Введение: ГЭСН 10-07-073-08 – Специфика Прокладки Кабелей Связи в Полосе Отвода ЖД
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 10-07-073-08 является важным инструментом для сметчиков, занимающихся проектами по прокладке кабелей связи в специфических и требовательных условиях – в полосе отвода железных дорог. Эта норма, относящаяся к сборнику ГЭСНм-10 "Оборудование связи", детально регламентирует процесс ручной прокладки трех кабелей связи, каждый из которых имеет массу до 2 кг на 1 метр, с одновременной разработкой траншеи. ,
Уникальность данной нормы заключается в учете особенностей работы вблизи действующей железнодорожной инфраструктуры, что подразумевает строгие требования к безопасности, организации работ и использованию ресурсов. ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства с учетом принятой техники и технологии выполнения работ. , Понимание всех аспектов ГЭСН 10-07-073-08 критически важно для точного и обоснованного определения сметной стоимости таких проектов.
Данная статья призвана стать исчерпывающим руководством для сметчиков, предоставляя подробную информацию о составе работ, необходимых материалах и ресурсах, трудозатратах, а также практические советы по применению нормы, типичные ошибки и способы их предотвращения. Мы рассмотрим, как правильно применять эту норму, чтобы обеспечить достоверность сметных расчетов и избежать непредвиденных затрат.
Техническая Информация: Детальный Разбор Нормы
Состав Работ по Норме 10-07-073-08
Норма ГЭСН 10-07-073-08 охватывает полный комплекс операций, необходимых для прокладки кабелей связи в полосе отвода железных дорог. Каждая операция тщательно продумана для обеспечения безопасности и эффективности работ в условиях повышенной опасности. Состав работ включает следующие этапы:
- Разбивка трассы, уборка с трассы посторонних предметов, вырубка мелколесья, планировка трассы. Этот начальный этап включает геодезические работы для точного определения маршрута прокладки кабеля, а также подготовку территории. Важно очистить полосу отвода от любых препятствий, включая валежник, порубочные материалы, кустарник и горючий мусор, что является требованием пожарной безопасности вблизи железных дорог. ,
- Подготовка машин и механизмов к работе. Включает проверку работоспособности, заправку, а также инструктаж персонала по технике безопасности при работе с оборудованием вблизи железнодорожных путей. ,
- Разработка экскаватором траншеи и котлованов под технологический запас кабеля, подчистка дна. Основной объем земляных работ выполняется механизированным способом. Котлованы для технологического запаса кабеля необходимы для компенсации температурных деформаций и удобства монтажа.
- Разработка грунта вручную на подходах к существующим коммуникациям, прокладка асбестоцементных труб. В местах пересечения с другими коммуникациями (трубопроводами, другими кабелями) или в стесненных условиях, где работа экскаватора невозможна или опасна, земляные работы выполняются вручную. Асбестоцементные трубы используются для защиты кабеля в таких местах.
- Укладка кабеля на дно траншеи с протягиванием его в асбестоцементных трубах. Кабель аккуратно укладывается на подготовленное дно траншеи, а в местах прохождения через защитные трубы – протягивается через них.
- Сооружение временного переезда через железнодорожные пути на перегоне при изменении сторонности кабелей. Это одна из наиболее сложных и ответственных операций, требующая согласования с железнодорожными службами и строгого соблюдения правил безопасности движения поездов. ,
- Работы, связанные с преодолением препятствий при невозможности их преодоления (болота, трубопроводы и др). Норма учитывает затраты на обход или прохождение через естественные или искусственные препятствия, которые не могут быть устранены.
- Засыпка траншеи с кабелем грунтом. После укладки кабеля траншея засыпается грунтом, обеспечивая защиту кабеля от внешних воздействий.
- Установка замерных столбиков. Для обозначения трассы кабеля и облегчения его последующего обслуживания устанавливаются специальные замерные столбики.
- Планировка трассы после прокладки кабеля. Окончательная планировка территории для восстановления ландшафта и обеспечения безопасности.
- Проверка кабеля на герметичность до и после его прокладки. Контрольная операция, подтверждающая целостность и работоспособность кабеля после всех монтажных работ.
Материалы и Ресурсы
Для выполнения работ, учтенных нормой ГЭСН 10-07-073-08, предусмотрен определенный набор материалов и ресурсов. Важно отметить, что ГЭСН содержит нормы расхода ресурсов, а не их стоимость. Стоимость определяется отдельно на основе текущих цен. Ниже приведен перечень основных материалов и их нормативный расход на 1 км трассы:
- Кислота стеариновая техническая: 0.048 кг
- Ленты изоляционные из ПВХ для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 19 мм, толщина 0,18 мм: 75.79 м
- Гвозди строительные: 0.004 т
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 400, фракция 5(3)-10 мм: 9.5 м3
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 3 м3
- Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В15 (М200): 1.5 м3
- Смеси асфальтобетонные плотные мелкозернистые, тип Б, марка I: 1.3 т
- Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 14.4 кг
- Вентиль автомобильный с обрезиненным основанием корпуса для камерных шин, диаметр вентильного отверстия 16 мм, высота 43 мм: 7.2 компл
- Проволока стальная низкоуглеродистая оцинкованная разного назначения, диаметр 3,0 мм: 0.005 т
- Припои оловянно-свинцовые сурьмянистые, марка ПОССу 30-2: 0.36 кг
- Припои оловянно-цинковые, содержание цинка 40 %: 0.023 кг
- Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.5 м3
- Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 25 мм, сорт III: 2.5 м3
- Краска масляная МА-22, белила литопонные: 0.22 кг
- Лак битумный БТ-123: 0 т
- Нефрас С4-150/200: 0.001 т
- Столбик замерный, опознавательный, пластиковый для подземных кабельных линий связи, диаметр 83 мм, высота 2200 мм: 8 шт
- Пробки кабельные полиэтиленовые для асботруб, внутренний диаметр 100 мм: 0.44 100 шт
- Трубы хризотилцементные напорные, класс ВТ6, диаметр условного прохода 100 мм: 200 м
- Манжеты стальные для стыка хризотилцементных труб, диаметр 100 мм: 4 10 шт
- Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип III: 9 шт
Трудозатраты и Время Выполнения
Трудозатраты по норме ГЭСН 10-07-073-08 рассчитаны на 1 км трассы и составляют: ,
- Затраты труда рабочих: 484 чел.-ч при среднем разряде работы 4,1. Это означает, что для выполнения данного комплекса работ требуется высококвалифицированный персонал, способный выполнять как земляные, так и монтажные работы, а также работы, связанные с обеспечением безопасности на железной дороге.
- Затраты труда машинистов: 92.04 чел.-ч.
Средний разряд 4,1 указывает на то, что в составе бригады должны быть рабочие различных квалификаций, включая специалистов по земляным работам, монтажников кабельных линий и рабочих, ответственных за безопасность и организацию движения в полосе отвода железных дорог. Высокий разряд обусловлен сложностью и ответственностью работ, особенно при пересечении железнодорожных путей и работе вблизи действующих коммуникаций. ,
Машины и Оборудование
Для выполнения работ по норме ГЭСН 10-07-073-08 предусмотрено использование следующей техники и оборудования на 1 км трассы:
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 14.9 маш.-ч
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 15.04 маш.-ч
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 16 т: 16 маш.-ч
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 30.1 маш.-ч
Наличие в составе машин как автомобильных, так и железнодорожных кранов, а также бортовых автомобилей, подчеркивает комплексный характер работ и необходимость использования специализированной техники для обеспечения логистики и выполнения монтажных операций в условиях железнодорожной инфраструктуры.
Практическое Применение: Алгоритм Расчета и Особенности
Пошаговый Алгоритм Расчета
Применение ГЭСН 10-07-073-08 в сметных расчетах относительно прямолинейно, но требует внимательности к деталям:
- Определение объема работ: Первым шагом является точное определение длины трассы прокладки кабеля в километрах. Это основной измеритель нормы.
- Проверка применимости нормы: Убедитесь, что условия вашего проекта соответствуют описанию нормы: прокладка трех кабелей связи, каждый массой до 2 кг на 1 метр, вручную, с одновременной разработкой траншеи, и что работы ведутся именно в полосе отвода железных дорог. Если условия отличаются (например, другое количество кабелей, другая масса, механизированная прокладка или работы вне полосы отвода ЖД), необходимо использовать другие, более подходящие нормы. ,
- Расчет нормативных затрат: Умножьте нормативные показатели по трудозатратам (чел.-ч), машино-часам и расходу материалов, указанные в норме на 1 км трассы, на фактическую длину трассы в километрах. Например, для 5 км трассы, трудозатраты рабочих составят 484 чел.-ч/км * 5 км = 2420 чел.-ч.
- Определение текущей стоимости ресурсов: Полученные нормативные показатели ресурсов (чел.-ч, маш.-ч, количество материалов) затем умножаются на текущие рыночные цены или тарифы на эти ресурсы. Это позволяет перейти от нормативных показателей к сметной стоимости. Важно использовать актуальные сборники текущих цен или индексы пересчета.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (стоимость ресурсов) добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.
Примеры Использования
Пример 1: Расчет ресурсов для 2,5 км трассы.
Предположим, требуется проложить 2,5 км кабелей связи в полосе отвода железных дорог в соответствии с ГЭСН 10-07-073-08.
- Трудозатраты рабочих: 484 чел.-ч/км * 2,5 км = 1210 чел.-ч.
- Трудозатраты машинистов: 92.04 чел.-ч/км * 2,5 км = 230.1 чел.-ч.
- Расход щебня: 9.5 м3/км * 2,5 км = 23.75 м3.
- Расход хризотилцементных труб: 200 м/км * 2,5 км = 500 м.
Далее эти ресурсные показатели переводятся в денежное выражение с использованием текущих цен.
Особенности и Ограничения Применения
- Полоса отвода железных дорог: Норма строго привязана к работам, выполняемым в полосе отвода железных дорог. Это означает необходимость соблюдения особых правил безопасности, согласования работ с железнодорожными службами и учета графика движения поездов. ,
- Ручная прокладка и одновременная разработка траншеи: Норма учитывает именно ручной способ прокладки кабеля и то, что разработка траншеи происходит одновременно. Это отличает ее от норм для полностью механизированных работ или прокладки в уже готовых траншеях.
- Параметры кабелей: Норма предназначена для прокладки трех кабелей, каждый массой до 2 кг на 1 метр. Если количество кабелей или их масса отличаются, следует использовать другие нормы из того же сборника ГЭСНм-10, например, ГЭСН 10-07-073-02 (для одного кабеля массой до 2 кг) или ГЭСН 10-07-073-09 (для трех кабелей массой до 3 кг). ,
- Учет препятствий: Норма включает работы по преодолению препятствий, что важно для сложных трасс. Однако, если препятствия требуют применения принципиально иных технологий (например, горизонтально-направленного бурения вместо временного переезда), могут потребоваться дополнительные или индивидуальные расчеты.
- Нормальные условия: ГЭСНы разрабатываются с учетом производства работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. , При работе в более сложных условиях (например, в зимнее время, в условиях повышенной стесненности, при реконструкции) к нормам затрат труда рабочих, машинистов и нормам времени эксплуатации машин могут применяться повышающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН и методическими рекомендациями. ,
Полезная Информация: Советы и Контрольные Моменты
Типичные Ошибки и Как Их Избежать
- Неправильное применение нормы: Самая частая ошибка – использование ГЭСН 10-07-073-08 для условий, которые не соответствуют ее описанию (например, прокладка одного кабеля, кабелей другой массы, или работы вне полосы отвода ЖД). Как избежать: Всегда внимательно читайте наименование и состав работ нормы, а также техническую часть сборника ГЭСНм-10.
- Игнорирование требований безопасности на ЖД: Работа в полосе отвода железных дорог требует строжайшего соблюдения правил безопасности. Неучет этих требований может привести не только к авариям, но и к значительным штрафам и задержкам. Как избежать: Обязательно ознакомьтесь с действующими правилами по охране труда и пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ,
- Неверный учет объемов работ: Ошибки в определении длины трассы или количества препятствий могут привести к существенным отклонениям в смете. Как избежать: Проводите тщательную геодезическую съемку и детальное обследование трассы перед началом проектирования и составления сметы.
- Неактуальные цены на ресурсы: Использование устаревших цен на материалы, машины и оплату труда приведет к некорректной сметной стоимости. Как избежать: Регулярно обновляйте информацию о текущих ценах и используйте актуальные индексы пересчета.
- Неучет дополнительных затрат: Норма не учитывает все возможные затраты, например, на временные здания и сооружения, непредвиденные работы, пусконаладочные работы (которые учитываются отдельными нормами ГЭСНп). Как избежать: Внимательно изучайте проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР), а также общие положения к сборникам ГЭСН для определения всех сопутствующих затрат.
Практические Советы
- Детальное обследование трассы: Перед началом сметных работ проведите максимально подробное обследование участка прокладки. Это поможет выявить все особенности грунта, наличие существующих коммуникаций, характер препятствий и потенциальные сложности, которые могут повлиять на применение нормы или потребовать корректирующих коэффициентов.
- Взаимодействие с железнодорожными службами: Наладьте тесное взаимодействие с представителями железной дороги на всех этапах проекта. Согласование всех действий, получение разрешений на работы в полосе отвода и соблюдение их указаний – залог успешного и безопасного выполнения работ.
- Использование актуальных нормативных документов: Сметные нормы и методические указания регулярно обновляются. Убедитесь, что вы используете самую последнюю редакцию ГЭСН 10-07-073-08 и соответствующих методических рекомендаций. ,
- Документирование всех отклонений: Если в процессе выполнения работ возникают условия, отличающиеся от предусмотренных нормой (например, изменение типа грунта, появление непредвиденных препятствий), тщательно документируйте эти изменения. Это послужит основанием для корректировки сметы.
- Обучение персонала: Убедитесь, что весь персонал, задействованный в работах, прошел необходимое обучение по технике безопасности при работе на железнодорожных путях и имеет соответствующую квалификацию. ,
Связанные Нормы
Для полного понимания контекста и выбора наиболее подходящей нормы, сметчику полезно знать о связанных ГЭСН, которые могут применяться в аналогичных или смежных условиях:
- ГЭСН 10-07-073-02: Прокладка кабелей связи вручную с одновременной разработкой траншеи в полосе отвода железных дорог: одного кабеля массой 1 м до 2 кг. Применяется, когда прокладывается только один кабель с аналогичными характеристиками. ,
- ГЭСН 10-07-073-07: Прокладка кабелей связи вручную с одновременной разработкой траншеи в полосе отвода железных дорог: трех кабелей массой 1 м до 1 кг. Используется, если масса прокладываемых кабелей меньше.
- ГЭСН 10-07-073-09: Прокладка кабелей связи вручную с одновременной разработкой траншеи в полосе отвода железных дорог: трех кабелей массой 1 м до 3 кг. Применяется для более тяжелых кабелей. ,
- ГЭСН 10-07-074-01: Прокладка кабелей связи в телефонной канализации на железнодорожных станциях. Эта норма относится к прокладке кабелей в уже существующих или специально создаваемых телефонных канализациях, что является другим технологическим процессом.
- ГЭСН сборника 01 "Земляные работы": Для общих земляных работ, не связанных напрямую с прокладкой кабеля в полосе отвода ЖД, или для подготовки территории вне специфических условий данной нормы.
Контрольные Моменты
При работе с ГЭСН 10-07-073-08 особое внимание следует уделить следующим контрольным точкам:
- Соответствие проектной документации: Убедитесь, что выбранная норма полностью соответствует проектным решениям и условиям выполнения работ, указанным в проектной документации (ПОС, ППР).
- Соблюдение правил безопасности: Проверьте наличие всех необходимых разрешений и согласований для работы в полосе отвода железных дорог. Убедитесь, что на объекте соблюдаются все требования по охране труда и пожарной безопасности. ,
- Качество материалов: Контролируйте качество поставляемых материалов, их соответствие проектным спецификациям и нормативным требованиям.
- Квалификация персонала: Проверяйте наличие у рабочих и машинистов необходимых допусков и квалификации для выполнения работ в условиях железнодорожной инфраструктуры. ,
- Проверка герметичности кабеля: Особое внимание уделите результатам проверки кабеля на герметичность как до, так и после прокладки, так как это является критически важным показателем качества выполненных работ.
Тщательное соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам не только корректно рассчитать стоимость работ, но и обеспечить их безопасное и эффективное выполнение.
Ключевые моменты
-
Норма применяется для прокладки трех кабелей связи массой до 2 кг/м каждый.
-
Работы выполняются вручную с одновременной разработкой траншеи.
-
Специфическое условие применения – полоса отвода железных дорог, требующая особых мер безопасности.
-
Состав работ включает полный цикл: от разбивки трассы до проверки кабеля на герметичность и планировки.
-
Учтены затраты на сооружение временных переездов через ЖД пути и преодоление препятствий.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 10-07-073-08?
Когда применяется ГЭСН 10-07-073-08?
ГЭСН 10-07-073-08 применяется для прокладки трех кабелей связи массой до 2 кг на 1 метр каждый, выполняемой вручную с одновременной разработкой траншеи, исключительно в полосе отвода железных дорог.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены такие материалы, как стеариновая кислота, ПВХ изоляционные ленты, строительные гвозди, щебень, песок, бетонные смеси, асфальтобетонные смеси, поковки, вентили, стальная оцинкованная проволока, припои, лесоматериалы (круглые и доска), краска, битумный лак, нефрас, замерные столбики, полиэтиленовые пробки, хризотилцементные трубы, стальные манжеты и шпалы.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих в размере 484 чел.-ч и трудозатраты машинистов в размере 92.04 чел.-ч на 1 км трассы, при среднем разряде работы 4,1. ,
4 Что делать, если масса кабеля или его количество отличаются?
Что делать, если масса кабеля или его количество отличаются?
Если масса кабеля или его количество отличаются от предусмотренных нормой 10-07-073-08 (три кабеля массой до 2 кг/м), следует использовать другие нормы из того же сборника ГЭСНм-10. Например, для одного кабеля массой до 2 кг применяется ГЭСН 10-07-073-02, а для трех кабелей массой до 3 кг – ГЭСН 10-07-073-09. ,
5 Учитывает ли норма требования безопасности при работе на железной дороге?
Учитывает ли норма требования безопасности при работе на железной дороге?
Да, состав работ нормы 10-07-073-08 косвенно учитывает требования безопасности, включая работы по подготовке трассы, сооружению временных переездов и преодолению препятствий, что подразумевает соблюдение строгих правил безопасности при работе в полосе отвода железных дорог. ,
Практические советы
Всегда проводите тщательное предпроектное обследование трассы для точного определения условий и объемов работ.
Обеспечьте строгое соблюдение всех правил и норм безопасности, а также получите все необходимые согласования от железнодорожных служб.
Используйте только актуальные версии ГЭСН и методических указаний для составления смет.
Ведите подробную документацию по всем изменениям и отклонениям от проекта в процессе выполнения работ.
Учитывайте возможность применения повышающих коэффициентов для сложных условий, но только на основании официальных методических рекомендаций.
Частые ошибки
Применение нормы для прокладки кабелей вне полосы отвода железных дорог или для других типов кабелей/количества.
Игнорирование или недооценка строгих требований безопасности и согласований при работе вблизи железнодорожных путей.
Неправильный расчет объемов работ, особенно при наличии многочисленных препятствий или сложных участков трассы.
Использование устаревших или некорректных цен на ресурсы, что приводит к искажению сметной стоимости.
Неучет повышающих коэффициентов при выполнении работ в условиях, осложненных внешними факторами (например, зимнее время, стесненность).