Введение: ГЭСН 10-07-073-09 – Ключ к точному расчету прокладки кабелей связи в полосе отвода железных дорог
Государственная элементная сметная норма ГЭСН 10-07-073-09 является частью сборника ГЭСНм 81-03-10 "Оборудование связи" и регламентирует затраты на выполнение специфического и ответственного вида работ: прокладку трех кабелей связи массой до 3 кг каждый, вручную, с одновременной разработкой траншеи в полосе отвода железных дорог. Эта норма предназначена для определения прямых затрат при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов связи, расположенных в непосредственной близости от железнодорожных путей.
Полоса отвода железных дорог – это особый земельный участок, предназначенный для размещения железнодорожных путей, станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов, линий связи, устройств электроснабжения и других объектов железнодорожного транспорта. Работа в этой зоне требует строгого соблюдения правил безопасности и специальных технологических требований, что находит отражение в составе данной нормы.
Основное назначение ГЭСН 10-07-073-09 – обеспечить сметчиков унифицированным инструментом для расчета затрат на трудовые ресурсы, машины и механизмы, а также материальные ресурсы, необходимые для выполнения полного комплекса работ по прокладке кабелей связи в условиях, сопряженных с эксплуатацией железнодорожной инфраструктуры. Единицей измерения для данной нормы является 1 километр трассы, что позволяет масштабировать расчеты в зависимости от протяженности прокладываемой линии.
Техническая информация: Детальный состав работ, материалы и ресурсы
Норма ГЭСН 10-07-073-09 охватывает полный цикл работ, необходимых для качественной и безопасной прокладки кабелей связи в полосе отвода железных дорог. Понимание каждого этапа и учтенных ресурсов критически важно для корректного применения нормы.
Состав работ по норме
Состав работ, учтенный в ГЭСН 10-07-073-09, включает следующие операции:
- Разбивка трассы, уборка с трассы посторонних предметов, вырубка мелколесья, планировка трассы. Этот этап является подготовительным и включает геодезические работы по определению точного положения будущей траншеи, очистку территории от мусора, растительности (кустарников, мелколесья) и выравнивание поверхности для обеспечения безопасного и эффективного выполнения дальнейших работ. Важность этого этапа обусловлена необходимостью соблюдения минимально допустимых расстояний до существующих сооружений и коммуникаций в полосе отвода железных дорог.
- Подготовка машин и механизмов к работе. Включает проверку работоспособности, заправку, перемещение техники к месту проведения работ и ее настройку. Учитываются экскаваторы, краны (автомобильные и железнодорожные), бортовые автомобили, необходимые для механизированной части работ.
- Разработка экскаватором траншеи и котлованов под технологический запас кабеля, подчистка дна. Основной объем земляных работ выполняется механизированным способом. Глубина траншеи в полосе отвода железных дорог должна быть не менее 0,9 м от поверхности земли, а в скальных грунтах – 0,5 м. Котлованы предусматриваются для создания технологического запаса кабеля, необходимого для последующих соединений и ремонта. Подчистка дна траншеи обеспечивает ровное и чистое основание для укладки кабеля.
- Разработка грунта вручную на подходах к существующим коммуникациям, прокладка асбестоцементных труб. В местах пересечений с другими коммуникациями (трубопроводами, другими кабелями) или при сближении с ними, а также на подходах к искусственным сооружениям (мостам, тоннелям), ручная разработка грунта является обязательной для предотвращения повреждений. Прокладка асбестоцементных труб используется для защиты кабеля в таких критических точках, обеспечивая дополнительную механическую защиту и изоляцию.
- Укладка кабеля на дно траншеи с протягиванием его в асбестоцементных трубах. Кабель укладывается на подготовленное дно траншеи. В местах, где проложены асбестоцементные трубы, кабель протягивается через них, что требует аккуратности и использования специализированного оборудования для протяжки.
- Сооружение временного переезда через железнодорожные пути на перегоне при изменении сторонности кабелей. При необходимости пересечения железнодорожных путей для изменения сторонности прокладки кабеля (например, с одной стороны пути на другую), предусматривается устройство временного переезда. Это сложная операция, требующая согласования с железнодорожными службами и обеспечения безопасности движения поездов. Пересечения рекомендуется выполнять под углом 90 градусов.
- Работы, связанные с преодолением препятствий при невозможности их преодоления (болота, трубопроводы и др.). Норма учитывает дополнительные трудозатраты и ресурсы на выполнение работ в сложных условиях, таких как болотистая местность, пересечения с водными преградами или крупными трубопроводами, где требуется применение специальных методов прокладки (например, в защитных кожухах или с использованием дополнительных конструкций).
- Засыпка траншеи с кабелем грунтом. После укладки кабеля траншея засыпается грунтом. Важно обеспечить послойную засыпку и уплотнение, чтобы избежать просадок и повреждений кабеля в будущем. При прокладке в скальных грунтах или грунтах IV группы, разрабатываемых взрывным способом, кабели укладывают с устройством подстилающего и верхнего покрывающего слоя из разрыхленной земли или песчаного грунта толщиной по 0.1 м.
- Установка замерных столбиков. Для обозначения трассы кабельной линии и мест расположения муфт устанавливаются замерные и опознавательные столбики. Это обеспечивает возможность последующего обслуживания и ремонта линии.
- Планировка трассы после прокладки кабеля. Заключительный этап земляных работ, включающий выравнивание поверхности земли вдоль трассы прокладки кабеля, восстановление ландшафта и уборку строительного мусора.
- Проверка кабеля на герметичность до и после его прокладки. Контроль качества выполненных работ, включающий проверку целостности изоляции кабеля и его герметичности до начала укладки и после завершения всех работ. Это гарантирует надежность и долговечность кабельной линии.
Материалы и ресурсы
ГЭСН 10-07-073-09 учитывает широкий спектр материальных и технических ресурсов, необходимых для выполнения вышеуказанных работ. Важно отметить, что норма определяет только нормы расхода, а не стоимость в рублях.
Материальные ресурсы:
- Кислота стеариновая техническая: 0.096 кг (используется, вероятно, для смазки при протягивании кабеля).
- Ленты изоляционные из ПВХ для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 19 мм, толщина 0,18 мм: 113.68 м (для изоляции и защиты соединений).
- Гвозди строительные: 0.004 т (для крепления временных конструкций, опалубки).
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 400, фракция 5(3)-10 мм: 9.5 м³ (для устройства дренажных слоев, защиты кабеля).
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2 м³ (для создания песчаной подушки под кабель и засыпки, обеспечивающей защиту от механических повреждений).
- Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В15 (М200): 1 м³ (для устройства защитных конструкций, оснований).
- Смеси асфальтобетонные плотные мелкозернистые, тип Б, марка I: 2 т (для восстановления дорожных покрытий при пересечениях).
- Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 14.4 кг (для крепления элементов, временных конструкций).
- Вентиль автомобильный с обрезиненным основанием корпуса для камерных шин, диаметр вентильного отверстия 16 мм, высота 43 мм: 7.2 компл (возможно, для временных пневматических систем или оборудования).
- Проволока стальная низкоуглеродистая оцинкованная разного назначения, диаметр 3,0 мм: 0.007 т (для крепления, обвязки, временных ограждений).
- Припои оловянно-свинцовые сурьмянистые, марка ПОССу 30-2: 0.54 кг (для пайки и соединения кабелей, если применимо).
- Припои оловянно-цинковые, содержание цинка 40 %: 0.03 кг (для пайки).
- Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.5 м³ (для временных креплений, опалубки, подкладок).
- Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 25 мм, сорт III: 2.5 м³ (для опалубки, временных настилов, креплений).
- Краска масляная МА-22, белила литопонные: 0.22 кг (для маркировки, окраски столбиков).
- Лак битумный БТ-123: 0 т (для гидроизоляции, защиты).
- Нефрас С4-150/200: 0.001 т (растворитель, очиститель).
- Столбик замерный, опознавательный, пластиковый для подземных кабельных линий связи, диаметр 83 мм, высота 2200 мм: 8 шт (для обозначения трассы).
- Пробки кабельные полиэтиленовые для асботруб, внутренний диаметр 100 мм: 0.44 100 шт (для герметизации концов асбестоцементных труб).
- Трубы хризотилцементные напорные, класс ВТ6, диаметр условного прохода 100 мм: 200 м (для защиты кабеля в местах пересечений и сближений).
- Манжеты стальные для стыка хризотилцементных труб, диаметр 100 мм: 4 10 шт (для соединения хризотилцементных труб).
- Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип III: 9 шт (для устройства временных переездов или укреплений).
Машины и оборудование:
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м³: 18.1 маш.-ч (основная землеройная техника).
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 18.4 маш.-ч (для погрузочно-разгрузочных работ, монтажа).
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 16 т: 19.5 маш.-ч (для работ непосредственно на железнодорожных путях или вблизи них, требующих специализированной техники).
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 36.6 маш.-ч (для перевозки материалов, оборудования, персонала).
Трудозатраты и требования к квалификации
Для выполнения работ по ГЭСН 10-07-073-09 предусмотрены значительные трудозатраты рабочих-монтажников. Средний разряд работы составляет 4,1. Общие трудозатраты рабочих-монтажников по данной норме составляют 502 чел.-ч на 1 км трассы. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала, способного выполнять работы в сложных и потенциально опасных условиях железнодорожной полосы отвода, включая ручную разработку грунта вблизи коммуникаций и работу с кабельными линиями связи.
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Правильное применение ГЭСН 10-07-073-09 требует от сметчика не только знания состава нормы, но и понимания контекста ее использования, а также возможных нюансов, связанных с условиями производства работ.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определение объема работ: Первым шагом является точное определение протяженности трассы прокладки кабеля в полосе отвода железных дорог в километрах. Это должно быть основано на проектной документации.
- Выбор нормы: Убедитесь, что выбранная норма 10-07-073-09 соответствует типу кабеля (три кабеля массой до 3 кг каждый) и способу прокладки (вручную с одновременной разработкой траншеи). В сборнике ГЭСНм 10-07-073 также представлены нормы для прокладки одного или двух кабелей, а также кабелей другой массы, например, ГЭСНм 10-07-073-07 для трех кабелей массой до 1 кг или ГЭСНм 10-07-073-08 для трех кабелей массой до 2 кг.
- Расчет прямых затрат:
- Трудозатраты: Умножьте норму трудозатрат (502 чел.-ч/км) на фактическую протяженность трассы. Полученное значение затем умножается на текущую стоимость человеко-часа рабочего соответствующего разряда.
- Машины и механизмы: Для каждой позиции машин и механизмов (экскаваторы, краны, автомобили) умножьте норму расхода (маш.-ч/км) на протяженность трассы. Полученные значения умножаются на текущую стоимость машино-часа эксплуатации соответствующей техники.
- Материальные ресурсы: Для каждого материала умножьте норму расхода (например, кг/км, м³/км) на протяженность трассы. Полученные значения умножаются на текущую стоимость единицы измерения материала.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам применяются нормативы накладных расходов и сметной прибыли в соответствии с действующими методическими указаниями по определению стоимости строительства.
- Индексация: Полученные базисные цены (как правило, в ценах 2000 года или 2020 года, в зависимости от редакции ГЭСН) необходимо перевести в текущие цены с использованием соответствующих индексов пересчета, утверждаемых Минстроем России или региональными органами ценообразования.
Примеры использования
Пример 1: Прокладка кабеля на перегоне. Проект предусматривает прокладку 5 км трех кабелей связи массой 2,5 кг/м каждый в полосе отвода железной дороги на перегоне. Сметчик применяет ГЭСН 10-07-073-09. Он умножает все нормативы расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, материалы) на 5 км. Дополнительно учитываются коэффициенты, если работы ведутся в стесненных условиях или в охранной зоне действующих устройств под напряжением.
Пример 2: Учет пересечений. На участке прокладки кабеля длиной 2 км имеется два пересечения с существующими трубопроводами. Норма 10-07-073-09 уже включает работы по ручной разработке грунта и прокладке асбестоцементных труб на подходах к коммуникациям. Однако, если пересечения требуют более сложных инженерных решений (например, горизонтально-направленного бурения), то эти работы должны быть учтены по отдельным нормам, не входящим в данную ГЭСН.
Особенности и ограничения
- Полоса отвода железных дорог: Работа в этой зоне регулируется строгими правилами и стандартами, такими как ГОСТ 33888-2016 "Электросвязь железнодорожная. Прокладка кабельных линий связи в границах железнодорожной полосы отвода. Требования и методы контроля" и СП 244.1326000.2015 "Кабельные линии объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта". Эти документы устанавливают минимальные расстояния до железнодорожных путей (например, не менее 3,25 м от оси пути, а для электрифицированной дороги – от 10,75 м), глубину заложения кабеля (не менее 0,9 м) и другие требования. Сметчик должен убедиться, что проектные решения соответствуют этим требованиям.
- Ручная разработка траншеи: Несмотря на наличие экскаватора, норма предусматривает значительный объем ручных работ, особенно на подходах к существующим коммуникациям и в местах преодоления препятствий. Это обусловлено повышенными требованиями к точности и безопасности в условиях железнодорожной инфраструктуры.
- Масса кабеля: Норма 10-07-073-09 применима только для трех кабелей, каждый массой до 3 кг на 1 метр. Для кабелей другой массы или количества следует использовать смежные нормы из той же таблицы ГЭСНм 10-07-073.
- Временные переезды: Сооружение временных переездов через железнодорожные пути – это сложный и затратный процесс, требующий согласования с эксплуатирующими организациями и соблюдения жестких временных рамок ("окон"). Норма учитывает затраты на эти работы, но их фактическая реализация может потребовать дополнительных организационных усилий.
- Преодоление препятствий: Норма включает работы по преодолению препятствий, таких как болота или трубопроводы. Однако, если препятствия носят особо сложный характер и требуют применения уникальных технологий (например, прокладка в специальных защитных футлярах на большой глубине или методом прокола), то эти работы могут быть учтены дополнительно по другим нормам.
Полезная информация: Ошибки, советы и связанные нормы
Для эффективного применения ГЭСН 10-07-073-09 сметчикам важно знать о типичных ошибках, использовать практические советы и ориентироваться в связанных нормативных документах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильный выбор нормы: Одна из самых частых ошибок – применение нормы для другого количества или массы кабелей. Например, использование 10-07-073-09 вместо ГЭСНм 10-07-073-01 (один кабель до 1 кг) или ГЭСНм 10-07-073-04 (два кабеля до 1 кг). Решение: Всегда тщательно проверяйте характеристики прокладываемых кабелей (количество и масса 1 м) и сопоставляйте их с наименованием и характеристиками нормы.
- Игнорирование специфики полосы отвода ЖД: Неучет особых требований к глубине заложения, расстояниям до путей и других объектов железнодорожной инфраструктуры. Решение: Обязательно ознакомьтесь с ГОСТ 33888-2016, СП 244.1326000.2015 и другими нормативными документами, регулирующими строительство в полосе отвода железных дорог.
- Неправильный учет ручных работ: Недооценка или переоценка объема ручной разработки грунта на подходах к коммуникациям. Решение: Внимательно изучайте проектную документацию и состав работ нормы. Помните, что ручные работы в таких условиях обусловлены требованиями безопасности и точности.
- Неверный расчет объемов материалов: Ошибки в пересчете единиц измерения или округлении при расчете потребности в материалах. Решение: Используйте точные коэффициенты пересчета и не округляйте промежуточные значения. Проверяйте расход материалов по норме.
- Неучет коэффициентов усложняющих факторов: Забывчивость или незнание о необходимости применения повышающих коэффициентов при работе в стесненных условиях, в охранных зонах действующих коммуникаций, в зимнее время и т.д. Решение: Всегда анализируйте условия производства работ и применяйте соответствующие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН и методическими указаниями.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметного расчета тщательно изучите проектную документацию, включая генеральный план, планы трасс, профили, а также разделы, касающиеся пересечений и особых условий прокладки.
- Консультации со специалистами: При возникновении вопросов по технологии выполнения работ или особенностям прокладки в полосе отвода железных дорог, не стесняйтесь обращаться за консультациями к инженерам-проектировщикам, специалистам по строительству железнодорожных путей или экспертам по связи.
- Использование актуальных редакций: Всегда используйте самые актуальные редакции ГЭСН и других нормативных документов. Нормативы могут обновляться, и использование устаревших данных приведет к ошибкам в смете.
- Проверка состава работ: Убедитесь, что все необходимые работы, предусмотренные проектом, учтены в выбранной норме. Если какие-либо работы выходят за рамки состава нормы, их следует нормировать дополнительно по другим ГЭСН или обосновывать индивидуально.
- Фотофиксация и акты скрытых работ: Для подтверждения объемов и условий выполнения работ, особенно в сложных местах (пересечения, болота), рекомендуется вести фотофиксацию и составлять акты скрытых работ. Это поможет при проверках и обосновании сметы.
Связанные нормы
При работе с ГЭСН 10-07-073-09 сметчикам часто приходится сталкиваться с другими нормами, которые могут применяться совместно или в качестве альтернативы:
- ГЭСНм 10-07-073-01 – 10-07-073-08: Эти нормы из той же таблицы 10-07-073 регулируют прокладку одного, двух или трех кабелей связи различной массы (до 1 кг, до 2 кг, до 3 кг). Выбор конкретной нормы зависит от характеристик прокладываемого кабеля.
- ГЭСНм 10-07-074: Прокладка кабелей связи в телефонной канализации на железнодорожных станциях. Эта норма применяется, когда кабель прокладывается не непосредственно в траншее, а в уже существующей или вновь создаваемой телефонной канализации.
- ГЭСНм 10-07-007-хх, 10-07-009-хх: Другие нормы из сборника 10, касающиеся монтажа оборудования связи, прокладки кабелей в других условиях (например, в кабельных сооружениях, по опорам).
- ГЭСН на земляные работы (Сборник 01): В случае, если объем земляных работ значительно отличается от учтенного в данной норме или требует специфических методов, могут быть применены дополнительные нормы из сборника ГЭСН 01 "Земляные работы".
Контрольные моменты
- Соответствие глубины заложения: Убедитесь, что проектная глубина заложения кабеля соответствует требованиям ГОСТ и СП для полосы отвода железных дорог (не менее 0,9 м).
- Защита кабеля: Проверьте, предусмотрена ли достаточная защита кабеля в местах пересечений с другими коммуникациями и в сложных грунтах (использование труб, песчаной подушки).
- Безопасность работ: Особое внимание уделите мероприятиям по обеспечению безопасности при работе вблизи действующих железнодорожных путей, включая согласование "окон" для работ, наличие ограждений и сигнальных знаков.
- Качество материалов: Убедитесь, что в смете учтены материалы, соответствующие требованиям проекта и нормативных документов по качеству и характеристикам.
Заключение
ГЭСН 10-07-073-09 является важным инструментом для сметчиков, позволяющим корректно определить затраты на прокладку кабелей связи в специфических и требовательных условиях полосы отвода железных дорог. Точное применение этой нормы, основанное на глубоком понимании состава работ, нормируемых ресурсов и требований безопасности, гарантирует обоснованность сметной стоимости и успешную реализацию проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры связи. Постоянное повышение квалификации и внимательное изучение нормативной базы – залог профессионализма сметчика в этой сложной области.
Ключевые моменты
-
Норма 10-07-073-09 применяется для прокладки трех кабелей связи массой до 3 кг каждый в полосе отвода железных дорог.
-
Включает полный комплекс работ: от разбивки трассы и разработки траншеи до укладки кабеля, преодоления препятствий и восстановления территории.
-
Предусматривает значительный объем ручных работ, особенно на подходах к существующим коммуникациям и в сложных условиях.
-
Требует строгого соблюдения требований безопасности и нормативных расстояний, установленных для железнодорожной полосы отвода (например, ГОСТ 33888-2016, СП 244.1326000.2015).
-
Учитывает использование специализированной техники, включая экскаваторы, автомобильные и железнодорожные краны, а также широкий перечень строительных материалов.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 10-07-073-09?
Когда применяется ГЭСН 10-07-073-09?
ГЭСН 10-07-073-09 применяется для определения прямых затрат на прокладку трех кабелей связи, каждый массой до 3 кг на 1 метр, вручную, с одновременной разработкой траншеи в полосе отвода железных дорог. Это относится к строительству, реконструкции или капитальному ремонту линий связи вдоль железнодорожных путей.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены такие материалы, как стеариновая кислота, ПВХ изоляционные ленты, строительные гвозди, щебень, природный песок, бетонные смеси, асфальтобетонные смеси, поковки, вентили, стальная оцинкованная проволока, оловянно-свинцовые и оловянно-цинковые припои, круглые лесоматериалы, необрезная доска, масляная краска, битумный лак, нефрас, пластиковые замерные столбики, полиэтиленовые кабельные пробки, хризотилцементные трубы и стальные манжеты для труб, а также шпалы из древесины.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма ГЭСН 10-07-073-09 предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников в размере 502 человеко-часов на 1 километр трассы, при среднем разряде работы 4,1. Это включает все операции, от подготовительных работ до проверки кабеля на герметичность.
4 Какие особенности прокладки кабеля в полосе отвода железных дорог учтены нормой?
Какие особенности прокладки кабеля в полосе отвода железных дорог учтены нормой?
Норма учитывает специфику работы в полосе отвода железных дорог, включая необходимость ручной разработки грунта на подходах к существующим коммуникациям, прокладку кабеля в защитных асбестоцементных трубах, сооружение временных переездов через железнодорожные пути, а также работы, связанные с преодолением сложных препятствий (болота, трубопроводы). Все эти операции требуют повышенной осторожности и соблюдения строгих правил безопасности.
Практические советы
Всегда сверяйте характеристики прокладываемых кабелей (количество, масса 1 м) с наименованием нормы, чтобы выбрать наиболее подходящую из таблицы 10-07-073.
Тщательно изучайте проектную документацию и нормативные акты (ГОСТ 33888-2016, СП 244.1326000.2015) для понимания всех требований к прокладке кабелей в полосе отвода железных дорог.
Применяйте все необходимые повышающие коэффициенты, если работы выполняются в условиях, усложняющих производство (стесненность, действующие коммуникации, зимнее время).
Ведите подробную фотофиксацию и составляйте акты скрытых работ, особенно для сложных участков (пересечения, болота), для обоснования объемов и условий выполнения работ.
Регулярно обновляйте свои знания о действующих редакциях ГЭСН и методических указаниях по ценообразованию, чтобы избежать ошибок в расчетах.
Частые ошибки
Неправильный выбор нормы для кабелей другой массы или количества, что приводит к некорректному расчету ресурсов.
Игнорирование или недостаточное учет требований безопасности и нормативных расстояний, установленных для прокладки в полосе отвода железных дорог (например, глубина заложения, расстояние до путей).
Недооценка объема ручных работ, особенно в местах сближения с существующими коммуникациями или при преодолении препятствий.
Неверное применение индексов пересчета из базисных цен в текущие, что искажает итоговую сметную стоимость.
Отсутствие учета или неправильное применение повышающих коэффициентов при работе в стесненных условиях, в охранных зонах или в неблагоприятное время года.