Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 04-03-017-02 является ключевым инструментом для сметчиков при определении стоимости заключительных работ, связанных с вводом в эксплуатацию подвесных пассажирских маятниковых двухканатных дорог. Эта норма входит в группу ГЭСНп (государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы), что подчеркивает ее специфическое назначение – учет затрат на финальные этапы подготовки сложного инженерного объекта к безопасной и эффективной эксплуатации.
Подвесные пассажирские канатные дороги (ППКД) – это сложнейшие инженерные сооружения, предназначенные для транспортировки людей, где для перемещения вагонов или кабин используется тяговый или несуще-тяговый канат, протянутый между опорами. Маятниковые двухканатные дороги отличаются тем, что имеют раздельный несущий и тяговый канаты, а подвижной состав движется реверсивно (взад-вперед) между станциями. Заключительные работы, учтенные данной нормой, являются критически важным этапом, обеспечивающим соответствие объекта всем требованиям безопасности и функциональности перед его официальным запуском.
Единицей измерения для данной нормы является "шт", что означает "одна подвесная пассажирская маятниковая двухканатная дорога". Это указывает на комплексный характер работ, охватывающих всю систему в целом, а не отдельные ее элементы.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 04-03-017-02 охватывает комплекс "заключительных работ", которые по своей сути являются пусконаладочными. Хотя конкретный перечень операций в описании нормы не детализирован, исходя из ее типа (ГЭСНп) и назначения для такого сложного объекта, как канатная дорога, можно выделить следующие основные виды работ:
- Проверка и тестирование систем: Включает проверку всех механических, электрических, гидравлических и управляющих систем канатной дороги на соответствие проектным параметрам и требованиям безопасности. Это могут быть испытания тормозных систем, приводов, систем связи и сигнализации.
- Наладка и регулировка: Точная настройка всех узлов и механизмов для обеспечения оптимального и безопасного функционирования. Это включает регулировку натяжения канатов, настройку систем управления движением, выравнивание подвижного состава.
- Комплексные испытания: Проведение испытаний канатной дороги в различных режимах работы, включая испытания под нагрузкой, аварийные остановки, эвакуационные мероприятия. Цель – подтвердить работоспособность и безопасность системы в реальных условиях эксплуатации.
- Оформление исполнительной и эксплуатационной документации: Подготовка и систематизация всех необходимых актов, протоколов испытаний, инструкций по эксплуатации, паспортов оборудования, а также другой документации, требуемой для ввода объекта в эксплуатацию.
- Взаимодействие с надзорными органами: Участие в работе приемочных комиссий, предоставление необходимой информации и демонстрация соответствия объекта требованиям промышленной безопасности. Решение о вводе в эксплуатацию ПКД принимается на основании положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и акта о возможности ввода в эксплуатацию.
Материалы и ресурсы
В отличие от строительных или монтажных норм, ГЭСНп 04-03-017-02 не предусматривает прямого учета стоимости основных строительных материалов. Основными ресурсами, учтенными в данной норме, являются трудозатраты высококвалифицированного инженерного персонала:
- Инженер I категории: 96 чел.-ч
- Ведущий инженер: 96 чел.-ч
Общие трудозатраты по норме составляют 192 чел.-ч. Это указывает на то, что работы носят преимущественно интеллектуальный и организационно-технический характер, требуя глубоких знаний и опыта в области эксплуатации и наладки сложного подъемно-транспортного оборудования. Расход вспомогательных материалов (например, смазочных материалов, чистящих средств, канцелярских принадлежностей для оформления документации) и использование мелкого инструмента учтены в составе накладных расходов и не детализируются в норме.
Трудозатраты и время выполнения
Трудозатраты, заложенные в норме, отражают объем работы, выполняемой инженерным составом. Суммарные трудозатраты в 192 чел.-ч (96 чел.-ч для инженера I категории и 96 чел.-ч для ведущего инженера) являются базой для расчета заработной платы рабочих и инженеров, а также для определения продолжительности выполнения работ. Фактическое время выполнения работ может варьироваться в зависимости от сложности конкретного объекта, его готовности, а также от оперативности взаимодействия с надзорными органами.
Требования к квалификации
Высокий уровень квалификации персонала, предусмотренный нормой (инженер I категории, ведущий инженер), обусловлен сложностью и потенциальной опасностью объекта. Специалисты, выполняющие заключительные работы, должны обладать глубокими знаниями в области механики, электротехники, автоматики, а также нормативных требований к безопасности эксплуатации канатных дорог. Они должны быть аттестованы и иметь допуски к соответствующим видам работ.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Применение ГЭСН 04-03-017-02 в сметной документации достаточно прямолинейно, учитывая, что единица измерения – "шт" (одна дорога):
- Идентификация объекта: Убедитесь, что объект сметы – это подвесная пассажирская маятниковая двухканатная дорога, и что речь идет именно о заключительных (пусконаладочных) работах.
- Определение количества: В большинстве случаев количество будет равно 1 шт., так как норма охватывает комплекс работ по одной дороге. Если на объекте несколько независимых дорог данного типа, каждая из них будет учитываться отдельно.
- Применение нормы: Включите ГЭСН 04-03-017-02 в локальную смету с объемом 1 шт.
- Расчет прямых затрат: Программа-сметчик автоматически подтянет нормативные трудозатраты (96 чел.-ч для инженера I категории и 96 чел.-ч для ведущего инженера) и рассчитает их стоимость в текущих ценах с учетом индексов пересчета.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: Начислите накладные расходы и сметную прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями и коэффициентами для пусконаладочных работ.
- Дополнительные затраты: При необходимости учтите прочие затраты, не входящие в норму, но обоснованные проектом (например, затраты на специализированное оборудование для испытаний, если оно не учтено в составе машин и механизмов, или затраты на экспертизу промышленной безопасности, если они не покрываются другими статьями).
Примеры использования
Пример 1: Смета на ввод в эксплуатацию новой канатной дороги
При строительстве новой подвесной пассажирской маятниковой двухканатной дороги, после завершения всех монтажных работ, для ее ввода в эксплуатацию необходимо провести комплекс заключительных работ. В смету на пусконаладочные работы будет включена ГЭСН 04-03-017-02 в объеме 1 шт. Это покроет затраты на финальные проверки, наладку, испытания и подготовку всей необходимой документации для сдачи объекта в эксплуатацию.
Пример 2: Смета на реконструкцию с полной заменой оборудования
Если существующая канатная дорога подвергается глубокой реконструкции с полной заменой основных узлов и механизмов, что по сути приравнивается к новому строительству с точки зрения пусконаладки, то для учета заключительных работ также может быть применена ГЭСН 04-03-017-02. Важно убедиться, что объем и характер работ соответствуют определению "заключительных работ" для всей системы, а не отдельных ее частей.
Особенности и ограничения
- Комплексный характер: Норма учитывает полный комплекс заключительных работ по одной дороге. Деление на части или применение к отдельным элементам дороги, если это не предусмотрено технической частью сборника, недопустимо.
- Специфика объекта: Норма применима строго к подвесным пассажирским маятниковым двухканатным дорогам. Для других типов канатных дорог (например, кольцевых одноканатных) существуют отдельные нормы, такие как ГЭСН 04-03-017-04.
- Пусконаладочные работы: Важно помнить, что это норма ГЭСНп, то есть она не включает затраты на монтаж оборудования (для этого используются нормы ГЭСНм, например, ГЭСНм 03-04-022 для кресельных дорог ) или общестроительные работы.
- Нормативная база: Применение нормы должно осуществляться в соответствии с действующими методическими указаниями по применению сметных норм и правилами промышленной безопасности для канатных дорог (например, ПБ 10-559-03 , ПБ 10-39-93 , ГОСТ Р 71888-2025 ).
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильная классификация работ: Часто "заключительные работы" путают с завершающими этапами монтажа или общестроительных работ. ГЭСН 04-03-017-02 – это пусконаладочные работы, направленные на проверку и наладку уже смонтированного оборудования перед его вводом в эксплуатацию. Избегайте применения данной нормы для учета демонтажных работ или заделки отверстий, для которых существуют отдельные нормы, например, ГЭСН 46-03-017-02.
- Игнорирование единицы измерения: Единица "шт" означает комплекс работ по всей дороге. Недопустимо применять норму к отдельным элементам или частям дороги, если это не обосновано проектной документацией и не предусмотрено технической частью сборника.
- Корректировка состава ресурсов: ГЭСН являются элементными нормами, и их состав ресурсов (в данном случае – инженерный персонал) не подлежит корректировке. Если требуются дополнительные специалисты или иные ресурсы, не учтенные нормой, их следует обосновывать отдельно.
- Неучет нормативных требований: Применение нормы без учета требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности для канатных дорог (например, Приказ Ростехнадзора № 487 ) может привести к некорректному расчету или неполному объему работ, что критично для безопасности объекта.
- Отсутствие обосновывающих документов: Для подтверждения выполнения заключительных работ и их стоимости необходимо иметь полный комплект исполнительной документации, включая акты испытаний, наладки и ввода в эксплуатацию.
Практические советы
- Изучайте техническую часть сборника: Перед применением любой нормы ГЭСНп, включая 04-03-017-02, всегда внимательно читайте общие положения и техническую часть соответствующего сборника ГЭСНп. Это поможет понять область применения, особенности и ограничения нормы.
- Детализируйте состав работ: Хотя норма не дает детального перечня, для внутреннего понимания и контроля полезно составить подробный перечень операций, входящих в "заключительные работы" для конкретного объекта, основываясь на проектной документации и требованиях безопасности.
- Взаимодействие с инженерами: Тесное сотрудничество с инженерами, которые будут выполнять эти работы, поможет сметчику лучше понять их объем и специфику, а также выявить возможные неучтенные затраты.
- Актуальность нормативной базы: Всегда используйте актуальную редакцию ГЭСН и других нормативных документов. Нормативная база постоянно обновляется, и применение устаревших данных может привести к ошибкам.
- Документирование: Тщательно документируйте все этапы выполнения заключительных работ, включая протоколы испытаний, акты наладки, заключения экспертиз. Это является основанием для применения нормы и подтверждения стоимости работ.
Связанные нормы
При составлении сметной документации на строительство или реконструкцию подвесной пассажирской маятниковой двухканатной дороги, помимо ГЭСН 04-03-017-02, могут быть применены следующие нормы:
- ГЭСН 04-03-017-01: "Подвесная пассажирская маятниковая двухканатная дорога: подготовительные работы". Эта норма учитывает затраты на работы, предшествующие основным монтажным и пусконаладочным работам.
- ГЭСН 04-03-017-03: "Подвесная пассажирская кольцевая одноканатная дорога: подготовительные работы". Применяется для другого типа канатных дорог.
- ГЭСН 04-03-017-04: "Подвесная пассажирская кольцевая одноканатная дорога: заключительные работы". Аналогичная норма для кольцевых одноканатных дорог.
- ГЭСН 09-06-010-03: "Монтаж опор канатных дорог: мачтового типа на расчалках высотой до 70 м". Относится к монтажу несущих конструкций.
- ГЭСНм 03-04-022: "Кресельные канатные дороги". Норма на монтаж оборудования кресельных канатных дорог, которая может быть частью общего комплекса работ по установке оборудования.
Контрольные моменты
При работе с ГЭСН 04-03-017-02 и аналогичными нормами для канатных дорог, особое внимание следует уделять следующим контрольным моментам:
- Соответствие типу дороги: Убедитесь, что норма применяется именно к маятниковой двухканатной дороге, а не к кольцевой или одноканатной.
- Требования безопасности: Все заключительные работы должны выполняться в строгом соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог (например, ПБ 10-559-03 , ПБ 10-39-93 ) и федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
- Акты ввода в эксплуатацию: Наличие акта о возможности ввода в эксплуатацию и положительного заключения экспертизы промышленной безопасности является обязательным условием для завершения работ и регистрации объекта.
- Квалификация персонала: Проверяйте наличие у исполнителей соответствующей квалификации и допусков, так как это напрямую влияет на безопасность и качество выполнения работ.
Правильное применение ГЭСН 04-03-017-02 позволяет точно определить стоимость заключительных работ, обеспечивая прозрачность и обоснованность сметной документации для такого сложного и ответственного объекта, как подвесная пассажирская канатная дорога.
Ключевые моменты
-
Норма 04-03-017-02 относится к пусконаладочным работам (ГЭСНп) для сложного инженерного объекта.
-
Единица измерения "шт" подразумевает комплекс работ по одной подвесной пассажирской маятниковой двухканатной дороге.
-
Основными ресурсами являются высококвалифицированные инженерные кадры (инженер I категории и ведущий инженер).
-
Заключительные работы включают проверку, наладку и подготовку к вводу в эксплуатацию в соответствии с требованиями промышленной безопасности.
-
Применение нормы требует учета специфических правил и регламентов для канатных дорог.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 04-03-017-02?
Когда применяется ГЭСН 04-03-017-02?
Применяется для учета затрат на завершающий этап работ по подвесной пассажирской маятниковой двухканатной дороге, предшествующий ее вводу в эксплуатацию. Это пусконаладочные работы, включающие проверку, наладку и оформление документации.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В данной норме ГЭСН 04-03-017-02 не предусмотрено прямое включение стоимости основных строительных материалов. Она охватывает преимущественно трудозатраты и, косвенно, использование вспомогательных материалов и инструментов, необходимых для проведения заключительных работ, испытаний и наладки.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает значительные трудозатраты высококвалифицированного персонала: 96 чел.-ч для инженера I категории и 96 чел.-ч для ведущего инженера. Общие трудозатраты составляют 192 чел.-ч.
4 Чем отличаются "подготовительные" и "заключительные" работы для канатных дорог?
Чем отличаются "подготовительные" и "заключительные" работы для канатных дорог?
"Подготовительные работы" (например, ГЭСН 04-03-017-01) включают действия, предшествующие основным монтажным работам, такие как подготовка площадки, временных сооружений. "Заключительные работы" (ГЭСН 04-03-017-02) охватывают финальный комплекс мероприятий по наладке, испытаниям, проверкам и оформлению документации для ввода объекта в эксплуатацию.
Практические советы
Всегда сверяйтесь с технической частью сборника ГЭСНп 04 при применении данной нормы, чтобы понять общие положения и особенности.
Убедитесь, что в смету включены все необходимые сопутствующие затраты, не учтенные напрямую в норме, но требующиеся для выполнения заключительных работ (например, аренда специализированного оборудования для испытаний, если оно не учтено в норме).
При составлении сметы четко разграничивайте подготовительные, монтажные и заключительные работы, используя соответствующие нормы.
Внимательно изучайте проектную документацию и требования к вводу в эксплуатацию конкретной канатной дороги, так как они могут влиять на состав и объем заключительных работ.
Обеспечьте наличие квалифицированного персонала, соответствующего требованиям нормы, для выполнения работ и оформления необходимой документации.
Частые ошибки
Неправильная интерпретация "заключительных работ" как общих строительных или монтажных работ, а не специализированных пусконаладочных.
Игнорирование требований нормативных документов по промышленной безопасности и эксплуатации канатных дорог при планировании работ.
Неверное применение единицы измерения "шт" без учета полного комплекса работ, относящихся к одной дороге.
Попытки корректировки состава ресурсов (инженерного персонала) или их трудозатрат, что недопустимо для ГЭСН.
Отсутствие или неверное оформление актов ввода в эксплуатацию и другой исполнительной документации, подтверждающей выполнение заключительных работ.