элементам опалубки, безопасные пути спуска и место для складирования очищенных элементов.
- Актуальность нормативов: Всегда используйте актуальные редакции ГЭСН. Нормативы могут обновляться, и это влияет на ресурсные показатели.
Связанные нормы
Для полного понимания цикла работ с монолитными железобетонными конструкциями сметчику полезно знать следующие связанные нормы:
- ГЭСН 06-01-087-02: Монтаж и демонтаж крупнощитовой опалубки перекрытий. Эта норма описывает работы по установке опалубки, которые предшествуют демонтажу.
- ГЭСН 06-23-002-01: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания до 30 м: стен.
- ГЭСН 06-23-002-02: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания до 30 м: колонн периметром до 1200 мм.
- ГЭСН 06-23-002-03: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания до 30 м: колонн периметром свыше 1200 мм.
- ГЭСН 06-23-007-04: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций надземной части зданий, при высоте здания свыше 30 м до 40 м: перекрытия.
- ГЭСН 06-24-002-01: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций: фундаментных плит.
- ГЭСН 06-24-002-04: Демонтаж опалубки монолитных железобетонных конструкций: фундаментов ленточных с подколонниками.
Контрольные моменты
- Соответствие проекту: Убедитесь, что объемы и тип демонтируемых конструкций полностью соответствуют проектной документации.
- Качество поверхности: После демонтажа опалубки необходимо проверить качество бетонной поверхности. На ней не должно быть значительных дефектов, наплывов или повреждений, которые могли бы потребовать дополнительных работ по их устранению.
- Техника безопасности: Демонтаж опалубки – это потенциально опасный вид работ. Строгое соблюдение правил техники безопасности, использование средств индивидуальной защиты и правильная организация рабочего процесса являются обязательными.
- Утилизация/складирование: Планируйте место для временного складирования демонтированных элементов опалубки и их дальнейшую утилизацию или транспортировку для повторного использования. Очистка и правильное хранение продлевают срок службы опалубки.
Использование данной статьи поможет сметчикам более глубоко понять и правильно применять норму ГЭСН 06-23-002-04, избегая распространенных ошибок и обеспечивая точность сметных расчетов.
Ключевые моменты
-
Норма 06-23-002-04 применяется для демонтажа опалубки монолитных железобетонных перекрытий.
-
Действует для надземной части зданий высотой строго до 30 метров.
-
Включает демонтаж элементов, очистку от бетона, снятие проемообразователей и спуск опалубки.
-
Основные ресурсы: рабочие (средний разряд 3,2), башенные и автомобильные краны, бортовые автомобили.
-
Амортизация инвентарной опалубки не учитывается в трудозатратах данной нормы, а относится к прочим затратам или эксплуатации оборудования.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 06-23-002-04?
Когда применяется ГЭСН 06-23-002-04?
Норма ГЭСН 06-23-002-04 применяется для демонтажа опалубки монолитных железобетонных перекрытий в надземной части зданий, высота которых не превышает 30 метров.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены пиломатериалы: доска обрезная хвойных пород естественной влажности толщиной 25 мм (0.02 м3 на 100 м2) и толщиной 44-50 мм (0.11 м3 на 100 м2). Амортизация инвентарной опалубки не является материалом в прямом смысле и не учитывается в трудозатратах этой нормы, а относится к прочим затратам.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 50.32 чел.-ч на 100 м2 демонтируемой поверхности опалубки, при среднем разряде работы 3,2.
4 Учитывает ли норма стоимость самой опалубки?
Учитывает ли норма стоимость самой опалубки?
Нет, данная норма не учитывает стоимость самой опалубки или ее амортизацию в составе прямых трудозатрат. В норме указано "Опалубка инвентарная (амортизация): 0 ч", что означает, что эти затраты учитываются отдельно как материальные или эксплуатационные расходы (например, аренда или амортизационные отчисления), часто как "прочие" ресурсы.
5 Можно ли применять эту норму для демонтажа опалубки стен или колонн?
Можно ли применять эту норму для демонтажа опалубки стен или колонн?
Нет, норма ГЭСН 06-23-002-04 предназначена исключительно для демонтажа опалубки перекрытий. Для демонтажа опалубки стен, колонн или фундаментов существуют другие специализированные нормы в сборнике ГЭСН.
Практические советы
Всегда проверяйте проектную документацию на предмет типа конструкции (перекрытие) и высоты здания (до 30 м) перед применением нормы.
Контролируйте достижение бетоном необходимой прочности (50-80% от проектной) перед началом демонтажных работ для обеспечения безопасности и качества.
Используйте специальные смазки для опалубки при ее монтаже, чтобы облегчить последующий демонтаж и продлить срок службы опалубочных элементов.
Обеспечьте безопасные условия труда, включая использование средств индивидуальной защиты и соблюдение технологических карт демонтажа.
Регулярно проверяйте актуальность применяемых нормативов ГЭСН, так как они могут обновляться.
Частые ошибки
Применение нормы для демонтажа опалубки стен, колонн или фундаментов вместо перекрытий.
Использование нормы для зданий высотой более 30 метров.
Неправильный учет амортизации инвентарной опалубки, попытка включить ее в прямые трудозатраты нормы.
Игнорирование необходимости набора бетоном достаточной прочности перед демонтажем опалубки, что может привести к повреждению конструкции или опалубки.