Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 03-04-020-09

03-04-020

Анкеровка концевых муфт пассажирской подвесной канатной дороги с заливкой для: → тяговых канатов, диаметр от 25 до 28 мм

Подробное описание
Группа: Анкеровка концевых муфт пассажирской подвесной канатной дороги с заливкой для: Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0

Быстрая информация

Единица измерения
10 компл
Категория
03-04-020
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
295 чел.-ч при среднем разряде 4,8
Основное назначение
Анкеровка концевых муфт пассажирской подвесной канатной дороги с заливкой для: тяговых канатов, диаметр от 25 до 28 мм

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,8 295
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.04
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т 0.08
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) 0.08
Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61 кг 1.95
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.3
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III м3 0.3

Введение: Суть и значение ГЭСН 03-04-020-09

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения ресурсных затрат в строительстве. Норма ГЭСН 03-04-020-09 относится к сборнику ГЭСНм 03 "Подъемно-транспортное оборудование" и регулирует один из наиболее ответственных видов работ при монтаже пассажирских подвесных канатных дорог – анкеровку концевых муфт тяговых канатов. ,

Анкеровка концевых муфт – это процесс надежного закрепления концов стальных канатов в специальных устройствах (муфтах), которые затем фиксируются в опорных или натяжных конструкциях канатной дороги. От качества выполнения этих работ напрямую зависит безопасность и долговечность всей системы. Данная норма охватывает специфический метод анкеровки – с заливкой, что подразумевает использование специального сплава для фиксации проволок каната внутри муфты.

Область применения нормы 03-04-020-09 строго ограничена: она предназначена для тяговых канатов пассажирских подвесных канатных дорог с диаметром от 25 до 28 мм. , Единицей измерения является "10 комплектов", что означает, что все ресурсные показатели в норме приведены на десять анкеруемых муфт.

Для сметчика понимание этой нормы критически важно, поскольку она позволяет точно определить необходимые объемы трудовых, материальных и машинных ресурсов, а следовательно, корректно сформировать сметную стоимость работ по монтажу канатной дороги. Неправильное применение нормы может привести к существенным ошибкам в расчетах, недооценке или переоценке затрат, что негативно скажется на бюджете проекта и его реализации.

Техническая информация: Состав работ и ресурсное обеспечение

Норма ГЭСН 03-04-020-09 детально описывает комплекс работ, необходимых для анкеровки концевых муфт тяговых канатов методом заливки. Эти работы требуют высокой точности и квалификации персонала.

Состав работ по норме

Согласно технологическим требованиям, процесс анкеровки концевых муфт с заливкой сплавом включает следующие основные операции:

  1. Наложение проволочных бандажей и установка зажимов на канате. Это предварительный этап, который предотвращает расплетание каната до его фиксации в муфте и обеспечивает удобство дальнейших операций. Бандажи и зажимы временно удерживают проволоки каната в заданном положении.
  2. Разметка и резка каната. Точная разметка необходима для определения длины участка каната, который будет заведен в муфту и расплетен. Резка каната производится специализированным инструментом, обеспечивающим ровный и чистый срез.
  3. Разработка и установка муфты на канате. Муфта – это металлическое или композитное устройство, предназначенное для надежной фиксации конца каната. На этом этапе муфта подготавливается и устанавливается на размеченный конец каната.
  4. Расплетка конца каната на отдельные проволоки. Для обеспечения надежной анкеровки конец каната расплетается на отдельные проволоки или пряди. Это увеличивает площадь контакта с заливаемым сплавом и обеспечивает равномерное распределение нагрузки.
  5. Загибка, промывка и лужение проволок. Расплетенные проволоки загибаются определенным образом (например, в форме "метлы" или "корзины"), чтобы создать механическое зацепление внутри муфты. Затем проволоки тщательно промываются для удаления загрязнений и обезжиривания, после чего производится их лужение – покрытие тонким слоем припоя для улучшения адгезии с заливаемым сплавом.
  6. Затяжка конца каната в муфту. Подготовленный и расплетенный конец каната аккуратно заводится и затягивается в муфту, обеспечивая правильное расположение всех проволок.
  7. Приготовление сплава. Для заливки муфт используется специальный сплав, чаще всего оловянно-свинцовый припой. Его приготовление включает нагрев до определенной температуры и поддержание ее для обеспечения текучести и равномерного заполнения пространства внутри муфты.
  8. Заливка муфты сплавом, зачистка и закрытие ее крышкой. Расплавленный сплав заливается в муфту, полностью обволакивая расплетенные и загнутые проволоки каната. После остывания и затвердевания сплава производится зачистка излишков и установка защитной крышки на муфту. Это обеспечивает герметичность и защиту анкерного соединения от внешних воздействий.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ по анкеровке концевых муфт нормой ГЭСН 03-04-020-09 предусмотрены следующие основные материалы и ресурсы: [Входные данные]

  • Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61: 1.95 кг на 10 комплектов. Этот материал является ключевым для создания надежного анкерного соединения методом заливки. ПОС61 – это распространенный припой, обеспечивающий прочное и долговечное соединение.
  • Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.3 м3 на 10 комплектов. Используются для устройства временных поддерживающих конструкций, опалубки или вспомогательных приспособлений в процессе монтажа и заливки.
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.3 м3 на 10 комплектов. Также применяется для создания временных конструкций, настилов, подмостей или защитных элементов.

Трудозатраты и требования к квалификации

Выполнение работ по анкеровке концевых муфт канатов требует высокой квалификации рабочих. Нормой предусмотрены значительные трудозатраты: [Входные данные]

  • Средний разряд работы: 4,8.
  • Трудозатраты: 295 чел.-ч на 10 комплектов.

Высокий средний разряд (4,8) указывает на необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями технологии анкеровки, опытом работы с канатными дорогами и навыками обращения со специализированным оборудованием и материалами (в частности, с припоями и работой при высоких температурах). Это подчеркивает сложность и ответственность выполняемых операций.

Машины и оборудование

Для обеспечения процесса анкеровки нормой учтено использование следующей техники: [Входные данные]

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.04 маш.-ч на 10 комплектов. Используются для подъема и точного позиционирования тяжелых элементов, таких как муфты или части канатной дороги.
  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.08 маш.-ч на 10 комплектов. Применяются для транспортировки крупногабаритных и тяжелых компонентов канатной дороги, включая сами канаты и муфты, к месту монтажа.
  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.08 маш.-ч на 10 комплектов. Могут использоваться для подготовки площадки, перемещения грузов на труднодоступных участках или в качестве вспомогательной тяговой силы.

Наличие в норме такой тяжелой техники подчеркивает масштаб и сложность работ по монтажу канатных дорог, где требуется перемещение и установка массивных элементов.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Правильное применение ГЭСН 03-04-020-09 в сметной документации требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических условий производства работ.

Пошаговый алгоритм расчета

Для расчета стоимости работ по анкеровке концевых муфт с использованием ГЭСН 03-04-020-09 сметчику необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение объема работ. Первым шагом является определение общего количества концевых муфт тяговых канатов диаметром 25-28 мм, подлежащих анкеровке методом заливки, согласно проектной документации. Полученное количество необходимо разделить на 10, так как единица измерения нормы – "10 комплектов". Пример: Если требуется анкеровать 4 муфты, объем работ составит 4 / 10 = 0.4 комплекта.
  2. Применение нормы. К полученному объему работ применяются ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 03-04-020-09. Это включает трудозатраты рабочих, время работы машин и объемы потребления материалов. Пример: Для 0.4 комплекта:
  • Трудозатраты: 295 чел.-ч/10 компл * 0.4 компл = 11.8 чел.-ч.
  • Припой ПОС61: 1.95 кг/10 компл * 0.4 компл = 0.078 кг.
  1. Учет поправочных коэффициентов. Важным этапом является применение поправочных коэффициентов, которые учитывают специфические условия производства работ, не учтенные базовой нормой. Для монтажных работ на канатных дорогах часто актуальны коэффициенты на высоту.
  • При производстве монтажных работ на высоте более 10 м применяются следующие коэффициенты к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин:
  • свыше 10 м до 25 м – 1,1
  • свыше 25 м до 40 м – 1,15
  • свыше 40 м до 70 м – 1,3
  • свыше 70 м – 1,5
  • Также могут применяться коэффициенты на стесненность, работу в зимних условиях и другие, если это предусмотрено соответствующими методическими указаниями и проектной документацией.
  1. Расчет прямых затрат. После применения всех необходимых коэффициентов рассчитываются прямые затраты, включающие оплату труда рабочих, стоимость эксплуатации машин и стоимость материалов. Эти затраты затем индексируются в текущие цены с использованием соответствующих индексов пересчета.
  2. Формирование сметы. Полученные прямые затраты включаются в локальную смету, к которой добавляются накладные расходы и сметная прибыль, формируя полную сметную стоимость работ.

Примеры использования

Пример 1: Анкеровка на стандартной высоте

Предположим, необходимо анкеровать 20 концевых муфт тяговых канатов диаметром 26 мм на пассажирской канатной дороге, при этом работы ведутся на высоте до 10 метров.

  • Объем работ: 20 муфт / 10 компл = 2 компл.
  • Трудозатраты рабочих: 295 чел.-ч/10 компл * 2 компл = 59 чел.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу: 0.04 маш.-ч/10 компл * 2 компл = 0.008 маш.-ч.
  • Припой ПОС61: 1.95 кг/10 компл * 2 компл = 0.39 кг.

Пример 2: Анкеровка на высоте свыше 40 м

Если те же 20 муфт анкеруются на высоте 50 метров:

  • Объем работ: 2 компл.
  • Поправочный коэффициент на высоту (свыше 40 м до 70 м): 1,3.
  • Трудозатраты рабочих с учетом коэффициента: 59 чел.-ч * 1.3 = 76.7 чел.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу с учетом коэффициента: 0.008 маш.-ч * 1.3 = 0.0104 маш.-ч.
  • Расход материалов остается без изменений, так как коэффициенты на высоту применяются только к затратам труда и машин.

Особенности и ограничения

  • Строгое соответствие типу и диаметру каната: Норма 03-04-020-09 применима только для тяговых канатов диаметром от 25 до 28 мм. , Использование ее для несущих, тягово-несущих канатов или канатов других диаметров является ошибкой. Для таких случаев существуют другие нормы в той же таблице ГЭСНм 03-04-020. ,
  • Метод анкеровки: Норма четко указывает на метод заливки муфт сплавом. , Если проектом предусмотрена анкеровка с использованием клиньев, данная норма не подходит, и следует искать соответствующую норму, если таковая имеется в сборниках.
  • Комплексный характер работ: Норма учитывает полный комплекс операций, от подготовки каната до закрытия муфты. Дополнительное начисление затрат на отдельные операции, входящие в состав нормы, не допускается.
  • Транспортировка: Затраты на транспортировку материалов и оборудования до места производства работ (включая использование полуприцепов-тяжеловозов) уже учтены в норме. Однако, если требуется дополнительная транспортировка на большие расстояния или в особо сложных условиях, это может быть учтено отдельно в соответствии с методическими указаниями.

Полезная информация: Советы и контроль для сметчика

Эффективное применение ГЭСН 03-04-020-09 требует не только знания ее содержания, но и понимания типичных ошибок, а также использования практических советов для повышения точности сметных расчетов.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильный выбор нормы по типу каната. Самая распространенная ошибка – применение 03-04-020-09 для несущих или тягово-несущих канатов. Эта норма строго для тяговых канатов. Всегда сверяйтесь с проектной документацией и выбирайте норму, соответствующую типу и диаметру каната. Для несущих и натяжных канатов существуют нормы 03-04-020-10 (диаметр от 35,5 до 45 мм) и 03-04-020-11 (диаметр свыше 45 до 51 мм). ,
  2. Игнорирование диаметра каната. Даже для тяговых канатов, если диаметр выходит за пределы 25-28 мм, данная норма неприменима. Например, для тяговых канатов диаметром от 17 до 24 мм используется норма 03-04-020-03. ,
  3. Неучет поправочных коэффициентов на высоту. Монтаж канатных дорог часто ведется на значительной высоте, что существенно увеличивает трудозатраты и время работы машин. Забывая применить коэффициенты на высоту (например, 1.3 для высоты свыше 40 м), сметчик занижает реальную стоимость работ.
  4. Ошибка в единице измерения. Норма приведена на "10 комплектов". Расчет на 1 комплект без деления общего количества муфт на 10 приведет к десятикратному завышению ресурсных показателей. Всегда пересчитывайте фактический объем работ в "комплекты" (например, 5 муфт = 0.5 комплекта).
  5. Дублирование затрат. Состав работ по норме 03-04-020-09 является исчерпывающим для данной операции. Попытки дополнительно включить в смету отдельные операции (например, резку каната или промывку проволок) приведут к необоснованному завышению стоимости.
  6. Неправильная интерпретация требований к материалам. Например, попытка заменить указанный припой ПОС61 на другой, не предусмотренный нормой или проектом, может привести к техническим проблемам и некорректному расчету. Всегда используйте материалы, указанные в норме или обоснованные проектной документацией.

Практические советы

  • Внимательно изучайте проектную документацию. Перед началом сметных расчетов убедитесь, что вы точно знаете тип, диаметр и количество канатов, а также метод их анкеровки, предусмотренный проектом.
  • Используйте актуальные сборники ГЭСН. Нормы периодически обновляются и дополняются. Всегда работайте с последней редакцией сборников, чтобы избежать ошибок из-за устаревших данных.
  • Проверяйте условия производства работ. Уточняйте высоту монтажа, наличие стесненных условий, необходимость работы в зимнее время и другие факторы, которые могут потребовать применения поправочных коэффициентов.
  • Разбивайте сложные работы на простые элементы. Если проект включает несколько видов анкеровки или канатов разных диаметров, рассчитывайте каждый элемент отдельно, применяя соответствующие нормы.
  • Консультируйтесь с инженерами-проектировщиками и технологами. В случае сомнений по применению нормы, особенно для таких специфических работ, как монтаж канатных дорог, всегда лучше получить разъяснения от специалистов, участвующих в проектировании или выполнении работ.
  • Используйте сметные программы. Современные сметные программы значительно упрощают процесс расчета, автоматизируют применение норм и коэффициентов, минимизируя риск человеческой ошибки.

Связанные нормы

Для комплексного расчета стоимости монтажа канатных дорог сметчику могут потребоваться и другие нормы из сборника ГЭСНм 03-04-020 "Канаты и муфты для канатов". , К ним относятся:

Эти нормы позволяют сметчику охватить весь спектр работ, связанных с монтажом канатов и их анкеровкой, обеспечивая полноту и точность сметы.

Контрольные моменты

При проверке сметы, включающей ГЭСН 03-04-020-09, обратите внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие диаметра и типа каната. Убедитесь, что норма применена именно к тяговым канатам диаметром 25-28 мм.
  • Корректность единицы измерения. Проверьте, что объем работ указан в "комплектах" (т.е. фактическое количество муфт разделено на 10).
  • Наличие и правильность поправочных коэффициентов. Особое внимание уделите коэффициентам на высоту, если работы ведутся на значительной высоте.
  • Обоснованность дополнительных затрат. Убедитесь, что никакие операции, уже учтенные в составе нормы, не включены в смету повторно.
  • Актуальность нормативной базы. Проверьте, что смета составлена по действующим редакциям ГЭСН.

Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчику избежать ошибок и обеспечить высокое качество сметной документации для проектов по строительству канатных дорог.

Ключевые моменты

  • Норма 03-04-020-09 применяется для анкеровки концевых муфт тяговых канатов пассажирских подвесных канатных дорог.

  • Охватывает канаты диаметром строго от 25 до 28 мм, методом заливки специальным сплавом.

  • Единица измерения нормы — 10 комплектов, что требует внимательного пересчета объемов.

  • Состав работ включает полный цикл операций: от подготовки каната и муфты до заливки сплавом и зачистки.

  • Предусмотрены значительные трудозатраты (295 чел.-ч на 10 компл) и использование тяжелой техники, а также применение поправочных коэффициентов на высоту.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 03-04-020-09 применяется для определения ресурсных затрат на анкеровку концевых муфт тяговых канатов пассажирских подвесных канатных дорог, если диаметр каната составляет от 25 до 28 мм, а метод анкеровки – заливка специальным сплавом. ,

В норме учтены следующие основные материалы: припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые марки ПОС61 (1.95 кг на 10 компл), лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные (0.3 м3 на 10 компл) и доска необрезная хвойных пород (0.3 м3 на 10 компл). [Входные данные]

Нормой предусмотрены трудозатраты в размере 295 чел.-ч на 10 комплектов анкеровки, при среднем разряде работы 4,8. Это указывает на необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов для выполнения данных работ. [Входные данные]

В норме учтено использование кранов на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (0.04 маш.-ч на 10 компл), полуприцепов-тяжеловозов грузоподъемностью до 40 т (0.08 маш.-ч на 10 компл) и тракторов на гусеничном ходу мощностью 79 кВт (108 л.с.) (0.08 маш.-ч на 10 компл). [Входные данные]

Практические советы

1

Всегда тщательно проверяйте тип и диаметр каната, а также метод анкеровки, указанные в проектной документации, для выбора корректной нормы.

2

Обязательно применяйте поправочные коэффициенты на высоту монтажа, если работы ведутся на высоте более 10 метров, согласно методическим указаниям.

3

Внимательно пересчитывайте объемы работ, исходя из единицы измерения "10 компл", чтобы избежать ошибок в масштабировании ресурсов.

4

Используйте актуальные сборники ГЭСН и методические рекомендации, чтобы быть в курсе последних изменений и дополнений.

5

При возникновении сомнений по применению нормы, консультируйтесь с инженерами-проектировщиками или специалистами по технологии монтажа канатных дорог.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы для канатов другого типа (несущих, тягово-несущих) или диаметра, отличного от 25-28 мм.

!
Ошибка 2

Игнорирование поправочных коэффициентов на высоту производства работ, что приводит к занижению трудозатрат и машинного времени.

!
Ошибка 3

Неправильный пересчет единиц измерения (с 10 комплектов на 1), ведущий к десятикратному завышению или занижению ресурсов.

!
Ошибка 4

Путаница с методом анкеровки (применение нормы для заливки вместо анкеровки клиньями).

!
Ошибка 5

Дублирование затрат на отдельные операции, которые уже включены в состав работ по данной норме.

1
03-04-020-10

Анкеровка концевых муфт несущих и натяжных канатов, диаметр от 35,5 до 45 мм

Применяется для анкеровки других типов канатов (несущих, натяжных) и других диаметров.

2
03-04-020-11

Анкеровка концевых муфт несущих и натяжных канатов, диаметр свыше 45 до 51 мм

Применяется для анкеровки других типов канатов (несущих, натяжных) и других диаметров.

3
03-04-020-03

Канат тяговый пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр от 17 до 24 мм

Применяется для монтажа тяговых канатов другого диаметра.

4
03-04-020-04

Канат тяговый пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр свыше 24 до 28 мм

Применяется для монтажа самого тягового каната соответствующего диаметра, а не его анкеровки.

Технические характеристики

Единица измерения
10 компл
Категория
03-04-020
Тип работ
GESNM
Материалы
Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61: 1.95 кгЛесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.3 м3Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.3 м3

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: