Введение
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) представляют собой основу для определения потребности в ресурсах, таких как затраты труда рабочих, время эксплуатации строительных машин и механизмов, а также расход материальных ресурсов, необходимых для выполнения строительных и специальных строительных работ. Они служат исходными нормативами для разработки единичных расценок и используются для составления сметных расчетов ресурсным и ресурсно-индексным методами.
Норма ГЭСН 05-01-123-06 относится к сборнику ГЭСН-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов". Ее основное назначение – учет дополнительных затрат, возникающих при производстве работ плавучим краном грузоподъемностью 100 тонн в условиях, когда кран находится вне района своего самостоятельного плавания. Это означает, что для перемещения или удержания крана на позиции требуется привлечение вспомогательных судов, таких как буксиры.
Важно понимать, что ГЭСН 05-01-123-06 не является самостоятельной нормой, описывающей полный комплекс работ. Она представляет собой дополнительную норму, которая применяется к базовой норме ГЭСН 05-01-123-04. Базовая норма ГЭСН 05-01-123-04 регламентирует погружение плавучим копром коробчатых свай длиной до 30 м из четырех стальных шпунтин у открытого побережья (открытого рейда). Таким образом, 05-01-123-06 учитывает специфические условия выполнения работ, которые требуют дополнительных ресурсов, не учтенных в основной норме.
Основные характеристики нормы 05-01-123-06:
- Код: 05-01-123-06
- Название: При производстве работ вне района самостоятельного плавания плавучего крана грузоподъемностью 100 т добавлять к норме: → 05-01-123-04
- Единица измерения: тонна (т) – привязка к объему погружаемых свай, как и в базовой норме.
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
- Категория: 05-01-123 – относится к работам по погружению свай плавучими средствами.
Техническая информация
Состав работ по норме
Сама по себе норма ГЭСН 05-01-123-06 не содержит отдельного состава работ, поскольку она является дополнительной. Состав работ определяется базовой нормой ГЭСН 05-01-123-04, к которой она применяется. Состав работ по ГЭСН 05-01-123-04 включает следующие технологические операции:
- Перемещение сваебойного агрегата: Подготовка и перемещение плавучего копра к месту выполнения работ. Это может включать буксировку, если кран несамоходный или находится вне зоны самостоятельного плавания.
- Разметка свай по длине: Подготовительные работы по разметке свай перед их погружением.
- Подача свай к месту погружения: Транспортировка свай от места складирования до точки погружения, часто с использованием вспомогательных плавучих средств.
- Погружение свай: Непосредственно процесс забивки или вибропогружения свай с использованием плавучего копра.
- Смена наголовников и вкладышей: Операции по замене или регулировке элементов сваебойного оборудования в процессе работы.
Норма 05-01-123-06 учитывает именно те дополнительные усилия и ресурсы, которые необходимы для обеспечения выполнения этих операций плавучим краном грузоподъемностью 100 т, когда он не может самостоятельно перемещаться или удерживаться на позиции. Это особенно актуально при работе на "открытом рейде" – в условиях открытого моря или крупного водоема, где требуется постоянное позиционирование и маневрирование судна.
Материалы и ресурсы
Единственным материальным ресурсом, учтенным в норме ГЭСН 05-01-123-06, являются:
- Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 552 кВт (750 л.с.): 0.03 маш.-ч на тонну свай.
Этот ресурс отражает необходимость привлечения мощных буксиров для обеспечения стабильности и маневренности плавучего крана в условиях открытой акватории. Мощность буксиров (750 л.с.) указывает на их способность работать с крупнотоннажными плавучими объектами, такими как 100-тонный кран, и противостоять течениям, ветру и волнению. Расход 0.03 маш.-ч на тонну свай является дополнительным к расходу, предусмотренному в базовой норме ГЭСН 05-01-123-04.
Трудозатраты и время выполнения
Норма ГЭСН 05-01-123-06 сама по себе не содержит прямых трудозатрат рабочих или машинистов. Это связано с ее дополнительным характером. Основные трудозатраты и время эксплуатации машин учтены в базовой норме ГЭСН 05-01-123-04.
Для ГЭСН 05-01-123-04 предусмотрены следующие затраты труда:
- Затраты труда рабочих: 4.47 чел.-ч на тонну свай.
- Средний разряд работы: 3.9.
Эти трудозатраты включают в себя труд рабочих-строителей, выполняющих операции по погружению свай, а также труд машинистов, управляющих плавучим копром и другим оборудованием. Дополнительная норма 05-01-123-06 подразумевает, что персонал, управляющий буксирами, учтен в составе ресурса "Буксиры дизельные", а не как отдельные трудозатраты рабочих-строителей.
Машины и оборудование
Как и в случае с трудозатратами, основные машины и оборудование, необходимые для выполнения свайных работ, учтены в базовой норме ГЭСН 05-01-123-04. К ним относятся плавучий копер и сопутствующее оборудование для погружения свай. Норма 05-01-123-06 добавляет к этому перечню только ресурс "Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 552 кВт (750 л.с.)". Это подчеркивает, что данная норма фокусируется исключительно на обеспечении мобильности и позиционирования крана в сложных условиях, а не на самом процессе погружения свай.
Требования к квалификации
Для выполнения работ, предусмотренных базовой нормой ГЭСН 05-01-123-04 и, соответственно, дополнительной нормой 05-01-123-06, требуется квалифицированный персонал. Рабочие-строители должны обладать навыками работы с плавучими средствами, сваебойным оборудованием, а также знанием специфики морских или речных строительных работ. Средний разряд 3.9 указывает на необходимость наличия рабочих со средним уровнем квалификации, способных выполнять как простые, так и более сложные операции. Машинисты плавучих кранов и буксиров должны иметь соответствующую лицензию и опыт работы с данным типом техники в условиях открытой акватории.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 05-01-123-06 требует внимательного анализа условий производства работ и проектной документации. Эта норма является ключевой для корректного учета затрат при выполнении свайных работ плавучими кранами в сложных морских или речных условиях.
Пошаговый алгоритм расчета
Для применения нормы ГЭСН 05-01-123-06 в сметной документации рекомендуется следующий алгоритм:
- Идентификация вида работ: Убедитесь, что выполняемые работы соответствуют описанию базовой нормы ГЭСН 05-01-123-04, то есть это погружение плавучим копром коробчатых свай (из четырех стальных шпунтин) длиной до 30 м.
- Определение типа плавучего крана: Подтвердите, что для выполнения работ используется плавучий кран грузоподъемностью именно 100 тонн.
- Анализ условий производства работ: Самый критический шаг. Необходимо установить, что работы производятся вне района самостоятельного плавания плавучего крана. Это условие обычно подразумевает:
- Работу на "открытом рейде" или в условиях открытого побережья, где требуется постоянное позиционирование крана с помощью буксиров.
- Отсутствие у крана собственных средств передвижения или их недостаточность для выполнения маневров и удержания на позиции в данных условиях.
- Необходимость буксировки крана к месту работ или между рабочими точками. Данная информация должна быть четко указана в Проекте организации строительства (ПОС) или Проекте производства работ (ППР).
- Применение базовой нормы: Включите в смету норму ГЭСН 05-01-123-04 на объем погружаемых свай в тоннах.
- Добавление дополнительной нормы: К объему работ, учтенному по ГЭСН 05-01-123-04, дополнительно примените норму ГЭСН 05-01-123-06. Это приведет к добавлению ресурса "Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 552 кВт (750 л.с.)" в количестве 0.03 маш.-ч на каждую тонну погруженных свай.
- Учет единицы измерения: Расчет ведется в тоннах погружаемых свай, что соответствует единице измерения как базовой, так и дополнительной нормы.
Примеры использования
- Строительство портовых сооружений в открытой акватории: При возведении причалов, волнорезов или других гидротехнических сооружений, расположенных на значительном удалении от берега или в условиях сильных течений и ветров, плавучий кран грузоподъемностью 100 т может требовать постоянной поддержки буксиров для удержания на позиции и точного погружения свай. В этом случае, помимо основной нормы на погружение свай, будет применяться ГЭСН 05-01-123-06.
- Возведение мостов через крупные водоемы: Если опоры моста строятся в широкой реке или заливе, где плавучий кран не может самостоятельно маневрировать или удерживаться из-за течения или большой площади акватории, то для обеспечения его работы будут задействованы буксиры, и, соответственно, будет применяться данная дополнительная норма.
- Работы по укреплению береговой линии на открытом побережье: При погружении шпунтовых свай для защиты берега от эрозии в условиях открытого моря, где плавучий кран подвержен воздействию волн и ветра, буксиры становятся незаменимыми для его позиционирования, что обосновывает применение ГЭСН 05-01-123-06.
Особенности и ограничения
- Грузоподъемность крана: Норма строго привязана к плавучему крану грузоподъемностью 100 т. При использовании кранов другой грузоподъемности необходимо применять соответствующие нормы или разрабатывать индивидуальные расценки.
- Условие "вне района самостоятельного плавания": Это ключевое условие. Если плавучий кран является самоходным и способен выполнять работы без привлечения буксиров в данных условиях, то применение данной нормы необоснованно. Обоснование должно быть в проектной документации.
- Условия "открытого рейда": Норма прямо указывает на работу на открытом рейде, что подразумевает более сложные условия (волнение, ветер, течения) по сравнению с закрытой акваторией. Для работ в закрытой акватории существуют другие нормы (например, ГЭСН 05-01-123-01 или ГЭСН 05-01-123-02), которые не предусматривают таких дополнительных затрат на буксировку.
- Дополнительный характер: Всегда помните, что 05-01-123-06 лишь добавляет ресурс к базовой норме, а не заменяет ее. Нельзя применять эту норму отдельно от ГЭСН 05-01-123-04.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильная интерпретация условия "вне района самостоятельного плавания":
- Ошибка: Применение нормы 05-01-123-06, когда плавучий кран фактически способен самостоятельно перемещаться и позиционироваться на объекте, или когда работы ведутся в защищенной акватории.
- Как избежать: Тщательно изучайте Проект организации строительства (ПОС) и Проект производства работ (ППР). В этих документах должны быть указаны тип крана, его характеристики, а также условия акватории и необходимость привлечения вспомогательного флота. При отсутствии такой информации запросите разъяснения у проектировщиков или технологов.
- Применение нормы к кранам другой грузоподъемности:
- Ошибка: Использование 05-01-123-06 для плавучих кранов с грузоподъемностью, отличной от 100 тонн.
- Как избежать: Строго следуйте наименованию нормы. Если используется кран другой грузоподъемности, необходимо искать соответствующую норму или обосновывать индивидуальную расценку.
- Игнорирование базовой нормы:
- Ошибка: Попытка применить 05-01-123-06 как самостоятельную норму, без учета ГЭСН 05-01-123-04.
- Как избежать: Всегда помните, что 05-01-123-06 является дополнительной нормой. Она лишь добавляет ресурс к основной работе, описанной в ГЭСН 05-01-123-04.
- Неправильный учет единицы измерения:
- Ошибка: Применение нормы на другие единицы измерения (например, машино-часы крана) вместо тонн погруженных свай.
- Как избежать: Единица измерения нормы – "т" (тонна свай). Расчет должен производиться исходя из массы погружаемых свай.
Практические советы
- Всегда сверяйтесь с проектной документацией: Основным источником информации для сметчика является проект. Именно там должны быть обоснованы условия работы плавучего крана и необходимость привлечения буксиров.
- Изучайте общие положения сборников ГЭСН: В начале каждого сборника ГЭСН (в данном случае, ГЭСН-05) содержатся общие положения, которые разъясняют условия применения норм, коэффициенты и особенности учета различных факторов.
- Консультируйтесь с техническими специалистами: При возникновении сомнений в условиях применения нормы, особенно касающихся специфики морских или речных работ, не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к инженерам-технологам, специалистам по гидротехническому строительству или судовым механикам.
- Используйте актуальные редакции ГЭСН: Сметные нормы регулярно обновляются. Убедитесь, что вы используете самую актуальную редакцию ГЭСН, чтобы избежать ошибок и несоответствий.
- Обосновывайте применение: В сметной документации всегда должно быть четкое обоснование применения данной дополнительной нормы, ссылающееся на проектные решения или фактические условия производства работ.
Связанные нормы
Норма ГЭСН 05-01-123-06 тесно связана с другими нормами из той же таблицы 05-01-123, которые описывают погружение коробчатых свай плавучим копром в различных условиях:
- ГЭСН 05-01-123-04: "Погружение плавучим копром коробчатых свай длиной до 30 м: из четырех стальных шпунтин у открытого побережья (открытого рейда)". Это базовая норма, к которой применяется 05-01-123-06.
- ГЭСН 05-01-123-01: "Погружение плавучим копром коробчатых свай длиной до 30 м: из двух стальных шпунтин в закрытой акватории".
- ГЭСН 05-01-123-02: "Погружение плавучим копром коробчатых свай длиной до 30 м: из четырех стальных шпунтин в закрытой акватории".
- ГЭСН 05-01-123-03: "Погружение плавучим копром коробчатых свай длиной до 30 м: из двух стальных шпунтин у открытого побережья (открытого рейда)".
Эти нормы отличаются количеством шпунтин в коробчатой свае и условиями акватории (закрытая или открытый рейд). Выбор конкретной нормы зависит от проектных решений и фактических условий выполнения работ. Норма 05-01-123-06 является специфическим дополнением к норме, учитывающей работу в условиях открытого рейда с краном 100 т.
Контрольные моменты
При проверке сметной документации, содержащей норму ГЭСН 05-01-123-06, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- Наличие обоснования: Убедитесь, что в пояснительной записке к смете или в проектной документации четко обоснована необходимость применения данной дополнительной нормы (например, указано, что работы выполняются плавучим краном 100 т вне района его самостоятельного плавания на открытом рейде).
- Соответствие грузоподъемности: Проверьте, что в проекте действительно предусмотрен плавучий кран грузоподъемностью 100 т.
- Корректность базовой нормы: Убедитесь, что 05-01-123-06 применяется именно к ГЭСН 05-01-123-04, а не к другой норме.
- Единица измерения: Проверьте, что объем работ по 05-01-123-06 рассчитан в тоннах погруженных свай.
- Актуальность нормативов: Убедитесь, что использована текущая редакция ГЭСН.
Соблюдение этих контрольных требований позволит избежать ошибок и обеспечить достоверность сметных расчетов.
Ключевые моменты
-
ГЭСН 05-01-123-06 является дополнительной нормой, применяемой к базовой норме ГЭСН 05-01-123-04.
-
Норма учитывает затраты на буксиры дизельные мощностью 552 кВт (750 л.с.) в объеме 0.03 маш.-ч на тонну свай.
-
Применяется исключительно для плавучих кранов грузоподъемностью 100 тонн.
-
Условие применения – производство работ "вне района самостоятельного плавания" крана, обычно на "открытом рейде".
-
Единица измерения нормы – тонна (т) погружаемых свай, как и в базовой норме.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-123-06?
Когда применяется ГЭСН 05-01-123-06?
ГЭСН 05-01-123-06 применяется, когда работы по погружению коробчатых свай плавучим копром (согласно ГЭСН 05-01-123-04) выполняются плавучим краном грузоподъемностью 100 тонн вне его района самостоятельного плавания, что требует привлечения буксиров для позиционирования или перемещения, например, на открытом рейде.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 05-01-123-06 учтены только "Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 552 кВт (750 л.с.)" в количестве 0.03 маш.-ч на тонну свай.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Сама норма 05-01-123-06 не предусматривает отдельных трудозатрат. Основные трудозатраты учтены в базовой норме ГЭСН 05-01-123-04, которые составляют 4.47 чел.-ч на тонну свай при среднем разряде 3.9.
4 Что означает "вне района самостоятельного плавания плавучего крана"?
Что означает "вне района самостоятельного плавания плавучего крана"?
Это означает, что плавучий кран не может самостоятельно перемещаться или удерживаться на заданной позиции в условиях выполнения работ (например, из-за отсутствия собственных движителей, сильного течения, ветра или волнения), и для его маневрирования или удержания требуется постоянное привлечение буксиров.
5 Можно ли применять ГЭСН 05-01-123-06 без базовой нормы 05-01-123-04?
Можно ли применять ГЭСН 05-01-123-06 без базовой нормы 05-01-123-04?
Нет, ГЭСН 05-01-123-06 является дополнительной нормой и должна применяться только в комплексе с базовой нормой ГЭСН 05-01-123-04, так как она учитывает лишь дополнительные затраты на буксировку, не охватывая основной состав работ по погружению свай.
Практические советы
Всегда тщательно изучайте проектную документацию (ПОС, ППР) для определения условий работы плавучего крана и необходимости привлечения буксиров.
Убедитесь, что грузоподъемность плавучего крана, указанная в проекте, соответствует 100 тоннам.
Помните, что 05-01-123-06 является дополнительной нормой и всегда применяется совместно с ГЭСН 05-01-123-04.
При возникновении сомнений консультируйтесь с инженерами-технологами или специалистами по гидротехническому строительству.
Используйте только актуальные редакции ГЭСН и проверяйте наличие всех необходимых обоснований в сметной документации.
Частые ошибки
Неправильная интерпретация условия "вне района самостоятельного плавания" и применение нормы в условиях, где кран может работать автономно.
Применение нормы к плавучим кранам с грузоподъемностью, отличной от 100 тонн.
Попытка применить ГЭСН 05-01-123-06 как самостоятельную норму, без учета базовой ГЭСН 05-01-123-04.
Неверный расчет объема работ по норме (например, не в тоннах свай).
Игнорирование проектной документации и ПОС/ППР, где должны быть обоснованы условия работы крана.