Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 01-02-062-10 является важным инструментом для сметчиков, определяющих затраты на земляные работы в специфических условиях железнодорожного строительства. Эта норма включена в Сборник №1 "Земляные работы" и предназначена для точного расчета потребности в ресурсах (трудозатратах, строительных машинах и материалах) при выполнении работ по ручной разработке грунта.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 01-02-062-10 применяется для определения ресурсных затрат на ручную разработку грунта в траншеях, выполняемую на действующей железной дороге. Основное назначение данной нормы — учет специфики работ, связанных с прокладкой кабеля под железнодорожными путями и в междупутье, а также особенностей работы с грунтами 2 группы. Нормы ГЭСН обязательны для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от их принадлежности и форм собственности, осуществляющими капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, ГЭСН носят рекомендательный характер.
Основные характеристики
- Код нормы: 01-02-062-10
- Полное наименование: Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: при прокладке кабеля под путями и в междупутье, группа грунтов 2.
- Единица измерения: 100 м3 грунта.
- Категория: 01-02-062 (Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге).
- Тип работ: Земляные работы (ГЭСН).
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 01-02-062-10 охватывает полный комплекс операций, необходимых для выполнения ручной разработки грунта в указанных условиях. В состав работ включены следующие технологические процессы:
- Удаление балласта: Подготовка участка путем удаления верхнего слоя балластного материала, обеспечивающего устойчивость железнодорожного пути.
- Разработка грунта в траншеях: Непосредственное выемка грунта вручную для формирования траншеи требуемых размеров.
- Устройство и разборка креплений: Монтаж временных конструкций для предотвращения обрушения стенок траншеи и их последующий демонтаж после завершения основных работ. Это особенно важно на действующей железной дороге, где стабильность грунта критична.
- Планировка дна траншей: Выравнивание и подготовка основания траншеи для последующей прокладки кабеля.
- Засыпка траншей с трамбованием: Обратная засыпка разработанного грунта в траншею с послойным уплотнением для восстановления несущей способности основания.
- Подвозка балласта и балластировка: Доставка нового балласта и его укладка для восстановления железнодорожного полотна до проектных отметок.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, учтенных нормой 01-02-062-10, предусмотрены следующие материальные ресурсы:
- Жерди хвойных пород, длина 3-6,5 м, толщина 3-5 см: 0.08 м3 на 100 м3 разработанного грунта. Используются, как правило, для устройства временных креплений стенок траншей.
- Горбыль деловой хвойных пород, длина более 2 м: 1.98 м3 на 100 м3 разработанного грунта. Также применяется для создания временных креплений.
Из машин и оборудования в норме учтены:
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.43 маш.-ч на 100 м3 разработанного грунта. Используются для подвозки балласта и других материалов.
Трудозатраты и время выполнения
Основной ресурс, учтенный в данной норме, — это трудозатраты рабочих. На 100 м3 разработанного грунта предусмотрено 521 чел.-ч. Средний разряд работы для выполнения данного комплекса операций составляет 2,4.
Особенности группы грунтов 2
Классификация грунтов по группам в ГЭСН осуществляется в зависимости от трудности их разработки. "Группа грунтов 2" включает в себя такие грунты, как песок, супесь, суглинок и глина с примесью гальки, щебня или древесины до 20%. Определение группы грунта является критически важным этапом для правильного применения нормы, поскольку от этого зависит объем трудозатрат и расход других ресурсов. Для точного определения группы грунта следует руководствоваться инженерно-геологическими изысканиями и соответствующими приложениями к Сборнику 1 ГЭСН, такими как приложения 1.1, 1.3 и 1.4.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения ГЭСН 01-02-062-10 в сметной документации рекомендуется следующий алгоритм:
- Определение объема работ: Исходя из проектной документации, определите объем грунта, подлежащего ручной разработке в траншеях под путями и в междупутье действующей железной дороги. Объем измеряется в м3.
- Проверка группы грунта: Убедитесь, что грунты на участке работ соответствуют 2 группе по классификации ГЭСН. Если грунты относятся к другой группе, необходимо использовать соответствующую норму из таблицы 01-02-062 (например, 01-02-062-09 для группы 1, 01-02-062-11 для группы 3 или 01-02-062-12 для группы 4).
- Применение нормы: Разделите полученный объем грунта на 100 (единица измерения нормы – 100 м3) для получения количества единиц нормы.
- Расчет ресурсных затрат: Умножьте количество единиц нормы на нормативные показатели расхода трудозатрат, машино-часов и материальных ресурсов, указанных в ГЭСН 01-02-062-10.
- Трудозатраты рабочих: Количество единиц нормы × 521 чел.-ч.
- Машино-часы автомобилей бортовых: Количество единиц нормы × 0.43 маш.-ч.
- Расход жердей: Количество единиц нормы × 0.08 м3.
- Расход горбыля: Количество единиц нормы × 1.98 м3.
- Учет дополнительных факторов: При необходимости примените повышающие или понижающие коэффициенты, предусмотренные Общими положениями к Сборнику 1 ГЭСН, например, для разработки мокрых грунтов или при наличии особых условий производства работ.
Примеры использования
- Прокладка сигнального кабеля: Норма идеально подходит для расчета затрат на ручную разработку траншей для прокладки сигнальных или силовых кабелей вдоль или поперек железнодорожных путей, где использование тяжелой техники затруднено или невозможно из-за действующего движения поездов.
- Ремонтные работы: Применяется при локальных ремонтных работах, требующих вскрытия земляного полотна и последующего восстановления, например, для замены поврежденных участков кабеля или дренажных систем.
Особенности и ограничения
- Действующая железная дорога: Ключевым условием применения данной нормы является выполнение работ на действующей железной дороге. Это означает, что в норме уже учтены усложняющие факторы, такие как необходимость обеспечения безопасности движения поездов, стесненность условий, ограничения по времени выполнения работ и повышенные требования к организации труда.
- Прокладка кабеля: Норма специфична для работ, связанных именно с прокладкой кабеля. Если работы по разработке грунта выполняются для других целей (например, для устройства дренажа без прокладки кабеля), следует рассмотреть другие, более подходящие нормы.
- Устройство и разборка креплений: В состав работ включены затраты на устройство и разборку креплений, что означает, что норма применима для траншей, требующих временного укрепления стенок. Это важно учитывать при проектировании и выборе нормы.
- Группа грунтов 2: Норма строго привязана к грунтам 2 группы. При работе с грунтами других групп необходимо использовать соответствующие нормы из той же таблицы 01-02-062.
- Новое строительство: Если ведется новое строительство железнодорожных путей, и отсутствуют усложняющие факторы, связанные с действующим движением, применение ГЭСН 01-02-062-10 может быть некорректным. В таких случаях более подходящими могут быть нормы на разработку грунта вручную в траншеях без креплений с откосами, например, ГЭСН 01-02-057-02.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное применение для нового строительства: Одна из наиболее распространенных ошибок – применение ГЭСН 01-02-062-10 для объектов нового строительства, где отсутствуют усложняющие факторы действующей железной дороги. Это приводит к завышению сметной стоимости. Как избежать: Всегда анализируйте условия производства работ. Если нет движения поездов и стесненности, используйте нормы для обычных земляных работ, например, ГЭСН 01-02-057-02.
- Ошибка в определении группы грунта: Неверное определение группы грунта может привести к существенным искажениям в расчете трудозатрат и материалов. Как избежать: Обязательно опирайтесь на данные инженерно-геологических изысканий и официальную классификацию грунтов по трудности разработки, приведенную в приложениях к Сборнику 1 ГЭСН.
- Игнорирование водоотлива: В норме 01-02-062-10 не учтены затраты на водоотливные работы, если траншея находится ниже уровня грунтовых вод или имеет значительный приток воды. Как избежать: При наличии мокрых грунтов или необходимости водоотлива, следует дополнительно применять коэффициенты или отдельные нормы на водоотливные работы, например, ГЭСН 01-02-068, согласно технической части Сборника 1.
Практические советы
- Актуальность нормативов: Всегда используйте актуальную редакцию ГЭСН. Нормативные документы регулярно обновляются, и применение устаревших данных может привести к ошибкам в смете.
- Детализация проекта: Чем подробнее проектная документация (с указанием глубины, ширины траншей, наличия креплений, типа грунта), тем точнее будет расчет по норме.
- Координация с производственниками: Обсуждайте с производителями работ фактические условия на объекте. Их опыт может помочь выявить нюансы, влияющие на применение нормы, например, необходимость дополнительных креплений или особенности подвозки балласта.
- Обоснование НР и СП: Обоснование НР: Пр/812-001.2 и СП: Пр/774-001.2, указанное в норме, относится к накладным расходам и сметной прибыли для земляных работ, выполняемых ручным способом. Убедитесь, что эти показатели корректно применяются в вашей сметной программе.
Связанные нормы
При составлении сметы на работы, связанные с прокладкой кабеля на железной дороге, могут быть полезны следующие нормы:
- Другие нормы таблицы 01-02-062: Для грунтов других групп (1, 3, 4) при аналогичных условиях работ.
- ГЭСН 01-02-057-02: "Разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами, группа грунтов 2". Актуальна для нового строительства без усложняющих факторов действующей железной дороги.
- ГЭСНм 10-07-064-02: "Прокладка кабеля, прокладываемого вручную в теле земляного полотна железной дороги (в готовые траншеи)". Применяется, если траншея уже подготовлена и работы по разработке грунта не требуются.
- ГЭСНм 10-07-073-01: "Прокладка кабелей связи вручную с одновременной разработкой траншеи в полосе отвода железных дорог". Эта норма может быть использована для более комплексных работ, включающих как прокладку кабеля, так и разработку траншеи, в том числе с применением механизмов.
- ГЭСН 01-02-068: "Водоотливные работы". Применяется дополнительно при необходимости водоотлива из траншей, если это не учтено в основной норме и соответствует условиям применения (например, для котлованов площадью по дну более 30 м2 или траншей шириной более 2 м).
- ГЭСНм 08-03-574-01: "Разводка по устройствам и подключение жил кабелей или проводов сечением: до 10 мм2". Хотя подключение жил кабелей обычно учтено в нормах на прокладку, в некоторых случаях может потребоваться отдельный расчет.
Контрольные моменты
- Соответствие проекту: Убедитесь, что выбранная норма полностью соответствует проектным решениям и технологическим картам выполнения работ.
- Условия производства работ: Всегда учитывайте фактические условия на объекте, такие как наличие действующего движения, стесненность, наличие грунтовых вод, которые могут потребовать применения дополнительных коэффициентов или норм.
- Комплексность работ: Проверьте, что все необходимые операции (от удаления балласта до балластировки) учтены в смете, чтобы избежать недоучета затрат. Норма 01-02-062-10 включает в себя полный цикл работ, что упрощает расчет.
Правильное применение ГЭСН 01-02-062-10 позволит сметчикам точно определить ресурсные затраты и сформировать достоверную сметную стоимость работ по ручной разработке грунта в сложных условиях действующей железной дороги.
Ключевые моменты
-
Применяется для ручной разработки грунта в траншеях на действующей железной дороге.
-
Учитывает прокладку кабеля под путями и в междупутье.
-
Предназначена для грунтов 2 группы (песок, супесь, суглинок, глина с примесью гальки, щебня, древесины до 20%).
-
Включает полный комплекс работ от удаления балласта до балластировки.
-
Учитывает специфические условия работы на действующей железнодорожной инфраструктуре.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 01-02-062-10?
Когда применяется ГЭСН 01-02-062-10?
ГЭСН 01-02-062-10 применяется для определения ресурсных затрат на ручную разработку грунта в траншеях, выполняемую на действующей железной дороге при прокладке кабеля под путями и в междупутье. Важно, что норма учитывает специфические условия и усложняющие факторы, связанные с работами на функционирующей железнодорожной инфраструктуре.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 01-02-062-10 учтены следующие основные материалы: жерди хвойных пород длиной 3-6,5 м, толщиной 3-5 см (0.08 м3 на 100 м3 грунта) и горбыль деловой хвойных пород длиной более 2 м (1.98 м3 на 100 м3 грунта). Эти материалы, как правило, используются для устройства и разборки креплений траншей.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма ГЭСН 01-02-062-10 предусматривает затраты труда рабочих-строителей в объеме 521 чел.-ч на 100 м3 разработанного грунта. Средний разряд работы для данной нормы составляет 2,4.
4 Что означает "группа грунтов 2"?
Что означает "группа грунтов 2"?
"Группа грунтов 2" в контексте ГЭСН 01-02-062-10 относится к категории грунтов по трудности разработки. Согласно классификации, к грунтам 2 группы относятся песок, супесь, суглинок и глина с примесью гальки, щебня или древесины до 20%. Определение группы грунта производится на основании инженерно-геологических изысканий и соответствующих приложений к Сборнику 1 ГЭСН.
Практические советы
Всегда проверяйте актуальность нормы и ее редакцию, так как ГЭСН регулярно обновляются.
Тщательно изучайте проектную документацию и инженерно-геологические изыскания для точного определения группы грунта и условий производства работ.
При работе на действующей железной дороге учитывайте все сопутствующие факторы (ограничения по времени, наличие движения поездов, необходимость согласований) при планировании работ и расчете сметы.
Частые ошибки
Применение нормы для нового строительства, где отсутствуют усложняющие факторы действующей железной дороги, вместо более подходящих норм на земляные работы без таких условий.
Неправильное определение группы грунта, что приводит к некорректному расчету трудозатрат и ресурсов.
Игнорирование необходимости применения коэффициентов при разработке мокрых грунтов или при наличии водоотлива.