Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-02-301-03

08-02-301

Кронштейн: → трамвайный двухпутный

Подробное описание
Группа: Кронштейн: Состав работ: Установка кронштейнов на опору.; Установка хомутов.; Окраска кронштейнов. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
08-02-301
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
Рабочие: 4.1 чел.-ч (разряд 3.8); Машинисты: 1.05 чел.-ч
Основное назначение
Установка кронштейнов на опору для трамвайной контактной сети.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,8 4.1
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.01
Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг 1.025
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.01
Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный кг 0.35

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-02-301-03 относится к сборнику ГЭСНм 08 "Электротехнические установки" и регламентирует затраты на монтаж оборудования, в данном случае — установку трамвайного двухпутного кронштейна. Эта норма является фундаментальной для сметчиков, работающих над проектами строительства, реконструкции или капитального ремонта трамвайных линий, где требуется монтаж элементов контактной сети.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 08-02-301-03 предназначена для определения прямых затрат (трудозатрат рабочих, времени эксплуатации машин и механизмов, расхода материальных ресурсов) при выполнении работ по установке кронштейнов, используемых для поддержания контактной сети трамвая на двухпутных участках. Кронштейны являются ключевыми поддерживающими устройствами контактной сети, обеспечивающими ее пространственное положение и надежность. Норма применяется при составлении локальных сметных расчетов (смет) ресурсным и ресурсно-индексным методами, а также служит основой для разработки единичных расценок и укрупненных сметных нормативов.

Основные характеристики

  • Код нормы: 08-02-301-03
  • Наименование: Кронштейн: трамвайный двухпутный
  • Единица измерения: шт (штука)
  • Тип работ: ГЭСНм (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования)
  • Категория: 08-02-301 (Группа норм, относящихся к кронштейнам для контактных сетей)

Норма учитывает среднеотраслевой уровень строительного производства, принятую технику и технологию выполнения работ, что делает ее обязательной для применения всеми организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, при финансировании строительства с привлечением средств государственного бюджета.

Техническая информация

Детальное понимание состава работ и ресурсных показателей, учтенных в ГЭСН 08-02-301-03, критически важно для корректного сметного расчета.

Состав работ по норме

ГЭСН 08-02-301-03 включает в себя полный комплекс операций, необходимых для установки одного трамвайного двухпутного кронштейна. Согласно описанию, состав работ включает:

  1. Установка кронштейнов на опору: Эта операция предусматривает подъем кронштейна и его надежное крепление к существующей или вновь установленной опоре. Опоры контактной сети — это специальные конструкции, предназначенные для закрепления поддерживающих устройств. Процесс может включать выверку положения, временное закрепление и окончательную фиксацию с использованием крепежных элементов.
  2. Установка хомутов: Хомуты используются для дополнительного крепления кронштейна к опоре или для фиксации других элементов контактной сети на кронштейне. Эта операция обеспечивает дополнительную прочность и устойчивость конструкции.
  3. Окраска кронштейнов: После монтажа кронштейны подлежат окраске для защиты от коррозии и воздействия окружающей среды. В норме учтен расход масляной краски МА-0115, мумии, сурика железного. Окраска является важным этапом, продлевающим срок службы металлоконструкций.

Важно отметить, что ГЭСНы учитывают полный комплекс основных, вспомогательных и сопутствующих работ. Это означает, что в норме уже заложены затраты на подготовительные операции, перемещение материалов в пределах рабочей зоны и другие необходимые действия, которые не выделены отдельными пунктами, но являются неотъемлемой частью технологического процесса.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ по установке трамвайного двухпутного кронштейна нормой 08-02-301-03 предусмотрены следующие материальные ресурсы:

  • Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 0.35 кг на единицу (шт). Этот материал используется для окраски кронштейнов после их установки, обеспечивая антикоррозийную защиту.

Важно учитывать, что ГЭСНы представляют материальные ресурсы по укрупненной номенклатуре, без указания конкретных марок и дополнительных характеристик. При составлении сметы на основании проекта следует уточнять конкретные типы и характеристики материалов.

Трудозатраты и время выполнения

Норма 08-02-301-03 учитывает затраты труда рабочих и машинистов, а также время эксплуатации строительных машин и механизмов.

  • Затраты труда рабочих-монтажников: 4.1 чел.-ч на 1 шт. Средний разряд работы составляет 3.8.
  • Затраты труда машинистов: 1.05 чел.-ч на 1 шт. (справочно, входит в стоимость эксплуатации машин).

Эти показатели отражают средние затраты труда, необходимые для выполнения полного комплекса работ по установке одного кронштейна в нормальных условиях.

Машины и оборудование

Для выполнения работ по норме 08-02-301-03 предусмотрено использование следующей строительной техники:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.01 маш.-ч на 1 шт. Используются для подъема и позиционирования кронштейнов на опорах.
  • Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 1.025 маш.-ч на 1 шт. Необходимы для обеспечения доступа рабочих и материалов к месту установки кронштейна на высоте.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.01 маш.-ч на 1 шт. Применяются для доставки материалов и оборудования на объект.

Требования к квалификации

Средний разряд рабочих, выполняющих работы по данной норме, составляет 3.8. Это означает, что для выполнения работ требуется квалифицированный персонал, способный выполнять монтажные и окрасочные работы на высоте с использованием специализированной техники. Рабочие должны обладать необходимыми навыками и допусками для работы с электротехническими установками и на высоте.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 08-02-301-03 в сметной документации требует понимания не только состава работ, но и алгоритма расчета, а также особенностей, которые могут повлиять на итоговую стоимость.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение количества трамвайных двухпутных кронштейнов, подлежащих установке согласно проектной документации. Единица измерения — "шт".
  2. Применение нормы: В локальную смету вносится позиция ГЭСН 08-02-301-03 с указанным объемом работ.
  3. Расчет прямых затрат: Программное обеспечение для сметных расчетов (например, "ГРАНД-Смета") автоматически подтягивает нормативные показатели по трудозатратам, эксплуатации машин и расходу материалов, умножая их на объем работ.
  • Трудозатраты рабочих: Объем (шт) × 4.1 чел.-ч/шт.
  • Трудозатраты машинистов: Объем (шт) × 1.05 чел.-ч/шт.
  • Время работы кранов: Объем (шт) × 0.01 маш.-ч/шт.
  • Время работы подъемников: Объем (шт) × 1.025 маш.-ч/шт.
  • Время работы автомобилей: Объем (шт) × 0.01 маш.-ч/шт.
  • Расход краски: Объем (шт) × 0.35 кг/шт.
  1. Учет текущих цен: Полученные ресурсные показатели умножаются на текущие цены ресурсов (стоимость человеко-часа рабочих и машинистов, стоимость машино-часа эксплуатации машин, отпускные цены материалов). Для перехода от базисных цен к текущим используются индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами.
  2. Начисление накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями и нормативами.
  3. Учет прочих затрат: При необходимости учитываются прочие затраты, такие как зимнее удорожание, временные здания и сооружения, непредвиденные затраты и т.д., согласно соответствующим нормативам и проектной документации.

Примеры использования

  • Новое строительство трамвайной линии: При прокладке новой трамвайной линии, где требуется установка опор и кронштейнов для контактной сети, ГЭСН 08-02-301-03 применяется для каждого двухпутного кронштейна. Например, если проектом предусмотрена установка 50 таких кронштейнов, то объем работ по данной норме составит 50 шт.
  • Реконструкция существующей контактной сети: В случае замены устаревших или поврежденных кронштейнов на двухпутных участках трамвайной сети, данная норма также используется для расчета затрат на демонтаж (с применением понижающих коэффициентов, если это предусмотрено методиками) и последующую установку новых кронштейнов.

Особенности и ограничения

  • Нормальные условия: ГЭСН 08-02-301-03, как и большинство ГЭСН, разработана с учетом производства работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами, при положительной температуре воздуха. При наличии усложняющих факторов (например, работа в стесненных условиях, на большой высоте, в зимнее время, вблизи действующих коммуникаций) могут применяться повышающие коэффициенты к нормам затрат труда и времени эксплуатации машин.
  • Комплексность: Норма учитывает весь комплекс работ по установке и окраске кронштейна. Дополнительные работы, не входящие в состав (например, подготовка фундамента опоры, монтаж самой опоры, прокладка контактного провода), должны быть учтены по другим соответствующим нормам. Например, работы по монтажу опор могут быть учтены по нормам из раздела "Опоры контактной сети" сборника ГЭСНм 08.
  • Материалы: В норме учтен расход краски. Сам кронштейн, хомуты и другие крепежные элементы (например, болты с гайками и шайбами, которые могут быть учтены дополнительно, как показано в ) являются давальческими материалами или учитываются отдельно по соответствующим сборникам цен на материалы.
  • Трамвайные двухпутные линии: Норма четко указывает на применение для "трамвайного двухпутного" кронштейна. Для однопутных, двусторонних или троллейбусных кронштейнов следует применять другие нормы из той же группы 08-02-301, например, ГЭСНм 08-02-301-01 Кронштейн: односторонний трамвайный и троллейбусный или ГЭСНм 08-02-301-04 Кронштейн: троллейбусный 6-метровый.

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 08-02-301-03 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормативах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неверное определение объема работ: Ошибки в подсчете количества кронштейнов, подлежащих установке, могут привести к существенным искажениям сметной стоимости. Как избежать: Тщательно сверять объемы по проектной документации, чертежам и спецификациям. Использовать актуальные данные из проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР).
  2. Неправильное применение коэффициентов: Использование необоснованных или неактуальных повышающих/понижающих коэффициентов (например, за работу в стесненных условиях, на высоте, в зимнее время) может привести к завышению или занижению сметы. Как избежать: Применять коэффициенты строго в соответствии с Методическими указаниями по применению ГЭСН (например, МДС 81-35.2004 или актуальными приказами Минстроя) и только при наличии обоснования в проекте или актах об усложняющих условиях.
  3. Двойной учет затрат: Иногда сметчики могут ошибочно включать в смету затраты, которые уже учтены в составе данной нормы (например, мелкие вспомогательные операции или перемещение материалов в пределах рабочей зоны). Как избежать: Внимательно изучать состав работ, предусмотренный нормой, и техническую часть сборника ГЭСНм 08.
  4. Использование устаревших или несоответствующих нормативов: Применение норм из старых редакций ГЭСН или норм, не предназначенных для данного типа работ (например, использование нормы для однопутного кронштейна вместо двухпутного). Как избежать: Всегда использовать актуальную редакцию ГЭСН (например, ГЭСН-2020 или ФСНБ-2022) и проверять соответствие наименования и описания нормы фактическому виду работ.
  5. Неправильный учет материалов: Неверное определение стоимости материалов, их марок или объемов, а также отсутствие учета давальческих материалов. Как избежать: Уточнять все характеристики материалов по проектным данным и использовать актуальные сборники текущих цен на материалы. Помнить, что сам кронштейн и хомуты не входят в норму, а учитываются отдельно.

Практические советы

  • Изучайте техническую часть сборников: Перед началом работы с любой нормой ГЭСНм, включая 08-02-301-03, обязательно ознакомьтесь с общими положениями и технической частью соответствующего сборника (ГЭСНм-2001-08 "Электротехнические установки"). Это поможет понять общие правила применения норм, особенности учета ресурсов и возможные коэффициенты.
  • Используйте специализированное ПО: Современные сметные программы значительно упрощают расчеты и помогают избежать многих ошибок, так как содержат актуальные нормативные базы и встроенные проверки.
  • Взаимодействуйте с проектировщиками: Тесное сотрудничество с проектным отделом позволит своевременно получать необходимую информацию об объемах работ, технических решениях и условиях производства, что критически важно для точности сметы.
  • Проверяйте обоснование нормы: Хотя обоснования (например, НР: Пр/812-052.0) являются внутренними ссылками на документы, понимание того, что норма имеет официальное подтверждение, повышает уверенность в ее применении.
  • Учитывайте специфику трамвайной контактной сети: Установка кронштейнов для трамвайной контактной сети имеет свои особенности, связанные с требованиями к высоте подвески, натяжению проводов и обеспечению безопасности движения. Эти аспекты косвенно влияют на выбор оборудования и технологию работ, учтенные в норме.

Связанные нормы

При составлении сметы на работы по контактной сети трамвая, помимо ГЭСН 08-02-301-03, могут потребоваться следующие нормы:

  • ГЭСНм 08-02-301-01 Кронштейн: односторонний трамвайный и троллейбусный: Для установки кронштейнов на однопутных участках или для троллейбусных линий.
  • ГЭСНм 08-02-301-02 Кронштейн: трамвайный двусторонний: Для установки кронштейнов, предназначенных для двусторонней подвески контактного провода.
  • ГЭСНм 08-02-301-04 Кронштейн: троллейбусный 6-метровый: Для специфических троллейбусных кронштейнов.
  • ГЭСНм 08-02-301-05 Фиксатор на кронштейне: Для установки фиксаторов, которые крепятся непосредственно к кронштейнам.
  • Нормы на монтаж опор: Например, из того же сборника ГЭСНм 08, если установка кронштейна сопряжена с монтажом новой опоры.
  • Нормы на прокладку контактного провода: После установки кронштейнов, потребуется прокладка самого контактного провода, что учитывается отдельными нормами, например, из раздела 08-02 "Канализация электроэнергии и электрические сети" сборника ГЭСНм 08.
  • Нормы на земляные работы: Если установка опор требует разработки котлованов, то соответствующие нормы из сборника ГЭСН 01 "Земляные работы" будут применимы.
  • Нормы на окрасочные работы (общие): Хотя окраска учтена в данной норме, для более сложных или масштабных окрасочных работ могут быть применимы другие нормы, например, из сборника ГЭСН 13 "Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии" или ГЭСН 15 "Отделочные работы".

Контрольные моменты

  • Соответствие проекту: Убедитесь, что количество и тип кронштейнов, а также технология их установки, полностью соответствуют проектной документации.
  • Актуальность нормативной базы: Всегда используйте последнюю действующую редакцию ГЭСН и методических указаний.
  • Проверка ресурсных показателей: Сверяйте расход материалов, трудозатраты и время работы машин с данными, указанными в норме, чтобы избежать механических ошибок.
  • Обоснованность коэффициентов: Любые применяемые коэффициенты должны быть обоснованы проектными решениями или фактическими условиями производства работ, подтвержденными соответствующими актами.
  • Комплексность учета: Проверьте, что все необходимые работы учтены, но при этом нет двойного учета. Убедитесь, что учтены все сопутствующие работы, но не включены те, которые уже входят в состав данной нормы.

Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам составлять точные и обоснованные сметы, минимизируя риски возникновения разногласий и обеспечивая прозрачность ценообразования в строительстве трамвайной инфраструктуры.

Ключевые моменты

  • Норма 08-02-301-03 применяется для установки трамвайных двухпутных кронштейнов.

  • Состав работ включает установку кронштейнов на опору, установку хомутов и окраску кронштейнов.

  • Основные ресурсы: краска масляная, краны на автомобильном ходу, телескопические подъемники, бортовые автомобили.

  • Трудозатраты рабочих составляют 4.1 чел.-ч при среднем разряде 3.8, машинистов — 1.05 чел.-ч на штуку.

  • Важно избегать ошибок в объемах, применении коэффициентов и двойном учете затрат.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-02-301-03 применяется для определения затрат на монтаж трамвайных двухпутных кронштейнов, которые используются для поддержания контактной сети трамвая. Это актуально при новом строительстве, реконструкции или капитальном ремонте трамвайных линий.

В норме ГЭСН 08-02-301-03 учтен расход масляной краски МА-0115, мумии и сурика железного в количестве 0.35 кг на одну штуку кронштейна для его окраски. Сам кронштейн и хомуты не входят в норму и учитываются отдельно.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников в размере 4.1 человеко-часа на один кронштейн при среднем разряде работы 3.8. Трудозатраты машинистов составляют 1.05 человеко-часа на один кронштейн.

Для выполнения работ по ГЭСН 08-02-301-03 предусмотрено использование кранов на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (0.01 маш.-ч/шт), телескопических самоходных подъемников с рабочей высотой 26 м и грузоподъемностью 250 кг (1.025 маш.-ч/шт), а также бортовых автомобилей грузоподъемностью до 5 т (0.01 маш.-ч/шт).

Да, повышающие коэффициенты могут быть применены к нормам затрат труда рабочих и времени эксплуатации машин, если работы выполняются в условиях, осложненных внешними факторами (например, стесненные условия, работа на высоте, в зимнее время), при наличии соответствующего обоснования в проекте или актах. Применение коэффициентов регулируется Методическими указаниями по применению ГЭСН.

Практические советы

1

Всегда сверяйте объемы работ по ГЭСН 08-02-301-03 с проектной документацией и спецификациями для обеспечения точности расчета.

2

Изучайте техническую часть сборника ГЭСНм 08, чтобы понимать полный состав работ, учтенных в норме, и правила применения коэффициентов.

3

Используйте актуальные версии сметных программ, которые содержат обновленные нормативные базы и помогают выявлять ошибки.

4

Учитывайте, что кронштейн и хомуты не входят в состав нормы и должны быть учтены в смете как отдельные материалы.

5

При необходимости применения повышающих коэффициентов, убедитесь в их обоснованности и соответствии действующим методическим указаниям.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неверное определение количества устанавливаемых кронштейнов по проектной документации, что приводит к искажению объемов работ.

!
Ошибка 2

Необоснованное или некорректное применение повышающих/понижающих коэффициентов к нормам затрат труда и машин.

!
Ошибка 3

Двойной учет затрат на вспомогательные операции или перемещение материалов, которые уже учтены в составе нормы.

!
Ошибка 4

Использование устаревших редакций ГЭСН или норм, не соответствующих типу кронштейна (например, для однопутного вместо двухпутного).

!
Ошибка 5

Неправильный учет или отсутствие учета давальческих материалов, таких как сам кронштейн и хомуты.

1
08-02-301-01

Кронштейн: односторонний трамвайный и троллейбусный

Применяется вместо 08-02-301-03 для однопутных трамвайных или троллейбусных линий.

2
08-02-301-02

Кронштейн: трамвайный двусторонний

Применяется вместо 08-02-301-03 для двусторонних трамвайных кронштейнов.

3
08-02-301-04

Кронштейн: троллейбусный 6-метровый

Применяется вместо 08-02-301-03 для установки троллейбусных кронштейнов.

4
08-02-301-05

Фиксатор на кронштейне

Применяется совместно с 08-02-301-03 для учета установки фиксаторов на кронштейнах.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
08-02-301
Тип работ
GESNM
Материалы
Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 0.35 кг

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: