Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-020-11 является одним из важнейших нормативов в сфере монтажа оборудования, регламентирующим работы по анкеровке концевых муфт пассажирских подвесных канатных дорог. Эта норма охватывает специфический процесс анкеровки с применением заливки для несущих и натяжных канатов, диаметр которых составляет от 45 до 51 мм.

Основное назначение данной нормы – определение потребности в ресурсах (трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, материальных ресурсах) для выполнения полного комплекса работ по надежному закреплению канатов. Корректное применение ГЭСН 03-04-020-11 критически важно для обеспечения безопасности и долговечности функционирования пассажирских канатных дорог, поскольку анкеровка является одним из наиболее ответственных узлов конструкции.

Единицей измерения в данной норме является "10 комплектов". Это означает, что все ресурсные показатели, указанные в норме, рассчитаны на выполнение работ по анкеровке десяти концевых муфт. При составлении сметной документации необходимо учитывать эту особенность и приводить объемы работ к данной единице измерения.

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 03-04-020-11 предусматривает выполнение комплекса работ по анкеровке концевых муфт канатов методом заливки сплавом. Технологический процесс, учтенный в данной норме, включает следующие основные операции, обеспечивающие надежное и безопасное крепление каната:

  1. Наложение проволочных бандажей и установка зажимов на канате: Эта подготовительная операция необходима для фиксации каната и предотвращения его расплетения до начала основных работ.
  2. Разметка и резка каната: Точная разметка и последующая резка каната по заданным размерам являются ключевыми для правильной установки муфты.
  3. Разработка и установка муфты на канате: Подготовка муфты и ее позиционирование на конце каната, что требует высокой точности.
  4. Расплетка конца каната на отдельные проволоки: Конец каната расплетается на отдельные проволоки для создания "ерша", который обеспечит максимальное сцепление со сплавом.
  5. Загибка, промывка и лужение проволок: Расплетенные проволоки загибаются, тщательно промываются для удаления загрязнений и лудятся (покрываются тонким слоем припоя) для улучшения адгезии со сплавом заливки.
  6. Затяжка конца каната в муфту: Расплетенный и подготовленный конец каната аккуратно затягивается в полость концевой муфты.
  7. Приготовление сплава: Подготовка специального оловянно-свинцового бессурьмянистого припоя (марка ПОС61) до необходимой консистенции и температуры для заливки.
  8. Заливка муфты сплавом, зачистка и закрытие ее крышкой: Заливка полости муфты расплавленным сплавом, обеспечивающая монолитное соединение каната с муфтой. После остывания сплава производится зачистка поверхности и установка защитной крышки.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ по анкеровке концевых муфт, согласно ГЭСН 03-04-020-11, предусмотрены следующие основные материальные ресурсы (на 10 комплектов):

  • Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61: 7.5 кг. Этот материал является ключевым для создания надежного соединения каната с муфтой методом заливки. Выбор марки ПОС61 обусловлен его физико-химическими свойствами, обеспечивающими прочность и долговечность анкеровки.
  • Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.5 м³. Эти лесоматериалы, вероятно, используются для создания временных поддерживающих конструкций, опалубки или вспомогательных элементов, необходимых для правильного позиционирования муфт и обеспечения безопасности работ в процессе заливки.
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.5 м³. Доска также применяется для вспомогательных целей, таких как изготовление временных настилов, подмостей, элементов опалубки или защитных ограждений в зоне проведения работ.

Машины и оборудование

Выполнение работ по анкеровке концевых муфт канатных дорог требует использования специализированной строительной техники. Нормой 03-04-020-11 учтены следующие машины и механизмы (на 10 комплектов):

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.22 маш.-ч. Краны необходимы для подъема и точного позиционирования тяжелых элементов, таких как концевые муфты, а также для перемещения канатов и вспомогательного оборудования на строительной площадке.
  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.37 маш.-ч. Используются для транспортировки крупногабаритных и тяжелых компонентов канатной дороги, включая сами канаты и анкерные муфты, к месту монтажа.
  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.37 маш.-ч. Тракторы могут применяться для выполнения различных вспомогательных работ на площадке, таких как перемещение грузов, подготовка территории, или в качестве тягового средства для монтажных операций.

Трудозатраты и требования к квалификации

Общие трудозатраты рабочих, предусмотренные нормой ГЭСН 03-04-020-11, составляют 560 чел.-ч на 10 комплектов анкеровки. Средний разряд работы для выполнения данного вида работ определен как 4.8. Это указывает на то, что для выполнения анкеровки концевых муфт необходимы высококвалифицированные специалисты, обладающие глубокими знаниями и опытом в монтаже ответственных конструкций.

Высокий средний разряд обусловлен сложностью технологического процесса, необходимостью точного соблюдения последовательности операций, работы с расплавленными металлами (припоем), а также критической важностью обеспечения безопасности пассажирских канатных дорог. Персонал должен быть аттестован и иметь допуски к работе на высоте и с подъемными механизмами, а также к работам, связанным с повышенной опасностью.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для правильного применения ГЭСН 03-04-020-11 при составлении сметной документации сметчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение количества концевых муфт, подлежащих анкеровке, согласно проектной документации. Поскольку единица измерения нормы – "10 комплектов", фактический объем работ необходимо привести к этой единице. Например, если требуется анкеровать 25 муфт, объем работ составит 2.5 единицы измерения нормы (25 муфт / 10 муфт/комплект).
  2. Применение нормы: Умножьте ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 03-04-020-11 (трудозатраты, машино-часы, расход материалов), на полученный объем работ в "10 комплектах". Например, для 2.5 единиц нормы, трудозатраты составят 560 чел.-ч * 2.5 = 1400 чел.-ч.
  3. Учет коэффициентов: Проверьте общие положения к сборнику ГЭСНм 03 и техническую часть к норме на предмет наличия коэффициентов, учитывающих усложняющие условия производства работ (например, работы на высоте, в стесненных условиях, в зимнее время и т.д.). Примените соответствующие коэффициенты к прямым затратам или отдельным статьям затрат, если это предусмотрено методическими указаниями.
  4. Пересчет в текущие цены: Полученные ресурсные показатели (в базисных ценах) необходимо перевести в текущий уровень цен. Это может быть выполнено с использованием индексов пересчета (базисно-индексный метод) или ресурсно-индексным методом (РИМ), который предполагает использование текущих цен на ресурсы и индексов к оплате труда и эксплуатации машин.

Примеры использования

Пример 1: Расчет для 20 комплектов анкеровки

Предположим, проект предусматривает анкеровку 20 концевых муфт несущих канатов.

  • Объем работ: 20 муфт / 10 муфт/комплект = 2 единицы измерения нормы.
  • Трудозатраты: 560 чел.-ч * 2 = 1120 чел.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу, 16 т: 0.22 маш.-ч * 2 = 0.44 маш.-ч.
  • Припои ПОС61: 7.5 кг * 2 = 15 кг.

Пример 2: Расчет для 5 комплектов анкеровки

Если требуется анкеровать 5 муфт, то объем работ составит 5 муфт / 10 муфт/комплект = 0.5 единицы измерения нормы.

  • Трудозатраты: 560 чел.-ч * 0.5 = 280 чел.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу, 16 т: 0.22 маш.-ч * 0.5 = 0.11 маш.-ч.
  • Припои ПОС61: 7.5 кг * 0.5 = 3.75 кг.

Особенности и ограничения

  • Диаметр канатов: Норма 03-04-020-11 строго привязана к диаметру канатов – свыше 45 до 51 мм. При работе с канатами других диаметров необходимо применять соответствующие нормы из той же группы (например, ГЭСНм 03-04-020-03 или ГЭСНм 03-04-020-06).
  • Метод анкеровки: Данная норма учитывает только анкеровку методом заливки сплавом. Для других методов анкеровки (например, клиновой) должны применяться иные нормативы, если таковые предусмотрены.
  • Комплексность: Норма охватывает полный комплекс работ по самой анкеровке. Она не включает затраты на поставку самих канатов, концевых муфт, а также на общестроительные работы по возведению анкерных опор или фундаментов. Эти затраты должны быть учтены по другим соответствующим ГЭСН (например, ГЭСН Сборник 01 "Земляные работы" для земляных работ под фундаменты или ГЭСН Сборник 07 "Бетонные и железобетонные конструкции сборные" для устройства бетонных фундаментов).
  • Нормативная база: Применение нормы должно осуществляться в соответствии с действующими правилами устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог (например, ПБ 10-559-03 , ГОСТ Р 71888-2025 ), а также проектной документацией. Любые отступления от проекта или нормативных требований недопустимы и могут привести к серьезным последствиям.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Сметчики часто сталкиваются с определенными ошибками при применении ГЭСН 03-04-020-11, которые могут привести к искажению сметной стоимости и проблемам при проверке:

  • Неправильное определение единицы измерения: Ошибка в расчете объема работ, когда вместо "10 комплектов" используется "1 комплект" или "1 муфта". Как избежать: Всегда помнить, что норма дана на 10 комплектов, и приводить фактический объем к этой единице.
  • Игнорирование диаметра каната: Применение данной нормы для канатов, диаметр которых не соответствует диапазону свыше 45 до 51 мм. Как избежать: Тщательно проверять проектные данные по диаметру каната и выбирать соответствующую норму из группы 03-04-020.
  • Неучет метода анкеровки: Попытка применить норму для анкеровки, выполненной другим способом (например, клиновым), а не заливкой. Как избежать: Внимательно изучать состав работ, предусмотренный нормой, и убеждаться, что он соответствует фактически выполняемой технологии.
  • Ошибки при пересчете в текущие цены: Некорректное применение индексов пересчета, использование устаревших баз или неправильные настройки ресурсно-индексного метода (РИМ). Как избежать: Использовать только актуальные индексы и методики, регулярно обновлять сметно-нормативные базы и проверять настройки программного обеспечения.
  • Включение в смету уже учтенных затрат: Добавление в смету материалов или работ, которые уже учтены в составе данной нормы. Как избежать: Подробно изучать техническую часть сборника ГЭСНм 03 и состав работ по норме, чтобы исключить дублирование затрат.
  • Несоответствие нормативной базе: Использование устаревших версий ГЭСН или применение норм, не соответствующих действующим нормативным документам. Как избежать: Всегда работать с актуальной редакцией сметно-нормативной базы и следить за изменениями в законодательстве.

Практические советы

  1. Детальное изучение проекта: Перед началом сметного расчета тщательно изучите проектную документацию на канатную дорогу, особенно разделы, касающиеся анкерных узлов, типов канатов и методов их крепления. Это поможет точно определить применимость нормы.
  2. Контроль качества материалов: Убедитесь, что используемые припои и другие материалы соответствуют требованиям проекта и нормативных документов. Качество припоя ПОС61 напрямую влияет на надежность анкеровки.
  3. Обеспечение квалификации: Подтвердите, что персонал, выполняющий работы по анкеровке, обладает необходимой квалификацией и допусками. Высокий разряд работы (4.8) требует опытных специалистов.
  4. Фотофиксация и акты скрытых работ: Ведите подробную фотофиксацию всех этапов работ по анкеровке и своевременно оформляйте акты скрытых работ. Это особенно важно для ответственных конструкций, таких как анкерные узлы канатных дорог.
  5. Использование специализированного ПО: Применяйте лицензионное сметное программное обеспечение, которое регулярно обновляется и содержит актуальные сметно-нормативные базы. Это минимизирует риск ошибок при расчетах.

Связанные нормы

При составлении смет на строительство и монтаж канатных дорог, помимо ГЭСН 03-04-020-11, могут потребоваться следующие нормы:

  • ГЭСНм 03-04-020-03: Анкеровка концевых муфт пассажирской подвесной канатной дороги с заливкой для тяговых канатов, диаметр от 17 до 24 мм.
  • ГЭСНм 03-04-020-06: Анкеровка концевых муфт пассажирской подвесной канатной дороги с заливкой для тягово-несущих кольцевых канатов, диаметр от 17,5 до 22 мм.
  • Другие нормы группы 03-04-020: В этой же группе могут находиться нормы на монтаж других элементов канатных дорог, таких как опоры, станции, приводные и обводные механизмы.
  • ГЭСН Сборник 01 "Земляные работы": Для определения затрат на подготовку котлованов и траншей под фундаменты анкерных опор.
  • ГЭСН Сборник 07 "Бетонные и железобетонные конструкции сборные": Для расчета стоимости устройства монолитных или сборных бетонных фундаментов и других железобетонных конструкций, связанных с анкерными узлами.
  • ГЭСН Сборник 11 "Полы": Хотя напрямую не связан, может быть использован для вспомогательных работ на станциях или технических помещениях.

Контрольные моменты

При выполнении работ по анкеровке концевых муфт и их приемке необходимо уделять внимание следующим контрольным моментам:

  • Соответствие проекту: Все параметры анкеровки (тип муфт, диаметр канатов, метод заливки) должны строго соответствовать проектной документации.
  • Качество заливки: Визуальный осмотр залитых муфт на предмет отсутствия пустот, трещин, раковин. При необходимости – проведение неразрушающего контроля.
  • Испытания: Проведение статических и динамических испытаний анкерных узлов в соответствии с требованиями нормативных документов и проекта для подтверждения их несущей способности и надежности.
  • Документация: Наличие всей необходимой исполнительной документации, включая акты освидетельствования скрытых работ, сертификаты на материалы (особенно на припой), протоколы испытаний.
  • Безопасность: Строгое соблюдение правил техники безопасности при работе с расплавленными металлами, на высоте и с тяжелым оборудованием.

Тщательное соблюдение всех требований ГЭСН 03-04-020-11 и сопутствующих нормативных документов является залогом успешного и безопасного ввода в эксплуатацию пассажирских подвесных канатных дорог.