Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-133-09

05-01-133

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-133-02

Подробное описание
Группа: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: Состав работ: Перемещение на каждый последующий километр. Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 т
Категория
05-01-133
Тип работ
GESN
Трудозатраты
Затраты труда машинистов: 7.28 чел.-ч (входят в стоимость ЭМ). Трудозатраты рабочих: 0 чел.-ч.
Основное назначение
Учет затрат на каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) для стальных свай водным транспортом, в дополнение к норме 05-01-133-02.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т 1.15
Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.) 1.15

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 05-01-133-09 является важным элементом в системе ценообразования строительной отрасли, входящим в состав сборника ГЭСН-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов". Эта норма разработана для точного учета затрат, возникающих при перемещении грузов водным транспортом, в частности, стальных свай, на расстояния, превышающие начальный километр пути. Ее основное назначение — детализация сметной стоимости транспортных операций, которые не полностью покрываются базовыми нормами.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 05-01-133-09 предназначена для определения дополнительных ресурсных затрат на каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) при транспортировке грузов по воде. Она применяется исключительно как добавочная норма к ГЭСН 05-01-133-02 "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 15 м шпунтовых одиночных". Таким образом, область ее применения тесно связана со свайными работами, выполняемыми в морских и речных условиях с использованием плавучих средств, где требуется перемещение крупногабаритных стальных конструкций.

Основные характеристики

  • Код нормы: 05-01-133-09.
  • Полное наименование: "На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-133-02".
  • Единица измерения: 100 тонн. Это означает, что нормативные показатели расхода ресурсов приведены на каждые 100 тонн перемещаемого груза.
  • Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
  • Категория: 05-01-133 — группа норм, посвященных перемещению свай по воде.
  • Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1.

ГЭСН являются исходными нормативами для разработки единичных расценок и предназначены для определения потребности в ресурсах (затраты труда рабочих, машинистов, время эксплуатации машин и механизмов, материальные ресурсы) при выполнении строительных работ. Они обязательны для применения при строительстве, финансируемом за счет средств государственного бюджета, и носят рекомендательный характер для других проектов.

Техническая информация

Понимание технического состава нормы 05-01-133-09 критически важно для ее правильного применения в сметных расчетах. Эта норма, будучи добавочной, фокусируется на ресурсном обеспечении процесса перемещения, а не на прямых материальных затратах.

Состав работ по норме

Единственной операцией, учтенной в ГЭСН 05-01-133-09, является "Перемещение на каждый последующий километр". [Входные данные] Это означает, что норма покрывает только дополнительные затраты, возникающие при увеличении дистанции транспортировки после первого километра. Важно отметить, что речь идет о "суммарном пути (туда и обратно)", что подразумевает учет как доставки груза до места назначения, так и возврат плавучих средств к месту отправления или следующей операции. Состав работ базовой нормы 05-01-133-02 включает "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных".

Материалы и ресурсы

В отличие от многих других ГЭСН, норма 05-01-133-09 не предусматривает прямых материальных затрат, таких как строительные материалы. Это логично, поскольку она описывает процесс перемещения, а не создание или монтаж чего-либо. Однако, она учитывает ресурсное обеспечение, необходимое для выполнения транспортных операций водным транспортом:

  • Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т: Расход ресурса составляет 1.15 маш.-ч на каждые 100 тонн перемещаемого груза на каждый последующий километр суммарного пути. [Входные данные, 3] Эти баржи используются для непосредственной перевозки свай.
  • Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.): Расход ресурса также составляет 1.15 маш.-ч на каждые 100 тонн перемещаемого груза на каждый последующий километр суммарного пути. [Входные данные, 3] Буксиры обеспечивают движение несамоходных барж, осуществляя их тягу или толкание.

Трудозатраты и время выполнения

Анализ нормы 05-01-133-09 показывает, что прямые трудозатраты рабочих-строителей по данной норме составляют 0 чел.-ч. Это связано с тем, что основная работа по перемещению выполняется машинами и механизмами. Затраты труда машинистов, необходимые для управления буксирами и обеспечения работы барж, учтены справочно и включены в стоимость эксплуатации машин и механизмов. Согласно данным, затраты труда машинистов составляют 7.28 чел.-ч на 100 тонн перемещаемого груза на каждый последующий километр. Это подчеркивает высокую механизацию процесса водной транспортировки, где человеческий труд в основном связан с управлением техникой.

Машины и оборудование

Ключевыми машинами и оборудованием, учтенными в норме 05-01-133-09, являются:

  • Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т.
  • Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.).

Эти плавучие средства составляют основу для выполнения работ по перемещению грузов по воде. Их характеристики (грузоподъемность барж и мощность буксиров) напрямую влияют на эффективность и возможность выполнения конкретных транспортных задач.

Требования к квалификации

Хотя сама норма ГЭСН 05-01-133-09 не содержит прямых указаний на требования к квалификации персонала, выполнение работ по перемещению грузов водным транспортом подразумевает наличие высококвалифицированных специалистов. Это включает в себя:

  • Судоводители (капитаны, шкиперы): Должны обладать соответствующими лицензиями и опытом управления буксирными судами и составами на открытом рейде, знанием правил судоходства и безопасности.
  • Механики: Отвечают за техническое состояние и обслуживание двигателей буксиров и другого судового оборудования.
  • Матросы: Выполняют вспомогательные работы, связанные со швартовкой, креплением груза на баржах и обеспечением безопасности на борту.

Все эти специалисты должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области внутреннего водного транспорта и безопасности судоходства.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 05-01-133-09 требует четкого понимания алгоритма расчета и учета всех особенностей, связанных с водной транспортировкой. Эта норма, будучи добавочной, требует внимательного подхода к определению исходных данных.

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения ГЭСН 05-01-133-09 в сметных расчетах необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение базовой нормы и ее объема: Прежде всего, необходимо определить объем работ по базовой норме ГЭСН 05-01-133-02 "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 15 м шпунтовых одиночных, 100 т свай". Эта норма учитывает затраты на первый километр перемещения. Объем работ по ней будет зависеть от общей массы перемещаемого груза.

  2. Расчет суммарного пути перемещения: Определите общее расстояние, на которое необходимо переместить груз по воде. Важнейший аспект — норма 05-01-133-09 учитывает "суммарный путь (туда и обратно)". Это означает, что если в проектной документации или задании указано расстояние в один конец (например, от склада до места установки), его необходимо удвоить для получения суммарного пути. Например, если расстояние в один конец составляет 8 км, то суммарный путь будет 8 км * 2 = 16 км.

  3. Определение количества последующих километров: Из рассчитанного суммарного пути необходимо вычесть первый километр, который уже учтен базовой нормой 05-01-133-02. Полученное значение и будет количеством "последующих" километров, на которые применяется ГЭСН 05-01-133-09. Например, если суммарный путь 16 км, то количество последующих километров для применения 05-01-133-09 составит 16 - 1 = 15 км. Если суммарный путь равен или меньше 1 км, норма 05-01-133-09 не применяется.

  4. Определение объема груза в единицах измерения нормы: Укажите общую массу перемещаемых стальных свай в тоннах. Поскольку единица измерения нормы — 100 тонн, полученную массу необходимо разделить на 100. Например, для 750 тонн груза объем составит 750 / 100 = 7.5 единиц измерения.

  5. Расчет затрат по норме 05-01-133-09: Умножьте количество последующих километров (шаг 3) на объем груза в единицах измерения нормы (шаг 4) и на нормативные показатели расхода ресурсов (маш.-ч барж и буксиров) из ГЭСН 05-01-133-09. Например, для 15 последующих километров и 7.5 единиц измерения:

  • Расход барж: 1.15 маш.-ч/100 т/км * 15 км * 7.5 (100 т) = 129.375 маш.-ч.
  • Расход буксиров: 1.15 маш.-ч/100 т/км * 15 км * 7.5 (100 т) = 129.375 маш.-ч.
  1. Суммирование затрат: Общие затраты на перемещение груза по воде будут складываться из затрат, рассчитанных по базовой норме 05-01-133-02 (на первый километр), и затрат, рассчитанных по добавочной норме 05-01-133-09 (на последующие километры).

Примеры использования

Пример 1: Перемещение 300 тонн стальных свай на расстояние 7 км в один конец.

  • Исходные данные:
  • Масса свай: 300 т.
  • Расстояние в один конец: 7 км.
  • Расчет:
  1. Суммарный путь (туда и обратно): 7 км * 2 = 14 км.
  2. Количество последующих километров: 14 км - 1 км (учтенный 05-01-133-02) = 13 км.
  3. Объем груза в единицах измерения: 300 т / 100 т = 3 единицы измерения.
  4. Затраты по ГЭСН 05-01-133-09:
  • Баржи (250 т): 1.15 маш.-ч/100 т/км * 13 км * 3 (100 т) = 44.85 маш.-ч.
  • Буксиры (294 кВт): 1.15 маш.-ч/100 т/км * 13 км * 3 (100 т) = 44.85 маш.-ч.
  1. Затраты по ГЭСН 05-01-133-02: Рассчитываются на 3 единицы измерения для первого километра. (Конкретные значения ресурсов по 05-01-133-02 не приведены в исходных данных, поэтому здесь указывается только принцип).
  2. Итоговые затраты: Сумма затрат по 05-01-133-02 и рассчитанных затрат по 05-01-133-09.

Особенности и ограничения

  • Привязка к базовой норме: ГЭСН 05-01-133-09 не является самостоятельной нормой. Она всегда применяется как добавка к ГЭСН 05-01-133-02. Это означает, что для любого расчета с использованием 05-01-133-09, в смете должна присутствовать и базовая норма.
  • Учет "суммарного пути": Ключевой аспект данной нормы — учет суммарного пути (туда и обратно). Это принципиально отличает ее от норм, учитывающих расстояние в один конец. Сметчик должен быть внимателен при интерпретации расстояний, указанных в проектной документации.
  • Специфика груза: Норма предназначена для перемещения стальных свай определенных характеристик (масса 1 м до 70 кг, длина до 15 м шпунтовых одиночных), как это указано в базовой норме 05-01-133-02. Применение ее для других видов грузов или свай с иными характеристиками может быть некорректным и требует дополнительного обоснования или использования других, более подходящих норм.
  • Условия работы: Норма применяется для работы на "открытом рейде" или "открытом побережье". Это подразумевает определенные условия судоходства, которые могут отличаться от условий на внутренних водных путях (реки, каналы) или в закрытых акваториях (порты, гавани), где могут действовать другие правила и нормы.
  • Неучтенные затраты: Норма покрывает только перемещение. Затраты на погрузочно-разгрузочные работы, крепление груза, стоянки и другие сопутствующие операции, как правило, не учтены в данной норме и должны быть добавлены отдельно по соответствующим ГЭСН.

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 05-01-133-09 сметчикам необходимо знать не только правила ее применения, но и типичные ошибки, способы их предотвращения, а также взаимосвязи с другими нормативными документами.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильный расчет расстояния: Одна из наиболее распространенных ошибок — неверное определение суммарного пути или применение нормы к расстоянию в один конец без удвоения. Норма четко указывает "суммарный путь (туда и обратно)". Если в проектной документации указано расстояние только в одном направлении, его всегда следует умножать на два.
  • Как избежать: Всегда уточняйте, какое расстояние указано в исходных данных (в один конец или суммарное). Если в один конец, умножайте на 2. Затем вычитайте 1 км, учтенный базовой нормой 05-01-133-02.
  1. Применение нормы для первого километра: ГЭСН 05-01-133-09 является добавочной нормой и предназначена только для учета затрат на последующие километры перемещения. Затраты на первый километр покрываются базовой нормой 05-01-133-02.
  • Как избежать: Всегда включайте в смету 05-01-133-02 для первого километра, а 05-01-133-09 — только для оставшегося расстояния.
  1. Игнорирование типа груза: Норма 05-01-133-09, как и базовая 05-01-133-02, разработана для перемещения стальных шпунтовых свай определенных характеристик. Использование ее для других видов грузов (например, труб, оборудования, сыпучих материалов) без соответствующего обоснования или корректировки может привести к некорректному расчету сметной стоимости.
  • Как избежать: Всегда проверяйте соответствие характеристик груза, указанных в проекте, тем, что учтены в норме. При необходимости используйте другие, более подходящие нормы из сборников ГЭСН на транспортные работы (например, ГЭСН 25-06-012-16 для транспортировки труб ) или разрабатывайте индивидуальные расценки.
  1. Неучет индексации: ГЭСН содержат прямые затраты в базовых ценах (например, 2000 года или более поздних редакций). Для получения текущей сметной стоимости необходимо применять соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.
  • Как избежать: Всегда используйте актуальные индексы пересчета, соответствующие периоду составления сметы и региону строительства. Современные сметные программы автоматически применяют индексы, но важно убедиться в их актуальности.

Практические советы

  • Комплексный подход к расчету транспортных затрат: Всегда рассматривайте транспортные затраты в комплексе. Помимо самой перевозки, учитывайте погрузочно-разгрузочные работы, складирование, а также возможные затраты на ожидание или простои, если они не учтены в нормах.
  • Использование проектной документации: Проект организации строительства (ПОС) является основным источником информации о расстояниях перемещения, объемах грузов и условиях выполнения работ. Тщательное изучение ПОС поможет избежать ошибок в расчетах.
  • Применение сметных программ: Современные сметные программы (например, "ГРАНД-Смета", DefSmeta) значительно упрощают работу с ГЭСН, автоматически учитывая взаимосвязи между нормами, применяя коэффициенты и индексы. Это минимизирует риск ручных ошибок.
  • Консультации и обучение: В случае возникновения сложных или нестандартных ситуаций, а также при работе с новыми редакциями нормативных документов, рекомендуется обращаться за разъяснениями к специалистам по ценообразованию или проходить специализированные курсы повышения квалификации.
  • Учет специфики водного транспорта: Перевозки водным транспортом имеют свои особенности, такие как зависимость от погодных условий, глубин, наличия судоходных путей и причалов. Хотя ГЭСН не учитывают все эти факторы напрямую, понимание их влияния поможет сметчику более точно оценить риски и возможные дополнительные затраты, не учтенные нормами.

Связанные нормы

ГЭСН 05-01-133-09 неразрывно связана с другими нормами сборника ГЭСН-05, особенно с теми, что входят в ту же группу 05-01-133. Понимание этих связей критически важно для комплексного и корректного составления сметы:

  • ГЭСН 05-01-133-02: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 15 м шпунтовых одиночных, 100 т свай". Это базовая норма, к которой применяется 05-01-133-09. Она учитывает затраты на первый километр перемещения.
  • Другие нормы группы 05-01-133: В этой же группе существуют нормы, описывающие перемещение стальных свай по воде с различными характеристиками (массой, длиной). Например:
  • ГЭСН 05-01-133-01: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных".
  • ГЭСН 05-01-133-03: "Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 24 м шпунтовых одиночных".
  • К каждой из этих базовых норм существуют аналогичные добавочные нормы для последующих километров, например, ГЭСН 05-01-133-08 (к 05-01-133-01) или ГЭСН 05-01-133-10 (к 05-01-133-03).
  • Общие положения ГЭСН: Для полного понимания правил применения ГЭСН рекомендуется ознакомиться с технической частью сборника ГЭСН-05, а также с общими методическими указаниями по применению государственных элементных сметных норм. Эти документы содержат важные правила исчисления объемов работ, применения коэффициентов, учета неучтенных ресурсов и другие общие положения, применимые ко всем ГЭСН.

Контрольные моменты

При работе с ГЭСН 05-01-133-09 сметчику следует уделять особое внимание следующим контрольным моментам:

  • Обоснование расстояния перемещения: Убедитесь, что расстояние, принятое для расчета, четко обосновано в проектной документации (например, в проекте организации строительства или логистической схеме). Это поможет избежать вопросов при экспертизе сметы.
  • Соответствие характеристик груза: Проверьте, что тип и масса перемещаемых свай соответствуют тем, что учтены в базовой норме 05-01-133-02, к которой применяется 05-01-133-09. Отклонения могут потребовать применения других норм или разработки индивидуальных расценок.
  • Учет всех сопутствующих затрат: Помните, что ГЭСН 05-01-133-09 покрывает только перемещение. Убедитесь, что в смету включены все необходимые затраты на погрузку, разгрузку, крепление груза, а также возможные затраты на ожидание или простой, если они обоснованы проектом и не учтены другими нормами.
  • Актуальность нормативной базы: Всегда используйте актуальную редакцию ГЭСН и соответствующие индексы пересчета. Нормативные документы регулярно обновляются, и применение устаревших данных может привести к ошибкам в сметной стоимости.
  • Проверка расчетов: После составления сметы рекомендуется провести ее внутреннюю проверку на предмет логичности и корректности применения всех норм, включая 05-01-133-09. Использование функций проверки в сметных программах может помочь выявить потенциальные ошибки.

Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам точно и обоснованно применять ГЭСН 05-01-133-09, обеспечивая достоверность сметной стоимости строительных проектов, связанных с водной транспортировкой грузов.

Ключевые моменты

  • Норма 05-01-133-09 является добавочной и применяется только к базовой норме 05-01-133-02.

  • Учитывает перемещение грузов водным транспортом (баржи, буксиры) на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно).

  • Единица измерения нормы — 100 тонн перемещаемого груза.

  • Прямые трудозатраты рабочих по норме отсутствуют; затраты труда машинистов учтены в стоимости эксплуатации машин.

  • Применение нормы требует точного определения расстояния и массы груза, а также учета индексации для текущих цен.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-133-09 применяется для учета затрат на перемещение стальных свай водным транспортом на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно), после первого километра, который учтен нормой 05-01-133-02.

В самой норме 05-01-133-09 прямые материальные затраты не учтены. Она включает только ресурсы машин и механизмов: баржи несамоходные грузоподъемностью 250 т и дизельные буксиры мощностью 294 кВт (400 л.с.).

Норма 05-01-133-09 предусматривает затраты труда машинистов в размере 7.28 чел.-ч на 100 т перемещаемого груза на каждый последующий километр. Эти затраты справочно входят в стоимость эксплуатации машин. Трудозатраты рабочих-строителей по данной норме составляют 0 чел.-ч.

Для применения нормы 05-01-133-09 необходимо рассчитать суммарный путь (туда и обратно). Если в проекте указано расстояние в один конец, его следует удвоить. Затем из полученного суммарного пути вычитается 1 километр, который учтен базовой нормой 05-01-133-02.

Практические советы

1

Всегда начинайте расчет транспортных затрат по воде с определения базовой нормы 05-01-133-02, а затем добавляйте 05-01-133-09 для последующих километров.

2

Тщательно проверяйте проектную документацию (например, ПОС) для точного определения расстояний и объемов перемещаемых грузов.

3

Помните, что норма учитывает суммарный путь (туда и обратно), поэтому расстояние в один конец необходимо умножать на два перед вычитанием первого километра.

4

Используйте актуальные индексы пересчета для приведения сметной стоимости из базовых цен ГЭСН в текущие.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильный расчет суммарного пути, когда не учитывается путь "туда и обратно" или не вычитается первый километр, учтенный базовой нормой.

!
Ошибка 2

Применение нормы 05-01-133-09 для первого километра перемещения вместо базовой нормы 05-01-133-02.

!
Ошибка 3

Использование нормы для перемещения грузов, отличных от стальных свай, без соответствующего обоснования или корректировки.

!
Ошибка 4

Неучет необходимости индексации сметной стоимости, так как ГЭСН содержат базовые цены.

1
05-01-133-02

Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 15 м шпунтовых одиночных

Базовая норма, к которой применяется 05-01-133-09 для последующих километров.

2
05-01-133-01

Перемещение по воде на первый километр у открытого побережья (открытого рейда) свай стальных: массой 1 м до 70 кг, длиной до 5 м шпунтовых одиночных

Другая базовая норма в той же группе, для которой существуют аналогичные добавочные нормы (например, 05-01-133-08).

3
05-01-133-10

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-133-03

Аналогичная добавочная норма для другого типа свай, перемещаемых по воде.

Технические характеристики

Единица измерения
100 т
Категория
05-01-133
Тип работ
GESN
Материалы
Баржи при работе на открытом рейде несамоходные, грузоподъемность 250 т; Буксиры дизельные при работе на открытом рейде, мощность 294 кВт (400 л.с.).

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: