Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-02-301-04
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-02-301-04 является ключевым документом для определения ресурсных затрат при выполнении работ по установке 6-метровых троллейбусных кронштейнов. Эта норма включена в сборник ГЭСНм 08 "Электротехнические установки" и предназначена для использования при составлении сметных расчетов ресурсным и ресурсно-индексным методами.
Основное назначение данной нормы — стандартизация и унификация процесса определения потребности в трудовых, материальных и машинных ресурсах, необходимых для монтажа троллейбусных кронштейнов. Она применяется при новом строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении объектов городского электротранспорта, в частности, контактных сетей троллейбуса.
Кронштейны являются важными элементами контактной сети, обеспечивающими подвеску контактных проводов и их фиксацию на опорах. Норма 08-02-301-04 конкретно учитывает установку кронштейнов длиной 6 метров, что является важным параметром для правильного выбора расценки.
Техническая информация
Состав работ по норме
ГЭСН 08-02-301-04 охватывает полный комплекс работ, необходимых для установки троллейбусного кронштейна на опору. Согласно официальным данным, состав работ включает следующие операции:
- Установка кронштейнов на опору. Эта операция включает подъем кронштейна, его позиционирование и первичное закрепление на опоре. Для выполнения работ используются специализированные машины и механизмы, такие как краны на автомобильном ходу и телескопические подъемники.
- Установка хомутов. После позиционирования кронштейна производится его окончательное крепление к опоре с помощью хомутов. Это обеспечивает надежную фиксацию кронштейна и его устойчивость к эксплуатационным нагрузкам.
- Окраска кронштейнов. Завершающим этапом является окраска установленных кронштейнов. Окраска выполняется для защиты металлической конструкции от коррозии и воздействия агрессивных внешних факторов.
Важно отметить, что данная норма учитывает только работы, непосредственно связанные с монтажом и окраской кронштейна. Работы по установке самой опоры, прокладке контактных проводов или монтажу других элементов контактной сети учитываются по другим соответствующим нормам.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, предусмотренных нормой ГЭСН 08-02-301-04, требуются следующие основные материалы и ресурсы:
- Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 0.35 кг. Этот материал предназначен для защитной окраски кронштейна. Выбор конкретного типа краски (МА-0115, мумия, сурик железный) указывает на требования к антикоррозийной стойкости и долговечности покрытия.
Помимо указанных материалов, норма подразумевает использование следующих машин и оборудования:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.01 маш.-ч. Используются для подъема и точного позиционирования тяжелых кронштейнов на опоре.
- Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 1.03 маш.-ч. Необходимы для обеспечения доступа рабочих к месту установки кронштейна на высоте, а также для выполнения работ по закреплению хомутов и окраске.
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.01 маш.-ч. Применяются для доставки материалов, инструментов и оборудования на объект.
Трудозатраты и время выполнения
Трудозатраты по норме ГЭСН 08-02-301-04 определяются на основе базовых показателей, установленных в сборнике. Для данной нормы средний разряд работы составляет 3,8. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированных рабочих-монтажников для выполнения указанных операций.
Согласно данным из сметно-нормативных баз, затраты труда рабочих-монтажников по ГЭСНм 08-02-301-04 составляют 4,05 чел.-ч на единицу измерения (1 шт. кронштейна). Затраты труда машинистов (справочно, входят в стоимость эксплуатации машин) составляют 1,24 чел.-ч.
Общее время выполнения работ по установке одного кронштейна будет зависеть от организации труда, количества рабочих в бригаде и конкретных условий на объекте. Однако, нормативные трудозатраты являются основой для планирования и расчета продолжительности работ.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 3,8 подразумевает, что к выполнению работ по установке троллейбусных кронштейнов должны привлекаться рабочие, обладающие соответствующей квалификацией и опытом. Это могут быть монтажники электротехнических установок или специалисты по монтажу контактных сетей. Рабочие должны быть обучены правилам безопасности при работе на высоте, с грузоподъемными механизмами и электроустановками.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для правильного применения нормы ГЭСН 08-02-301-04 в сметной документации, сметчику следует придерживаться следующего алгоритма:
- Определение объема работ: Прежде всего, необходимо точно определить количество 6-метровых троллейбусных кронштейнов, подлежащих установке согласно проектной документации. Единица измерения нормы — "шт".
- Применение нормы: Умножить количество кронштейнов на нормативные показатели расхода ресурсов, указанные в ГЭСН 08-02-301-04. Это позволит получить общую потребность в трудозатратах (чел.-ч), машино-часах (маш.-ч) и количестве материалов (кг краски).
- Индексация (при необходимости): Поскольку ГЭСН являются элементными нормами в базисных ценах (например, 2000 или 2001 года), для получения стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета.
- Учет неучтенных ресурсов: Проверить, не требуются ли дополнительные ресурсы, которые не учтены данной нормой, но необходимы по проекту (например, специальные крепежные элементы, не входящие в состав кронштейна, или дополнительные работы по подготовке опоры).
- Начисление накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (оплата труда рабочих, эксплуатация машин, стоимость материалов) необходимо добавить накладные расходы и сметную прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по ценообразованию в строительстве.
Примеры использования
- Новое строительство троллейбусной линии: При проектировании новой контактной сети, где предусмотрена установка 6-метровых кронштейнов, данная норма будет применяться для каждого такого кронштейна.
- Реконструкция или модернизация: Если в рамках реконструкции существующей троллейбусной линии производится замена старых кронштейнов на новые 6-метровые, норма 08-02-301-04 используется для расчета затрат на демонтаж старых (по соответствующим нормам) и монтаж новых.
- Капитальный ремонт: В случае повреждения или износа отдельных кронштейнов, требующих их замены, норма применяется для определения стоимости работ по установке нового элемента.
Особенности и ограничения
- Длина кронштейна: Норма строго привязана к 6-метровым троллейбусным кронштейнам. Для кронштейнов другой длины или назначения (например, трамвайных, двусторонних) следует использовать другие расценки из того же сборника 08-02-301.
- Тип опоры: Норма не детализирует тип опоры (металлические, железобетонные). Предполагается, что опора уже установлена и готова к монтажу кронштейна.
- Высота установки: Хотя в норме не указаны конкретные высотные коэффициенты, при работе на значительной высоте (свыше 2, 8, 15, 30, 60 или 100 м) могут применяться повышающие коэффициенты к трудозатратам, согласно общим положениям сборника ГЭСНм-2001.
- Условия производства работ: Норма рассчитана на усредненные условия. При работе в стесненных условиях, в зимнее время, в охранных зонах или при других усложняющих факторах могут применяться соответствующие поправочные коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильный выбор нормы: Одна из наиболее частых ошибок — применение данной нормы для кронштейнов другой длины или для трамвайных кронштейнов. Всегда проверяйте соответствие характеристик кронштейна (длина, тип) с наименованием нормы.
- Включение в смету работ, не учтенных нормой: Норма 08-02-301-04 не включает установку самой опоры, прокладку кабелей, монтаж контактных проводов или демонтаж старых конструкций. Эти работы должны быть учтены по отдельным нормам.
- Игнорирование окраски: Окраска кронштейнов является обязательной частью состава работ по данной норме. Не следует исключать ее из сметы, если она предусмотрена проектом.
- Неучет специфических условий: Работа на высоте, вблизи действующих линий, в условиях плотной городской застройки требует применения повышающих коэффициентов, которые часто забывают учитывать, что приводит к занижению сметной стоимости.
- Неверное определение количества: Тщательно проверяйте объемы по проектной документации. Ошибка в количестве кронштейнов напрямую влияет на все ресурсные показатели.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов внимательно изучите проектную документацию, чтобы точно определить тип, длину и количество кронштейнов, а также условия их установки.
- Использование актуальных индексов: Всегда используйте актуальные индексы пересчета в текущие цены, утвержденные Минстроем России или региональными органами ценообразования.
- Консультации с технологами: При возникновении сомнений в составе работ или технологии монтажа, проконсультируйтесь с инженерами-технологами или специалистами, имеющими опыт в монтаже контактных сетей.
- Проверка обоснования: Убедитесь, что обоснование применения нормы (Пр/812-052.0, Пр/774-052.0 и др.) соответствует текущей редакции нормативных документов.
Связанные нормы
При составлении смет на монтаж контактных сетей троллейбуса, помимо ГЭСН 08-02-301-04, могут потребоваться следующие нормы:
- ГЭСНм 08-02-301-01: Кронштейн: односторонний трамвайный и троллейбусный – для кронштейнов другого типа.
- ГЭСНм 08-02-301-02: Кронштейн: трамвайный двусторонний – для кронштейнов другого типа.
- ГЭСНм 08-02-301-03: Кронштейн: трамвайный двухпутный – для кронштейнов другого типа.
- ГЭСНм 08-02-301-05: Фиксатор на кронштейне – для установки фиксаторов на кронштейнах.
- ГЭСН 33-05-001-09: Установка стальных опор контактной сети – для монтажа опор, на которые крепятся кронштейны.
- ГЭСНм 08-02-001-ХХ: Монтаж трансформаторов – если работы включают монтаж электрооборудования.
- ГЭСН 15-04-030-03: Масляная окраска металлических поверхностей – для более детальной окраски, если требуется.
- ГЭСН 13-03-004-26: Окраска металлических огрунтованных поверхностей – для окраски других металлических поверхностей.
Контрольные моменты
При проверке сметной документации, составленной с применением ГЭСН 08-02-301-04, следует обратить внимание на следующие контрольные точки:
- Соответствие объемов: Проверить, соответствует ли количество кронштейнов в смете проектным данным.
- Правильность применения коэффициентов: Убедиться, что все примененные поправочные коэффициенты (на условия производства работ, высоту и т.д.) обоснованы и соответствуют нормативным документам.
- Полнота состава работ: Проверить, учтены ли все необходимые операции (установка, хомуты, окраска) и не включены ли лишние, не относящиеся к данной норме.
- Актуальность нормативной базы: Убедиться, что смета составлена с использованием актуальной редакции ГЭСН и соответствующих индексов.
- Наличие обосновывающих документов: Для неучтенных в норме, но необходимых ресурсов, должны быть представлены обосновывающие документы (прайс-листы, конъюнктурный анализ).
Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам эффективно и точно применять норму ГЭСН 08-02-301-04, обеспечивая корректное формирование сметной стоимости работ по монтажу троллейбусных кронштейнов.
Ключевые моменты
-
Норма 08-02-301-04 предназначена для установки 6-метровых троллейбусных кронштейнов на опоры.
-
Состав работ включает установку кронштейнов, установку хомутов и окраску кронштейнов.
-
Для выполнения работ требуются краны на автомобильном ходу, телескопические подъемники и бортовые автомобили.
-
Средний разряд работы составляет 3,8, что указывает на необходимость квалифицированного персонала.
-
Важно учитывать только работы, предусмотренные нормой, и применять актуальные индексы пересчета в текущие цены.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 08-02-301-04?
Когда применяется ГЭСН 08-02-301-04?
ГЭСН 08-02-301-04 применяется для определения ресурсных затрат при монтаже 6-метровых троллейбусных кронштейнов на опоры в рамках нового строительства, реконструкции или капитального ремонта контактных сетей городского электротранспорта.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтена краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный в количестве 0.35 кг на один кронштейн, предназначенная для его защитной окраски.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников в размере 4,05 чел.-ч на установку одного кронштейна при среднем разряде работы 3,8. Трудозатраты машинистов составляют 1,24 чел.-ч.
4 Включает ли норма установку самой опоры?
Включает ли норма установку самой опоры?
Нет, норма ГЭСН 08-02-301-04 учитывает только работы по установке, закреплению и окраске троллейбусного кронштейна на уже существующей или установленной опоре. Работы по монтажу опор учитываются по отдельным нормам, например, ГЭСН 33-05-001-09.
5 Можно ли применять эту норму для кронштейнов другой длины?
Можно ли применять эту норму для кронштейнов другой длины?
Нет, данная норма строго предназначена для 6-метровых троллейбусных кронштейнов. Для кронштейнов другой длины или назначения (например, трамвайных) следует использовать другие соответствующие нормы из того же сборника 08-02-301, такие как ГЭСНм 08-02-301-01 или ГЭСНм 08-02-301-03.
Практические советы
Всегда сверяйте характеристики кронштейна в проекте с наименованием и составом работ нормы 08-02-301-04.
Тщательно проверяйте объемы работ по проектной документации, чтобы избежать ошибок в расчетах.
Применяйте актуальные индексы пересчета в текущие цены для получения достоверной сметной стоимости.
Учитывайте все необходимые поправочные коэффициенты, предусмотренные технической частью сборника ГЭСНм 08, для отражения реальных условий производства работ.
При необходимости включения в смету работ, не учтенных данной нормой, используйте соответствующие отдельные ГЭСН или обосновывайте их стоимость конъюнктурным анализом.
Частые ошибки
Применение нормы для кронштейнов, не соответствующих указанной длине (6 метров) или типу (троллейбусный).
Включение в смету работ, не предусмотренных составом нормы (например, установка опоры, прокладка проводов).
Игнорирование операции окраски кронштейнов, которая является частью состава работ.
Неучет поправочных коэффициентов, связанных с особыми условиями производства работ (высота, стесненность, зимнее время).
Использование устаревших редакций нормативной базы или неактуальных индексов пересчета.