Введение
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения потребности в строительных ресурсах и используются при составлении сметных расчетов ресурсным методом. Норма ГЭСНп 04-03-021-02 относится к пусконаладочным работам (индекс "п" в ГЭСНп указывает на пусконаладку) и регламентирует затраты на ввод в эксплуатацию ключевых узлов пассажирских канатных дорог.
Назначение и область применения нормы
ГЭСНп 04-03-021-02 предназначена для определения ресурсных затрат, необходимых для выполнения пусконаладочных работ на приводной и обводной станциях кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги. Эти станции являются критически важными элементами любой канатной дороги, обеспечивающими движение и натяжение несуще-тягового каната.
Приводная станция — это узел, где канат приводится в движение, как правило, с помощью фрикционного привода. Обводная станция (или натяжная станция) служит для изменения направления движения каната и часто включает натяжное устройство, поддерживающее необходимое натяжение каната в процессе эксплуатации.
Данная норма применяется при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, включающих подвесные канатные дороги, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Основные характеристики
- Код нормы: 04-03-021-02
- Полное наименование: Станции → Станция приводная и обводная кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги
- Единица измерения: 1 штука (шт) станции. Это означает, что норма применяется к каждой отдельной станции (приводной или обводной).
- Тип работ: ГЭСНп (пусконаладочные работы). Это важно, так как норма не включает монтажные работы, а охватывает этап после завершения монтажа, направленный на проверку, регулировку и тестирование оборудования.
- Категория: 04-03-021 (Станции).
Техническая информация
Пусконаладочные работы по норме ГЭСНп 04-03-021-02 представляют собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности, безопасности и соответствия проектным параметрам приводных и обводных станций пассажирских канатных дорог. Эти работы выполняются после завершения монтажа оборудования и до ввода объекта в постоянную эксплуатацию.
Состав работ по норме
Хотя детальный перечень операций в самой норме ГЭСНп 04-03-021-02 не приводится, исходя из специфики пусконаладочных работ для такого сложного оборудования, как станции канатных дорог, можно выделить следующие основные этапы и виды деятельности, которые учтены в трудозатратах:
- Проверка монтажа: Визуальный осмотр и инструментальный контроль правильности установки оборудования, соответствия проектной документации, качества соединений и креплений.
- Индивидуальные испытания: Проверка функционирования отдельных узлов и систем станции (например, привода, тормозных систем, натяжных устройств, систем управления, электрооборудования, систем безопасности) в автономном режиме.
- Регулировка и настройка: Точная настройка механических, электрических и электронных систем для достижения оптимальных эксплуатационных параметров. Это включает регулировку натяжения каната, скорости движения, систем безопасности и сигнализации.
- Комплексное опробование: Проверка совместной работы всех систем станции, а также взаимодействие с другими элементами канатной дороги (опорами, подвижным составом).
- Обкатка: Функциональные испытания канатной дороги в целом, включая станции, в течение определенного периода времени (обычно 1-3 месяца) для проверки качества монтажа и оценки фактических эксплуатационных параметров.
- Проверка систем безопасности: Тестирование аварийных тормозов, систем блокировки, датчиков положения и других элементов, обеспечивающих безопасность пассажиров и персонала.
- Измерение параметров: Замеры и фиксация рабочих параметров (скорость, натяжение каната, энергопотребление и т.д.) для подтверждения соответствия техническим требованиям.
- Оформление документации: Составление актов, протоколов испытаний, внесение изменений в исполнительную документацию, подготовка отчетов о пусконаладочных работах.
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСНп 04-03-021-02, как и другие ГЭСН, отражает только количественные показатели расхода строительных ресурсов. В данном случае, в соответствии с входными данными, норма учитывает только трудозатраты персонала. Материалы и оборудование, необходимые для проведения пусконаладочных работ (например, расходные материалы для регулировки, смазочные материалы, измерительные приборы), как правило, не учитываются в данной норме напрямую, поскольку их стоимость либо незначительна, либо входит в стоимость основного оборудования, либо учитывается в составе накладных расходов.
Трудозатраты и квалификация персонала
Ключевым ресурсом, учтенным в норме ГЭСНп 04-03-021-02, являются трудозатраты высококвалифицированного персонала, необходимого для выполнения пусконаладочных работ на станции. В состав звена (бригады) исполнителей пусконаладочных работ, учтенных данной нормой, входят следующие специалисты:
- Рабочий 6 разряда: 316.8 чел.-ч
- Инженер I категории: 316.8 чел.-ч
- Ведущий инженер: 158.4 чел.-ч
Общие трудозатраты на 1 станцию составляют 792 чел.-ч. Средний разряд пусконаладочного персонала, учтенный в норме, составляет 6-й разряд. Это подчеркивает сложность и ответственность выполняемых работ, требующих глубоких знаний в области механики, электрики, автоматизации и систем безопасности канатных дорог. Профессиональный стандарт "Монтажник канатных дорог" (40.191) также подтверждает необходимость высокой квалификации для выполнения работ по монтажу и наладке оборудования канатных дорог.
Машины и оборудование
В соответствии с предоставленными входными данными, норма ГЭСНп 04-03-021-02 не содержит прямых указаний на расход машино-часов строительных машин и механизмов. Это объясняется тем, что пусконаладочные работы в основном связаны с точной настройкой и тестированием уже смонтированного оборудования, а не с использованием тяжелой строительной техники. Тем не менее, для выполнения работ могут потребоваться специализированные измерительные приборы, диагностическое оборудование и ручной механизированный инструмент, которые, как правило, учитываются в составе накладных расходов или в стоимости пусконаладочных работ в целом.
Практическое применение
Правильное применение нормы ГЭСНп 04-03-021-02 в сметной документации требует понимания ее специфики и контекста использования. ГЭСНы являются исходными нормативами для разработки единичных расценок и используются для определения прямых затрат в сметной стоимости.
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного включения пусконаладочных работ по норме 04-03-021-02 в смету, сметчику следует выполнить следующие шаги:
- Изучение проектной документации: Определить количество приводных и обводных станций, предусмотренных проектом для кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги. Важно убедиться, что тип станции и дороги соответствует описанию нормы.
- Определение объема работ: Единицей измерения нормы является "шт" (1 станция). Если проектом предусмотрена одна приводная и одна обводная станция, то объем работ составит 2 шт.
- Применение ресурсных показателей: Для каждой станции применить ресурсные показатели, указанные в норме:
- Рабочий 6 разряда: 316.8 чел.-ч
- Инженер I категории: 316.8 чел.-ч
- Ведущий инженер: 158.4 чел.-ч Суммарные трудозатраты на одну станцию: 792 чел.-ч.
- Расчет общих трудозатрат: Умножить ресурсные показатели на общее количество станций. Например, для двух станций (приводной и обводной): 792 чел.-ч/шт * 2 шт = 1584 чел.-ч.
- Применение индексов пересчета: Поскольку ГЭСНы содержат ресурсные показатели в базисных ценах (например, 2000 года или 2001 года в зависимости от редакции сборника), для получения текущей стоимости необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами по ценообразованию.
- Учет усложняющих факторов: При необходимости применить повышающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН или методическими рекомендациями. Например, при выполнении пусконаладочных работ в горной местности на высотных отметках 1000-1500 м применяется коэффициент 1,08, а до 2000 м — 1,14.
- Формирование сметной стоимости: Полученные ресурсные показатели и их стоимость в текущих ценах включаются в локальный сметный расчет. Важно помнить, что ГЭСНы не предназначены для взаиморасчетов за выполненные работы, а служат для определения потребности в ресурсах.
Примеры использования
- Строительство нового горнолыжного комплекса: При проектировании нового горнолыжного курорта, включающего несколько кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог, норма ГЭСНп 04-03-021-02 будет применяться для каждой приводной и обводной станции этих дорог. Например, если в проекте две такие дороги, каждая с одной приводной и одной обводной станцией, то норма будет применена 4 раза (2 приводные + 2 обводные).
- Реконструкция существующей канатной дороги: В случае модернизации или замены станций на действующей канатной дороге, после завершения монтажных работ, для ввода в эксплуатацию новых или обновленных станций также потребуется применение данной нормы для учета пусконаладочных затрат.
Особенности и ограничения
- Тип канатной дороги: Норма строго применима только для кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог. Она не распространяется на грузовые канатные дороги , двухканатные системы или маятниковые дороги.
- Вид работ: Норма охватывает исключительно пусконаладочные работы. Она не включает затраты на демонтаж старого оборудования, монтаж нового оборудования (для монтажа опор и станций см. ГЭСН 09-06-010-02), строительные работы по возведению фундаментов или зданий станций.
- Единица измерения: Важно правильно учитывать количество станций. Если в проекте одна приводная и одна обводная станция, то это две единицы измерения по данной норме.
- Ресурсный характер: ГЭСНы определяют только потребность в ресурсах (человеко-часы, машино-часы, материалы) и не содержат стоимостных показателей в рублях. Стоимость определяется путем умножения ресурсных показателей на текущие цены ресурсов и применения индексов пересчета.
- Нормальные условия: Норма разработана исходя из производства работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При наличии усложняющих условий (например, стесненность, высокогорье, работа вблизи действующего оборудования) следует применять соответствующие коэффициенты.
Полезная информация
Для эффективного использования ГЭСНп 04-03-021-02 сметчикам необходимо быть осведомленными о типичных ошибках и иметь под рукой практические советы, а также знать о связанных нормативных документах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильный тип канатной дороги: Одна из самых частых ошибок — применение данной нормы для грузовых канатных дорог, двухканатных или маятниковых систем. Как избежать: Всегда тщательно проверять тип канатной дороги в проектной документации и убеждаться, что она является именно "кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дорогой".
- Смешивание монтажных и пусконаладочных работ: Сметчики иногда ошибочно включают в данную норму затраты на монтаж оборудования или строительные работы. Как избежать: Помнить, что ГЭСНп 04-03-021-02 относится к пусконаладочным работам (индекс "п"). Монтажные работы, такие как установка опор и станций, учитываются по другим нормам, например, ГЭСН 09-06-010-02.
- Неверное количество единиц измерения: Путаница с тем, что норма применяется к каждой станции (приводной и обводной) отдельно, а не к "дороге в целом". Как избежать: Четко определить количество приводных и обводных станций, предусмотренных проектом, и умножить ресурсные показатели на это количество.
- Игнорирование специфических условий: Неучет повышающих коэффициентов для работ, выполняемых в усложненных условиях (например, высокогорье, стесненность). Как избежать: Внимательно изучать общие положения к сборнику ГЭСН 04 и методические рекомендации по применению сметных норм, чтобы определить применимость коэффициентов.
- Использование устаревших индексов: Применение неактуальных индексов пересчета из базисных цен в текущие. Как избежать: Регулярно проверять и использовать только актуальные индексы, публикуемые Минстроем России и региональными центрами по ценообразованию.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметного расчета всегда проводите тщательный анализ проектной документации, чтобы точно определить тип и количество станций, а также условия выполнения работ.
- Разделение видов работ: Четко разграничивайте монтажные, строительные и пусконаладочные работы. Каждому виду работ соответствует своя группа норм ГЭСН (ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНм, ГЭСНп).
- Консультации со специалистами: В случае сомнений по составу работ или особенностям применения нормы, не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к инженерам-проектировщикам, технологам или опытным сметчикам.
- Использование программного обеспечения: Применение специализированных сметных программ значительно упрощает расчеты, автоматизирует применение индексов и помогает избежать ошибок.
- Мониторинг изменений в нормативах: Сметные нормы периодически обновляются. Важно следить за выходом новых редакций сборников ГЭСН и методических рекомендаций, а также за изменениями в законодательстве по ценообразованию в строительстве.
Связанные нормы и нормативные документы
Для полного понимания контекста применения ГЭСНп 04-03-021-02 и обеспечения комплексного сметного расчета, сметчикам полезно ознакомиться со следующими нормами и документами:
- ГЭСН 09-06-010-02 Монтаж опор канатных дорог: Эта норма из сборника ГЭСН 09 "Подъемно-транспортное оборудование" регулирует монтажные работы по установке опор канатных дорог, которые предшествуют пусконаладке станций.
- ПБ 10-559-03 Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог: Данный документ устанавливает требования к конструкции, устройству, проектированию, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу и эксплуатации пассажирских канатных дорог.
- ГОСТ Р 71234-2024 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Подвижной состав. Требования безопасности: Стандарт, устанавливающий требования безопасности к подвижному составу (кабинам, креслам) кольцевых одноканатных дорог.
- ГОСТ Р 71238-2024 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Методы испытаний: Определяет методы испытаний ответственных деталей и конструктивных элементов одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог.
- ГОСТ 34872-2022 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Термины и определения: Содержит ключевые термины, используемые в сфере канатных дорог, включая определения приводной и обводной станций.
- Методические рекомендации по применению сметных норм: Документы, издаваемые Минстроем России, которые разъясняют общие правила применения ГЭСН, порядок учета различных факторов и составления смет.
Контрольные моменты
При проверке и согласовании сметной документации, содержащей норму ГЭСНп 04-03-021-02, следует обратить внимание на следующие контрольные моменты:
- Соответствие проектной документации: Убедиться, что тип и количество станций, а также объем пусконаладочных работ, строго соответствуют проектным решениям.
- Наличие актов выполненных работ: Пусконаладочные работы подтверждаются соответствующими актами, которые должны быть в наличии для обоснования применения нормы.
- Применение коэффициентов: Проверить обоснованность применения любых повышающих или понижающих коэффициентов, предусмотренных нормативными документами.
- Разделение затрат: Удостовериться, что в данной норме учтены только пусконаладочные работы, а монтажные и другие виды работ выделены в отдельные позиции сметы.
- Актуальность нормативов: Проверить, что использована актуальная редакция ГЭСН и соответствующие индексы пересчета.
Комплексный подход к применению ГЭСНп 04-03-021-02, основанный на глубоком понимании ее содержания и сопутствующих нормативных документов, позволит сметчикам формировать точные, обоснованные и проверяемые сметные расчеты, способствуя эффективному управлению стоимостью строительства объектов канатных дорог.
Ключевые моменты
-
ГЭСНп 04-03-021-02 применяется для пусконаладочных работ на приводных и обводных станциях кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог.
-
Единица измерения нормы — 1 штука станции.
-
Общие трудозатраты на одну станцию составляют 792 чел.-ч, включая рабочих 6 разряда, инженеров I категории и ведущих инженеров.
-
Норма не включает монтажные работы и не содержит прямых указаний на расход материалов и машин, фокусируясь на трудозатратах пусконаладочного персонала.
-
Для получения текущей стоимости необходимо применять актуальные индексы пересчета и учитывать возможные повышающие коэффициенты для усложняющих условий.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСНп 04-03-021-02?
Когда применяется ГЭСНп 04-03-021-02?
ГЭСНп 04-03-021-02 применяется для определения ресурсных затрат на пусконаладочные работы приводных и обводных станций кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог после завершения их монтажа и до ввода в эксплуатацию.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В соответствии с входными данными, норма ГЭСНп 04-03-021-02 не содержит прямых указаний на расход материалов. Она фокусируется на трудозатратах персонала, необходимых для пусконаладки. Расходные материалы, как правило, учитываются в составе накладных расходов или в стоимости основного оборудования.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает общие трудозатраты в размере 792 чел.-ч на одну станцию. В состав этих трудозатрат входят: Рабочий 6 разряда (316.8 чел.-ч), Инженер I категории (316.8 чел.-ч) и Ведущий инженер (158.4 чел.-ч).
4 В чем отличие ГЭСНп от ГЭСН?
В чем отличие ГЭСНп от ГЭСН?
ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы) охватывают строительные работы, а ГЭСНп (Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы) — это нормы на работы по вводу в эксплуатацию смонтированного оборудования, его проверке, регулировке и настройке. Норма 04-03-021-02 относится именно к пусконаладочным работам.
5 Можно ли применять эту норму для грузовых канатных дорог?
Можно ли применять эту норму для грузовых канатных дорог?
Нет, данная норма строго предназначена для пусконаладочных работ на станциях пассажирских кольцевых одноканатных подвесных дорог. Для грузовых или других типов канатных дорог следует использовать иные, соответствующие нормативы.
Практические советы
Всегда тщательно проверяйте тип канатной дороги и станции в проектной документации перед применением нормы.
Четко разграничивайте пусконаладочные, монтажные и строительные работы, используя соответствующие сборники ГЭСН.
Определяйте количество приводных и обводных станций по проекту, так как норма применяется к каждой станции отдельно.
Используйте только актуальные индексы пересчета и внимательно изучайте общие положения к сборникам ГЭСН для учета всех коэффициентов.
Применяйте специализированное сметное программное обеспечение для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.
Частые ошибки
Применение нормы для грузовых, двухканатных или маятниковых канатных дорог вместо пассажирских кольцевых одноканатных.
Включение в объем работ по данной норме монтажных или строительных работ, которые должны учитываться по другим ГЭСН.
Неправильный расчет количества единиц измерения (например, применение нормы один раз на всю дорогу вместо каждой станции).
Игнорирование или некорректное применение повышающих/понижающих коэффициентов для усложняющих условий (например, высокогорье).
Использование устаревших индексов пересчета из базисных цен в текущие, что приводит к неверной сметной стоимости.