Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 01-02-062-02

01-02-062

Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: → под путями, группа грунтов 2

Подробное описание
Группа: Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: Состав работ: Удаление балласта.; Разработка грунта в траншеях.; Отвозка и обратная подвозка грунта.; Устройство и разборка креплений.; Планировка дна траншей.; Установка и снятие рельсового пакета.; Засыпка траншей с трамбованием.; Подвозка балласта и балластировка. Обоснование: НР: Пр/812-001.2, СП: Пр/774-001.2

Быстрая информация

Единица измерения
100 м3
Категория
01-02-062
Тип работ
GESN
Трудозатраты
915.39 чел.-ч при разряде 2.4
Основное назначение
Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: под путями, группа грунтов 2

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 2,4 915
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.39
Гвозди строительные т 0.004
Балласт песчаный м3 3.86
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.8
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 30-50 мм, сорт IV м3 1.51

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 01-02-062-02 является ключевым инструментом для сметчиков, работающих в сфере железнодорожного строительства и ремонта. Данная норма регламентирует затраты на ручную разработку грунта в траншеях, выполняемую непосредственно под действующими железнодорожными путями, при условии, что работы ведутся с грунтами 2-й группы.

Эта норма отражает специфику и сложность работ, проводимых в условиях функционирующей железнодорожной инфраструктуры, где требуется особая осторожность, соблюдение строгих правил безопасности и координация с движением поездов. Применение ГЭСН 01-02-062-02 позволяет точно определить потребность в трудовых, материальных и машинных ресурсах для выполнения данного вида работ, что является основой для формирования достоверной сметной стоимости.

Единицей измерения для данной нормы является 100 м3 разработанного грунта. Норма относится к категории 01-02-062 сборника ГЭСН-2001 "Земляные работы" и имеет тип "GESN".

Техническая информация

Состав работ по норме

ГЭСН 01-02-062-02 охватывает полный комплекс операций, необходимых для ручной разработки грунта в траншеях под железнодорожными путями. В состав работ, учтенных данной нормой, входят следующие технологические процессы:

  1. Удаление балласта. Этот этап включает работы по очистке зоны производства работ от существующего балластного слоя, который покрывает шпалы и рельсы.
  2. Разработка грунта в траншеях. Непосредственное ручное выемка грунта из траншеи. Учитывается сложность работы под путями и необходимость соблюдения проектных отметок.
  3. Отвозка и обратная подвозка грунта. Перемещение разработанного грунта с места выемки на временные отвалы или к месту дальнейшего использования, а также подвозка грунта для обратной засыпки.
  4. Устройство и разборка креплений. Монтаж временных креплений стенок траншеи для обеспечения безопасности работ и предотвращения обрушений, а также их последующий демонтаж после завершения основных работ.
  5. Планировка дна траншей. Выравнивание и подготовка основания траншеи в соответствии с проектными требованиями.
  6. Установка и снятие рельсового пакета. Перемещение и временная фиксация рельсового пакета для обеспечения доступа к месту разработки грунта, а также его возвращение на место после завершения работ. Важно отметить, что данная норма не учитывает стоимость изготовления и амортизации самих рельсовых пакетов.
  7. Засыпка траншей с трамбованием. Обратная засыпка разработанного грунта или привозного материала в траншею с последующим послойным уплотнением для достижения требуемой плотности и устойчивости.
  8. Подвозка балласта и балластировка. Доставка нового или ранее удаленного балласта и его распределение под железнодорожными путями с целью обеспечения стабильности и несущей способности железнодорожного полотна.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, предусмотренных нормой ГЭСН 01-02-062-02, требуются следующие основные материалы и ресурсы:

  • Средний разряд работы 2,4: Указывает на квалификационный уровень рабочих, выполняющих работы. Для данной нормы учтены трудозатраты рабочих в объеме 915 чел.-ч на 100 м3.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: Используются для отвозки и подвозки грунта и балласта. Норма предусматривает 0.39 маш.-ч работы таких автомобилей на 100 м3.
  • Гвозди строительные: 0.004 т. Применяются для устройства временных креплений и других вспомогательных работ.
  • Балласт песчаный: 3.86 м3. Используется для балластировки железнодорожного пути после засыпки траншей.
  • Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.8 м3. Применяются для устройства временных креплений стенок траншей.
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 30-50 мм, сорт IV: 1.51 м3. Также используется для устройства креплений.

Трудозатраты и время выполнения

Основными трудозатратами по норме ГЭСН 01-02-062-02 являются затраты труда рабочих-строителей и машинистов. Для 100 м3 разработанного грунта предусмотрены следующие показатели:

  • Затраты труда рабочих-строителей: 915 чел.-ч при среднем разряде 2,4. Это отражает значительный объем ручного труда, требуемого для выполнения всех операций в стесненных условиях действующей железной дороги.
  • Затраты труда машинистов: 0.39 чел.-ч. Эти затраты связаны с эксплуатацией бортовых автомобилей для транспортировки материалов.

Общие трудозатраты на 100 м3 составляют 915.39 чел.-ч.

Требования к квалификации

Средний разряд рабочих, учтенный в норме, составляет 2,4. Это означает, что для выполнения данных работ требуются рабочие со средней квалификацией, способные выполнять земляные работы вручную, работать с креплениями, а также выполнять работы по балластировке и планировке.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для правильного применения ГЭСН 01-02-062-02 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Измерьте фактический или проектный объем грунта, подлежащего разработке вручную в траншеях под железнодорожными путями. Объем должен быть выражен в кубических метрах.
  2. Приведение к единице измерения нормы: Разделите полученный объем на 100, так как норма приведена на 100 м3. Например, если объем составляет 500 м3, то для расчета следует использовать коэффициент 5 (500 м3 / 100 м3).
  3. Учет группы грунтов: Убедитесь, что разрабатываемый грунт относится ко 2-й группе по трудности разработки. Классификация грунтов обычно приводится в инженерно-геологических изысканиях.
  4. Расчет ресурсных показателей: Умножьте нормативные показатели по трудозатратам (рабочих и машинистов), расходу материалов и времени эксплуатации машин на полученный коэффициент. Например, для 500 м3 потребуется 915 чел.-ч * 5 = 4575 чел.-ч труда рабочих.
  5. Применение индексов пересчета: ГЭСН отражают базисные цены (например, 2000 года). Для получения текущей сметной стоимости необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.

Примеры использования

Пример 1: Разработка траншеи для прокладки коммуникаций

Предположим, необходимо проложить кабельную линию под двумя действующими железнодорожными путями. Общий объем ручной разработки грунта 2-й группы в траншее составляет 250 м3. Работы включают полный комплекс, предусмотренный нормой.

  • Объем для расчета: 250 м3 / 100 м3 = 2.5
  • Трудозатраты рабочих: 915 чел.-ч * 2.5 = 2287.5 чел.-ч
  • Трудозатраты машинистов: 0.39 чел.-ч * 2.5 = 0.975 чел.-ч
  • Расход песчаного балласта: 3.86 м3 * 2.5 = 9.65 м3

Далее эти ресурсные показатели умножаются на текущие стоимости ресурсов и применяются соответствующие индексы.

Пример 2: Ремонт дренажной системы под путями

При ремонте дренажной системы требуется вскрытие участка под одним железнодорожным путем. Объем грунта 2-й группы, подлежащего ручной разработке, составляет 75 м3. Все сопутствующие работы (удаление балласта, крепление, обратная засыпка и т.д.) включены.

  • Объем для расчета: 75 м3 / 100 м3 = 0.75
  • Трудозатраты рабочих: 915 чел.-ч * 0.75 = 686.25 чел.-ч
  • Расход лесоматериалов круглых: 0.8 м3 * 0.75 = 0.6 м3

Особенности и ограничения

  • Действующая железная дорога: Норма применяется исключительно для работ на действующей железной дороге, что подразумевает наличие усложняющих факторов, связанных с обеспечением безопасности движения поездов и работой в стесненных условиях.
  • Под путями: Конкретное указание "под путями" означает, что работы выполняются непосредственно в зоне железнодорожного полотна, включая рытье траншей в поперечном направлении, а также в междупутьях и на откосах насыпи.
  • Группа грунтов 2: Норма предназначена для грунтов 2-й группы по трудности разработки. Если грунт относится к другой группе, следует применять соответствующие нормы из той же таблицы ГЭСН 01-02-062 (например, ГЭСН 01-02-062-01 для грунтов 1-й группы или ГЭСН 01-02-062-03 для грунтов 3-й группы).
  • Комплекс работ: Норма учитывает полный комплекс работ, включая удаление балласта, устройство креплений, установку/снятие рельсового пакета, засыпку и балластировку.
  • Новое строительство: В случае нового строительства, когда отсутствуют усложняющие факторы действующей железной дороги, применение данной нормы может быть некорректным. В таких случаях следует рассмотреть нормы на разработку грунта вручную в траншеях без учета специфики действующей железной дороги, например, ГЭСН 01-02-057-02.
  • Мокрые грунты: При разработке мокрых грунтов к данной ГЭСН могут применяться повышающие коэффициенты, предусмотренные общими указаниями к сборнику 1 ГЭСН.
  • Обязательность применения: ГЭСН обязательны для применения при определении сметной стоимости объектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета. Для строек, финансируемых за счет собственных средств, ГЭСН носят рекомендательный характер.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильный выбор нормы для нового строительства: Одна из наиболее частых ошибок – применение ГЭСН 01-02-062-02 для объектов нового строительства, где отсутствуют усложняющие факторы действующей железной дороги. Эта норма учитывает специфику работы на активных путях, включая необходимость обеспечения безопасности движения и временного демонтажа/монтажа рельсового пакета. Если работы ведутся на новом участке, где движение поездов еще не открыто, или на значительном удалении от действующих путей, следует использовать более общие нормы на ручную разработку грунта в траншеях, например, ГЭСН 01-02-057-02 (для грунтов 2-й группы).
  2. Неверное определение группы грунтов: ГЭСН 01-02-062-02 строго привязана к грунтам 2-й группы. Ошибочное определение группы грунта (например, принятие грунта 3-й группы за 2-ю) приведет к некорректному расчету трудозатрат и, как следствие, к искажению сметной стоимости. Всегда опирайтесь на данные инженерно-геологических изысканий.
  3. Игнорирование полной глубины разработки при послойном залегании грунтов: Если в траншее залегают грунты разных групп, расценки на ручную разработку следует принимать для каждой группы грунтов, исходя из полной проектной глубины разработки, а не только глубины залегания конкретной группы.
  4. Неучет или неправильное применение индексов пересчета: ГЭСН отражают базисные цены. Отсутствие или некорректное применение текущих индексов пересчета приведет к значительному отклонению сметной стоимости от реальной. Всегда используйте актуальные индексы, утвержденные соответствующими органами.
  5. Недооценка сопутствующих работ: Норма 01-02-062-02 включает в себя целый комплекс сопутствующих работ (удаление балласта, устройство креплений, установку рельсового пакета и т.д.). Попытка исключить или недооценить эти работы приведет к занижению сметы и потенциальным проблемам при выполнении работ.

Практические советы

  • Внимательно изучайте проектную документацию: Перед началом составления сметы убедитесь, что вы полностью понимаете условия производства работ, тип грунта, глубину траншеи и наличие/отсутствие движения на железнодорожных путях. Это поможет выбрать наиболее подходящую норму.
  • Используйте актуальные нормативные документы: Сметные нормы регулярно обновляются. Убедитесь, что вы используете последнюю редакцию ГЭСН (например, ГЭСН-2022) и актуальные индексы пересчета.
  • Консультируйтесь со специалистами: В случае сомнений по применению нормы, особенно при нестандартных условиях, не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к опытным сметчикам или в профильные организации.
  • Документируйте все исходные данные: Четкое документирование всех исходных данных (акты обследования, результаты изысканий, проектные решения) поможет обосновать выбор нормы и избежать разногласий.
  • Учитывайте местные условия: Хотя ГЭСН являются федеральными нормами, местные условия (например, особенности логистики, доступность материалов) могут влиять на фактические затраты. Это следует учитывать при формировании сметы.

Связанные нормы

Норма ГЭСН 01-02-062-02 является частью таблицы 01-02-062, которая включает в себя различные варианты ручной разработки грунта в траншеях на действующей железной дороге в зависимости от места проведения работ (под путями или в междупутье) и группы грунтов.

  • ГЭСН 01-02-062-01: Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: под путями, группа грунтов 1. Применяется, если грунт относится к 1-й группе.
  • ГЭСН 01-02-062-03: Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: под путями, группа грунтов 3. Применяется для грунтов 3-й группы.
  • ГЭСН 01-02-062-04: Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: под путями, группа грунтов 4. Применяется для грунтов 4-й группы.
  • ГЭСН 01-02-062-05: Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: в междупутье, группа грунтов 1. Применяется для работ в междупутье с грунтами 1-й группы.
  • ГЭСН 01-02-062-06: Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: в междупутье, группа грунтов 2. Применяется для работ в междупутье с грунтами 2-й группы.
  • [LINK_NORM:01-02-062-07]ГЭСН 01-02-062-07[/LINK_BORM]: Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: в междупутье, группа грунтов 3. Применяется для работ в междупутье с грунтами 3-й группы.

Также могут быть полезны общие нормы на ручную разработку грунта в траншеях, если условия не соответствуют специфике действующей железной дороги:

  • ГЭСН 01-02-057-02: Разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами, группа грунтов 2. Может быть рассмотрена для нового строительства без усложняющих факторов.

Контрольные моменты

При работе с ГЭСН 01-02-062-02 необходимо уделить внимание следующим контрольным моментам:

  • Соответствие проектной документации: Убедитесь, что выбранная норма полностью соответствует проектным решениям и условиям производства работ, указанным в проекте организации строительства (ПОС).
  • Наличие разрешительной документации: Проверьте наличие всех необходимых разрешений на проведение работ на действующей железной дороге, включая согласования с владельцем инфраструктуры.
  • Обеспечение безопасности: Учтите все требования по технике безопасности при работе на железнодорожных путях. Норма предусматривает затраты труда сигналистов, если это необходимо по правилам безопасности.
  • Качество грунтов: Подтвердите группу грунтов на основании данных инженерно-геологических изысканий. Это критически важно для корректного применения нормы.
  • Фактические условия: Оцените фактические условия на объекте. Если они существенно отличаются от усредненных, учтенных в норме (например, наличие мокрых грунтов), возможно применение поправочных коэффициентов, предусмотренных общими указаниями к сборникам ГЭСН.

Правильное применение ГЭСН 01-02-062-02 является залогом точного и обоснованного определения сметной стоимости работ по ручной разработке грунта в траншеях под действующими железнодорожными путями, что способствует эффективному планированию и реализации строительных проектов.

Ключевые моменты

  • Норма 01-02-062-02 применяется для ручной разработки грунта 2-й группы в траншеях под действующими железнодорожными путями.

  • В состав работ включены удаление балласта, разработка грунта, его отвозка/подвозка, устройство/разборка креплений, планировка дна, установка/снятие рельсового пакета, засыпка и балластировка.

  • Учтены трудозатраты рабочих (915 чел.-ч при разряде 2.4) и машинистов (0.39 чел.-ч) на 100 м3.

  • Норма предусматривает расход строительных материалов, таких как гвозди, песчаный балласт, круглые лесоматериалы и необрезная доска.

  • Необходимо учитывать специфику работы на действующей железной дороге и не применять норму для нового строительства без усложняющих факторов.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 01-02-062-02 применяется для определения затрат на ручную разработку грунта в траншеях, выполняемую непосредственно под действующими железнодорожными путями, при работе с грунтами 2-й группы.

В норме учтены следующие материалы: гвозди строительные (0.004 т), балласт песчаный (3.86 м3), лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные (0.8 м3) и доска необрезная хвойных пород (1.51 м3).

Норма предусматривает 915 чел.-ч трудозатрат рабочих-строителей со средним разрядом 2,4 и 0.39 чел.-ч трудозатрат машинистов на каждые 100 м3 разработанного грунта.

В случае нового строительства, где отсутствуют усложняющие факторы действующей железной дороги (например, движение поездов), применение ГЭСН 01-02-062-02 может быть некорректным. В таких ситуациях рекомендуется использовать более общие нормы на ручную разработку грунта в траншеях, например, ГЭСН 01-02-057-02.

Практические советы

1

Всегда проверяйте группу грунтов по инженерно-геологическим изысканиям для точного применения нормы.

2

Учитывайте, что норма предназначена для работ на действующей железной дороге; для нового строительства выбирайте соответствующие общие нормы.

3

Регулярно обновляйте сметно-нормативную базу и используйте актуальные индексы пересчета.

4

Внимательно изучайте состав работ, учтенных нормой, чтобы избежать дублирования или пропуска операций.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильный выбор нормы для нового строительства вместо действующих путей.

!
Ошибка 2

Неверное определение группы грунтов, что приводит к искажению сметы.

!
Ошибка 3

Игнорирование необходимости применения текущих индексов пересчета к базисным ценам ГЭСН.

!
Ошибка 4

Недооценка или исключение из расчета сопутствующих работ, таких как удаление балласта или устройство креплений.

1
01-02-062-01

Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: под путями, группа грунтов 1

Применяется вместо 01-02-062-02, если грунт относится к 1-й группе.

2
01-02-062-03

Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: под путями, группа грунтов 3

Применяется вместо 01-02-062-02, если грунт относится к 3-й группе.

3
01-02-062-06

Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: в междупутье, группа грунтов 2

Применяется вместо 01-02-062-02, если работы ведутся в междупутье, а не под путями.

4
01-02-057-02

Разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами, группа грунтов 2

Может быть рассмотрена как альтернатива для нового строительства, где отсутствуют усложняющие факторы действующей железной дороги.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м3
Категория
01-02-062
Тип работ
GESN
Материалы
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.39 маш.-ч; Гвозди строительные: 0.004 т; Балласт песчаный: 3.86 м3; Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.8 м3; Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 30-50 мм, сорт IV: 1.51 м3

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: