Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-02-310-06

08-02-310

Провод одиночный на прямой при: → эластичной полукомпенсированной продольно-цепной подвеске

Подробное описание
Группа: Провод одиночный на прямой при: Состав работ: Раскатка и подвеска провода.; Установка трамвайного подвеса.; Заготовка и подвешивание поперечин.; Заделка провода.; Монтаж стыкового соединения.; Регулировка зигзага провода и высоты подвеса.; Установка байдратов в подвесах.; Установка фиксаторов на кронштейне.; Установка струнки. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
км
Категория
08-02-310
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
33.3 чел.-ч (рабочие) + 9.01 чел.-ч (машинисты) при среднем разряде 4,0
Основное назначение
Монтаж одиночного провода на прямой при эластичной полукомпенсированной продольно-цепной подвеске

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,0 33.3
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.09
Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг 8.83
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.09

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-02-310-06 является одним из ключевых нормативов в Сборнике 8 "Электротехнические установки" (ГЭСНм-2001, часть 8). Она предназначена для определения потребности в ресурсах, таких как затраты труда рабочих, машинистов, время эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ по монтажу одиночного провода контактной сети. Данная норма применяется при устройстве контактной сети на прямых участках с использованием эластичной полукомпенсированной продольно-цепной подвески.

Основное назначение нормы – служить основой для составления сметных расчетов (смет) на производство указанных работ ресурсным и ресурсно-индексным методами. Понимание этой нормы критически важно для сметчиков, поскольку она охватывает полный комплекс работ, связанных с одним из наиболее ответственных элементов инфраструктуры электрифицированного транспорта.

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 08-02-310-06 включает в себя полный перечень операций, необходимых для монтажа одиночного провода на прямой при эластичной полукомпенсированной продольно-цепной подвеске. Каждая операция является неотъемлемой частью технологического процесса и должна быть учтена при составлении сметы. Состав работ включает:

  1. Раскатка и подвеска провода. Эта операция включает доставку провода к месту монтажа, его размотку с барабанов и первичную подвеску на опорных конструкциях.
  2. Установка трамвайного подвеса. Монтаж элементов, обеспечивающих крепление провода к несущему тросу или кронштейнам.
  3. Заготовка и подвешивание поперечин. Подготовка и установка элементов, соединяющих несущий трос и контактный провод, обеспечивая заданное положение.
  4. Заделка провода. Фиксация концов провода и его соединений, обеспечивающая надежность и безопасность.
  5. Монтаж стыкового соединения. Установка соединительных элементов для обеспечения непрерывности электрической цепи.
  6. Регулировка зигзага провода и высоты подвеса. Одна из наиболее трудоемких и ответственных операций, требующая высокой точности. Она включает выравнивание контактного провода по высоте и в плане (зигзаг), что критически важно для бесперебойной работы контактной сети и срока службы проводов.
  7. Установка байдратов в подвесах. Монтаж элементов, обеспечивающих дополнительную фиксацию и устойчивость подвески.
  8. Установка фиксаторов на кронштейне. Фиксаторы обеспечивают удержание контактного провода в заданном положении относительно оси пути, что напрямую влияет на качество токосъема.
  9. Установка струнки. Монтаж вертикальных элементов, соединяющих несущий трос с контактным проводом, поддерживая его на заданной высоте.

Материалы и ресурсы

ГЭСН 08-02-310-06 определяет нормативы расхода основных ресурсов, необходимых для выполнения работ на 1 км контактной сети. Важно отметить, что сама норма не содержит стоимости материалов в рублях, а лишь их количественные показатели.

Трудозатраты:

  • Затраты труда рабочих (средний разряд 4,0): 33.3 чел.-ч.
  • Затраты труда машинистов: 9.01 чел.-ч.

Машины и оборудование:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.09 маш.-ч.
  • Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 8.83 маш.-ч.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.09 маш.-ч.

Эти показатели отражают среднеотраслевые затраты и учитывают технологию и организацию работ по монтажу оборудования.

Требования к квалификации

Средний разряд работы, предусмотренный нормой, составляет 4,0. Это означает, что для выполнения данного комплекса работ требуется персонал с соответствующим уровнем квалификации, способный выполнять сложные монтажные и регулировочные операции, особенно связанные с точной настройкой положения провода и подвески.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения нормы ГЭСН 08-02-310-06 в сметной документации, сметчику необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение объема работ: Измерьте общую протяженность прямой контактной сети, подлежащей монтажу с данным типом подвески, в километрах. Единица измерения нормы — 1 км.
  2. Расчет трудозатрат: Умножьте нормативные затраты труда рабочих (33.3 чел.-ч/км) и машинистов (9.01 чел.-ч/км) на полученную протяженность.
  3. Расчет машино-часов: Умножьте нормативные показатели использования машин и механизмов (краны, подъемники, автомобили) на общую протяженность.
  4. Учет материальных ресурсов: В ГЭСНм не учтена стоимость самих материалов, только ресурсы для их монтажа. Стоимость материалов, таких как провод, подвесы, фиксаторы, струнки, поперечины и стыковые соединения, должна быть определена дополнительно по соответствующим сборникам сметных цен на материалы (ФССЦ) или по текущим ценам поставщиков, с учетом проектной документации.
  5. Применение индексов пересчета: Нормы ГЭСНм разработаны в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года или более поздние редакции, например, 2014, 2020 года). Для получения текущей сметной стоимости необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ или региональными органами ценообразования.
  6. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (оплата труда, эксплуатация машин, стоимость материалов) добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.

Примеры использования

Норма 08-02-310-06 применяется при строительстве новых трамвайных линий, реконструкции существующих участков контактной сети, а также при капитальном ремонте, где требуется полная замена или монтаж одиночного провода на прямых участках с эластичной полукомпенсированной продольно-цепной подвеской. Например, при проектировании сметы на 5 км новой трамвайной линии, сметчик умножит все ресурсные показатели нормы на 5, а затем применит актуальные индексы и коэффициенты.

Особенности и ограничения

  • Комплексность работ: Норма учитывает полный комплекс электромонтажных работ, определенных техническими условиями и инструкциями. Это означает, что дополнительные расценки на мелкие, сопутствующие операции, прямо входящие в состав работ, не требуются.
  • Исключения: В нормах ГЭСНм, как правило, не учтены затраты на монтаж вторичных цепей, заземления и кабелей (кроме поставляемых с основным оборудованием), а также монтаж ящиков, пультов, шкафов и опорных конструкций, если они не являются частью основного комплекта. Эти работы должны быть учтены по отдельным нормам.
  • Тип подвески: Важно строго соблюдать соответствие типа подвески, указанного в проектной документации, с наименованием нормы. "Эластичная полукомпенсированная продольно-цепная подвеска" имеет свои конструктивные особенности и трудозатраты, отличающиеся от других типов.
  • Условия производства работ: При работе в охранной зоне действующих устройств, под напряжением, или в условиях "окна" (ограниченного времени для выполнения работ на действующих путях), могут применяться повышающие коэффициенты к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное применение индексов пересчета: Одна из наиболее частых ошибок. Сметчики должны использовать актуальные индексы, утвержденные для соответствующего периода и региона, а также следить за их обновлениями.
  2. Игнорирование состава работ: Попытка добавить в смету работы, которые уже учтены в данной комплексной норме, приводит к задвоению затрат. Внимательно изучите состав работ, указанный в описании нормы.
  3. Неверное определение типа подвески: Применение нормы 08-02-310-06 для других типов подвески (например, простой продольно-цепной или на кривых участках) приведет к некорректному расчету. Всегда сверяйтесь с проектной документацией.
  4. Неучет дополнительных работ: Забывчивость или незнание о работах, которые не учтены в норме (например, монтаж вторичных цепей, заземления, специфических опор), может привести к занижению сметной стоимости.
  5. Игнорирование условий производства работ: Неприменение повышающих коэффициентов при работе в стесненных условиях, в охранных зонах или при ограниченном времени ("окна") может привести к недооценке трудоемкости и стоимости.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся контактной сети, чтобы точно определить тип подвески, протяженность участков и специфические условия монтажа.
  • Использование актуальных баз: Всегда работайте с последними редакциями ГЭСНм и актуальными сборниками текущих цен и индексов пересчета. Официальные источники информации о сметных нормативах доступны на сайте Федерального центра ценообразования в строительстве (ФЦЦС).
  • Консультации с инженерами: При возникновении сомнений относительно технологических особенностей или состава работ, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками или специалистами по монтажу контактной сети.
  • Внимание к деталям регулировки: Учитывая, что регулировка зигзага и высоты подвеса является наиболее трудоемкой частью, убедитесь, что все необходимые ресурсы для этой операции учтены и при необходимости применены соответствующие коэффициенты.

Связанные нормы

В рамках таблицы 08-02-310 Сборника 8 ГЭСНм существуют другие нормы, регулирующие монтаж контактных проводов в различных условиях. Сметчику важно уметь различать их и применять соответствующую норму:

  • ГЭСН 08-02-310-01: Провод одиночный на трамвайном узле и кривой радиусом до 30 м. Отличается значительно большими трудозатратами из-за сложности конфигурации.
  • ГЭСН 08-02-310-02: Провод одиночный на прямой и кривой радиусом более 30 м. Применяется для менее сложных кривых и прямых участков, но с другой технологией подвески.
  • ГЭСН 08-02-310-05: Провод одиночный на прямой при продольно-цепной подвеске. Отличается от 08-02-310-06 отсутствием "эластичной полукомпенсированной" характеристики, что может влиять на состав работ и трудозатраты.

Контрольные моменты

При проверке сметы, составленной с применением ГЭСН 08-02-310-06, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие объемов: Проверить, соответствует ли заявленная протяженность контактной сети проектным данным.
  • Корректность индексов: Убедиться, что применены актуальные индексы пересчета в текущие цены.
  • Полнота состава работ: Проверить, не пропущены ли необходимые операции, которые должны быть учтены по другим нормам (например, монтаж опор, заземления) и, наоборот, не задвоены ли работы, уже включенные в данную норму.
  • Обоснованность коэффициентов: Если применены повышающие коэффициенты, они должны быть обоснованы условиями производства работ (например, стесненность, работа в "окно").
  • Наличие всех ресурсов: Убедиться, что все необходимые ресурсы (рабочие, машины, материалы) учтены в соответствии с нормативами и проектной документацией.

Тщательное следование этим рекомендациям позволит сметчикам формировать точные и обоснованные сметы, минимизируя риски ошибок и разногласий при проверке и согласовании проектно-сметной документации.

Ключевые моменты

  • Норма 08-02-310-06 применяется для монтажа одиночного провода контактной сети на прямых участках с эластичной полукомпенсированной продольно-цепной подвеской.

  • Состав работ включает 9 ключевых операций, от раскатки провода до регулировки зигзага и установки струнок.

  • Трудозатраты составляют 33.3 чел.-ч для рабочих (средний разряд 4,0) и 9.01 чел.-ч для машинистов на 1 км.

  • Для расчета текущей стоимости необходимо применять актуальные индексы пересчета, так как норма разработана в базисных ценах.

  • Важно учитывать, что норма не включает затраты на монтаж вторичных цепей, заземления и некоторых опорных конструкций, которые должны быть учтены отдельно.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-02-310-06 применяется для определения затрат на монтаж одиночного провода контактной сети на прямых участках, где используется эластичная полукомпенсированная продольно-цепная подвеска. Это актуально для строительства, реконструкции и капитального ремонта трамвайных и железнодорожных линий.

Сама норма ГЭСН 08-02-310-06 не содержит стоимости материалов в рублях, а лишь нормативы расхода ресурсов для выполнения работ. Материалы, такие как сам контактный провод, трамвайные подвесы, поперечины, стыковые соединения, байдраты, фиксаторы и струнки, должны быть учтены в смете дополнительно по соответствующим сборникам сметных цен на материалы или по текущим ценам поставщиков.

Норма предусматривает затраты труда рабочих в размере 33.3 чел.-ч на 1 км работ при среднем разряде 4,0. Дополнительно учтены затраты труда машинистов в объеме 9.01 чел.-ч на 1 км.

В норме учтены следующие машины и механизмы на 1 км работ: краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (0.09 маш.-ч), подъемники телескопические самоходные с рабочей высотой 26 м и грузоподъемностью 250 кг (8.83 маш.-ч), а также автомобили бортовые грузоподъемностью до 5 т (0.09 маш.-ч).

Практические советы

1

Всегда используйте актуальные редакции ГЭСНм и последние утвержденные индексы пересчета в текущие цены.

2

Тщательно сверяйте тип контактной подвески и конфигурацию участка (прямой/кривой) с проектной документацией перед выбором нормы.

3

Внимательно изучайте состав работ, включенных в норму, чтобы избежать задвоения или пропуска операций.

4

При необходимости применения повышающих коэффициентов (например, за работу в "окно" или в охранной зоне) обязательно обосновывайте их проектной документацией или актами.

5

Помните, что стоимость основных материалов (провода, фиксаторов и т.д.) не учтена в ГЭСН и должна быть добавлена отдельно.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Некорректное применение индексов пересчета из базисных цен в текущие, что приводит к искажению сметной стоимости.

!
Ошибка 2

Задвоение работ путем включения в смету операций, которые уже учтены в составе данной комплексной нормы.

!
Ошибка 3

Неправильный выбор нормы из-за несоответствия типа подвески или конфигурации участка (прямой/кривой) проектной документации.

!
Ошибка 4

Неучет дополнительных работ, не входящих в данную норму (например, монтаж заземления, вторичных цепей, специфических опорных конструкций).

!
Ошибка 5

Игнорирование повышающих коэффициентов при работе в сложных условиях (стесненность, работа в "окно", охранные зоны), что занижает реальную трудоемкость.

1
08-02-310-01

Провод одиночный на: трамвайном узле и кривой радиусом до 30 м

Применяется вместо 08-02-310-06 для монтажа одиночного провода на трамвайных узлах и кривых участках малого радиуса (до 30 м), где трудозатраты значительно выше.

2
08-02-310-02

Провод одиночный на: прямой и кривой радиусом более 30 м

Используется для монтажа одиночного провода на прямых участках и кривых большого радиуса (более 30 м), но с другой технологией подвески, нежели эластичная полукомпенсированная.

3
08-02-310-05

Провод одиночный на прямой при: продольно-цепной подвеске

Применяется для монтажа одиночного провода на прямых участках с продольно-цепной подвеской, которая отличается от эластичной полукомпенсированной, что влияет на состав работ и ресурсные показатели.

Технические характеристики

Единица измерения
км
Категория
08-02-310
Тип работ
GESNM
Материалы
Затраты труда рабочих (Средний разряд 4,0): 33.3 чел.-ч; Затраты труда машинистов: 9.01 чел.-ч; Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.09 маш.-ч; Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 8.83 маш.-ч; Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.09 маш.-ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: