Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 04-03-007-03 является частью сборника ГЭСНп 2001-04 "Подъемно-транспортное оборудование" и предназначена для определения ресурсных затрат при устройстве подвесных грузовых канатных дорог. Конкретно данная норма охватывает работы по монтажу и пусконаладке погрузочной механизированной станции партерного типа . Понимание и правильное применение этой нормы критически важны для точного формирования сметной стоимости проектов, связанных с логистическими и транспортными системами, использующими канатные дороги.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 04-03-007-03 применяется для определения потребности в трудовых, материальных и машинных ресурсах, необходимых для выполнения комплекса работ по созданию погрузочной механизированной станции подвесной грузовой канатной дороги, расположенной на уровне земли (партерного типа). Такие станции служат для эффективной и механизированной загрузки грузов на подвижной состав канатной дороги. Норма актуальна как для нового строительства, так и для реконструкции или модернизации существующих канатных дорог.
Основные характеристики
- Код нормы: 04-03-007-03
- Полное наименование: Подвесная грузовая канатная дорога. Станция партерного типа: погрузочная механизированная
- Группа: Подвесная грузовая канатная дорога. Станция партерного типа
- Единица измерения: станция
- Тип работ: ГЭСНп (Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы)
- Категория: 04-03-007
- Обоснование НР и СП: Пр/812-083.0 (Нормативная прибыль) и Пр/774-083.0 (Сметная прибыль) для пусконаладочных работ, где учтено 80% работ "вхолостую" и 20% "под нагрузкой" .
Техническая информация
Данный раздел детализирует состав работ, требуемые ресурсы и квалификацию персонала, необходимые для выполнения работ по норме ГЭСН 04-03-007-03.
Состав работ по норме
Хотя ГЭСН 04-03-007-03 не содержит детального перечня операций, характер работ по устройству погрузочной механизированной станции партерного типа для подвесной грузовой канатной дороги подразумевает выполнение следующих ключевых этапов:
- Подготовительные работы: Приемка строительной части, подготовка площадки для монтажа оборудования станции, разметка мест установки.
- Монтаж металлоконструкций станции: Установка опорных элементов, несущих конструкций, платформ и ограждений, формирующих основу станции.
- Монтаж механического оборудования погрузки: Установка и выверка приводных и обводных шкивов, натяжных устройств, механизмов захвата и отцепления вагонеток, а также других элементов, обеспечивающих механизированную загрузку грузов.
- Монтаж канатов: Укладка и крепление канатов в пределах станции, их натяжение и счаливание (при необходимости).
- Электромонтажные работы: Прокладка кабельных линий, подключение электродвигателей, датчиков, систем управления и автоматизации погрузочного процесса.
- Пусконаладочные работы: Комплекс мероприятий по настройке, регулировке и испытанию смонтированного оборудования. Включает пусконаладочные работы "вхолостую" (без нагрузки) и "под нагрузкой" (с имитацией или реальной загрузкой) в соотношении 80% на 20% соответственно, согласно обоснованию НР и СП.
- Индивидуальные испытания: Проверка работоспособности отдельных узлов и механизмов станции.
- Оформление исполнительной документации: Подготовка актов, протоколов испытаний и другой необходимой документации.
Материалы и ресурсы
ГЭСН 04-03-007-03, как и другие элементные сметные нормы, определяет потребность в ресурсах. В данном случае, во входных данных нормы детализированы только трудозатраты. Конкретные материальные ресурсы (например, металлопрокат, крепежные элементы, кабели, смазочные материалы) и машины/механизмы (например, краны, подъемники, сварочное оборудование) в составе самой нормы не детализированы. Их расход и номенклатура определяются проектной документацией, технологическими картами и другими нормативными документами, регламентирующими монтаж подъемно-транспортного оборудования.
Трудозатраты и время выполнения
Норма 04-03-007-03 предусматривает значительные трудозатраты, что обусловлено сложностью и ответственностью работ по монтажу и наладке механизированной станции канатной дороги. Общие трудозатраты на одну станцию составляют 1840 чел.-ч, распределенные следующим образом:
- Рабочий 6 разряда: 736 чел.-ч
- Инженер I категории: 368 чел.-ч
- Ведущий инженер: 368 чел.-ч
- Рабочий 5 разряда: 368 чел.-ч
Эти трудозатраты включают весь комплекс работ, описанный выше, от подготовительных до пусконаладочных. Время выполнения работ будет зависеть от организации труда, количества задействованного персонала и специфики объекта.
Требования к квалификации
Высокий уровень трудозатрат и сложность выполняемых работ требуют привлечения квалифицированного персонала. Норма предусматривает участие:
- Рабочих 6 и 5 разрядов: Для выполнения основных монтажных, сборочных и наладочных операций. Рабочие должны обладать соответствующими навыками и опытом работы с подъемно-транспортным оборудованием, а также знаниями требований безопасности.
- Инженера I категории и Ведущего инженера: Для осуществления технического руководства, контроля за соблюдением проектных решений, проведения пусконаладочных работ, испытаний и оформления технической документации. Инженерный состав должен иметь глубокие знания в области механики, электрики, автоматизации и безопасности эксплуатации канатных дорог.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 04-03-007-03 в сметной документации требует понимания алгоритма расчета и учета особенностей объекта.
Пошаговый алгоритм расчета
Применение ГЭСН 04-03-007-03 в сметных расчетах осуществляется по следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Единицей измерения является "станция". Если проектом предусмотрено несколько таких станций, объем работ будет равен количеству станций.
- Применение нормы: Для каждой станции применяются ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 04-03-007-03 (трудозатраты рабочих и инженерно-технического персонала).
- Учет неучтенных ресурсов: Поскольку норма не детализирует материальные ресурсы и машины, их необходимо добавить в смету отдельными позициями на основании проектной документации, спецификаций оборудования, технологических карт или других обосновывающих документов. Это могут быть металлоконструкции, электрооборудование, кабели, крепеж, а также затраты на эксплуатацию монтажных кранов, подъемников, сварочного оборудования и другого необходимого инструмента и техники.
- Расчет прямых затрат: Прямые затраты определяются путем умножения нормативных показателей ресурсов на их текущие цены. Для трудозатрат это будет стоимость человеко-часа соответствующего разряда, для машин — стоимость машино-часа, для материалов — стоимость единицы материала.
- Начисление накладных расходов и сметной прибыли: На прямые затраты начисляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства. Обоснование НР: Пр/812-083.0 и СП: Пр/774-083.0 указывает на применение соответствующих коэффициентов для пусконаладочных работ.
- Применение индексов пересчета: Полученная базисная стоимость пересчитывается в текущие цены с использованием соответствующих индексов пересчета, утверждаемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или региональными органами ценообразования.
Примеры использования
- Строительство новой грузовой канатной дороги: При проектировании новой канатной дороги, предназначенной для транспортировки грузов (например, руды, леса, строительных материалов), ГЭСН 04-03-007-03 будет применяться для определения стоимости монтажа и пусконаладки каждой погрузочной станции, предусмотренной проектом.
- Модернизация существующей канатной дороги: Если на действующей канатной дороге требуется замена или существенная модернизация погрузочной станции с внедрением новых механизированных систем, данная норма также будет использоваться для расчета затрат на демонтаж старого и монтаж нового оборудования.
- Расширение логистического комплекса: В случае расширения производственного или складского комплекса, требующего строительства новой погрузочной станции для существующей или новой канатной дороги, норма поможет определить необходимые ресурсы и затраты.
Особенности и ограничения
- Фокус на станции: Норма 04-03-007-03 относится исключительно к погрузочной механизированной станции партерного типа. Она не включает затраты на монтаж других типов станций (например, линейных проходных, конечных обводных, разгрузочных), а также на строительство самой канатной дороги (опор, несущих и тяговых канатов, подвижного состава). Для этих работ следует применять соответствующие нормы из того же сборника ГЭСНп 04-03-007 или других сборников.
- Комплексность работ: Норма учитывает комплекс работ, включая монтаж оборудования и пусконаладку. Важно не дублировать эти работы другими расценками.
- Неучтенные ресурсы: Отсутствие детализации материальных и машинных ресурсов в самой норме требует внимательного подхода к их учету в смете на основе проектных данных и технологических карт. Это могут быть затраты на фундаменты, инженерные сети (электроснабжение, связь), благоустройство территории станции и т.д.
Полезная информация
Для эффективной работы с ГЭСН 04-03-007-03 сметчикам следует учитывать ряд практических аспектов и избегать распространенных ошибок.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение типа станции: Использование данной нормы для разгрузочных, линейных или других типов станций, что приведет к некорректному расчету. Решение: Всегда сверяться с проектной документацией и выбирать норму, точно соответствующую назначению и типу станции. В сборнике ГЭСНп 04-03-007 существуют нормы для других типов станций, например, линейной проходной, конечной обводной угловой механизированной и [LINK_NORM:04-03-007-04]разгрузочной механизированной[/LINK_NORM> .
- Игнорирование неучтенных ресурсов: Забывание о необходимости добавления в смету материальных ресурсов и машин, не учтенных напрямую в норме. Решение: Разрабатывать детальные ведомости объемов работ и спецификации оборудования на основе проектной документации, чтобы учесть все необходимые ресурсы.
- Неверное применение индексов пересчета: Использование устаревших или неподходящих индексов для перевода базисной стоимости в текущие цены. Решение: Регулярно проверять актуальные индексы, публикуемые Минстроем России и региональными центрами ценообразования.
- Дублирование работ: Включение в смету работ, которые уже учтены данной нормой (например, отдельные позиции на пусконаладку, если они уже входят в состав нормы). Решение: Внимательно изучать состав работ, предусмотренный технической частью сборника ГЭСН и примечаниями к нормам.
Практические советы
- Изучайте техническую часть сборников: Всегда обращайтесь к технической части сборника ГЭСНп 04, а также к общим положениям ГЭСН (ГЭСН 81-02-ОП-2001), где содержатся важные указания по применению норм, коэффициенты и правила исчисления объемов работ.
- Используйте актуальные версии нормативов: Сметные нормы регулярно обновляются. Убедитесь, что вы используете последнюю редакцию ГЭСН 04-03-007-03 и соответствующие ей индексы.
- Консультируйтесь с экспертами: В случае сомнений по применению нормы или при наличии нестандартных решений в проекте, рекомендуется обращаться за консультацией к специалистам по ценообразованию в строительстве или к разработчикам сметных программ.
- Документируйте обоснования: Всегда имейте под рукой обоснование для включения дополнительных ресурсов или применения корректирующих коэффициентов.
Связанные нормы
Для полного и корректного расчета стоимости строительства подвесной грузовой канатной дороги, помимо ГЭСН 04-03-007-03, могут потребоваться следующие нормы:
- ГЭСН 04-03-007-01: Подвесная грузовая канатная дорога. Станция партерного типа: линейная проходная
- ГЭСН 04-03-007-02: Подвесная грузовая канатная дорога. Станция партерного типа: конечная обводная угловая механизированная
- ГЭСН 04-03-007-04: Подвесная грузовая канатная дорога. Станция партерного типа: разгрузочная механизированная
- Нормы на земляные работы: Для устройства фундаментов под станции и опоры (например, сборник ГЭСН 01 "Земляные работы").
- Нормы на бетонные и железобетонные конструкции: Для возведения фундаментов и других бетонных элементов станции (например, сборник ГЭСН 06 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные" или ГЭСН 07 "Бетонные и железобетонные конструкции сборные").
- Нормы на монтаж металлических конструкций: Для монтажа каркаса станции и других металлоконструкций (например, сборник ГЭСН 09 "Строительные металлические конструкции").
- Нормы на электромонтажные работы: Для подключения электрооборудования станции (например, сборник ГЭСНм 08 "Электромонтажные работы").
- ВСН 265-84/Минмонтажспецстрой СССР: "Инструкция по монтажу грузовых и пассажирских подвесных канатных дорог" — важный технический документ, регламентирующий технологию монтажа.
- Правила устройства и безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог: Нормативный документ, устанавливающий требования к безопасности при эксплуатации.
Контрольные моменты
При проверке сметы, составленной с применением ГЭСН 04-03-007-03, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие типу станции: Убедиться, что норма 04-03-007-03 применена именно для погрузочной механизированной станции партерного типа, а не для другого вида станций или элементов канатной дороги.
- Полнота учета ресурсов: Проверить, все ли необходимые материалы, машины и механизмы, не учтенные в самой норме, добавлены в смету на основании проектных данных.
- Корректность применения НР и СП: Удостовериться, что накладные расходы и сметная прибыль начислены с учетом специфики пусконаладочных работ (80% "вхолостую", 20% "под нагрузкой").
- Актуальность цен и индексов: Проверить, что расчет выполнен с использованием текущих цен и актуальных индексов пересчета.
- Соблюдение требований безопасности: Учесть, что все работы должны выполняться в соответствии с действующими нормами и правилами безопасности, такими как "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог".
Тщательное следование этим рекомендациям позволит сметчику составить точную и обоснованную смету, минимизируя риски ошибок и разногласий.
Ключевые моменты
-
Норма 04-03-007-03 применяется для погрузочной механизированной станции партерного типа подвесной грузовой канатной дороги.
-
Единица измерения нормы – "станция".
-
Общие трудозатраты составляют 1840 чел.-ч, включая рабочих 6 и 5 разрядов, инженера I категории и ведущего инженера.
-
Нормативное и сметное прибыли (НР и СП) для пусконаладочных работ обосновываются как 80% "вхолостую" и 20% "под нагрузкой".
-
Материальные и машинные ресурсы не детализированы в норме и должны учитываться дополнительно по проектной документации.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 04-03-007-03?
Когда применяется ГЭСН 04-03-007-03?
ГЭСН 04-03-007-03 применяется при определении ресурсных затрат на монтаж и пусконаладочные работы по устройству погрузочной механизированной станции партерного типа для подвесных грузовых канатных дорог. Это относится как к новому строительству, так и к модернизации или реконструкции таких станций.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 04-03-007-03 учтены только трудозатраты инженерно-технического персонала и рабочих. Конкретные материальные ресурсы (например, металлоконструкции, кабели, крепеж) и машины/механизмы в составе самой нормы не детализированы. Их расход и номенклатура определяются проектной документацией и технологическими картами.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает общие трудозатраты в размере 1840 чел.-ч на одну станцию. Они распределяются следующим образом: Рабочий 6 разряда – 736 чел.-ч, Инженер I категории – 368 чел.-ч, Ведущий инженер – 368 чел.-ч, Рабочий 5 разряда – 368 чел.-ч.
4 Чем отличается ГЭСН 04-03-007-03 от других норм 04-03-007?
Чем отличается ГЭСН 04-03-007-03 от других норм 04-03-007?
ГЭСН 04-03-007-03 относится конкретно к погрузочной механизированной станции партерного типа. В то время как другие нормы в группе 04-03-007 охватывают другие типы станций подвесных грузовых канатных дорог: 04-03-007-01 – линейная проходная станция, 04-03-007-02 – конечная обводная угловая механизированная станция, 04-03-007-04 – разгрузочная механизированная станция.
Практические советы
Всегда сверяйтесь с проектной документацией для точного определения типа и назначения станции.
Тщательно прорабатывайте ведомости объемов работ и спецификации для учета всех неучтенных в норме ресурсов (материалов, машин).
Регулярно проверяйте актуальность индексов пересчета и методических указаний по ценообразованию на официальных ресурсах Минстроя России.
Изучайте технические части сборников ГЭСН и общие положения для полного понимания состава работ и правил применения норм.
Применяйте обоснования НР и СП (Пр/812-083.0 и Пр/774-083.0) в соответствии с их назначением для пусконаладочных работ.
Частые ошибки
Неправильное применение нормы к другому типу станции канатной дороги (например, разгрузочной или линейной).
Игнорирование необходимости дополнительного учета материальных ресурсов и машин, не детализированных в самой норме.
Использование устаревших или некорректных индексов пересчета для определения текущей стоимости.
Дублирование работ в смете, которые уже учтены данной комплексной нормой (например, отдельные позиции на пусконаладку).