Введение: Назначение и область применения ГЭСН 10-07-063-03
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 10-07-063-03 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости работ по прокладке кабеля на железнодорожном транспорте. Данная норма регламентирует процесс прокладки одного кабеля с использованием специализированного кабелеукладчика на железнодорожном ходу, при этом работы выполняются на действующих электрифицированных линиях. ,
Специфика железнодорожной инфраструктуры, особенно электрифицированных участков, накладывает особые требования к технологии и безопасности выполнения работ. Норма 10-07-063-03 учитывает эти особенности, включая необходимость координации с движением поездов, соблюдение строгих правил безопасности и использование специализированной техники. Она предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатратах, машинах и механизмах, материалах) при выполнении таких работ и служит основой для формирования сметной стоимости.
Основное назначение нормы – обеспечить единообразие и точность в определении затрат на прокладку кабеля в условиях, требующих высокой квалификации персонала и применения специализированного оборудования, минимизируя риски и обеспечивая соответствие технологическим регламентам.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 10-07-063-03 включает в себя полный комплекс операций, необходимых для прокладки кабеля кабелеукладчиком на железнодорожном ходу. Детальный состав работ, предусмотренный данной нормой, выглядит следующим образом:
- Подготовка трассы. Этот этап включает уборку покилометрового запаса рельсов, других предметов и устройств, которые могут препятствовать работе кабелеукладчика. Особое внимание уделяется рытью шурфов для точного определения местонахождения существующих подземных коммуникаций (кабелей связи, силовых кабелей, трубопроводов и др.), что критически важно для предотвращения их повреждения в процессе прокладки. ,
- Отключение заземлителей опор контактной сети, КТП и устройств СЦБ. Данная операция является обязательной мерой безопасности при работе на действующих электрифицированных линиях. Она направлена на предотвращение поражения электрическим током персонала и повреждения оборудования.
- Подготовка кабелеукладчика к работе. Включает проверку технического состояния машины, заправку топливом, смазочными материалами, а также установку и настройку рабочего оборудования, такого как нож для заглубления и кассета для кабеля.
- Проверка герметичности оболочки кабеля. Выполняется до начала прокладки для исключения использования поврежденного кабеля, что может привести к серьезным проблемам в процессе эксплуатации.
- Выезд на перегон в "окно". Это один из наиболее критичных аспектов работы на железной дороге. "Окно" – это заранее согласованный промежуток времени, в течение которого движение поездов на участке прекращается или ограничивается, что позволяет безопасно выполнять работы на путях. Соблюдение графика "окна" строго обязательно. ,
- Рытье котлована для заглубления рабочего ножа кабелеукладчика. Перед началом механизированной прокладки необходимо создать стартовый котлован, в который будет заглублен нож кабелеукладчика. Это обеспечивает правильное начало формирования траншеи и укладки кабеля на заданную глубину. ,
- Прокладка кабеля кабелеукладчиком с частичной разработкой и засыпкой траншеи вручную. Основная операция, выполняемая специализированной машиной. Кабелеукладчик формирует щель в грунте и одновременно укладывает кабель на проектную глубину. Частичная разработка и засыпка траншеи вручную необходимы в местах, где механизированная работа затруднена или невозможна, например, при обходе препятствий, на поворотах трассы, а также для точной доработки профиля траншеи и обеспечения необходимого заглубления. ,
- Проверка герметичности кабеля, изоляции его наружных покровов после прокладки. Повторная проверка, подтверждающая отсутствие повреждений кабеля в процессе прокладки. Это важный этап контроля качества, предотвращающий дальнейшие эксплуатационные проблемы.
- Восстановление проектных очертаний элементов земляного полотна без трамбования грунта. После прокладки кабеля необходимо восстановить первоначальный вид земляного полотна, убрав излишки грунта и придав поверхности проектные очертания. Отсутствие трамбования указывает на то, что данная норма не включает уплотнение грунта до проектной плотности, что может потребовать дополнительных работ при необходимости.
- Подключение заземления опор контактной сети, КТП и устройств СЦБ. Завершающая операция, восстанавливающая нормальное функционирование электрифицированной линии и систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) после завершения работ.
- Возвращение с перегона на станцию. Перемещение техники и персонала с места выполнения работ обратно на базу или станцию.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по норме ГЭСН 10-07-063-03 предусмотрен следующий перечень материалов и ресурсов:
Материалы:
- Кислота стеариновая техническая: 0.016 кг. Используется, как правило, в качестве смазки или для технических нужд при работе с оборудованием.
- Ленты изоляционные из ПВХ для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 19 мм, толщина 0,18 мм: 25.26 м. Применяются для изоляции, маркировки или временной фиксации элементов кабеля и оборудования.
- Вентиль автомобильный с обрезиненным основанием корпуса для камерных шин, диаметр вентильного отверстия 16 мм, высота 43 мм: 1.2 компл. Вероятно, для обслуживания или ремонта шин используемой техники.
- Проволока стальная низкоуглеродистая оцинкованная разного назначения, диаметр 3,0 мм: 0.002 т. Может использоваться для крепления, временных ограждений или других вспомогательных нужд.
- Прокат стальной горячекатаный круглый, марки стали Ст3сп, Ст3пс, диаметр 5-12 мм: 0.004 т. Вспомогательный материал для изготовления временных конструкций, крепежных элементов или усиления.
- Припои оловянно-свинцовые сурьмянистые, марка ПОССу 30-2: 0.12 кг. Используются для пайки и соединения проводников, например, при восстановлении или ремонте мелких электрических цепей.
- Краска масляная МА-22, белила литопонные: 0.05 кг. Для маркировки, защиты от коррозии или восстановления окраски элементов оборудования.
- Нефрас С4-150/200: 0 т. Указан с нулевым расходом, что означает его отсутствие в прямых затратах по данной норме, но он может быть учтен в других нормах или как вспомогательный материал.
Машины и оборудование:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 5.8 маш.-ч. Используются для погрузочно-разгрузочных работ, установки тяжелого оборудования, перемещения барабанов с кабелем. ,
- Платформы широкой колеи, грузоподъемность 73 т: 12.36 маш.-ч. Для транспортировки кабелеукладчика, барабанов с кабелем и других крупногабаритных грузов по железнодорожным путям.
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 6.18 маш.-ч. Обеспечивают перемещение кабелеукладчика и платформ по железнодорожным путям, а также маневровые работы в пределах участка.
- Кабелеукладчики на железнодорожном ходу: 6.18 маш.-ч. Основная специализированная машина, выполняющая прокладку кабеля бестраншейным способом. ,
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 5.8 маш.-ч. Для перевозки персонала, мелких материалов, инструмента и вспомогательного оборудования.
Трудозатраты и время выполнения
Норма ГЭСН 10-07-063-03 предусматривает значительные трудозатраты, что обусловлено сложностью и ответственностью работ на действующей железнодорожной инфраструктуре. Общие трудозатраты рабочих составляют 284 чел.-ч при среднем разряде работы 3,7. Это означает, что для выполнения работ требуется квалифицированный персонал, способный работать в условиях повышенной опасности и соблюдать строгие технологические требования. Время выполнения работ напрямую зависит от протяженности прокладываемого кабеля и эффективности организации процесса, включая соблюдение графиков "окон".
Требования к квалификации
Учитывая средний разряд работы 3,7 и специфику работ на железнодорожных путях и электрифицированных линиях, к персоналу предъявляются высокие требования. Рабочие должны обладать:
- Специализированными знаниями в области прокладки кабельных линий, электробезопасности и правил работы на железнодорожном транспорте. ,
- Навыками работы со специализированным оборудованием, таким как кабелеукладчик, краны, тепловозы.
- Знаниями и строгим соблюдением правил охраны труда и техники безопасности на железной дороге, включая порядок действий при приближении подвижного состава, работу вблизи контактной сети и устройств СЦБ. ,
- Умением работать в команде и координировать действия с другими службами (движенцами, энергетиками).
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Расчет сметной стоимости по норме ГЭСН 10-07-063-03 осуществляется на основе единицы измерения "1 км кабеля". Алгоритм выглядит следующим образом:
- Определение объема работ: Установить общую протяженность кабеля, подлежащего прокладке по данной норме, в километрах. Важно помнить, что норма 10-07-063-03 предназначена для прокладки одного кабеля на действующих электрифицированных линиях. Если проектом предусмотрена одновременная прокладка нескольких кабелей, необходимо уточнить, применима ли данная норма с коэффициентами или требуется использование другой нормы (например, 10-07-063-04, 10-07-063-06, которые могут учитывать прокладку двух кабелей). ,
- Применение нормы: Умножить количество километров кабеля на нормативные показатели, указанные в ГЭСН 10-07-063-03 для каждого вида ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов).
- Перевод в текущие цены: Полученные ресурсные показатели (чел.-ч, маш.-ч, количество материалов) умножаются на текущие стоимости этих ресурсов, а затем применяются соответствующие индексы пересчета в текущие цены, накладные расходы и сметная прибыль, согласно действующим методическим указаниям по ценообразованию в строительстве. ,
Примеры использования
Пример 1: Прокладка 5 км кабеля.
Предположим, необходимо проложить 5 км кабеля на действующей электрифицированной железнодорожной линии с использованием кабелеукладчика.
- Трудозатраты: 5 км * 284 чел.-ч/км = 1420 чел.-ч.
- Машины и механизмы:
- Краны на автомобильном ходу: 5 км * 5.8 маш.-ч/км = 29 маш.-ч.
- Платформы широкой колеи: 5 км * 12.36 маш.-ч/км = 61.8 маш.-ч.
- Тепловозы маневровые: 5 км * 6.18 маш.-ч/км = 30.9 маш.-ч.
- Кабелеукладчики на железнодорожном ходу: 5 км * 6.18 маш.-ч/км = 30.9 маш.-ч.
- Автомобили бортовые: 5 км * 5.8 маш.-ч/км = 29 маш.-ч.
- Материалы: Расход каждого материала умножается на 5 км (например, ленты изоляционной: 5 км * 25.26 м/км = 126.3 м).
Далее эти ресурсные показатели переводятся в денежное выражение с учетом текущих цен и коэффициентов.
Особенности и ограничения
Применение ГЭСН 10-07-063-03 имеет ряд особенностей и ограничений, которые необходимо учитывать:
- Действующие электрифицированные линии: Норма строго применима только для участков железных дорог с действующей электрификацией. Это подразумевает наличие контактной сети, тяговых подстанций и устройств СЦБ, что требует особых мер безопасности и согласований. ,
- Работа в "окно": Все основные работы, связанные с нахождением на путях, должны выполняться в строго отведенные технологические "окна". Это требует тщательного планирования и координации с диспетчерскими службами железной дороги. ,
- Использование кабелеукладчика на железнодорожном ходу: Норма учитывает специфику работы именно этой машины, которая движется по рельсам. Это отличает ее от норм для кабелеукладчиков на гусеничном или колесном ходу, а также от ручной прокладки. ,
- Прокладка одного кабеля: Как следует из наименования нормы, она рассчитана на прокладку одного кабеля. Для прокладки нескольких кабелей одновременно могут применяться другие нормы или коэффициенты, если это предусмотрено технической частью сборника. ,
- Ограниченный объем земляных работ: Норма включает лишь "частичную разработку и засыпку траншеи вручную" и "восстановление проектных очертаний элементов земляного полотна без трамбования". Это означает, что значительные объемы земляных работ (например, разработка траншей в сложных грунтах, пересечения с другими коммуникациями, водоотлив, уплотнение грунта) могут потребовать применения дополнительных норм. ,
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Сметчики часто сталкиваются с ошибками при применении ГЭСН 10-07-063-03. Вот наиболее распространенные из них и рекомендации по их предотвращению:
- Неправильный выбор нормы. Самая частая ошибка – применение данной нормы для прокладки кабеля на неэлектрифицированных участках, при использовании другого типа кабелеукладчика (например, тракторного) или при ручной прокладке.
- Как избежать: Всегда внимательно читайте полное наименование и описание нормы, а также техническую часть сборника ГЭСНм-10. Убедитесь, что условия проекта (электрифицированная линия, железнодорожный кабелеукладчик, количество кабелей) точно соответствуют норме. Сравните с нормами ручной прокладки кабеля , или нормами для других видов кабелеукладчиков.
- Неучет дополнительных работ. Норма 10-07-063-03 не включает все возможные сопутствующие работы. Например, она не учитывает:
- Значительные объемы земляных работ, такие как разработка сложных грунтов, устройство креплений траншей, водоотлив.
- Прокладку кабеля через пересечения с другими коммуникациями (автомобильные дороги, трубопроводы), где может потребоваться прокол или укладка в защитные трубы. ,
- Монтаж кабельных муфт или концевых заделок. ,
- Испытания кабеля после прокладки. ,
- Как избежать: Тщательно анализируйте проектную документацию. Выделяйте работы, не входящие в состав данной нормы, и включайте их в смету отдельными расценками, например, на земляные работы вручную на ЖД , или на испытания кабеля. ,
- Игнорирование требований безопасности. Работа на действующих электрифицированных железных дорогах сопряжена с повышенной опасностью. Несоблюдение требований по отключению заземлителей, работе в "окно" и других мер безопасности может привести к авариям и травмам. ,
- Как избежать: Включайте в смету все необходимые ресурсы и мероприятия, связанные с обеспечением безопасности, даже если они не явно прописаны в ГЭСН, но требуются нормативными документами по охране труда на железнодорожном транспорте. Учитывайте затраты на получение разрешений и согласований для работы в "окно".
- Неверный учет расхода кабеля. Хотя сама норма 10-07-063-03 учитывает прокладку 1 км кабеля, при расчете потребности в материале (кабеле) необходимо учитывать нормативные запасы на укладку "змейкой", отходы при разделке и монтаже.
- Как избежать: При расчете количества кабеля как материала используйте коэффициенты запаса, предусмотренные техническими частями соответствующих сборников или проектной документацией (обычно 1-2% на "змейку" и дополнительные проценты на отходы).
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы внимательно изучите проектную документацию, включая трассу прокладки, тип кабеля, наличие пересечений, особенности грунтов и требования к восстановлению территории.
- Координация с железнодорожными службами: Убедитесь, что все необходимые согласования для работы на действующих линиях получены, и график "окон" утвержден. Это влияет на планирование работ и, соответственно, на смету.
- Оценка доступности техники: Удостоверьтесь в наличии и готовности специализированного кабелеукладчика на железнодорожном ходу и сопутствующей техники. Простой оборудования из-за неисправности или отсутствия может привести к значительным перерасходам.
- Контроль качества: Включите в смету затраты на все необходимые проверки и испытания кабеля до и после прокладки. Это поможет избежать дорогостоящих переделок в будущем. ,
- Документирование: Ведите подробную документацию по всем этапам работ, включая акты скрытых работ, протоколы испытаний и исполнительные схемы. Это поможет при сдаче объекта и разрешении возможных споров.
Связанные нормы
При составлении сметы на прокладку кабеля по ГЭСН 10-07-063-03 часто требуется применение других норм для учета полного комплекса работ:
- ГЭСН 01. Земляные работы: Для учета дополнительных объемов земляных работ, не входящих в состав 10-07-063-03, например, при разработке грунта вручную в сложных условиях или при устройстве котлованов для пересечений. ,
- ГЭСНм 08. Электротехнические установки: Для прокладки кабеля в трубах, блоках или по установленным конструкциям, если такие участки присутствуют на трассе. ,
- ГЭСНм 10. Оборудование связи: Для монтажа кабельных муфт, если прокладываемый кабель является кабелем связи и требует соединений. ,
- ГЭСНп 01. Электротехнические устройства (пусконаладочные работы): Для проведения испытаний кабельных линий после их прокладки и монтажа. ,
- ГЭСНм 10-07-073. Прокладка кабелей связи вручную: Если на отдельных участках трассы прокладка кабелеукладчиком невозможна и требуется ручной труд. ,
- ГЭСН 30. Мосты и трубы (доставка железнодорожным транспортом): Для учета доставки материалов и оборудования на объект железнодорожным транспортом, если это не учтено в прямых затратах.
Контрольные моменты
При проверке смет, составленных с использованием ГЭСН 10-07-063-03, обратите внимание на следующие аспекты:
- Соответствие условиям применения: Убедитесь, что объект действительно является действующей электрифицированной железнодорожной линией и используется кабелеукладчик на железнодорожном ходу.
- Полнота состава работ: Проверьте, учтены ли все необходимые подготовительные, основные и завершающие операции, а также сопутствующие работы, которые могут потребоваться (например, земляные работы, испытания, монтаж муфт).
- Обоснованность объемов: Сверьте объемы работ (км кабеля) с проектной документацией.
- Корректность ресурсных показателей: Проверьте, соответствуют ли примененные нормы расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, материалы) данным ГЭСН 10-07-063-03.
- Учет коэффициентов: Если применялись какие-либо коэффициенты (например, на стесненные условия, работу в ночное время), убедитесь в их обоснованности согласно методическим указаниям.
- Соблюдение правил безопасности: Косвенно оцените, учтены ли в смете затраты, связанные с повышенными требованиями безопасности на железнодорожном транспорте (например, за счет повышенных трудозатрат или использования специализированной техники).
Правильное применение ГЭСН 10-07-063-03 и учет всех сопутствующих факторов позволит составить точную и обоснованную смету, минимизируя риски и обеспечивая успешную реализацию проекта по прокладке кабеля на железнодорожных линиях.
Ключевые моменты
-
Норма 10-07-063-03 применяется для прокладки одного кабеля кабелеукладчиком на железнодорожном ходу.
-
Работы выполняются исключительно на действующих электрифицированных железнодорожных линиях, требуя строгого соблюдения правил безопасности и работы в "окно".
-
Состав работ включает полную цепочку операций: от подготовки трассы и отключения заземлителей до прокладки кабеля, его проверки и восстановления земляного полотна.
-
В норме учтены значительные трудозатраты (284 чел.-ч при разряде 3,7) и использование специализированной железнодорожной техники (кабелеукладчики, тепловозы, платформы).
-
Для комплексного расчета сметы часто требуются дополнительные нормы на земляные работы, испытания кабеля и монтаж муфт.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 10-07-063-03?
Когда применяется ГЭСН 10-07-063-03?
ГЭСН 10-07-063-03 применяется для определения затрат на прокладку одного кабеля с использованием кабелеукладчика на железнодорожном ходу, исключительно на действующих электрифицированных железнодорожных линиях. Это включает все необходимые подготовительные, основные и завершающие работы, выполняемые в условиях "окна" движения поездов. ,
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие материалы: кислота стеариновая техническая, изоляционные ПВХ-ленты, автомобильные вентили (вероятно, для обслуживания техники), стальная оцинкованная проволока, горячекатаный круглый стальной прокат, оловянно-свинцовые припои и масляная краска. Расход каждого материала указан на 1 км прокладываемого кабеля.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих в объеме 284 чел.-ч на 1 км прокладываемого кабеля при среднем разряде работы 3,7. Это отражает сложность и квалификационные требования к персоналу, выполняющему работы на железнодорожной инфраструктуре.
4 Можно ли применять эту норму для прокладки кабеля вручную?
Можно ли применять эту норму для прокладки кабеля вручную?
Нет, ГЭСН 10-07-063-03 специально разработана для механизированной прокладки кабеля с использованием кабелеукладчика на железнодорожном ходу. Для ручной прокладки кабеля на железнодорожных путях следует использовать другие нормы, например, из таблицы 10-07-073 "Прокладка кабелей связи вручную с одновременной разработкой траншеи в полосе отвода железных дорог". ,
Практические советы
Всегда тщательно изучайте проектную документацию, чтобы точно определить условия прокладки (тип линии, наличие препятствий, необходимость дополнительных работ).
Обеспечьте своевременное получение всех разрешений и согласований для работы на железнодорожных путях, особенно для работы в "окно".
Включайте в смету все сопутствующие работы, не учтенные в ГЭСН 10-07-063-03, используя соответствующие нормы (например, на земляные работы, монтаж муфт, испытания).
Учитывайте повышенные требования к квалификации персонала и обеспечению безопасности при работе на действующих электрифицированных линиях.
Частые ошибки
Неправильное применение нормы для неэлектрифицированных участков или других методов прокладки (например, ручной или тракторным кабелеукладчиком).
Неучет дополнительных работ, таких как значительные объемы земляных работ, прокладка через пересечения, монтаж муфт или испытания кабеля, которые не входят в состав данной нормы.
Игнорирование строгих требований безопасности и необходимости работы в "окно" на действующих железнодорожных линиях, что может привести к недооценке затрат и рискам.
Некорректный расчет потребности в кабеле как материале, без учета нормативных запасов на укладку "змейкой" или отходы.