Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-02-307-03

08-02-307

Узел подвешивания: → на 2 провода на косых струнках при полукомпенсированной подвеске проводов

Подробное описание
Группа: Узел подвешивания: Состав работ: Установка трамвайных подвесов, узлов подвешивания и узлов грузовой компенсации.; Установка зажима и струнки.; Передвижка провода при смещении трассы. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
компл
Категория
08-02-307
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
1.75 чел.-ч при разряде 3.6
Основное назначение
Установка узлов подвешивания контактной сети трамвая на косых струнках при полукомпенсированной подвеске проводов

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,6 1.03
Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг 0.67

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-02-307-03

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ на территории Российской Федерации. Норма ГЭСН 08-02-307-03 относится к Сборнику № 8 "Электротехнические установки" и регламентирует затраты на монтаж специфического элемента контактной сети трамвая – узла подвешивания.

Основные характеристики нормы

Полное наименование: Узел подвешивания: → на 2 провода на косых струнках при полукомпенсированной подвеске проводов.

Единица измерения: Комплект (компл). Это означает, что норма учитывает затраты на монтаж одного полного комплекта узла подвешивания, предназначенного для двух проводов.

Тип работ: GESNM (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования). Это указывает на то, что норма применяется для работ, связанных с монтажом оборудования, а не общестроительных или ремонтно-строительных работ.

Категория: 08-02-307. Данная категория объединяет нормы, касающиеся различных типов узлов подвешивания и узлов грузовой компенсации в контактных сетях. В частности, в эту же группу входят нормы для узла подвешивания продольно-несущего троса на кронштейне, а также узлов грузовой компенсации на металлической опоре трубчатой и решетчатой.

Область применения

Норма 08-02-307-03 применяется при составлении сметной документации на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение трамвайных линий, где предусматривается использование полукомпенсированной подвески контактных проводов. Полукомпенсированная подвеска является одним из предпочтительных типов контактных подвесок для трамвайных и троллейбусных линий, особенно на участках, где требуется обеспечение высоких скоростей движения (до 80 км/ч). Она характеризуется наличием устройств для автоматического регулирования натяжения контактного провода (компенсаторов), в то время как несущий трос анкеруется жестко.

Использование "косых струнок" в узле подвешивания, как указано в наименовании нормы, подразумевает применение маятниковых подвесов, которые обеспечивают лучшую эластичность контактной сети и способствуют плавному проходу токоприемника. Это особенно важно на кривых участках пути, где косая подвеска позволяет уменьшить углы изменения направления контактного провода.

Техническая информация: Детализация работ и ресурсов

Для корректного применения ГЭСН 08-02-307-03 сметчику необходимо четко понимать состав работ, а также потребность в материальных, трудовых ресурсах и машинах, учтенных данной нормой.

Состав работ по норме

Норма 08-02-307-03 включает в себя полный комплекс операций, необходимых для монтажа одного узла подвешивания на двух проводах при полукомпенсированной подвеске. В состав работ входят следующие технологические операции:

  1. Установка трамвайных подвесов, узлов подвешивания и узлов грузовой компенсации. Эта операция включает в себя все подготовительные и основные работы по монтажу элементов, обеспечивающих крепление контактных проводов к несущему тросу и регулировку их натяжения. Трамвайные подвесы (например, скользящей струны) соединяют контактный провод с несущим тросом. Узлы подвешивания обеспечивают крепление всей конструкции к опорам или поперечинам. Узлы грузовой компенсации, если они входят в состав комплекта, предназначены для автоматического поддержания постоянного натяжения проводов при температурных изменениях.

  2. Установка зажима и струнки. Данная операция подразумевает крепление контактного провода к подвесу с помощью специальных зажимов, а также монтаж струнок – элементов, соединяющих контактный провод с несущим тросом. В случае косых струнок, они устанавливаются под углом, обеспечивая необходимую эластичность и зигзагообразное расположение провода.

  3. Передвижка провода при смещении трассы. Эта операция учитывает необходимость корректировки положения контактного провода в горизонтальной плоскости для обеспечения его оптимального зигзага относительно оси пути. Это может быть вызвано как проектными решениями (например, на кривых участках), так и необходимостью точной регулировки после монтажа.

Важно отметить, что ГЭСН учитывают оптимальные технологические и организационные схемы производства работ в нормальных условиях. Любые отклонения от этих условий, например, стесненность, работа в охранной зоне или в зимнее время, могут потребовать применения повышающих коэффициентов.

Материалы и ресурсы

ГЭСН 08-02-307-03, как и другие элементные сметные нормы, определяет потребность в материалах, машинах и трудозатратах. В данной норме учтены следующие основные ресурсы:

  • Материалы: В состав нормы включен расход проволоки стальной низкоуглеродистой разного назначения оцинкованной диаметром 3,0 мм в количестве 0,001 т на один комплект. Это может быть проволока, используемая для изготовления струнок или других мелких элементов узла подвешивания. Конкретные марки и характеристики материалов для узла подвешивания (например, зажимы, изоляторы, сам узел) определяются проектной документацией и учитываются в смете дополнительно по текущим ценам.

  • Машины и оборудование: Для выполнения работ по монтажу узлов подвешивания предусмотрено использование подъемников телескопических самоходных с рабочей высотой 26 м и грузоподъемностью 250 кг в количестве 0,84 маш.-ч на комплект. Эти подъемники обеспечивают доступ к элементам контактной сети на высоте, что критически важно для безопасного и эффективного монтажа.

Трудозатраты и время выполнения

Трудозатраты являются одним из ключевых показателей в ГЭСН. Для нормы 08-02-307-03 предусмотрены следующие трудозатраты:

  • Затраты труда рабочих-монтажников: 1,75 чел.-ч на один комплект.
  • Средний разряд работы: 3,6. Это означает, что для выполнения данного вида работ требуется бригада рабочих, средний квалификационный разряд которых составляет 3,6. Это указывает на необходимость наличия в бригаде как высококвалифицированных специалистов, так и рабочих с меньшим разрядом для выполнения вспомогательных операций.

Время выполнения работ напрямую зависит от объема и сложности монтажа. Указанные трудозатраты и машинное время рассчитаны на один комплект узла подвешивания, что позволяет сметчику масштабировать их в зависимости от общего количества таких узлов, предусмотренных проектом.

Требования к квалификации

Средний разряд рабочих 3,6 подчеркивает, что монтаж узлов подвешивания контактной сети требует определенных навыков и знаний. Рабочие должны быть знакомы с технологиями монтажа контактных сетей, правилами безопасности при работе на высоте и с электроустановками. Наличие квалифицированного персонала обеспечивает качество и безопасность выполнения работ, а также соблюдение технологических требований.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Правильное применение ГЭСН 08-02-307-03 в сметной документации требует понимания методологии и учета специфических условий проекта. ГЭСН используются для определения прямых затрат ресурсным методом.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение количества узлов подвешивания, подлежащих монтажу, согласно проектной документации. Единица измерения – "комплект" (компл).

  2. Выбор нормы: Убедитесь, что выбранная норма 08-02-307-03 соответствует типу подвески (полукомпенсированная, на косых струнках, для двух проводов) и виду работ (монтаж узла подвешивания).

  3. Определение ресурсных показателей: Из таблицы ГЭСН 08-02-307-03 возьмите нормативные показатели расхода ресурсов на 1 комплект:

  • Трудозатраты рабочих: 1,75 чел.-ч.
  • Время эксплуатации машин (подъемники телескопические самоходные): 0,84 маш.-ч.
  • Расход материалов (проволока стальная): 0,001 т.
  1. Расчет общего расхода ресурсов: Умножьте нормативные показатели на общее количество комплектов, определенное в п. 1. Например, если требуется установить 10 комплектов, то трудозатраты составят 1,75 чел.-ч/компл * 10 компл = 17,5 чел.-ч.

  2. Учет текущих цен: Полученные ресурсные показатели (в натуральном выражении) затем переводятся в стоимостные показатели путем умножения на текущие цены ресурсов. Для этого используются индексы пересчета, устанавливаемые для каждого региона и периода.

  3. Применение коэффициентов: Оцените условия производства работ. Если работы выполняются в стесненных условиях, в охранной зоне действующих коммуникаций, в зимнее время или при реконструкции/капитальном ремонте, могут применяться повышающие коэффициенты к нормам затрат труда и времени эксплуатации машин. Например, при капитальном ремонте и реконструкции зданий и сооружений, аналогичных новому строительству, к нормам затрат труда применяется коэффициент 1,15, а к нормам времени эксплуатации строительных машин – 1,25.

  4. Расчет накладных расходов и сметной прибыли: После определения прямых затрат (оплата труда рабочих, стоимость материалов, затраты на эксплуатацию машин) к ним добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями (например, МДС 81-35.2004).

Примеры использования

  • Новое строительство трамвайной линии: При прокладке новой трамвайной линии, где проектом предусмотрена полукомпенсированная подвеска, норма 08-02-307-03 будет применяться для каждого узла подвешивания, устанавливаемого на опорах или гибких поперечинах.
  • Реконструкция или модернизация существующей контактной сети: Если в рамках реконструкции старой трамвайной линии производится замена устаревших узлов подвешивания на современные, соответствующие требованиям полукомпенсированной подвески, данная норма также будет использоваться. В этом случае, как упоминалось выше, следует учитывать повышающие коэффициенты для ремонтных работ.
  • Замена поврежденных узлов: При локальном ремонте, связанном с заменой отдельных поврежденных узлов подвешивания, норма 08-02-307-03 также применима, с учетом коэффициентов на ремонтные работы.

Особенности и ограничения

  • Тип подвески: Норма строго привязана к полукомпенсированной подвеске на косых струнках для двух проводов. Использование для других типов подвесок (например, некомпенсированных или полностью компенсированных, одинарных) недопустимо без соответствующего обоснования или применения других норм.
  • Комплектность: Норма учитывает монтаж "комплекта". Это означает, что все элементы, входящие в состав узла подвешивания, должны быть поставлены на объект в комплекте. Если какие-то элементы монтируются отдельно, возможно, потребуется применение других норм или разработка индивидуальных расценок.
  • Высота работ: Использование телескопических подъемников с рабочей высотой 26 м указывает на то, что норма рассчитана на работы, выполняемые на значительной высоте, характерной для контактных сетей.
  • Проектная документация: Всегда сверяйтесь с проектной документацией, так как она является основным источником информации о количестве и типе устанавливаемых узлов, а также о специфических условиях производства работ.

Полезная информация для сметчика

Для эффективной работы с ГЭСН 08-02-307-03 и избежания ошибок, сметчикам следует учитывать ряд практических аспектов и быть в курсе связанных нормативных документов.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильный выбор нормы: Одна из наиболее частых ошибок – применение данной нормы для других типов подвесок (например, простой или полностью компенсированной) или для узлов, предназначенных для одного провода.
  • Как избежать: Внимательно читайте полное наименование нормы и ее описание. Убедитесь, что оно точно соответствует проектным решениям и техническим характеристикам монтируемого узла.
  1. Игнорирование коэффициентов: Забывают применять повышающие коэффициенты при выполнении работ в особых условиях (стесненность, зимнее время, реконструкция/капремонт).
  • Как избежать: Всегда анализируйте условия производства работ, указанные в проекте организации строительства (ПОС) или проекте производства работ (ППР). Изучите технические части сборников ГЭСН и методические указания (например, МДС 81-35.2004) на предмет применимых коэффициентов.
  1. Некорректный подсчет объемов: Ошибки в определении количества комплектов узлов подвешивания, что приводит к завышению или занижению сметной стоимости.
  • Как избежать: Тщательно проверяйте объемы работ по чертежам и спецификациям проектной документации. Используйте единицу измерения "компл" строго по назначению нормы.
  1. Использование устаревших редакций норм: Применение ГЭСН из старых редакций, которые могут не учитывать актуальные технологии и ресурсные показатели.
  • Как избежать: Всегда используйте самые актуальные редакции ГЭСН, утвержденные Минстроем России. Регулярно отслеживайте изменения и дополнения к нормативной базе.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся контактной сети, ее конструкции и технологии монтажа. Это поможет правильно идентифицировать тип подвески и количество узлов.
  • Взаимодействие с инженерами: При возникновении вопросов по техническим решениям или условиям производства работ не стесняйтесь консультироваться с проектировщиками и инженерами-строителями. Это поможет избежать ошибок в интерпретации проектных данных.
  • Использование сметных программ: Применяйте специализированное сметное программное обеспечение. Оно помогает автоматизировать расчеты, проверять корректность применения норм и коэффициентов, а также оперативно получать актуальные данные по ценам ресурсов.
  • Документирование обоснований: Всегда документируйте обоснования для применения тех или иных коэффициентов или нестандартных решений. Это особенно важно при прохождении экспертизы сметной документации.

Связанные нормы и документы

Для полного понимания контекста применения ГЭСН 08-02-307-03 и составления комплексной сметы, сметчику полезно ознакомиться со следующими нормативными и методическими документами:

  • МДС 81-35.2004 "Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации": Основной документ, регламентирующий порядок определения сметной стоимости строительства, включая применение ГЭСН, расчет накладных расходов и сметной прибыли.
  • Сборник ГЭСНм 81-03-08 "Электротехнические установки": Данная норма является частью этого сборника. Изучение общей технической части сборника поможет понять общие положения и особенности применения норм для электромонтажных работ.
  • СНиП 2.05.09-90 (актуализированная редакция СП 98.13330.2018) "Трамвайные и троллейбусные линии": Этот документ содержит общие требования к проектированию и строительству трамвайных и троллейбусных линий, включая контактные сети, типы подвесок и их характеристики.
  • ВСН 13-77 "Инструкция по монтажу контактных сетей промышленного и городского электрифицированного транспорта": Содержит технологические указания по монтажу контактных сетей, что может быть полезно для понимания состава и последовательности работ, учтенных в ГЭСН.
  • Другие нормы категории 08-02-307: Например, Узел подвешивания продольно-несущего троса на кронштейне, Узел грузовой компенсации на металлической опоре: трубчатой, Узел грузовой компенсации на металлической опоре: решетчатой. Эти нормы описывают монтаж других элементов контактной сети, которые могут применяться совместно с узлами подвешивания.

Контрольные моменты

При проверке сметной документации, составленной с использованием ГЭСН 08-02-307-03, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие типу подвески: Убедиться, что в проекте действительно предусмотрена полукомпенсированная подвеска на косых струнках для двух проводов.
  • Корректность объемов: Проверить соответствие количества учтенных комплектов проектным данным.
  • Применение коэффициентов: Обоснованность и правильность применения повышающих или понижающих коэффициентов, если таковые были использованы.
  • Актуальность нормативов: Использование последней редакции ГЭСН и актуальных индексов пересчета.
  • Полнота учета ресурсов: Убедиться, что все необходимые материалы, не учтенные в ГЭСН, добавлены в смету по проектным данным (например, сами узлы подвешивания, зажимы, изоляторы, если они не входят в состав комплекта, учтенного нормой).

Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам эффективно применять ГЭСН 08-02-307-03, обеспечивая точность и достоверность сметных расчетов для проектов, связанных с монтажом контактных сетей трамвая.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 08-02-307-03 применяется для монтажа узлов подвешивания трамвайных контактных сетей.

  • Она учитывает работы по установке на 2 провода на косых струнках при полукомпенсированной подвеске.

  • В состав работ входят установка подвесов, узлов подвешивания, узлов грузовой компенсации, зажимов, струнок и передвижка провода.

  • Основными ресурсами являются трудозатраты рабочих (1.75 чел.-ч, разряд 3.6) и время работы телескопических подъемников (0.84 маш.-ч).

  • Применение коэффициентов (например, для ремонта или стесненных условий) обязательно для корректного расчета сметы.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-02-307-03 применяется при монтаже узлов подвешивания трамвайных контактных сетей, выполненных на косых струнках при полукомпенсированной подвеске проводов. Это актуально для нового строительства, реконструкции или капитального ремонта трамвайных линий, где используется данный тип подвески.

В норме ГЭСН 08-02-307-03 учтен расход проволоки стальной низкоуглеродистой разного назначения оцинкованной диаметром 3,0 мм в количестве 0,001 т на один комплект. Остальные основные материалы, такие как сами узлы подвешивания, зажимы, изоляторы и другие элементы, учитываются в смете дополнительно по проектным данным и текущим ценам.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников в размере 1,75 чел.-ч на один комплект узла подвешивания. Средний разряд рабочих, необходимый для выполнения данных работ, составляет 3,6.

В норме учтено время эксплуатации подъемников телескопических самоходных с рабочей высотой 26 м и грузоподъемностью 250 кг в количестве 0,84 маш.-ч на один комплект узла подвешивания.

Да, повышающие коэффициенты могут применяться в зависимости от условий производства работ. Например, при выполнении работ в стесненных условиях, в охранной зоне действующих коммуникаций, в зимнее время, а также при капитальном ремонте или реконструкции (например, 1,15 к затратам труда и 1,25 к эксплуатации машин согласно МДС 81-35.2004).

Практические советы

1

Всегда сверяйте наименование нормы 08-02-307-03 с проектными решениями, чтобы убедиться в точном соответствии типу подвески (полукомпенсированная, на косых струнках, 2 провода).

2

Тщательно изучайте проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) для выявления особых условий, требующих применения повышающих коэффициентов.

3

Используйте актуальные редакции ГЭСН и индексы пересчета для обеспечения достоверности сметных расчетов.

4

Применяйте специализированное сметное программное обеспечение для автоматизации расчетов и минимизации человеческих ошибок.

5

Документируйте все обоснования для применения коэффициентов и нестандартных решений, чтобы обеспечить прозрачность и облегчить прохождение экспертизы.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильный выбор нормы: применение 08-02-307-03 для других типов подвесок (например, некомпенсированных) или для узлов, предназначенных для одного провода, вместо двух.

!
Ошибка 2

Игнорирование или некорректное применение повышающих коэффициентов для особых условий производства работ (стесненность, зимнее время, реконструкция/капитальный ремонт).

!
Ошибка 3

Ошибки в подсчете объемов работ: неверное определение количества комплектов узлов подвешивания по проектной документации.

!
Ошибка 4

Использование устаревших редакций ГЭСН, что приводит к неактуальным ресурсным показателям и ошибкам в смете.

!
Ошибка 5

Неполный учет материалов: забывают добавить в смету основные материалы узла подвешивания (зажимы, изоляторы), которые не учтены в самой норме, а определяются проектом.

1
08-02-307-04

Узел подвешивания продольно-несущего троса на кронштейне

Применяется совместно с 08-02-307-03 или вместо нее, если требуется монтаж другого типа узла подвешивания несущего троса.

2
08-02-307-05

Узел грузовой компенсации на металлической опоре: трубчатой

Применяется совместно с 08-02-307-03, так как полукомпенсированная подвеска часто включает узлы грузовой компенсации.

3
08-02-307-06

Узел грузовой компенсации на металлической опоре: решетчатой

Применяется совместно с 08-02-307-03, так как полукомпенсированная подвеска часто включает узлы грузовой компенсации.

4
МДС 81-35.2004

Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации

Основной методический документ для определения сметной стоимости, регламентирующий применение ГЭСН и расчет всех видов затрат.

5
СП 98.13330.2018

Трамвайные и троллейбусные линии (актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90)

Содержит общие технические требования к контактным сетям, включая типы подвесок, что помогает в обосновании выбора нормы.

6
ВСН 13-77

Инструкция по монтажу контактных сетей промышленного и городского электрифицированного транспорта

Предоставляет технологические указания по монтажу, что полезно для понимания состава работ, учтенных в ГЭСН.

Технические характеристики

Единица измерения
компл
Категория
08-02-307
Тип работ
GESNM
Материалы
Проволока стальная низкоуглеродистая разного назначения оцинкованная диаметром 3,0 мм: 0.001 т; Затраты труда рабочих-монтажников (средний разряд 3,6): 1.75 чел.-ч; Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 0.84 маш.-ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: