Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-02-310-05 играет важную роль в ценообразовании строительных работ, связанных с монтажом контактных сетей. Эта норма, входящая в Сборник 8 "Электротехнические установки" ГЭСН-2001, регламентирует затраты на установку одиночного провода на прямых участках с применением специфической продольно-цепной подвески.
Основное назначение нормы – определение потребности в трудовых, машинных и материальных ресурсах, необходимых для выполнения данного вида работ. Она является базой для разработки единичных расценок (ФЕР, ТЕР) и используется при составлении смет ресурсным или ресурсно-индексным методом.
Область применения: ГЭСН 08-02-310-05 наиболее часто применяется при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте контактных сетей городского электрического транспорта (трамвайные и троллейбусные линии), а также других объектов, где используется аналогичный тип подвески одиночного провода на прямых участках.
Единица измерения: Все нормативные показатели в ГЭСН 08-02-310-05 приведены на 1 километр (км) смонтированного провода. Это критически важно для корректного определения объемов работ и последующих расчетов.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 08-02-310-05 охватывает полный комплекс технологических операций, необходимых для монтажа одиночного провода на прямом участке с продольно-цепной подвеской. В состав работ включены следующие операции:
- Раскатка и подвеска провода. Эта операция включает в себя доставку бухт или барабанов с проводом к месту монтажа, их установку на специальные раскаточные устройства, непосредственную раскатку провода вдоль трассы и его предварительную подвеску на опорные конструкции. Это начальный и один из самых трудоемких этапов, требующий координации действий и применения специализированной техники.
- Установка трамвайного подвеса. Подвесы – это элементы, которые соединяют контактный провод с несущим тросом или поперечинами, обеспечивая его фиксацию и необходимый зигзаг. Данная операция включает подъем подвесов, их крепление к проводу и к несущим конструкциям в соответствии с проектными отметками и расстояниями.
- Заготовка и подвешивание поперечин. Поперечины – это элементы, которые могут использоваться для поддержания провода или для крепления подвесов. Заготовка может включать резку, сверление или сборку элементов. Подвешивание – это подъем и крепление этих поперечин к опорам или другим несущим конструкциям.
- Заделка провода. Заделка провода – это операция по надежному закреплению концов провода в анкерных устройствах или на конечных опорах. Это обеспечивает необходимое натяжение провода и предотвращает его смещение.
- Монтаж стыкового соединения. В процессе монтажа длинных участков провода возникает необходимость соединения отдельных секций. Монтаж стыкового соединения включает подготовку концов провода, установку соединительных элементов (например, зажимов, муфт) и обеспечение надежного электрического и механического контакта.
- Регулировка зигзага провода и высоты подвеса. Для корректной работы контактной сети крайне важна точная геометрия провода. Регулировка зигзага обеспечивает равномерный износ токосъемников подвижного состава, а регулировка высоты подвеса – соблюдение габаритов и безопасное прохождение транспорта. Эта операция требует высокой точности и использования измерительных инструментов.
- Установка байдратов в подвесах. Байдраты (или бадрайты) – это дополнительные элементы, обеспечивающие стабильность и жесткость подвески, предотвращая раскачивание провода и обеспечивая его устойчивое положение. Их установка является завершающим этапом формирования продольно-цепной подвески.
Материалы и ресурсы
ГЭСН 08-02-310-05 определяет потребность в следующих основных ресурсах на 1 км смонтированного провода:
- Трудозатраты рабочих: 35 чел.-ч при среднем разряде работы 4,0. Это означает, что для выполнения работ по данной норме требуется 35 человеко-часов рабочего времени на каждый километр смонтированного провода, при условии, что средний квалификационный разряд рабочих составляет 4,0.
- Машины и механизмы:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.27 маш.-ч. Используются для подъема и перемещения тяжелых элементов, таких как барабаны с проводом, поперечины, а также для поддержки рабочих при выполнении высотных операций.
- Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 8.38 маш.-ч. Эти подъемники являются основным средством для выполнения работ на высоте, обеспечивая доступ к точкам крепления провода, установки подвесов и регулировки.
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.27 маш.-ч. Применяются для транспортировки материалов, инструментов и персонала по строительной площадке.
Важно отметить, что данная норма учитывает только затраты на выполнение работ. Стоимость самого провода, трамвайных подвесов, поперечин, стыковых соединений и байдратов, а также других неучтенных материалов, должна быть добавлена в смету отдельно по текущим ценам или по соответствующим нормам на материалы (ФССЦ).
Требования к квалификации
Средний разряд работы 4,0 указывает на то, что для выполнения данного комплекса работ требуется бригада рабочих, обладающая соответствующими навыками и опытом. Работы по монтажу контактных сетей требуют не только физической выносливости, но и технических знаний, умения работать с электротехническим оборудованием, соблюдать технику безопасности при высотных работах и работах под напряжением (если применимо).
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения ГЭСН 08-02-310-05 в сметном расчете необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Из проектной документации или по результатам замеров определяется общая длина прямых участков контактной сети, на которых будет применяться продольно-цепная подвеска. Объем работ выражается в километрах.
- Применение нормы: Полученный объем работ умножается на нормативные показатели, указанные в ГЭСН 08-02-310-05. Это позволит определить суммарные трудозатраты рабочих, а также машино-часы эксплуатации каждой единицы техники.
- Пример: Если длина участка составляет 5 км, то трудозатраты составят 5 км * 35 чел.-ч/км = 175 чел.-ч.
- Учет неучтенных материалов: В соответствии с проектной документацией, в смету добавляется стоимость самого контактного провода, трамвайных подвесов, поперечин, стыковых соединений, байдратов и других материалов, которые не учтены в данной норме. Эти материалы обычно приводятся в спецификациях к проекту и расцениваются по соответствующим сборникам ФССЦ или по текущим рыночным ценам.
- Применение поправочных коэффициентов: В зависимости от условий производства работ (например, работа в стесненных условиях городской застройки, в зимнее время, на высоте, вблизи действующих коммуникаций и т.д.), к полученным затратам могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты, предусмотренные Общими положениями к сборникам ГЭСН или методическими указаниями по применению сметных норм.
- Расчет стоимости: На основе полученных ресурсных показателей и текущих цен на ресурсы (оплата труда, стоимость машино-часа, стоимость материалов) формируется итоговая сметная стоимость работ.
Примеры использования
Пример 1: Расчет для участка 10 км
Допустим, необходимо смонтировать 10 км одиночного провода на прямом участке с продольно-цепной подвеской.
- Трудозатраты рабочих: 10 км * 35 чел.-ч/км = 350 чел.-ч.
- Краны на автомобильном ходу, 16 т: 10 км * 0.27 маш.-ч/км = 2.7 маш.-ч.
- Подъемники телескопические, 26 м: 10 км * 8.38 маш.-ч/км = 83.8 маш.-ч.
- Автомобили бортовые, до 5 т: 10 км * 0.27 маш.-ч/км = 2.7 маш.-ч.
К этим ресурсным показателям затем применяются текущие расценки на оплату труда, эксплуатацию машин и стоимость материалов для получения итоговой сметной стоимости.
Особенности и ограничения
- Только одиночный провод: Норма 08-02-310-05 предназначена исключительно для монтажа одиночного провода. Для многопроводных систем или других конфигураций следует использовать иные нормы.
- Только прямые участки: Данная норма применима только для прямых участков трассы. Для кривых участков, трамвайных узлов или стрелок существуют отдельные нормы, например, ГЭСН 08-02-310-01 (Провод одиночный на: трамвайном узле и кривой радиусом до 30 м) или ГЭСН 08-02-310-02 (Провод одиночный на: прямой и кривой радиусом более 30 м).
- Продольно-цепная подвеска: Норма строго привязана к типу подвески – продольно-цепной. Если проектом предусмотрена другая система подвески (например, поперечно-цепная), необходимо применять соответствующие нормы, такие как ГЭСН 08-02-310-06 (Провод одиночный на прямой при: эластичной полукомпенсированной продольно-цепной подвеске).
- Не включает сопутствующие работы: Норма не учитывает затраты на земляные работы, установку опор, демонтаж старых конструкций, устройство фундаментов и другие подготовительные или сопутствующие работы. Эти виды работ должны быть расценены отдельно по соответствующим ГЭСН. Например, установка кронштейнов на опоры может быть учтена по ГЭСН 08-02-301-01.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Сметчики часто сталкиваются с определенными ошибками при применении ГЭСН 08-02-310-05. Знание этих ошибок поможет их предотвратить:
- Неправильное определение типа подвески: Одна из наиболее частых ошибок – применение данной нормы для объектов с другим типом подвески (например, поперечно-цепной или жесткой). Всегда тщательно изучайте проектную документацию, чтобы убедиться, что речь идет именно о продольно-цепной подвеске на прямом участке.
- Игнорирование геометрии трассы: Применение нормы 08-02-310-05 для кривых участков или узлов. Для таких случаев существуют отдельные нормы (например, ГЭСН 08-02-310-01 для кривых радиусом до 30 м).
- Неучет неучтенных материалов: Забывают включить в смету стоимость самого контактного провода, изоляторов, арматуры и других материалов, которые не входят в состав нормы, но необходимы для выполнения работ. Всегда проверяйте, какие материалы учтены в норме, а какие – нет.
- Отсутствие поправочных коэффициентов: Не применяют коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы (стесненные условия, работа вблизи действующих коммуникаций, зимнее время). Это может привести к занижению сметной стоимости и недооценке трудозатрат.
- Включение в смету лишних работ: Попытка включить в данную норму работы, которые ею не предусмотрены (например, установка опор, земляные работы, демонтаж). Каждая работа должна быть расценена по своей соответствующей норме.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметного расчета тщательно изучите проектную документацию, чертежи и пояснительные записки. Это поможет точно определить тип подвески, геометрию трассы и состав необходимых работ.
- Использование актуальных сборников: Всегда используйте самые актуальные редакции сборников ГЭСН и методических указаний по их применению. Нормативы могут обновляться, и применение устаревших данных приведет к ошибкам в смете.
- Разделение работ: Если проект включает различные типы участков (прямые, кривые) или разные виды подвески, разбивайте объем работ по соответствующим нормам. Не пытайтесь применить одну норму ко всему объему.
- Консультации с инженерами: При возникновении сомнений в применении нормы или интерпретации проектных решений, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками или специалистами по технологии выполнения работ.
- Ведение детализированной ведомости ресурсов: Для контроля и проверки сметы полезно вести детализированную ведомость всех учтенных и неучтенных ресурсов.
Связанные нормы
Для комплексного сметного расчета контактных сетей, помимо ГЭСН 08-02-310-05, могут потребоваться следующие нормы:
- ГЭСН 08-02-310-01: Провод одиночный на: трамвайном узле и кривой радиусом до 30 м. Применяется для монтажа одиночного провода на кривых участках с малым радиусом, а также на трамвайных узлах.
- ГЭСН 08-02-310-02: Провод одиночный на: прямой и кривой радиусом более 30 м. Может использоваться как альтернатива для прямых участков или для кривых с большим радиусом, в зависимости от конкретных условий и типа подвески.
- ГЭСН 08-02-310-06: Провод одиночный на прямой при: эластичной полукомпенсированной продольно-цепной подвеске. Применяется для другого варианта продольно-цепной подвески, который может отличаться по составу работ или ресурсам.
- ГЭСН 08-02-301-01: Кронштейн: односторонний трамвайный и троллейбусный. Используется для учета затрат на установку кронштейнов на опоры, которые являются основой для крепления контактного провода.
- Нормы на установку опор (например, из раздела 08-02-301, если опоры не учтены в других нормах проекта).
- Нормы на демонтажные работы, если речь идет о реконструкции или капитальном ремонте с заменой существующих линий.
Контрольные моменты
При проверке сметы, составленной с применением ГЭСН 08-02-310-05, обратите внимание на следующие аспекты:
- Соответствие объемов: Проверьте, соответствует ли объем работ (длина в км) проектным данным.
- Корректность применения: Убедитесь, что норма 08-02-310-05 применена именно для прямых участков с продольно-цепной подвеской, а не для кривых или других типов подвески.
- Учет материалов: Проверьте наличие и правильность расценки неучтенных материалов (провод, подвесы, арматура).
- Поправочные коэффициенты: Обоснованы ли примененные поправочные коэффициенты условиями производства работ.
- Исключение дублирования: Убедитесь, что нет дублирования работ с другими нормами (например, работы по установке опор или земляные работы).
Правильное и внимательное применение ГЭСН 08-02-310-05 позволит составить точную и обоснованную смету, минимизируя риски возникновения разногласий и перерасхода средств на этапе реализации проекта.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 08-02-310-05 применяется для монтажа одиночного провода на прямых участках контактных сетей.
-
Охватывает полный цикл работ: от раскатки и подвески провода до его регулировки и заделки.
-
Единица измерения нормы — 1 километр смонтированного провода.
-
Учитывает трудозатраты рабочих (35 чел.-ч/км при разряде 4.0) и машино-часы специализированной техники (краны, телескопические подъемники, бортовые автомобили).
-
Не включает стоимость самого провода и других неучтенных материалов, которые должны быть добавлены в смету отдельно.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 08-02-310-05?
Когда применяется ГЭСН 08-02-310-05?
ГЭСН 08-02-310-05 применяется для сметного расчета работ по монтажу одиночного провода на прямых участках контактных сетей (например, трамвайных или троллейбусных линий), где используется продольно-цепная подвеска.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
Данная норма учитывает трудозатраты рабочих (35 чел.-ч на 1 км при среднем разряде 4.0) и машино-часы эксплуатации строительных машин и механизмов: кранов на автомобильном ходу (0.27 маш.-ч/км), телескопических подъемников (8.38 маш.-ч/км) и бортовых автомобилей (0.27 маш.-ч/км). Стоимость самого контактного провода, трамвайных подвесов, поперечин, стыковых соединений и байдратов не учтена и должна быть добавлена в смету отдельно.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих в размере 35 человеко-часов на 1 километр смонтированного провода. Средний квалификационный разряд рабочих, учтенный в норме, составляет 4.0.
4 Что такое "продольно-цепная подвеска"?
Что такое "продольно-цепная подвеска"?
Продольно-цепная подвеска – это метод крепления контактного провода, при котором он подвешивается к несущему тросу (или другим несущим элементам) через специальные подвесы. Эта система обеспечивает необходимый зигзаг провода и его стабильное положение, что критически важно для равномерного износа токосъемников подвижного состава (трамваев, троллейбусов).
Практические советы
Всегда тщательно изучайте проектную документацию, чтобы убедиться в соответствии типа подвески и геометрии трассы условиям применения нормы 08-02-310-05.
Помните, что ГЭСН 08-02-310-05 не включает стоимость самого контактного провода и других материалов – их необходимо добавлять в смету отдельно по соответствующим сборникам или текущим ценам.
Применяйте поправочные коэффициенты из общих указаний к сборнику ГЭСН-2001 (или актуальной редакции) при наличии усложняющих факторов, таких как работа в стесненных условиях или в зимнее время.
Разбивайте смету на отдельные нормы, если проект включает как прямые, так и кривые участки, или различные типы подвески, чтобы избежать ошибок в расчетах.
Регулярно проверяйте актуальность используемых сметных нормативов, так как они могут обновляться Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Частые ошибки
Неправильное применение нормы для других типов подвески (например, поперечно-цепной) или для многопроводных систем.
Использование нормы для кривых участков трассы или трамвайных узлов, для которых предусмотрены отдельные нормы (например, ГЭСН 08-02-310-01).
Неучет стоимости неучтенных материалов (самого провода, подвесов, арматуры), что приводит к занижению сметной стоимости.
Игнорирование поправочных коэффициентов, учитывающих усложняющие условия производства работ (стесненность, зимнее время и т.д.).
Включение в состав работ, предусмотренных данной нормой, операций, которые должны расцениваться отдельно (например, установка опор, земляные работы, демонтаж).