Введение
Норма ГЭСН 08-01-069-02 является частью Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм) и относится к сборнику 8 "Электротехнические установки". Она регламентирует затраты на выполнение работ по монтажу сборных шин, состоящих из двух полос в фазе, выполненных из меди или алюминия, с сечением свыше 250 до 500 мм2.
Основное назначение данной нормы – определение ресурсных показателей (трудозатрат рабочих, времени эксплуатации машин и механизмов, расхода материалов) для корректного расчета прямых затрат при составлении сметной документации на электромонтажные работы. Единицей измерения для данной нормы является 100 метров смонтированной шины.
Применение ГЭСН 08-01-069-02 позволяет сметчикам точно учесть все необходимые операции, связанные с подготовкой, прокладкой и соединением шин, обеспечивая прозрачность и обоснованность сметной стоимости. Важно отметить, что данная норма, как и другие ГЭСН, отражает среднеотраслевые затраты и является основой для разработки единичных расценок.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 08-01-069-02 включает в себя полный комплекс работ, необходимых для монтажа сборных шин указанного типа. В состав работ входят следующие операции:
- Заготовка, окраска и прокладка шин. Этот этап включает в себя все подготовительные работы с шинами: их раскрой, при необходимости – изгиб с помощью шиногибов, подготовка поверхности к окраске, нанесение защитного или маркировочного слоя краски, а также непосредственная прокладка шин по проектным трассам.
- Установка шинодержателей, компенсаторов и междушинных прокладок. На данном этапе производится монтаж всех элементов, обеспечивающих надежное крепление шин, компенсацию температурных расширений и электрическую изоляцию между отдельными полосами или фазами. Шинодержатели обеспечивают фиксацию шин, компенсаторы предотвращают деформации от температурных перепадов, а междушинные прокладки гарантируют необходимое изоляционное расстояние.
- Соединение шин. Завершающий этап, включающий в себя все работы по электрическому и механическому соединению отдельных секций шин. Это может быть сварка, болтовые соединения или другие методы, обеспечивающие надежный контакт и требуемую проводимость.
Материалы и ресурсы
В норме ГЭСН 08-01-069-02 учтены затраты на следующие вспомогательные материалы и ресурсы, необходимые для выполнения работ:
- Аргон газообразный, сорт I: 1.02 м3 на 100 м шины. Используется, как правило, при сварочных работах для создания защитной среды, предотвращающей окисление металла.
- Болты с гайками и шайбами строительные: 13.3 кг на 100 м шины. Применяются для выполнения болтовых соединений шин, а также для крепления шинодержателей и других элементов.
- Шайбы стальные оцинкованные пружинные (гровер), диаметр отверстия М3: 0.001 т на 100 м шины. Используются для предотвращения самоотвинчивания болтовых соединений, обеспечивая их надежность.
- Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 2.93 кг на 100 м шины. Предназначена для окраски шин, что может быть необходимо для защиты от коррозии, электрической изоляции или фазировки.
Важное примечание: В данной норме не учтена стоимость основного материала шин (меди или алюминия). Это означает, что сами медные или алюминиевые шины должны быть учтены в смете отдельной позицией по соответствующим нормам на материалы (ФССЦ). Норма 08-01-069-02 покрывает только затраты на их обработку и монтаж.
Трудозатраты и время выполнения
Для выполнения работ по норме ГЭСН 08-01-069-02 предусмотрены следующие трудозатраты:
- Затраты труда рабочих-монтажников (средний разряд 4,0): 95.8 чел.-ч на 100 м шины. Это основной объем трудозатрат, включающий все ручные операции по заготовке, прокладке, установке и соединению шин.
- Затраты труда машинистов (справочно, входит в стоимость эксплуатации машин): 13.86 чел.-ч на 100 м шины. Эти затраты связаны с эксплуатацией строительных машин и механизмов, используемых при монтаже.
Машины и оборудование
Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование следующей строительной техники и оборудования:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.63 маш.-ч на 100 м шины. Используются для подъема и перемещения тяжелых или длинных секций шин.
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.63 маш.-ч на 100 м шины. Применяются для доставки материалов и оборудования на место проведения работ.
- Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 3.66 маш.-ч на 100 м шины. Необходимы для выполнения сварочных соединений шин.
- Станки сверлильные: 2.27 маш.-ч на 100 м шины. Используются для сверления отверстий в шинах для болтовых соединений или крепления.
- Шиногибы гидравлические универсальные: 12.6 маш.-ч на 100 м шины. Применяются для точной гибки шин в соответствии с проектными требованиями.
Требования к квалификации
Средний разряд работы, указанный в норме, составляет 4,0. Это означает, что для выполнения работ по монтажу сборных шин требуется квалифицированный персонал, обладающий соответствующими навыками и опытом в электромонтажных работах. Рабочие должны уметь работать с электротехническим оборудованием, выполнять сварочные и монтажные операции, а также соблюдать требования техники безопасности.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения нормы ГЭСН 08-01-069-02 в сметной документации, сметчику следует придерживаться следующего алгоритма:
- Определение объема работ: Из проектной документации необходимо получить общую длину монтируемых сборных шин (две полосы в фазе, медные или алюминиевые) с сечением свыше 250 до 500 мм2. Объем работ выражается в метрах.
- Перевод объема в единицы измерения нормы: Поскольку единица измерения нормы – 100 м, полученный объем работ в метрах необходимо разделить на 100. Например, если общая длина шин составляет 350 м, то объем для сметы будет 3.5 (350 м / 100 м).
- Расчет ресурсных показателей: Умножить полученный объем (в единицах нормы) на нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов). Например, для 3.5 единиц нормы трудозатраты рабочих составят 3.5 * 95.8 чел.-ч = 335.3 чел.-ч.
- Учет стоимости ресурсов: Полученные объемы ресурсов умножаются на их текущую стоимость (в базисных или текущих ценах с применением индексов пересчета). Важно помнить, что стоимость самих медных или алюминиевых шин не входит в данную норму и должна быть учтена отдельно.
- Формирование сметы: Включить рассчитанные прямые затраты в локальную смету, добавив накладные расходы и сметную прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями.
Примеры использования
Пример 1: Расчет для 500 метров шины
Предположим, необходимо смонтировать 500 метров сборной медной шины сечением 400 мм2 (две полосы в фазе).
- Объем работ в единицах нормы: 500 м / 100 м = 5 единиц.
- Трудозатраты рабочих: 5 * 95.8 чел.-ч = 479 чел.-ч.
- Трудозатраты машинистов: 5 * 13.86 чел.-ч = 69.3 чел.-ч.
- Расход аргона: 5 * 1.02 м3 = 5.1 м3.
- Расход болтов: 5 * 13.3 кг = 66.5 кг.
- Расход краски: 5 * 2.93 кг = 14.65 кг.
- Машино-часы крана: 5 * 0.63 маш.-ч = 3.15 маш.-ч.
Далее эти ресурсные показатели умножаются на их текущую стоимость для получения прямых затрат.
Особенности и ограничения
- Сечение шин: Норма строго привязана к сечению шин свыше 250 до 500 мм2. Использование ее для шин меньшего или большего сечения является ошибкой. Для других сечений следует применять соответствующие нормы: ГЭСН 08-01-069-01 (до 250 мм2), ГЭСН 08-01-069-03 (свыше 500 до 1000 мм2) или ГЭСН 08-01-069-04 (свыше 1000 до 1500 мм2).
- Материал шин: Норма применима как для медных, так и для алюминиевых шин. Выбор материала не влияет на применяемость данной нормы, но влияет на стоимость самого материала, которая учитывается отдельно.
- Комплексность работ: Норма учитывает полный комплекс работ по монтажу шин, включая заготовку, окраску, прокладку, установку крепежных элементов и соединение. Дополнительные работы, не входящие в состав (например, демонтаж старых шин, устройство проходов через стены), должны нормироваться отдельно.
- Условия производства работ: В некоторых случаях могут применяться поправочные коэффициенты к нормам, учитывающие усложняющие факторы (например, работы на высоте, в стесненных условиях, в действующих электроустановках). Эти коэффициенты регламентируются общими положениями к сборникам ГЭСНм.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение сечения: Одна из самых распространенных ошибок – применение нормы 08-01-069-02 для шин, сечение которых не соответствует диапазону "свыше 250 до 500 мм2". Всегда тщательно проверяйте проектные данные и выбирайте соответствующую норму из таблицы 08-01-069.
- Включение стоимости шин в норму: Сметчики иногда ошибочно полагают, что данная норма включает стоимость самих медных или алюминиевых шин. Это не так. Норма покрывает только затраты на монтаж. Стоимость материала шин должна быть добавлена отдельной позицией в смету.
- Игнорирование единицы измерения: Норма приведена на 100 метров шины. Ошибки в пересчете общего объема работ на эту единицу могут привести к значительным искажениям в смете.
- Неучет сопутствующих работ: Хотя норма включает основные операции, некоторые специфические работы (например, устройство сложных опорных конструкций, проходных изоляторов, если они не входят в комплект шинодержателей) могут требовать дополнительного нормирования. Внимательно изучайте проект и техническую часть сборника ГЭСНм 08.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся электроснабжения и расположения шинопроводов. Это поможет точно определить тип, материал и сечение шин, а также условия их монтажа.
- Консультации с инженерами: При возникновении сомнений относительно состава работ или применяемых технологий, не стесняйтесь консультироваться с проектировщиками или инженерами-электриками. Их разъяснения помогут избежать ошибок в смете.
- Использование актуальных баз: Всегда используйте актуальные редакции ГЭСН и индексы пересчета в текущие цены. Нормативы могут обновляться, и использование устаревших данных приведет к некорректным расчетам.
- Проверка обоснования: Обоснование нормы (НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0 и т.д.) указывает на официальные источники, на которых базируется норма. Хотя сметчику не всегда требуется углубляться в эти документы, знание их наличия подтверждает достоверность нормы.
Связанные нормы
Норма ГЭСН 08-01-069-02 является частью таблицы 08-01-069, которая охватывает монтаж сборных шин (две полосы в фазе) различных сечений. К связанным нормам относятся:
- ГЭСН 08-01-069-01: Шина сборная - две полосы в фазе, медная или алюминиевая сечением: до 250 мм2. Применяется для шин меньшего сечения.
- ГЭСН 08-01-069-03: Шина сборная - две полосы в фазе, медная или алюминиевая сечением: свыше 500 до 1000 мм2. Применяется для шин большего сечения.
- ГЭСН 08-01-069-04: Шина сборная - две полосы в фазе, медная или алюминиевая сечением: свыше 1000 до 1500 мм2. Применяется для шин еще большего сечения.
Также при составлении сметы могут потребоваться нормы из других разделов сборника ГЭСНм 08, например, для монтажа опорных конструкций, прокладки кабелей или установки другого электрооборудования, если эти работы не учтены в данной норме.
Контрольные моменты
При проверке сметы, содержащей норму ГЭСН 08-01-069-02, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие сечения: Убедитесь, что указанное в смете сечение шин (свыше 250 до 500 мм2) соответствует проектным данным.
- Наличие материала шин: Проверьте, учтена ли стоимость самих медных или алюминиевых шин отдельной позицией в смете.
- Правильность пересчета: Удостоверьтесь, что объем работ корректно пересчитан на 100 метров.
- Применение коэффициентов: Если применены поправочные коэффициенты, проверьте их обоснованность согласно технической части сборника ГЭСНм.
- Полнота состава работ: Убедитесь, что все необходимые работы по монтажу шин учтены либо данной нормой, либо дополнительными расценками.
Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам избежать ошибок и обеспечить точность и достоверность сметной документации при расчете стоимости монтажа сборных шин.
Ключевые моменты
-
Применяется для монтажа сборных шин (две полосы в фазе) из меди или алюминия.
-
Охватывает сечение шин от 250 до 500 мм2.
-
Включает заготовку, окраску, прокладку, установку шинодержателей, компенсаторов, междушинных прокладок и соединение шин.
-
Единица измерения нормы — 100 метров смонтированной шины.
-
Не учитывает стоимость основного материала шин, только затраты на их монтаж и сопутствующие материалы.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 08-01-069-02?
Когда применяется ГЭСН 08-01-069-02?
ГЭСН 08-01-069-02 применяется для определения ресурсных затрат на монтаж сборных шин, состоящих из двух полос в фазе, выполненных из меди или алюминия, с сечением свыше 250 до 500 мм2.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены вспомогательные материалы, такие как аргон газообразный (1.02 м3), болты с гайками и шайбами строительные (13.3 кг), шайбы стальные оцинкованные пружинные (0.001 т) и краска масляная (2.93 кг). Стоимость самих медных или алюминиевых шин данной нормой не учитывается и должна быть добавлена отдельно.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 95.8 чел.-ч трудозатрат рабочих-монтажников (средний разряд 4.0) и 13.86 чел.-ч трудозатрат машинистов на каждые 100 метров смонтированной шины.
4 Какие машины и механизмы предусмотрены нормой?
Какие машины и механизмы предусмотрены нормой?
Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование кранов на автомобильном ходу (грузоподъемность 16 т), автомобилей бортовых (до 5 т), аппаратов сварочных для ручной дуговой сварки (до 350 А), станков сверлильных и шиногибов гидравлических универсальных.
Практические советы
Всегда проверяйте проектное сечение шин и выбирайте соответствующую норму из таблицы 08-01-069.
Убедитесь, что стоимость самих медных или алюминиевых шин учтена в смете отдельной позицией по соответствующим нормам на материалы (ФССЦ).
Тщательно пересчитывайте объем работ на единицу измерения нормы (100 м) для получения точных ресурсных показателей.
Применяйте поправочные коэффициенты, если условия производства работ отличаются от нормальных (например, работы на высоте, в стесненных условиях), согласно общим положениям ГЭСНм.
Частые ошибки
Неправильное применение нормы для шин с сечением, не входящим в диапазон свыше 250 до 500 мм2.
Ошибочное включение стоимости основного материала шин (меди или алюминия) в данную норму, вместо учета их отдельной позицией.
Некорректный пересчет объема работ, если он не кратен 100 метрам, что является единицей измерения нормы.
Игнорирование необходимости дополнительного нормирования работ, не входящих в состав данной нормы (например, демонтаж, устройство сложных проходов).