Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 02-01-010-03

02-01-010

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: → 13 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3

Подробное описание
Группа: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: Состав работ: Экскавация грунта.; Погрузка в вагоны-самосвалы.; Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Обоснование: НР: Пр/812-002.0, СП: Пр/774-002.0

Быстрая информация

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-010
Тип работ
GESN
Трудозатраты
34.22 чел.-ч при разряде 4.7
Основное назначение
Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: → 13 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,7 34.22
Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.) 2.81
Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3 0.8
Экскаваторы одноковшовые электрические шагающие с рабочим оборудованием "драглайн", емкость ковша 13 м3 2.81
Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм 1.07
Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т 0.97
Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т 78.94
Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т 0.5
Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.) 7.02
Машины для балластировки железнодорожного пути 0.91
Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками 1
Машины путерихтовочные 0.78
Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт 0.9
Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм м3 0.62
Песок природный для строительных работ II класс, средний м3 1.03
Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.001
Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов м3 0.039
Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 0.77
Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог м3 0.156
Клеммы ПК т 0.002
Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50 т 0.003
Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24 т 0
Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22 т 0.001
Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм т 0.001
Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм т 0.001
Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50 шт 0.358
Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50 т 0.008
Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00 компл 0.003

Трудозатраты

Категория работников Трудочасы
Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50 0.58

Введение

Норма ГЭСН 02-01-010-03 занимает важное место в системе Государственных элементных сметных норм, регламентируя ресурсные затраты на выполнение специфических земляных работ. Она предназначена для определения потребности в ресурсах при разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт с использованием мощных экскаваторов с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша которых составляет 13 м3, при работе с грунтами 3-й категории по трудности экскавации.

Эта норма является частью Сборника ГЭСН 2001-02 "Горновскрышные работы", который содержит сметные нормы на выполнение горно-вскрышных работ, осуществляемых при строительстве разрезов по добыче угля и сланца, карьеров по разработке руд черных и цветных металлов, химического сырья и нерудных строительных материалов, а также при реконструкции действующих разрезов (карьеров) или вскрытии нижних горизонтов. Таким образом, основное назначение нормы — обеспечить точное и обоснованное планирование ресурсных затрат для крупномасштабных земляных работ, связанных с перемещением значительных объемов грунта железнодорожным транспортом.

Единицей измерения для данной нормы является 1000 м3 разработанного и погруженного грунта. Это позволяет применять норму для больших объемов работ, характерных для горнодобывающей и крупной инфраструктурной отрасли. Тип работы относится к Государственным элементным сметным нормам (ГЭСН), что подчеркивает ее обязательность для применения всеми предприятиями и организациями, осуществляющими капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета.

Техническая информация

Состав работ по норме

ГЭСН 02-01-010-03 охватывает комплекс операций, необходимых для выполнения поставленной задачи. Согласно составу работ, норма включает:

  1. Экскавация грунта. Эта операция подразумевает непосредственную выемку грунта из забоя с использованием экскаватора "драглайн" с ковшом вместимостью 13 м3. Экскаваторы-драглайны, благодаря своей конструкции (длинная стрела и подвесной ковш), особенно эффективны для разработки грунта ниже уровня стоянки машины, а также для работы на больших площадях и при необходимости формирования отвалов или погрузки в транспортные средства, расположенные на значительном расстоянии.
  2. Погрузка в вагоны-самосвалы. Разработанный грунт немедленно погружается в железнодорожные вагоны-самосвалы (думпкары). Эта операция является неотъемлемой частью технологического процесса, обеспечивая непрерывность цикла "экскавация-погрузка-транспортировка".
  3. Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Важной особенностью данной нормы является включение затрат на обслуживание железнодорожной инфраструктуры непосредственно в зоне производства работ. Это включает в себя перемещение временных железнодорожных путей по мере продвижения забоя, их текущий ремонт и общее содержание для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта, задействованного в вывозе грунта.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, предусмотренных нормой ГЭСН 02-01-010-03, требуются следующие материалы и ресурсы:

  • Трудовые ресурсы:

  • Средний разряд работы 4,7: 34.22 чел.-ч. Этот показатель отражает общие трудозатраты рабочих-строителей, необходимых для выполнения всего комплекса работ, учтенных нормой. Высокий разряд указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала, способного управлять сложной техникой и выполнять специализированные работы по обслуживанию железнодорожных путей.

  • Машины и оборудование:

  • Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.81 маш.-ч.

  • Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.8 маш.-ч.

  • Экскаваторы одноковшовые электрические шагающие с рабочим оборудованием "драглайн", емкость ковша 13 м3: 2.81 маш.-ч. Это основная землеройная машина, определяющая специфику данной нормы.

  • Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 1.07 маш.-ч.

  • Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.97 маш.-ч.

  • Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 78.94 маш.-ч. Эти вагоны используются для транспортировки разработанного грунта.

  • Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.5 маш.-ч.

  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 7.02 маш.-ч. Используются для перемещения вагонов-самосвалов.

  • Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.91 маш.-ч.

  • Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 1 маш.-ч.

  • Машины путерихтовочные: 0.78 маш.-ч.

  • Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.9 маш.-ч.

  • Материалы:

  • Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.62 м3.

  • Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.03 м3.

  • Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3.

  • Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.039 м3.

  • Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.77 шт.

  • Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.156 м3.

  • Клеммы ПК: 0.002 т.

  • Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 т.

  • Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т.

  • Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т.

  • Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т.

  • Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 т.

  • Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.358 шт.

  • Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 т.

  • Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 компл.

  • Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.58 ч.

Категория грунтов по трудности экскавации 3

Классификация грунтов по трудности экскавации является одним из ключевых факторов, определяющих выбор техники и нормирование затрат. Грунты 3-й категории по трудности экскавации характеризуются повышенной плотностью и сцеплением, что делает их разработку более трудоемкой по сравнению с грунтами 1-й и 2-й категорий.

К грунтам 3-й категории относятся:

  • Крупный гравий.
  • Жирная глина.
  • Корневой слой почвы.
  • Тяжелый суглинок, включающий присутствие щебня и гальки.
  • Суглинки и супеси с примесью свыше 20% мелкой (до 3 см) гальки или щебня.
  • Плотный лёсс.
  • Дресва.
  • Плывун напорный.
  • Глины: с частыми прослоями (до 5 см) слабосцементированных песчаников и мергелей, плотные, мергелистые, загипсованные, песчанистые.
  • Слабосцементированные алевролиты глинистые и песчаники глинистым и известковистым цементом.
  • Мергель, известняк-ракушечник, плотный мел, магнезит, гипс (тонкокристаллический, выветрелый), слабый каменный уголь.

Разработка таких грунтов требует применения мощных экскаваторов, таких как "драглайн" с большим объемом ковша, что и учтено в данной норме.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Применение нормы ГЭСН 02-01-010-03 в сметной документации требует последовательного подхода для обеспечения точности расчетов:

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение объема грунта, подлежащего разработке и погрузке, на основе проектной документации. Объем должен быть выражен в кубических метрах (м3), а затем переведен в тысячи кубических метров, так как единица измерения нормы — 1000 м3.
  2. Подтверждение условий применения: Убедитесь, что условия вашего проекта полностью соответствуют параметрам нормы:
  • Используется экскаватор с рабочим оборудованием "драглайн".
  • Вместимость ковша экскаватора составляет 13 м3.
  • Категория грунта по трудности экскавации определена как 3-я на основании инженерно-геологических изысканий.
  1. Расчет ресурсных затрат: Умножьте количество ресурсов, указанных в норме (машино-часы, человеко-часы, объемы материалов), на фактический объем работ, выраженный в тысячах кубометров. Например, если объем работ составляет 5000 м3, то коэффициент для применения нормы будет 5 (5000 м3 / 1000 м3).
  2. Применение коэффициентов (при необходимости): В некоторых случаях могут потребоваться корректирующие коэффициенты, предусмотренные технической частью сборника ГЭСН. Например, для разработки мокрых грунтов или при работе в особых условиях (стесненность, наличие грунтовых вод). Важно тщательно изучить техническую часть сборника ГЭСН 2001-02 "Горновскрышные работы" и ГЭСН 2001-01 "Земляные работы" для определения применимости таких коэффициентов.
  3. Формирование сметы: Полученные ресурсные показатели используются для составления сметы ресурсным методом. Стоимость ресурсов (оплата труда, эксплуатация машин, стоимость материалов) определяется по текущим ценам, используя соответствующие территориальные сборники сметных цен (ТССЦ) и сметных расценок на эксплуатацию строительных машин (ТСЭМ).

Примеры использования

Норма ГЭСН 02-01-010-03 применяется в различных сценариях крупномасштабных земляных работ, где требуется эффективная разработка и транспортировка грунта железнодорожным транспортом:

  • Разработка карьеров: При добыче полезных ископаемых (уголь, руда, нерудные материалы) часто возникает необходимость вскрышных работ, то есть удаления верхних слоев грунта, не содержащих полезных ископаемых. Если вскрышные породы относятся к 3-й категории по трудности экскавации, и их вывоз осуществляется по железной дороге, данная норма будет применяться для расчета затрат на экскавацию и погрузку.
  • Строительство крупных инфраструктурных объектов: При возведении масштабных объектов, таких как гидротехнические сооружения, крупные промышленные комплексы или новые железнодорожные магистрали, могут потребоваться значительные объемы земляных работ с вывозом грунта. Если проект предусматривает использование драглайнов и железнодорожного транспорта, ГЭСН 02-01-010-03 будет релевантной.
  • Реконструкция и расширение действующих объектов: При углублении карьеров, расширении железнодорожных путей или создании новых отвалов, где задействованы драглайны и железнодорожный транспорт, данная норма также найдет свое применение.

Особенности и ограничения

Применение ГЭСН 02-01-010-03 имеет ряд особенностей и ограничений, которые необходимо учитывать сметчикам:

  • Тип экскаватора и объем ковша: Норма строго привязана к экскаваторам с рабочим оборудованием "драглайн" и вместимостью ковша 13 м3. Использование других типов экскаваторов (например, "прямая лопата") или драглайнов с иным объемом ковша требует применения других норм из того же сборника. Например, для драглайнов с ковшом 10 м3 используются нормы ГЭСН 02-01-010-05, ГЭСН 02-01-010-06, ГЭСН 02-01-010-07. Для экскаваторов с прямой лопатой следует обращаться к нормам ГЭСН 02-01-009.
  • Категория грунта: Норма применима только для грунтов 3-й категории по трудности экскавации. Для грунтов других категорий (1-й, 2-й, 4-й и т.д.) существуют соответствующие нормы в той же группе, например, ГЭСН 02-01-010-01 для 1-й категории и ГЭСН 02-01-010-04 для 4-й категории.
  • Комплексность работ: Важно помнить, что норма уже включает затраты на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Это означает, что данные работы не должны нормироваться отдельно, чтобы избежать двойного счета. Исключением являются случаи, когда транспортирование грунтов производится по автомобильным дорогам общего назначения, тогда нормы на ремонт и содержание грунтовых землевозных дорог (например, ГЭСН 01-01-015) не применяются.
  • Условия разработки: Нормы на экскаваторную разработку грунтов, включая 02-01-010-03, учитывают переходы машин из забоя в забой, вынужденные простои (например, связанные с взрывными работами), а также отодвигание негабаритных глыб и валунов с последующей их разработкой после разрыхления. Это позволяет избежать дополнительного нормирования этих операций.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Применение ГЭСН 02-01-010-03, как и любой другой сметной нормы, сопряжено с риском возникновения ошибок. Знание наиболее распространенных из них поможет сметчикам избежать неточностей:

  1. Неверное определение категории грунта. Это одна из самых частых и критичных ошибок. Ошибочное отнесение грунта к более легкой или, наоборот, к более тяжелой категории, чем фактическая, может привести к существенному искажению сметной стоимости. Например, применение нормы для грунта 2-й категории вместо 3-й приведет к занижению затрат, а для 4-й категории — к завышению. Как избежать: Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий, которые должны быть частью проектной документации. При отсутствии точных данных, рекомендуется проводить дополнительные исследования или использовать коэффициенты, предусмотренные для уточнения категории грунта.
  2. Дублирование или неучет затрат на железнодорожные пути. Норма 02-01-010-03 четко указывает, что в ее состав работ включены "перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей". Как избежать: Внимательно изучайте состав работ по каждой норме. Не включайте в смету отдельные расценки на ремонт и содержание железнодорожных путей, если они уже учтены в основной норме. Исключением может быть капитальный ремонт или строительство новых постоянных железнодорожных путей, которые не связаны напрямую с текущей разработкой грунта.
  3. Некорректный расчет объемов. Ошибки в определении объемов грунта, подлежащего экскавации и погрузке, напрямую влияют на итоговую сметную стоимость. Как избежать: Тщательно проверяйте исходные данные из проектной документации, используйте современные методы расчета объемов (например, с помощью специализированного ПО) и проводите контрольные замеры на объекте.
  4. Применение нормы для несоответствующего оборудования. Использование ГЭСН 02-01-010-03 для экскаваторов другого типа (например, "прямая лопата") или с иным объемом ковша, чем 13 м3, является ошибкой. Как избежать: Всегда сверяйте характеристики используемой техники с требованиями нормы. Если техника отличается, необходимо подобрать соответствующую норму из того же или другого сборника ГЭСН.

Практические советы

Для эффективного и точного применения ГЭСН 02-01-010-03 сметчикам рекомендуется следовать следующим практическим советам:

  • Детальное изучение проектной документации: Прежде чем приступать к расчету, необходимо досконально изучить проект, особенно разделы, касающиеся земляных работ, геологических изысканий, а также используемой техники и логистики транспортировки грунта. Это поможет правильно определить объемы, категории грунтов и условия производства работ.
  • Использование актуальных сборников ГЭСН: Убедитесь, что вы используете самую актуальную редакцию Сборника ГЭСН 2001-02 "Горновскрышные работы" и его технической части. Нормативные документы регулярно обновляются, и использование устаревших данных может привести к ошибкам в расчетах.
  • Взаимодействие со специалистами: При возникновении сомнений относительно категории грунта или особенностей технологического процесса, не стесняйтесь консультироваться с геологами, инженерами-строителями и производителями работ. Их практический опыт может быть бесценным для точного применения нормы.
  • Учет специфики объекта: Хотя ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты, каждый объект имеет свои уникальные особенности. При необходимости, используйте коэффициенты, предусмотренные для особых условий производства работ (например, стесненность, работа в зимнее время, обводненность грунтов), руководствуясь технической частью сборника.
  • Проверка расчетов: После завершения сметных расчетов, проведите их тщательную проверку. Используйте контрольные соотношения и сравнивайте полученные результаты с аналогичными проектами, если таковые имеются.

Связанные нормы

Для комплексного подхода к сметному делу и правильного выбора норм, сметчику важно знать, какие другие ГЭСН могут быть связаны с 02-01-010-03 или применяться в схожих условиях:

  • Нормы для других категорий грунтов и объемов ковшей:

  • ГЭСН 02-01-010-01: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша 13 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1.

  • ГЭСН 02-01-010-02: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша 13 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2.

  • ГЭСН 02-01-010-04: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша 13 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4.

  • ГЭСН 02-01-010-05: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1.

  • ГЭСН 02-01-010-06: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2.

  • ГЭСН 02-01-010-07: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3.

  • Нормы для других типов экскаваторов:

  • ГЭСН 02-01-009: Группа норм, описывающая разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "прямая лопата" различных объемов ковшей и категорий грунтов.

  • Общие земляные работы:

  • Сборник ГЭСН 2001-01 "Земляные работы": Содержит нормы на разработку и перемещение грунтов, а также сопутствующие работы в различных видах строительства. Этот сборник является основополагающим для большинства земляных работ и может содержать нормы для вспомогательных операций, не учтенных в 02-01-010-03 (например, водоотлив, если грунтовые воды находятся выше проектного уровня).

Контрольные моменты

Для обеспечения качества и соответствия сметной документации фактическим условиям производства работ, необходимо уделять внимание следующим контрольным моментам:

  • Соответствие проектной документации: Все объемы работ, характеристики грунтов и применяемая техника должны строго соответствовать проектным решениям. Любые отклонения должны быть обоснованы и согласованы.
  • Качество инженерно-геологических изысканий: Точность определения категории грунта напрямую зависит от качества проведенных изысканий. Недостаточные или устаревшие данные могут привести к серьезным ошибкам в смете.
  • Технологическая дисциплина: На объекте должен осуществляться контроль за соблюдением технологии производства работ, предусмотренной нормой. Это включает правильную эксплуатацию экскаваторов, своевременную погрузку, а также поддержание железнодорожных путей в рабочем состоянии.
  • Документирование изменений: Все изменения в проектных решениях, условиях производства работ или применяемой технике, которые могут повлиять на сметную стоимость, должны быть своевременно задокументированы и учтены в корректировках сметы.

Комплексный подход к применению ГЭСН 02-01-010-03, основанный на глубоком понимании ее состава, особенностей и связей с другими нормативными документами, позволит сметчикам создавать точные и обоснованные сметы, способствующие эффективному управлению строительными проектами.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 02-01-010-03 применяется для разработки и погрузки грунта экскаваторами "драглайн" с ковшом 13 м3.

  • Предназначена для грунтов 3-й категории по трудности экскавации, включающих тяжелые суглинки, глины с включениями щебня и гальки.

  • Состав работ включает экскавацию грунта, его погрузку в вагоны-самосвалы и обслуживание железнодорожных путей.

  • Единица измерения нормы — 1000 м3 разработанного и погруженного грунта.

  • Требует привлечения квалифицированного персонала со средним разрядом работы 4,7.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 02-01-010-03 применяется для нормирования затрат на разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами "драглайн" с ковшом 13 м3, если грунт относится к 3-й категории по трудности экскавации. Это актуально для горно-вскрышных работ, строительства крупных объектов с использованием железнодорожного транспорта для вывоза грунта.

В норме учтены такие материалы, как щебень из плотных горных пород, песок природный, лесоматериалы круглые, брус из древесины лиственных пород, шпала из древесины хвойных пород, шпалы железобетонные, клеммы ПК, противоугон пружинный, шайбы пружинные, болты клеммные, болты путевые, шурупы путевые, накладка рельсовая, подкладки для железных дорог, перевод стрелочный одиночный, а также рельсы железнодорожные. Эти материалы используются преимущественно для ремонта и содержания железнодорожных путей, что является частью состава работ.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 34,22 чел.-ч на 1000 м3 грунта при среднем разряде работы 4,7. Это включает в себя работу машинистов экскаваторов, бульдозеров, тепловозов, а также рабочих, занятых на обслуживании и ремонте железнодорожных путей.

Категория грунтов по трудности экскавации 3 включает в себя крупный гравий, жирную глину, корневой слой почвы, тяжелый суглинок, содержащий щебень и гальку. Разработка таких грунтов требует значительных усилий и применения мощной землеройной техники, такой как экскаваторы-драглайны.

Практические советы

1

Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий для точного определения категории грунта на объекте.

2

Внимательно изучайте состав работ по норме, чтобы избежать дублирования или пропуска операций при составлении сметы.

3

Применяйте соответствующие коэффициенты, если условия производства работ отличаются от нормативных (например, при работе в условиях обводненных грунтов или в зимнее время).

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неверное определение категории грунта, что приводит к некорректному применению нормы и искажению сметной стоимости.

!
Ошибка 2

Неучет или дублирование затрат на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, которые уже включены в состав работ нормы 02-01-010-03.

!
Ошибка 3

Применение нормы для экскаваторов другого типа или с иным объемом ковша без соответствующей корректировки или выбора другой нормы.

1
02-01-010-01

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: 13 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1

Применяется вместо 02-01-010-03 при работе с грунтами 1-й категории.

2
02-01-010-02

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: 13 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2

Применяется вместо 02-01-010-03 при работе с грунтами 2-й категории.

3
02-01-010-04

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: 13 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4

Применяется вместо 02-01-010-03 при работе с грунтами 4-й категории.

4
02-01-010-07

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3

Применяется вместо 02-01-010-03 при работе с экскаватором "драглайн" с ковшом 10 м3 для грунтов 3-й категории.

5
02-01-009

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "прямая лопата"

Применяется при использовании экскаваторов с рабочим оборудованием "прямая лопата" вместо "драглайн".

6
ГЭСН 2001-01

Сборник ГЭСН 2001-01 "Земляные работы"

Общий сборник норм на земляные работы, может содержать вспомогательные нормы для операций, не учтенных в 02-01-010-03 (например, водоотлив).

Технические характеристики

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-010
Тип работ
GESN
Материалы
Средний разряд работы 4,7: 34.22Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.81Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.8Экскаваторы одноковшовые электрические шагающие с рабочим оборудованием "драглайн", емкость ковша 13 м3: 2.81Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 1.07Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.97Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 78.94Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.5Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 7.02Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.91Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 1Машины путерихтовочные: 0.78Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.9Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.62 м3Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.03 м3Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.039 м3Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.77 штШпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.156 м3Клеммы ПК: 0.002 тПротивоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 тШайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 тБолты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 тБолты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 тШурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 тНакладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.358 штПодкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 тПеревод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 комплРельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.58 ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: