Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-116-05

05-01-116

При производстве работ вне района самостоятельного плавания плавучего крана грузоподъемностью 100 т добавлять к норме: → 05-01-116-03

Подробное описание
Группа: При производстве работ вне района самостоятельного плавания плавучего крана грузоподъемностью 100 т добавлять к норме: Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
т
Категория
05-01-116
Тип работ
GESN
Трудозатраты
Прямые трудозатраты рабочих-строителей не предусмотрены в данной добавочной норме; они учтены в базовой норме (например, 2.39 чел.-ч на 1 т свай для ГЭСН 05-01-116-03). Затраты на экипаж буксира включены в стоимость машино-часа эксплуатации буксира.
Основное назначение
Учет дополнительных затрат на буксировку 100-тонного плавучего крана при производстве работ вне района его самостоятельного плавания.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 552 кВт (750 л.с.) 0.75

Введение

В мире гидротехнического строительства, где масштабы проектов часто поражают воображение, точность сметных расчетов играет первостепенную роль. Одной из специфических, но крайне важных норм, обеспечивающих эту точность, является ГЭСН 05-01-116-05. Данная норма призвана учесть дополнительные затраты, возникающие при производстве работ вне района самостоятельного плавания плавучего крана грузоподъемностью 100 тонн. Это означает, что если плавучий кран не может перемещаться самостоятельно или его перемещение собственными силами нецелесообразно для выполнения конкретной задачи, требуются услуги буксиров, и именно эти затраты покрывает рассматриваемая норма.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 05-01-116-05 относится к разделу 05-01-116 "Погружение вибропогружателем свай из стальных труб в морских условиях" сборника ГЭСН-2001 (редакции 2020 г. и последующих). Ее основное назначение — компенсация дополнительных расходов, связанных с обеспечением мобильности крупнотоннажного плавучего крана (100 т) при выполнении им специализированных работ, таких как погружение свай, в условиях, когда его собственная способность к передвижению ограничена или отсутствует.

Эта норма является добавочной и всегда применяется в связке с базовыми нормами, описывающими основной вид работ. В частности, она прямо указывает на применение к норме ГЭСН 05-01-116-03, которая регламентирует погружение вибропогружателем свай из стальных труб длиной до 20 м, диаметром до 800 мм у открытого побережья (открытого рейда) без извлечения грунта. Также, по аналогии, она может быть применена к ГЭСН 05-01-116-04 для свай свыше 20 м и диаметром свыше 800 мм.

Область применения нормы охватывает морское и речное гидротехническое строительство, где используются плавучие краны для выполнения монтажных, погрузочно-разгрузочных и свайных работ на открытых акваториях или в условиях, требующих внешней буксировки.

Основные характеристики

  • Код нормы: 05-01-116-05
  • Название: При производстве работ вне района самостоятельного плавания плавучего крана грузоподъемностью 100 т добавлять к норме: → 05-01-116-03
  • Единица измерения: т (тонна). Это означает, что расход ресурсов по данной норме привязан к объему основного вида работ, выраженному в тоннах (например, тоннах погруженных свай).
  • Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
  • Категория: 05-01-116 (Свайные работы, выполняемые в морских условиях с плавучих средств).
  • Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1. Эти ссылки указывают на нормативные документы, регулирующие накладные расходы (НР) и сметную прибыль (СП), что подтверждает официальный статус и методологическую обоснованность нормы в системе ценообразования строительства.

Техническая информация

Для корректного применения ГЭСН 05-01-116-05 необходимо глубоко понимать технические аспекты, связанные с эксплуатацией плавучих кранов и спецификой морских работ.

Что означает "вне района самостоятельного плавания"?

Термин "вне района самостоятельного плавания" является ключевым для данной нормы. Он означает, что плавучий кран не использует свои собственные двигатели для перемещения по акватории, или его собственные средства передвижения недостаточны для выполнения требуемых маневров или перехода на значительные расстояния. Это может быть обусловлено несколькими факторами:

  1. Отсутствие собственного хода: Некоторые плавучие краны, особенно старые модели или специализированные сборно-разборные конструкции (например, ПРК-100), могут не иметь собственных двигателей и всегда требуют буксировки.
  2. Недостаточная мощность/маневренность: Даже если кран имеет собственный ход, его мощность или маневренность могут быть недостаточны для работы в сложных условиях (сильное течение, узкие акватории, необходимость точного позиционирования) или для длительных переходов по открытому морю.
  3. Экономическая целесообразность: В некоторых случаях буксировка может быть более экономически выгодной, чем использование собственных двигателей крана, особенно при наличии мощных и доступных буксиров.
  4. Требования безопасности: Для обеспечения безопасности крупногабаритных плавучих объектов в условиях интенсивного судоходства или неблагоприятных погодных условий часто требуется сопровождение и помощь буксиров.

Таким образом, норма 05-01-116-05 применяется именно тогда, когда для перемещения 100-тонного плавучего крана требуется внешняя помощь в виде буксиров.

Характеристики плавучего крана грузоподъемностью 100 т

Плавучие краны грузоподъемностью 100 тонн являются мощными и универсальными машинами, предназначенными для выполнения тяжелых подъемных и монтажных работ на воде. Они широко используются в:

  • Гидротехническом строительстве: Возведение мостов, причалов, дамб, волнорезов, портовых сооружений.
  • Судостроении и судоремонте: Подъем и перемещение крупных секций судов, установка оборудования.
  • Дноуглубительных работах: Работа с грейферами для выемки грунта.
  • Аварийно-спасательных операциях: Подъем затонувших объектов.

Примеры таких кранов включают самоходные плавучие краны типа "Черноморец" или сборно-разборные краны типа ПРК-100. Их конструкция может быть полноповоротной, что обеспечивает гибкость в работе. Учитывая их значительные габариты и водоизмещение, их перемещение, особенно вне защищенных акваторий, требует серьезного планирования и привлечения специализированных судов.

Состав работ по норме 05-01-116-05

Поскольку ГЭСН 05-01-116-05 является добавочной нормой, она не содержит полного перечня операций, как это принято для основных норм. Вместо этого, она учитывает затраты на обеспечение специфического условия — буксировки плавучего крана. Состав работ, подразумеваемый данной нормой, включает:

  • Планирование и координация буксировочных операций: Разработка маршрута, согласование с портовыми службами и другими участниками движения.
  • Подход и швартовка буксиров к плавучему крану: Маневры буксиров для надежной фиксации крана.
  • Непосредственно буксировка плавучего крана: Перемещение крана из одной точки в другую по акватории.
  • Позиционирование крана на рабочей точке с помощью буксиров: Точное перемещение и удержание крана в заданном положении для выполнения основных работ.
  • Отшвартовка буксиров: Завершение буксировочных операций.
  • Время ожидания/простоя буксиров: Учет времени, когда буксиры находятся на объекте, но не выполняют активную буксировку, оставаясь в готовности.

Важно отметить, что все эти операции направлены на обеспечение перемещения и позиционирования крана, а не на выполнение им основных технологических функций (например, погружения свай), которые учтены в базовой норме 05-01-116-03.

Материалы и ресурсы

Единственным явно указанным ресурсом в составе ГЭСН 05-01-116-05 являются:

  • Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 552 кВт (750 л.с.): 0.75

Это означает, что на каждую тонну объема работ, учтенного базовой нормой (например, тонну погруженных свай), требуется 0.75 машино-часов работы дизельного буксира мощностью 552 кВт (750 л.с.) при работе на открытом рейде. Выбор такой мощности буксира обусловлен необходимостью обеспечения достаточной тяги для перемещения 100-тонного плавучего крана в условиях открытой акватории, где могут быть течения, ветер и волнение.

Трудозатраты и время выполнения

В отличие от многих других норм ГЭСН, норма 05-01-116-05 не содержит прямых трудозатрат рабочих-строителей. Это связано с тем, что данная норма является добавочной и учитывает в основном время эксплуатации машин (буксиров). Трудозатраты экипажа буксира уже включены в стоимость машино-часа эксплуатации самого буксира. Таким образом, при расчете сметы по данной норме, основные трудозатраты будут учтены в базовой норме, к которой применяется 05-01-116-05 (например, в ГЭСН 05-01-116-03 трудозатраты составляют 2.39 чел.-ч на 1 т свай, а машино-часы — 12.32 маш.-ч на 1 т свай).

Время выполнения работ по данной норме напрямую зависит от объема основного вида работ (в тоннах) и коэффициента расхода буксиров. Например, если объем работ составляет 100 тонн, то потребуется 100 т * 0.75 маш.-ч/т = 75 машино-часов работы буксира.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 05-01-116-05 требует внимательности и понимания ее места в общей структуре сметных расчетов.

Пошаговый алгоритм расчета

Для включения затрат по ГЭСН 05-01-116-05 в смету необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение объема основного вида работ: Прежде всего, необходимо определить объем основного вида работ, к которому применяется данная добавочная норма. В случае с ГЭСН 05-01-116-03 или ГЭСН 05-01-116-04, это будет масса погруженных стальных свай в тоннах. Этот объем должен быть обоснован проектной документацией, ведомостями объемов работ или расчетами.
  2. Применение базовой нормы: Рассчитайте затраты по основной норме (например, ГЭСН 05-01-116-03) на определенный объем работ. Это даст вам базовые ресурсы на погружение свай.
  3. Проверка условий применения 05-01-116-05: Убедитесь, что условия проекта соответствуют требованиям нормы 05-01-116-05, а именно:
  • Используется плавучий кран грузоподъемностью 100 тонн.
  • Работы производятся вне района его самостоятельного плавания (т.е., требуется буксировка).
  • Необходимость буксировки обоснована в проекте организации строительства (ПОС) или иной технической документации.
  1. Расчет затрат по 05-01-116-05: Умножьте объем основного вида работ (в тоннах) на нормативный расход буксиров, указанный в норме 05-01-116-05 (0.75 машино-часов на тонну).
  • Пример: Если объем погруженных свай составляет 500 тонн, то расход буксиров составит: 500 т * 0.75 маш.-ч/т = 375 маш.-ч.
  1. Включение в смету: Полученное количество машино-часов буксиров включается в смету отдельной строкой или как дополнительный ресурс к основной норме, в зависимости от принятой формы сметной документации. Стоимость машино-часа буксира определяется по соответствующим сборникам сметных цен на эксплуатацию строительных машин и механизмов.

Примеры использования

Пример 1: Погружение свай для причала

  • Задача: Погружение 1500 тонн стальных трубчатых свай вибропогружателем с плавучего крана грузоподъемностью 100 т у открытого побережья. Плавучий кран не является самоходным и требует буксировки для позиционирования и перемещения в зоне работ.
  • Применяемые нормы:
  • Основная: ГЭСН 05-01-116-03 (Погружение вибропогружателем свай из стальных труб длиной: до 20 м, диаметром до 800 мм у открытого побережья (открытого рейда) без извлечения грунта).
  • Добавочная: ГЭСН 05-01-116-05 (При производстве работ вне района самостоятельного плавания плавучего крана грузоподъемностью 100 т добавлять к норме: → 05-01-116-03).
  • Расчет:
  1. Объем работ: 1500 т свай.
  2. Расход буксиров по ГЭСН 05-01-116-05: 1500 т * 0.75 маш.-ч/т = 1125 маш.-ч.
  3. В смету включается 1125 машино-часов дизельных буксиров мощностью 552 кВт (750 л.с.) дополнительно к ресурсам, учтенным в ГЭСН 05-01-116-03 для 1500 тонн свай.

Пример 2: Монтаж крупногабаритных конструкций

Хотя норма прямо указывает на 05-01-116-03, в некоторых случаях, при обосновании в ПОС, аналогичный подход может быть применен для других видов работ, где 100-тонный плавкран используется вне зоны самостоятельного плавания. Например, при монтаже крупногабаритных металлоконструкций моста с плавучих средств, если объем работ выражен в тоннах монтируемых конструкций, и плавкран требует буксировки. В таком случае, сметчик должен будет найти базовую норму на монтаж, измеряемую в тоннах, и применить 05-01-116-05 как добавочную, если условия соответствуют.

Особенности и ограничения

  • Строгая привязка к грузоподъемности: Норма применима только для плавучих кранов грузоподъемностью 100 тонн. Использование кранов другой грузоподъемности требует применения других норм или разработки индивидуальных расценок.
  • Условие "вне района самостоятельного плавания": Это ключевое условие. Если кран является самоходным и способен выполнять все необходимые перемещения самостоятельно, данная норма не применяется. Необходимость буксировки должна быть четко обоснована в проектной документации, особенно в проекте организации строительства (ПОС).
  • Добавочный характер: Норма всегда применяется в дополнение к основной норме, которая описывает технологический процесс (например, погружение свай). Она не может быть применена самостоятельно.
  • Единица измерения: Расход буксиров привязан к тонне основного объема работ, а не к тонне веса крана или расстоянию буксировки. Это упрощает расчет, но требует точного определения объема основного вида работ.
  • Открытый рейд: Норма явно указывает на работу буксиров на открытом рейде, что подразумевает определенные условия эксплуатации (волнение, ветер), влияющие на расход топлива и износ оборудования.

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 05-01-116-05 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение условий применения: Самая частая ошибка — применение нормы, когда плавучий кран является самоходным и способен выполнять перемещения самостоятельно, или когда необходимость буксировки не обоснована проектом. Как избежать: Всегда сверяйтесь с проектной документацией, особенно с ПОС, где должны быть указаны характеристики используемой техники и методы ее перемещения.
  2. Применение к кранам другой грузоподъемности: Норма строго привязана к 100-тонным кранам. Попытка применить ее к кранам 50 т или 200 т будет некорректной. Как избежать: Внимательно читайте наименование нормы и ее технические характеристики. Для других кранов ищите соответствующие нормы или обосновывайте индивидуальные расценки.
  3. Игнорирование базовой нормы: ГЭСН 05-01-116-05 является добавочной. Ее нельзя применять без привязки к основной норме, описывающей технологический процесс. Как избежать: Всегда указывайте, к какой базовой норме применяется 05-01-116-05, и убедитесь, что объем работ по обеим нормам соответствует.
  4. Неверное определение единицы измерения: Единица измерения "т" относится к объему основного вида работ (например, тоннам свай), а не к тоннам веса крана или тонно-километрам буксировки. Как избежать: Четко понимайте, что является измерителем для данной нормы и для базовой нормы, к которой она применяется.
  5. Отсутствие обоснования в ПОС: Отсутствие в проекте организации строительства (ПОС) или иной технической документации обоснования необходимости буксировки плавучего крана может привести к снятию затрат при экспертизе сметной документации. Как избежать: Требуйте от проектировщиков четкого описания логистики и перемещения плавучих средств в ПОС.

Практические советы

  • Внимательно изучайте ПОС: Проект организации строительства (ПОС) является основным документом, обосновывающим выбор машин и механизмов, а также способы их перемещения. Именно в ПОС должны быть указаны характеристики плавучего крана и необходимость его буксировки.
  • Консультируйтесь с технологами: Если возникают сомнения в необходимости буксировки или выборе конкретного типа буксира, проконсультируйтесь с инженерами-технологами, специализирующимися на морских работах.
  • Используйте актуальные сборники ГЭСН: Всегда работайте с последними редакциями сборников ГЭСН, так как нормы могут обновляться и дополняться.
  • Документируйте обоснование: В рабочей смете или пояснительной записке к ней всегда указывайте обоснование применения данной нормы, ссылаясь на соответствующие пункты проектной документации.
  • Учитывайте специфику открытого рейда: Работа на открытом рейде подразумевает более сложные условия, чем в закрытой акватории. Это может влиять на выбор буксиров и их режим работы, что уже учтено в норме, но важно для общего понимания процесса.

Связанные нормы

ГЭСН 05-01-116-05 тесно связана с другими нормами из таблицы 05-01-116 "Погружение вибропогружателем свай из стальных труб в морских условиях".

  • ГЭСН 05-01-116-03: "Погружение вибропогружателем свай из стальных труб длиной: до 20 м, диаметром до 800 мм у открытого побережья (открытого рейда) без извлечения грунта". Это основная норма, к которой напрямую применяется 05-01-116-05.
  • ГЭСН 05-01-116-04: "Погружение вибропогружателем свай из стальных труб длиной: свыше 20 м, диаметром свыше 800 мм у открытого побережья (открытого рейда) без извлечения грунта". Хотя 05-01-116-05 прямо указывает на 05-01-116-03, по логике и структуре сборника, она также может быть применена к 05-01-116-04, если для выполнения этих работ используется 100-тонный плавучий кран вне района самостоятельного плавания.
  • Другие нормы таблицы 05-01-116: Вся таблица 05-01-116 посвящена свайным работам в морских условиях с плавучих средств. Сметчику следует изучить весь раздел, чтобы понимать контекст и возможные альтернативы или сопутствующие работы.

Контрольные моменты

При проверке и экспертизе сметной документации, содержащей ГЭСН 05-01-116-05, будут обращать внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие проектной документации: Наличие в проекте (особенно в ПОС) указаний на использование 100-тонного плавучего крана и необходимость его буксировки.
  • Обоснование "вне района самостоятельного плавания": Четкое объяснение, почему кран не может перемещаться самостоятельно или почему буксировка является оптимальным решением. Это может быть связано с типом крана (несамоходный), условиями акватории, дальностью переходов и т.д.
  • Корректность привязки к базовой норме: Правильное применение 05-01-116-05 к соответствующей базовой норме (05-01-116-03 или 05-01-116-04) и корректное определение объема работ.
  • Актуальность нормативов: Использование действующих редакций ГЭСН и сборников сметных цен на ресурсы.

Соблюдение этих контрольных моментов позволит избежать замечаний при экспертизе и обеспечит достоверность сметной стоимости проекта.

Заключение

ГЭСН 05-01-116-05 является специфической, но крайне важной нормой для точного определения затрат в гидротехническом строительстве. Она позволяет учесть реальные расходы на обеспечение мобильности крупнотоннажного плавучего крана, когда его перемещение требует привлечения буксиров. Понимание условий ее применения, состава учтенных ресурсов и правильного алгоритма расчета критически важно для каждого сметчика, работающего с морскими объектами. Использование данной нормы в соответствии с проектной документацией и методическими указаниями гарантирует обоснованность и прозрачность сметной стоимости, способствуя успешной реализации сложных инженерных проектов.

Ключевые моменты

  • ГЭСН 05-01-116-05 — это добавочная норма, применяемая к основным нормам свайных работ в морских условиях.

  • Она учитывает затраты на буксировку 100-тонного плавучего крана, когда он не может перемещаться самостоятельно.

  • Основной ресурс нормы — дизельные буксиры мощностью 552 кВт (750 л.с.) в объеме 0.75 машино-часов на тонну основного объема работ.

  • Норма применяется к ГЭСН 05-01-116-03 (и, по аналогии, к 05-01-116-04), измеряется в тоннах основного объема работ (например, тоннах погруженных свай).

  • Необходимость буксировки должна быть обоснована в проекте организации строительства (ПОС).

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-116-05 применяется, когда 100-тонный плавучий кран выполняет работы (например, погружение свай) вне района своего самостоятельного плавания, то есть требует буксировки для перемещения и позиционирования. Это условие должно быть обосновано в проектной документации, в частности, в проекте организации строительства (ПОС).

В данной норме не учтены материалы в прямом смысле. Она учитывает ресурс "Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 552 кВт (750 л.с.)" в количестве 0.75 машино-часов на тонну основного объема работ. Стоимость топлива и других эксплуатационных материалов буксира включена в стоимость его машино-часа.

ГЭСН 05-01-116-05 не содержит прямых трудозатрат рабочих-строителей. Трудозатраты экипажа буксира учтены в стоимости машино-часа эксплуатации буксира. Основные трудозатраты на выполнение работ (например, погружение свай) предусмотрены в базовой норме, к которой применяется 05-01-116-05 (например, в ГЭСН 05-01-116-03).

Норма 05-01-116-05 прямо указывает на применение к ГЭСН 05-01-116-03. По аналогии, она также может быть применена к ГЭСН 05-01-116-04, поскольку обе эти нормы описывают свайные работы, выполняемые с плавучих средств в морских условиях, и используют 100-тонные плавучие краны.

Практические советы

1

Всегда проверяйте проект организации строительства (ПОС) на предмет обоснования использования буксиров для перемещения плавучего крана.

2

Убедитесь, что характеристики плавучего крана (грузоподъемность 100 т) соответствуют требованиям нормы.

3

Четко определяйте объем основного вида работ (в тоннах), к которому применяется данная добавочная норма.

4

Используйте актуальные редакции сборников ГЭСН и сборников сметных цен на эксплуатацию машин.

5

При возникновении сомнений консультируйтесь с инженерами-технологами или экспертами по ценообразованию в строительстве.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы к плавучим кранам другой грузоподъемности (не 100 т).

!
Ошибка 2

Использование нормы, когда кран является самоходным и не требует буксировки.

!
Ошибка 3

Отсутствие обоснования необходимости буксировки в проектной документации (ПОС).

!
Ошибка 4

Неправильное определение единицы измерения (например, привязка к тоннам веса крана, а не к тоннам основного объема работ).

!
Ошибка 5

Применение нормы без привязки к соответствующей базовой норме (05-01-116-03 или 05-01-116-04).

1
05-01-116-03

Погружение вибропогружателем свай из стальных труб длиной: до 20 м, диаметром до 800 мм у открытого побережья (открытого рейда) без извлечения грунта

Основная норма, к которой применяется ГЭСН 05-01-116-05 как добавочная.

2
05-01-116-04

Погружение вибропогружателем свай из стальных труб длиной: свыше 20 м, диаметром свыше 800 мм у открытого побережья (открытого рейда) без извлечения грунта

Аналогичная основная норма, к которой ГЭСН 05-01-116-05 может быть применена по аналогии при соответствующем обосновании.

Технические характеристики

Единица измерения
т
Категория
05-01-116
Тип работ
GESN
Материалы
Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 552 кВт (750 л.с.): 0.75 маш.-ч на 1 т основного объема работ.

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: