Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 03-04-020-02

03-04-020

Канат несущий пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: → свыше 45 до 51 мм

Подробное описание
Группа: Канат несущий пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0

Быстрая информация

Единица измерения
т
Категория
03-04-020
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
53.9 чел.-ч при разряде 3.6
Основное назначение
Монтаж несущего каната пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: свыше 45 до 51 мм

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,6 53.9
Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 1,25 м3 0.24
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 1.31
Лебедки электрические тяговым усилием 78,48 кН (8 т) 2.2
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т 2.2
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) 11
Смазка антикоррозийная для защиты тросов АМС кг 16.9
Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61 кг 0.08
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.118
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III м3 0.005
Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 0.353

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-020-02 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости монтажных работ, связанных с установкой несущих канатов пассажирских подвесных канатных дорог. Эта норма включена в сборник ГЭСНм 81-03-03 "Подъемно-транспортное оборудование", который предназначен для определения затрат на монтаж различных подъемно-транспортных механизмов, включая подвесные канатные дороги.

Основное назначение нормы 03-04-020-02 — это определение состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения монтажа несущего каната пассажирской подвесной канатной дороги диаметром свыше 45 до 51 мм. Единицей измерения для данной нормы является 1 тонна (т) смонтированного каната. ГЭСНы отражают среднеотраслевые затраты на принятую технику, технологию и организацию работ, служа основой для разработки единичных расценок и укрупненных сметных нормативов. Они обязательны для применения всеми предприятиями и организациями, осуществляющими капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней.

Техническая информация

Состав работ по норме

ГЭСН 03-04-020-02 учитывает полный комплекс монтажных работ, необходимых для установки несущего каната пассажирской подвесной канатной дороги. В состав работ, как правило, включаются следующие операции, определенные на основе соответствующих технических условий и инструкций на монтаж оборудования:

  • Приемка канатов в монтаж. Этот этап включает внешний осмотр каната, проверку наличия сертификата на канат, соответствия его параметров и механических характеристик сертификату изготовителя, а также отсутствие видимых дефектов.
  • Раскатка канатов. В зависимости от местности, раскатка может проводиться трактором (на равнинной местности) или электрическими лебедками с использованием заранее растянутого монтажного каната (в горных условиях).
  • Установка монтажных балансирных устройств на башмаке опор.
  • Протаскивание несущего каната через балансирные устройства с помощью монтажного каната.
  • Укладка несущего каната в ложе башмака и снятие монтажных роликовых балансиров.
  • Натяжка несущих канатов. Устанавливается натяжной полиспаст, несущий канат заводится с муфтой в контргрузовое устройство, соединяется с натяжным полиспастом. Производится выбор слабины каната и его натяжка.
  • Крепление каната на анкерном устройстве. Каждый из концов несущего каната закрепляется с помощью муфты или якорного барабана.
  • Сматывание монтажного каната.

Кроме того, в сметных нормах сборника 3 ГЭСНм учтены затраты на горизонтальное перемещение оборудования от приобъектного склада до места установки на расстояние до 1000 м. Также предусмотрен расход материальных ресурсов, необходимых для индивидуального испытания оборудования.

Материалы и ресурсы

Норма 03-04-020-02 предусматривает расход следующих основных материалов и ресурсов на 1 тонну несущего каната:

  • Смазка антикоррозийная для защиты тросов АМС: 16.9 кг. Используется для обеспечения долговечности и защиты каната от коррозии, что критически важно для безопасности и срока службы канатной дороги.
  • Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61: 0.08 кг. Применяются для выполнения соединений и сращиваний, обеспечивая надежность конструкции.
  • Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.118 м³. Используются для временных конструкций, подмостей, вспомогательных элементов при монтаже.
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.005 м³. Аналогично лесоматериалам, применяется для вспомогательных работ.
  • Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.353 шт. Может использоваться для создания временных опор или оснований.

Важно отметить, что ГЭСНы представляют материальные ресурсы по укрупненной номенклатуре, без указания конкретных технических характеристик. При составлении сметной документации сметчик должен выбирать конкретные марки и характеристики материалов, изделий и конструкций исходя из проектных данных и спецификаций.

Трудозатраты и время выполнения

Для выполнения работ по норме 03-04-020-02 предусмотрены следующие трудозатраты:

  • Затраты труда рабочих: 53.9 чел.-ч на 1 тонну смонтированного каната.
  • Средний разряд работы: 3.6.

Средний разряд работы является средневзвешенным показателем, учитывающим трудоемкость работ, выполняемых работниками различных разрядов. Он используется для определения трудозатрат в денежном выражении. Заказчик не вправе требовать от подрядчика привлечения рабочих строго определенного разряда, если это не влияет на качество и соответствие выполненных работ проектной документации.

Машины и оборудование

Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование следующей техники:

  • Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 1,25 м³: 0.24 маш.-ч. Используются для подготовительных земляных работ, если таковые требуются.
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.31 маш.-ч. Необходимы для подъема и перемещения тяжелых элементов, включая сам канат и монтажное оборудование.
  • Лебедки электрические тяговым усилием 78,48 кН (8 т): 2.2 маш.-ч. Применяются для раскатки и натяжки канатов, особенно в условиях сложного рельефа.
  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 2.2 маш.-ч. Используются для транспортировки крупногабаритного и тяжелого оборудования и материалов.
  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 11 маш.-ч. Применяются для раскатки канатов на равнинной местности и других вспомогательных работ.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для правильного применения нормы ГЭСН 03-04-020-02 в сметной документации сметчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Определение объема работ. На основе проектной документации (рабочих чертежей, спецификаций) определяется фактическая масса несущего каната, подлежащего монтажу, в тоннах. Это является основным измерителем нормы.
  2. Применение нормы. К полученному объему работ применяются нормативные показатели, указанные в таблице ГЭСН 03-04-020-02. Это включает расчет общего количества трудозатрат рабочих и машинистов, а также расхода всех необходимых материалов и времени эксплуатации машин и механизмов.
  3. Учет дополнительных условий. При наличии особых условий производства работ (например, стесненность, работы на высоте, в горной местности) необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН. Важно, чтобы применение таких коэффициентов было обосновано проектными решениями или актами обследования.
  4. Формирование сметной стоимости. Полученные ресурсные показатели (чел.-ч, маш.-ч, расход материалов) переводятся в денежное выражение с использованием текущих цен на ресурсы. Для этого применяются индексы пересчета или текущие сметные цены.
  5. Проверка и согласование. Готовая смета должна быть тщательно проверена на предмет соответствия проектной документации, отсутствия двойного учета и арифметических ошибок.

Примеры использования

Норма ГЭСН 03-04-020-02 применяется в следующих случаях:

  • Строительство новых пассажирских подвесных канатных дорог. При проектировании и строительстве новых объектов, где предусматривается монтаж несущих канатов указанного диаметра.
  • Реконструкция и техническое перевооружение канатных дорог. В случае замены изношенных или поврежденных несущих канатов на действующих канатных дорогах.
  • Капитальный ремонт. Если в рамках капитального ремонта требуется полная или частичная замена несущих канатов.

Особенности и ограничения

Применение нормы 03-04-020-02 имеет ряд особенностей и ограничений:

  • Диаметр каната: Норма строго привязана к диаметру каната — свыше 45 до 51 мм. Для канатов другого диаметра следует использовать соответствующие нормы из той же группы, например, ГЭСН 03-04-020-01 для канатов диаметром от 30,5 до 45 мм.
  • Тип каната: Норма предназначена для "несущего" каната. Для "тяговых" канатов используются другие нормы, например, ГЭСН 03-04-020-03.
  • Условия производства работ: ГЭСНы отражают среднеотраслевые условия. Для работ, выполняемых в особых условиях (например, на высоте более 3500 м над уровнем моря, в стесненных условиях, с повышенными требованиями к точности), могут потребоваться индивидуальные элементные сметные нормы или применение поправочных коэффициентов.
  • Транспортировка: В норме учтена внутрипостроечная транспортировка материалов на среднее расстояние до 1 км. Дополнительные затраты на транспортировку на большие расстояния или специфическими средствами (например, плавучими) должны учитываться отдельно.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Применение сметных норм, в том числе ГЭСН 03-04-020-02, может сопровождаться типичными ошибками, которые приводят к искажению сметной стоимости. Чтобы их избежать, сметчикам следует быть внимательными к следующим моментам:

  • Неверный выбор нормы. Использование нормы для каната другого диаметра или другого типа (например, тягового вместо несущего) является распространенной ошибкой. Всегда сверяйте код нормы с проектными характеристиками каната.
  • Двойной учет материалов или работ. Убедитесь, что одни и те же материалы или виды работ не включены в смету несколько раз под разными позициями или наименованиями.
  • Неправильное применение коэффициентов. Повышающие коэффициенты (например, за стесненность, зимние условия, работы на высоте) должны применяться только при наличии обосновывающих условий, подтвержденных проектом или актами. Необоснованное применение коэффициентов приводит к завышению стоимости.
  • Отсутствие согласования с проектом. Смета должна строго соответствовать проектной документации. Включение работ, не предусмотренных проектом, или отсутствие обязательных позиций — серьезные ошибки.
  • Арифметические неточности. Проверяйте все расчеты, суммирования и округления. Даже мелкие арифметические ошибки могут привести к существенным расхождениям в итоговой стоимости.
  • Использование устаревших нормативов. Всегда используйте актуальные редакции ГЭСН. Нормативные базы регулярно обновляются, и применение устаревших данных может привести к некорректным расчетам.

Практические советы

Для эффективного и безошибочного применения ГЭСН 03-04-020-02 рекомендуются следующие практические советы:

  • Детальное изучение проектной документации. Перед началом составления сметы тщательно изучите проект, спецификации и технологические карты на монтаж канатной дороги. Это поможет точно определить объем работ и необходимые ресурсы.
  • Использование специализированного программного обеспечения. Сметные программы значительно упрощают расчеты, минимизируют арифметические ошибки и помогают в проверке соответствия нормативной базе.
  • Консультации с экспертами. В случае сомнений или при работе со сложными проектами не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или специалистам по канатным дорогам.
  • Ведение реестра изменений. Отслеживайте все изменения в проектной документации и нормативной базе, чтобы своевременно вносить корректировки в смету.
  • Учет правил безопасности. При составлении сметы учитывайте требования правил устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог (например, ПБ 10-559-03), так как они могут влиять на состав и технологию работ.

Связанные нормы

При работе с ГЭСН 03-04-020-02 могут быть полезны следующие связанные нормы из сборника ГЭСНм 81-03-03 "Подъемно-транспортное оборудование" и других сборников:

  • ГЭСН 03-04-020-01: Канат несущий пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: от 30,5 до 45 мм.
  • ГЭСН 03-04-020-03: Канат тяговый пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: от 17 до 24 мм.
  • ГЭСН 03-04-020-04: Канат тяговый пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: свыше 24 до 28 мм.
  • ГЭСН 03-04-020-05: Канат тягово-несущий кольцевой пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: 15 мм.
  • ГЭСН 03-04-020-06: Канат тягово-несущий кольцевой пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: от 17,5 до 22 мм.
  • ГЭСН 03-04-020-07: Канат тягово-несущий кольцевой пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: свыше 22 до 25,5 мм.
  • ГЭСН 09-06-010-03: Монтаж опор канатных дорог: мачтового типа на расчалках высотой до 70 м.

Контрольные моменты

Для обеспечения достоверности и корректности сметной документации, а также для контроля за ходом выполнения работ, сметчикам и заказчикам следует уделять внимание следующим контрольным моментам:

  • Соответствие объемов. Проверка фактических объемов выполненных работ на соответствие заявленным в смете.
  • Проверка достоверности. Регулярная экспертиза сметной документации, особенно на крупных объектах, позволяет выявить и устранить ошибки до начала финансирования.
  • Актуальность цен. Сравнение цен на материалы и услуги с текущим рыночным уровнем.
  • Соблюдение технологии. Контроль за соблюдением технологии монтажа, так как отклонения могут повлиять на фактические затраты и безопасность.
  • Документальное подтверждение. Наличие всех необходимых сертификатов на материалы и оборудование, а также актов скрытых работ и исполнительной документации.

Понимание и правильное применение ГЭСН 03-04-020-02 является залогом точного и обоснованного сметного расчета, что способствует эффективному управлению строительными проектами и минимизации рисков.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 03-04-020-02 применяется для монтажа несущего каната пассажирских подвесных канатных дорог диаметром от 45 до 51 мм.

  • В состав работ включены приемка, раскатка, установка балансирных устройств, натяжка и крепление каната, а также индивидуальные испытания оборудования.

  • Норма учитывает затраты труда рабочих (53.9 чел.-ч на тонну при среднем разряде 3.6) и время эксплуатации специализированных машин и механизмов.

  • Материальные ресурсы, такие как антикоррозийная смазка, припои, лесоматериалы и шпалы, учтены в норме по укрупненной номенклатуре.

  • Для корректного применения необходимо сверять норму с проектной документацией, избегать двойного учета и обосновывать применение повышающих коэффициентов.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 03-04-020-02 применяется при расчете сметной стоимости монтажа несущего каната пассажирской подвесной канатной дороги, если диаметр каната составляет свыше 45 до 51 мм. Она используется как для нового строительства, так и для реконструкции или капитального ремонта, включающего замену несущих канатов.

В норме учтены следующие основные материалы: смазка антикоррозийная для защиты тросов АМС (16.9 кг), припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые марки ПОС61 (0.08 кг), лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные (0.118 м³), доска необрезная хвойных пород (0.005 м³), а также шпалы из древесины хвойных пород (0.353 шт).

Норма 03-04-020-02 предусматривает трудозатраты рабочих в объеме 53.9 человеко-часов на 1 тонну смонтированного несущего каната. Средний разряд работы для данной нормы составляет 3.6.

Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование экскаваторов одноковшовых дизельных на гусеничном ходу (0.24 маш.-ч), кранов на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (1.31 маш.-ч), лебедок электрических тяговым усилием 78,48 кН (8 т) (2.2 маш.-ч), полуприцепов-тяжеловозов грузоподъемностью до 40 т (2.2 маш.-ч) и тракторов на гусеничном ходу мощностью 79 кВт (108 л.с.) (11 маш.-ч).

Практические советы

1

Всегда тщательно сверяйте код нормы с проектными характеристиками каната (диаметр, тип).

2

Детально изучайте проектную документацию, спецификации и технологические карты для точного определения объемов работ.

3

Используйте специализированное сметное программное обеспечение для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.

4

Применяйте повышающие коэффициенты только при наличии четкого обоснования, подтвержденного документально.

5

Регулярно проверяйте актуальность используемой нормативной базы и своевременно обновляйте ее.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неверный выбор нормы: применение 03-04-020-02 для канатов другого диаметра или типа (например, тяговых вместо несущих).

!
Ошибка 2

Двойной учет ресурсов: включение одних и тех же материалов или работ в смету несколько раз.

!
Ошибка 3

Необоснованное применение коэффициентов: использование повышающих коэффициентов без подтверждения особых условий производства работ.

!
Ошибка 4

Несоответствие сметы проектной документации: включение или отсутствие позиций, не предусмотренных проектом.

!
Ошибка 5

Использование устаревших редакций ГЭСН, что приводит к некорректным расчетам.

1
03-04-020-01

Канат несущий пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: от 30,5 до 45 мм

Применяется для несущих канатов меньшего диаметра.

2
03-04-020-03

Канат тяговый пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: от 17 до 24 мм

Применяется для тяговых канатов, а не несущих.

3
09-06-010-03

Монтаж опор канатных дорог: мачтового типа на расчалках высотой до 70 м

Применяется совместно при строительстве или реконструкции канатных дорог для монтажа опор.

Технические характеристики

Единица измерения
т
Категория
03-04-020
Тип работ
GESNM
Материалы
Смазка антикоррозийная для защиты тросов АМС: 16.9 кгПрипои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61: 0.08 кгЛесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.118 м3Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.005 м3Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.353 шт

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: