Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-010-02 является важным инструментом для точного определения ресурсных затрат при выполнении земляных работ в строительстве. Она регламентирует процесс разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт с использованием экскаваторов с рабочим оборудованием "драглайн" и ковшом вместимостью 13 м³. Норма применяется для грунтов 2-й категории по трудности экскавации.
ГЭСН представляют собой исходные нормативы для разработки других сметных нормативов, таких как федеральные единичные расценки (ФЕР), территориальные единичные расценки (ТЕР) и отраслевые единичные расценки. , Они отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, а также технологию и организацию строительных работ. Применение ГЭСН является обязательным для всех организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств федерального бюджета. Для строек, финансируемых за счет собственных средств, ГЭСН носят рекомендательный характер.
Основное назначение нормы 02-01-010-02 — обеспечение корректного планирования и учета затрат на механизированную разработку и транспортировку грунта в условиях, требующих использования железнодорожного транспорта, что характерно для крупных объектов или карьеров. ,
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 02-01-010-02 охватывает комплекс работ, необходимых для эффективной разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт. В состав работ включены следующие операции:
- Экскавация грунта. Это основная операция, включающая непосредственное выемку грунта экскаватором-драглайном. Драглайны, благодаря своей конструкции, эффективны для разработки грунтов ниже уровня стоянки экскаватора, например, при создании глубоких выемок или в карьерах. ,
- Погрузка в вагоны-самосвалы (думпкары). Разработанный грунт немедленно погружается в специализированные железнодорожные вагоны-самосвалы, предназначенные для транспортировки сыпучих материалов.
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Данная операция учитывает затраты на обеспечение бесперебойного функционирования железнодорожной инфраструктуры в зоне производства работ. Это включает в себя перемещение путей по мере продвижения работ, их текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии.
Важно отметить, что данная норма применяется для грунтов 2-й категории по трудности экскавации. Классификация грунтов по трудности разработки производится на основе их характеристик, а не только по средней плотности. ,
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по норме ГЭСН 02-01-010-02 предусмотрены следующие основные материальные ресурсы и машины:
Машины и оборудование (в машино-часах на 1000 м³ грунта):
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.27 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м³: 0.65 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые электрические шагающие с рабочим оборудованием "драглайн", емкость ковша 13 м³: 2.27 маш.-ч
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.87 маш.-ч
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.79 маш.-ч
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 64.44 маш.-ч
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.41 маш.-ч
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 5.64 маш.-ч
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.75 маш.-ч
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.8 маш.-ч
- Машины путерихтовочные: 0.63 маш.-ч
- Насосы, производительность 100 м³/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.73 маш.-ч
Материалы (на 1000 м³ грунта):
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.53 м³
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.24 м³
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м³
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.036 м³
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.93 шт
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.134 м³
- Клеммы ПК: 0.002 т
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 т
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 т
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.298 шт
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 т
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 компл
Трудозатраты (на 1000 м³ грунта):
- Затраты труда рабочих-строителей (средний разряд 4,7): 35.4 чел.-ч
- Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.58 ч
Требования к квалификации
Средний разряд работы 4,7 указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов для выполнения данного комплекса работ. Рабочие должны обладать навыками управления тяжелой землеройной техникой, а также знаниями и опытом в области железнодорожного строительства и обслуживания путей. Это включает машинистов экскаваторов, бульдозеров, тепловозов, а также рабочих по ремонту и содержанию железнодорожных путей.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Применение ГЭСН 02-01-010-02 в сметной документации требует последовательного подхода:
- Определение объема работ: Прежде всего, необходимо точно определить объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, в тысячах кубических метров (1000 м³). Этот объем должен быть подтвержден проектной документацией. ,
- Проверка категории грунта: Убедитесь, что грунт на объекте соответствует 2-й категории по трудности экскавации. Если грунт относится к другой категории, следует использовать соответствующие нормы из таблицы 02-01-010, например, ГЭСН 02-01-010-03 для 3-й категории или ГЭСН 02-01-010-04 для 4-й категории.
- Учет условий производства работ: ГЭСН разработаны исходя из условий разработки грунтов естественной влажности и плотности. При работе с мокрыми грунтами или в особых условиях (например, в стесненных условиях, вблизи действующих коммуникаций) необходимо применять повышающие коэффициенты, указанные в приложениях к сборникам ГЭСН. ,
- Расчет прямых затрат: Умножьте нормативные показатели по трудозатратам, машино-часам и расходу материалов на объем работ, выраженный в тысячах кубических метров. Полученные значения будут представлять прямые затраты в базисных ценах.
- Применение индексов пересчета: Для приведения базисных цен к текущему уровню необходимо использовать актуальные индексы пересчета, утверждаемые Министерством строительства.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями.
Примеры использования
Пример 1: Разработка карьера
При разработке нового карьера для добычи полезных ископаемых, где грунт относится ко 2-й категории и требуется его транспортировка железнодорожным транспортом, норма ГЭСН 02-01-010-02 будет основной для определения затрат на экскавацию и погрузку. В этом случае, помимо самой экскавации, в смету будут включены все сопутствующие работы по содержанию железнодорожных путей, что критично для непрерывности процесса.
Пример 2: Строительство крупного инфраструктурного объекта
При возведении крупного инфраструктурного объекта, такого как гидротехническое сооружение или крупный логистический центр, где необходимо перемещать значительные объемы грунта на большие расстояния с использованием железнодорожных составов, данная норма также будет применима. Важно учитывать, что нормы ГЭСН 01-01-001 и 01-01-011, предусмотренные для гидроэнергетического строительства, могут применяться на любых видах строительства, кроме горно-вскрышных работ. ,
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Норма строго привязана к 2-й категории грунтов по трудности экскавации. Определение категории грунта должно производиться на основе инженерно-геологических изысканий. ,
- Тип экскаватора: Применение нормы строго ограничено экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн" и ковшом вместимостью 13 м³. Использование экскаваторов другого типа (например, "прямая лопата") или с другой вместимостью ковша потребует применения других норм, таких как ГЭСН 02-01-008-20 или ГЭСН 02-01-009-02. ,
- Транспорт: Норма учитывает погрузку грунта именно в железнодорожный транспорт. Если грунт вывозится автомобильным транспортом, следует применять другие нормы, например, из подраздела 1.2 сборника ГЭСН 01 "Земляные работы".
- Дальность транспортировки: В самой норме 02-01-010-02 не указана дальность транспортировки грунта. Однако, в сборнике ГЭСН 02 "Горновскрышные работы", к которому относится данная норма, учтен комплекс работ по разработке и отвалообразованию грунта, включая транспортирование грунта до 5 км. При большей дальности транспортировки могут потребоваться дополнительные расчеты или применение других норм на транспортировку.
- Водоотлив: Норма не учитывает затраты на водоотливные работы, если они требуются. Затраты на водоотлив исчисляются только на объем грунта, лежащего ниже проектного уровня грунтовых вод, и определяются отдельно на основании проектных данных. ,
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Применение ГЭСН 02-01-010-02, как и других сметных норм, сопряжено с риском ошибок, которые могут привести к искажению сметной стоимости и финансовым разногласиям. ,
- Неверное определение категории грунта: Одна из наиболее частых ошибок — неправильное определение категории грунта. Это может привести к завышению или занижению затрат. Как избежать: Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий. При послойном залегании грунтов разных групп, нормирование производится по соответствующим ГЭСН на каждую группу. ,
- Использование неактуальных нормативов: Сметные нормы регулярно обновляются. Использование устаревших редакций ГЭСН может привести к некорректным расчетам. Как избежать: Всегда используйте актуальные версии ГЭСН, утвержденные Минстроем России. Современное сметное программное обеспечение, интегрированное с ФГИС ЦС, помогает избежать этой ошибки, обновляя базы нормативов в режиме реального времени.
- Неучет всех операций, входящих в состав нормы: Иногда сметчики забывают, что норма включает не только экскавацию и погрузку, но и перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Как избежать: Внимательно изучайте "Состав работ" для каждой нормы.
- Неправильное применение коэффициентов: Для особых условий производства работ (например, стесненность, работа в зимнее время) применяются поправочные коэффициенты. Их некорректное использование или игнорирование также является распространенной ошибкой. Как избежать: Изучайте технические части и приложения к сборникам ГЭСН, где приведены все необходимые коэффициенты и правила их применения. ,
- Завышение объемов работ: Завышение объемов работ и материалов ведет к неоправданному увеличению стоимости. , Как избежать: Тщательно проверяйте объемы работ по проектной документации.
Практические советы
- Детализация — ключ к точности: Максимально подробно описывайте все запланированные работы и используемые материалы в сметной документации. Это поможет избежать разногласий и обеспечит прозрачность. ,
- Используйте специализированное ПО: Современные сметные программы значительно упрощают процесс составления смет, минимизируют человеческий фактор, автоматизируют расчеты и позволяют оперативно обновлять данные.
- Взаимодействие с проектантами: Тесное сотрудничество с проектировщиками поможет получить точные данные о категории грунта, условиях производства работ и необходимой технике, что критически важно для правильного применения нормы.
- Проверка и согласование: Всегда перепроверяйте расчеты и согласовывайте сметную документацию со всеми заинтересованными сторонами до начала работ.
Связанные нормы
Норма ГЭСН 02-01-010-02 является частью обширного раздела земляных работ. С ней могут быть связаны или использоваться в качестве альтернативы следующие нормы:
- ГЭСН 02-01-010-03: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: 13 м³, категория грунтов по трудности экскавации 3.
- ГЭСН 02-01-010-04: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: 13 м³, категория грунтов по трудности экскавации 4.
- ГЭСН 02-01-010-05: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: 10 м³, категория грунтов по трудности экскавации 1.
- ГЭСН 02-01-008-20: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата", вместимость ковша: 8 м³, категория грунтов по трудности экскавации 5.
- ГЭСН 02-01-009-02: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием "прямая лопата", вместимость ковша: 4 м³, категория грунтов по трудности экскавации 2.
- ГЭСН 01-01-003-09: Разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" или "обратная лопата" с ковшом вместимостью 0,65 м³, группа грунтов 3.
- ГЭСН 01-01-001-23: Разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" одноковшовыми электрическими шагающими при работе на гидроэнергетическом строительстве с ковшом вместимостью 5-6 м³, группа грунтов 5.
Контрольные моменты
При проверке смет, составленных с применением ГЭСН 02-01-010-02, следует обращать внимание на:
- Соответствие типа техники: Убедитесь, что в проекте действительно предусмотрено использование экскаватора-драглайна с ковшом 13 м³ и железнодорожного транспорта.
- Категория грунта: Проверьте обоснованность присвоения грунту 2-й категории. Это должно быть подтверждено геологическими изысканиями.
- Полнота состава работ: Убедитесь, что учтены все три операции, предусмотренные нормой, включая работы по железнодорожным путям.
- Актуальность нормативов: Проверьте, что применяются последние редакции ГЭСН и соответствующие индексы пересчета.
- Отсутствие дублирования: Исключите возможность дублирования затрат, например, если работы по железнодорожным путям учтены в других разделах сметы.
Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам эффективно и точно применять норму ГЭСН 02-01-010-02, обеспечивая достоверность сметной документации.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 02-01-010-02 применяется для разработки и погрузки грунта 2-й категории экскаваторами-драглайнами с ковшом 13 м³ в железнодорожный транспорт.
-
Состав работ включает экскавацию грунта, погрузку в вагоны-самосвалы и работы по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей.
-
В норме учтены значительные машино-часы для вагонов-самосвалов (64.44 маш.-ч) и тепловозов (5.64 маш.-ч), что подчеркивает специфику железнодорожной транспортировки.
-
Трудозатраты рабочих-строителей составляют 35.4 чел.-ч при среднем разряде 4,7 на 1000 м³ грунта.
-
Важно учитывать актуальные редакции ГЭСН и применять поправочные коэффициенты для особых условий работ, а также точно определять категорию грунта. ,
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-010-02?
Когда применяется ГЭСН 02-01-010-02?
ГЭСН 02-01-010-02 применяется для определения затрат на разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт с использованием экскаваторов-драглайнов с ковшом вместимостью 13 м³, при условии, что грунт относится ко 2-й категории по трудности экскавации.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены материалы, необходимые для поддержания железнодорожных путей и вспомогательных работ, такие как щебень, песок, лесоматериалы, брус для стрелочных переводов, шпалы (хвойные и железобетонные), а также различные крепежные элементы для рельсов: клеммы ПК, противоугоны, шайбы, клеммные и путевые болты, шурупы, накладки рельсовые и подкладки. Также учтены комплекты стрелочных переводов.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает затраты труда рабочих-строителей в размере 35.4 чел.-ч на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта, при среднем разряде работы 4,7. Дополнительно учтены трудозатраты на рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50, в объеме 0.58 ч.
4 Можно ли применять эту норму для грунтов другой категории?
Можно ли применять эту норму для грунтов другой категории?
Нет, данная норма строго предназначена для грунтов 2-й категории по трудности экскавации. Для грунтов других категорий (например, 3-й или 4-й) следует использовать соответствующие поднормы из той же таблицы ГЭСН 02-01-010, например, ГЭСН 02-01-010-03 или ГЭСН 02-01-010-04.
Практические советы
Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий для точного определения категории грунта. ,
Используйте актуальное сметное программное обеспечение, которое автоматически обновляет базы нормативов и индексы пересчета.
Внимательно изучайте "Состав работ" каждой нормы, чтобы учесть все необходимые операции и избежать пропусков.
Применяйте поправочные коэффициенты из технических частей и приложений к сборникам ГЭСН, если условия производства работ отличаются от нормативных. ,
Обеспечьте детальное описание всех работ и материалов в смете для прозрачности и предотвращения разногласий.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному расчету затрат.
Использование устаревших редакций ГЭСН или неактуальных индексов пересчета.
Игнорирование или некорректное применение поправочных коэффициентов для особых условий производства работ (например, работа в зимнее время или в стесненных условиях). ,
Неучет всех операций, входящих в состав нормы, в частности, работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей.
Завышение объемов работ или материалов в сметной документации. ,