Введение
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных работ и составления смет. Норма ГЭСН 05-01-121-03 относится к категории свайных работ, выполняемых в морских условиях, и имеет специфическое назначение: она учитывает дополнительные затраты, возникающие при необходимости буксировки плавучего крана.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 05-01-121-03 предназначена для учета дополнительных затрат на перемещение (буксировку) плавучего крана грузоподъемностью 100 т при производстве работ по погружению пакетных свай длиной до 24 м из стального шпунта вибропогружателем в морских условиях.
Ключевое условие применения данной нормы — это выполнение работ вне района самостоятельного плавания плавучего крана. Это означает, что кран не может перемещаться к месту производства работ или между рабочими точками на акватории самостоятельно и требует привлечения внешних буксирных средств. Норма является дополнительной к ГЭСН 05-01-121-02 "Погружение пакетных свай длиной до 24 м из стального шпунта вибропогружателем: у открытого побережья (открытого рейда)", которая описывает основные работы по погружению свай в морских условиях.
Основные характеристики
- Код нормы: 05-01-121-03
- Полное наименование: Погружение пакетных свай длиной до 24 м из стального шпунта вибропогружателем в морских условиях → При производстве работ вне района самостоятельного плавания плавучего крана грузоподъемностью 100 т добавлять к норме 05-01-121-02
- Единица измерения: 1 тонна (т) погруженных свай. Это означает, что дополнительные затраты на буксировку нормируются на каждую тонну погружаемого шпунта, а не на время работы буксира напрямую.
- Категория работ: 05-01-121 (Погружение пакетных свай длиной до 24 м из стального шпунта вибропогружателем в морских условиях).
- Тип нормы: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
Техническая информация
Состав работ по норме
Сама норма ГЭСН 05-01-121-03 не содержит отдельного состава работ, так как является дополнительной. Она учитывает ресурс, необходимый для обеспечения мобильности основного оборудования (плавучего крана) в специфических условиях. Основной состав работ по погружению пакетных свай вибропогружателем учтен в базовой норме ГЭСН 05-01-121-02.
Состав работ по ГЭСН 05-01-121-02 включает следующие операции:
- Установка пакетов в направляющий каркас: Подготовка шпунтовых пакетов и их позиционирование для погружения.
- Установка и передвижка сваебойного оборудования: Монтаж и перемещение вибропогружателя на плавучем кране.
- Погружение пакетов из 11 свай: Непосредственное вибропогружение шпунтовых пакетов в грунт. Вибропогружение является эффективным методом для водонасыщенных, илистых и песчаных грунтов, обеспечивая быстрое и равномерное проникновение свай.
- Стыковка шпунта: Соединение отдельных шпунтовых элементов для формирования непрерывной ограждающей конструкции.
- Изготовление клиновидных и фасонных свай: Работы по адаптации шпунта под конкретные проектные требования.
- Срезка свай шпунтового ряда: Обрезка верхней части шпунта до проектной отметки.
Норма 05-01-121-03 добавляет к этому комплексу затраты, связанные с необходимостью буксировки плавучего крана, который выполняет вышеуказанные операции. Это могут быть затраты на перемещение крана от базы до места работ, между отдельными участками на большой акватории или при неблагоприятных погодных условиях, когда самостоятельное перемещение затруднено или невозможно.
Материалы и ресурсы
Единственным ресурсом, учтенным в норме ГЭСН 05-01-121-03, являются:
- Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 552 кВт (750 л.с.): 0.22 машино-часов на 1 тонну погруженных свай. [Входные данные]
Этот ресурс отражает потребность в буксирных судах для обеспечения мобильности плавучего крана. Дизельные буксиры мощностью 552 кВт (750 л.с.) являются достаточно распространенными для выполнения швартовных операций и буксировки несамоходных объектов в морских условиях.
Трудозатраты и время выполнения
Сама норма ГЭСН 05-01-121-03 не содержит прямых трудозатрат рабочих-строителей, так как она является дополнительной и учитывает машинное время буксиров. Трудозатраты, связанные с эксплуатацией буксиров (труд машинистов и экипажа), учтены в стоимости машино-часа буксира.
Основные трудозатраты на выполнение работ по погружению свай учтены в базовой норме ГЭСН 05-01-121-02. Согласно этой норме, затраты труда рабочих-строителей составляют 3.72 чел.-ч на 1 тонну свай при среднем разряде работы 4.2. Затраты труда машинистов (входят в стоимость эксплуатации машин) составляют 2.31 чел.-ч.
Время выполнения работ определяется общим объемом погружаемого шпунта и производительностью оборудования, а также временем, необходимым для буксировки крана. Норма 0.22 маш.-ч буксира на тонну шпунта позволяет пропорционально учесть эти дополнительные временные затраты.
Требования к квалификации
Для выполнения работ по погружению шпунта вибропогружателем требуются квалифицированные рабочие-строители, имеющие опыт работы с гидротехническими сооружениями и свайными работами в морских условиях. Средний разряд рабочих, учтенный в базовой норме 05-01-121-02, составляет 4.2, что указывает на необходимость наличия высококвалифицированных специалистов.
Экипажи буксиров должны обладать соответствующей морской квалификацией и опытом работы с крупногабаритными плавучими объектами, а также знанием правил буксировки и швартовки в морских условиях.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Применение ГЭСН 05-01-121-03 в смете всегда осуществляется в связке с базовой нормой ГЭСН 05-01-121-02. Алгоритм расчета следующий:
- Определение объема работ: Определите общий объем стального шпунта, подлежащего погружению, в тоннах, согласно проектной документации.
- Применение базовой нормы: Рассчитайте затраты по ГЭСН 05-01-121-02 на весь объем погружаемого шпунта. Эта норма покроет основные работы по вибропогружению свай у открытого побережья (открытого рейда), включая затраты труда рабочих, эксплуатацию сваебойного оборудования и необходимые материалы.
- Оценка условий буксировки: Убедитесь, что проектная документация или условия производства работ подтверждают необходимость буксировки плавучего крана грузоподъемностью 100 т вне района его самостоятельного плавания. Это может быть связано с большим расстоянием до места работ, отсутствием собственного хода у крана, или необходимостью частых перемещений на значительные расстояния в рамках проекта.
- Применение дополнительной нормы: Если условие буксировки подтверждено, добавьте ГЭСН 05-01-121-03 в смету. Количество по данной норме будет равно объему погружаемого шпунта в тоннах. Норма автоматически учтет необходимое количество машино-часов дизельных буксиров (0.22 маш.-ч на тонну шпунта).
- Индексация: Примените соответствующие индексы пересчета в текущие цены к полученным ресурсным показателям для определения сметной стоимости.
Примеры использования
Пример 1: Строительство причала на удаленной акватории.
Предположим, требуется погрузить 500 тонн стального шпунта для строительства нового причала в морском порту, расположенном на значительном удалении от базы, и используемый плавучий кран грузоподъемностью 100 т не имеет собственного хода. В этом случае, помимо затрат по ГЭСН 05-01-121-02 на 500 тонн шпунта, необходимо будет добавить затраты по ГЭСН 05-01-121-03 также на 500 тонн. Это покроет расходы на буксировку крана к месту работ и, возможно, его перемещения в процессе строительства.
Пример 2: Укрепление береговой линии с частыми перебазировками.
Проект по укреплению береговой линии предполагает погружение 1000 тонн шпунта на нескольких участках, разнесенных на значительные расстояния. Плавучий кран, используемый для работ, имеет ограниченный радиус самостоятельного плавания. Для перемещения крана между участками требуется буксир. В этом случае, к объему работ по ГЭСН 05-01-121-02 (1000 тонн) добавляется соответствующий объем по ГЭСН 05-01-121-03 (1000 тонн), что учитывает затраты на буксировку крана для его перебазировки.
Особенности и ограничения
- Условие "вне района самостоятельного плавания": Это ключевое ограничение. Норма применяется только тогда, когда плавучий кран не может перемещаться самостоятельно. Это условие должно быть обосновано проектной документацией, технологией производства работ или фактическими условиями на объекте (например, отсутствие собственного хода у крана, неисправность, необходимость перемещения на большие расстояния, где самостоятельное плавание нецелесообразно или небезопасно).
- Грузоподъемность крана: Норма четко указывает на плавучий кран грузоподъемностью 100 т. При использовании кранов другой грузоподъемности данная норма может быть неприменима или требовать дополнительного обоснования и корректировки.
- Вибропогружение стального шпунта: Норма специфична для погружения пакетных свай из стального шпунта вибропогружателем. Для других типов свай (например, железобетонных) или других методов погружения (например, ударным способом) следует применять иные нормы.
- Морские условия: Применение нормы строго ограничено морскими условиями. Для речных или озерных условий следует использовать соответствующие нормы из других подразделов сборника ГЭСН 05.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Применение нормы без базовой: Самая распространенная ошибка — попытка применить ГЭСН 05-01-121-03 как самостоятельную позицию. Эта норма является дополнительной и всегда должна идти в связке с ГЭСН 05-01-121-02.
- Как избежать: Всегда проверяйте полное наименование нормы и ее обоснование. Если в названии указано "добавлять к норме…", это означает дополнительный характер.
- Необоснованное применение буксировки: Включение данной нормы в смету, когда плавучий кран фактически имеет возможность самостоятельного перемещения или работы ведутся в пределах его самостоятельного плавания. Это приводит к завышению сметной стоимости.
- Как избежать: Требуйте от проектировщиков или подрядчиков четкого обоснования необходимости буксировки, подтвержденного проектной документацией, технологическими картами или актами о невозможности самостоятельного перемещения крана.
- Неправильный учет объема: Попытка рассчитать количество буксиров или их машино-часов напрямую, игнорируя единицу измерения нормы (тонна шпунта). Норма уже содержит усредненный расход буксиров на тонну погружаемого шпунта.
- Как избежать: Строго следуйте единице измерения, указанной в норме (т), и применяйте ее к общему объему погружаемого шпунта.
- Игнорирование типа крана: Применение нормы для кранов другой грузоподъемности или другого типа (например, неплавучих).
- Как избежать: Внимательно читайте описание нормы, где указана грузоподъемность крана (100 т) и его тип (плавучий).
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед составлением сметы тщательно изучите проект производства работ (ППР) и технологические карты. В них должны быть указаны тип используемого плавучего оборудования, его характеристики (наличие собственного хода, радиус действия) и необходимость привлечения буксиров.
- Консультации со специалистами: При возникновении сомнений в применении нормы, особенно касательно условий "вне района самостоятельного плавания", проконсультируйтесь с инженерами-гидротехниками или специалистами по морским строительным работам.
- Документальное подтверждение: Всегда имейте документальное подтверждение необходимости применения данной дополнительной нормы (например, выписка из ППР, техническое задание, акт обследования оборудования).
- Учет специфики морских работ: Морские строительные работы имеют свою специфику, включая влияние погодных условий, течений, удаленности от берега. Эти факторы могут влиять на необходимость буксировки и должны быть учтены при планировании и сметном нормировании.
Связанные нормы
Как уже упоминалось, ГЭСН 05-01-121-03 неразрывно связана с ГЭСН 05-01-121-02 "Погружение пакетных свай длиной до 24 м из стального шпунта вибропогружателем: у открытого побережья (открытого рейда)".
Кроме того, в категории 05-01-121 существуют и другие нормы, которые могут быть применимы в зависимости от конкретных условий:
- ГЭСН 05-01-121-01 "Погружение пакетных свай длиной до 24 м из стального шпунта вибропогружателем: в закрытой акватории": Применяется для аналогичных работ, но в условиях закрытой акватории, где условия перемещения оборудования могут отличаться.
Сборник ГЭСН 05 "Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов" содержит множество норм, касающихся различных видов свайных работ, в том числе в морских и речных условиях, с использованием различных типов оборудования и методов погружения.
Контрольные моменты
Для обеспечения корректности применения ГЭСН 05-01-121-03 необходимо контролировать следующие аспекты:
- Соответствие проектной документации: Убедиться, что необходимость буксировки плавучего крана грузоподъемностью 100 т вне зоны его самостоятельного плавания четко прописана в проекте производства работ или в пояснительной записке к проекту.
- Фактические условия на объекте: Проверить, соответствуют ли фактические условия на строительной площадке (например, отсутствие собственного хода у крана, удаленность объекта) заявленным в смете.
- Наличие и характеристики оборудования: Подтвердить, что для выполнения работ действительно используется плавучий кран указанной грузоподъемности и что он требует буксировки.
- Журналы работ: В процессе выполнения работ должны вестись журналы, фиксирующие время работы буксиров и причины их привлечения, что может служить дополнительным обоснованием для сметных расчетов.
Правильное применение ГЭСН 05-01-121-03 позволяет точно учесть все необходимые затраты на выполнение сложных морских свайных работ, обеспечивая прозрачность и достоверность сметной документации.
Ключевые моменты
-
ГЭСН 05-01-121-03 является дополнительной нормой к ГЭСН 05-01-121-02.
-
Норма учитывает затраты на буксировку плавучего крана грузоподъемностью 100 т.
-
Применяется только при производстве работ вне района самостоятельного плавания крана.
-
Основной ресурс нормы – дизельные буксиры мощностью 552 кВт (750 л.с.) в количестве 0.22 маш.-ч на тонну шпунта.
-
Единица измерения нормы – 1 тонна погруженных стальных шпунтовых свай.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 05-01-121-03?
Когда применяется ГЭСН 05-01-121-03?
ГЭСН 05-01-121-03 применяется при погружении пакетных свай длиной до 24 м из стального шпунта вибропогружателем в морских условиях, если производство работ осуществляется вне района самостоятельного плавания плавучего крана грузоподъемностью 100 т, требуя его буксировки.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В самой норме 05-01-121-03 учтен только один ресурс: дизельные буксиры при работе на открытом рейде, мощность 552 кВт (750 л.с.), в количестве 0.22 машино-часов на 1 тонну погруженных свай. Основные материалы для погружения свай (например, сам шпунт) учитываются в базовой норме ГЭСН 05-01-121-02. [Входные данные]
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
ГЭСН 05-01-121-03 не содержит прямых трудозатрат рабочих-строителей, так как она учитывает машинное время буксиров. Трудозатраты, связанные с эксплуатацией буксиров (труд машинистов), учтены в стоимости машино-часа буксира. Основные трудозатраты на погружение свай (3.72 чел.-ч для рабочих-строителей при разряде 4.2 и 2.31 чел.-ч для машинистов) предусмотрены в базовой норме ГЭСН 05-01-121-02.
4 Можно ли применять ГЭСН 05-01-121-03 без ГЭСН 05-01-121-02?
Можно ли применять ГЭСН 05-01-121-03 без ГЭСН 05-01-121-02?
Нет, ГЭСН 05-01-121-03 является дополнительной нормой и всегда должна применяться в связке с базовой нормой ГЭСН 05-01-121-02. Она учитывает специфические дополнительные затраты, которые не включены в основную норму.
Практические советы
Всегда проверяйте проект производства работ (ППР) и технологические карты на предмет обоснования необходимости буксировки плавучего крана.
Убедитесь, что используемый плавучий кран соответствует указанной в норме грузоподъемности (100 т).
Применяйте норму 05-01-121-03 только в тех случаях, когда плавучий кран действительно не может перемещаться самостоятельно или его перемещение требует внешнего буксирного обеспечения.
Ведите подробные журналы работ, фиксирующие время работы буксиров и причины их привлечения, для подтверждения сметных расчетов.
Частые ошибки
Применение ГЭСН 05-01-121-03 как самостоятельной нормы, без учета базовой ГЭСН 05-01-121-02.
Необоснованное включение нормы в смету, когда плавучий кран имеет собственный ход или работы ведутся в пределах его самостоятельного плавания.
Неправильный расчет объема: попытка нормировать буксиры по часам, а не по тоннам погруженного шпунта, как указано в норме.
Игнорирование указанной грузоподъемности крана (100 т) или типа шпунта (стальной, пакетные сваи) при применении нормы.