Введение

Государственная элементная сметная норма ГЭСН 04-03-020-02 относится к группе "Приводы" и предназначена для определения затрат на пусконаладочные работы, связанные с вводом в эксплуатацию стационарных или передвижных кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог. Эти дороги, часто называемые канатными дорогами, представляют собой сложный инженерный комплекс, где привод является одним из ключевых элементов, обеспечивающих движение вагонов или кресел по заданному маршруту.

Пусконаладочные работы (ПНР) – это завершающий этап строительно-монтажных работ, в ходе которого производится комплекс мероприятий по проверке, настройке и испытанию оборудования с целью обеспечения его работоспособности в соответствии с проектными параметрами и требованиями нормативно-технической документации. Для таких ответственных объектов, как пассажирские канатные дороги, качество пусконаладки напрямую влияет на безопасность и надежность всей системы.

Норма ГЭСН 04-03-020-02 учитывает ресурсные затраты на выполнение полного комплекса пусконаладочных работ для одного привода (единица измерения – "шт"). Она является частью сборника ГЭСНп-04 "Подъемно-транспортное оборудование", что подчеркивает ее специализацию на данном типе механизмов.

Техническая информация

Состав работ по норме

Хотя Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) не всегда содержат исчерпывающий перечень операций, для пусконаладочных работ по приводу кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги норма ГЭСН 04-03-020-02 подразумевает выполнение следующих ключевых этапов и операций, исходя из общих принципов пусконаладки и специфики оборудования:

  1. Подготовительные работы:
  • Изучение проектной, технической и эксплуатационной документации на привод и канатную дорогу в целом.
  • Проверка готовности объекта к пусконаладочным работам (завершение монтажа, наличие электропитания, заземления и т.д.).
  • Подготовка рабочего места, инструментов и измерительного оборудования.
  1. Проверка монтажа и выверка:
  • Визуальный осмотр и проверка качества монтажа всех компонентов привода (двигатели, редукторы, тормозные системы, шкивы, системы управления).
  • Выверка привода относительно оси канатной дороги. Это критически важный этап для обеспечения плавности хода и предотвращения износа каната и оборудования.
  • Проверка горизонтальности установки привода.
  • Контроль допустимых смещений в узлах соединения электродвигателя и редуктора (несоосность валов, перекос).
  • Проверка взаимного параллельного смещения осей приводного и направляющих шкивов относительно проектного положения.
  1. Настройка и регулировка систем:
  • Настройка электрических систем привода: проверка электромонтажных схем, подключений, систем защиты, автоматики и сигнализации.
  • Регулировка механических компонентов: натяжение ремней, смазка узлов, проверка зазоров.
  • Настройка тормозных систем, включая проверку срабатывания аварийного тормоза при превышении номинального числа оборотов шкива.
  • Настройка систем управления и безопасности, включая датчики, концевые выключатели, системы аварийной остановки.
  1. Индивидуальные испытания (холостой ход):
  • Проведение испытаний привода вхолостую, без кресел или кабин, в течение установленного времени (например, 4 часа бесперебойной работы на проектной скорости).
  • Контроль параметров работы привода: температура, вибрация, шум, потребление энергии.
  • Выявление и устранение неисправностей, регулировка параметров до достижения проектных значений.
  1. Комплексные испытания (под нагрузкой):
  • Испытание канатной дороги с одним, а затем со всеми порожними креслами (кабинами) на пониженной скорости в течение нескольких безостановочных циклов.
  • Проверка беспрепятственного прохождения зажимов подвесок кресел (кабин) через балансирные ролики опор, а также вокруг приводного и обводного шкивов.
  • Контроль работы привода под нагрузкой, проверка динамических характеристик.
  • Окончательная настройка и регулировка всех систем для обеспечения стабильной и безопасной работы.
  1. Оформление документации:
  • Составление актов, протоколов испытаний и других исполнительных документов, подтверждающих выполнение пусконаладочных работ и соответствие оборудования проектным требованиям.
  • Передача документации заказчику.

Материалы и ресурсы

Норма ГЭСН 04-03-020-02, как и все Государственные элементные сметные нормы, определяет потребность в ресурсах, необходимых для выполнения работ, а не их стоимость в рублях. В данном случае, норма учитывает следующие трудозатраты персонала:

  • Рабочий 6 разряда: 188 чел.-ч
  • Инженер I категории: 94 чел.-ч
  • Ведущий инженер: 94 чел.-ч

Важно отметить, что в ГЭСН не учитываются прямые материальные затраты на расходные материалы (например, смазочные материалы, чистящие средства), которые могут потребоваться в процессе пусконаладки. Эти затраты, как правило, учитываются отдельно в сметной документации на основе проектных данных или по текущим ценам.

Трудозатраты и время выполнения

Общие трудозатраты по норме ГЭСН 04-03-020-02 составляют 376 чел.-ч на один привод. Распределение трудозатрат по квалификационному составу выглядит следующим образом:

  • Рабочий 6 разряда: 188 чел.-ч (50% от общих затрат труда рабочих)
  • Инженер I категории: 94 чел.-ч (25% от общих затрат труда)
  • Ведущий инженер: 94 чел.-ч (25% от общих затрат труда)

Такой квалификационный состав отражает сложность и ответственность пусконаладочных работ, требующих участия как высококвалифицированных рабочих, так и инженерно-технического персонала для настройки и контроля сложных систем.

Требования к квалификации

Для выполнения работ по данной норме необходим персонал со следующей квалификацией:

  • Рабочий 6 разряда: Специалист, обладающий высоким уровнем профессиональных навыков и опытом работы с подъемно-транспортным оборудованием, способный выполнять сложные монтажные, регулировочные и испытательные операции.
  • Инженер I категории: Инженер, ответственный за техническое сопровождение пусконаладочных работ, анализ проектной документации, проведение измерений и испытаний, а также устранение выявленных отклонений.
  • Ведущий инженер: Высококвалифицированный инженер, осуществляющий общее руководство пусконаладочными работами, принимающий ключевые технические решения, координирующий действия команды и отвечающий за конечный результат и соответствие оборудования всем требованиям безопасности и эксплуатации.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Применение нормы ГЭСН 04-03-020-02 в сметной документации осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Установить количество приводов стационарных (передвижных) кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог, подлежащих пусконаладке, согласно проектной документации. Единица измерения – "шт".

  2. Применение нормы: Для каждого привода применить норму ГЭСН 04-03-020-02. Это означает, что для каждой единицы оборудования будут учтены ресурсные показатели, указанные в норме (человеко-часы рабочих и инженерного персонала).

  3. Расчет прямых затрат: На основе ресурсных показателей нормы и текущих стоимостных данных (стоимость человеко-часа рабочих, инженеров) рассчитываются прямые затраты на пусконаладочные работы. Важно помнить, что ГЭСН содержит нормы расхода ресурсов в базисных ценах (например, 2000 года), поэтому для получения текущей стоимости необходимо применять соответствующие индексы пересчета.

  4. Учет дополнительных коэффициентов:

  • Коэффициенты на условия производства работ: Если пусконаладочные работы выполняются в условиях, снижающих производительность труда (например, на высоте свыше 2 м, в стесненных или вредных условиях), к нормам затрат труда могут применяться повышающие коэффициенты. Например, при работе на высоте от 2 до 8 м применяется коэффициент 1,1; при высоте свыше 8 м – 1,2.
  • Коэффициенты на повторное выполнение работ: Если требуется повторное выполнение пусконаладочных работ (например, из-за изменения технологического процесса, режима работы оборудования или вынужденной замены оборудования), затраты труда могут определяться с понижающим коэффициентом 0,5, при условии обоснования такой необходимости заданием заказчика.
  1. Формирование сметной стоимости: К прямым затратам добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.

Примеры использования

  • Новое строительство: При возведении новой канатной дороги, норма ГЭСН 04-03-020-02 применяется для определения затрат на пусконаладку основного привода, который обеспечивает движение всей системы. Это обязательный этап перед вводом объекта в эксплуатацию.
  • Реконструкция или модернизация: Если в рамках реконструкции существующей канатной дороги производится замена или существенная модернизация привода, данная норма также будет применяться для расчета пусконаладочных работ нового или обновленного оборудования.
  • Капитальный ремонт: В случае капитального ремонта, связанного с полной заменой привода, норма используется для определения затрат на его последующую пусконаладку и ввод в эксплуатацию.

Особенности и ограничения

  • Единица измерения: Норма применяется на "шт" привода, что означает учет затрат на одну единицу оборудования, независимо от его мощности или габаритов, если это не оговорено в технических частях сборников или примечаниях к норме.
  • Пусконаладочные работы: Важно четко разграничивать пусконаладочные работы (ГЭСНп) от монтажных работ (ГЭСНм). Данная норма учитывает именно комплекс мероприятий по проверке и настройке уже смонтированного оборудования, а не его установку. Монтаж привода должен быть учтен по соответствующим нормам сборника ГЭСНм.
  • Базисные цены: ГЭСНы отражают ресурсные показатели в базисных ценах (например, 2000 года). Для пересчета в текущие цены необходимо использовать актуальные индексы пересчета, публикуемые Минстроем России или региональными центрами ценообразования.
  • Комплектность: Норма предполагает, что привод поставляется в комплектности, позволяющей провести пусконаладочные работы. Затраты на доукомплектацию или устранение дефектов, возникших по вине поставщика или монтажной организации, не учтены данной нормой и должны оформляться отдельно.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Применение ГЭСН 04-03-020-02, как и других сметных норм, требует внимательности и знания нюансов. Ниже приведены типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

  1. Завышение объемов работ:
  • Ошибка: Учет нескольких приводов, когда фактически пусконаладка производится только для одного, или включение в смету работ, которые не относятся к пусконаладке привода (например, пусконаладка всей канатной дороги, если для нее есть отдельная норма).
  • Как избежать: Тщательно сверять объемы работ по смете с проектной документацией и актами выполненных работ. Убедиться, что норма применяется строго к количеству приводов, указанных в проекте.
  1. Неправильное применение расценок:
  • Ошибка: Использование норм для монтажных работ вместо пусконаладочных, или наоборот. Привод стационарный (передвижной) кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги может иметь нормы как на монтаж, так и на пусконаладку.
  • Как избежать: Всегда проверять тип нормы (ГЭСН, ГЭСНм, ГЭСНп) и ее наименование. ГЭСН 04-03-020-02 четко относится к пусконаладочным работам (ГЭСНп).
  1. Неучет или неверное применение коэффициентов:
  • Ошибка: Игнорирование повышающих коэффициентов за работу в сложных условиях (высота, стесненность) или, наоборот, необоснованное применение таких коэффициентов. Также возможна ошибка при применении понижающего коэффициента для повторных работ.
  • Как избежать: Внимательно изучать общие положения к сборникам ГЭСНп и техническую часть к сборнику 04. Всегда обосновывать применение коэффициентов ссылками на проект, условия производства работ или официальные разъяснения.
  1. Отсутствие согласования с проектом:
  • Ошибка: Включение в смету работ, не предусмотренных проектной документацией, или отсутствие обязательных позиций.
  • Как избежать: Смета должна быть составлена строго в соответствии с проектной документацией, ведомостями объемов работ и техническими заданиями. Любые отклонения должны быть обоснованы и согласованы с заказчиком.
  1. Двойной учет затрат:
  • Ошибка: Одна и та же позиция или вид работ может быть учтена несколько раз в разных нормах или разделах сметы.
  • Как избежать: Проводить тщательную проверку сметной документации на предмет дублирования позиций. Убедиться, что работы, учтенные в ГЭСН 04-03-020-02, не пересекаются с другими нормами, применяемыми в проекте.

Практические советы

  • Детальное изучение документации: Перед началом составления сметы на пусконаладку привода канатной дороги, тщательно изучите всю проектную, техническую и эксплуатационную документацию. Это поможет понять специфику оборудования и объем предстоящих работ.
  • Актуализация цен: Всегда используйте актуальные индексы пересчета для приведения базисных цен ГЭСН к текущему уровню. Информация об индексах регулярно публикуется на официальных ресурсах Минстроя России и региональных центров ценообразования.
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений по составу работ, применению коэффициентов или выбору нормы, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам, инженерам-наладчикам или представителям проектной организации.
  • Фото- и видеофиксация: Для обоснования применения повышающих коэффициентов или дополнительных работ, связанных со сложными условиями, рекомендуется вести фото- и видеофиксацию на объекте.
  • Прозрачность сметы: Составляйте смету максимально прозрачно и понятно, с подробным описанием всех позиций и обоснованием примененных норм и коэффициентов. Это минимизирует риски разногласий с заказчиком.

Связанные нормы

При работе с ГЭСН 04-03-020-02 могут быть полезны следующие связанные нормы и сборники:

  • Сборник ГЭСНп-04 "Подъемно-транспортное оборудование": Данная норма является частью этого сборника. Изучение общих положений и других норм сборника поможет лучше понять контекст и возможные альтернативы или дополнения.
  • Сборник ГЭСНп-01 "Электротехнические устройства": Поскольку привод канатной дороги включает в себя значительное количество электротехнических устройств, нормы из этого сборника могут быть применимы для пусконаладки отдельных электрических компонентов, если они не учтены в 04-03-020-02 или требуют отдельного расчета.
  • Сборник ГЭСНм-04 "Скважины": Хотя напрямую не связан с приводами, он является частью того же 4-го раздела ГЭСН (монтажные работы), что и ГЭСНп-04. Это может быть полезно для понимания структуры и общих принципов нормирования в этом разделе.
  • ВСН 413-80 "Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования": Хотя это инструкция по монтажу, она содержит важные технические требования и допуски, которые необходимо учитывать при пусконаладочных работах, особенно в части выверки и испытаний.

Контрольные моменты

Для обеспечения точности и достоверности сметы, а также успешного выполнения пусконаладочных работ, сметчику и инженеру-наладчику следует уделять внимание следующим контрольным моментам:

  • Соответствие проекту: Убедиться, что все работы, учтенные в смете, соответствуют проектной документации и техническому заданию на пусконаладку.
  • Фактический объем работ: Проверить, что объем работ, указанный в смете, соответствует фактически выполненному объему. Это особенно важно для предотвращения завышения сметной стоимости.
  • Качество выполнения: Контролировать качество выполнения пусконаладочных работ, так как от этого зависит безопасность и долговечность эксплуатации канатной дороги.
  • Документирование: Обеспечить полное и корректное оформление всей исполнительной документации, включая акты, протоколы испытаний, журналы работ. Это является основанием для подтверждения выполненных объемов и затрат.
  • Безопасность: Убедиться, что все работы проводятся с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности, особенно при работе на высоте и с электрооборудованием.