Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-02-301-02

08-02-301

Кронштейн: → трамвайный двусторонний

Подробное описание
Группа: Кронштейн: Состав работ: Установка кронштейнов на опору.; Установка хомутов.; Окраска кронштейнов. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
08-02-301
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
Определяются нормативным временем выполнения работ по ГЭСН (3 чел.-ч на 1 шт. для рабочих, 0.85 чел.-ч для машинистов)
Основное назначение
Установка двусторонних трамвайных кронштейнов на опору, включая установку хомутов и окраску кронштейнов.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,8 3
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.01
Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг 0.825
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.01
Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный кг 0.35

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-02-301-02 "Кронштейн: трамвайный двусторонний" является одним из важнейших элементов в системе ценообразования для объектов городского электротранспорта. Эта норма относится к Сборнику № 8 "Электротехнические установки" ГЭСНм-2001 (редакции 2008, 2014, 2020, 2022 годов), который предназначен для определения затрат на электромонтажные работы при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте предприятий, зданий и сооружений, включая контактные сети трамваев и троллейбусов.

Основное назначение данной нормы – регламентация ресурсных затрат (трудозатрат рабочих, времени эксплуатации машин и механизмов, расхода материальных ресурсов) на выполнение полного комплекса работ по установке двусторонних кронштейнов, используемых в контактной сети трамвая. Двусторонние кронштейны применяются для крепления контактных проводов и элементов подвесной системы, обеспечивая надежность и стабильность работы трамвайной линии.

Правильное применение ГЭСН 08-02-301-02 критически важно для точного формирования сметной стоимости, поскольку она напрямую влияет на экономическую эффективность проекта. Норма учитывает специфику работ на высоте, с использованием специализированной техники, и необходимость соблюдения строгих требований безопасности.

Техническая информация

Состав работ по норме

ГЭСН 08-02-301-02 охватывает комплекс работ, необходимых для полноценной установки одного двустороннего трамвайного кронштейна. Согласно описанию нормы, в ее состав включены следующие операции:

  1. Установка кронштейнов на опору. Эта операция включает подъем кронштейна на проектную высоту и его точное позиционирование на опоре. Кронштейны могут устанавливаться на различные типы опор (металлические, железобетонные), и способ крепления может варьироваться (например, с использованием хвостовика, обечайки или накладных элементов). Работа требует использования подъемных механизмов, таких как краны на автомобильном ходу или телескопические подъемники, для обеспечения безопасности и точности монтажа.
  2. Установка хомутов. После позиционирования кронштейна производится его надежная фиксация на опоре с помощью специальных хомутов. Хомуты обеспечивают прочное и долговечное крепление, предотвращая смещение кронштейна под воздействием эксплуатационных нагрузок (например, натяжения контактных проводов, ветровых нагрузок). Эта операция включает затяжку болтовых соединений с требуемым моментом, что гарантирует надежность узла.
  3. Окраска кронштейнов. Завершающим этапом является окраска установленных кронштейнов. Окраска выполняется для защиты металлоконструкций от коррозии, воздействия атмосферных осадков, ультрафиолетового излучения и других агрессивных факторов внешней среды. В норме учтен расход масляной краски МА-0115. Качество окраски напрямую влияет на срок службы кронштейна и всей контактной сети.

Все эти операции являются неотъемлемой частью технологического процесса и учтены в норме как единый комплекс работ по установке одной единицы изделия.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ по норме ГЭСН 08-02-301-02 предусмотрен расход следующих основных материальных ресурсов и использования машин и механизмов:

  • Материалы:

  • Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 0.35 кг на единицу кронштейна. Эта краска используется для антикоррозийной защиты установленных кронштейнов.

  • Машины и оборудование:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.01 маш.-ч. Используются для подъема и позиционирования кронштейнов на опорах.

  • Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 0.825 маш.-ч. Применяются для подъема рабочих и инструментов на высоту для выполнения монтажных и окрасочных работ.

  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.01 маш.-ч. Используются для доставки материалов, инструментов и оборудования к месту проведения работ.

Трудозатраты и время выполнения

Трудозатраты по норме ГЭСН 08-02-301-02 определяются нормативным временем выполнения работ, которое устанавливается для бригады рабочих со средним разрядом 3,8. Согласно данным, приведенным в различных источниках, затраты труда рабочих составляют 3 чел.-ч на единицу измерения (1 шт. кронштейна). Затраты труда машинистов составляют 0.85 чел.-ч. Эти показатели включают в себя время на основные, вспомогательные, подготовительно-заключительные работы, а также на отдых и личные надобности рабочих.

Важно отметить, что ГЭСН содержит именно нормы расхода ресурсов, а не их стоимость в денежном выражении. Стоимость трудозатрат и эксплуатации машин рассчитывается путем умножения нормативных показателей на текущие расценки (тарифные ставки рабочих и стоимость машино-часа) в соответствии с действующими территориальными или федеральными единичными расценками (ФЕР) и индексами пересчета в текущие цены.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 3,8 указывает на то, что для выполнения данного комплекса работ требуется бригада квалифицированных рабочих. Рабочие должны обладать знаниями и навыками в области монтажа электротехнических установок, в частности, контактных сетей городского электротранспорта.

В их обязанности входит:

  • Чтение проектной документации и схем.
  • Работа с подъемными механизмами и высотным оборудованием.
  • Навыки точной установки и крепления металлоконструкций.
  • Знание технологий окраски и антикоррозийной обработки.
  • Строгое соблюдение правил техники безопасности при работе на высоте и вблизи действующих электрических сетей.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения ГЭСН 08-02-301-02 в сметной документации рекомендуется следующий алгоритм:

  1. Определение объема работ: Прежде всего, необходимо точно определить количество двусторонних трамвайных кронштейнов, подлежащих установке, согласно проектной документации. Единица измерения нормы – 1 шт.
  2. Применение нормы: Для каждой единицы кронштейна применяются ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 08-02-301-02: затраты труда рабочих, время работы машин и механизмов, расход материалов.
  3. Расчет прямых затрат:
  • Заработная плата рабочих: Умножить нормативные трудозатраты рабочих (3 чел.-ч) на текущую тарифную ставку рабочего соответствующего разряда.
  • Эксплуатация машин и механизмов: Умножить нормативное время работы каждой машины (краны, подъемники, автомобили) на текущую стоимость машино-часа для данного типа техники.
  • Стоимость материалов: Умножить нормативный расход краски (0.35 кг) на текущую закупочную стоимость краски.
  1. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам применяются нормативы накладных расходов и сметной прибыли, установленные для данного вида работ и региона.
  2. Применение индексов пересчета: Для перевода сметной стоимости из базисного уровня цен (например, 2000 или 2001 года) в текущий уровень цен используются соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.

Примеры использования

Пример 1: Новое строительство трамвайной линии. Предположим, требуется установить 50 двусторонних трамвайных кронштейнов на новой трамвайной линии. Сметчик применяет ГЭСН 08-02-301-02 для каждой из 50 единиц. В результате он получает общие нормативные затраты: 50 шт. * 3 чел.-ч/шт. = 150 чел.-ч трудозатрат рабочих; 50 шт. * 0.825 маш.-ч/шт. = 41.25 маш.-ч работы подъемника и т.д. Эти ресурсные показатели затем переводятся в денежное выражение с учетом текущих цен и индексов.

Пример 2: Реконструкция существующей контактной сети. При замене 10 поврежденных двусторонних кронштейнов на действующей трамвайной линии, сметчик также использует ГЭСН 08-02-301-02. Однако, в зависимости от условий производства работ (например, работа в стесненных условиях, в ночное время, в условиях движения транспорта), могут применяться повышающие коэффициенты к нормам затрат труда и эксплуатации машин, согласно соответствующим методическим указаниям.

Особенности и ограничения

  • Условия производства работ: Норма рассчитана на стандартные условия. При работе в осложненных условиях (например, в условиях плотной городской застройки, при наличии подземных коммуникаций, в ночное время, при интенсивном движении транспорта) могут применяться повышающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН или соответствующими методическими указаниями.
  • Высота установки: Хотя норма учитывает использование подъемников, экстремальные высоты или особые требования к доступу могут потребовать дополнительных обоснований или применения других норм для вспомогательных работ (например, устройство строительных лесов, если подъемник не может обеспечить доступ).
  • Тип опоры: Норма не детализирует тип опоры (металлические, железобетонные). Предполагается, что кронштейн устанавливается на уже готовую опору. Работы по установке самих опор учитываются по другим нормам.
  • Подготовительные работы: Норма не включает работы по подготовке места установки, демонтажу старых конструкций (если это реконструкция), транспортировке кронштейнов на значительные расстояния от приобъектного склада (более 50 м). Эти работы должны учитываться отдельно.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение единицы измерения: Норма 08-02-301-02 применяется на 1 шт. кронштейна. Ошибка может возникнуть при попытке применить норму на метр трамвайного пути или другую единицу. Как избежать: Всегда сверяйтесь с единицей измерения, указанной в ГЭСН.
  2. Игнорирование состава работ: Некоторые сметчики могут ошибочно исключать из расчета окраску или установку хомутов, полагая, что это отдельные работы. Однако эти операции уже учтены в данной норме. Как избежать: Внимательно изучайте "Состав работ" для каждой применяемой нормы.
  3. Неучет повышающих коэффициентов: Работа на действующей контактной сети, в стесненных городских условиях или в ночное время часто требует применения повышающих коэффициентов. Их игнорирование приведет к занижению сметной стоимости. Как избежать: Ознакомьтесь с технической частью сборника ГЭСНм 08 и соответствующими методическими указаниями по применению коэффициентов, учитывающих усложняющие факторы.
  4. Неправильный расчет трудозатрат: ГЭСН предоставляет нормы в чел.-ч. Ошибка может возникнуть при прямом пересчете в количество рабочих без учета нормативного времени. Как избежать: Используйте нормативные показатели трудозатрат (чел.-ч) и машино-часов, а затем применяйте к ним текущие тарифные ставки и стоимость машино-часа.
  5. Использование устаревших редакций норм: Сметные нормы регулярно обновляются. Использование устаревшей редакции может привести к некорректным расчетам. Как избежать: Всегда проверяйте актуальность используемой нормативной базы (например, ФСНБ-2022 или более поздние редакции).

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, включая чертежи, пояснительные записки и спецификации. Это поможет точно определить объем работ и условия их выполнения.
  • Фотофиксация и акты обследования: При реконструкции или ремонте существующей контактной сети рекомендуется проводить фотофиксацию и составлять акты обследования, подтверждающие наличие усложняющих факторов, которые могут обосновать применение повышающих коэффициентов.
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или при наличии нестандартных условий, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или инженерам-проектировщикам.
  • Использование сметных программ: Современные сметные программы значительно упрощают работу, автоматизируя расчеты и помогая избежать многих ошибок. Они также содержат актуальные нормативные базы и индексы.

Связанные нормы

При составлении смет на строительство или реконструкцию трамвайных линий, норма ГЭСН 08-02-301-02 часто применяется в комплексе с другими нормами Сборника № 8 "Электротехнические установки" и других сборников. Вот некоторые из них:

Контрольные моменты

При приемке работ, выполненных по норме ГЭСН 08-02-301-02, а также при проверке сметной документации, следует обращать внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие проекту: Фактически установленные кронштейны должны соответствовать проектным решениям по типу, размерам и месту установки.
  • Качество монтажа: Проверка надежности крепления кронштейнов и хомутов, отсутствие люфтов, правильность позиционирования.
  • Качество окраски: Окрашенная поверхность должна быть равномерной, без потеков, пропусков и отслоений, обеспечивая полноценную антикоррозийную защиту.
  • Соблюдение требований безопасности: Все работы должны выполняться с соблюдением правил техники безопасности, особенно при работе на высоте и с электроустановками.
  • Наличие исполнительной документации: Акты скрытых работ (при необходимости), акты освидетельствования ответственных конструкций, журналы производства работ.

Заключение

ГЭСН 08-02-301-02 является фундаментальной нормой для определения ресурсных затрат на установку двусторонних трамвайных кронштейнов. Ее корректное применение требует глубокого понимания состава работ, учтенных ресурсов и механизмов, а также умения учитывать специфические условия производства работ. Сметчикам необходимо постоянно отслеживать актуальные редакции нормативных документов, использовать комплексный подход при расчете сметы, учитывая взаимосвязь с другими нормами, и обращать внимание на потенциальные ошибки. Соблюдение этих принципов позволит формировать точные и обоснованные сметы, способствующие эффективной реализации проектов по строительству и модернизации городского электротранспорта.

Ключевые моменты

  • Норма 08-02-301-02 применяется для установки одного двустороннего трамвайного кронштейна.

  • Состав работ включает установку кронштейнов на опору, установку хомутов и окраску.

  • Учтены затраты на краны, телескопические подъемники, бортовые автомобили и масляную краску.

  • Трудозатраты рабочих составляют 3 чел.-ч на единицу при среднем разряде 3,8.

  • Применение повышающих коэффициентов возможно при работе в осложненных условиях (ночь, стесненность, действующая сеть).

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-02-301-02 применяется для определения ресурсных затрат на установку двусторонних кронштейнов в контактной сети трамвая при новом строительстве, реконструкции или капитальном ремонте.

В норме учтен расход масляной краски МА-0115, мумии, сурика железного в количестве 0.35 кг на один кронштейн. Сам кронштейн и хомуты являются давальческим материалом или учитываются по другим нормам.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих со средним разрядом 3,8 в размере 3 чел.-ч на установку одного кронштейна, а также затраты труда машинистов 0.85 чел.-ч. Эти показатели используются для расчета заработной платы рабочих и стоимости эксплуатации машин в смете.

Нет, ГЭСН 08-02-301-02 учитывает только установку кронштейнов. Работы по демонтажу старых конструкций должны быть учтены по отдельным нормам, например, из того же Сборника № 8 ГЭСНм.

В норме учтены краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (0.01 маш.-ч), подъемники телескопические самоходные с рабочей высотой 26 м и грузоподъемностью 250 кг (0.825 маш.-ч), а также автомобили бортовые грузоподъемностью до 5 т (0.01 маш.-ч).

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию для точного определения объемов работ и условий их выполнения.

2

Применяйте повышающие коэффициенты только при наличии официальных обоснований (актов, предписаний) и в соответствии с методическими указаниями.

3

Используйте актуальные сметные программы, которые содержат обновленные нормативные базы и автоматизируют расчеты.

4

Регулярно проверяйте актуальность нормативной базы ГЭСН, так как они периодически обновляются Минстроем России.

5

Учитывайте, что норма не включает стоимость самого кронштейна и хомутов, а только работы по их установке и окраске.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение количества кронштейнов или применение нормы на другую единицу измерения.

!
Ошибка 2

Исключение из состава работ окраски или установки хомутов, которые уже учтены в норме.

!
Ошибка 3

Неучет или некорректное применение повышающих коэффициентов для осложненных условий труда (например, работа в ночное время, в стесненных условиях, на действующей сети).

!
Ошибка 4

Использование устаревших редакций ГЭСН, что приводит к неактуальным ресурсным показателям.

!
Ошибка 5

Неправильный расчет стоимости трудозатрат и эксплуатации машин без учета текущих тарифных ставок и стоимости машино-часа.

1
08-02-301-01

Кронштейн: трамвайный односторонний и троллейбусный

Применяется для установки односторонних кронштейнов, часто используется в рамках одного проекта с двусторонними.

2
08-02-301-03

Кронштейн: трамвайный двухпутный

Используется для монтажа кронштейнов на двухпутных участках трамвайных линий, имеет схожий состав работ.

3
08-02-302-XX

Поперечины

Нормы для монтажа поперечин контактной сети, которые являются частью подвесной системы и часто устанавливаются совместно с кронштейнами.

4
08-02-303-XX

Элементы системы подвески контактных сетей и продольно-несущих тросов

Охватывает широкий спектр работ по монтажу различных элементов подвесной системы контактной сети.

5
08-05-01-XX

Опоры контактной сети городского электротранспорта

Нормы на установку самих опор, на которые монтируются кронштейны. Работы по установке опор предшествуют монтажу кронштейнов.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
08-02-301
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 3,8: 3 чел.-чКраны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.01 маш.-чПодъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 0.825 маш.-чАвтомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.01 маш.-чКраска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 0.35 кг

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: