Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-02-303-07

08-02-303

Элементы системы подвески контактных сетей и продольно-несущих тросов → Трос продольно-несущий

Подробное описание
Группа: Элементы системы подвески контактных сетей и продольно-несущих тросов Состав работ: Заготовка и подвешивание элементов подвесной системы.; Натяжка тросовых элементов подвесной системы.; Регулировка натяжения. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
км
Категория
08-02-303
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
29.9 чел.-ч при разряде 3.7
Основное назначение
Монтаж продольно-несущих тросов в системах подвески контактных сетей.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,7 29.9
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.284
Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг 1.5
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.284

Введение

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются фундаментом для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных и монтажных работ. Норма ГЭСН 08-02-303-07 "Элементы системы подвески контактных сетей и продольно-несущих тросов → Трос продольно-несущий" играет важную роль в сметном деле, особенно при проектировании и строительстве объектов, связанных с электрифицированным транспортом – железными дорогами, трамвайными и троллейбусными линиями.

Данная норма предназначена для определения прямых затрат на выполнение комплекса работ по монтажу продольно-несущих тросов, которые являются неотъемлемой частью контактной сети. Она учитывает все необходимые ресурсы: трудозатраты рабочих, время эксплуатации машин и механизмов, а также расход основных материалов, необходимых для выполнения работ.

Единицей измерения для данной нормы является 1 километр (км) продольно-несущего троса, что позволяет удобно масштабировать расчеты в зависимости от протяженности участка строительства.

Техническая информация

Состав работ по норме

ГЭСН 08-02-303-07 охватывает полный комплекс операций, необходимых для монтажа продольно-несущего троса. Состав работ включает три основных этапа:

  1. Заготовка и подвешивание элементов подвесной системы. Этот этап включает в себя все подготовительные работы и непосредственное размещение троса и сопутствующих элементов на проектных позициях. Это может быть:
  • Приемка, складирование и подготовка троса (размотка, проверка целостности).
  • Подготовка и комплектация всей необходимой арматуры, изоляторов, зажимов и других элементов подвесной системы.
  • Подъем троса и элементов на опоры контактной сети с использованием подъемных механизмов (кранов, подъемников).
  • Предварительное крепление троса к поддерживающим конструкциям.
  1. Натяжка тросовых элементов подвесной системы. После подвешивания трос должен быть натянут до проектных значений. Этот этап включает:
  • Использование специализированного оборудования для натяжения тросов (лебедки, натяжные устройства).
  • Контроль усилия натяжения с помощью динамометров или других измерительных приборов.
  • Постепенное и равномерное натяжение по всей длине участка, чтобы избежать перекосов и неравномерного распределения нагрузки.
  1. Регулировка натяжения. Заключительный этап, обеспечивающий соответствие параметров смонтированной системы проектным требованиям. Это включает:
  • Точную настройку натяжения троса с учетом температурных колебаний и провисания.
  • Проверку геометрических параметров контактной сети (стрелы провеса, высотные отметки, положение в плане).
  • Корректировку положения троса и связанных с ним элементов для обеспечения стабильной и безопасной работы контактной сети.
  • Фиксацию всех элементов после окончательной регулировки.

Материалы и ресурсы

Норма ГЭСН 08-02-303-07 учитывает расход следующих основных ресурсов, необходимых для выполнения указанных работ:

  • Трудозатраты рабочих-монтажников: 29.9 чел.-ч на 1 км при среднем разряде работы 3,7. Это включает время, затрачиваемое непосредственно на выполнение всех операций, а также на перемещение в пределах рабочей зоны. Средний разряд 3,7 указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов, способных выполнять работы с использованием сложного оборудования и соблюдением строгих технологических требований.

  • Машины и оборудование:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.284 маш.-ч на 1 км. Используются для подъема тяжелых элементов, таких как бухты троса, крупногабаритная арматура, а также для установки и перемещения оборудования на высоте.

  • Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 1.5 маш.-ч на 1 км. Применяются для подъема рабочих и легких материалов на высоту, обеспечивая доступ к элементам подвески для монтажа, натяжки и регулировки.

  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.284 маш.-ч на 1 км. Используются для доставки материалов, инструментов и оборудования к месту проведения работ, а также для перемещения рабочих бригад.

Важно отметить, что ГЭСН определяет только нормы расхода ресурсов, а не их стоимость. Стоимость ресурсов определяется отдельно на основе текущих цен и индексов пересчета.

Трудозатраты и время выполнения

Основной показатель трудозатрат по данной норме составляет 29.9 чел.-ч на 1 км. Этот показатель отражает суммарное время работы всех рабочих-монтажников, необходимых для выполнения полного комплекса операций по монтажу продольно-несущего троса. Время выполнения работ напрямую зависит от протяженности участка и эффективности организации труда. При расчете сметы необходимо учитывать этот показатель для определения общего количества человеко-часов, необходимых для проекта.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 3,7 указывает на то, что для выполнения работ по данной норме требуются рабочие с определенным уровнем квалификации. Это означает, что персонал должен обладать знаниями и навыками в области монтажа электротехнического оборудования, работы на высоте, использования специализированных подъемных и натяжных механизмов, а также соблюдения правил техники безопасности при работе с контактными сетями. Наличие соответствующей аттестации и допусков является обязательным.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для правильного применения ГЭСН 08-02-303-07 в сметной документации, сметчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение протяженности участка, на котором будет осуществляться монтаж продольно-несущего троса, в километрах. Этот показатель должен быть взят из проектной документации.

  2. Расчет трудозатрат: Умножьте полученную протяженность (в км) на норматив трудозатрат (29.9 чел.-ч/км).

  • Пример: Если протяженность участка составляет 5 км, то трудозатраты составят 5 км * 29.9 чел.-ч/км = 149.5 чел.-ч.
  1. Расчет машино-часов: Аналогично, умножьте протяженность на нормативы использования каждой единицы техники:
  • Краны: 5 км * 0.284 маш.-ч/км = 1.42 маш.-ч.
  • Подъемники: 5 км * 1.5 маш.-ч/км = 7.5 маш.-ч.
  • Автомобили: 5 км * 0.284 маш.-ч/км = 1.42 маш.-ч.
  1. Учет поправочных коэффициентов: В зависимости от условий производства работ (например, стесненные условия, работа в ночное время, особые климатические условия), к нормативам могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты, установленные в технических частях сборников ГЭСН или в соответствующих методических указаниях.

  2. Формирование ресурсной ведомости: На основе полученных данных формируется ресурсная ведомость, которая затем используется для определения сметной стоимости работ путем умножения количества ресурсов на их текущие цены.

Примеры использования

Пример 1: Монтаж продольно-несущего троса на новом участке трамвайной линии.

  • Исходные данные: Протяженность нового участка трамвайной линии, требующего монтажа продольно-несущего троса, составляет 3.5 км.
  • Расчет:
  • Трудозатраты: 3.5 км * 29.9 чел.-ч/км = 104.65 чел.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу: 3.5 км * 0.284 маш.-ч/км = 0.994 маш.-ч.
  • Подъемники телескопические: 3.5 км * 1.5 маш.-ч/км = 5.25 маш.-ч.
  • Автомобили бортовые: 3.5 км * 0.284 маш.-ч/км = 0.994 маш.-ч.
  • Результат: Эти данные будут включены в смету для расчета прямых затрат на монтаж продольно-несущего троса на данном участке.

Пример 2: Реконструкция участка контактной сети с заменой продольно-несущего троса.

  • Исходные данные: Участок реконструкции составляет 1.2 км. Работы проводятся в стесненных условиях городской застройки, что требует применения повышающего коэффициента 1.15 к трудозатратам и машино-часам (пример коэффициента, реальные коэффициенты устанавливаются нормативными документами).
  • Расчет:
  • Трудозатраты: 1.2 км * 29.9 чел.-ч/км * 1.15 = 41.262 чел.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу: 1.2 км * 0.284 маш.-ч/км * 1.15 = 0.391 маш.-ч.
  • Подъемники телескопические: 1.2 км * 1.5 маш.-ч/км * 1.15 = 2.07 маш.-ч.
  • Автомобили бортовые: 1.2 км * 0.284 маш.-ч/км * 1.15 = 0.391 маш.-ч.
  • Результат: В смете будут учтены повышенные затраты, отражающие сложность выполнения работ в стесненных условиях.

Особенности и ограничения

  • Специфика применения: Норма 08-02-303-07 применяется исключительно для монтажа продольно-несущих тросов. Она не распространяется на монтаж самого контактного провода, струн, анкеровок или других элементов контактной сети, для которых предусмотрены отдельные нормы.
  • Комплексность работ: Норма учитывает полный комплекс работ, описанных в составе, включая подготовительные операции, подъем, натяжку и регулировку. Дополнительные затраты на работы, не входящие в состав (например, демонтаж старых тросов, земляные работы под опоры, устройство фундаментов), должны учитываться по другим соответствующим нормам.
  • Условия производства работ: Норма рассчитана на стандартные условия. При наличии усложняющих факторов (работа на высоте более 25 м, в охранных зонах, в условиях действующего движения, в зимнее время и т.д.) необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты из Общих положений к сборникам ГЭСН или Технических частей.
  • Материалы: ГЭСН не учитывает стоимость самих материалов (троса, арматуры, изоляторов), а лишь нормирует затраты труда и машин на их монтаж. Стоимость материалов определяется по текущим ценам или по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции (ФССЦ).

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Путаница с другими элементами контактной сети: Одна из наиболее частых ошибок – применение данной нормы для монтажа контактного провода или других элементов, таких как струны или анкеровки. Это приводит к некорректному расчету ресурсов.
  • Как избежать: Всегда внимательно читайте наименование и описание нормы, а также ее состав работ. Убедитесь, что объект нормирования (продольно-несущий трос) соответствует проектному решению. Для контактного провода, например, существуют отдельные нормы, такие как ГЭСНм 08-02-310 "Провода контактные трамвая" или нормы из сборника ГЭСНм 20 "Оборудование сигнализации, централизации, блокировки и контактной сети на железнодорожном транспорте".
  1. Неучет поправочных коэффициентов: Игнорирование или неправильное применение поправочных коэффициентов на условия производства работ (стесненность, работа в ночное время, вблизи действующего движения) может привести к занижению или завышению сметной стоимости.
  • Как избежать: Всегда изучайте техническую часть сборника ГЭСНм 08 и общие положения к нему, а также проект организации строительства (ПОС) для выявления всех усложняющих факторов.
  1. Неправильное определение единицы измерения: Норма 08-02-303-07 измеряется в километрах. Ошибки в переводе проектных длин в километры или использование других единиц измерения могут исказить расчеты.
  • Как избежать: Тщательно проверяйте исходные данные из проектной документации и всегда приводите их к единице измерения нормы (км).
  1. Включение в норму неучтенных работ: Попытки включить в данную норму работы, которые не предусмотрены ее составом (например, демонтаж, земляные работы, устройство фундаментов опор, монтаж опор), приведут к некорректному расчету.
  • Как избежать: Для каждой операции, не входящей в состав данной нормы, необходимо применять отдельные, соответствующие ГЭСН.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, включая чертежи контактной сети, пояснительные записки и проект организации строительства. Это поможет точно определить объемы работ и учесть все особенности объекта.
  • Использование актуальных нормативов: Всегда используйте самые актуальные редакции ГЭСН и соответствующие им индексы пересчета в текущие цены. Нормы могут обновляться, и применение устаревших данных приведет к ошибкам в смете.
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или при наличии нестандартных решений в проекте, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками, технологами или более опытными сметчиками.
  • Автоматизированные сметные программы: Использование специализированных сметных программ значительно упрощает работу, минимизирует риск ошибок и позволяет быстро применять поправочные коэффициенты и актуальные индексы.

Связанные нормы

При составлении сметы на монтаж контактной сети, помимо ГЭСН 08-02-303-07, могут потребоваться следующие связанные нормы из того же сборника ГЭСНм 08 "Электротехнические установки" или других сборников:

Контрольные моменты

При проверке сметы, включающей ГЭСН 08-02-303-07, следует обратить внимание на следующие контрольные моменты:

  • Соответствие объемов: Убедитесь, что объем работ (протяженность в км) точно соответствует проектной документации.
  • Применение коэффициентов: Проверьте обоснованность применения любых поправочных коэффициентов. Они должны быть четко аргументированы ссылками на нормативные документы или условия ПОС.
  • Полнота состава работ: Убедитесь, что все работы, необходимые для монтажа продольно-несущего троса, учтены либо данной нормой, либо другими соответствующими ГЭСН. Избегайте дублирования или пропуска операций.
  • Актуальность цен: Хотя ГЭСН не содержит цен, важно, чтобы при переводе в текущие цены использовались актуальные индексы и расценки на ресурсы.
  • Технологическая последовательность: Смета должна отражать логичную технологическую последовательность выполнения работ, что косвенно подтверждается правильным подбором норм.

Правильное применение ГЭСН 08-02-303-07 является залогом точного и обоснованного сметного расчета, что критически важно для эффективного планирования и реализации проектов по строительству и реконструкции контактных сетей.

Ключевые моменты

  • Норма 08-02-303-07 применяется для монтажа продольно-несущих тросов контактных сетей.

  • Единица измерения нормы – 1 километр (км).

  • Состав работ включает заготовку, подвешивание, натяжку и регулировку тросовых элементов.

  • Учитывает трудозатраты рабочих (29.9 чел.-ч/км при разряде 3.7) и машино-часы кранов, подъемников и автомобилей.

  • Не включает стоимость материалов и требует применения поправочных коэффициентов для особых условий.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-02-303-07 применяется для определения ресурсных затрат на монтаж продольно-несущих тросов в системах подвески контактных сетей электрифицированного транспорта (железные дороги, трамваи, троллейбусы).

В самой норме ГЭСН 08-02-303-07 учтены только трудозатраты рабочих и время эксплуатации машин и механизмов. Стоимость самих материалов (троса, арматуры, изоляторов и т.д.) не учтена и должна определяться отдельно по текущим ценам или соответствующим сборникам сметных цен на материалы.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников в размере 29.9 человеко-часов на 1 километр смонтированного продольно-несущего троса, при среднем разряде работы 3.7.

Продольно-несущий трос (или несущий трос) служит для поддержки контактного провода и придания ему необходимой формы и натяжения, а также для передачи тока. Контактный провод – это непосредственно провод, с которым контактирует токоприемник транспортного средства. Для монтажа контактного провода применяются другие нормы, например, из таблицы ГЭСНм 08-02-310.

Практические советы

1

Всегда сверяйте наименование и состав работ нормы с проектной документацией, чтобы убедиться в ее корректном применении.

2

Тщательно изучайте техническую часть сборника ГЭСНм 08 и общие положения для выявления и правильного применения всех поправочных коэффициентов.

3

Используйте актуальные версии нормативных документов и индексов пересчета для получения достоверной сметной стоимости.

4

При наличии сложных или нестандартных решений в проекте, консультируйтесь с инженерами-проектировщиками и опытными сметчиками.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы для монтажа контактного провода или других элементов, не являющихся продольно-несущим тросом.

!
Ошибка 2

Игнорирование или некорректное применение поправочных коэффициентов на усложняющие условия производства работ (стесненность, работа в действующей зоне).

!
Ошибка 3

Неправильное определение объема работ (например, использование метров вместо километров или неточный замер длины).

!
Ошибка 4

Включение в смету по данной норме работ, не предусмотренных ее составом (например, демонтаж, земляные работы, устройство фундаментов).

1
08-02-303-01

Элемент системы из троса с изоляцией, длина: до 30 м

Применяется для монтажа отдельных элементов подвесной системы, измеряемых в штуках, в отличие от 08-02-303-07, которая нормирует монтаж троса по длине.

2
08-02-304

Анкеровки средние и струнки

Применяется совместно с 08-02-303-07 для учета затрат на монтаж анкеровок и струн, которые являются частью системы подвески контактной сети.

3
08-02-310

Провода контактные трамвая

Применяется для монтажа непосредственно контактного провода, который подвешивается к несущему тросу, учтенному в 08-02-303-07.

4
20-02-002-05

Подвеска: цепная компенсированная с одиночным контактным проводом

Применяется для более комплексных работ по монтажу контактной сети на железнодорожном транспорте, где 08-02-303-07 может быть частью общего комплекса.

Технические характеристики

Единица измерения
км
Категория
08-02-303
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 3,7: 29.9 чел.-чКраны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.284 маш.-чПодъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 1.5 маш.-чАвтомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.284 маш.-ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: