Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-02-310-05

08-02-310

Провод одиночный на прямой при: → продольно-цепной подвеске

Подробное описание
Группа: Провод одиночный на прямой при: Состав работ: Раскатка и подвеска провода.; Установка трамвайного подвеса.; Заготовка и подвешивание поперечин.; Заделка провода.; Монтаж стыкового соединения.; Регулировка зигзага провода и высоты подвеса.; Установка байдратов в подвесах. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
км
Категория
08-02-310
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
35 чел.-ч при разряде 4.0
Основное назначение
Монтаж одиночного провода на прямых участках с использованием продольно-цепной подвески.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,0 35
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.27
Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг 8.38
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.27

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-02-310-05 играет важную роль в ценообразовании строительных работ, связанных с монтажом контактных сетей. Эта норма, входящая в Сборник 8 "Электротехнические установки" ГЭСН-2001, регламентирует затраты на установку одиночного провода на прямых участках с применением специфической продольно-цепной подвески.

Основное назначение нормы – определение потребности в трудовых, машинных и материальных ресурсах, необходимых для выполнения данного вида работ. Она является базой для разработки единичных расценок (ФЕР, ТЕР) и используется при составлении смет ресурсным или ресурсно-индексным методом.

Область применения: ГЭСН 08-02-310-05 наиболее часто применяется при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте контактных сетей городского электрического транспорта (трамвайные и троллейбусные линии), а также других объектов, где используется аналогичный тип подвески одиночного провода на прямых участках.

Единица измерения: Все нормативные показатели в ГЭСН 08-02-310-05 приведены на 1 километр (км) смонтированного провода. Это критически важно для корректного определения объемов работ и последующих расчетов.

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 08-02-310-05 охватывает полный комплекс технологических операций, необходимых для монтажа одиночного провода на прямом участке с продольно-цепной подвеской. В состав работ включены следующие операции:

  1. Раскатка и подвеска провода. Эта операция включает в себя доставку бухт или барабанов с проводом к месту монтажа, их установку на специальные раскаточные устройства, непосредственную раскатку провода вдоль трассы и его предварительную подвеску на опорные конструкции. Это начальный и один из самых трудоемких этапов, требующий координации действий и применения специализированной техники.
  2. Установка трамвайного подвеса. Подвесы – это элементы, которые соединяют контактный провод с несущим тросом или поперечинами, обеспечивая его фиксацию и необходимый зигзаг. Данная операция включает подъем подвесов, их крепление к проводу и к несущим конструкциям в соответствии с проектными отметками и расстояниями.
  3. Заготовка и подвешивание поперечин. Поперечины – это элементы, которые могут использоваться для поддержания провода или для крепления подвесов. Заготовка может включать резку, сверление или сборку элементов. Подвешивание – это подъем и крепление этих поперечин к опорам или другим несущим конструкциям.
  4. Заделка провода. Заделка провода – это операция по надежному закреплению концов провода в анкерных устройствах или на конечных опорах. Это обеспечивает необходимое натяжение провода и предотвращает его смещение.
  5. Монтаж стыкового соединения. В процессе монтажа длинных участков провода возникает необходимость соединения отдельных секций. Монтаж стыкового соединения включает подготовку концов провода, установку соединительных элементов (например, зажимов, муфт) и обеспечение надежного электрического и механического контакта.
  6. Регулировка зигзага провода и высоты подвеса. Для корректной работы контактной сети крайне важна точная геометрия провода. Регулировка зигзага обеспечивает равномерный износ токосъемников подвижного состава, а регулировка высоты подвеса – соблюдение габаритов и безопасное прохождение транспорта. Эта операция требует высокой точности и использования измерительных инструментов.
  7. Установка байдратов в подвесах. Байдраты (или бадрайты) – это дополнительные элементы, обеспечивающие стабильность и жесткость подвески, предотвращая раскачивание провода и обеспечивая его устойчивое положение. Их установка является завершающим этапом формирования продольно-цепной подвески.

Материалы и ресурсы

ГЭСН 08-02-310-05 определяет потребность в следующих основных ресурсах на 1 км смонтированного провода:

  • Трудозатраты рабочих: 35 чел.-ч при среднем разряде работы 4,0. Это означает, что для выполнения работ по данной норме требуется 35 человеко-часов рабочего времени на каждый километр смонтированного провода, при условии, что средний квалификационный разряд рабочих составляет 4,0.
  • Машины и механизмы:
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.27 маш.-ч. Используются для подъема и перемещения тяжелых элементов, таких как барабаны с проводом, поперечины, а также для поддержки рабочих при выполнении высотных операций.
  • Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 8.38 маш.-ч. Эти подъемники являются основным средством для выполнения работ на высоте, обеспечивая доступ к точкам крепления провода, установки подвесов и регулировки.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.27 маш.-ч. Применяются для транспортировки материалов, инструментов и персонала по строительной площадке.

Важно отметить, что данная норма учитывает только затраты на выполнение работ. Стоимость самого провода, трамвайных подвесов, поперечин, стыковых соединений и байдратов, а также других неучтенных материалов, должна быть добавлена в смету отдельно по текущим ценам или по соответствующим нормам на материалы (ФССЦ).

Требования к квалификации

Средний разряд работы 4,0 указывает на то, что для выполнения данного комплекса работ требуется бригада рабочих, обладающая соответствующими навыками и опытом. Работы по монтажу контактных сетей требуют не только физической выносливости, но и технических знаний, умения работать с электротехническим оборудованием, соблюдать технику безопасности при высотных работах и работах под напряжением (если применимо).

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения ГЭСН 08-02-310-05 в сметном расчете необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Из проектной документации или по результатам замеров определяется общая длина прямых участков контактной сети, на которых будет применяться продольно-цепная подвеска. Объем работ выражается в километрах.
  2. Применение нормы: Полученный объем работ умножается на нормативные показатели, указанные в ГЭСН 08-02-310-05. Это позволит определить суммарные трудозатраты рабочих, а также машино-часы эксплуатации каждой единицы техники.
  • Пример: Если длина участка составляет 5 км, то трудозатраты составят 5 км * 35 чел.-ч/км = 175 чел.-ч.
  1. Учет неучтенных материалов: В соответствии с проектной документацией, в смету добавляется стоимость самого контактного провода, трамвайных подвесов, поперечин, стыковых соединений, байдратов и других материалов, которые не учтены в данной норме. Эти материалы обычно приводятся в спецификациях к проекту и расцениваются по соответствующим сборникам ФССЦ или по текущим рыночным ценам.
  2. Применение поправочных коэффициентов: В зависимости от условий производства работ (например, работа в стесненных условиях городской застройки, в зимнее время, на высоте, вблизи действующих коммуникаций и т.д.), к полученным затратам могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты, предусмотренные Общими положениями к сборникам ГЭСН или методическими указаниями по применению сметных норм.
  3. Расчет стоимости: На основе полученных ресурсных показателей и текущих цен на ресурсы (оплата труда, стоимость машино-часа, стоимость материалов) формируется итоговая сметная стоимость работ.

Примеры использования

Пример 1: Расчет для участка 10 км

Допустим, необходимо смонтировать 10 км одиночного провода на прямом участке с продольно-цепной подвеской.

  • Трудозатраты рабочих: 10 км * 35 чел.-ч/км = 350 чел.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу, 16 т: 10 км * 0.27 маш.-ч/км = 2.7 маш.-ч.
  • Подъемники телескопические, 26 м: 10 км * 8.38 маш.-ч/км = 83.8 маш.-ч.
  • Автомобили бортовые, до 5 т: 10 км * 0.27 маш.-ч/км = 2.7 маш.-ч.

К этим ресурсным показателям затем применяются текущие расценки на оплату труда, эксплуатацию машин и стоимость материалов для получения итоговой сметной стоимости.

Особенности и ограничения

  • Только одиночный провод: Норма 08-02-310-05 предназначена исключительно для монтажа одиночного провода. Для многопроводных систем или других конфигураций следует использовать иные нормы.
  • Только прямые участки: Данная норма применима только для прямых участков трассы. Для кривых участков, трамвайных узлов или стрелок существуют отдельные нормы, например, ГЭСН 08-02-310-01 (Провод одиночный на: трамвайном узле и кривой радиусом до 30 м) или ГЭСН 08-02-310-02 (Провод одиночный на: прямой и кривой радиусом более 30 м).
  • Продольно-цепная подвеска: Норма строго привязана к типу подвески – продольно-цепной. Если проектом предусмотрена другая система подвески (например, поперечно-цепная), необходимо применять соответствующие нормы, такие как ГЭСН 08-02-310-06 (Провод одиночный на прямой при: эластичной полукомпенсированной продольно-цепной подвеске).
  • Не включает сопутствующие работы: Норма не учитывает затраты на земляные работы, установку опор, демонтаж старых конструкций, устройство фундаментов и другие подготовительные или сопутствующие работы. Эти виды работ должны быть расценены отдельно по соответствующим ГЭСН. Например, установка кронштейнов на опоры может быть учтена по ГЭСН 08-02-301-01.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Сметчики часто сталкиваются с определенными ошибками при применении ГЭСН 08-02-310-05. Знание этих ошибок поможет их предотвратить:

  1. Неправильное определение типа подвески: Одна из наиболее частых ошибок – применение данной нормы для объектов с другим типом подвески (например, поперечно-цепной или жесткой). Всегда тщательно изучайте проектную документацию, чтобы убедиться, что речь идет именно о продольно-цепной подвеске на прямом участке.
  2. Игнорирование геометрии трассы: Применение нормы 08-02-310-05 для кривых участков или узлов. Для таких случаев существуют отдельные нормы (например, ГЭСН 08-02-310-01 для кривых радиусом до 30 м).
  3. Неучет неучтенных материалов: Забывают включить в смету стоимость самого контактного провода, изоляторов, арматуры и других материалов, которые не входят в состав нормы, но необходимы для выполнения работ. Всегда проверяйте, какие материалы учтены в норме, а какие – нет.
  4. Отсутствие поправочных коэффициентов: Не применяют коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы (стесненные условия, работа вблизи действующих коммуникаций, зимнее время). Это может привести к занижению сметной стоимости и недооценке трудозатрат.
  5. Включение в смету лишних работ: Попытка включить в данную норму работы, которые ею не предусмотрены (например, установка опор, земляные работы, демонтаж). Каждая работа должна быть расценена по своей соответствующей норме.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметного расчета тщательно изучите проектную документацию, чертежи и пояснительные записки. Это поможет точно определить тип подвески, геометрию трассы и состав необходимых работ.
  • Использование актуальных сборников: Всегда используйте самые актуальные редакции сборников ГЭСН и методических указаний по их применению. Нормативы могут обновляться, и применение устаревших данных приведет к ошибкам в смете.
  • Разделение работ: Если проект включает различные типы участков (прямые, кривые) или разные виды подвески, разбивайте объем работ по соответствующим нормам. Не пытайтесь применить одну норму ко всему объему.
  • Консультации с инженерами: При возникновении сомнений в применении нормы или интерпретации проектных решений, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками или специалистами по технологии выполнения работ.
  • Ведение детализированной ведомости ресурсов: Для контроля и проверки сметы полезно вести детализированную ведомость всех учтенных и неучтенных ресурсов.

Связанные нормы

Для комплексного сметного расчета контактных сетей, помимо ГЭСН 08-02-310-05, могут потребоваться следующие нормы:

  • ГЭСН 08-02-310-01: Провод одиночный на: трамвайном узле и кривой радиусом до 30 м. Применяется для монтажа одиночного провода на кривых участках с малым радиусом, а также на трамвайных узлах.
  • ГЭСН 08-02-310-02: Провод одиночный на: прямой и кривой радиусом более 30 м. Может использоваться как альтернатива для прямых участков или для кривых с большим радиусом, в зависимости от конкретных условий и типа подвески.
  • ГЭСН 08-02-310-06: Провод одиночный на прямой при: эластичной полукомпенсированной продольно-цепной подвеске. Применяется для другого варианта продольно-цепной подвески, который может отличаться по составу работ или ресурсам.
  • ГЭСН 08-02-301-01: Кронштейн: односторонний трамвайный и троллейбусный. Используется для учета затрат на установку кронштейнов на опоры, которые являются основой для крепления контактного провода.
  • Нормы на установку опор (например, из раздела 08-02-301, если опоры не учтены в других нормах проекта).
  • Нормы на демонтажные работы, если речь идет о реконструкции или капитальном ремонте с заменой существующих линий.

Контрольные моменты

При проверке сметы, составленной с применением ГЭСН 08-02-310-05, обратите внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие объемов: Проверьте, соответствует ли объем работ (длина в км) проектным данным.
  • Корректность применения: Убедитесь, что норма 08-02-310-05 применена именно для прямых участков с продольно-цепной подвеской, а не для кривых или других типов подвески.
  • Учет материалов: Проверьте наличие и правильность расценки неучтенных материалов (провод, подвесы, арматура).
  • Поправочные коэффициенты: Обоснованы ли примененные поправочные коэффициенты условиями производства работ.
  • Исключение дублирования: Убедитесь, что нет дублирования работ с другими нормами (например, работы по установке опор или земляные работы).

Правильное и внимательное применение ГЭСН 08-02-310-05 позволит составить точную и обоснованную смету, минимизируя риски возникновения разногласий и перерасхода средств на этапе реализации проекта.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 08-02-310-05 применяется для монтажа одиночного провода на прямых участках контактных сетей.

  • Охватывает полный цикл работ: от раскатки и подвески провода до его регулировки и заделки.

  • Единица измерения нормы — 1 километр смонтированного провода.

  • Учитывает трудозатраты рабочих (35 чел.-ч/км при разряде 4.0) и машино-часы специализированной техники (краны, телескопические подъемники, бортовые автомобили).

  • Не включает стоимость самого провода и других неучтенных материалов, которые должны быть добавлены в смету отдельно.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-02-310-05 применяется для сметного расчета работ по монтажу одиночного провода на прямых участках контактных сетей (например, трамвайных или троллейбусных линий), где используется продольно-цепная подвеска.

Данная норма учитывает трудозатраты рабочих (35 чел.-ч на 1 км при среднем разряде 4.0) и машино-часы эксплуатации строительных машин и механизмов: кранов на автомобильном ходу (0.27 маш.-ч/км), телескопических подъемников (8.38 маш.-ч/км) и бортовых автомобилей (0.27 маш.-ч/км). Стоимость самого контактного провода, трамвайных подвесов, поперечин, стыковых соединений и байдратов не учтена и должна быть добавлена в смету отдельно.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих в размере 35 человеко-часов на 1 километр смонтированного провода. Средний квалификационный разряд рабочих, учтенный в норме, составляет 4.0.

Продольно-цепная подвеска – это метод крепления контактного провода, при котором он подвешивается к несущему тросу (или другим несущим элементам) через специальные подвесы. Эта система обеспечивает необходимый зигзаг провода и его стабильное положение, что критически важно для равномерного износа токосъемников подвижного состава (трамваев, троллейбусов).

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию, чтобы убедиться в соответствии типа подвески и геометрии трассы условиям применения нормы 08-02-310-05.

2

Помните, что ГЭСН 08-02-310-05 не включает стоимость самого контактного провода и других материалов – их необходимо добавлять в смету отдельно по соответствующим сборникам или текущим ценам.

3

Применяйте поправочные коэффициенты из общих указаний к сборнику ГЭСН-2001 (или актуальной редакции) при наличии усложняющих факторов, таких как работа в стесненных условиях или в зимнее время.

4

Разбивайте смету на отдельные нормы, если проект включает как прямые, так и кривые участки, или различные типы подвески, чтобы избежать ошибок в расчетах.

5

Регулярно проверяйте актуальность используемых сметных нормативов, так как они могут обновляться Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное применение нормы для других типов подвески (например, поперечно-цепной) или для многопроводных систем.

!
Ошибка 2

Использование нормы для кривых участков трассы или трамвайных узлов, для которых предусмотрены отдельные нормы (например, ГЭСН 08-02-310-01).

!
Ошибка 3

Неучет стоимости неучтенных материалов (самого провода, подвесов, арматуры), что приводит к занижению сметной стоимости.

!
Ошибка 4

Игнорирование поправочных коэффициентов, учитывающих усложняющие условия производства работ (стесненность, зимнее время и т.д.).

!
Ошибка 5

Включение в состав работ, предусмотренных данной нормой, операций, которые должны расцениваться отдельно (например, установка опор, земляные работы, демонтаж).

1
08-02-310-01

Провод одиночный на: трамвайном узле и кривой радиусом до 30 м

Применяется для монтажа одиночного провода на кривых участках и трамвайных узлах, дополняет 08-02-310-05 для комплексных проектов.

2
08-02-310-02

Провод одиночный на: прямой и кривой радиусом более 30 м

Может использоваться как альтернатива для прямых участков или для кривых с большим радиусом, в зависимости от конкретных условий проекта.

3
08-02-310-06

Провод одиночный на прямой при: эластичной полукомпенсированной продольно-цепной подвеске

Применяется для другого варианта продольно-цепной подвески, который может отличаться по составу работ или ресурсам.

4
08-02-301-01

Кронштейн: односторонний трамвайный и троллейбусный

Учитывает затраты на установку кронштейнов на опоры, что является подготовительной работой для подвески провода.

Технические характеристики

Единица измерения
км
Категория
08-02-310
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 4,0: 35 чел.-ч/км; Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.27 маш.-ч/км; Подъемники телескопические самоходные, рабочая высота 26 м, грузоподъемность 250 кг: 8.38 маш.-ч/км; Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.27 маш.-ч/км.

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: