Введение
Норма ГЭСН 01-02-062-11 является одним из ключевых элементов в системе государственных элементных сметных норм, регулирующих земляные работы. Она предназначена для определения потребности в ресурсах при выполнении работ по ручной разработке грунта в траншеях, прокладываемых на действующей железной дороге. Основное назначение этих траншей – прокладка кабеля под железнодорожными путями и в междупутье. Данная норма применяется для грунтов 3-й группы по трудности разработки.
Специфика работ, описываемых ГЭСН 01-02-062-11, заключается в их выполнении в условиях действующей железнодорожной инфраструктуры, что накладывает особые требования к безопасности, организации труда и соблюдению технологических регламентов. Ручной способ разработки грунта в таких условиях часто является единственно возможным из-за стесненности пространства, необходимости минимизации воздействия на железнодорожное полотно и высокой точности выполнения работ.
Единицей измерения для данной нормы является 100 м3 разработанного грунта. Основанием для применения состава и расхода материалов, машин и трудозатрат являются ГЭСН-2001 (и последующие редакции, такие как ГЭСН-2020) .
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 01-02-062-11 включает в себя полный комплекс операций, необходимых для ручной разработки траншей на действующей железной дороге при прокладке кабеля. В состав работ входят следующие этапы :
- Удаление балласта. Этот этап предусматривает аккуратное извлечение щебеночного или другого балластного слоя, который формирует верхнее строение пути. Работы выполняются вручную, чтобы не повредить железнодорожное полотно и обеспечить безопасность движения поездов.
- Разработка грунта в траншеях. Непосредственно ручная выемка грунта 3-й группы из траншеи. Грунт 3-й группы характеризуется средней трудностью разработки и может включать суглинки, тяжелые супеси, легкие глины, лессы, гравийно-галечниковые грунты с содержанием камней до 10% и другие .
- Устройство и разборка креплений. В условиях действующей железной дороги, а также при работе с грунтами, склонными к обрушению, обязательным является устройство временных креплений стенок траншеи. После завершения основных работ крепления разбираются. Это критически важный этап для обеспечения безопасности рабочих и устойчивости железнодорожного полотна.
- Планировка дна траншей. Выравнивание и подготовка дна траншеи для последующей укладки кабеля. Это обеспечивает равномерное распределение нагрузки и защиту кабеля от повреждений.
- Засыпка траншей с трамбованием. После укладки кабеля траншеи засыпаются ранее извлеченным грунтом или привозным материалом. Трамбование выполняется для восстановления плотности грунта и предотвращения последующих просадок, которые могут негативно сказаться на устойчивости железнодорожного пути.
- Подвозка балласта и балластировка. Завершающий этап, включающий подвозку нового или ранее удаленного балласта и его укладку для восстановления балластной призмы железнодорожного пути до проектных отметок. Это обеспечивает необходимую несущую способность и стабильность пути.
Материалы и ресурсы
В норме ГЭСН 01-02-062-11 учтены следующие основные материалы, необходимые для выполнения работ:
- Жерди хвойных пород, длина 3-6,5 м, толщина 3-5 см: 0.08 м3 на 100 м3 разработанного грунта. Жерди используются в качестве элементов временных креплений стенок траншей, обеспечивая их устойчивость и предотвращая обрушения.
- Горбыль деловой хвойных пород, длина более 2 м: 1.98 м3 на 100 м3 разработанного грунта. Горбыль также применяется для устройства креплений, выполняя роль распорок или обшивки, что особенно важно при работе вблизи действующего железнодорожного полотна.
Трудозатраты и время выполнения
Трудозатраты рабочих-строителей по норме ГЭСН 01-02-062-11 составляют 661 чел.-ч на каждые 100 м3 разработанного грунта . Средний разряд работы для выполнения данного комплекса операций определен как 2,4. Это указывает на то, что работы требуют определенной квалификации и опыта, но не относятся к высококвалифицированным. Высокий показатель трудозатрат подчеркивает трудоемкость ручной разработки грунта, особенно в условиях действующей железной дороги, где скорость работ ограничена требованиями безопасности и необходимостью выполнения множества вспомогательных операций вручную.
Машины и оборудование
Несмотря на то, что норма описывает ручную разработку грунта, в ней учтено использование машин и механизмов для вспомогательных операций. В частности, предусмотрены:
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.43 маш.-ч на 100 м3 разработанного грунта . Эти автомобили используются для подвозки необходимых материалов (жердей, горбыля, балласта) к месту производства работ, а также для вывоза излишков грунта, если это предусмотрено проектом.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения нормы ГЭСН 01-02-062-11 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Прежде всего, необходимо точно определить объем грунта 3-й группы, подлежащего ручной разработке в траншеях под путями и в междупутье действующей железной дороги. Объем измеряется в кубических метрах (м3).
- Проверка условий применения: Убедиться, что условия производства работ соответствуют назначению нормы: ручная разработка, действующая железная дорога, прокладка кабеля, группа грунтов 3. Если условия отличаются (например, механизированная разработка, другая группа грунта), следует использовать другие нормы.
- Пересчет объема в единицы измерения нормы: Поскольку единица измерения нормы – 100 м3, фактический объем работ в м3 необходимо разделить на 100. Например, если объем составляет 50 м3, то для расчета по норме это будет 0,5 единицы измерения.
- Расчет трудозатрат: Умножить полученное количество единиц измерения на нормативные трудозатраты (661 чел.-ч). Например, для 0,5 единицы измерения: 0,5 * 661 = 330,5 чел.-ч.
- Расчет потребности в машинах и механизмах: Умножить количество единиц измерения на нормативное время эксплуатации машин (0.43 маш.-ч для автомобилей бортовых). Например, для 0,5 единицы измерения: 0,5 * 0.43 = 0.215 маш.-ч.
- Расчет потребности в материалах: Умножить количество единиц измерения на нормативный расход материалов (0.08 м3 для жердей и 1.98 м3 для горбыля). Например, для 0,5 единицы измерения: 0,5 * 0.08 = 0.04 м3 жердей; 0,5 * 1.98 = 0.99 м3 горбыля.
Примеры использования
Пример 1: Необходимо рассчитать сметную стоимость ручной разработки 250 м3 грунта 3-й группы в траншеях на действующей железной дороге для прокладки кабеля.
- Объем работ: 250 м3.
- Количество единиц измерения по норме: 250 / 100 = 2,5.
- Трудозатраты: 2,5 * 661 чел.-ч = 1652,5 чел.-ч.
- Машины (автомобили бортовые): 2,5 * 0.43 маш.-ч = 1.075 маш.-ч.
- Материалы (жерди): 2,5 * 0.08 м3 = 0.2 м3.
- Материалы (горбыль): 2,5 * 1.98 м3 = 4.95 м3.
Особенности и ограничения
- Действующая железная дорога: Это ключевое условие применения нормы. Работы должны проводиться с учетом всех требований безопасности движения поездов, что может включать получение "окон" (временных интервалов без движения поездов), установку ограждений, сигнализации и постоянный контроль за ситуацией на путях . Это значительно усложняет и замедляет процесс по сравнению с работами вне железнодорожной зоны.
- Группа грунтов 3: Точное определение группы грунта является обязательным. Ошибочное определение может привести к некорректному расчету трудозатрат и материальных ресурсов. Для этого проводятся инженерно-геологические изыскания .
- Ручная разработка: Норма строго регламентирует ручной способ выполнения работ. Если проектом предусмотрена механизированная разработка (например, с использованием кабелеукладчиков или горизонтального бурения ), следует применять другие, соответствующие нормы.
- Комплексность работ: Важно помнить, что норма включает в себя не только непосредственно разработку грунта, но и все сопутствующие операции: удаление и подвозку балласта, устройство и разборку креплений, планировку и засыпку траншей. Это позволяет избежать дублирования или пропуска операций при составлении сметы.
- Глубина заложения кабеля: При прокладке кабеля под железнодорожными путями, как правило, требуется глубина заложения не менее 1,5 м . Это влияет на объем земляных работ и сложность устройства креплений.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение группы грунта. Это одна из самых распространенных ошибок, которая приводит к искажению сметной стоимости. Как избежать: Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий. При отсутствии таких данных, используйте справочники, но с обязательным подтверждением на объекте.
- Игнорирование специфики работы на действующей железной дороге. Неучет требований безопасности, необходимости согласований с железнодорожными службами, работы в "окна" может привести к серьезным задержкам, штрафам и аварийным ситуациям. Как избежать: Тщательно изучайте нормативные документы по безопасности на железнодорожном транспорте (например, ПТЭ), разрабатывайте детальный Проект Производства Работ (ППР) с учетом всех ограничений и согласований.
- Неучет или неправильный расчет креплений. В условиях действующей железной дороги и при работе с грунтами 3-й группы крепления траншей являются обязательными. Их отсутствие или неправильное устройство может привести к обрушению стенок и угрозе безопасности. Как избежать: Убедитесь, что в смету включены все необходимые материалы (жерди, горбыль) и трудозатраты на устройство и разборку креплений в соответствии с нормой.
- Применение нормы для механизированных работ. ГЭСН 01-02-062-11 четко указывает на ручную разработку грунта. Использование этой нормы для механизированных способов (например, горизонтального бурения или прокладки кабелеукладчиком) является ошибкой. Как избежать: Внимательно анализируйте проектные решения и выбирайте соответствующую норму. Для механизированных работ существуют другие ГЭСН, например, для прокладки кабеля кабелеукладчиком или в готовые траншеи .
- Ошибки в расчете объемов. Неточное определение объема выемки и засыпки грунта, а также объема подвозимого балласта. Как избежать: Используйте точные данные из проектной документации, проводите контрольные замеры на объекте. Помните, что единица измерения нормы – 100 м3.
Практические советы
- Детальное планирование: Перед началом работ на действующей железной дороге обязательно разработайте подробный ППР, включающий графики работ, схемы организации движения поездов, меры безопасности и порядок взаимодействия с железнодорожными службами.
- Обучение персонала: Убедитесь, что весь персонал, задействованный в работах, прошел необходимое обучение по технике безопасности на железнодорожном транспорте и имеет соответствующие допуски.
- Контроль качества материалов: Особое внимание уделяйте качеству материалов для креплений (жерди, горбыль), так как от них зависит безопасность работ.
- Постоянный мониторинг: В ходе работ осуществляйте постоянный контроль за состоянием стенок траншеи, особенно после прохождения поездов, и при необходимости оперативно усиливайте крепления.
- Документирование: Ведите подробный журнал работ, фиксируя объемы, время выполнения, погодные условия и любые отклонения от проекта. Это поможет в случае возникновения спорных вопросов при сдаче объекта.
Связанные нормы
При работе с ГЭСН 01-02-062-11 сметчикам полезно знать о существовании смежных и альтернативных норм:
- Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: при прокладке кабеля под путями и в междупутье, группа грунтов 2: Аналогичная норма, но для грунтов 2-й группы . Применяется, если на объекте преобладают более легкие грунты.
- Разработка грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге: при прокладке кабеля под путями и в междупутье, группа грунтов 4: Норма для грунтов 4-й группы, характеризующихся большей трудностью разработки . Используется при наличии более тяжелых грунтов.
- Кабель, прокладываемый вручную в теле земляного полотна железной дороги (в готовые траншеи): Эта норма из сборника ГЭСНм (монтажные работы) применяется для непосредственно прокладки кабеля в уже подготовленные траншеи . ГЭСН 01-02-062-11 описывает земляные работы по подготовке траншеи, а 10-07-064-01 – укладку кабеля в нее.
- Кабель до 35 кВ по установленным конструкциям и лоткам с креплением по всей длине: Если прокладка кабеля осуществляется не в траншеях, а по существующим конструкциям или в лотках, применяется данная норма из сборника ГЭСНм .
- Разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами, группа грунтов 1: Эта норма описывает ручную разработку грунта в траншеях в более простых условиях, без учета специфики железной дороги и без обязательного устройства креплений . Может быть использована для сравнения трудоемкости и ресурсных затрат.
Важно отметить, что для прокладки кабеля под железнодорожными путями могут применяться и бестраншейные методы, такие как горизонтальное бурение, продавливание или прокол . В таких случаях используются другие сметные нормы, соответствующие выбранной технологии.
Контрольные моменты
При выполнении работ по ГЭСН 01-02-062-11 необходимо уделять внимание следующим контрольным моментам:
- Соблюдение габаритов: Строгое соблюдение габаритов приближения строений и подвижного состава. Любые элементы траншеи или креплений не должны нарушать установленные габариты.
- Качество засыпки и балластировки: После завершения работ по прокладке кабеля, качество засыпки траншей и балластировки должно обеспечивать восстановление несущей способности и стабильности железнодорожного пути. Недостаточное уплотнение может привести к просадкам и деформациям.
- Проверка уложенного кабеля: После прокладки кабеля и до окончательной засыпки траншеи необходимо провести проверку его целостности и изоляции.
- Документация: Ведение исполнительной документации, включая акты скрытых работ на устройство креплений и укладку кабеля, а также акты на засыпку траншей и балластировку.
Заключение
ГЭСН 01-02-062-11 является специфической, но крайне важной нормой для сметчиков, работающих в сфере железнодорожного строительства и обслуживания. Ее корректное применение требует глубокого понимания не только состава работ и ресурсных показателей, но и особенностей производства работ на действующей железной дороге. Учет всех нюансов, связанных с безопасностью, технологией и группой грунтов, позволит составить точную и обоснованную смету, минимизировать риски и обеспечить успешное выполнение проекта.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 01-02-062-11 применяется для ручной разработки грунта 3-й группы в траншеях.
-
Работы выполняются на действующей железной дороге при прокладке кабеля под путями и в междупутье, что требует строгого соблюдения правил безопасности.
-
Состав работ включает удаление балласта, разработку грунта, устройство и разборку креплений, планировку дна, засыпку траншей с трамбованием, а также подвозку балласта и балластировку.
-
В норме учтены материалы для временных креплений траншей: жерди хвойных пород (0.08 м3 на 100 м3) и горбыль деловой хвойных пород (1.98 м3 на 100 м3).
-
Трудозатраты составляют 661 чел.-ч на 100 м3 разработанного грунта при среднем разряде рабочих 2,4, что указывает на высокую трудоемкость процесса.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 01-02-062-11?
Когда применяется ГЭСН 01-02-062-11?
ГЭСН 01-02-062-11 применяется для ручной разработки грунта 3-й группы в траншеях на действующей железной дороге, когда требуется прокладка кабеля под путями или в междупутье.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены жерди хвойных пород, длина 3-6,5 м, толщина 3-5 см (0.08 м3 на 100 м3 грунта) и горбыль деловой хвойных пород, длина более 2 м (1.98 м3 на 100 м3 грунта). Эти материалы используются для устройства временных креплений траншей.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 661 чел.-ч трудозатрат рабочих-строителей со средним разрядом 2,4 на каждые 100 м3 разработанного грунта.
4 Какие машины и механизмы учтены в норме?
Какие машины и механизмы учтены в норме?
В норме учтены автомобили бортовые грузоподъемностью до 5 т в объеме 0.43 маш.-ч на 100 м3 грунта, используемые для подвозки материалов и балласта.
5 Что означает "группа грунтов 3"?
Что означает "группа грунтов 3"?
Группа грунтов 3 характеризует среднюю трудность разработки грунта. К ней относятся, например, суглинки, тяжелые супеси, легкие глины. Для точного определения группы грунта на объекте необходимо проводить инженерно-геологические изыскания.
6 Почему работы выполняются вручную?
Почему работы выполняются вручную?
Ручная разработка грунта в условиях действующей железной дороги часто является единственно возможным способом из-за стесненных условий, необходимости точного контроля за процессом, а также строгих требований безопасности, которые ограничивают применение крупной механизированной техники.
Практические советы
Всегда проводите тщательные инженерно-геологические изыскания для точного определения группы грунта на объекте.
Разрабатывайте детальный Проект Производства Работ (ППР) с учетом всех специфических требований безопасности и согласований с железнодорожными службами.
Обеспечьте наличие квалифицированного персонала и достаточного количества материалов для устройства временных креплений траншей.
Тщательно контролируйте объемы выемки и засыпки грунта, а также качество балластировки для обеспечения стабильности железнодорожного пути.
Рассмотрите возможность применения смежных норм для прокладки кабеля, если условия позволяют механизацию или отличаются от описанных в 01-02-062-11.
Частые ошибки
Неправильное определение группы грунта, что ведет к некорректному применению нормы и искажению сметной стоимости.
Игнорирование или недостаточное внимание к требованиям безопасности при работе на действующей железной дороге, что может привести к задержкам, штрафам и аварийным ситуациям.
Неучет необходимости устройства и разборки креплений траншей, которые включены в состав работ и критически важны для безопасности.
Применение данной нормы для механизированных способов разработки грунта, в то время как она предназначена исключительно для ручных работ.
Ошибки в расчете объемов земляных работ, включая объемы выемки, засыпки и подвозки балласта.